<< Пред.           стр. 386 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 вклад в к-рую
 внесли Боден, англ. материалисты 17 в. (Ф. Бэкон, Гоббс и др.) и особенно Вико с
 его теорией
 историч. круговорота. Термин «Ф. и.» впервые употребил Вольтер, имея в виду уни-
 верс. историч.
 обозрение человеч. культуры. Гердер впервые рассматривает Ф. и. как спец.
 дисциплину, изучающую
 общие проблемы истории и призванную ответить на вопрос: существует ли положит. и
 неизменные
 законы развития человеч. обществ и если да, то каковы эти законы?
 Ф. и. 18 — 1-й пол. 19 вв. была по преимуществу общей теорией историч.
 развития. Философы
 стремились
 сформулировать цель, движущие силы и смысл историч. процесса. Сила, управляющая
 историей,
 могла называться по-разному (божеств. провидение, всеобщий разум), однако во
 всех случаях эта
 сила остаётся внеисто-рической: она проявляется в истории, но не создаётся в
 ней.
 Тем не менее классич. Ф. и. выдвинула и разработала ряд важных идей — теорию
 прогресса
 (Кондорсе), проблему единства историч. процесса и многообразия его форм,
 историч.
 закономерности, свободы и необходимости и т. д. Своеобразным итогом и вершиной
 её была теория
 Гегеля. Он попытался представить историю как единый закономерный процесс, в к-
 ром каждая
 эпоха, будучи неповторимо своеобразной, представляет собой в то же время
 закономерную ступень в
 общем развитии человечества. Однако историч. процесс для Гегеля— лишь
 бесконечное
 саморазвёртывание разума, идеи. Отсюда — абстрактность гегелевской Ф. и. и её
 несостоятельность
 в объяснении конкретного хода истории.
 Во 2-й пол. 19 в. традиционная метафизич. и онтоло-гич. проблематика, стоявшая в
 центре внимания
 Ф. и., в значит. мере отходит к др. обществ. наукам, так что позитивистские
 теоретики провозгласили
 даже конец всякой Ф. и. и её замену социологией. Однако социология не смогла
 вобрать в себя всю
 философско-историч. проблематику. Кризис позитивистского эволюционизма в кон. 19
 — нач. 20 вв.
 вызвал к жизни новые варианты теории историч. круговорота (Шпенглер, Тойнби,
 Сорокин).
 Проблема смысла истории остаётся центр. проблемой христ. Ф. и. и отчасти
 экзистенциализма
 (Ясперс). В бурж. Ф. и. 20 в. глобальные проблемы всемирной истории и совр.
 цивилизации часто
 трактуются в духе иррационализма и пессимизма и заострены против марксизма.
 Широкое
 распространение приобрела также сложившаяся в кон. 19 в. т. н. критич. Ф. и., в
 к-рой можно
 выделить два осн. течения — гносеологическое и логико-методологическое.
 Гносеологич. теория и
 критика историч. познания (начало к-рой положил Диль-тей) не ограничивается
 рамками собственно
 историографии, но анализирует историч. сознание в широком смысле слова. Так, у
 Кроче теория
 историографии — лишь одно из проявлений «философии духа». Неокантианская Ф. и.
 (Виндельбанд,
 Риккерт) тесно связана с учением о ценностях. Осн. пафос этих концепций — в
 утверждении
 предметной и гносеологич. специфичности истории, её отличия от естествознания и
 «натурализованных» обществ. наук, особенно от социологии. Ведущую роль в этом
 течении Ф. и.
 играет феноменология.
 «Аналитическая» Ф. и., связанная с позитивистской традицией, занимается преим.
 логико-
 методологич. исследованием историч. науки, считая, что задача философии не
 предписывать правила
 историч. метода, а описывать и анализировать исследоват. процедуру и объяснит.
 приёмы историка,
 прежде всего — особенности логики историч. познания (Э. Нагель, К. Гемпель, П.
 Гардинер, У. Дрей
 и др.). Усложнение задач и методов историч. науки стимулирует рост интереса к Ф.
 и. и у историков.
 С 1960 в США выходит междунар. журн. по Ф. и. «History and Theory».
 Подлинно науч. Ф. и. представляет собой материали-стич. понимание истории, к-рое
 устраняет из неё
 всё сверхъестественное, внеисторическое. Марксизм показал, что люди сами творят
 историю, будучи
 одновременно и актёрами, и авторами всемирно-историч. драмы. Однако люди творят
 свою историю
 не по произволу, а на основе существующих объективных условий. Результаты
 деятельности
 предшествующих человеч. поколений, будучи объективированы в определ. уровне
 развития
 производит. сил, в производств. отношениях, предстают перед каждым новым
 поколением как нечто
 данное, от его собств. воли не зависящее, как объективные условия его
 деятельности. В этом смысле
 развитие общества есть естеств.-историч. закономерный процесс. Но этот процесс
 не является
 автоматическим. Назрев-
 шие потребности материальной жизни общества преломляются в интересах его осн.
 классов и
 реализуются в антагонистич. обществе посредством классовой борьбы.
 Возникновение материалистич. понимания истории означало радикальное преодоление
 спекулятивной Ф. и. Философия не претендует больше на то, чтобы рисовать
 априорную схему
 всемирно-историч. развития. Хотя изучение прошлого, как и настоящего, не может
 обойтись без
 определ. теоретич. предпосылок, «... эти абстракции отнюдь не дают рецепта или
 схемы, под которые
 можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и
 начинаются, когда при-
 ступают к рассмотрению и упорядочению материала — относится ли он к минувшей
 эпохе или к
 современности, — когда принимаются за его действительное изображение» (Маркс К.
 и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 3, с. 26).
 В системе совр. марксистской науки Ф. и. не образует самостоят. отрасли.
 Соответств. проблематика
 разрабатывается преим. в рамках историч. материализма (к-рый, собственно, и есть
 марксистская Ф.
 и.), а также в рамках логики науч. исследования (логич. специфика историч.
 метода, виды и формы
 историч. описания, структуры историч. объяснения и т. п.) и в рамках самого
 историч. исследования
 (принципы периодизации всемирной истории, анализ конкретно-историч. понятий и т.
 п.). В центре
 внимания сов. исследователей стоят общие закономерности и диалектика историч.
 процесса, теория
 обществ.-экономич. формаций, глобальные проблемы цивилизации и особенности
 обществ. развития
 в совр. эпоху, а также взаимосвязь истории с др. обществ. и естеств. науками.
 См. также
 Исторический материализм.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеологич. Соч., т. 3; Маркс К., Предисловие
 («К критике политич. экономии»), там
 же, т. 13; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-
 демократов?, ПСС, т. 1; Асмус В. Ф.,
 Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933; К о н И. С., Филос. идеализм и кризис
 бурж. историч. мысли, М., 1959; Филос.
 проблемы историч. науки, М., 1969; Конрад Н. И., Запад и Восток, M., 19722;
 Марка-рян Э. С., О генезисе человеч.
 деятельности и культуры, Ер., 1973; Скворцов Л. В., Диалектика объективного и
 субъективного в Ф. и., М., 1975;
 Ерофеев ?. ?., Что такое история, М., 1976; Лосев А. Ф., Античная Ф. и., М.,
 1977; Философия и методология истории.
 Сб. ст., [пер. с англ., нем., франц.], М., 1977; Коллингвуд Р. Дж., Идея
 истории. Автобиография, М., 1980; Келле В. Ж.,
 Ковальзон М. Я., Теория и историч. М., 1981; Aron В., La philosophic critique de
 1'histoire, P., 19643; Dray W. H.,
 Philosophy of history, Englewood Cliffs (N. J.), 1964; D an t о А. С.,
 Analytical philosophy of history, Camb., 1965;
 Barraclough G., Main trends in history, ;N. ?., 1979. И.С. Кон.
 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ, культурфило-софия (нем. Kulturphilosophie), раздел
 философии,
 исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в нач. 19 в. нем.
 романтиком А.
 Мюллером. Ф. к. следует отличать как от философии истории, ибо процесс
 культурного творчества
 человечества в своих ритмах не совпадает с фазами историч. эволюции, так и от
 социологии
 культуры, к-рая рассматривает культуру с т. зр. её функционирования в данной
 системе обществ.
 отношений.
 Проблематика Ф. к. впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию
 природного и
 нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеч.
 установления
 (обычаи, законы) «...насилуют нас часто вопреки природе» (цит. по кн.: Гомперц
 Т., Греч. мыслители,
 т. 1, СПБ, 1913, с. 346). Киники (Антисфен, Диоген Синоп-ский) развили это
 противопоставление до
 вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобыт-ночеловеч.
 существования,
 выступив, т. о., одними из первых критиков культуры. Кинич. критика
 искусственности и
 испорченности обществ. состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом,
 составила неотъ-
 ФИЛОСОФИЯ 733
 емлемый элемент той духовной атмосферы, в к-рой развивалась обществ. мысль
 раннего
 христианства и его «теология культуры». В новое время проблематика философии и
 критика
 культуры получает особое развитие у Вико, Руссо, Шиллера (учение о «наивной» и
 «сентиментальной» поэзии как двух фазах в развитии культуры), Гердера и йенских
 романтиков
 (идея индивидуального своеобразия нац. культур и отд. историч. ступеней
 культурного развития). От
 Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование Ф. к. в
 узком смысле — как
 филос. осмысления разных стадий эволюции человеч. культуры. Центр тяжести
 сосредоточивается
 теперь на противопоставлении культуры как органич. целостности — цивилизации как
 проявлению
 механич.и утилитарного отношения к жизни (Зиммель, Шпенглер, Клагес, Г.
 Кайзерлинг, Ортега-и-
 Гасет и др. представители философии жизни, в России — Леонтьев, Данилевский,
 Бердяев и др.). У
 Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абс. замкнутости и
 взаимной
 непроницаемости различных (нац. или историч.) культур, что сопровождалось
 отрицанием
 общечеловеч. значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и
 скептицизма в
 осмыслении культуры привело Тойнби к возрождению религ.-филос. идей Августина.
 С. Л. Франк
 попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно
 присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.
 Марксизм рассматривает все проблемы, связанные с осмыслением культуры
 (взаимоотношение
 общества и природы, преемственность в развитии форм обществ. сознания,
 соотношение между
 развитием духовного и материального произ-ва и др.), в составе историч.
 материализма, понимая
 культуру как исторически опре-дел. уровень развития общества и человека, как
 явление
 общечеловеческое и классовое, обусловленное обществ.-экономич. формациями, со
 сменой к-рых
 происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и
 перерабатывает
 достижения предшествующей. См. ст. Культура и лит. к ней.
 * К а р е е в ?., Философия культурной и социальной истории нового времени,
 СПБ, 19022; Виндельбанд В., Ф. к. и
 трансцендентальный идеализм, «Логос», 1910, кн. 2; Степун Ф., Трагедия
 творчества,, там же, кн. 1; P и к-керт Г.,
 Ценности жизни и культурные ценности, там же, 1912—13, кн. 1—2; Зиммель Г.,
 Конфликт совр. культуры, [пер. с
 нем.], П., 1923; Блок А., Крушение гуманизма, Собр. соч., т. 6, М.—Л., 1962;
 Межуев В. М., Культура и история, М.,
 1977; Dempf ?., Kulturphilosophie, [Munch.— В., 1932]; Portmann ?., Natur und
 Kultur im Sozialleben, Basel, 19462;
 Schweitzer ?., Kulturphilosophie, Bd 1—2, Munch., 1948; R u s t o w A.,
 Ortsbestimmung der Gegenwart, Bd l—3, Erlenbach
 — Z.—Stuttg., 1950—57; Weber A., Prinzipien der Geschichts- und
 Kultursoziologie, Munch., [1951].
 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, течение в совр. бурж. философии, исследующее структуру науч.
 знания,
 средства и методы науч. познания, способы обоснования и развития знания. Ф. н.
 опирается, с одной
 стороны, на различные позитивистские концепции теории познания, с др. стороны —
 на
 естествознание (физику, химию, биологию и др. науки), откуда она черпает
 материал для
 методологич. обобщений.
 Самостоят. областью исследований Ф. н. становится з сер. 19 в. (У. Уэвелл и Дж.
 С. Милль).
 Разработка Ф. н. и расширение круга её проблем связаны с работами Больцано,
 Маха, Пуанкаре,
 Дюэма. С кон. 20-х гг. 20 в. наибольшее влияние в Ф. н. приобрела концепция
 логич. позитивизма
 (Шлик, Карнап, Г. Фейгль и др.), к-рая исходила в понимании природы науч. знания
 из субъективно-
 идеалистич. воззрений Маха и логич. атомизма Рассела и Витгенштейна. Логич.
 позитивизм
 рассматривал науку как систему утверждений, в основе к-рой лежат особые
 «протокольные» предло-
 жения, описывающие чувств. переживания и восприя-
 734 ФИЛОСОФИЯ
 тия субъекта. Осн. задачу Ф. н. логич. позитивисты усматривали в логич. анализе
 языка науки с
 целью устранения из него т. н. псевдоутверждений, к к-рым они относили прежде
 всего утверждения
 филос., или мета-физич., характера. Концепция логич. позитивизма оказалась в
 резком противоречии
 с развитием науки и подверглась серьёзной критике.
 С конца 50-х гг. в центре внимания Ф. н. оказываются проблемы анализа развития
 науки. Появляются
 концепции, претендующие на описание развития науч. знания в целом или в отд.
 историч. периоды.
 Значит. влияние приобретают методологич. концепция Поппера, теория науч.
 революций Куна,
 историч. модель развития науч. знания Тулмина, концепция науч.-исследо-ват.
 программ Лакатоса, а
 также теории Дж. Агасси, У. Селларса и др. Для этих концепций характерны тесная
 связь с историей
 науки и критич. отношение к неопозитивистской модели науки.
 На первый план в совр. Ф. н. выдвигаются след. проблемы: анализ структуры науч.
 теории и её
 функций; понятие науч. закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения
 науч. теорий,
 законов и гипотез; методы науч. исследования; реконструкция развития науч.
 знания. Исследуя
 историю развития науки и используя материал совр. естествознания, представители
 Ф. н. нередко
 высказывают продуктивные идеи, выдвигают новые методологич. проблемы. Однако
 отрицание
 принципа отражения и истолкование природы науч. познания с кантианских,
 прагматистских либо
 конвенцио-налистских позиций приводит представителей Ф. н. к неразрешимым
 противоречиям,
 существенно ограничивает объяснит. возможности их концепций, не позволяет
 воспроизвести
 процесс развития науки во всей его диалектич. сложности и многообразии. См.
 также Наука,
 Методология.
 • Дюгем П., Физич. теория, ее цель и строение, пер. с франц., СПБ, 1910; Франк
 Ф., Ф. н., пер. с англ., М., 1960; Швырев
 В. С., Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966; Карнап Р.,
 Филос. основания физики, пер. с
 англ., М., 1971; Лекторский В. А., Философия, наука, Ф. н., «ВФ», 1973, № 4; Кун
 Т., Структура науч. революций, пер. с
 англ., ?., 19772; Структура и развитие науки, пер. с англ., М., 1978; Зотов А.
 Ф., Ворон-цова Ю. В., Бурж. «Ф. н.»
 (становление, принципы, тенденции), М., 1978; Панин А. В., Диалектич.
 материализм и постпозитивизм (Критич. анализ
 нек-рых совр. бурж. концепций науки), М., 1981; В е н ц к о в с к и й Л. Э.,

<< Пред.           стр. 386 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу