<< Пред.           стр. 387 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Филос. проблемы развития науки, М., 1982.
 ФИЛОСОФИЯ ПРАВА, наука о наиболее общих теоре-тико-мировоззренч. проблемах
 правоведения и государ-ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные
 правовые системы,
 отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне.
 Ф. п. сложилась и длит. время выступала как составная часть филос. систем. Уже в
 антич. философии
 (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие проблемы Ф.п., как
 соотношение права и
 справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии
 социальных ценностей и др.
 Особенно значит. место Ф. п. занимала в философии Просвещения (доктрина
 естественного права) и
 в нем. классич. философии (напр., «Ф. п.» Гегеля), выступая как форма социальной
 философии,
 обосновывавшей определ. обществ. и гос. строй. Позднее Ф. п. стала превращаться
 в составную часть
 широко развившейся в бурж. обществе юридич. науки. Нередко термин «Ф. н.»
 употребляется в ней
 как синоним общего учения (общей теории) о праве. Однако с кон. 19 в. Ф. п. чаще
 понимается в
 более узком значении как автономная дисциплина, отличная от общей теории и
 социологии права и
 призванная изучать не само действующее право и реальный правопорядок, а
 идеальные, духовные
 начала, лежащие якобы в основе права. Осн. понятием толкуемой таким образом
 бурж. Ф. ц. ста-
 новится «идея права» в её неокантианском (Штаммлер, Радбрух, Б. А. Кистяковский
 и др.) или
 неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании.
 После 2-й мировой войны в Ф. и. преобладает влияние Гуссерля, Шелера, Н.
 Гартмана, а также
 экзистенциа-
 лизма. Как реакция на длит. господство неокантианства феноменологич. линия в ?.
 п. (идущая от А.
 Рей-наха) акцентирует внимание на «онтологии права», однако имеет при этом в
 виду некое
 идеальное бытие права, точнее предшествующих реальным юридич. категориям и
 нормам «правовых
 эйдосов», «сущностей», «ценностей». Т. о., законодатель и правовед, подобно
 математику, лишь
 открывают правовые понятия, нормы, ценности методом феноменология, редукции.
 Экзистен-
 циалистская линия (В. Майхофер, Е. Фехнер) видит подлинное бытие права не в
 комплексе норм, а в
 правовом переживании конкретных ситуаций; в частности, и правосудие призвано к
 тому, чтобы
 извлекать право из конкретных ситуаций, а не из предустановленных правил.
 С возникновением марксизма Ф. п. была впервые поставлена на материалистич.
 основу. Применение
 к праву принципов диалектич. и историч. материализма позволило всесторонне
 раскрыть сущность
 права, его взаимоотношения с др. социальными институтами и нормами, его
 экономич., политич. и
 идеологич. роль, место в системе социальных ценностей, историч. перспективы.
 Марксизм сочетает
 филос., социологич. и собственно юридич. подходы к изучению права, а не
 противопоставляет их,
 как это имеет место в бурж. юриспруденции. В этом плане Ф. п. выступает как один
 из аспектов
 теории государства и права — обобщающей, общетеоретич. дисциплины в системе
 юридич. наук.
 В юридич. литературе термин «Ф. п.» употребляется также применительно к
 совокупности тех
 проблем теории права (в особенности методологических и гносеологических),
 решение к-рых
 требует широкого и непосредств. использования ряда филос. положений и выводов.
 • Туманов В. А., Бурж. правовая идеологич. М., 1971; К е р и м о в Д. А., Филос.
 проблемы права, М., 1972; Я в и ч Л. С.,
 Общая теория права, Л., 1976; PeschkaV., Grundprobleme der modernen
 Rechtsphilosophie, [Bdpst], 1974.
 ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, см. Натурфилософия.
 «ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ» (нем. Glaubensphilosophie), иррационалистич.
 направление в
 нем. философии 2-й пол. 18 в., связанное прежде всего с именем Якоби, а также
 Гамана и др. В
 основе «Ф. ч. и в.»— идея нецосредств. знания, к-рое противопоставлялось у Якоби
 рациональному,
 опосредованному, дискурсивному познанию. Согласно «Ф. ч. и в.», достоверность
 существования
 вещей реального мира дана в «чувстве» или «вере», причём уже Гаман смешивает
 понятия фило-
 софии Юма faith — религ. веру, и belief — определ. убеждение, мнение. «Ф. ч. и
 в.» была тесно
 связана с характерным для духовной атмосферы Германии 1770-х гг. психологизмом,
 культом
 чувства, субъективизмом и явилась религ.-филос. обоснованием этих умонастроений.
 Разнообразное
 продолжение получила в филос. интуитивизме 19—20 вв. Гегель во многих своих
 работах уделил
 большое место критике интуитивизма Якоби.
 • Кожевников В. А., Ф. ч. ив. ..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема
 интуиции в философии и математике, M., 19652.
 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле — филос. учение о природе (сущности)
 человека, к-рый служит исходной точкой и центр. предметом рассмотрения; в узком
 смысле —
 течение зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в.
 Как течение нем. бурж. мысли Ф. а. возникла в 20-х гг. в русле происходившего
 тогда общего для
 зап.-европ. философии «антропологич. поворота» и опиралась на идеи философии
 жизни (Дильтей) и
 феноменологии (Гуссерль и др.).
 Шелер, один из родоначальников Ф. а., в работе «Положение человека в космосе»
 («Die Stellung des
 Menschen im Kosmos», 1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о
 человеке. Он
 начертал обширную программу филос. познания человека во всей полноте его бытия,
 предполагая,
 что Ф. а. соединит конкретно-науч. изучении различных сфер человеч.. бытия с
 целостным, филос.
 его постижением, В этой работе, как и в
 труде др. теоретика Ф. а. Плеснера «Ступени органического и человек» («Die
 Stufen des Organischen
 und der Mensch», 1928), в космологич. перспективе рассматривались нек-рые
 существ. аспекты
 отношения человека к животному и растит. миру. Этот органич., биоантропо-логич.
 подход к
 проблеме человека не стал подготовит. этапом последующего, более целостного
 взгляда на человека,
 но по существу узко ограничил горизонт филос.-антропологич. мышления и был
 унаследован др.
 представителями Ф. а. (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хен-гстенбергом, М.
 Ландманом и др.).
 Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Ф. а., несмотря на нек-рые её
 науч. и
 теоретич. достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отд.
 филос.-
 антропологич. теории — биологическую, психологическую, религиозную, культурную и
 др., к-рые
 при известной принципиальной общности обнаружили существ.и различия как в
 методах исследо-
 зания, так и в понимании характера и назначения Ф. а. У Шелера человек — не
 столько
 биологическое, но гл. обр. духовное существо, выделяющееся способностью к
 «чистому созерцанию
 вещей»; у Плеснера подчёркивается эксцентрич. природа утратившего свою самость
 человека,
 «приговорённого» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по
 Гелену, человек по
 причине биологич. недостаточности предопределён к деятельной активности,
 реализующей себя в
 различных формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана он — продукт определ. стиля
 жизни, или
 «объективного духа» культуры. Сторонники Ф. а. в каждом конкретном случае
 выбирают к.-н. отд.
 специфич. аспект и возвышают его до уровня единств. определяющего признака
 природы человека,
 при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом
 методологич. принципы
 Ф. а. и вытекающие из них конкретные теоретич. построения страдают существ.
 пороками. Остались
 неосуществлёнными притязания Ф. а. на положение специальной, наряду с другими,
 дисциплины в
 составе философии, тем более основополагающей филос. дисциплины, осмысливающей
 науч. знание
 о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ. Оттеснённая в
 послевоен. время
 экзистенциализмом, Ф. а. в 60—70-х гг. влилась в широкое идейное движение,
 претендующее на
 теоретич. осмысление и истолкование совр. знания о человеке, на достижение
 нового филос.
 понимания природы человека (прагматизм, глубинная психологич. структурализм).
 Общефилос. принципы понимания сущности человека, выработанные марксистско-
 ленинской
 философией, служат наиболее перспективным и достаточным основанием для
 конкретного филос.-
 антропологич. исследования, для выработки спец. филос. учения о человеке,
 конкретизирующего
 общефилос. положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его
 месте в природе,
 роли в развитии общества, истории, познания. Философы-марксисты отвергают
 имевшие место
 попытки эклектич. сочетания марксизма с антропологич. подходом (Сартр и др.), а
 также
 ревизионистские искажения марксизма в духе абстрактного антропологизма.
 • Корнеев П. В., Совр. Ф. а., М., 1967; Л ю б у т и н К. Н., Критика совр. Ф.
 а., М., 1970; Григорьян Б. Т., Ф. а.: Критич.
 очерк, М., 1982; Landmann M-, Philosophische Anthropologie, В., 1955; Rothacker
 E., Philosophische Anthropologie, Bonn,
 1956; Landsberg· P., Einfuhrung in die philosophische Anthropologie, Fr./M.,
 I9602; Die. Frage nach dem Menschen, Freiburg
 — Munch., 1966; Neue Anthropologie, hrsg. v. H.-G. Gadamer, P. Vogler, Bd 1—7,
 Stuttg 1972—75.
 ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ. Как специфич. форма науч. лит-ры появились в кон. 17 в. В
 18 в.
 возникли собственно Ф. ж.— первоначально в Германии: «Acta philosophorum»
 (Halle, 1715—26);
 «Philosophisches Journal einer Gesellschaft deutscher Gelehrten» (Jena —
 ФИЛОСОФСКИЕ 735
 Lpz., 1795—1800); «Kritisches Journal-der Philosophie» (Tub., 1802—03). Первые
 Ф. ж. нередко
 содержали статьи по широкому кругу проблем — педагогике, политике, праву,
 теологии [«Revue
 philosophique, litteraire et politique» (P., 1794—1807); «Zeitschrift fur
 Philosophie und Padagogik»
 (Langensalza, 1894—1914)].
 К сер. 19 в. новые Ф. ж. были созданы в Германии [«Zeitschrift fur Philosophie
 und philosophische
 Kritik» (Lpz., 1837—1918)], Франции [«Revue philosophique et religieuse» (P.,
 1855—58)]. G 1850 по
 1900 был основан 31 Ф. ж. Начали издаваться также первые междунар. журналы [США
 — «The
 Monist. An International Journal of General Philosophical Inquiry» (Chi., 1890—
 1936)]; первые
 библиография, периодич. издания [«Repertoire bibliographique de la philosophie»
 (Louvain, с 1894)];
 появились специализиров. Ф. ж. — по этике, социальной философии.
 Во 2-й пол. 19 в. представители различных филос. течений организовали свои
 журналы:
 неокантианцы — «Kant-Studien» (Hamb.— Lpz., с 1896), неотомисты —
 «Philosophisches Jahrbuch»
 (Munch., с 1888); «Revue thomiste» (P., с 1893); «Revue de philosophie» (P.,
 1900— 1939);
 представители неокритицизма — «Annee philosophique» (P., 1867—1913). В 1900—14
 было создано
 19 новых Ф. ж.; появились специализиров. Ф. ж. по эстетике-, философии культуры
 и философии
 истории, создаётся междунар. журн. «Logos. Internationale Zeitschrift fur
 Philosophie der Kultur» (Tub.,
 1910—33). К нач. 1-й мировой войны в мире выходило более 40 Ф. ж.; в период
 войны издание
 многих Ф. ж. прервалось, нек-рые перестали выходить. В 1919—39 возникло 57 новых
 Ф. ж.;
 появились специализиров. Ф. ж. по логике и методологии науки [«Erkenntnis»
 (Lpz., 1930—40);
 «Philosophy of Science» (Bait., с 1934); «Theoria» (Goteborg, с 1935)].
 Во время 2-й мировой войны 21 Ф. ж. перестал издаваться. Новые Ф. ж. создавались
 преим. в США.
 В по-слевоен. годы число Ф. ж. растёт: в 1945—50 было создано 37 новых Ф. ж., в
 1950 — ок. 50, в
 1951—60 также ок. 50, в 1960—66 стало выходить ок. 40 новых Ф. ж. В этот период
 появились Ф. ж.
 в ряде стран Лат. Америки, Пакистане, Индии; произошла дальнейшая специализация
 Ф. ж. по
 истории, философии, эстетике, методологич. проблемам социальных наук, этике,
 логике, были
 созданы реферативные Ф. ж., новые междунар. Ф. ж. Осн. тенденция в развитии Ф.
 ж. — удвоение
 об-щего их числа за 15—20 лет (в 1850—4, 1870—9, 1890-19, 1910—38, 1930—58,
 1950—97, 1970 —
 ок. 200).
 Ф. ж. в России: «Философский трёхмесячник» (К., 1885—87); «Вопросы философии и
 психологии»
 (1889— 1918); «Логос» (1910—14); «Новые идеи в философии» (1912—14); «Вера и
 разум» (1884—
 1916).
 В СССР издавались журналы: «Под знаменем марксизма» (1922—44), «Проблемы
 марксизма»
 (1928—34). «Летописи марксизма» (1926—30), «Вестник Коммуни-стич. Академии»
 (1922—35),
 «Мысль» (1922), «Фiлософ-ська думка» (1927—37). Выходят журналы: «Вопросы
 философии» (с
 1947), «Филос. науки» (с 1958), «Вестник МГУ. Философия» (с 1966), «Вестник ЛГУ.
 Философия» (с
 1956), «Фiлософська думка» (К., с 1969), реферативные журналы — «Обществ. науки
 в СССР. Сер. 3.
 Филос. науки» (с 1973) и «Обществ. науки за рубежом. Сер. 3. Философия и
 социология» (с 1973).
 Ф. ж. за рубежом. Австралия: «Australian Journal of Philosophy» (Sydney, с
 1923). Австрия: «Wiener
 Zeitschrift fur Philosophie, Psychologie und Padagogik» (W., с 1947). Бельгия:
 «Revue philosophique de
 Louvain» (Louvain, с 1894); «Tijdschrift voor philosophie» (Leuven, с 1939).
 Болгария: «Философска
 мисъл» (София, с 1945). Бразилия: «Revista brasilei-ra de filosofia» (Sao Paulo,
 с 1951). Великобрита-
 ния: «Ratio» (Oxf., с 1957); «The British Journal of
 736 ФИЛОСОФСКИЕ
 Aesthetic» (L:, с I960); «British Journal for the Philosophy of Science»
 (Edinburg, с 1950); «Mind» (L., с
 1876); «Studies in History and Philosophy of Science» (L., с
 1970); «Metaphilosophy» (Oxf., с 1970); «Nous» (Bloomin-gton, с 1967). Венгрия:
 «Magyar filozofiai
 szemle» (Bdpst, с 1957). Г Д P: «Deutsche Zeitschrift fur Philosophie» (В., с
 1953). И с n a H и я: «Revista
 de filosofia» (Madrid, с 1942). Италия: «Archivio di filosofia» (Ro-ma, с 1931);
 «Filosofia» (Torino, с
 1950); «Giomale di metafisica» (Torino, с 1946); «Giomale critico della
 filosofia italiana» (Messina —
 Firenze, с 1920); «Rivista cri-lica di storia della filosofia» (Mil., с 1946);
 «Rivista di filosofia» (Modena —
 Torino, с 1909); «Rivista di filoso-fia neoscolastica» (Mil., с 1909). Канада:
 «Dialogue. Revue canadienne
 de philosophie» (Kingston, с 1962); «Canadian Journal of Philosophy» (Edmonton,
 с 1971). Нидерланды:
 «Idealistic studies» (The Hague, с
 1971). Норвегия: «Inquiry» (Oslo, с 1958). ? о л ь-ш a: «Studia i'ilozoficzne»
 (Warsz., с 1957); «Studia lo-
 gica» (Poznan — Warsz., с 1953); «Studia estetyczne» (Warsz., с 1964). Румыния:
 «Cercetari filozofice»
 (Buc.. 1954—63, с 1964 назв. «Revista de filozofie»). США: «American
 Philosophical Quarterly»
 (Pittsburgh, с 1964); «American Philosophical Society. Yearbook» (Phil., с
 1937); «Journal of
 Existentialism» (N. Y., с 1960); «Journal of Philosophy» (N. Y., с 1904);
 «Journal of the History of Ideas»
 (N. Y., с 1940); «Journal of the History of Philosophy» (Berk., с 1963); «Modern
 Schoolman» (St. Louis, с
 1925); «Personalist» (Los Ang., с 1920); «Philosophical Review» (Ithaca —
 Boston, с 1892); «Philosophical

<< Пред.           стр. 387 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу