<< Пред.           стр. 391 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Посад, 191«; Первые шаги философии, Сергиев Посад, 1917; Обратная перспектива,
 «Уч. записки Тартуского ун-та»,
 1967, в. 198; Строение слова, в сб.: Контекст, М., 1973; Анализ
 пространственности в худож.-изобразит. произведениях,
 «Деко-рат. иск-вo», 1982, № 1.
 ФОМА АКВИНСКИЙ, Фома А к в и н а т (Thomas Aquinas) (1225 или 122В, замок
 Роккасекка близ
 Акуи-но, Юж. Италия,— 7. 3. 1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), ср.-век.
 философ и теолог,
 систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец
 (с 1244). В
 1567 признан пятым «учителем церкви».
 В осн. трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» подведены итоги
 теологич.-
 рационалистич. поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в
 формах
 здравого смысла. Культуру здравого смысла, упорядочение «естеств.» рассудка, над
 742 ФИШЕР
 к-рым надстраивается ярус «сверхъестеств.» догмы, Ф. А. вслед за Альбертом
 Великим нашёл у
 Аристотеля. Задача, к-рую ставит себе ?. ?.,— это упорядочение множества в
 единство, а не просто
 созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы стремится
 вывести бытие
 бога из бытия вещей. В этом мышление Ф. А. отличается от абстрактного умозрения
 ранней
 схоластики (Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм
 и Августина.
 В рубриках «Суммы теологии» одни и те же схемы мысли накладываются на
 бесконечную пестроту
 конкретных вопросов — от пяти доказательств бытия бога до определения границ
 допустимого и
 недопустимого в финансовой деятельности и т. п.
 В основе онтологии Ф. А. — восходящая к Аристотелю антитеза «потенциального»
 (возможного) и
 «актуального» (действительного). «Потенциальное» — колеблющаяся,
 неустановившаяся, открытая
 для перемен незавершённость и постольку несовершенство. «Чистая потенциальность»
 — материя,
 «слабейший вид бытия»; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к
 воздействию
 извне. «Актуальное» — это реа-лизованность, осуществлённость, завершённость и
 тем самым
 совершенство. «Актуальна» в своей противоположности материи форма — принцип
 порядка и чёт-
 кости; абс. актуальность, не допускающая к.-л. потенциальности,— бог, источник
 всякого
 оформления. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность
 конкретизирующий «принцип индивидуа-ции». Во всём сущем Ф. А. вслед за
 Аристотелем различает
 «субстанцию» (сущность) и «акциденции». Онтология ?. ?., как это вообще
 характерно для ср.-век.
 философии, ценностно окрашена: «сущее и благое есть понятия взаимозаменимые»
 (Summa
 theologiae II q. 18, а. 3).
 Антропология ?. ?., особенно связанная с острыми идеологич. конфликтами его
 эпохи, исходит из
 представления о человеч. индивиде как личностном соединении души и тела. Душа
 нематериальна и
 субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту
 идею Ф. А.
 защищал как против плато-ническо-августиновского спиритуализма, так и против
 аверроизма (Сигер
 Брабантский), учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих
 существах
 мироздания. Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеч. природы,
 ст. зр. ?. ?.,
 ложно. Человеч. душа — не просто «двигатель» тела, но его субстанциальная форма.
 Эта концепция
 вызвала противодействие августинистско-францисканских оппонентов ?. ?., пока не
 была принята
 на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной доктрины католич. церкви. В
 аверроизме Ф.
 А. видел ниспровержение христ. эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души.
 Личность для
 Ф. А.— «самое благородное во всей разумной природе» (там же I q. 20, а. 1),
 интеллект — это всегда
 личный интеллект и постольку не абс. начало, но часть целого. Только в боге
 интеллект есть
 сущность, в человеке же — потенция сущности, так что не «интеллект мыслит», но
 человек мыслит
 «при посредстве» интеллекта. Это включение интеллекта в душевно-телесную
 индивидуальность и
 отрицание его абсолютности, вытекающее из христ. догматич. предпосылок,
 сочетается у Ф. А. с
 утверждением примата интеллекта над волей. Ф. А. считает, что разум сам но себе
 выше воли,
 однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем
 познание бога.
 Для этики Ф. А. характерно учение о «естеств. законе», вложенном богом в сердце
 людей и
 описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается «божеств.
 закон», к-рый превосходит «естеств. закон», но не может ему противоречить. В
 трактате «О
 правлении государей» Ф. А. соединяет восходящие к Аристотелю представления о
 человеке как
 обществ. существе, об общем благе как цели гос. власти, о моральном добре как
 середине между
 порочными крайностями и т. д. с
 христ. догматами и доктриной о верховном авторитете рим. папы. Ф. А. с
 оговорками признаёт право
 народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость.
 Филос.-теология, система Ф. А. стала с 14 в. знаменем доминиканских схоластов в
 их спорах с
 августинизмом и францисканским скотизмом. С 1(5 в. томизм энергично насаждается
 иезуитами; их
 теологи (Суарес и др.) комментируют и модернизируют систему Ф. А. Со 2-й пол. 19
 в. учение Ф. А.
 становится основой неотомизма.
 • Opera omnia, v. 1—25, Parma, 1852—73 (переизд.—N. ?., 1948); v. 1—34, P.,
 1871—80; v. i—Iti, Roma, 1882 (изд. не
 оконч.); рус. пер.— в кн.: Антология мировой философии, т. 1, М., 1969, с. 823 —
 62.
 • Бронзов ?. ?., Аристотель и ?. ?. в отношении к их учению о нравственности.
 СПБ, 1884; Боргош Ю., ?. ?., [пер. с
 польск.], ?., 19752; M a r i t a i и J., Le docteur Angilique, P., 1930; G r a b
 m я и n M., Thomas von Aquin, Munch., 19498;
 Pieper J., Uber Thomas von Aquin, Muneh., 19492: Chesterton G. K., St. Tliomas
 Aquinas, Garten City (N. Y.), 1956; G i l s o n
 E., Le thomisme. Introduction a la Philosophie de St. Thomas d'Aquin, P., 19656.
 С. С. Аверинцев.
 ФОРМА, см. Содержание и форма.
 ФОРМА И МАТЕРИЯ [греч. ????? (????, ?????) ?? ???, лат. пер. forma et material,
 в философии
 Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» — см. Архе), бытия.
 Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотелем, но
 концептуально было
 подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и
 беспредельное»
 «Филеба», «одно и неопределённую двоицу» «Неписанных учений» — см. Диада) и ещё
 раньше
 пифагорейцами (Филолай). Греч, термин эйдос, обычно переводимый в
 аристотелевских текстах как
 «форма», у Платона обозначает (наряду с ????) трансцендентные «идеи»; термин ???
 (собственно
 «древесина») — техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством к-рого
 Лукреций кальки-
 ровал греч. ???, также означало «строевой лес»). Др. синонимы формы-эйдоса
 (помимо ????, ?????) у
 Аристотеля: логос, ????? — «сущность, субстанция», и труднопереводимый термин ??
 ?? ?? ????? —
 «что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть»
 (схоластич. quiditas
 — «чтойность»), изредка также ????? («природа», «самобытность»; однако тот же
 термин может
 означать и «материальную субстанцию»). Теория Ф. и м. впервые была разработана
 Аристотелем в 1-
 й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» (???????) в виде учения о «трёх
 принципах»:
 материальный субстрат (???, ???????????), форма (?????, позитивная
 противоположность),
 лишённость формы (???-?????, негативная противоположность). Становление
 протекает не от абс. не-
 бытия к бытию, но от акциден-тального не-бытия-чем («Сократ необразован») к
 положит.
 обладанию (????) эйдосом («Сократ образован»), причем субстрат изменения
 («Сократ») не возникает
 и не уничтожается. Учение Аристотеля о Ф. и. м., так же как и учение о
 «принципах» вообще, имело
 эвристич. характер: расчленить и высветить в размытом хаосе «слитых» впечатлений
 объективную
 («по природе») структуру вещи, делающую её познаваемой. Ф. и м.— имманентные
 структурные
 элементы (????????) вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоят.
 реальностью в
 качестве данного нечто (???? ??); таковой обладает только результат их синтеза —
 «целостность» (??
 ??????? — термин Аристотеля для «конкретного»). При этом Ф. и м. соотносительны
 акту и
 потенции: материя есть потенция формы, а форма — актуализация (см. Энергия,
 Энтелехия)
 материи. Нераздельность Ф. им. (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается
 только дважды,
 и оба раза в пользу «формы»: в космологии — признанием трансцендентного ума-нуса
 —
 перводвигателя, в антропологии — признанием «отделимости» и бессмертия высшей
 духовной
 способности — «активного ума» («О душе» III 5). Ф. и м. у Аристотеля могут
 выступать как
 функциональные понятия: нечто может быть «формой» материи х, но «материей» формы
 у. Так, в
 теории элементов «каждое вышележащее тело
 относится к находящемуся под ним как форма к материи» (О небе 310b 14), и,
 напр., вода выступает
 как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху.
 Аристотель
 различает градации материи: последовательно повторяя гилеморфич. анализ, можно
 дойти до чистой,
 или первой, материи (????? ???, materia prima — «Метафизика» 1049 а 25), о к-рой
 невозможно
 сказать, «из чего» она состоит, и к-рая противополагается наиболее близкой к
 энтелехиальному
 состоянию «последней материи» (?????? ???). Напр., «дом» предполагает след.
 ступени материи:
 кирпичи («последняя материя»), глина, земля, первая материя (материя четырёх
 элементов). Однако
 словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и «первой материей» он иногда
 называет также
 ближайшую материю («Метафизика» 1044а 23; 1014h 32; «Физика» 193а 29). • К ine
 H. R., Aristotle
 without Prima Materia, «Journal of the History of Ideas», 1956, v. 17, JVt 3, p.
 370—80; S o l m-s e n F.,
 Aristotle and prime matter: a reply to Hugh R. King, там же, 1958, v. 19, № 2,
 p. 243—52; T u genhat E., ??
 ???? iivog. Eine Untersuchung zu Struktur und Ursprung Aristotelischer
 Grundbegriffe, Freiburg —
 Munch., 1958; H a p p H., Hyle. Studien zum aristotelischen Materie-Begriff, B,—
 N. Y., 1971.
 ФОРМАЛИЗАЦИЯ, отображение результатов мышления в точных понятиях или
 утверждениях. В
 этом смысле Ф. противопоставляется содержательному или интуитивному мышлению. В
 математике
 и формальной логике, где Ф. наиболее развита, под Ф. обычно понимают отображение
 содержат.
 знания в знаковом формализме, или формализованном языке. Непременным условием
 для
 построения такого языка является использование аксиоматич. метода, благодаря к-
 рому удаётся
 получить все утверждения теории из небольшого числа принимаемых без
 доказательства утверж-
 дений, или аксиом. Полная Ф. теории достигается лишь тогда, когда отвлекаются от
 содержат.
 смысла самих исходных понятий и аксиом теории и полностью перечисляют правила
 логич. вывода
 теорем из аксиом. Использование аксиоматич. метода в процессе Ф. обеспечивает
 такую
 систематизацию знания, при к-рой его отд. элементы не просто координируют друг с
 другом, а
 находятся в отношении субординации (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 20, с.
 538). Поиски аксиом, из к-рых можно чисто логич. путём вывести следствия, или
 теоремы,
 составляют одну из важнейших задач Ф.
 Ф. доказательства даёт возможность освободиться от обращения к интуитивным
 представлениям, что
 имеет решающее значение для строгости вывода. Представление доказательства в
 виде
 последовательности формул, каждая из к-рых является либо аксиомой, либо
 получается из аксиом по
 правилам вывода, превращает сам процесс проверки доказательства в чисто механич.
 процедуру и
 может быть передан вычислит. машине. Доказательство глубоко связано с
 вычислением, вместе с к-
 рым его можно представить как непосредственное (хотя и абстрактное) материальное
 созерцание (см.
 там же, с. 631).
 Ф. играет существ. роль в анализе, уточнении и экспликации науч. понятий.
 Интуитивные понятия,
 хотя и кажутся более ясными с т. зр. обыденного сознания, однако в силу их
 неопределённости и
 неоднозначности они мало пригодны для науки. В науч. познании нередко нельзя не
 только
 разрешить, но даже сформулировать и поставить проблемы до тех пор, пока не будут
 разъяснены и
 уточнены относящиеся к ним понятия. Так, понятие алгоритма издавна применялось в
 математике,
 но только после того, как оно получило точное и строгое определение в 1930-х
 гг., стало возможным
 доказательство существования алгоритмически неразрешимых проблем.
 Ф. неразрывно связана с построением искусственных, или формализованных, науч.
 языков. Такие
 языки
 ФОРМАЛИЗАЦИЯ 743
 создаются для точного выражения мыслей с целью исключить возможность
 неоднозначного
 понимания. Ф. даёт возможность строить науч. языки с точно установленной
 структурой и
 заданными правилами преобразования одних выражений в другие.
 Полученные с помощью методов Ф. результаты имеют важное филос. значение прежде
 всего для
 решения проблемы соотношения формальных и содержат. компонентов в науч.
 познании.
 Исследования по разрешимости формализованных математич. теорий, начало к-рым
 положил Чёрч
 доказательством отсутствия разрешающей процедуры для узкого исчисления
 предикатов, подорвали
 веру в принципы чисто формального обоснования математики, выдвинутые Гильбертом.
 Еще более
 существ. значение имели результаты Гёделя о неполноте формализованной
 арифметики, теоремы
 Тар-ского о неформализуемости понятия истины в рамках формализмов и др. Эти
 исследования
 показали ограниченность неопозитивистской программы анализа науки, исходящей из
 примата
 формы над содержанием и сводящей все проблемы философии науки к анализу
 структуры науч.
 языка.
 Диалектич. материализм рассматривает Ф. как средство выявления и уточнения
 содержания науч.
 знания. Подчёркивая обусловленность методов Ф. содержанием науч. знания,
 диалектико-
 материалистич. концепция признаёт значит. роль формы и формальных компонентов в
 раскрытии
 этого содержания. Вместе с тем никакая Ф. не может исчерпать всего богатства
 содержания, она
 способна лишь приближаться к этому пределу в бесконечном процессе науч.
 познания.
 • К лини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957; Яновская С.
 А., Методологии, проблемы науки, М.,
 1972; Кураев В. И., Диалектика содержательного и формального в науч. познании,

<< Пред.           стр. 391 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу