<< Пред.           стр. 40 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 содержится ряд
 важных положений марксизма.
 • Маркс К., Предисловие ко второму изданию «Восемнадцатое брюмера Луи
 Бонапарта», Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф.,
 Соч., т. 16, 27—34 (см. Указатель имен); Поспелова В., И. В., в сб.: Маркс и
 Энгельс и первые пролет, революционеры,
 [М., 1961]; Obermann К., Joseph Weydemeyer. Ein Lebensbild, В., 1968 (лит.).
 ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ ШОВИНИЗМ, см. Шовинизм.
 ВЕНСКИЙ КРУЖОК, группа, явившаяся идейным и организац. ядром движения
 логического
 позитивизма. В. к. возник на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при
 кафедре
 философии индуктивных наук Венского ун-та. В. к. объединял ряд молодых учёных,
 скептически
 относившихся к возможностям тра-диц. философии. Выдвигавшаяся ими программа
 развития «науч.
 философии» получила позитивистскую направленность. В В. к. входили: Р. Карнап,
 Ф. Вайс-ман, Г.
 Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, К. Гёдель и др. С В. к.
 сотрудничали: группа X.
 Рейхенбаха в Берлине, Ф. Франк (Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А.
 Вламберг, Э. Нагель
 (США), Й. Йоргенсен (Дания), А. Айер (Великобритания) и др. На формирование
 идейных установок
 В. к. значит. воздействие оказал махизм, для к-рого были характерны негативное
 отношение к
 традиц. «метафизике», к классич. филос. проблематике и узкосциентистская (см.
 Сциентизм)
 трактовка гносеологич. и методологич. вопросов. В. к. воспринял также
 субъективно-идеалп-стич.
 установки логического анализа философии (в частности, Л. Витгенштейна) —
 концепцию сведения
 философии науки к логич. анализу языка науки и учение об аналитич. характере
 логики и
 математики. Синтез позитивизма махистского толка с установками философии логич.
 анализа привёл
 к формированию в В. к. исходных положений логич. позитивизма.
 В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали мани-фест «Научное миропонимание.
 Венский кружок».
 В это же время завершается организац. оформление В. к. Начиная с 1930-х гг. в
 ряде стран были
 организованы междунар. конгрессы представителей этого течения. В 1930—39 В. к.
 издавал
 совместно с группой Рейхенбаха журн. «Erkenntnis», пропагандировавший идеи
 логич. позитивизма.
 К кон. 30-х гг. в связи с гибелью Шлика, отъездом ряда деятелей В. к. из Вены и
 захватом Австрии
 нацистской Германией кружок прекратил существование. Непосредств. преемником В.
 к. стало
 течение логического эмпиризма в США. См. также Аналитическая философия.
 • Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., I960; Швырев В.С., Неопозитивизм
 и проблемы эмпирич. обоснования
 науки, М., 1966, гл. 2; Совр. бурж. философия, М., 1978., гл. 2; Neurat h р., Le
 doveloppement du Cercte de Vienne et
 l'avenir de rempirisme logique, P., 1935; K r a 11 V., Der Wiener Kreis, W.,
 1950; J0rgensenJ., The development of logical
 empiricism, Chi., 1951.
 ВЕРА, в нек-рых религ. системах центр. мировоззренч. позиция и одновременно
 психологич.
 установка, включающая, во-первых, принятие определ. утверждений (догматов),
 напр. о бытии и
 природе божества, о том, что есть благо и зло для человека и т. п., и решимость
 придерживаться этих
 догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное
 доверие к
 богу как устроителю жизни верую-
 ВЕРА 77
 щего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях,
 посылающему
 страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в-
 третьих, личную
 верность богу, на «служение» к-рому верующий отдаёт себя (во всех языках, с к-
 рыми изначально
 связано становление те-истич. религий, «В.» и «верность», а также «верующий» и
 «верный»
 обозначаются соответственно тем же словом). Столкновение В. с рационалистич.
 критикой приводит
 к одной из трёх позиций, выявляющихся в различных направлениях теологии: либо
 догматы В. пред-
 лагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике,
 но дающие
 отправную точку для цепи логич. умозаключений (максима Августина и Ансельма
 Кентерберийского
 «верую, чтобы понимать»), либо предпринимаются попытки умозрительно обосновать
 их, переводя
 на язык филос. конструкций и нередко рационалистически переосмысляя (максима
 Абеляра
 «понимаю, чтобы веровать»), либо, наконец, с вызовом декларируется полная
 несовместимость В. с
 «немощным» человеч. разумом (максима «верую, ибо нелепо», ложно приписываемая
 Тсртуллиану,
 но находящая известные соответствия и у него, и у Петра Дамиани, и отчасти у
 Кьеркегора). 2-я
 позиция приводит к поглощению теологии идеалистич. философией, 3-я — к разрыву
 между
 теологией и философией, поэтому ортодоксальная теиетич. теология обычно исходила
 из 1-й
 позиции.
 Проблематика В. распространена в тех же границах, что и явление теологии:
 религии типа греко-
 римского или синтоистского язычества не знают понятия В. как внутр. состояния и
 требуют от
 человека соблюдения ритуальных и традиц.-моральных предписаний и запретов; в
 иудаизме,
 христианстве и исламе понятие В. почти совпадает с понятием религии (выражение
 «христ. В.» и
 «христ. религия» употребляются как синонимы).
 В философии Канта В., оторванная от религиозно-конфессиональной традиции,
 переосмысливается
 как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо
 для обоснования
 морального императива (см. Категорический императив).
 ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verificatio — доказательство, подтверждение, от лат.
 verus —
 истинный и faCIO — делаю), понятие, употребляемое в логике и методологии науки
 для обозначения
 процесса установления истинности науч. утверждений в результате их эмпирич.
 проверки. Различают
 непосредств. В.— как прямую проверку утверждений, формулирующих данные
 наблюдения и
 эксперимента (или утверждений, фиксирующих зависимости между этими данными), и
 косвенную
 В.— как установление логич. отношений между косвенно верифицируемыми и прямо
 верифици-
 руемыми утверждениями. Науч. положения, содержащие развитые теоретпч. понятия,
 относятся к
 косвенно верифицируемым утверждениям (см. Эмпирическое и теоретическое). Следует
 различать
 также В. как актуальный процесс проверки реальных утверждений и ве-
 рифицируемость, т. е,
 возможность В., ее условия. Именно анализ условий и схем верифицируемости
 выступает в качестве
 предмета логико-методологич. - исследования.
 Термин «В.» получил широкое распространение в связи с концепцией анализа языка
 науки в
 логическом позитивизме, к-рый сформулировал т. и. принцип В., или
 верифицируемости. Согласно
 этому принципу, всякое научно осмысленное утверждение о мире должно быть сводимо
 к
 совокупности т. н. протокольных предположений, фиксирующих данные «чистого
 опыта». Т. о.,
 гносеологич. основанием принципа В. явилась феноменалистская, узкоэмпирич.
 доктрина, со-
 78 ВЕРИФИКАЦИЯ
 гласно к-рой познание не может выйти за пределы чувств. опыта. Основой подобной
 сводимости для
 логич. позитивистов Венского кружка выступала выдвинутая Д. Витгенштейном в
 «Логико-филос.
 трактате» идея возможности представления каждого осмысленного утверждения о мире
 в качестве
 функции истинности элементарных утверждений, являвшаяся по существу
 абсолютизацией
 формализма исчисления высказываний математич. логики.
 Явная гносеологич. и методологич. несостоятельность принципа верифицируемости,
 сводящего
 знание о мире к «чистому опыту» и лишающего науч. осмысленности утверждения,
 непосредственно
 пе проверяемые опытным путём, вынудила его сторонников принять ослабленный
 вариант этого
 принципа, состоящий в замене понятия строгой и исчерпывающей В. понятием
 частичной и
 косвенной В., или подтверждения.
 В совр. логико-методологич. лит-ре, резко критически относящейся к примитивному
 «верификационизму», В. рассматривается как момент сложного, противоречивого
 процесса развития
 науч. знания, как результат многопланоного взаимоотношения между соперничающими
 теориями и
 данными их экспериментальных проверок. См. Гипотеза.
 * Франк Ф., Философия науки, пер. с, англ., M., 1960; Хилл Т. И.,
 Совр. теории познания, пер. с англ., M., 1965, гл.
 14; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2, § 5; Ш в ы р ё в В.
 С., Теоретическое н эмпирическое в науч.
 познании, М., 1978, гл. 2.
 ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович [28.2 (12.3).1863, Петербург,— 0.1.1945, Москва],
 сов.
 естествоиспытатель и мыслитель, акад. АН СССР (1912), акад. АН УССР (1919).
 Основоположник
 генетич. минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории
 биосферы,
 радиогеологии, гидрогеологии. Идеи В. оказали существ. влияние на возникновение
 биогеологии,
 геохимич. экологии, геохимии ландшафта, нау-коведения и др. науч. дисциплин.
 Организатор мн.
 науч. учреждений. Гос. пр. СССР (1943).
 В дореволюц. период принимал активное участие в освободит. движении. Боролся за
 академич.
 свободы, отстаивал демократич. принципы решения агр. и нац. вопросов.
 Труды В. обогатили науч. мировоззрение рядом диа-лектич. выводов и положений,
 сыграли значит.
 роль в становлении совр. науч. картины мира. По своим филос. основаниям
 мировоззрение В. носило
 материа-листич. и диалектич. характер. В центре его исследований — разнообразные
 филос. и
 методологич. проблемы: многообразие пространственно-временных состояний материи,
 структура и
 свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение
 эмпирического и
 теоретического в науч. познании, строение пауки и общие закономерности её
 развития, природа
 науч. мировоззрения, взаимодействие естествознания и философии, социальные
 функции науки,
 этика науч. творчества, закономерности перехода биосферы в ноосферу (сферу
 разума) и др.
 В. был одним из создателей антропокосмизма — системы, в к-рой естеств.-историч.,
 природная (в
 широком смысле — космическая) и социально-гуманитарная, человеч., тенденции
 развития науки
 гармонически сливаются в единое целое.
 • Избр. соч., т. 1—5, M., J954—60; Очерки и речи, [в.] 1—2, П., 1922;
 Биогеохимич. очерки. 1922—1932, М.—Л., 1940;
 Химии, строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; Размышления
 натуралиста, кн. 1—2, М., 1975—77; Живое
 вещество, М., 1978; Переписка с Б. Л. Личковым, [кн. 1—2], М., 1979—80; Избр.
 труды по истории науки, М., 1981;
 Страницы автобиографии В. И. В., М., 1981.
 * Л и ч к о в Б. Л., В. И, В., М., 1948; Жизнь и творчество В. И. В. по
 воспоминаниям современников (К 100-летию со
 дня рождения), ?., 19?3; Мочалов И. И., В. И. В. о логике и методологии науч.
 творчества, «ВФ», 1963, № 5; его же,
 Проблемы филос, знания в творчестве В. И. В., там же, 1971, № 9; е г о ж е, В.
 И. В.— человек и мыслитель, М., 1970;
 Баландин Р. К., В.: жизнь, мысль, бессмертие, М., 1979; М и к у л и н с к и й С.
 Р., В. И. В. как историк науки, «Вопросы
 истории естествознании и техники», 1980, № 1, 3,
 ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА, логич. система, в к-рой высказываниям (суждениям,
 утверждениям,
 предложениям), помимо истины и лжи, приписываются «промежуточные» истинностные
 значения,
 наз. вероятностями истинности высказываний, степенями их правдоподобия,
 степенями
 подтверждения и т. п. Поскольку понятие вероятности естественно соотносить с
 нек-рым событием,
 а наступление события есть факт, допускающий (хотя бы в принципе) эмпирич.
 проверку, то В. л.
 представляет собой уточнение индуктивной логики. Взаимные переходы от языка
 высказываний к
 языку событий и обратно совершаются т. о., что каждому событию сопоставляется
 высказывание о
 его наступлении, а высказыванию сопоставляется событие, состоящее в том, что оно
 оказалось
 истинным. Специфика В. л. состоит в принципиальной неустранимости неполной
 достоверности
 («относит. истинности») посылок и выводов, присущей всякому индуктивному
 познанию.
 Проблематика В. л. развивалась уже в древности (напр., Аристотель), а в новое
 время — Г. В.
 Лейбницем, Дж. Булем, У. С. Джевонсом, Дж. Венном.
 Как логич. система В. л.— разновидность многозначной логики: истинным
 высказываниям
 (достоверным событиям) приписывается истинностное значение (вероятность) 1,
 ложным
 высказываниям (невозможным событиям) — значение 0; гипотетич. же высказываниям
 может
 приписываться в качестве значения любое дей-ствит. число из интервала (0,1).
 Вероятность
 гипотезы, зависящая как от её содержания, так и от информации об уже имеющемся
 знании
 («опыта»), есть их функция. Над истинностными значениями (вероятностями) гипотез
 определяются
 логические операции: конъюнкция (соответствующая умножению событий в теории
 вероятностей) и
 дизъюнкция (соответствующая сложению событий); мерой (значением) отрицания
 гипотезы является
 вероятность события, состоящего в её неподтверждении. Значения гипотез образуют
 при этом т. н.
 нормированную булеву алгебру, аппарат к-рой позволяет легко аксиоматизировать
 теорию
 вероятностей и является простейшим вариантом В. л.
 Интенсивное развитие получила проблематика В. л., базирующаяся на связи
 теоретико-
 вероятностных понятий с идеями теории информации и логич. семантики.
 * См. к статье Вероятность.
 ВЕРОЯТНОСТЬ, понятие, характеризующее количеств. меру возможности появления нек-
 рого
 события при определ. условиях. В науч. познании встречаются три интерпретации В.
 Классическая
 концепция В., возникшая из математич. анализа азартных игр и наиболее полно
 разработанная Б.
 Паскалем, Я. Бер-нулли и П. Лапласом, рассматривает В. как отношение числа
 благоприятствующих
 случаев к общему числу всех равновозможных. Напр., ири бросании игральной кости,
 имеющей 6
 граней, выпадение каждой из них можно ожидать с В., равной 1/6, т. к. ни одна
 грань не имеет
 преимуществ перед другой. Подобная симметричность исходов опыта специально
 учитывается при
 организации игр, но сравнительно редко встречается при исследовании объективных
 событий в науке
 и практике. Классич. интерпретация В. уступила место статистич. концепции В., в
 основе к-рой
 лежат действит. наблюдения появления нек-рого события в ходе длит. опыта при
 точно
 фиксированных условиях. Практика подтверждает, что чем чаще происходит событие,
 тем больше
 степень объективной возможности его появления, или В. Поэтому статистич.
 интерпретация В. опи-
 рается на понятие относит. частоты, к-рое может быть определено опытным путём.
 В. как теоретич.
 понятие никогда не совпадает с эмпирически определяемой частотой, однако во мн.
 случаях она

<< Пред.           стр. 40 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу