<< Пред.           стр. 403 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Устойчивая и непротиворечивая совокупность Ц. о. обусловливает такие качества
 лияности, как
 цельность, надёжность, верность определ. принципам и идеалам, способность к
 волевым усилиям во
 имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в
 достижении цели.
 Противоречивость в Ц. о. порождает непоследовательность в поведении;
 неразвитость Ц. о.—
 признак инфантилизма, господства внеш. стимулов во внутр. структуре лияности,
 непо-средств.
 воздействия объекта стремления на потребность.
 В социологии изучается распространённость Ц. о. и сила их мотивационного
 воздействия в массовом
 сознании. С этой т. зр. выделяются Ц. о. на труд, семью, образование, обществ.
 деятельность и иные
 сферы самоутверждения индивида. При этом наиболее часто встречающаяся
 методологич. ошибка —
 фиксация распространённости Ц. о. без учёта силы их мотивацион-ного воздействия,
 к-рая
 обусловлена «глубиной залегания» той или иной Ц. о. во внутр. структуре
 личности.
 • Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Здравомыслов А. Г., Проблема
 интереса в социологич. теории, Л., 1964;
 Человек и его работа, М., 1967; Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, Л.,
 1968; Д p о 6-ницкий О. Г., Понятие
 морали, М., 1974; Л е о н т ь-ев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М.,
 1975; Дилигенский Г. Г., Проблема теории
 человеч. потребностей, «ВФ», 1976, № 9; 1977, № 2; Кон И. С., Открытие «Я», М.,
 1978; Саморегуляция и
 прогнозирование социального поведения личности, Л., 1979.
 ЦЕННОСТЬ, термин, широко используемый в филос. и социологич. лит-ре для указания
 на
 человеч., социальное и культурное значение определ. явлений действительности. По
 существу всё
 многообразие предметов человеч. деятельности, обществ. отношений и включённых в
 их круг
 природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов
 ценностного
 отношения, т. е. оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты
 или безобразия,
 допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. Способы и
 критерии, на
 основании к-рых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений,
 закрепляются
 в обществ. сознании и культуре как «субъектные Ц.» (установки и оценки,
 императивы и запреты,
 цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая
 ориентирами
 деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» Ц. являются, т. о., как бы
 двумя полюсами
 ценностного отношения человека к миру.
 В структуре человеч. деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с
 познавательными и
 волевыми; в самих ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний,
 интересов и
 предпочтений различных обществ. групп и личностей. Развитие рационального
 познания общества, в
 т. ч. исследование природы и генезиса Ц., воздействует на всю сферу ценностных
 отношений,
 способствуя освобождению её от метафизич. абсолютизации. Отвергая идеалистич.
 представления о
 внеисторической и надсоциальной природе Ц. (см. Ценностей теория), марксизм
 подчёркивает
 обществ.-практич. сущность, историчность и познаваемость Ц., идеалов, норм
 человеч. жизни.
 Каждая исторически конкретная обществ. форма может характеризоваться специфич.
 набором и
 иерархией Ц., система к-рых выступает в качестве наиболее высокого уровня
 социальной регуляции.
 В ней зафиксиро-рованы те критерии социально признанного (данным обществом и
 социальной
 группой), на основе к-рых развёртываются более конкретные и специализиров.
 системы
 нормативного контроля, соответствующие обществ.
 институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и
 коллективные.
 Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую
 основу
 формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Интеграция,
 внутр.
 противоречивость и динамизм обществ. систем находят своё выражение в структуре
 соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные
 обществ. группы.
 Важный элемент ценностных отношений в обществе — системы ценностных ориентации
 личности.
 Ценностные системы формируются и трансформируются в историч. развитии общества.
 Поскольку
 эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеч. жизни, их
 временные масштабы
 не совпадают с масштабами социально-экономич., политич. и др. изменений. Так,
 эстетич. Ц.
 античности сохранили своё значение и после гибели породившей их цивилизации;
 известна
 длительность воздействия гуманистич. и демо-кратич. идеалов европ. Просвещения,
 истоки к-рых бе-
 рут начало в антич. и эллинистич. культурах. Воззрения на историю общества как
 реализацию
 системы «вечных ценностей» или как последоват. смену одного типа Ц. другим
 (напр.,
 трансцендентно ориентированных —
 светскими, а безусловных — условными) равно неприемлемы для материалистич.
 понимания
 истории. Вместе с тем конкретно-историч. анализ генезиса и развития ценностных
 систем составляет
 важную сторону всякого науч. исследования истории общества и культуры.
 • Василенко В. А., Ц. и оценка, К., 1964; Проблема Ц. в философии. [Сб. ст.],
 М.—Л., 1966; Дробниц-кий О. Г., Мир
 оживших предметов. Проблема Ц. и марксистская философия, М., 1967; Любимова Т.
 Б., Понятие Ц. в бурж.
 социологии, в сб.: Социальные исследования, в. 5, М., 1970; Тугаpинов В. П., О
 Ц. жизни и культуры, Л., 1960; Столович
 Л. П., Природа эстетич. Ц., М., 1972; см. также лит. к ст. Ценностей теория.
 ЦЗИСЯ, филос. академия, созданная в Линьцзы, столице царства Ци, Сюань-ваном
 (правил в 342—
 324 или 320—301 до н. э.) либо, по др. версиям, его отцом Вэй-ваном (378—343 или
 357—320 до н.
 э.), но скорее всего дедом Хуань-гуном (384—379 или 374—356 до н. э.). Академия
 находилась за
 зап. воротами Линьцзы, к-рые наз. Цзимэнь, отсюда назв. Ц.— букв, «у (ворот)
 Цзи». Упомянутые
 правители Ци и их наследники вплоть до Сян-вана (283—265 до н. э.), когда Ц.
 прекратила
 существование, старались привлечь в Ци выдающихся учёных и философов, к-рые в Ц.
 занимались
 преподават. деятельностью и вели оживлённые диспуты. В Ц. побывали конфуцианцы
 Мэн-цзы и
 Сюнь-цзы, приверженцы натурфилос. школы иньянцзя Цзоу Янь (ок. 305—240 до н. э.)
 и его
 родственник Цзоу Ши, софисты из школы минцзя Тянь Ба (3 в. до н. э.) и Эр Шо, а
 также много-числ.
 представители даосизма: Тянь Пянь, Цзе Синь-цзы, Шэнь Дао (395—315 до н. э.,
 иногда
 причисляется к легистам), Хуань Юань (Цзюань-цзы), Инь Вэнь-цзы (4 в. до н. э.,
 иногда
 причисляется к минцзя) и др.
 • Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с.
 153—69.
 ЦИ (кит., букв.— воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из осн. понятий кит.
 философии. В общем
 плане означает материальную основу мира в виде мельчайших частиц, к-рые,
 находясь в постоянном
 дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и
 исчезновение вещей.
 Кроме того, Ц.— это материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с
 кровью и
 дыханием. В этом качестве Ц. участвует в процессе становления вещей и людей. Ц.
 появляется в
 «Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), занимает важное место в материалистич. концепции
 Ван Чуна, а
 также у Сюнъ-цзы. Иное понимание Ц. дало неоконфуцианство. Чжан Цзай отождествил
 Ц. в
 состоянии покоя с «великой пустотой», а в движении — с «великой гармонией»,
 понятиями,
 развивающими концепцию «великого предела» (см. Тайцзи). Чэн Хао идентифицировал
 Ц. с
 природой (т. е. врождёнными качествами) и интегрировал Ц. и ли (принцип,
 духовное, или иде-
 альное, начало): «Нет принципа вне материальной силы и нет материальной силы вне
 принципа». Его
 брат Чэн И развивал несколько иную концепцию, в к-рой принцип и материальная
 сила выступают
 как два аспекта, проявления единого «пути». Идею Ц. развивали и последующие
 мыслители (Ужу Си
 и др.) вплоть до 20 в.
 • Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 128, 231—33, 295— 296; т. 2, М., 1973,
 с. 10—13, 31—32, 51—57, 157—58, 289,
 294; Петров А. А., Ван Чун — др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954;
 Быков Ф. С., Зарождение обществ.-
 политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 46—56; Конрад Н. И., Запад и
 Восток, М., 19722, с. 174—207; Феоктистов
 В. Ф., Филос. и обществ.-полит. взгляды Сюнь-цзы, М., 1976.
 ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный), 1) синоним
 культуры. В
 марксистской лит-ре употребляется также для обозначения материальной культуры.
 2) Уровень,
 ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3)
 Ступень обществ.
 развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
 Понятие «Ц.» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура». Франц.
 философы-
 просветители назы-
 ЦИВИЛИЗАЦИЯ 765
 вали цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В
 19 в. понятие
 «Ц.» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое
 представление о Ц. не
 было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии
 культур, или Ц.,
 согласно к-рой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Ц.,
 имеющих
 индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера Ц.— это определ.
 заключит. стадия
 развития любой кульуры; её осн.признаки: развитие индустрии и техники,
 деградация иск-ва и лит-
 ры, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение
 народов в безликие
 «массы». При таком понимании Ц. как эпоха упадка противопоставляется целостности
 и
 органичности культуры. Эти и др. идеалистич. концепции извращают природу Ц.,
 дей-ствит.
 сущность её развития. Классики марксизма проанализировали движущие силы и
 противоречия разви-
 тия Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому её этапу —
 коммунистич. Ц.
 • Маркс К., Конспект книги Моргана «Древнее общество», Архив К. Маркса и Ф.
 Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф.,
 Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 21; ? о р-г а н Л. Г., Древнее
 Общество, пер. с англ., Л., 19352; M а р-карян Э. С., О концепции локальных Ц.,
 Ер., 1962; А р-тановский С. Н., Историч.
 единство человечества и взаимное влияние культур (Философско-методологич. анализ
 совр. зарубежных концепций),
 Л., 1967; Мчедлов ?. ?;, Понятие Ц. в марксистско-ленинской теории, ?,, 1979;
 его же, Социализм—.становление
 нового типа Ц., М., 1980; Ё m g е К. A., Die Frage nach einem neuen
 Kulturbegrifi, Malnz, 1963.
 ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИЯ, см. Круговорота исторического теория.
 ЦИНИЗМ (позднелат. cynismus, от греч. ???????? — учение киников), нигилистич.
 отношение к
 достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека,
 иногда —к офиц.
 догмам господств. идеологий, выраженное в форме издевательского глу-мления. Ц. в
 поведении и
 убеждениях характерен для людей, стремящихся достигнуть своих эгоистич. целей
 любыми
 средствами. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это
 «Ц. силы»,
 характерный для практики господств. эксплуататорских Групп, осуществляющих свою
 Власть и
 своекорыстные цели откровенно аморальными методами (фашизм, культ насилия и т.
 д.). Во-вторых,
 это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп
 и индивидов,
 испытывающих на себе гнёт несправедливости и бесправия, идеологич. и моральное
 лицемерие
 эксплуататорского класса, но не видящих выхода из своего положения и повергнутых
 в состояние
 духовной опустошённости. Коммуйистич. нравственность выступает против Ц. во всех
 его
 проявлениях.
 ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5(17).9. 1857, с. Ижевское, ныне Рязанской
 обл., —
 19.9.1935, Калуга], рус. Мыслитель И учёный, обосновавший применение реактивного
 принципа для
 полётов в мировом пространстве и создавший новое науч. направление —
 ракетодинамику и
 астронавтику. Наряду с науч.-тех-нич. аспектами освоения космоса Ц. в филос.-
 художеств. ассе
 (отчасти изданных в Калуге самим автором, а гл. обр. хранящихся в архиве
 учёного) разрабатывал
 «космич. философию» — монизм, противополагаемый им как религ. дуализму духа и
 тела, так и
 «пессимистич.» материализму, не отвечающему, По мнению Ц., на вопрос о
 вселенских целях жизни.
 Исходя из предпосылки относит. жизненной чувствительности и одушевлённости всех
 форм и
 ступеней материи, Ц. строил свою мо-нистич. доктрину вокруг идеи «атома» —
 бессмертного
 элементарного существа, К-рое претерпевает различные судьбы, путешествуя из
 одного
 конгломерата или организма К другому (ср. с инд. и теософскими учениями о
 переселении душ).
 Отсюда же вытекает «космич. этика»
 766 ЦИНИЗМ
 Ц.: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа К нравств. круговой
 поруке и к
 заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их
 обладателя.
 Объективным добром «Космич. этика» признаёт процессы усложнения и стратификации
 во
 Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных,
 благо-
 устроенных организмах. Наличное состояние космоса свидетельствует, по Ц., о
 торжестве
 творческих, анти-энтропийных, сил жизни и разума над уравнит., энтропийными,
 тенденциями и над
 тягой материи к абс. организации, что означало бы «конец мира». С этой т. зр.
 космологич. процесс
 предстает у Ц. как ряд циклич. усовершенствований бытия. Разумные существа,
 населяющие, по Ц.,
 Вселенную, давно наладили благополучный ход космич. эволюции, а Земля с её
 муками биологич. и
 социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естеств.
 обновления жиз-
 ненных форм, и участь Земли исключительна.
 Ц. был энтузиастом и идеологом космич. расселения человечества в Солнечной
 системе и др.
 звёздных мирах; в отдалённом будущем предполагалась полная биохимич. перестройка
 обитателей
 Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно
 перерабатывающие
 солнечную энергию; т. о. носители разума в будущем максимально эмансипируются от
 среды
 обитания.
 Космич. утопия Ц. (к-рую можно рассматривать в русле т. н. рус. космизма в связи
 с идеями В. И.
 Вернадского, А. Л. Чижевского и др.)—первая попытка систематич. изложения
 проблем,
 характерных для начала «космич. эры»: о месте разума в мировом целом, о его
 ответственности за

<< Пред.           стр. 403 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу