<< Пред. стр. 403 (из 449) След. >>
Устойчивая и непротиворечивая совокупность Ц. о. обусловливает такие качествалияности, как
цельность, надёжность, верность определ. принципам и идеалам, способность к
волевым усилиям во
имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в
достижении цели.
Противоречивость в Ц. о. порождает непоследовательность в поведении;
неразвитость Ц. о.—
признак инфантилизма, господства внеш. стимулов во внутр. структуре лияности,
непо-средств.
воздействия объекта стремления на потребность.
В социологии изучается распространённость Ц. о. и сила их мотивационного
воздействия в массовом
сознании. С этой т. зр. выделяются Ц. о. на труд, семью, образование, обществ.
деятельность и иные
сферы самоутверждения индивида. При этом наиболее часто встречающаяся
методологич. ошибка —
фиксация распространённости Ц. о. без учёта силы их мотивацион-ного воздействия,
к-рая
обусловлена «глубиной залегания» той или иной Ц. о. во внутр. структуре
личности.
• Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Здравомыслов А. Г., Проблема
интереса в социологич. теории, Л., 1964;
Человек и его работа, М., 1967; Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, Л.,
1968; Д p о 6-ницкий О. Г., Понятие
морали, М., 1974; Л е о н т ь-ев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М.,
1975; Дилигенский Г. Г., Проблема теории
человеч. потребностей, «ВФ», 1976, № 9; 1977, № 2; Кон И. С., Открытие «Я», М.,
1978; Саморегуляция и
прогнозирование социального поведения личности, Л., 1979.
ЦЕННОСТЬ, термин, широко используемый в филос. и социологич. лит-ре для указания
на
человеч., социальное и культурное значение определ. явлений действительности. По
существу всё
многообразие предметов человеч. деятельности, обществ. отношений и включённых в
их круг
природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов
ценностного
отношения, т. е. оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты
или безобразия,
допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. Способы и
критерии, на
основании к-рых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений,
закрепляются
в обществ. сознании и культуре как «субъектные Ц.» (установки и оценки,
императивы и запреты,
цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая
ориентирами
деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» Ц. являются, т. о., как бы
двумя полюсами
ценностного отношения человека к миру.
В структуре человеч. деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с
познавательными и
волевыми; в самих ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний,
интересов и
предпочтений различных обществ. групп и личностей. Развитие рационального
познания общества, в
т. ч. исследование природы и генезиса Ц., воздействует на всю сферу ценностных
отношений,
способствуя освобождению её от метафизич. абсолютизации. Отвергая идеалистич.
представления о
внеисторической и надсоциальной природе Ц. (см. Ценностей теория), марксизм
подчёркивает
обществ.-практич. сущность, историчность и познаваемость Ц., идеалов, норм
человеч. жизни.
Каждая исторически конкретная обществ. форма может характеризоваться специфич.
набором и
иерархией Ц., система к-рых выступает в качестве наиболее высокого уровня
социальной регуляции.
В ней зафиксиро-рованы те критерии социально признанного (данным обществом и
социальной
группой), на основе к-рых развёртываются более конкретные и специализиров.
системы
нормативного контроля, соответствующие обществ.
институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и
коллективные.
Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую
основу
формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Интеграция,
внутр.
противоречивость и динамизм обществ. систем находят своё выражение в структуре
соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные
обществ. группы.
Важный элемент ценностных отношений в обществе — системы ценностных ориентации
личности.
Ценностные системы формируются и трансформируются в историч. развитии общества.
Поскольку
эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеч. жизни, их
временные масштабы
не совпадают с масштабами социально-экономич., политич. и др. изменений. Так,
эстетич. Ц.
античности сохранили своё значение и после гибели породившей их цивилизации;
известна
длительность воздействия гуманистич. и демо-кратич. идеалов европ. Просвещения,
истоки к-рых бе-
рут начало в антич. и эллинистич. культурах. Воззрения на историю общества как
реализацию
системы «вечных ценностей» или как последоват. смену одного типа Ц. другим
(напр.,
трансцендентно ориентированных —
светскими, а безусловных — условными) равно неприемлемы для материалистич.
понимания
истории. Вместе с тем конкретно-историч. анализ генезиса и развития ценностных
систем составляет
важную сторону всякого науч. исследования истории общества и культуры.
• Василенко В. А., Ц. и оценка, К., 1964; Проблема Ц. в философии. [Сб. ст.],
М.—Л., 1966; Дробниц-кий О. Г., Мир
оживших предметов. Проблема Ц. и марксистская философия, М., 1967; Любимова Т.
Б., Понятие Ц. в бурж.
социологии, в сб.: Социальные исследования, в. 5, М., 1970; Тугаpинов В. П., О
Ц. жизни и культуры, Л., 1960; Столович
Л. П., Природа эстетич. Ц., М., 1972; см. также лит. к ст. Ценностей теория.
ЦЗИСЯ, филос. академия, созданная в Линьцзы, столице царства Ци, Сюань-ваном
(правил в 342—
324 или 320—301 до н. э.) либо, по др. версиям, его отцом Вэй-ваном (378—343 или
357—320 до н.
э.), но скорее всего дедом Хуань-гуном (384—379 или 374—356 до н. э.). Академия
находилась за
зап. воротами Линьцзы, к-рые наз. Цзимэнь, отсюда назв. Ц.— букв, «у (ворот)
Цзи». Упомянутые
правители Ци и их наследники вплоть до Сян-вана (283—265 до н. э.), когда Ц.
прекратила
существование, старались привлечь в Ци выдающихся учёных и философов, к-рые в Ц.
занимались
преподават. деятельностью и вели оживлённые диспуты. В Ц. побывали конфуцианцы
Мэн-цзы и
Сюнь-цзы, приверженцы натурфилос. школы иньянцзя Цзоу Янь (ок. 305—240 до н. э.)
и его
родственник Цзоу Ши, софисты из школы минцзя Тянь Ба (3 в. до н. э.) и Эр Шо, а
также много-числ.
представители даосизма: Тянь Пянь, Цзе Синь-цзы, Шэнь Дао (395—315 до н. э.,
иногда
причисляется к легистам), Хуань Юань (Цзюань-цзы), Инь Вэнь-цзы (4 в. до н. э.,
иногда
причисляется к минцзя) и др.
• Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с.
153—69.
ЦИ (кит., букв.— воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из осн. понятий кит.
философии. В общем
плане означает материальную основу мира в виде мельчайших частиц, к-рые,
находясь в постоянном
дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и
исчезновение вещей.
Кроме того, Ц.— это материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с
кровью и
дыханием. В этом качестве Ц. участвует в процессе становления вещей и людей. Ц.
появляется в
«Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), занимает важное место в материалистич. концепции
Ван Чуна, а
также у Сюнъ-цзы. Иное понимание Ц. дало неоконфуцианство. Чжан Цзай отождествил
Ц. в
состоянии покоя с «великой пустотой», а в движении — с «великой гармонией»,
понятиями,
развивающими концепцию «великого предела» (см. Тайцзи). Чэн Хао идентифицировал
Ц. с
природой (т. е. врождёнными качествами) и интегрировал Ц. и ли (принцип,
духовное, или иде-
альное, начало): «Нет принципа вне материальной силы и нет материальной силы вне
принципа». Его
брат Чэн И развивал несколько иную концепцию, в к-рой принцип и материальная
сила выступают
как два аспекта, проявления единого «пути». Идею Ц. развивали и последующие
мыслители (Ужу Си
и др.) вплоть до 20 в.
• Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 128, 231—33, 295— 296; т. 2, М., 1973,
с. 10—13, 31—32, 51—57, 157—58, 289,
294; Петров А. А., Ван Чун — др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954;
Быков Ф. С., Зарождение обществ.-
политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 46—56; Конрад Н. И., Запад и
Восток, М., 19722, с. 174—207; Феоктистов
В. Ф., Филос. и обществ.-полит. взгляды Сюнь-цзы, М., 1976.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный), 1) синоним
культуры. В
марксистской лит-ре употребляется также для обозначения материальной культуры.
2) Уровень,
ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3)
Ступень обществ.
развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Понятие «Ц.» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура». Франц.
философы-
просветители назы-
ЦИВИЛИЗАЦИЯ 765
вали цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В
19 в. понятие
«Ц.» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое
представление о Ц. не
было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии
культур, или Ц.,
согласно к-рой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Ц.,
имеющих
индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера Ц.— это определ.
заключит. стадия
развития любой кульуры; её осн.признаки: развитие индустрии и техники,
деградация иск-ва и лит-
ры, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение
народов в безликие
«массы». При таком понимании Ц. как эпоха упадка противопоставляется целостности
и
органичности культуры. Эти и др. идеалистич. концепции извращают природу Ц.,
дей-ствит.
сущность её развития. Классики марксизма проанализировали движущие силы и
противоречия разви-
тия Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому её этапу —
коммунистич. Ц.
• Маркс К., Конспект книги Моргана «Древнее общество», Архив К. Маркса и Ф.
Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф.,
Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 21; ? о р-г а н Л. Г., Древнее
Общество, пер. с англ., Л., 19352; M а р-карян Э. С., О концепции локальных Ц.,
Ер., 1962; А р-тановский С. Н., Историч.
единство человечества и взаимное влияние культур (Философско-методологич. анализ
совр. зарубежных концепций),
Л., 1967; Мчедлов ?. ?;, Понятие Ц. в марксистско-ленинской теории, ?,, 1979;
его же, Социализм—.становление
нового типа Ц., М., 1980; Ё m g е К. A., Die Frage nach einem neuen
Kulturbegrifi, Malnz, 1963.
ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИЯ, см. Круговорота исторического теория.
ЦИНИЗМ (позднелат. cynismus, от греч. ???????? — учение киников), нигилистич.
отношение к
достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека,
иногда —к офиц.
догмам господств. идеологий, выраженное в форме издевательского глу-мления. Ц. в
поведении и
убеждениях характерен для людей, стремящихся достигнуть своих эгоистич. целей
любыми
средствами. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это
«Ц. силы»,
характерный для практики господств. эксплуататорских Групп, осуществляющих свою
Власть и
своекорыстные цели откровенно аморальными методами (фашизм, культ насилия и т.
д.). Во-вторых,
это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп
и индивидов,
испытывающих на себе гнёт несправедливости и бесправия, идеологич. и моральное
лицемерие
эксплуататорского класса, но не видящих выхода из своего положения и повергнутых
в состояние
духовной опустошённости. Коммуйистич. нравственность выступает против Ц. во всех
его
проявлениях.
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5(17).9. 1857, с. Ижевское, ныне Рязанской
обл., —
19.9.1935, Калуга], рус. Мыслитель И учёный, обосновавший применение реактивного
принципа для
полётов в мировом пространстве и создавший новое науч. направление —
ракетодинамику и
астронавтику. Наряду с науч.-тех-нич. аспектами освоения космоса Ц. в филос.-
художеств. ассе
(отчасти изданных в Калуге самим автором, а гл. обр. хранящихся в архиве
учёного) разрабатывал
«космич. философию» — монизм, противополагаемый им как религ. дуализму духа и
тела, так и
«пессимистич.» материализму, не отвечающему, По мнению Ц., на вопрос о
вселенских целях жизни.
Исходя из предпосылки относит. жизненной чувствительности и одушевлённости всех
форм и
ступеней материи, Ц. строил свою мо-нистич. доктрину вокруг идеи «атома» —
бессмертного
элементарного существа, К-рое претерпевает различные судьбы, путешествуя из
одного
конгломерата или организма К другому (ср. с инд. и теософскими учениями о
переселении душ).
Отсюда же вытекает «космич. этика»
766 ЦИНИЗМ
Ц.: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа К нравств. круговой
поруке и к
заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их
обладателя.
Объективным добром «Космич. этика» признаёт процессы усложнения и стратификации
во
Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных,
благо-
устроенных организмах. Наличное состояние космоса свидетельствует, по Ц., о
торжестве
творческих, анти-энтропийных, сил жизни и разума над уравнит., энтропийными,
тенденциями и над
тягой материи к абс. организации, что означало бы «конец мира». С этой т. зр.
космологич. процесс
предстает у Ц. как ряд циклич. усовершенствований бытия. Разумные существа,
населяющие, по Ц.,
Вселенную, давно наладили благополучный ход космич. эволюции, а Земля с её
муками биологич. и
социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естеств.
обновления жиз-
ненных форм, и участь Земли исключительна.
Ц. был энтузиастом и идеологом космич. расселения человечества в Солнечной
системе и др.
звёздных мирах; в отдалённом будущем предполагалась полная биохимич. перестройка
обитателей
Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно
перерабатывающие
солнечную энергию; т. о. носители разума в будущем максимально эмансипируются от
среды
обитания.
Космич. утопия Ц. (к-рую можно рассматривать в русле т. н. рус. космизма в связи
с идеями В. И.
Вернадского, А. Л. Чижевского и др.)—первая попытка систематич. изложения
проблем,
характерных для начала «космич. эры»: о месте разума в мировом целом, о его
ответственности за