<< Пред. стр. 413 (из 449) След. >>
5, Fr ./M., 1Ш—75; в рус. пер,— ПСС, т.1—4, M., 1900—10.
• Фишер. К., А. Щ., пер. с нем., М-, 1896; Фоль-кельт И., А. Ш., его личность и
учение, пер. с нем., СПБ, 1902;
Грузенберг С. О., А. Ш. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Быховский
Б. Э., Ш., М- ,1975; Pfeiffer К.,
Schopenhauer, [В.], 1943; Zint H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.— Basel,
1954; Von der Aktualitat Schopenhauers,
Pr./M., 1972; Hubscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer; gestern — heute
— morgen, Bonn, 1973; его же,
Schopenhauer-Bibliographie, Stuttg., 1981; Uber A.Schopenhauer, hrsg. v. G.
Ha/ftnans, Z., 19782.
ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА, философия «здравого смысла», возникла в 60—80-х гг. 18 в. в
шотл.
ун-тах и получила распространение в нач. 19 в. Основатель Ш. ш.— Т. Рид,
виднейшие
представители: Дж. Освальд, Дж. Бит-ти, Д. Стюарт, Дж. Макинтош, У. Гамильтон.
III. ш.
сформировалась в полемике со скептицизмом Юма; она отвергала также
субъективистскую
философию Беркли. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит,
согласно
учению Ш. ш., непосредственная внутр. достоверность, заложенная в человеч.
природе богом.
Философия «здравого смысла» по существу превращала «общепринятые» убеждения и
предрассудки
в фундамент науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш.
ш. выдвигала
основанные на врождённом «общем чувстве» доводы в пользу бытия бога, души и
целесообразности
всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она отстаивала от
нападок
субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма материальный мир. Одним из
«фундаментальных законов» познания, согласно учению Ш. ш., является уверенность,
что
материальный
ШОТЛАНДСКАЯ 783
мир существует независимо от сознания: люди, по словам Рида, видят солнце, а не
идею солнца.
Однако главное для Ш. ш. — признание самоочевидности религ. «истин» и
непререкаемых нравств.
норм, коренящихся в «моральном чувстве». Учение Ш. ш. было подвергнуто критике
материалистом
Дж. Пристли. Наиболее активными пропагандистами философии «здравого смысла» в
США были
Дж. Уитерспун и Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях П. П.
Ру-айе-
Коллара и П. Прево, а также нашло отражение в эклектич. концепциях В. Кузена и
Т. Жуфруа.
• История философии, т. 2, М., 1941, с. 269—73; Грязнов А. Ф., Философия Ш, ш.,
М., 1979; Lauriе Н., Scottish philosophy
and its national development, Glasgow, 1902; Grave S. A., The Scottish
philosophy of common sense, Oxf., I960; Robinson D.
S. (ed.), The story of Scottish philosophy, [N. Y.], 1961.
ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (29. 5. 1880, Бланкен-бург, Гарц, — 8. 5. 1936,
Мюнхен), нем.
философ-идеа-лист, представитель философии жизни. Стал известным после
сенсационного успеха
гл. труда «Закат Европы» (Bd 1—2, 1918—22, рус. пер., т. 1, 1923). В 20-х гг.
выступал как публицист
консервативно-националистич. направления, близкий к фашизму, однако в 1933
отклонил
предложение нацистов о сотрудничестве. Гитлеровский режим подверг Ш. бойкоту,
что не помешало
идеологам нацизма широко использовать положения Ш., превращая их в орудие своей
демагогии.
Решающее влияние на Ш. оказала философия Ницше. Ш. исходит из понятия органич.
жизни,
подвергнутого неогранич. расширению. Культура трактуется им как «организм», к-
рый, во-первых,
обладает жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных
ему
«организмов». Это означает, что единой общечеловеч. культуры нет и быть не
может. Ш. нас-
читывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская,
«аполлоновская» (греко-
римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская»
(западноевропейская) и культура
майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному
«организму», по Ш.,
заранее отмерен определ. (ОКОЛО тысячелетия) срок, зависящий от внутр.
жизненного цикла. Умирая,
культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры
есть, с
одной стороны, эквивалент шпенглеров-ских понятий мёртвой «протяжённости»,
бездушного
«интеллекта», а с другой — стоит в контексте восходящих к Ницше концепций
«массового
общества». Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к
бесплодию, от
становления к окостенению, от героич. «деяний» к механич. «работе»; для греко-
рим. культуры он
произошёл в эпоху эллинизма, а для зап. мира — в 19 в., с к-рого начинается его
«закат».
С наступлением цивилизации художеств. и лит. творчество делается якобы ненужным;
поэтому Ш.
предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.
Стиль изложения у Ш. построен на оперировании развёрнутыми метафорами, причём
метафорич.
сближение слов часто подменяет логику понятий.
* Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosophie des Lebens,
Munch., 1931; Reden und Aufsatze, Munch., 195l3;
TJr-fragen. Fragmente aus dem Nachlass, Munch., 1965; в рус. пер.— Философия
будущего, Иваново-Вознесенск, 1922,
Пруссачество и социализм, П., 1922; Пессимизм ли это?, М., 1922.
• Лазарев В. Н., О. Ш. и его взгляды на иск-во, М., 1922; О. Ш. и закат Европы,
М., 1922; Асмус В. Ф., Маркс и бурж.
историзм, в его кн.: Избр. филос. труды, т. 2, М., 1971; Hughes H. S., Oswald
Spengler. A critical estimate, N. ?., [1962];
Spengler-Studien. Festgabe fur M. Schroterzum 85. Geburtstag, hrsg. v. A. M.
Koktanek, Munch., 1965.
ШПЕТ Густав Густавович [26. 3 (7. 4). 1879, Киев, — 23. 3. 1940, Томская обл.],
рус. философ-
идеалист, последователь феноменологии Гуссерля и филос.-исто-рич. концепции
Гегеля. Проф.
(1918—23) Моск. ун-та; в 1924 —29 вице-президент Росс. академии художеств.
784 ШПЕНГЛЕР
наук (затем ГАХН). В концепции ??. универсальное понимание («уразумение»)
означает отыскание
«первых начал» и «принципов» бытия, к-рые Ш. наз. «смыслами», «эйдосами»,
«идеями».
Действительность не просто «дана» в опыте, она, согласно Ш., «загадана», и
обнаружение её смысла
достигается через раскрытие интуитивных актов человеч. разума. Интуицию Ш.
трактовал в духе
рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница: интуитивное «узрение сущности»
полностью выразимо
и сообщаемо средствами дискурсивных, ло-гич. определений, хотя разум изначально
усматривает
сущность («смысл») так же непосредственно, как непосредственно воспринимаются
чувственно
данные вещи. Опосредствование есть момент производный, это — описание,
доказательство,
интерпретация. В соч. «Внутр. форма слова» (1927) философия языка предстаёт как
основа
философии культуры, предвосхищены мн. идеи позднейшей герменевтики (учения об
истолковании).
Перевёл «Феноменологию духа» Гегеля (опубл. 1959).
• Явление и смысл, М., 1914; Филос. наследство П. Д. Юрке-вича, М., 1915;
История как проблема логики, ч. 1, М-,
1916; Сознание и его собственник, М., 1916; Филос. мировоззрение Герцена, П.,
1921; Очерк развития рус. философии,
ч. 1, П., 1922; Антропологизм Лаврова в свете истории философии, П., 1922;
Эстетич. фрагменты, в. 1—3, П., 1922—23;
Введение в этнич. психологию, в. 1, М., 1927.
ШРЕДЕР (Schroder) Эрнст (25. 11. 1841, Мангейм,— 16.6. 1902, Карлсруэ), нем.
математик и логик.
Дал систематич. изложение математич. логики (как алгебры логики), включая теорию
отношений; им
введён термин «исчисление высказываний». Сформулировал принцип двойственности и
ряд др.
математико-логич. принципов.
• Der Operationskreis des Logikkalkuls, Lpz., 1877; Vorlesungen uber die Algebra
der Logik, Bd 1—3, Lpz., 1890—1905;
Abriss der Algebra der Logik, Tl 1—2, Lpz.— B., 1909—10.
ШТАММЛЕР (Stammler ) Рудольф (19. 2. 1856, Альс-фельд, — 25. 4. 1938,
Вернигероде), нем.
теоретик права, неокантианец, социальные взгляды к-рого близки к«катедер-
социализму». Задачи
науки об обществе, и в частности теории права, трактовал в духе марбург-ской
школы
неокантианства. По Ш., понятие права априорно. Это мыслительная категория,
независимая от
социальной реальности и лишь прилагаемая к ней. В кн. «Хозяйство и право ст. зр.
материалистич.
понимания истории» (1896, рус. пер. 1899) с позиций т. н. юридического
мировоззрения пытался
опровергнуть марксизм, отождествлявшийся им с экономич. детерминизмом.
Утверждал, что право
первично по отношению к экономике и гос-ву, если не во временном и причинном, то
во всяком
случае в логич. плане. Обществ. жизнь во всех её проявлениях — это упорядоченная
совместная
жизнь людей, важнейшей формой к-рой выступает право. Экономич. и политич.
развитие должно
поэтому идти путём частичных изменений права, критерием к-рых является
создаваемое человеч.
разумом «правильное право». Взгляды Ш. подвергались критике в работах В. И.
Ленина, Г. В.
Плеханова и др. марксистов.
• Die Lehre von dem richtigen Rechte, B., 1902; Theorie der Hechtswissenschaft,
Halle/Saale, 1911; Kecht und Macht, B., 1918;
Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vortrage, Bd l— 2, Charlottenburg, 1925.
• Ленин В. И., ПСС, т. 3, с. 635; т. 46, с. 30; Плеханов Г. В., Избр. филос.
произведения, т. 1, М., 1956, с. 490—91; т. 2,
М.,1950, с. 303—04; т.3, М.,1957, с. 191—94.
ШТЕЙНЕР, Ш т а й н е p (Steiner) Рудольф (27.2.1861, Кралевич, Хорватия, — 30.
3. 1925, Дорнах,
близ Базеля), нем. философ-мистик, основатель антропософии. Последователь
натурфилософии
Гёте, редактор и комментатор его естеств.-науч. соч. в 1883—97. Испытал влияние
эволюц. учений Ч.
Дарвина и Э. Геккеля, позднее — философии жизни Ницше. В 1902 перешёл к
теософии, возглавив
нем. секцию Теософского об-ва; после конфликта с ним (из-за провозглашения
Кришна-мурти новым
мессией) основал в 1913 Антропософское об-во с центром в г. Дорнах (Швейцария).
Учение Ш. о человеке — антропософия — мыслилось им как путь к раскрытию
заключённых в
человеке «тайных» духовных сил с помощью особой системы воспитания. Работы Ш. и
его доклады
охватывали проблемы педагогики, образования, отд. видов иск-в, медицины,
космологии, религии,
истолковываемые нередко в духе оккультизма. Выступал также как автор
театрализованных
представлений-мистерий, как скульптор и архитектор.
• Gesamtausgabe, Vortrage, Bd 1—18, Dornach, 1958—75; R. Stelners Tubinger-
Ausgabe, Bd 1—14, 1961—67; в рус. пер,—
Мистерии древности и христианство, М., 1912; Теософия, М., 1915; Очерк
тайноведения, М., 1916.
• Белый А., Р. Ш. и Гёте в мировоззрении современности, М., 1917; Wiesberger H.,
R. Steiner. Das literarische und
kunstlerische Werk, Dornach, 1961 (лит.); H i e-b e l Fr., R. Steiner im
Geistesgang des Abendlandes, Bern — Munoh., 1965;
Abendroth W., R. Steiner und die heutige Welt, Munch., 1969.
ШТИРНЕР (Stirner) Макс (псевд.; наст. имя и фам. — Каспар Шмидт, Schmidt) (25.
10. 1806,
Байрёйт, — 26. 6. 1856, Берлин), нем. философ-младогегельянец, теоретик
анархизма. В кн.
«Единственный и его собственность» (1844, рус. пер., 1918) пытался
последовательно отстаивать
солипсизм в антропологии, атике и праве. Осн. мысль Ш. состоит в том, что идеалы
и социальные
атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирич.
личность еди-
нична. Поэтому всё, что относится к «человеку» вообще, не относится к данному
(«единственному»)
«Я». Понятия «человек», «право», «мораль» и т. п. трактовались Ш. как
«призраки», отчуждённые
формы индивидуального сознания. Отрицая всякие нормы поведения, Ш. утверждал,
что
первоисточники права и морали — сила и могущество отд. личности. Произвол
индивида уста-
навливает истинность того или иного положения («Я — критерий истины»). Индивид,
согласно Ш.,
должен искать не социальную, а свою собств. свободу, поскольку за каждым
социальным
образованием скрываются эгоистич. интересы отд. лиц. Индивидуализм, нигилизм и
анархизм
оказываются общим итогом воззрений Ш., к-рые были подвергнуты резкой критике К.
Марксом и Ф.
Энгельсом в «Нем. идеологии» (см. Соч., т. 3, с. 103— 452).
* Geschichte der Reaktion, Abt. 1—2, В., 1852. Плеханов Г. В., Анархизм и
социализм, Соч., т. 4, М., 1925; Курчинский ?.
?., Апостол эгоизма. М. Ш. и его философия анархии, П., 1920; Ойзерман Т. И.,
Формирование философии марксизма,
M., 19742; Ar von H,, Aux sources de l'existentialisrae M. Stirner, P., 1954
(лит.); Emge ?. ?., ?. Stirner. Eine geistig nicht
bewaltige Tendenz, Mainz, 1964.
ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (27. 1. 1808, Люд-вигсбург, — 8. 2. 1874, там
же), нем. теолог и
философ, представитель младогегельянства (см. Гегельянство). В период революции
1848—49 Ш.
отстаивал принципы конституц. монархии; после 1866 национал-либерал, монархист,
противник
социализма. Соч. Ш. «Жизнь Иисуса» (Bd 1—2, 1835—36, рус. пер., кн. 1—2, 1907)
было «первым
произведением, которое представляло собой некоторый шаг вперёд за пределы
ортодоксального
гегельянства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 538). Не
отвергая историч.
реальности Иисуса Христа, Ш. подверг критике достоверность евангельских преданий
о его жизни и
деятельности и якобы совершённых им сверхъестеств. чудесах. Применяя по
отношению к Новому
завету критерии историч. исследования, Ш. доказывал, что Священное писание
является мифологи-
ческим, как и вероучения др. религий. На поставленный им в соч. «Христианское
вероучение в его
историч. развитии и его противоречии совр. науке» («Die christliche
Glaubenslehre in ihrer
geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft», Bd 1—
2, 1840—41)
lionpoc: христиане ли мы?— Ш. отвечал отрицательно. В соч. «Старая и новая вера»
(1872, рус. пер,
1906) Ш., сближаясь с Фейербахом, вскрыл эмоциональные корни религ. верований,
таящихся в чув-
стве человеч. зависимости от природной закономер-
ности. Идеи Ш. положили начало тюбингенской школе протестантской истории
религии.
• Gesammelte Schriften, Bd 1—12, Bonn, 1876—78; в рус. пер.— Переписка между Ж.
Э. Ренаном и Д. Ш. в кн.: Ла-велэ
Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон
Гуттен, СПБ, 1896;Чудеса Христа,
СПБ, 1907; Вольтер, СПБ, 1909.
• Э н г е л ь с Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. и
Энгельс Ф Соч., т. 21, с. 13—15; Zeller
Ed., D.F.Strauss..., Bonn, 1874; Ziegler Th., Strauss, T I 1-2, Strassburg,
1908; Levi A., D.F. Strauss, P., 1910.
ШУНЬЯ (санскр., букв.— пустота), одно из осн. понятий философии буддизма
махаяны. Впервые
появляется в «Праджнапарамита-сутрах» («Сутрах о высшей мудрости»), но своё
полное развитие
получает в учении Нагарджуны (школа мадхьямика). Ш. означает психо-логич.
состояние ощущения
пустоты, равное снятию проблемы «бытие—небытие» («реальность—нереальность»),
«субъект—
объект» и т. п., что служит гл. признаком наступления состояния «освобождения»,
или нирваны.
Однако при свойственной буддизму неразличимости психологического и