<< Пред.           стр. 414 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 онтологического Ш. может
 означать и саму пустоту, бессущностность, отсутствие неизменного постоянного
 начала и т. п.
 • см. к ст. Мадхъямика.
 ШУНЬЯВАДА, см. Мадхьямика.
 ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (5. 5. 1836, Бриг, ныне Бжег, Польша, — 29. 3. 1913,
 Бреслау), нем.
 философ-идеалист, представитель имманентной философии. В качестве конечного,
 неразложимого
 элемента (основания философии) признавал опытно устанавливаемое «Я», содержание
 сознания к-
 рого, по Ш., есть «действительность» (познаваемая реальность). Чтобы избежать
 солипсизма,
 дополнил свою концепцию посту-лированием всеобщего сознания, сообщающего «дей-
 ствительности» объективный характер. Т. о., субъек-тивно-идеалистич. учение
 приобрело у Ш.
 очертания объективно-идеалистического. С резкой критикой Ш. как «реакционера в
 философии»
 выступил В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).
 • Erkenntnistheoretische Logik, Bonn, 187i; Grundzuge der Ethik und
 Rechtsphilosophie, Breslau, 188?; Grundri? der Er-
 kenntnistheorie und Logik, B., 1894; в рус. пер.— Солипсизм, «Новые идеи в
 философии», 1913, сб. 6.
 • Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960,
 с. 124—77; Богомолов А. С., Нем.
 бурж. философия после 1865 г., М., 1969, с. 61—76.
 ШЮЦ (Schutz) Альфред (1899, Вена, —1959, Нью-Йорк), австр. философ и социолог-
 идеалист,
 последователь Гуссерля, основатель феноменологической социологии, С 1939 в США.
 В философии
 Ш. разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую
 экзистенциалистской трактовке феноменологии. Осн. внимание он уделял созданию
 филос. фун-
 дамента социальных наук. Используя описат. фено-менологич. метод и идеи М.
 Вебера, отчасти
 Джеймса и Бергсона, Ш. предложил собств. версию понимающей социологии, в к-рой
 проследил
 процессы становления человеч. представлений о социальном мире от единичных
 субъективных
 значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до
 высокогенерализов.
 конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном,
 «вторичном», виде.
 Тем самым Ш. пытался решить поставленную Гуссерлем задачу — восстановить связь
 абстрактных
 науч. категорий с «жизненным миром», миром повседневности, непосредственности
 знания и
 деятельности. Однако упустив из виду реальные материальные процессы социальной
 жизни, Ш.
 пошёл по пути онтологизации конституированных значений и создания нового
 варианта социальной
 онтологии в традиции антинатуралистич. «наук о духе».
 ШЮЦ 785
 Ш. исследовал также структуры мотивов социального
 действия, формы и методы обыденного познания, структуру человеч. общения,
 социального
 восприятия, рациональности и др., а также проблемы теории и методологии
 социального познания.
 Идеи Ш. оказали влияние на развитие буржуазной мысли.
 • Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt, W., I9602; Collected papers, v. 1—3,
 The Hague, 1962—66; Reflections on the
 problem of relevance, New Haven, 1970; A. Schutz on phenomenology and social
 relations, ed. by H. R. Wagner, Chi., 1970;
 The structures of the life-world, Evanston (111.), 1973 (совм. с Т. Luckmann).
 • И о н и н Л. Г., Понимающая социология. Историко-критич. анализ, М., 1979;
 Gorman R. ?., The dual vision, N. Y.,
 1977; A. Schutz und die Idee des Alltags in den Sozialwis-senachaften, hrsg. v.
 W. Sprondcl, B. Grathoff, Stuttg., 1979.
 ЩЕПАНЬСКИЙ (Szczepanski) Ян (р. 14. 9. 1913, Устронь), польск. социолог,
 действит. чл. Польск.
 АН
 (1964). Директор Ин-та философии и социологии (1968—75). Президент Междунар.
 социологич.
 ассоциации (1966—70). Гос. пр. ПНР 1-й степени (1974). Осн. труды по истории и
 теории
 социологии, социальной структуре польск. общества, социологии высшего
 образования и др.
 Руководил (с 1958) изданием «Исследование положения рабочего класса и
 интеллигенции» («Z badan
 klasy robotniczej i inteligencii», t. 1-28, 1959-67).
 • Inteligencja i spoleczenstwo, Warsz., 1957; SocJoJogia. Roz-woj problematyki i
 raetod, Warsz., 1961; Soejologiczne zagadnie-
 nia wyzszego wyksztalczenia, Warsz., 1963; Rzecz o nauczycie-)ach w wychowujqcym
 spoieczenstwie socjalistycznym, Warsz.,
 1975; Sprawy ludzkie, Warsz., 1978; Rozwazanja o consumpcii i polityce
 spoiecznej, Warsz., 1978; в рус. пер.—
 Элементарные понятия социологии, М., 1969.
 
 
 
 
 
 
 
 э
 ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. ?????????? — счастье, блаженство), антич. принцип
 жизнепонимания,
 позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно к-рому
 счастье
 (блаженство) является высшей целью человеч. жизни. Предпосылкой антич. Э.
 является сократовская
 идея внутр. свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её
 независимости от внеш.
 мира. Хотя Э. возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном
 смысле
 противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармония.
 удовольствие (Аристо-
 тель), а результат преодоления стремления к чувств. наслаждениям путём
 самоограничения,
 упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внеш. миру и его благам и
 достигаемая при этом
 свобода от внеш. необходимости и превратностей судьбы; это разумность,
 тождественная подлинной
 добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со
 страстями,
 порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье
 зависит не от
 внеш. обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм
 характеризует внутр.
 свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет
 только то, что
 зависит от его отношения к внеш. обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
 В новое время этот идеал внутр. свободы развивали мн. философы, в особенности
 Спиноза, к-рый с
 исключит. остротой поставил антитезу разумного познания и чувств. страстей и
 выдвинул чисто
 интеллектуальное понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу», amor
 dei intellectualis).
 Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) придали понятию счастья
 откровенно гедонистич.
 характер; в Э. получили преобладание натуралистич. мотивы, что особенно
 характерно для англ.
 утилитаризма.
 ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio — развёртывание), в широком смысле — синоним
 развития; процессы
 изменения (лреим. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также
 в социальных
 системах. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня
 организации системы
 (прогрессивная Э., прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня
 (регресс); возможна также
 Э. при сохранении общего уровня или высоты организации (Э. геологич. систем,
 языков). Термин
 «Э.» чаще всего применяется для обозначения многоаспектного развития биологич.
 объектов,
 786 ЩЕПАНЬСКИЙ
 регулируемого естеств. отбором. В применении к социальным системам Э.
 рассматривается как
 аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных
 комплексов (Э.
 обществ. институтов, идеологии, культуры и т. д. как часть общей истории). В
 узком смысле в
 понятие Э. включают лишь постепенные количеств. изменения, противопоставляя его
 развитию как
 качеств. сдвигу, т. е. революции. В реальных процессах развития революция и Э.
 (в узком смысле
 «плавного накопления изменений») служат в равной мере необходимыми компонентами
 и образуют
 противоречивое единство: «... жизнь и развитие в природе включают в себя и
 медленную эволюцию,
 и быстрые скачки, перерывы постепенности» (Ленин В. И., ПСС, т. 20, с. 66).
 • Льюис Д ж., Человек и Э., пер. с англ., М., 1964; Осипов Г. В., Совр.
 эволюционизм и проблема социального прогресса,
 М., 1970; Смирнов И. Н., Э. живой природы как диалектич. процесс, М., 1975;
 Седов ?. ?., Э. и информация, М., 1976;
 АНТомонов Ю. Г., Размышления об Э. материи, М., 1976,
 ЭВРИСТИКА (от греч. ???????—отыскиваю, открываю),
 1) спец. методы решения задач (эвристич. методы), к-рые обычно
 противопоставляются формальным
 методам решения, опирающимся на точные математич. модели. Использование
 эвристич. методов
 (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного
 ненаправленного
 перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило,
 наилучшими, а
 относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристич. методов не
 всегда
 обеспечивает достижение поставленной цели. Иногда в психоло-гич. и кибернетич.
 лит-ре эвристич,
 методы понимаются как любые методы, направленные на сокращение перебора, или как
 индуктивные методы решения задач.
 2) Организация процесса продуктивного творч. мышления (эвристич. деятельность).
 В этом смысле
 Э, понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью к-рых
 порождаются
 процедуры, направленные на решение творч. задач (напр., механизмы установления
 ситуативных
 отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве
 вариантов,
 формирования опровержений с помощью контрпримеров и т. п.). 3) Наука, изучающая
 эвристич.
 деятельность; спец. раздел науки о мышлении. Её осн. объект — творч.
 деятельность; важнейшие
 проблемы — задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях
 нестандартных
 проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества структурирования
 описаний внеш.
 мира (на основе классификаций типа периодич. системы или систематики К. Линнея).
 Э. как наука
 развивается на стыке психологии, теории «искусств,
 интеллекта», структурной лингвистики, теории информации. 5) Спец. метод обучения
 (сократич.
 беседы) или коллективного решения проблем. Эвристич. обучение, исторически
 восходящее к
 Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров.
 Коллективный
 метод решения трудных проблем (получивший назв. «мозговой штурм») основан на
 том, что
 участники коллектива задают автору идеи решения, наводящие вопросы, примеры,
 контрпримеры.
 • ? о л и а Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., т. 1—2,
 М., 19752; Поспелов
 Д, А., II у ш-кин В. Н., Мышление и автоматы, М., 1972; ? у ш-к и н В. Н., Э.—
 наука о творч.
 мышлении, М., 1967; Управление, информация, интеллект. [Сб. ст.}, М., 1976.
 ЭГОИЗМ (от. лат. ego
 — я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и
 своекорыстия,
 забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен
 альтруизму. В
 переносном смысле говорят о групповом (классовом, нац.) Э. В случаях, когда Э.
 выдвигается в
 качестве морального принципа, он может быть связан с эвдемонизмом и гедонизмом
 (напр., в
 античности у нек-рых софистов, у киников, представителей киренской школы и др.).
 Принцип Э. был признан в качестве универсального мерила человеч.
 (предпринимательской)
 активности в эпоху развития товарно-капиталистич. произ-ва, что нашло своё
 отражение в
 общественной мысли эпохи Просвещения (Гоббс, Мандевиль, А. Смит, Д. Рикар-до,
 Гельвеции,
 Гольбах, Бентам и этика утилитаризма). Сам термин «Э.» возник в 18 в. С теорией
 «разумного Э.»
 выступили французские материалисты 18 в., считавшие, что основой добродетели
 является
 правильно понятый собств. интерес, или «разумное себялюбие» (Гольбах). Кант
 оценивал изначально
 заключённое в чувств. природе человека себялюбие как «радикально злое»; он
 различал логич.,
 эстетич., метафизич. и моральный Э., причём «моральным эгоистом», по Канту,
 является тот, кто
 сосредоточивает все цели на самом себе, кто не видит никакой пользы ни в чём,
 кроме того, что ему
 выгодно. Шопенгауэр утверждал, что Э. является осн. реальной пружиной поведения
 как животного,
 так и человека; крайний Э. проповедовал Штирнер. В этич. концепции Чернышевского
 развивается
 новый вариант «разумного Э.» как свободного подчинения личной выгоды общему
 делу, от успеха
 которого выигрывает в конечном счёте и личный интерес индивида.
 Марксизм отвергает взгляд на человека как абстрактное, внеисторич. существо,
 наделённое
 изначальной эгоистич. «природой», и связывает преодоление Э. с устранением
 частной
 собственности, социального неравенства и построением коммунистич. общества.
 • Маркс К., Тетради по истории эпикурейской философии, Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 40, с. 21—
 140; Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. там же, т. 3, с 234—50; Петров Э.
 Ф., Э. Филос.-этич.
 очерк, М., 1969.
 ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат. ego — я и centrum — средоточие, центр), отношение к миру,
 характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я»; крайняя форма
 эгоизма. В
 философии эгоцентрич. позиция ведёт к солипсизму, в этике — к индивидуализму. В
 генетич.
 психологии Пиаже понятие Э. определяет особую стадию развития ребёнка (от 3 до 6
 лет), его
 мышления и речи; употребляется также в психопатологии, ряде направлений
 глубинной психологии
 (А. Адлер и др.) и т. п.
 ЭЙДЕТИЗМ (от греч. ????? — вид, образ), особый картинный характер памяти, преим.
 на зрит.
 впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ
 воспринятого
 ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий образу
 восприятия. В той
 или иной форме и степени присущ каждому человеку, особенно в детском или
 подростковом
 возрасте, однако в своих ярких формах встречается довольно редко.
 • Выготский Л. С., Эйдетика, в сб.: Осн. течения совр. психологии, М.— Л., 1930
 (сокр. изд. в кн.: Хрестоматия
 по ощущению и восприятию, М., 1975); Л у ? и я А. Р., Маленькая книжка о большой
 памяти, М., 1968.
 ЭЙДОС (греч. ?????, лат. forma, species, этимологически тождественно рус.
 «вид»), термин др.-греч.
 филосо-фии. В дофилос. словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у
 досократиков
 (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фу-
 кидида 2,50)
 засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной
 единице. У Демокрита (В
 167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.) форма»,
 «фигура»]. У
 Платона (наряду с дофилос. значениями) — синоним термина «идея» (????),
 трансцендентная
 умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, к-рые к
 ней причастны
 (?? ???), объект достоверного науч. знания. Полемика Аристотеля против
 «отделимости»
 эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентной) формы», неотделимой от

<< Пред.           стр. 414 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу