<< Пред.           стр. 415 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 материального
 субстрата (см. Форма и материя, Гилеморфизм); в логике и биологии Аристотеля Э.—
 «вид»
 (species) как классификационная единица, подчинённая «роду» (?????). В среднем
 платонизме
 осуществляется синтез: платоеич. эй-досы-идеи становятся «мыслями бога»,
 аристотелич.
 эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением
 идеи в
 материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей
 иерархией ипостасей:
 идеи помещаются в уме (ну-се), имманентные формы (к-рые Плотин вслед за стоиками
 называет
 также логосами] — в душе (псюхе).
 В феноменологии Гуссерля Э.— чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.
 • EIse G. P., The terminology of the ideas, «Harvard Studies in Classical
 Philology», 1936, v. 47, p. 17—55; Brommег
 Р., ????? et ????. Etude semantique et chronologique des oeuvres de Platon,
 Assen, 1940; С lasse n C. J., Sprachliche
 Deutung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens, Munch.,
 1959; San do z С L, Les noms srera de la
 forme, [Bern, 1972], (о терминах i???, ?????, ?????, ?????, ?? ???); см. также
 лит. к ст. Форма и материя.
 ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия,— 18.4.1955, Принстон,
 США), один из
 основоположников совр. физики. В 1900 окончил политехникум в Цюрихе. В 1902—09
 работал в
 патентном бюро в Берне. В дальнейшем вёл педагогич. и науч. работу в Бернском,
 Женевском,
 Пражском и Берлинском ун-тах. После прихода в Гер.мании к власти нацистов
 эмигрировал в США.
 Э. был создателем спец. и общей теории относительности, квантовой теории света.
 Теоретич.
 исследования Э. в различных областях физики имели огромное фило-софско-
 методологич. значение.
 Его идеи послужили основой для выработки новой, материалистич. картины мира,
 исходящей из
 органич. связи пространства и времени с материей и её движением.
 Э. стоял на позициях естеств.-науч. материализма. По собств. признанию, определ.
 влияние на его
 филос. мировоззрение оказали Кант, Юм, Мах. Знакомство с работами Юма
 стимулировало у Э.
 критич. отношение к ньютоновской механике. Принцип наблюдаемости послужил Э.
 основой для
 критики ньютоновской концепции ненаблюдаемого абс. пространства и разработки
 операционального определения одновременности.
 Наиболее характерная особенность мировоззрения Э.— рационализм. Как гносеологич.
 концепция
 рационализм у Э. связан с утверждением автономии логико-теоретич. знания по
 отношению к
 эмпирическому (в смысле признания невозможности индуктивного выведения первого
 из второго).
 Эту форму рационализма Э. связывал с философией Канта, хотя сама по себе она
 глубоко отлична от
 кантовского априоризма. Концепция онтологич. рационализма, развиваемая Э.,—
 учение о
 рациональной структуре и гармонии мира. Природа, согласно Э., представляет собой
 строго
 детерминированную систему, исключающую элементы неопределённости и случайности.
 Исходя из
 подобного представ-
 ЭЙНШТЕЙН 787
 ления, восходящего к Спинозе, Э. полагал, что вероятностные законы квантовой
 механики
 свидетельствуют о её неполноте. Рационализм Э. нашёл выражение в его взглядах на
 идеал физич.
 теории, к-рый он мыслил как единую теорию геометризованного поля.
 Э. занимал прогрессивные обществ.-иолитич. позиции, активно выступал против
 нацизма, за мир и
 дружбу между народами.
 * Собр. аауч. трудов, т. 1—4, М., 1965—67 (лит.). Кузнецов Б. Г., Э., М.,
 19795; Э. и филос. проблемы физики 20 в.
 Сб. ст., М., 1979.
 ЭЙХГОРН, Эйххорн (Eichhorn) Вольфганг (р. 23.2. 1930), нем. философ-марксист
 (ГДР), действит.
 чл. АН ГДР (1973). Чл. СЕПГ с 1947. Пред. Проблемного совета но историч.
 материализму (с 1977).
 Область науч. деятельности: общие проблемы диалектич. и историч. материализма,
 мировоззренч, и
 методологич. вопросы социального познания и социального прогнозирования. Один из
 авторов и
 издателей «Словаря марксистско-ленинской социологии» («Worterbuch der
 marxistisch-leninistischen
 Soziologie», 1969), опубликованного марксистским изд-вом в ФРГ.
 • Uber die Widersprache beim Aufbau des Sozialismus, B., 1959; Von der
 Entwicklung des sozialistischen Menschen, B., 1964;
 Wie ist Ethik als Wissenschaft moglich?. B., 1965; Dialektischer und
 historischer Materialismus — ein Bestandteil des
 Marxismus-Leninismus, B., 1976; в рус. пер.— Философия и прогностика, М., 1971
 (соавтор); Диалектика производит. сил
 и производств, отношений, М., 1977 (соавтор).
 ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (от позднелат. aequivalens — равноценный, равнозначный),
 отношение типа
 равенства, общее назв. для рефлексивных, симметричных и транзитивных отношений,
 таких, напр.,
 как равночис-ленность, подобие, изоморфизм (см. Изоморфизм и гомоморфизм) и т.
 п. Отношения
 типа Э. играют важную роль в формировании абстрактных понятий и в образовании
 предметных
 областей науч. теорий. Подробнее см. Абстракции принцип, Тождество, Универсум.
 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ [от позднелат. ex(s)istentia — существование], или философия
 существо-
 вания, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-
 й мировой
 воины в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер,
 Ясперс, Бубер)
 и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями Э.
 ещё во время
 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. получил
 распространение в
 др. европ. странах, в 60-х гг. также и в США. Представители этого направления в
 Италии —
 Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Ортега-и-Гасет; в США идеи Э.
 популяризиро-
 вали У» Лоури, У. Баррет, Дж. Оди. К Э. близки ре-лиг.-филос. направления:
 франц. персонализм
 (Мунье, Недонсель, Лакруа) и нем. диалектич. теология (Барт, Тиллих, Бультман).
 Э. как филос.
 направление носит неоднородный характер. Различают Э. религиозный (Ясперс,
 Марсель, Бердяев,
 Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Однако
 определение
 «атеистический» по отношению к Э. несколько условно, т. к. признание того, что
 бог умер,
 сопровождается (в частности, у Хайдеггера и Камю) утверждением невозможности и
 абсурдности
 жизни без бога. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля,
 Кьеркегора,
 Унамуно, Достоевского и Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и
 феноменология
 Гуссерля.
 Расходясь с традицией рационалистич. философии и науки, трактующей опосредование
 как осн.
 принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредств.
 нерасчленённую
 целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного
 бытия само
 переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире».
 Бьггие толкуется
 как непосредственно данное человеч. существо-
 788 ЭЙХГОРН
 вание, как экзистенция (к-рая, согласно Э., непозна-ваема ни научными, ни даже
 рацииональными
 филос. средствами). Для описания её структуры мн. представители Э. (Хайдеггер,
 Сартр, Мерло-
 Понти) прибегают к феноменологич. методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры
 сознания его
 направленность на другое — интенциональность. Экзистенция «открыта», направлена
 на другое,
 становящееся центром её притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть
 бытие,
 направленное к ниято и сознающее свою конечность. ' Поэтому у Хайдеггера
 описание структуры
 экзистенции сводится к описанию ряда модусов человея. существования: заботы,
 страха, решимости,
 совести и др., к-рые определяются через конечность экзистенции и суть различные
 способы
 соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него. Поэтому именно в
 «пограничной
 ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений человек прозревает
 экзистенцию как
 корень своего существа.
 Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность,
 точкой отсчёта
 к-рой является смерть. В отличие от физич. времени — чистого количества,
 бесконечного ряда
 протекающих моментов, экзистенциональное время качественно, конечно и
 неповторимо; оно
 выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет
 существо экзистенции:
 рождение, смерть, любовь, отчаяние, раскаяние u т. д. Экзистенциалисты
 подчёркивают в феномене
 времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими
 экзистенциалами,
 как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-историч. (а не
 безлично-
 космич.) характер времени и утверждая его связь с человеч. деятельностью,
 исканием, напряжением,
 ожиданием. Историчность человеч. существования выражается, согласно Э., в том,
 что оно всегда
 находит себя в определ. ситуации, в к-рую оно «заброшено» и с к-рой вынуждено
 считаться.
 Принадлежность к определ. народу, сословию, наличие у индивида тех или иных
 биологич.,
 психологич. и др. качеств. всё это — эмпирич. выражение изначально-ситуационного
 характера
 экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историч-ность и
 «ситуационность»
 экзистенции — модусы её ко-нечности.
 Другим важнейшим определением экзистенции явля- ется трансцендирование, т. с.
 выход за свои
 пределы. Трансцендентное и сам акт трансцендирования понимаются различными
 представителями
 Э. неодинаково. С т. зр. религ. Э. трансцендентное — это бог. Согласно Сартру и
 Камю,
 трансценденция есть ничто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. Если у
 Ясперса,
 Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного,
 преобладает момент сим-
 волический и даже мифопоэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное
 невозможно
 рационально познать, а можно лишь «намекнуть» на него, то учение Сартра и Камю,
 ставящих своей
 задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критич. и даже ни-гилистич.
 характер.
 Э. отвергает как рационалистич. просветительскую традицию, сводящую свободу к
 познанию
 необходимо- сти, так и гуманистически-натуралистическую, для к-рой свобода
 состоит в раскрытии
 природных задатков человека, раскрепощении его «сущностных» сил. Свобода,
 согласно Э.,— это
 сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции
 выражается в
 «направленности-на», в трансцендирова-нии, то понимание свободы различными
 представителями Э.
 определяется их трактовкой трансценденции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу
 можно обрести
 лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой,
 постольку «человек
 обречён быть свободным». Учение Сартра о свободе служит выражением позиции
 крайнего
 индивидуализма. Свобода предстаёт в Э, как тяжёлое бремя, к-рое должен нести
 человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать
 быть самим
 собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в к-
 рый при этом
 погружается человек, носит у Хайдеггера название «man»: это безличный мир, в к-
 ром всё анонимно,
 в к-ром нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в к-ром все —
 «другие», и человек
 даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в к-ром никто ничего
 не решает, а
 потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название
 «мира
 объективации», признаки к-рого — поглощение индивидуального, личного общим,
 безличным, а
 также господство необходимости и подавление свободы.
 Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным,
 оно лишь
 подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, к-рое делает
 человеч. жизнь
 бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними
 невозможно. И
 Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов,
 освящённых традиц.
 религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерное для Сартра
 стремление раз-
 облачения искажённых, превращённых форм сознания («дурной веры») оборачивается
 требованием
 принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единств.
 способ подлинного
 общения, к-рый признаёт Камю,— это единение индивидов в бунте против
 «абсурдного» мира,
 против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеч. бытия.
 Экстаз может
 объединить человека с другим, но это в сущности экстаз разрушения, мятежа,
 рождённого отчаянием
 «абсурдного» человека.
 Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость
 индивидов
 порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное
 бытие. Но
 подлинное бытие — трансценденция — является не предметным, а личностным, потому
 истинное
 отношение к бытию — это диалог. Бытие, по Марселю, не «Оно», а «Ты». Поэтому
 прообразом
 отношения человека к бытию является личное отношение к др. человеку,
 осуществляемое перед
 лицом бога. Любовь, согласно Марселю, есть трансцендирование, прорыв к другому,
 будь то
 личность человеческая или божественная. Поскольку такой прорыв с помощью
 рассудка понять
 нельзя, Марсель относит его к сфере «таинства».
 Прорывом объективированного мира, мира «man», является, согласно Э., не только
 подлинное
 человеч. общение, но и сфера художеств., филос., религ. творчества. Однако
 истинная
 коммуникация, как и творчество, несут в себе трагич. надлом: мир объективности
 непрестанно
 грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса
 к
 утверждению, что всё в мире в конечном счёте терпит крушение в силу самой
 конечности
 экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным
 сознанием хрупкости
 и конечности всего, что он любит, незащищённости самой любви. Но глубоко скрытая
 боль,
 причиняемая этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и
 одухотворённость. У
 Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологич.
 учение.
 В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и
 преодоления достигнутого.
 Трагич. интонация и общая пессимистич. окраска Э. являются свидетельством
 кризисного состояния
 совр. бурж. общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому
 философия Э.
 может быть названа философией кризиса.
 Социально-политич. позиции у разных представителей Э. неодинаковы. Так, Сартр и
 Камю

<< Пред.           стр. 415 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу