<< Пред.           стр. 417 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 осуществляется синтез филос., экономич. и коммунистич. идей Маркса. Это — первое
 экономич.
 произведение Маркса, исходный пункт длит. процесса, к-рый завершился созданием
 «Капитала».
 Работа Маркса состоит из трёх частей (тетрадей, рукописей). В 1-й части — 27
 стр. (1—27), во 2-й —
 4 стр. (40—43), в 3-й — 41 стр. (1—43, две при пагинации пропущены). По
 существу, вся работа
 представляет собой одну рукопись и написана по единому плану.
 В «Э.-ф. р.» Маркс исходит из результата, к к-рому он пришёл входе критики
 гегелевской философии
 права: гражд. общество определяет гос-во. Маркс приступает к критич. изучению
 бурж.
 политэкономии, исследовавшей анатомию гражд. общества. Опираясь в первую очередь
 на А. Смита,
 выделявшего в развитом бурж. обществе Англии три осн. класса — пролетариат,
 буржуазию и зем.
 собственников, Маркс начинает «Э.-ф,
 р.» о анализа положения этих классов, их соотношения и борьбы, тенденций
 развития бурж.
 общества. Этому посвящены первые 3 главы — «Заработная плата», «Прибыль на
 капитал»,
 «Земельная рента»,— в к-рых Маркс анализирует три источника дохода (и вместе с
 тем, по Смиту,
 три составных части стоимости, ключевой категории бурж. экономики). В этом
 триедином анализе
 выделяются две осн. фазы: 1) Маркс выясняет сущность капитала, трё'х источников
 дохода, чем
 определяется их величина, констатирует классовую борьбу; 2) прослеживает
 тенденции ра'звития
 классов и классовой борьбы и приходит к выводу о поляризации бурж. общества на
 два осн. класса
 — рабочих и капиталистов.
 Затем следует важнейший раздел «Э.-ф. р.» — глава о частной собственности и
 отчуждении труда, в
 к-рой Маркс исследует глубинные основы классового, бурж. общества. Отношение
 между
 пролетариатом и буржуазией, между трудом и капиталом — это отношение частной
 собственности,
 к-рая является основой бурж. общества и вместе с тем предпосылкой бурж.
 политэкономии. За
 частной собственностью Маркс открывает ещё более глубокую основу антагонистич.
 общества —
 определ. характер труда, труд по внеш. принуждению, отчуждённый труд. Отчуждение
 труда, к-рое
 Маркс отличает от опредмечивания труда (см. Опредмечивание и распредмечивание),
 выступает в
 четырёх формах: отчуждение продукта труда; самого процесса труда, трудовой
 деятельности;
 родовой сущности человека; человека от человека. Экономич. отчуждение является
 основой всякого
 иного (напр., религ.) отчуждения. В конце главы Маркс намечает программу
 дальнейшего
 исследования: 1) сущность частной собственности, 2) историч. характер частной
 собственности (её
 происхождение, развитие до противоположности между трудом и капиталом и
 неизбежно
 предстоящее её упразднение, снятие), 3) анализ экономич. категорий (исходя из
 понимания их
 основы — частной собственности и отчуждения труда). Эта программа осуществляется
 в двух
 следующих (2-й и 3-й) частях рукописи.
 Осн. содержание 3-й части составляет анализ коммунистич. преобразования общества
 как диалектич.
 процесса уничтожения (снятия) частной собственности. В этой связи Маркс
 подвергает критике
 идеалистич. характер гегелевской диалектики и гегелевской философии вообще. В
 конце рукописи
 он набрасывает предисловие и приступает к анализу экономич. категорий—
 разделения труда, денег.
 На этом работа была прервана, закончился определ. цикл исследования.
 Общая логич. структура «Э.-ф. р.»: анализ экономич. категорий, выражающих
 положение и
 соотношение осн. классов бурж. общества, исследование частной собственности и
 отчуждения труда
 как основ бурж. общества — переход к анализу конкретных экономич. категорий
 бурж. общества. И
 вместе с тем: соотношение классов (статика) — тенденции развития классовой
 борьбы (динамика) —
 частная собственность и отчуждение труда как основы бурж. общества (статика) —
 их историч.
 характер (динамика). Фактически, по своему осн. содержанию, «Э.-ф. р.» явились
 своего рода филос.
 введением в критику бурж. политэкономии. Они представляют новый этап в процессе
 становления
 материа-листич. понимания истории.
 В «Э.-ф. р.» Маркс исследует определяющую роль труда, материального произ-ва в
 жизни общества;
 находит в произ-ве специфич. отличие человека от животного; подчёркивает, что
 вся всемирная
 история есть не что иное, как порождение человека человеч. трудом. Центр.
 проблема «Э.-ф. р.» —
 проблема частной собственности. Исследуя взаимодействие отчуждения труда и
 частной
 собственности, Маркс приближается к открытию внутр. механизма развития
 материального произ-ва
 — диалектики производит. сил и производств. от-
 ЭКОНОМИЧЕСКО 791
 ношений. Он доказывает как историч. необходимость частной собственности, так и
 исторически
 преходящий характер её, необходимость коммунистич. преобразования общества. На
 этой основе он
 углубляет своё понимание общей периодизации историч. процесса, фактически
 выделяет три эпохи:
 доклассовое (когда не было отчуждения труда и частной собственности) — классовое
 (основанное на
 отчуждении труда и частной собственности) — будущее бесклассовое коммунистич.
 общество (где
 будут уничтожены частная собственность и все виды отчуждения); в зародыше
 намечается и
 различение фаз развития будущего общества.
 Со времени опубликования «Э.-ф. р.» в 1932 вокруг них развернулась острая
 идеологич. борьба в
 связи с попытками антимарксистов гипертрофировать проблему отчуждения,
 противопоставить
 молодого и зрелого Маркса, извратить диалектико-материалистич. учение о
 человеке, к-рое начал
 вырабатывать здесь Маркс.
 «Э.-ф. р.» были впервые опубликованы в СССР: на рус. яз. частично в 1927, на
 языке оригинала
 полностью в 1932, на рус. яз. полностью в 1956.
 • Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 2, В., 1975; Маркс К. и Энгельс Ф., Из
 ранних произведений, М., 1956; их же,
 Соч., т. 42; Карл Марко. Биография, М., 19732, гл. 2; Корню О., Карл Маркс и
 Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 2, М.,
 1961, гл. 2; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742; Лапин
 Н. И., Молодой Маркс, М., 19762;
 Багатурия Г. А., Выгодский В. С., Экономия, наследие Карла Маркса, М., 1976, гл.
 14; Марксистская философия в XIX
 в., кн. 1, М., 1979, гл. 3. Г. А. Багатурия.
 ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи к-
 рого в
 контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э.
 осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию
 его результатов.
 Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих
 принципиальное
 значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики
 выполняет функцию
 критерия истинности науч. познания в целом.
 Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У.
 Гильберт, Г.
 Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона,
 разработавшего и первую
 классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось
 в теории
 познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение
 эмпирич. и
 теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение
 в диалектич.
 материализме, в к-ром тезис о единстве теоретич. и экспериментальной
 деятельности является
 конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального,
 эмпирич. и
 теоретич. уровней в процессе познания (см. Эмпирическое и теоретическое).
 Совр. наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных
 исследований простейший
 тип Э.— качеств. Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие
 предполагаемого теорией
 явления. Более сложен измерит. Э., выявляющий количеств. определённость к.-л.
 свойства объекта.
 Широкое применение в фундаментальных исследованиях получает мысленный Э.
 Относясь к
 области теоретич. знания, он представляет собой систему мысленных процедур,
 проводимых над
 идеализированными объектами. Будучи теоретич. моделями реальных
 экспериментальных ситуаций,
 мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности осн. принципов теории.
 (См. также
 Верификация, Фальсификация.)
 С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь
 новых форм
 социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального
 Э., в роли к-
 рого выступает опре-дел. группа людей, является одним из участников Э., с
 792 ЭКСПЕРИМЕНТ
 интересами к-рого приходится считаться, а сам исследователь оказывается
 включённым в изучаемую
 им ситуацию. Содержание и процедуры социальных Э. обусловлены также правовыми и
 моральными
 нормами общества.
 • Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же,
 Диалектика природы, там же; Ленин В. И.,
 Материализм и эмпириокритицизм, гл. 2, ПСС, т. 18; Сивоконь П. Е., Методологии,
 проблемы естеств.-науч. Э., М.,
 1968; P ы в к и н а Р. В., Винокур А. В., Социальный Э., Новосиб., 1908; М а к a
 p e в и-чус К., Место мысленного Э. в
 познании, М., 1971; Налимов В. В., Теория Э., М., 1971; Капица П. Л., Э.,
 теория, практика, М., 1974; Ахутин А. В.,
 История принципов физич. Э.: от античности до XVII в., М., 1976; Кэмпбслл Д.,
 Модели Э. в социальной психологии и
 прикладных исследованиях, пер. с англ., М., 1980; К у ? ? и-я н А. П., Проблема
 Э. в системе обществ. практики, М.,
 1981; Dingler H., Uber die Geschichte und das Wesen des Experimentes, Munch.,
 1952; S i ehe l W., Die Logik des Experiments
 in den Sozialwissenschaften, B., 1965.
 ЭКСТАЗ (от греч. ???????? — смещение, перемещение, исступление, восторг), термин
 др.-греч.
 философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово
 Э. означало, в
 частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в телесном
 плане — напр.,
 «вывих», так и в душевном — «исступление», «помешательство» и т. п.). В значении
 «перехода»
 слово Э. употребляется, напр., у Аристотеля: «всякое движение есть Э.
 движущегося» («О душе» 406
 b 13). Плотин употребляет слово Э. при описании сверхумного созерцания, когда
 душа, отбросив всё
 чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса) и в
 некоем восторге и
 воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады»У1
 9, 11, 23).
 Э. предполагает предварит, очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добро
 дет. жизни и
 возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9, 11, 17). Плотиновское
 понимание Э. было
 воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой
 (Псевдо-
 Дионисий Арео-пагит, Августин).
 ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. extensio — протяжение, расширение), свойство
 подстановочности, проявляющееся в сохранении значений (объёмов) выражениями к.-
 л. языка
 относительно возможных (в данном языке) преобразований этих выражений. Поскольку
 подста-
 новочность обусловлена тождеством, Э. предполагает абстракцию отождествления
 выражений,
 принятую в том или ином языке, и соответственно указывает на интервал этой
 абстракции. Так,
 напр., отождествляются классы и определяющие их свойства, отношения и со-
 ответств. предикаты и
 т. п. Если предложения языка отождествляются по их денотативному (истинностному)
 значению (см.
 Денотат), то свойством Э. обладают только те новествоват. синтаксич. конструкции
 языка, к-рые не
 содержат предложений, выражающих косвенную или прямую речь. Это обусловлено тем,
 что опе-
 рации преобразования предложений в прямую или косвенную речь, а также модальные
 операции не
 сохраняют отношения равнообразности предложений — их тождества по истинностному
 значению.
 Такова, в частности, ситуация в естеств. языках, к-рым свойственны косвенные
 контексты (в них
 равнообразности недостаточно, чтобы определяемое ею отношение считать
 тождеством). Напротив,
 в языках классич. логики, где подходящим выбором универсума рассуждения
 (предметной области)
 косвенные контексты исключаются, а все операции над высказываниями сохраняют
 отношение рав-
 нообразности, именно последнее отношение оказывается единств. отношением
 тождества. Т. о., в
 теоретико-мно-жеств. логике и основанных на ней теориях Э. выражений
 обеспечивается за счёт
 неявного постулата о неразличимости равнообъёмных свойств (или объёма и
 содержания понятий). В
 языке самой теории множеств этот постулат формулируется уже явно в виде аксиомы,
 или принципа,
 Э. (равнробъёмности): любое мно-жество полностью определяется заданием его
 элемен-
 тов. Науч. язык, к-рый строится в соответствии с принципом, эквивалентным
 принципу Э., наз.
 экстенсиональным языком. В противном случае язык наз. неэкстенсиональным, или
 интенсио-
 нальным (см. Интенсиональность). В экстенсиональных языках абстрагируются от
 психологич. и
 прагма-тич. оттенков смысла выражений, поэтому они проще интенсиональных и в
 этом отношении
 предпочтительнее, однако с т. зр. выразит. возможностей экстенсиональные языки
 беднее: их
 информац. задачи всецело ограничены предметным (модельным) аспектом значения.
 Кроме языков
 логики, к экстенсиональным форма-лизов. языкам относятся языки математики,
 химии, языки
 программирования.
 • Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 195Я; Фреге Г., Смысл и
 денотат, пер. с нем., в кн.: Семиотика и
 информатика, в. 8, ?., 1977.
 ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. exteriorisation — обнаружение, проявление, от лат.
 exterior —
 наружный, внешний), в психологии процесс, в результате к-рого внутренняя психич.
 жизнь человека
 получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования.
 Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано Л. С. Выготским в его
 культур-но-
 историч. теории поведения: человек овладевает собой как одной из сип природы
 извне — при
 помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или
 иным
 внутренним психологич. процессом предполагает предварительную его Э. Дальнейшую
 разработку
 проблема Э. получила в работах сов. психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина
 и др.
 • Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., I960; Леонтьев А. Н.,
 Проблемы развития психики, M., 19814.
 ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (от лат. extra — сверх, вне и polio — выправляю, изменяю),
 распространение
 выводов по одной части к.-л. явления на др. часть, на явление в целом, на
 будущее и т. п. В
 математике и статистике — продолжение динамич. ряда данных по определ. формулам
 (см. также
 Интерполяция). Применяется при анализе, диагнозе, прогнозе. Типичный пример

<< Пред.           стр. 417 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу