<< Пред. стр. 418 (из 449) След. >>
логич. Э.— выводоб уровне культуры к.-л. социальной группы по наблюдениям за отд. её
представителями или о
перспективах культуры по тенденциям в прошлом, статистич. Э.— проекция роста
населения по
данным прошлого. Э.— один из важнейших способов совр. научно-технич. и
социально-экономич.
прогнозирования.
ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ (от лат. extra — вне, снаружи и verto — поворачиваю, обращаю),
обращённый вовне; психологич. характеристика личности, направленной на внеш. мир
и
деятельность в нём, отличающейся преобладающим интересом к внеш. объектам и т.
п. Понятие
введено Юнгом. См. Интровертивный.
ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы,— кон.
1327 или нач.
1328, Авиньон), нем. мыслитель, представитель филос. мистики позднего
средневековья в Зап.
Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском ун-те, затем в
Страсбурге и Кёльне;
был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения
были
объявлены ложными.
Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как
по форме, так и по
филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего
заострения идеи
христ. неоплатонизма Псевдо-Дионисия Ареопагита. Гл. тема его мысли — «божество»
(Gotheit),
безличный и бескачеств. абсолют, стоящий за «богом» в трёх лицах как полнотой
качеств и творч.
истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в
самом человеке
есть несотворённая «искорка», единосущная богу. Отрешаясь от своего «Я»,
соединяясь с божеств.
«ничто», че-ловеч. душа становится орудием вечного порождения богом самого себя.
Эта концепция,
неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность
интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции нем.
мистики, нередко с
нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистич. диалектика
единого божеств.-
мирового процесса, развитая Шеллингом и Гегелем. Э. и его ученики сыграли
большую роль в
становлении нем. филос. языка.
• Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936—48; в рус. пер.— Избр.
проповеди, М., 1912.
• Kopper J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbrucken, 1955; Oltmanns K.,
Meister Eckhart, Fr./M., 19572; Degenhardt I.,
Studien zum Wandel des Eckharts-bildes, Leiden, 1967.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА, др.-греч. филос. школа кон. 6— 5 вв. до н. э., в к-рую входили
Парменид, его
ученик Зенон Элейский (оба из г. Элея в Юж. Италии) и Мелисс Самосский. В учении
Э. ш. заметно
влияние идей Ксено-фана и ранних пифагорейцев. Общим для элеатов было убеждение
в том, что
чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения. Поэтому они
стремились постичь
истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности
мыслимого и
сущего. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей
филос. понятия
предельной общности (бытие, небытие, движение). Отрицая существование отд. вещей
и отвергая
возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в к-рый попадает
филос. мысль,
выходящая из-под контроля опытного знания. Недаром Платон называл их
«неподвижниками»
(«Федон» 121 В), а Аристотель— «не-физи-ками», или «противоестественниками»
(Секст Эмпирик,
Против ученых X 46). Попытки решения вопросов, поднятых Э. ш., сыграли важную
роль в
формировании философии Демокрита, Платона, Аристотеля.
• Мандес М. И., Элеаты. Филология, разыскания в области истории греч. философии,
О., 1911; Reinhardt К., Parmenides
und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn, 1916; Raven J. E.,
Pythagoreans and Eleatics, Camb., 1948; Loenen J.
H. M., Parmenides, Melissus, Gorgias, A reinterpretation of Eleatic philosophy,
Assen, 1959.
ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementa — семантич. калька греч. ????????, от ??????? — ряд,
собственно — член
ряда), термин антич. философии, первоначально — «буквы» (алфавита), затем —
простейшие начала,
элементы (ста-рослав. транскрипция — «стихии»). Уже атомисты (№ 240 Лу.)
сравнивали сочетания
атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов. Впервые Э.
(стойхейя) как
метафорич. обозначение простейших чувств. тел встречаются у Платона («Теэтет»
201 е), что
подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно к-рому Платон
первым ввёл этот
термин как обозначение физич. элементов (ср. «Софист» 252 b). Для Платона,
однако, «Э.» — не
четыре «корня» Эм-педокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их
правильные
многогранники («Тимей» 46 b, 56 b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент
становится филос.
термином, употребляющимся очень широко — от онтологии и космологии до
гносеологии и теории
доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн.
«Метафизики»), сохраняя
общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т.
е. «качественно»
(«Метафизика», 1014 а 25). Из четырёх «причин» (см. Архе) Э. оказываются только
форма и материя
как «имманентные» начала. Впоследствии значение термина сужается, закрепляясь в
основном за
«четырьмя Э.».
В геометрии — «Э. доказательства», «аксиомы» (ср. «Начала» Эвклида в традиц.
рус. пер.; согласно
В. Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой т. зр. термин «стойхейон»
проник в филос.
лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н. э. Лукреций, используя
сравнение атомов с
«буквами», впервые передал греч. ???????? как elementa, от «эл-эм-эн» — ср. рус.
«абевега» и т. д.), а
Цицерон первым применил новый термин к «четырём Э.» Эмпедокла.
ЭЛЕМЕНТЫ 793
В дальнейшем Э. стали называть составную часть сложного целого.
• Diels H., Elementum, Lpz., 1899; Burkert W., ?????????, «Philologus», 1959, Bd
103, ?., 3/4, S. 167— 197 (лит.).
ЭЛИДО-ЭРИТРЕЙСКАЯ ШКОЛА, см. в ст. Сократические школы.
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ, социально-филос. концепции, утверждающие, что необходимые
составные части
социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или
слои,
осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса
людей.
Выразителями подобного рода идей были Платон, Карлейль, Ницше. Однако как
определ. система
взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. Парето и Моска. До 2-й мировой войны
Э. т. получили
наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны — в США.
Осн. варианты
Э. т.: «макиавеллевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция),
структурно-
функциональный (С. Келлер, США), «неоэлитизм» (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие
черты Э. т.—
отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность
социальных циклов,
характеризуемых господством определ. типов элит); критика идеи нар. суверенитета
как утопич.
мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.
Исходный постулат Э. т.— абсолютизация политич. отношений. Политич. власть
рассматривается в
качестве осн. части социальных отношений, из к-рых наиболее значимы отношения
господства и
подчинения.
Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже бурж. демократии. В кон. 30-х —
40-х гг. И.
Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стремясь совместить их
принципы с
признанием бурж.-де-мократич. институтов. Манхейм утверждал, что отличит. черта
демократии —
конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический
оптимум элита-
массы» («Essays on the sociology of culture», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг.
на основе этих идей
была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Р. Даль) и идея их
«консенсуса» (согласия)
относительно существующей политич. системы (Дай, Цайглер).
Классовые корни Э. т. лежат в разделении антаго-нистич. общества на
эксплуататорское
меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определ. этап историч. развития,
связанный с
недостаточным развитием производит.
сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий
закон, след-
ствие «человеч. природы» и технологич. требований сложного произ-ва.
Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., их направленность
против
марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального
равенства всех
членов общества.
• Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; А шин Г. К., Миф об элите
и «массовом обществе», М., 1966;
Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения,
М., 1974; Нарта М., Тгория элит и
политика, пер. с чеш., М., 1978; Mosca G., Element! di scienza politlca, Mil.,
19536; Dahl R. A., Polyarchy, New Haven, 1971;
D у e T. R., Zeigler L. H., The irony of democracy: an uncommon introduction to
American politics, Belmont, 19722; Pre-witt
K., Stone A., The ruling elites, N. Y., 1973.
ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 6.1.1912, Бордо), франц. философ, социолог и юрист.
Участник Движения
Сопротивления. По своим теоретич. и политич. убеждениям Э.— клерикал-реформатор,
тесно связан
с экуменич. советом церквей.
Известность на Западе, особенно в США, Э. приобрёл с сер. 60-х гг. после
перевода на англ. яз. ряда
его книг. Согласно Э., социальный прогресс в новое время
794 ЭЛИТЫ
представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение
личности
массовым потребительским, всё более регламентированным обществом; ради
материальных благ,
приносимых наукой и техникой, люди приносят в жертву индивидуальную свободу и
духовные
ценности. При этом развитие техники, по Э., сопровождается вытеснением
гуманистич. целей
технич. средствами достижения эфемерного господства над окружающей природой и
природой
самого человека. В конечном счёте технич. средства в возрастающей мере
становятся самоцелью
безличного «технологич. общества», в к-ром люди низводятся до роли придатка к
машине. С этих же
позиций Э. рассматривает и пропаганду как средство произвольной манипуляции
сознанием и
поведением людей, а идеологию сводит просто к интеллектуальной технологии, в к-
рой идейное
содержание вытесняется технич. средствами массовой коммуникации. Отождествляя
социальный
детерминизм с технологич. императивом, Э. третирует революц. движения как
историч. аномалию,
как негативную реакцию масс на социально-экономич. и научно-технич. прогресс. По
его мнению,
революция, воплощающая в себе стихийный бунт масс, в конечом счёте приводит
якобы лишь к
результатам, прямо противоположным ожидаемым, ущемляет демократию и прокладывает
путь
деспотич., тоталитарным режимам. Историч. необходимость и человеч. свобода,
согласно Э.,
несовместимы друг с другом, так что единств. альтернативой порабощения людей
«технологич.
обществом» и их «тотального отчуждения» является борьба за индивидуальную,
трансцендентную
свободу воли, совпадающая с религ. обновлением человечества. С этих анархич.,
ин-дивидуалистич.
позиций Э. подвергает резкой критике как совр. капиталистич. действительность,
так и марксизм и
реальный социализм. Радикальное по форме, но консервативное по содержанию
обличение Э.
«технологич. цивилизации», «потребительского общества» и «массовой культуры»
оказало значит.
влияние на многих мелкобурж. идеологов движения «новых левых» в 60—70-х гг.
(особенно на Т.
Роззака, П. Гудмена, Г. Маркузе, Э. Фромма и др.), а также на представителей
«новой философии» во
Франции.
• Introduction a la discipline des eglises reformees, P., 1943: Le' fondement
theOlogique du droit, P., 1946; La technique ou
l'enjeu du siede, P., 1954; Histoire des institutions, t. 1—2, P., 1955—56;
Propagandes. P., 1962; L'illusion politiquc, P., 1965;
Politique de Dieu, politiques de l'homme. P., 1966; Autopsie de la revolution,
P., 1969; De la revolution aux revoltes, P., 1972;
L'ethique de la liberte, v. 1—2, P., 1974; L'apocalypse, P., 1975; Le Systeme
technicien, P., 1977; L'illusion politique. P., 1977;
L'empire du non-sens: I'art et la societi technicienne, P., 1980.
ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. ????????,
???????,
???????), филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее
переход от
высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим
ступеням.
Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию.
Учение об Э.
всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного
понимания перво-
источника мира. В монистич. системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Э. как
об
«естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от
преизбытка
творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно
неизбежно потому,
что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с
первопринци-пом.
Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.:
неизменяемость
высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и
уму-нусу),
возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души
от её
умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э.
обычно
провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (?????). Один из наиболее
распространённых
образов
Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а—
509 d) — был
воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-
мусульм. и
европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота
Эриугену; её
влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая
Ку-занского.
ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (англ. emergent — внезапно возникающий, от лат. emergo —
появляюсь, возникаю), идеалистич. и метафизич. концепция развития, основанная па
абсолютизации
качеств. изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как
скачкообразный
процесс возникновения новых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в работах
С. Александера
и англ. биолога и философа К. Л. Моргана. Они различают два типа изменений:
количественные
(«результанты»), определяемые алгебраич. сложением исходных элементов, и
«эмердженты», не-
сводимые к исходным и не обусловленные ими. В соответствии с градацией
«эмерджентов» Э. э.
предстаёт как учение об «уровнях существования», число к-рых варьируется от трёх
(материя, жизнь,