<< Пред.           стр. 418 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 логич. Э.— вывод
 об уровне культуры к.-л. социальной группы по наблюдениям за отд. её
 представителями или о
 перспективах культуры по тенденциям в прошлом, статистич. Э.— проекция роста
 населения по
 данным прошлого. Э.— один из важнейших способов совр. научно-технич. и
 социально-экономич.
 прогнозирования.
 ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ (от лат. extra — вне, снаружи и verto — поворачиваю, обращаю),
 обращённый вовне; психологич. характеристика личности, направленной на внеш. мир
 и
 деятельность в нём, отличающейся преобладающим интересом к внеш. объектам и т.
 п. Понятие
 введено Юнгом. См. Интровертивный.
 ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы,— кон.
 1327 или нач.
 1328, Авиньон), нем. мыслитель, представитель филос. мистики позднего
 средневековья в Зап.
 Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском ун-те, затем в
 Страсбурге и Кёльне;
 был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения
 были
 объявлены ложными.
 Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как
 по форме, так и по
 филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего
 заострения идеи
 христ. неоплатонизма Псевдо-Дионисия Ареопагита. Гл. тема его мысли — «божество»
 (Gotheit),
 безличный и бескачеств. абсолют, стоящий за «богом» в трёх лицах как полнотой
 качеств и творч.
 истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в
 самом человеке
 есть несотворённая «искорка», единосущная богу. Отрешаясь от своего «Я»,
 соединяясь с божеств.
 «ничто», че-ловеч. душа становится орудием вечного порождения богом самого себя.
 Эта концепция,
 неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность
 интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции нем.
 мистики, нередко с
 нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистич. диалектика
 единого божеств.-
 мирового процесса, развитая Шеллингом и Гегелем. Э. и его ученики сыграли
 большую роль в
 становлении нем. филос. языка.
 • Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936—48; в рус. пер.— Избр.
 проповеди, М., 1912.
 • Kopper J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbrucken, 1955; Oltmanns K.,
 Meister Eckhart, Fr./M., 19572; Degenhardt I.,
 Studien zum Wandel des Eckharts-bildes, Leiden, 1967.
 ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА, др.-греч. филос. школа кон. 6— 5 вв. до н. э., в к-рую входили
 Парменид, его
 ученик Зенон Элейский (оба из г. Элея в Юж. Италии) и Мелисс Самосский. В учении
 Э. ш. заметно
 влияние идей Ксено-фана и ранних пифагорейцев. Общим для элеатов было убеждение
 в том, что
 чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения. Поэтому они
 стремились постичь
 истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности
 мыслимого и
 сущего. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей
 филос. понятия
 предельной общности (бытие, небытие, движение). Отрицая существование отд. вещей
 и отвергая
 возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в к-рый попадает
 филос. мысль,
 выходящая из-под контроля опытного знания. Недаром Платон называл их
 «неподвижниками»
 («Федон» 121 В), а Аристотель— «не-физи-ками», или «противоестественниками»
 (Секст Эмпирик,
 Против ученых X 46). Попытки решения вопросов, поднятых Э. ш., сыграли важную
 роль в
 формировании философии Демокрита, Платона, Аристотеля.
 • Мандес М. И., Элеаты. Филология, разыскания в области истории греч. философии,
 О., 1911; Reinhardt К., Parmenides
 und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn, 1916; Raven J. E.,
 Pythagoreans and Eleatics, Camb., 1948; Loenen J.
 H. M., Parmenides, Melissus, Gorgias, A reinterpretation of Eleatic philosophy,
 Assen, 1959.
 ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementa — семантич. калька греч. ????????, от ??????? — ряд,
 собственно — член
 ряда), термин антич. философии, первоначально — «буквы» (алфавита), затем —
 простейшие начала,
 элементы (ста-рослав. транскрипция — «стихии»). Уже атомисты (№ 240 Лу.)
 сравнивали сочетания
 атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов. Впервые Э.
 (стойхейя) как
 метафорич. обозначение простейших чувств. тел встречаются у Платона («Теэтет»
 201 е), что
 подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно к-рому Платон
 первым ввёл этот
 термин как обозначение физич. элементов (ср. «Софист» 252 b). Для Платона,
 однако, «Э.» — не
 четыре «корня» Эм-педокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их
 правильные
 многогранники («Тимей» 46 b, 56 b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент
 становится филос.
 термином, употребляющимся очень широко — от онтологии и космологии до
 гносеологии и теории
 доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн.
 «Метафизики»), сохраняя
 общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т.
 е. «качественно»
 («Метафизика», 1014 а 25). Из четырёх «причин» (см. Архе) Э. оказываются только
 форма и материя
 как «имманентные» начала. Впоследствии значение термина сужается, закрепляясь в
 основном за
 «четырьмя Э.».
 В геометрии — «Э. доказательства», «аксиомы» (ср. «Начала» Эвклида в традиц.
 рус. пер.; согласно
 В. Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой т. зр. термин «стойхейон»
 проник в филос.
 лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н. э. Лукреций, используя
 сравнение атомов с
 «буквами», впервые передал греч. ???????? как elementa, от «эл-эм-эн» — ср. рус.
 «абевега» и т. д.), а
 Цицерон первым применил новый термин к «четырём Э.» Эмпедокла.
 ЭЛЕМЕНТЫ 793
 В дальнейшем Э. стали называть составную часть сложного целого.
 • Diels H., Elementum, Lpz., 1899; Burkert W., ?????????, «Philologus», 1959, Bd
 103, ?., 3/4, S. 167— 197 (лит.).
 ЭЛИДО-ЭРИТРЕЙСКАЯ ШКОЛА, см. в ст. Сократические школы.
 ЭЛИТЫ ТЕОРИИ, социально-филос. концепции, утверждающие, что необходимые
 составные части
 социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или
 слои,
 осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса
 людей.
 Выразителями подобного рода идей были Платон, Карлейль, Ницше. Однако как
 определ. система
 взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. Парето и Моска. До 2-й мировой войны
 Э. т. получили
 наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны — в США.
 Осн. варианты
 Э. т.: «макиавеллевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция),
 структурно-
 функциональный (С. Келлер, США), «неоэлитизм» (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие
 черты Э. т.—
 отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность
 социальных циклов,
 характеризуемых господством определ. типов элит); критика идеи нар. суверенитета
 как утопич.
 мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.
 Исходный постулат Э. т.— абсолютизация политич. отношений. Политич. власть
 рассматривается в
 качестве осн. части социальных отношений, из к-рых наиболее значимы отношения
 господства и
 подчинения.
 Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже бурж. демократии. В кон. 30-х —
 40-х гг. И.
 Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стремясь совместить их
 принципы с
 признанием бурж.-де-мократич. институтов. Манхейм утверждал, что отличит. черта
 демократии —
 конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический
 оптимум элита-
 массы» («Essays on the sociology of culture», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг.
 на основе этих идей
 была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Р. Даль) и идея их
 «консенсуса» (согласия)
 относительно существующей политич. системы (Дай, Цайглер).
 Классовые корни Э. т. лежат в разделении антаго-нистич. общества на
 эксплуататорское
 меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определ. этап историч. развития,
 связанный с
 недостаточным развитием производит.
 сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий
 закон, след-
 ствие «человеч. природы» и технологич. требований сложного произ-ва.
 Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., их направленность
 против
 марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального
 равенства всех
 членов общества.
 • Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; А шин Г. К., Миф об элите
 и «массовом обществе», М., 1966;
 Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения,
 М., 1974; Нарта М., Тгория элит и
 политика, пер. с чеш., М., 1978; Mosca G., Element! di scienza politlca, Mil.,
 19536; Dahl R. A., Polyarchy, New Haven, 1971;
 D у e T. R., Zeigler L. H., The irony of democracy: an uncommon introduction to
 American politics, Belmont, 19722; Pre-witt
 K., Stone A., The ruling elites, N. Y., 1973.
 ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 6.1.1912, Бордо), франц. философ, социолог и юрист.
 Участник Движения
 Сопротивления. По своим теоретич. и политич. убеждениям Э.— клерикал-реформатор,
 тесно связан
 с экуменич. советом церквей.
 Известность на Западе, особенно в США, Э. приобрёл с сер. 60-х гг. после
 перевода на англ. яз. ряда
 его книг. Согласно Э., социальный прогресс в новое время
 794 ЭЛИТЫ
 представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение
 личности
 массовым потребительским, всё более регламентированным обществом; ради
 материальных благ,
 приносимых наукой и техникой, люди приносят в жертву индивидуальную свободу и
 духовные
 ценности. При этом развитие техники, по Э., сопровождается вытеснением
 гуманистич. целей
 технич. средствами достижения эфемерного господства над окружающей природой и
 природой
 самого человека. В конечном счёте технич. средства в возрастающей мере
 становятся самоцелью
 безличного «технологич. общества», в к-ром люди низводятся до роли придатка к
 машине. С этих же
 позиций Э. рассматривает и пропаганду как средство произвольной манипуляции
 сознанием и
 поведением людей, а идеологию сводит просто к интеллектуальной технологии, в к-
 рой идейное
 содержание вытесняется технич. средствами массовой коммуникации. Отождествляя
 социальный
 детерминизм с технологич. императивом, Э. третирует революц. движения как
 историч. аномалию,
 как негативную реакцию масс на социально-экономич. и научно-технич. прогресс. По
 его мнению,
 революция, воплощающая в себе стихийный бунт масс, в конечом счёте приводит
 якобы лишь к
 результатам, прямо противоположным ожидаемым, ущемляет демократию и прокладывает
 путь
 деспотич., тоталитарным режимам. Историч. необходимость и человеч. свобода,
 согласно Э.,
 несовместимы друг с другом, так что единств. альтернативой порабощения людей
 «технологич.
 обществом» и их «тотального отчуждения» является борьба за индивидуальную,
 трансцендентную
 свободу воли, совпадающая с религ. обновлением человечества. С этих анархич.,
 ин-дивидуалистич.
 позиций Э. подвергает резкой критике как совр. капиталистич. действительность,
 так и марксизм и
 реальный социализм. Радикальное по форме, но консервативное по содержанию
 обличение Э.
 «технологич. цивилизации», «потребительского общества» и «массовой культуры»
 оказало значит.
 влияние на многих мелкобурж. идеологов движения «новых левых» в 60—70-х гг.
 (особенно на Т.
 Роззака, П. Гудмена, Г. Маркузе, Э. Фромма и др.), а также на представителей
 «новой философии» во
 Франции.
 • Introduction a la discipline des eglises reformees, P., 1943: Le' fondement
 theOlogique du droit, P., 1946; La technique ou
 l'enjeu du siede, P., 1954; Histoire des institutions, t. 1—2, P., 1955—56;
 Propagandes. P., 1962; L'illusion politiquc, P., 1965;
 Politique de Dieu, politiques de l'homme. P., 1966; Autopsie de la revolution,
 P., 1969; De la revolution aux revoltes, P., 1972;
 L'ethique de la liberte, v. 1—2, P., 1974; L'apocalypse, P., 1975; Le Systeme
 technicien, P., 1977; L'illusion politique. P., 1977;
 L'empire du non-sens: I'art et la societi technicienne, P., 1980.
 ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. ????????,
 ???????,
 ???????), филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее
 переход от
 высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим
 ступеням.
 Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию.
 Учение об Э.
 всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного
 понимания перво-
 источника мира. В монистич. системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Э. как
 об
 «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от
 преизбытка
 творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно
 неизбежно потому,
 что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с
 первопринци-пом.
 Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.:
 неизменяемость
 высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и
 уму-нусу),
 возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души
 от её
 умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э.
 обычно
 провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (?????). Один из наиболее
 распространённых
 образов
 Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а—
 509 d) — был
 воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-
 мусульм. и
 европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота
 Эриугену; её
 влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая
 Ку-занского.
 ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (англ. emergent — внезапно возникающий, от лат. emergo —
 появляюсь, возникаю), идеалистич. и метафизич. концепция развития, основанная па
 абсолютизации
 качеств. изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как
 скачкообразный
 процесс возникновения новых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в работах
 С. Александера
 и англ. биолога и философа К. Л. Моргана. Они различают два типа изменений:
 количественные
 («результанты»), определяемые алгебраич. сложением исходных элементов, и
 «эмердженты», не-
 сводимые к исходным и не обусловленные ими. В соответствии с градацией
 «эмерджентов» Э. э.
 предстаёт как учение об «уровнях существования», число к-рых варьируется от трёх
 (материя, жизнь,

<< Пред.           стр. 418 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу