<< Пред. стр. 419 (из 449) След. >>
психика) до нескольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишьусловия для
возникновения высшего, но не порождающий его; высший включает низший, подчиняя
его себе. Э. э.
рассматривает в качестве движущего компонента развития нек-рые идеальные силы.
Так, Александер
видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. nisus — порыв, устремление) как
стремлении к высшему
и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских
философов Э. э.
получает материалистич. истолкование: они усматривают в «эмерджентности»
выражение «внутр.
динамичности» природы, не преодолевая, однако, общего недостатка Э. э. — её
метафизичность.
Теория Э. э. родственна концепциям «творч. эволюции» Бергсона, Уайтхеда, а также
теологич.
учению об эволюции
Тейяр де Шардена.
• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв.. М., 1962;
Морган Т. Г., Экспериментальные основы
эволюции, М.— Л., 1936, гл. 11 —12; S e l-1 а г s R. W., The principles and
problems of philosophy, N Y., 1926· Alexander
S., Space, time and deity, v. 1 — 2, L., 19272; Morgan C. L., Emergent
erolution, L., 19272.
ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон,— 27. 4. 1882, Конкорд, близ
Бостона), амер.
философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см.
Трансценденталисты), поэт и
эссеист. Изучал теологию в Гарвардском ун-те, был священником-унита-рием, в 1832
отказался от
церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э.
основал в Конкорде
«Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило
характер
спиритуализма: дух, по Э., — единственная реальность, природа — символ духа. С
позиций панте-
изма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевлённую, проникнутую
«сверхдушой».
Этика Э., при всей её пантеистической настроенности, резко индивидуалистична:
главное её
устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому
мировоззрению
Э. был мелкобурж. демократом: он остро критиковал окружавшую его капита-листич.
действительность, вскрывал её несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э.
—
частнособствен-нич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть
независимым ремесленником. Э. настойчиво проповедовал идеи свободолюбия,
выступал против
рабовладения, был яростным врагом милитаризма. Complete works, v. 1—12. Boston —
N. ?., 1903—
04; в рус. пер.— Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; Соч., т. 1—2, СПБ, 1902—
03; Высшая
душа, М., 1902; Избранники человечества, ?., 1912.
• Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, ч.
3. гл. 2; Cooke G. W., R. W. Emerson: his life,
writings and philosophy, Boston. 1881; Busk R. L., Life of R.W.Emerson, N. Y.,
1949; Bishop J., Emerson on the soul, Camb.,
1964,
ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive — вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo —
потрясаю,
волную), этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логич.
позитивизма. Согласно
этой теории, моральные суждения и термины не являются ни истинными, ни ложными,
лишены
познават. содержания, т. к. не могут быть подвергнуты верификации (опытной
проверке). Значение
их состоит лишь в том, чтобы служить для выражения нравств. эмоций (напр.,
эмоций говорящего).
Рассматривая моральные представления как произвольные, Э. даёт нигилистич.
истолкование мора-
ли. Получил распространение в 20—40-х гг. 20 в. в Великобритании, Австрии и США.
Гл.
представители — Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах.
• Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, М.,
1967, гл. 4; см. также лит. к статьям
Логический позитивизм. Неопозитивизм.
ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции
человека и
животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде
удовольствия или
неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления
жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредств. переживания
значимость (смысл)
явлений и ситуаций, состояний организма и внеш. воздействий и служат одним из
гл. механизмов
внутр. регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на
удовлетворение актуальных
потребностей (мотивации). Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями,
побуждают
субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные Э. стимулируют активность,
направленную
на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что
определ. объекты и
ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению Э., приобретают
способность
вызывать их (формируются предметные Э., имеющие предвосхищающий характер). В
экстремальных
условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н.
аффекты, бурные
кратковременные Э. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит др. психич.
процессы и
«навязывает» определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного»
разрешения ситуаций
(напр.. бегство, агрессию), к-рый оправдывает себя лишь в типичных биологич.
условиях. Т. о.,
посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает
видовой опыт.
Ориентируясь на Э., он совершает необходимые действия (напр., избегание
опасности, продолжение
рода), целесообразность к-рых остаётся для него скрытой. Э. важны и для
приобретения
индивидуального опыта. Осуществляя функцию положит. и отрицат. подкрепления, Э.
способствуют
научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя.
Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления
на новые
социально значимые явления. Формирование Э. человека — важнейшее условие
развития его как
личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы,
обязанности,
нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Высший продукт
развития Э.
человека — чувства, к-рые возникают в онтогенезе как результат обобщения
конкретных ситуа-
тивных Э. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение
человека к
обществ. явлениям, др. людям, самому себе (нравственное, эстетическое,
родительское и др.); они
отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно
воспринимаемой
ситуации. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения,
памяти,
мышления. Э. различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и не-
ЭМОЦИИ 795
осознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в
этиологии и
синдромах также и др. психич. заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность
человека в известной
мере зависит от его индивидуальных (типологич.) особенностей, решающее значение
в
формировании Э. принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском
возрасте.
Богатый мир Э., отражающий разнообразие социально ценных мотиваций,
характеризует творчески
активную, гармонично развитую личность.
• Дарвин Ч., Выражение Э. у человека и животных. Соч., т. 5, М., 1953; Павлов И.
П., ПСС, т. 3, кн. 2, М.— Л., 19512;
Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и Э., М.,1971; Дерябин В. С., Чувства,
влечения, Э., Л., 1974; Анохин П. К.,
Филос. аспекты теории функциональной системы, Избр. труды, М., 1978, с. 311—66;
С у д а-к о в К. В., Системные
механизмы эмоцион. стресса, М., 1981; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М.,
1981; J o u n g Р. Т., Emotion in man and
animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 19732; Emotions, ed. L. Levi, ?.
Y., 1975.
ЭМПЕДОКЛ (??????????) из Акраганта (ок. 490 — ок. 430 до н, э.), др.-греч.
философ. По
контрасту с Анаксагором (уединённая жизнь учёного, просветит. конфликт с
религией) антич.
биографич. традиция рисует Э. оратором и гос. деятелем (вождь демокра-тич.
партии, хотя и
аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-
знахарско-го типа.
Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о
душе в поэмах
Э. находится в полном соответствии с этим образом. Осн. соч. Э. — две
гексаметрич. поэмы (высоко-
художественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения»
(сохранилось ок. 1/10
стихов).
Натурфилософия Э. — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и
пифагорейского
учения о пропорции: 4 традиц. стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и
земля получили
статус элементов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых,
самотождественных,
количественно и качественно неизменяемых субстанций, органич. вещества
образуются из их
сочетания в определ. пропорции. Э. принял тезиз Парменида о невозможности
перехода небытия в
бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» — лишь неправильно употребляемые
имена, за к-
рыми стоит чисто механич. «соединение» и «разъединение» элементов. Т. к. для
обозначения
элементов используется мифологич. код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида
(вода), Гера
(земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и
персонифицируется как «любовь»
и «вражда», или «ненависть». Космогония Э., примыкая к традиции Анакси-мандра и
Гераклита,
строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды».
Отд.
космогонич. цикл имеет четыре фазы: 1) эпоха «любви» — все элементы слиты
воедино, образуя ка-
чественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар»
и вытесняет
«любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь»
возвращается,
постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогонич.)
фаза в свою
очередь распадается на 4 ступени: 1) отд. члены, неспособные соединиться в
организм; 2) неудачные
соединения членов — монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому
размножению
(использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные
животные с половой
дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать
«эволюционной»,
поскольку каждая новая ступень «Вырастает из земли».
Наряду с теорией «четырёх элементов», к-рая благодаря её восприятию Аристотелем
оставалась
фундаментом европ. физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона,
Аристотеля, Эпикура,
атомистов)
796 ЭМПЕДОКЛ
оказала теория ощущения Э. (для самого Э. бывшая одновременно и теорией
познания, поскольку, по
свидетельству Теофраста, он не различал чувств. восприятие и интеллект).
Согласно этой теории от
воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения»,
проникающие в
«поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсальный
характер и объясняла
также физич. и физиологич. процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь. В
«Очищениях»
излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, её перевоплощении в
тела растений,
животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения
от скверны
(см. Орфизм). Гален считал Э. основателем сицилийской мед. школы; как учитель
Горгия он стоит у
истоков греч. риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший
ему Лукреций, в
новое время— представители романтизма (особенно Гёльдерлин). М Фрагменты: DK I,
276—375;
Bollack J., Empedocle, t. l—3, P., 1965—69 (критич. изд. «О природе» и
коммент.); Zuntz G.,
Persephone, ?xf., 1971 (критич. изд. «Очищений» и коммент.); The poem of
Empedocles' Peri Physeos.
Towards a new edition of all the fragments, ed. N. van der Ben, Amst., 1975.
• Kranz W., Empedokles. Antike Gestalt und Romanische Neuschopfung, Z., 1949;
O'B r i e n D., Empedocles cosmic cycle,
[L.—N. ?.], 1969 (лит.); Long A. A., Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties, в
кн.: Mourelatos A. P. D., The Pre-Socratics,
Garden City, 1974, p. 397—425.
ЭМПИРИЗМ (от греч. ???????? — опыт), направление в теории познания, признающее
чувств. опыт
источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено
либо как
описание этого опыта, либо сведено к нему. Э. близок сенсуализму. В
противоположность
рационализму в Э. рациональная познават. деятельность сводится к разного рода
комбинациям того
материала, к-рый даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к
содержанию знания.
В качестве целостной гносеологич. концепции Э. сформировался в 17—18 вв. Он
выступал как
материа-листич. Э., утверждавший, что чувств. опыт отражает в познании
объективно существующие
вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоложность ему субъективно-
идеалистич. Э.
признавал единств. реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). В бурж. философии
20 в.
появляется сочетание идеалистич. Э. с онтологизмом, т. е. с определ. допущениями
о реальности:
фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности понимается как
относящееся
не к психич. переживаниям субъекта, а к нек-рым объективно существующим чувств.
Сущностям
(«нейтральные элементы» мира Маха, «чувств. данные» неореалистов, «сенсибилии»
Рассела). Э.
подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного
идеализма. Логич.
Э. (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на
синтетические
(эмпирические) и аналитические, утверждает, чтя первые могут быть редуцированы
(сведены)
посредством ряда логич. процедур к регистрации показаний чувств. опыта, и
считает вторые
бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта
и
реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально
совершающегося
познават. процесса Э. вынужден выходить за пределы чувств. данных и
рассматривать их наряду с
характеристиками сознания (память, активная деятельность рассудка) и логич.
операциями
(индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания
опытных
данных в качестве средств построения теоретич. знания. Попытки сторонников Э.
обосновать
индукцию на чисто эмпирич. основе и представить логику и математику как простое
индуктивное
обобщение чувств. опыта потерпели провал.
Признавая чувств. опыт источником наших знаний, диалектич. материализм не сводит
к не.му всё
содержание знания и подчёркивает активную деятельность мышления. Чувств. опыт
понимается в
марксистской философии не как пассивное заиечатление воздействий внеш. мира, а