<< Пред.           стр. 422 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 • Burchard H., Der Entelechiebegriff bei Aristoteles und Driesch, Quakenbruck,
 1928 (Diss.); Chung-Hwan С h.. The relation
 between the terras ???????? and ?????????? in the philosophy of Aristotle,
 «Classical Quarterly», 1958, v. 8, p. 12—17; Arnold
 U., Die Entelechie, W.— Munch., 1965; см. также лит. к статьям Аристотель,
 «Метафизика».
 ЭНТИМЕМА (греч. ?? ?????), вывод, доказательство, рассуждение, в к-рых одна или
 неск.
 посылок, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются,
 остаются «в уме».
 В таком смысле употреблял этот термин Аристотель. Соответственно в силлогистике
 Э. называют
 сокращённый силлогизм, в к-ром опущена одна из посылок либо заключение. Если
 силлогизм есть
 логически реконструированная мысль (в к-рой выявлены как все принимаемые
 положения, так и
 логич. связи между ними), то Э.— это практика мышления. Ради ускорения обмена
 мыслями можно
 опускать то, что очевидно. Вместе с тем к Э. прибегают и в тех случаях, когда
 хотят отвлечь внима-
 ние от той посылки, истинность к-рой можно поставить под сомнение. Имея в виду
 такую практику,
 Аристотель называл Э. риторич. силлогизмом. Поэтому в логике Э. анализируют в
 целях
 восстановления недостающих частей умозаключения и проверки его правильности.
 • Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; Минто В.,
 Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ.,
 М., 1909·; Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946; Клини С. К., Математич.
 логика, пер. с англ., М., 1973.
 ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ, коллектив авторов франц. «Энциклопедии, или Толкового словаря
 наук,
 искусств и ремёсел» («Encyclopedic, ou Dictionnaire raisonne des
 sciences, des arts et des metiers»), изданной в 1751—80 в 17 тт. текста и 11 тт.
 иллюстраций.
 Вдохновители и редакторы «Энциклопедии» — Дидро и Ж. Л. Д'Алам-бер. В создании
 «Энциклопедии» активно участвовали Вольтер, Кондилъяк, Гельвеции, Гольбах,
 Монтескье, Руссо,
 Тюрго, Рейналь, Ж. Бюффон; в ней сотрудничали передовые учёные, писатели,
 инженеры. Филос. и
 социально-политич. воззрения Э. неоднородны: наряду с материалистами и атеистами
 среди них
 были деисты; вместе со сторонниками респ. формы правления участвовали
 приверженцы
 «просвещённого абсолютизма». Однако Э. были свойственны такие общие черты, как
 стремление к
 преодолению консервативных устоев феод. общества, неприятие клерикальной
 идеологии, потреб-
 ность в обосновании рационального мировоззрения. Э. сыграли выдающуюся роль в
 идейной
 подготовке Великой французской революции, способствовали социальному и научному
 прогрессу.
 Как выразители передовых идей своего времени Э. подвергались преследованиям со
 стороны
 феодальных властителей и клерикалов.
 • Д'Адамбер, Очерк происхождения и развития наук, в сб.: Родоначальники
 позитивизма, в. 1, СПБ, 1910, с. 95—168;
 Ducгоs L., Les encyclopodistes, P., 1900; Proust J., L'encyclopedie, P., 1965.
 «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК» («Encyk-lopadie der philosophischen
 Wissenschaften
 im Grundrisse», 1817), произв. Гегеля, излагающее систему его идеалистич.
 философии. Состоит из 3
 частей: «Логика», «Философия природы», «Философия духа». В посмертном издании
 собр. соч.,
 подготовленном его учениками [см.: Hegels Werke, Bd 1—19 (Bd 6, 1840; Bd 7, Abt.
 l, 1842, Abt. 2,
 1845)], в соч. были включены тексты из рукописей Гегеля и записей его лекций (т.
 н. прибавления),
 расположение материала в ряде параграфов изменено.
 «Э. ф. н.» мыслится Гегелем как систематич. развёртывание всего состава науч.
 знания, изложение
 его начал и осн. понятий, филос. постижение целостности науки. Гегель пытается
 возродить идеал
 универсально-филос. знания, охватывающего весь круг знаний и построенного как
 цепь кругов, ибо
 каждая наука, по его мнению, являет себя как круг, замкнутый в себе и вместе с
 тем служащий
 основанием более обширной сферы. 1-я часть «Э. ф. н.» — наука логики, или т. н.
 «Малая логика» —
 совпадает по своей структуре с т. н. «Большой логикой», развитой в «Науке
 логики», хотя в ряде мест
 порядок категорий здесь иной. «Философия природы» представляет собой вариант
 натурфилософии.
 Осн. принципами её являются синтетичность филос. рассмотрения природы, понимание
 природы в её
 целостности в противовес аналитичности спец. естеств. наук, подчёркивание
 качеств. характера сфер,
 или ступеней, природы и критика редукционизма, рассмотрение природы под углом
 зрения развития
 её органич. целостности, роста индивидуализации в естественных явлениях,
 достигающей высшей
 ступени в живых организмах.
 Принципом гегелевской натурфилософии является рассмотрение природы как
 «отчуждения духа»,
 как самопроявления идеи. Пытаясь подчинить естеств.-науч. теории принципам своей
 логики, Гегель
 конструирует искусств. связи и переходы между ними, отвергает возможность
 рассмотрения
 природы как развивающейся во времени, не приемлет ведущих достижений физики и
 химии своего
 времени (оптику Ньютона, атомизм в химии и др.), что делает «Философию природы»
 наиболее
 слабой частью его системы. В «Философии духа» описывается «возвращение» духа из
 его при-
 родного инобытия «к себе». Эта часть «Э. ф. н.» состоит из учения о
 субъективном, объективном и
 абс. духе. Субъективный дух проходит три ступени — душа, сознание и личность,—
 изучаемых
 антропологией, феноменологией и психологией. Объективный дух включает в себя
 право, мораль и
 нравственность, последняя охватывает собой семью, гражд. общество и гос-во, т.
 е.
 ряд социальных институтов, к-рые выводятся Гегелем из нравств. установлений.
 Учение об
 абсолютном духе подразделяется на учение об иск-ве, религии и философии, к-рая
 представляет
 собой высшую форму самопознания мышления. Здесь достигается единство
 субъективного и
 объективного духа, дух обретает высшее совершенство. Отд. ступени развития духа
 нашли более
 обстоят. изложение в «Философии права», «Эстетике», «Философии религии»,
 «Лекциях по истории
 философии» Гегеля.
 Рус. пер.: В. Чижова (ч. 1—3, 1861—68), Б. Г. Столп-пера в кн.: Гегель Г. В. Ф.,
 Соч., т. 1, 1929, т. 2,
 1956; см. также: т. 1—3, 1974—76.
 • Огурцов А. П., «Философия природы» Гегеля и её место в истории философии
 науки, в кн.: Гегель Г. В. Ф., «Э. ф. н.»,
 т. 2, М., 1975; Ситковский Е. П., Учение Гегеля о человеке, в кн.: Гегель Г. В.
 Ф., «Э. ф. н.», т. 3, М., 1977.
 ЭОН (греч. ????), термин др.-греч. философии, «жизненный век», «вечность», время
 в аспекте
 жизненного существования, как некая целостная самозамкнутая структура (ср. лат.
 aevum, рус.
 «век») в отличие от «хро-носа» как абстрактного, количественно-измерительного,
 объективного и
 аморфного времени.
 Во фрагментах досократиков, особенно у Эмпедок-. ла (В 17, В 110, В 129), Э. в
 целом сохраняет
 древнее гомеровское значение «жизненного века», хотя уже имеются подступы к
 будущему
 значению «вечности», особенно в выражениях типа «весь век», «от века» или
 «бесконечный Э.»
 (Анаксимандр А 10), «несказанный Э.» (Эмпедокл В 16). Остаётся загадочным
 фрагмент Гераклита
 «Э.— дитя играющее, кости бросающее» (В 52 — 93 М.), где Э. (впервые
 персонифицированный)
 может означать и «мировой век» (игровой характер бытия как бесконечного
 циклического
 чередования кос-мич. пожаров и палингенесии) и «человеч. век» (судьба как игра
 слепого рока). .
 Начиная с Платона Э. становится классич. термином для обозначения «вечности» в
 её
 противопоставлении «времени» (??????). В «Тимее» (37d) демиург творит время
 одновременно с
 космосом как «подвижное отображение вечности» (Э.): время течёт в мире чувств.
 становления и
 характеризуется существ. связью с движением от прошлого к будущему и календарно-
 хронологич.
 числом; неподвижный Э.— квазивременной модус бытия эйдосов — вечно «пребывает в
 одном»; о
 нём нельзя сказать «был» или «будет», но только «есть». Источник этой концепции
 Платона видят, с
 одной стороны, в понятии вневременного настоящего как характеристики бытия в
 «пути истины»
 Парменида (В 8,5), с другой (вполне гипотетически) — в различении «бесконечного
 времени» (zrvan
 akarana) и «продолжительного автономного времени» (zrvan dar ?o xva?ata) в
 др.-иран. зур-ванизме.
 У Аристотеля, осмыслявшего ???? по нар. этимологии от ??? ?? — вечно сущий, Э.
 также ассоции-
 руется с трансцендирующим пространство и время блаженным божеством, но в значит.
 мере при со-
 хранении старого значения «жизненный век» и без резкого противопоставления
 хроносу («О небе»
 279 а 25, 27; 283 b 28; ср. «Метафизика» 1072 b 29 о перводвигателе); поскольку
 этот «жизненный
 век» принадлежит вечному существу, постольку он бесконечен и выражает понятие
 «вечности».
 Плотин, написавший особый трактат «О вечности (Э.) и времени», определяет Э. как
 «всецелую и
 совокупную сущность бытия» («Эннеады» III 7,4, 37; см. также Прокл, Начала
 теологии § 52 слл.).
 В эпоху эллинизма гипостазированный и персонифицированный Э. в качестве божества
 становится
 объектом религ. культа: ср. прежде всего синкретич. божество Э.-Зурван в
 мистериях Митры
 (возможно, повлиявшее на теогонии орфиков), а также праздник рождения мла-
 ЭОН 801
 денца-Э., отмечавшийся 5/6 янв. в птолемеевской Александрии.
 В иудео-христ. традиции греч. Э. (евр. оlam) приобретает новое значение — «мир»,
 но «мир» не в
 прост-ранственно-геометрич. (космос), а в историч, и временном аспекте
 (противопоставление «века
 сего» — «веку грядущему» в Новом завете).
 Уже в герметизме (Corpus Hermeticum 11,23) Э. выступает как «второй бог» в ряду
 высших существ.
 эма-нирующий из прабожества; концепция высшего трансцендентного бога как «царя
 веков (эонов)»
 (1-е Посл. к Тим. апостола Павла 1,17) приводит к характерной для гностицизма
 идее иерархич.
 множества эонов как посредников между непостижимым и безначальным верховным
 богом и
 материальным миром (365 Э.-небосводов у Василида, 30 Э. у Валентина и т. п.).
 • Брагинская Н. В., Э. в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского, в
 кн.: Античность и Византия, М.,
 1975, с. 286—306; Norden E., Die Geburt des Kindes, Lpz.— B., 1924; Reitzenstein
 R., Die hellenistischen
 Mysterienreligionen, Lpz., 19273; Zepf M. y., Der Gott ???? in der
 hellenistischen Teologie, «Archiv fur Reli-
 gionswissenschaft», 1927, Bd 25; Lowe R., Kosmos und Aion, Gutersloh, 1935; D e
 g a n i E., AI ? N da Omero ad Aristotele,
 Padova, 1961. А. В. Лебедев.
 ЭПИГЕНЕЗ (от греч. ??? — после и ?????? — рождение, происхождение), учение о
 зародышевом
 развитии организмов как процессе, осуществляемом путём серии последоват.
 новообразований.
 Термин «Э.» предложен У. Гарвеем (1651), однако концепции Э. и противостоящего
 ему
 преформизма (учения о наличии в половых зачатках организмов материальных
 структур, пред-
 определяющих развитие зародыша) в истолковании эмбрионального развития известны
 ещё с
 античности. Эпигенетич. концепции, как правило, признавали решающую роль внешних
 факторов.
 Совр. биология отказывается как от чисто эпигенетич., так и от чисто префор-
 мистских объяснений
 эмбриональных явлений. Вместе с тем термин «Э.» приобрёл более общее значение и
 употребляется
 применительно к концепциям, трактующим развитие как процесс последоват.
 возникновения новых
 форм и структур.
 ЭПИКТЕТ (????????? — рабская кличка, букв.— «Прикупленный») (ок. 50 — ок. 140),
 греч.
 философ-стоик (см. Стоицизм). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее
 отпущен на волю.
 Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в
 89
 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоич. мораль в беседах и уличных
 спорах по
 примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности. Филос.
 проповеди Э.
 сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре их — выработка и
 сохранение такой
 нравств. позиции, при к-рой человек в любых условиях богатства или нищеты,
 власти или рабства
 сохраняет внутр. независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он
 должен разделить
 все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие, в первых мужественно
 исполнять свой долг
 вопреки всему, вторые игнорировать. Аскетич. мораль Э., а также внеш. форма его
 «диатриб» во
 многом близки христ. проповеди.
 • Entretiens. Texte etabli et trad, par J. Souilhe et A. Jagu, livre 1—4, P.,
 1949—65; в рус. пер.— Беседы 3., пер. Г. А. Таро-
 няна, «ВДИ», 1975, № 2—4; 1976, № 2.
 • Штаерман Е. М., 9. и его место в рим. стоицизме, «ВДИ», 1975, № 2; Bonhoffer
 ?., Epiktet und das Neue Testament,
 Giessen, 1911.
 ЭПИКУР (?????????) (341—270 до н. э.), др.-греч. философ-материалист, афинянин
 по
 происхождению. Основал в Афинах в 306 до н. э. филос. школу, получив-шую
 название «Сад Э.» (см.
 Эпикуреизм). Из обширного наследия Э. до нас дошли только «Письмо к Геродоту» и
 «Письмо к
 Пифоклу», посвящённые взглядам Э. на природу, и «Письмо к Менекею», в к-ром
 излагались его
 802 ЭПИГЕНЕЗ
 этич. воззрения, а также «Главные мысли», формулировавшие осн. идеи Э. в
 афористич. форме.
 Э. разделял своё учение на три части — «канонику», т. е. теорию познания,
 «физику» — учение о
 природе, и «этику» (Диоген Лаэртий X 30). Порвав с филос. традицией классич.
 эпохи, Э. не
 придавал знанию самостоят.
 ценности. Цель философии — обеспечение безмятежности духа, свободы от страха
 перед смертью и
 явлениями природы («К Пифоклу» 85; «Гл. мысли» XI). Источником наших знаний, но
 Э., являются
 чувств. восприятия, согласие с ними и с основанными на них общими
 представлениями — критерий
 истинности знания («Гл. мысли» XXIII). Все заблуждения возникают лишь вследствие
 ошибок нашей
 мысли («К Геродоту» 50); в частности, величина Солнца, Луны и др. небесных
 светил близка к
 видимой или точно совпадает с ней («К Пифоклу» 91). Э. готов был принять
 одновременно неск.
 объяснений одного и того же явления, если только эти объяснения исходили из
 естеств. причин («К
 Пифоклу» 86—87).
 Э. воспринял атомистич. учение Демокрита (последователь Демокрита Навсифан был
 учителем Э.):
 согласно Э., во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве.
 Тела
 воспринимаются непосредственно чувствами, а существование пустого пространства
 между телами
 следует из того, что иначе было бы невозможно движение («К Геродоту» 39 —40).
 Все тела
 представляют собой соединения неделимых плотных частиц — атомов, различающихся
 по величине,
 весу и форме; атомы вечно движутся в пустоте с одинаковой скоростью («К

<< Пред.           стр. 422 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу