<< Пред. стр. 422 (из 449) След. >>
• Burchard H., Der Entelechiebegriff bei Aristoteles und Driesch, Quakenbruck,1928 (Diss.); Chung-Hwan С h.. The relation
between the terras ???????? and ?????????? in the philosophy of Aristotle,
«Classical Quarterly», 1958, v. 8, p. 12—17; Arnold
U., Die Entelechie, W.— Munch., 1965; см. также лит. к статьям Аристотель,
«Метафизика».
ЭНТИМЕМА (греч. ?? ?????), вывод, доказательство, рассуждение, в к-рых одна или
неск.
посылок, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются,
остаются «в уме».
В таком смысле употреблял этот термин Аристотель. Соответственно в силлогистике
Э. называют
сокращённый силлогизм, в к-ром опущена одна из посылок либо заключение. Если
силлогизм есть
логически реконструированная мысль (в к-рой выявлены как все принимаемые
положения, так и
логич. связи между ними), то Э.— это практика мышления. Ради ускорения обмена
мыслями можно
опускать то, что очевидно. Вместе с тем к Э. прибегают и в тех случаях, когда
хотят отвлечь внима-
ние от той посылки, истинность к-рой можно поставить под сомнение. Имея в виду
такую практику,
Аристотель называл Э. риторич. силлогизмом. Поэтому в логике Э. анализируют в
целях
восстановления недостающих частей умозаключения и проверки его правильности.
• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; Минто В.,
Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ.,
М., 1909·; Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946; Клини С. К., Математич.
логика, пер. с англ., М., 1973.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ, коллектив авторов франц. «Энциклопедии, или Толкового словаря
наук,
искусств и ремёсел» («Encyclopedic, ou Dictionnaire raisonne des
sciences, des arts et des metiers»), изданной в 1751—80 в 17 тт. текста и 11 тт.
иллюстраций.
Вдохновители и редакторы «Энциклопедии» — Дидро и Ж. Л. Д'Алам-бер. В создании
«Энциклопедии» активно участвовали Вольтер, Кондилъяк, Гельвеции, Гольбах,
Монтескье, Руссо,
Тюрго, Рейналь, Ж. Бюффон; в ней сотрудничали передовые учёные, писатели,
инженеры. Филос. и
социально-политич. воззрения Э. неоднородны: наряду с материалистами и атеистами
среди них
были деисты; вместе со сторонниками респ. формы правления участвовали
приверженцы
«просвещённого абсолютизма». Однако Э. были свойственны такие общие черты, как
стремление к
преодолению консервативных устоев феод. общества, неприятие клерикальной
идеологии, потреб-
ность в обосновании рационального мировоззрения. Э. сыграли выдающуюся роль в
идейной
подготовке Великой французской революции, способствовали социальному и научному
прогрессу.
Как выразители передовых идей своего времени Э. подвергались преследованиям со
стороны
феодальных властителей и клерикалов.
• Д'Адамбер, Очерк происхождения и развития наук, в сб.: Родоначальники
позитивизма, в. 1, СПБ, 1910, с. 95—168;
Ducгоs L., Les encyclopodistes, P., 1900; Proust J., L'encyclopedie, P., 1965.
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК» («Encyk-lopadie der philosophischen
Wissenschaften
im Grundrisse», 1817), произв. Гегеля, излагающее систему его идеалистич.
философии. Состоит из 3
частей: «Логика», «Философия природы», «Философия духа». В посмертном издании
собр. соч.,
подготовленном его учениками [см.: Hegels Werke, Bd 1—19 (Bd 6, 1840; Bd 7, Abt.
l, 1842, Abt. 2,
1845)], в соч. были включены тексты из рукописей Гегеля и записей его лекций (т.
н. прибавления),
расположение материала в ряде параграфов изменено.
«Э. ф. н.» мыслится Гегелем как систематич. развёртывание всего состава науч.
знания, изложение
его начал и осн. понятий, филос. постижение целостности науки. Гегель пытается
возродить идеал
универсально-филос. знания, охватывающего весь круг знаний и построенного как
цепь кругов, ибо
каждая наука, по его мнению, являет себя как круг, замкнутый в себе и вместе с
тем служащий
основанием более обширной сферы. 1-я часть «Э. ф. н.» — наука логики, или т. н.
«Малая логика» —
совпадает по своей структуре с т. н. «Большой логикой», развитой в «Науке
логики», хотя в ряде мест
порядок категорий здесь иной. «Философия природы» представляет собой вариант
натурфилософии.
Осн. принципами её являются синтетичность филос. рассмотрения природы, понимание
природы в её
целостности в противовес аналитичности спец. естеств. наук, подчёркивание
качеств. характера сфер,
или ступеней, природы и критика редукционизма, рассмотрение природы под углом
зрения развития
её органич. целостности, роста индивидуализации в естественных явлениях,
достигающей высшей
ступени в живых организмах.
Принципом гегелевской натурфилософии является рассмотрение природы как
«отчуждения духа»,
как самопроявления идеи. Пытаясь подчинить естеств.-науч. теории принципам своей
логики, Гегель
конструирует искусств. связи и переходы между ними, отвергает возможность
рассмотрения
природы как развивающейся во времени, не приемлет ведущих достижений физики и
химии своего
времени (оптику Ньютона, атомизм в химии и др.), что делает «Философию природы»
наиболее
слабой частью его системы. В «Философии духа» описывается «возвращение» духа из
его при-
родного инобытия «к себе». Эта часть «Э. ф. н.» состоит из учения о
субъективном, объективном и
абс. духе. Субъективный дух проходит три ступени — душа, сознание и личность,—
изучаемых
антропологией, феноменологией и психологией. Объективный дух включает в себя
право, мораль и
нравственность, последняя охватывает собой семью, гражд. общество и гос-во, т.
е.
ряд социальных институтов, к-рые выводятся Гегелем из нравств. установлений.
Учение об
абсолютном духе подразделяется на учение об иск-ве, религии и философии, к-рая
представляет
собой высшую форму самопознания мышления. Здесь достигается единство
субъективного и
объективного духа, дух обретает высшее совершенство. Отд. ступени развития духа
нашли более
обстоят. изложение в «Философии права», «Эстетике», «Философии религии»,
«Лекциях по истории
философии» Гегеля.
Рус. пер.: В. Чижова (ч. 1—3, 1861—68), Б. Г. Столп-пера в кн.: Гегель Г. В. Ф.,
Соч., т. 1, 1929, т. 2,
1956; см. также: т. 1—3, 1974—76.
• Огурцов А. П., «Философия природы» Гегеля и её место в истории философии
науки, в кн.: Гегель Г. В. Ф., «Э. ф. н.»,
т. 2, М., 1975; Ситковский Е. П., Учение Гегеля о человеке, в кн.: Гегель Г. В.
Ф., «Э. ф. н.», т. 3, М., 1977.
ЭОН (греч. ????), термин др.-греч. философии, «жизненный век», «вечность», время
в аспекте
жизненного существования, как некая целостная самозамкнутая структура (ср. лат.
aevum, рус.
«век») в отличие от «хро-носа» как абстрактного, количественно-измерительного,
объективного и
аморфного времени.
Во фрагментах досократиков, особенно у Эмпедок-. ла (В 17, В 110, В 129), Э. в
целом сохраняет
древнее гомеровское значение «жизненного века», хотя уже имеются подступы к
будущему
значению «вечности», особенно в выражениях типа «весь век», «от века» или
«бесконечный Э.»
(Анаксимандр А 10), «несказанный Э.» (Эмпедокл В 16). Остаётся загадочным
фрагмент Гераклита
«Э.— дитя играющее, кости бросающее» (В 52 — 93 М.), где Э. (впервые
персонифицированный)
может означать и «мировой век» (игровой характер бытия как бесконечного
циклического
чередования кос-мич. пожаров и палингенесии) и «человеч. век» (судьба как игра
слепого рока). .
Начиная с Платона Э. становится классич. термином для обозначения «вечности» в
её
противопоставлении «времени» (??????). В «Тимее» (37d) демиург творит время
одновременно с
космосом как «подвижное отображение вечности» (Э.): время течёт в мире чувств.
становления и
характеризуется существ. связью с движением от прошлого к будущему и календарно-
хронологич.
числом; неподвижный Э.— квазивременной модус бытия эйдосов — вечно «пребывает в
одном»; о
нём нельзя сказать «был» или «будет», но только «есть». Источник этой концепции
Платона видят, с
одной стороны, в понятии вневременного настоящего как характеристики бытия в
«пути истины»
Парменида (В 8,5), с другой (вполне гипотетически) — в различении «бесконечного
времени» (zrvan
akarana) и «продолжительного автономного времени» (zrvan dar ?o xva?ata) в
др.-иран. зур-ванизме.
У Аристотеля, осмыслявшего ???? по нар. этимологии от ??? ?? — вечно сущий, Э.
также ассоции-
руется с трансцендирующим пространство и время блаженным божеством, но в значит.
мере при со-
хранении старого значения «жизненный век» и без резкого противопоставления
хроносу («О небе»
279 а 25, 27; 283 b 28; ср. «Метафизика» 1072 b 29 о перводвигателе); поскольку
этот «жизненный
век» принадлежит вечному существу, постольку он бесконечен и выражает понятие
«вечности».
Плотин, написавший особый трактат «О вечности (Э.) и времени», определяет Э. как
«всецелую и
совокупную сущность бытия» («Эннеады» III 7,4, 37; см. также Прокл, Начала
теологии § 52 слл.).
В эпоху эллинизма гипостазированный и персонифицированный Э. в качестве божества
становится
объектом религ. культа: ср. прежде всего синкретич. божество Э.-Зурван в
мистериях Митры
(возможно, повлиявшее на теогонии орфиков), а также праздник рождения мла-
ЭОН 801
денца-Э., отмечавшийся 5/6 янв. в птолемеевской Александрии.
В иудео-христ. традиции греч. Э. (евр. оlam) приобретает новое значение — «мир»,
но «мир» не в
прост-ранственно-геометрич. (космос), а в историч, и временном аспекте
(противопоставление «века
сего» — «веку грядущему» в Новом завете).
Уже в герметизме (Corpus Hermeticum 11,23) Э. выступает как «второй бог» в ряду
высших существ.
эма-нирующий из прабожества; концепция высшего трансцендентного бога как «царя
веков (эонов)»
(1-е Посл. к Тим. апостола Павла 1,17) приводит к характерной для гностицизма
идее иерархич.
множества эонов как посредников между непостижимым и безначальным верховным
богом и
материальным миром (365 Э.-небосводов у Василида, 30 Э. у Валентина и т. п.).
• Брагинская Н. В., Э. в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского, в
кн.: Античность и Византия, М.,
1975, с. 286—306; Norden E., Die Geburt des Kindes, Lpz.— B., 1924; Reitzenstein
R., Die hellenistischen
Mysterienreligionen, Lpz., 19273; Zepf M. y., Der Gott ???? in der
hellenistischen Teologie, «Archiv fur Reli-
gionswissenschaft», 1927, Bd 25; Lowe R., Kosmos und Aion, Gutersloh, 1935; D e
g a n i E., AI ? N da Omero ad Aristotele,
Padova, 1961. А. В. Лебедев.
ЭПИГЕНЕЗ (от греч. ??? — после и ?????? — рождение, происхождение), учение о
зародышевом
развитии организмов как процессе, осуществляемом путём серии последоват.
новообразований.
Термин «Э.» предложен У. Гарвеем (1651), однако концепции Э. и противостоящего
ему
преформизма (учения о наличии в половых зачатках организмов материальных
структур, пред-
определяющих развитие зародыша) в истолковании эмбрионального развития известны
ещё с
античности. Эпигенетич. концепции, как правило, признавали решающую роль внешних
факторов.
Совр. биология отказывается как от чисто эпигенетич., так и от чисто префор-
мистских объяснений
эмбриональных явлений. Вместе с тем термин «Э.» приобрёл более общее значение и
употребляется
применительно к концепциям, трактующим развитие как процесс последоват.
возникновения новых
форм и структур.
ЭПИКТЕТ (????????? — рабская кличка, букв.— «Прикупленный») (ок. 50 — ок. 140),
греч.
философ-стоик (см. Стоицизм). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее
отпущен на волю.
Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в
89
поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоич. мораль в беседах и уличных
спорах по
примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности. Филос.
проповеди Э.
сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре их — выработка и
сохранение такой
нравств. позиции, при к-рой человек в любых условиях богатства или нищеты,
власти или рабства
сохраняет внутр. независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он
должен разделить
все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие, в первых мужественно
исполнять свой долг
вопреки всему, вторые игнорировать. Аскетич. мораль Э., а также внеш. форма его
«диатриб» во
многом близки христ. проповеди.
• Entretiens. Texte etabli et trad, par J. Souilhe et A. Jagu, livre 1—4, P.,
1949—65; в рус. пер.— Беседы 3., пер. Г. А. Таро-
няна, «ВДИ», 1975, № 2—4; 1976, № 2.
• Штаерман Е. М., 9. и его место в рим. стоицизме, «ВДИ», 1975, № 2; Bonhoffer
?., Epiktet und das Neue Testament,
Giessen, 1911.
ЭПИКУР (?????????) (341—270 до н. э.), др.-греч. философ-материалист, афинянин
по
происхождению. Основал в Афинах в 306 до н. э. филос. школу, получив-шую
название «Сад Э.» (см.
Эпикуреизм). Из обширного наследия Э. до нас дошли только «Письмо к Геродоту» и
«Письмо к
Пифоклу», посвящённые взглядам Э. на природу, и «Письмо к Менекею», в к-ром
излагались его
802 ЭПИГЕНЕЗ
этич. воззрения, а также «Главные мысли», формулировавшие осн. идеи Э. в
афористич. форме.
Э. разделял своё учение на три части — «канонику», т. е. теорию познания,
«физику» — учение о
природе, и «этику» (Диоген Лаэртий X 30). Порвав с филос. традицией классич.
эпохи, Э. не
придавал знанию самостоят.
ценности. Цель философии — обеспечение безмятежности духа, свободы от страха
перед смертью и
явлениями природы («К Пифоклу» 85; «Гл. мысли» XI). Источником наших знаний, но
Э., являются
чувств. восприятия, согласие с ними и с основанными на них общими
представлениями — критерий
истинности знания («Гл. мысли» XXIII). Все заблуждения возникают лишь вследствие
ошибок нашей
мысли («К Геродоту» 50); в частности, величина Солнца, Луны и др. небесных
светил близка к
видимой или точно совпадает с ней («К Пифоклу» 91). Э. готов был принять
одновременно неск.
объяснений одного и того же явления, если только эти объяснения исходили из
естеств. причин («К
Пифоклу» 86—87).
Э. воспринял атомистич. учение Демокрита (последователь Демокрита Навсифан был
учителем Э.):
согласно Э., во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве.
Тела
воспринимаются непосредственно чувствами, а существование пустого пространства
между телами
следует из того, что иначе было бы невозможно движение («К Геродоту» 39 —40).
Все тела
представляют собой соединения неделимых плотных частиц — атомов, различающихся
по величине,
весу и форме; атомы вечно движутся в пустоте с одинаковой скоростью («К