<< Пред.           стр. 423 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Геродоту» 40—41; 54—
 56; 61—62). Считая, что принимавшееся Демокритом безраздельное господство
 необходимости в
 мире атомов, будучи последовательно распространено на атомы души, сделает
 невозможным
 допущение свободы воли человека («К Ме-некею» 134), Э. выдвинул положение о
 случайных
 отклонениях атомов от закономерных траекторий, в результате чего становятся
 возможными и
 столкновения атомов (Цицерон, О пределах добра и зла I 6, 18). Э. признавал
 существование
 бесконечного числа миров в безграничном пространстве, миров, состоящих из
 бесконечного числа не
 возникающих и не исчезающих атомов («К Геродоту» 42—43, 45). Душа также состоит
 из атомов —
 особо тонких и рассеянных по всему телу — и похожа на ветер («К Геродоту» 63).
 Любые возникшие
 тела со временем разлагаются, в т. ч. и тело человека, а вместе с ним и его душа
 («К Геродоту» 73).
 «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а
 когда смерть насту-
 пает, то нас уже нет» («К Менекею» 125). Ссылаясь на общее мнение всех людей, Э.
 признавал
 существование богов (Цицерон, О природе богов I 16, 44—45). Боги Э. обитают в
 пространствах
 между мирами и наслаждаются блаженством, они не вмешиваются в ход явлений
 природы и в дела
 людей, т. к. это нарушило бы их безмятежное существование («К Менекею» 123—124;
 «Гл. мысли»
 I). Богам нужно воздавать поклонение, но не следует бояться их или ожидать от
 них помощи.
 В этике Э. испытал влияние основателя школы ки-ренаиков Аристиппа (Диоген
 Лаэртий X 136—
 137): наслаждение — единств. благо для человека («К Менекею» 128—129), причём
 наслаждение Э.
 понимал как отсутствие страдания. Лучшим средством избегнуть страданий Э. считал
 самоустранение от тревог и опасностей, от обществ. и гос. дел (Диоген Лаэртий X
 119), достижение
 независимости от внеш. условий («К Менекею» 130—131). Э. призывал своих
 последователей
 «прожить незаметно» (Plut. Non posse suaviter vivi secundum Epicurum 3, 1128 F
 sqq.).
 Философия Э. оказала значит. влияние на ново-европ. философию (Гассенди и др.).
 • Маркс К., Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Э., Маркс
 К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40;
 Шакир-Заде А. С., Э., М., 1963; В a i 1е у С., The Greek atomists and Epicurus,
 Oxf., 1928; Festugie-re A. J., Epicure et ses
 dieux. P., 1946.
 ЭПИКУРЕИЗМ, материалистич. направление в др.-греч. и рим.философии, названное по
 имени его
 основателя Эпикура. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем
 Эпикуру и
 завещанном им его школе (Диоген Лаэртий X 16—18), к-рая часто называлась в
 древности «Садом».
 Самым видным учеником Эпикура был Метродор из Лампсака, скончавшийся раньше
 учителя
 (Диоген Лаэртий X 22—24); в полемически заострённой форме он подчёркивал, что
 источни-ком
 всех благ являются телесные наслаждения (Плу-тарх, Против Колота 30, 1125В;
 Цицерон, О природе
 богов I 113). Преемником Эпикура был Эрмарх из Мити-лены (Диоген Лаэртий X 15—
 17; 24—25),
 настаивавший на том, что целесообразность лежит в основе всех законов (Porph.,
 De abst. I 7—12).
 Преемник Эрмарха по руководству школой Полистрат в соч. «О безосноват.
 пренебрежении
 ходячими мнениями» доказывал, что нравств. принципы были приняты по согласию
 людей для
 общей пользы. Систематизатором Э. был Филодем из Гадары (1 в. до н. э.).
 В конце 2 в. до н. э. появляются последователи Эпикура среди римлян (Cic., Acad.
 post. I 5; Цицерон,
 Tyc-куланские беседы IV 6—7), самым выдающимся из к-рых был Лукреций (1 в. до н.
 э.). Судя по
 той полемике, к-рую вели с ним его противники, Э. имел немало сторонников ещё во
 2 в. н. э. В кон.
 2 в. Диоген, житель города Эноанды в М. Азии, изложил основы учения Э. в виде
 огромной надписи,
 большие отрывки к-рой дошли до нас.
 В 17 в. традиция Э. была возрождена во Франции Гассенди.
 * Фрагменты: Metrodori Epicurei fragmenta, ed. A.Korte, Lpz.,
 1890; K r o h n K., Der Epikureer Hermarchos,
 B., 1921 (Diss.); Polistrati Epicurei, ed. C. Wilke, Lpz., 1905 (на
 греч. яз.); Diogenes Oenoandensis. Fragmenta, ed. G.
 W. Chil-ton, Lipsiae, 1967.
 • Танхилевич О. M., Эпикур и Э., М., 1926; Boyance P., Lucrece et l'epicurisme,
 P., 1963; Actes du VIII Congres de
 l'Association Guillaume Bude (5—10 avr. 1968), P., 1969; Muller R., Die
 epikureische Gesellschaftstheorie, В., 1972.
 ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. ???????? — знание и ????? — слово, учение), термин,
 употребляемый для обозначения теории познания.
 ЭПИФЕНОМЕН (от греч. ??? — на, при, после и феномен), филос. и психология,
 термин,
 обозначающий явление, сопутствующее в качестве побочного продукта другим,
 фундаментальным
 явлениям, но не оказывающее на них никакого влияния. Нек-рые представители
 филос.
 волюнтаризма рассматривали сознание в качестве Э.— орудия бессознат. мировой
 воли (Э. Гарт-ман,
 Ницше). Сведение сознания и психич. явлений в целом к Э. характерно также для
 вульгарного мате-
 риализма и бихевиоризма. Психическое, т. о., лишается собств. сущности и
 сводится к процессам,
 пассивно сопровождающим функционирование физиологии, поведения и т. п.
 ЭПОХА историческая, сравнительно длительный и качественно своеобразный период
 история,
 выделяемый на основе нек-рой суммы объективных признаков. Э. и. характеризует
 тот или иной
 отрезок всемирной истории в соответствии с ведущей для данного времени
 тенденцией обществ.
 развития.
 При определении Э. и. марксизм исходит из материалистич. понимания истории как
 закономерного
 процесса развития и смены обществ.-экономич. формаций. Этот подход даёт
 возможность выявить,
 какие классы (с момента их возникновения) определяют гл. содержание и динамику
 данной Э. и., её
 особенности.
 Э. и. могут охватывать весь период развития данной обществ.-экономич. формации
 (эпоха
 первобытнообщинного строя, эпоха феодализма и т. п.) или её отд. этапы (эпоха
 домонополистич.
 капитализма, эпоха империализма и т. п.). Надо также учитывать, что вследствие
 неравномерности
 историч. процесса со времени разложения родового строя одновременно
 сосуществовали и
 сосуществуют неск. обществ.-экономич. формаций.
 При этом эпохи всемирной истории определяются той обществ.-экономич. формацией,
 становление и
 развитие к-рой выражает направление обществ. прогресса в данный период времени,
 тем, «...какой
 класс стоит в центре той или иной эпохи, определяя главное ее содержание,
 главное направление ее
 развития, главные особенности исторической обстановки данной эпохи и т. д.» (Л е
 н и н В. И., ПСС,
 т. 26, с. 142). Так, возникнув в Европе, капитализм начал постепенно втягивать в
 свою орбиту др.
 страны и континенты, народы к-рых находились ещё на докапиталистич. стадиях
 развития. Но
 именно буржуазия в тот период была ведущей силой и потому определяла характер Э.
 и. Критерием
 для выделения Э. и. может служить также смена одной формации другой. Выделенные
 на этом
 объективном основании переходные Э. и. носят революц. характер, наполнены
 острыми
 конфликтами, противоречиями, столкновениями обществ. классов. Такова, напр.,
 совр. эпоха, в к-рой
 ведущая роль в прогрессе общества перешла от буржуазии к пролетариату. Революц.
 рабочий класс и
 его детище — мировая система социализма стоят в центре совр. Э. и., а её осн.
 содержанием является
 революц. переход от капитализма к социализму и коммунизму во всемирном масштабе.
 Определение объективного содержания каждой Э. и.— основа науч. подхода к её
 конкретному
 анализу. «Только на этой базе,— писал В. И. Ленин,— т. е. учитывая в первую
 голову основные
 черты различия разных „эпох" (а не отдельных эпизодов истории отдельных стран),
 можем мы
 правильно построить свою тактику; и только знание основных черт данной эпохи
 может послужить
 базой для учета более детальных особенностей той или иной страны» (там же).
 Вместе с тем науч.
 методология принимает во внимание сложность и противоречивость реального
 историч. процесса, в
 данном случае то, что «в каждой эпохе бывают и будут отдельные, частичные
 движения то вперед, то
 назад, бывают я будут различные уклонения от среднего типа и от среднего темпа
 движений» (там
 же), что границы Э. и., непосредственно определяемые часто по крупным историч.
 событиям или
 деятельности историч. личностей, не абсолютны, а подвижны и относительны.
 Понятие Э. и.— как
 бы посредствующее звено между общей теорией обществ. развития и конкретным
 анализом
 реального историч. процесса. • Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч.,
 т. 3; Маркс К., К критике политич. экономии, там же, т. 13; его же, Критика
 Готской программы, там
 же, т. 19; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, ПСС, т. 27;
 его же,
 Государство и революция, там же, т. 33; его же, Экономика и политика в эпоху
 диктатуры
 пролетариата, там же, т. 39; е г о ж е, Под чужим флагом, там же, т. 26; О 60-й
 годовщине Великой
 Октябрьской социалистич. революции. Постановление ЦК КПСС от 31.01.1977, М.,
 1977; Брежнев Л.
 И., Великий Октябрь и прогресс человечества, М., 1977.
 ЭПОХЕ (греч. ????? — остановка, прекращение; воздержание от суждения), филос.
 понятие,
 сложившееся в антич. скептицизме; по определению Секста Эмпирика, Э. «есть такое
 состояние ума,
 при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем» (Sext. Emp., Pyrrh. I
 10). Скептич. Э.
 понимается, т. о., как «воздержание от суждения»; оно связывается с отсутствием
 полной
 достоверности в человеч. познании и рассматривается как путь к душевному покою и
 невоз-
 мутимости.
 Э. приобретает иное значение в феноменологии Гуссерля, где оно выступает как
 средство, с
 помощью к-рого предмет или положение путём феноменологич. редукции выключаются
 из обычных,
 эмпирич. связей («заключаются в скобки»). Э. состоит в устранении всех суждений
 о
 пространственно-временном мире, воздержании от их теоретич. применения. В
 результате
 ЭПОХЕ 803
 предмет входит как эйдос, сущность, в сферу «чистого сознания», благодаря чему
 сознанию
 открывается сам «смысл» предмета.
 • Секст Эмпирик, Три книги пирроновых положений, Соч., т. 2, М., 1976, с. 208—
 09, 230 — 36, 246—52; Шпет Г.,
 Явление и смысл, М., 1914, с. 39—40, 67, 70; Stroker E., Das Problem der Epoche
 in der Philosophie E. Husserls, Dordrecht,
 1971.
 ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд.
 Герхарда
 Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469, Роттердам,—12.7.1536, Базель),
 учёный-гуманист,
 писатель, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. В основе
 мировоззрения Э.
 Р.— «возрождение» идей и идеалов раннего христианства, «возврат к истокам» во
 всех областях
 жизни. В богословии Э. Р. избегает любых догматич. дискуссий, сводя всё к
 изучению и толкованию
 Писания в историческом и нравств.-аллегорич. смысле. Применение методов
 гуманистич. филологии
 позволило Э. Р. осуществить первопечатное издание Нового завета (1517) с
 обширными комм. и
 новым лат. пер. (в изд. 1519); оно не только стало важнейшим шагом на пути к
 Реформации, но и
 положило основы науч. экзегезы и критики текста Нового завета. Реформации Э. Р.
 не принял,
 отпугнутый фанатичностью Лютера, его жёстким догматизмом и особенно
 бесчеловечностью
 догмата о несвободе воли (полемика с Лютером — «О свободе воли» — «De libero
 arbitrio», 1524, и
 «Заступник» — «Hyperaspistes», pt. 1—2, 1526—27), однако критику пороков
 католич. иерархии не
 прекращал до самой смерти. Известнейшее из произведений Э. Р.— шутливая
 декламация «Похвала
 Глупости» (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже; лучшее критич.
 изд. 1898; рус.
 пер. 1840, 1960). Это своего рода сумма, свод взглядов автора по всем вопросам
 человеч.
 существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. тезисах:
 парадоксальная
 (диалектич.) двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса,
 одержимости,
 интеллектуальной ослеплённости. Социальные, политич. и экономич. воззрения Э. Р.
 не вполне под-
 даются описанию ввиду их сугубо моралистич. окрашен-ности (напр., «Воспитание
 христ. государя»
 — «Insti-tutio principis Christiani», 1516). В целом Э. Р.—сторонник сильной, но
 просвещённой и
 гуманной монархич. власти, хотя личные его симпатии явно на стороне
 самоуправляющихся гор.
 общин. Очень важны педаго-гич. взгляды Э. Р., решительно отвергавшего ср.-век.
 систему
 образования и воспитания. Для оценки филос. воззрений Э. Р. особое значение
 имеет трактат «Кин-
 жал христ. воина» («Enchiridion militis Christiani», 1502), свидетельствующий о
 последовательном,
 рано сложившемся и неизменном в течение всей жизни мировоззрении.
 Э. Р.— бесспорный глава того течения в гуманизме, к-рое обычно наз. «христ.
 гуманизмом» (Дж.
 Колет, Т. Мор, Г. Бюде, Лефевр д'Этапль, И. Рейхлин) и к-рое пыталось
 синтезировать культурные
 традиции антич. древности и раннего христианства. Сущность эразмианства —
 свобода и ясность
 духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. В
 оппозиции к
 понятию эразмианства стоит прежде всего фанатизм, затем невежество, насилие,
 лицемерие,
 нарочитая интеллектуальная усложнённость (отсюда — отвращение Э. Р. к поздней
 схоластике, в
 первую очередь к Иоанну Дунсу Скоту).
 • Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia ..., cura et impen-sis Petri Vander,
 Lugduni Batavorum, 1703—04 [reprint], v. l —
 10, [L.—Hildesheim, 1962]; Opus epistolarum, v. 1 — 12, Oxf., 1906—58; Opuscula.
 A supplement to the opera omnia, ed. by
 W. K. Ferguson, The Hague, 1933; в рус. пер.— Жалоба мира, в кн.: Трактаты о
 вечном мире, М., 1963; Разговоры
 запросто, М., 1969.
 • От 3. Р. до Бертрана Рассела. [Сб. ст.], М., 1969; Маркиш С., Знакомство с
 Эразмом из Роттердама, М., 1971;
 804 ЭРАЗМ
 Mestwerdt P., Die Anfange des Erasmus, Lpz., 1917; Hyma A., The youth of
 Erasmus, Ann Arbor, 1930; H u i-zinga J.,
 Erasmus, Haarlem, 19585; Oelrich K.-H., Der spate Erasmus und die Reformation,
 Munster, 1961; Smith P., Erasmus. A study of
 his life, ideals and place in history, N. Y., 1962; Kohls E. W., Die Theologie
 des Erasmus, Bd 1—2, Basel, 1966; Eck er t W. P.,
 Erasmus von Rotterdam, Bd 1—2, Koln, 1967; Newa Id R., Erasmus Roterodamus,
 Darmstadt, 1970.
 Библиогр.: Bibliotheca Erasmiana. Repertoire des Oeuvres d'Erasme,
 ser. 1—3, Nieuwkoop, 1961.
 ЭРИКСОН (Erikson) Эрик (р. 15.6.1902, Франкфурт-на-Майне), амер. психолог и
 психоаналитик,
 представитель неопсихоаналитич. школы «психологии Я». Предпринял попытку
 переосмысления

<< Пред.           стр. 423 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу