<< Пред.           стр. 427 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 гетерономная этика), к-рая в бурж. Э. 20 в. выразилась в отрицании социально-
 целесообразного
 характера нравств. деятельности (акзистенциа-лизм, протестантская неортодоксия и
 др.). Особую
 трудность для немарксистской Э. представляет проблема соотношения
 общечеловеческого и
 конкретно-исторического в морали: конкретное содержание нравств. требований либо
 понимается
 как вечное и универсальное (этич. абсолютизм), либо в нём усматривается нечто
 лишь частное,
 относительное, преходящее (этич. релятивизм) .
 Марксистская Э. возводит на новую ступень традиции материализма и гуманизма в Э.
 в силу
 органического соединения объективного изучения законов истории с признанием
 действит.
 интересов и вытекающих отсюда жизненных прав человека. Благодаря социально-исто-
 рич. подходу
 к анализу морали марксистская Э. преодолевает антитезу этич. релятивизма и
 абсолютизма.
 Возникнув как регулятор взаимоотношений людей и социальных групп, мораль в
 классовом
 обществе носит классовый характер. Та или иная классовая мораль выражает
 положение различных
 социальных групп в процессе обществ. производства культуры и её историч.
 развития и в конечном
 счёте так или иначе отражает и объективные законы истории. При этом, если
 обществ. позиция
 данного класса исторически прогрессивна и особенно если это позиция трудящихся
 масс,
 испытывающих на себе гнёт эксплуатации, неравенства, насилия, а потому
 объективно
 заинтересованных в установлении более гуманных, равноправных и свободных
 отношений, то
 данная мораль, оставаясь классовой, вносит вклад в нравств. прогресс общества в
 целом, формирует
 элементы общечеловеч. нравственности. Особенно это относится к революц. морали
 рабочего класса,
 к-рый, «...исходя из своего особого положения, предпринимает эмансипацию всего
 общества»
 (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 425), впервые ставит цель
 уничтожения классов
 вообще и тем самым утверждения действительно общечеловеч. нравственности. Т. о.,
 конкретно-
 исто-рич. подход марксистской Э. к явлениям морали только и позволяет понять
 соотношение
 частных, классовых
 810 ЭТИКА
 т. зр. в морали с едиными законами поступат. развития нравственности, выявить в
 противоречивом
 характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеч.
 нравств.
 прогресса.
 В решении вопросов морали правомочно не только коллективное, но и индивидуальное
 сознание:
 нравств. авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознаёт
 общие моральные
 принципы и идеалы данного общества (или революц. движения) и отражённую в них
 историч.
 необходимость. Объективность нравств. основания как раз и позволяет личности
 самостоятельно, в
 меру собств. сознательности, воспринимать и реализовывать обществ. требования,
 принимать
 решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящей.
 Правильное определение
 общего основания морали ещё не означает однозначного выведения из него
 конкретных нравств.
 норм и принципов пли непосредств. следования индивида «историч. тенденции».
 Нравств.
 деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и
 принципов.
 Это определяет и постановку вопроса о нравств. критерии в марксистской Э. Законы
 историч. разви-
 тия обусловливают содержание нравств. идей лишь в самом общем виде, не
 предопределяя их
 специфич. формы. Поскольку всякая конкретно-целесообразная обществ. деятельность
 предписывается и оценивается моралью с т. зр. исполнения единого для всех людей
 и множества
 частных ситуаций закона — нормы, принципа, идеала, к-рые выступают как
 собственно моральные
 критерии, это означает; что экономич., политич., идеологич. и др. конкретные
 задачи не только не
 предопределяют решения каждой отд. нравств. проблемы, но, напротив, способы и
 методы
 осуществления этих задач оцениваются моралью с т. зр. критериев добра,
 справедливости,
 гуманности, честности и т. д. Относит. самостоятельность этих критериев вовсе не
 в том, что они
 происходят из к.-л. др. источника, чем конкретные обществ. потребности, а в том,
 что они отражают
 эти потребности в наиболее универс. виде и имеют в виду не просто достижение
 нек-рых особых
 целей, а разносторонние потребности обществ. жизни на данной ступени её
 культурного развития.
 Поэтому моралью иногда воспрещаются и осуждаются действия, к-рые могут
 представляться
 наиболее эффективными и целесообразными с т. зр. текущего момента, частных задач
 того, или
 иного конкретного дела. В ходе прогресса общества и особенно революц.
 преобразований каждый
 раз обнаруживалось, что требования обществ. целесообразности, рассматриваемые с
 т. зр. общих
 перспектив поступат. развития общества, в конечном итоге совпадают с критериями
 справедливости,
 свободы, гуманности, коль скоро нравств. сознание масс выражает их в перспек-
 тивно-историч., а
 потому наиболее универс. форме. Утилитарный, конъюнктурный подход к решению
 конкретных
 задач не только противоречит требованиям коммунистич. нравственности, но и
 является политически
 недальновидным, нецелесообразным с т. зр. более широких и отдалённых обществ.
 целей и
 последствий. Марксистской Э. равно чужды как дух утилитаризма, так и т. зр. абс.
 морализирования,
 претендующая на «высший» нравств. суд над объективной необходимостью законов
 истории.
 Марксистская Э. разрешает традиц. альтернативу мотива и деяния в оценке нравств.
 деятельности.
 Моральный поступок человека всегда должен оцениваться как целостный акт, как
 единство цели и её
 осуществления, помысла и свершения. Но это возможно только в том случае, если
 поступок
 рассматривается как момент всей обществ. деятельности человека. Если
 применительно к отд.
 действию его достоинство проявляется лишь через его социально-полезный или
 вредный результат,
 то при анализе всей линии поведения человека (индивнда или же обществ. группы,
 партии)
 вскрываются и становятся очевидными мотивы действий, преследуемые цели, общее
 отношение
 данного
 субъекта к обществу n целом, различным классам, окружающим людям. Проблема
 соотношения
 мотива и деяния в оценке приобретает вид связи между общим и частным в
 поведении, отд.
 поступком и всей нравств. деятельностью.
 Марксистская Э. преодолевает и др. традиц. альтернативы моральных учений —
 гедонизма и
 аскетизма, эгоизма и альтруизма, морали спонтанного стремления и ригористич.
 морали долга.
 Раскрывая истоки этой альтернативы, заключённые в противоречивой природе
 антагонистич.
 общества, марксистская Э. ставит эту проблему не в моралистич. плане нравств.
 проповеди
 наслаждения или аскетизма, а в социально-историч. плане практич. устранения их
 противоположности как абсолютной и универсальной. «...Коммунисты не выдвигают ни
 эгоизма
 против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают
 теоретически
 эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренней идеологической
 форме; они,
 наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает
 сама собой»
 (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., там же, т. 3, с. 236). Выбор между выполнением
 внеш. обязанности и осу-
 ществлением внутр. потребности должен всегда совершаться в зависимости от
 решения др. вопроса
 — нахождения наиболее адекватных путей сочетания в каждом конкретном случае
 обществ. и
 личных интересов, так чтобы в конечном итоге вырисовывалась историч. перспектива
 приведения их
 к единству.
 Т. о., в решении этих проблем в отличие от всей предшествующей и совр. бурж. Э.,
 исходящей из
 констатации существующих отношений и противоречий (к-рые либо апологетически
 оправдываются,
 либо просто осуждаются), марксистская Э. исходит из историч. необходимости
 преодоления этих
 противоречий, что и определяет действенно-практич. характер марксистской Э. «В
 основе
 коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение
 коммунизма» (Л е н и
 н В. И., ПСС, т. 41, с. 313).
 • Ленин В. И., О коммунистич. нравственности. Сб., М., 19762; Иодль Ф., История
 9. в новой философии, пер. с нем., т. 1
 — 2, М., 1896—98; Шишкин А. Ф., Из исто-
 рии атич. учений, М., 1959; его же, Основы марксистской Э., М., 1961;
 Марксистская Э. Хрестоматия, М., 1961; Иванов
 В. Г., Рыбакова Н. В., Очерки марксистско-ленинской Э., [Л.], 1963; Дробницкий
 О. Г., Кузьмина Т. А., Критика совр.
 бурж. этич. концепций, М., 1967; Актуальные проблемы марксистской Э. Сб. ст.,
 Тб., 1967; Очерк истории Э., М., 1969;
 Шварцман К. А., Теоре-тич. проблемы Э., М., 1969; Бандзеладзе Г., Э., Тб.,
 19702; Этическое и эстетическое, [Л.],
 1971;Марксистско-ленин-ская Э., ч. 1—4, М., 1972—78; Федоренко Е. Г., Основы
 марксистско-ленинской Э., К., 19722;
 Харчев А. Г., Яковлев Б. Д., Очерки истории марксистско-ленинской Э. в СССР, Л.,
 1972; Ангелов С., Марксистская Э.
 как наука, пер. с болг., М., 1973; Архангельский Л. М., Курс лекций по
 марксистско-ленинской Э., М., 1974; Развитие
 марксистско-ленинской Э. в СССР, Тамбов, 1974; Очерки истории рус. этич. мысли,
 М., 1976; К обликов В. П., Этич.
 сознание, Л., 1979; Э., социальное познание, нравств. поведение. [Сб., пер. с
 болг.], София, 1979; Марксистская Э., M.,
 19802; Добрынина В. И., Смоленцев Ю. М., Беседы по марксистско-ленинской Э., М.,
 1980; Иванов В. Г., История Э.
 древнего мира, Л., 1980; Si dg wick H., Outlines of the history of ethics, L.,
 19065; D i t t r i с h O., Geschichte der Ethik, Bd 1-
 -4, Lpz., 1923—32; Broad С. D., Five types of ethical theory, Paterson, 1959;
 Hill T h. E., Contemporary ethical theories, ?. ?.,
 19804; Reiner II., Die philosophische Ethik, ihre Fragen und Lehren in
 Geschichte und Gegenwart, Hdlb., 1964; см. также лит. к
 ст. Мораль.
 О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов.
 «ЭТИКА» («Ethica more geometrico demonstrata», Amst., 1677), главное произв.
 Спинозы. Написано
 на лат. яз. Работа над «Э.» была начата в 1662 и закончена в 1675. Напечатать её
 не удалось из-за
 нападок на Спинозу, вызванных публикацией в 1670 «Богословско-политиче-ского
 трактата» и
 уходом от власти респ. партии, глава к-рой был покровителем Спинозы. Издана
 посмертно. Книга
 состоит из 5 частей и построена по образцу геометрич. трактатов: каждая часть
 состоит из теорем,
 лемм, коллариев (выводов) и схолий (пояснений). В 1-й части мыслитель выдвигает
 своё фунда-
 ментальное положение о субстанции, тождественной
 богу и природе, и строит онтологич. систему, главными категориями к-рой являются
 субстанция,
 выступающая причиной самой себя (causa sui); атрибуты, каждый из к-рых выражает
 вечную и
 бесконечную сущность и составляет вместе с бесконечным множеством др. атрибутов
 субстанцию;
 модусы, или состояния субстанции. 2-я часть посвящена природе души, её
 соотношению с телом, а
 также познават. способностям; в ней содержатся осн. гносеологич. выводы Спинозы
 и учение о теле.
 Душа и тело трактуются в «Э.» как вещь мыслящая и вещь протяжённая. Т. к. они
 принадлежат к ат-
 рибутам мышления и протяжения, никак не взаимодействующим друг с другом, душа не
 может
 побуждать тело к действию, а тело душу — к мышлению. Тем не менее душа может
 познавать
 телесный мир, поскольку оба атрибута являются последоват. выражением одной и той
 же
 субстанции. На этой «параллельности» бытия и познания основан принцип их
 гармонии: «Порядок и
 связь идей те же, что порядок и связь вещей». В этой части дано также учение об
 истине, т. е. об
 адекватных идеях, к-рыми душа познает бога, и лжи как искажённых и смутных
 идеях, возникающих
 из-за недостатка познания. Истинным оказывается всё положит. содержание идей.
 Причина
 искажения истины — деятельность воли, причём воля понимается не как желание, а
 лишь как
 способность утверждения и отрицания. 3-я и 4-я части излагают учение философа об
 аффектах
 (страстях) и представляют его этику в узком смысле. Спиноза утверждает, что
 зависимость от
 аффектов, принимаемая обычно за свободу, является рабством, порождённым
 неадекватным
 познанием. Истинная свобода — это правильное познание, к-рое приводит нас от
 чужеродного
 принуждения страстей к знанию собств. необходимости души. Идеал познания
 совпадает с
 моральным идеалом: «Высшее благо для души есть познание бога, а высочайшая
 добродетель —
 познавать его». 5-я, завершающая часть «Э.», посвящена пути к свободе. Им
 оказывается
 интеллектуальная любовь к богу, в к-рой душа обретает блаженство и вечность,
 становясь «частью
 бесконечной любви, к-рой бог любит самого себя» (теорема 36).
 Система, построенная в «Э..», явилась переработкой и развитием идей Декарта в
 форме филос.
 пантеизма и считается классич. образцом рационализма 17 в., оказавшим
 плодотворное влияние на
 развитие зап.-европ. философии, особенно на нем. классич. и романтич. философию
 17—19 вв.
 Последнее академич. изд. «Э.» осуществлено К. Геб-хардтом: Opera, hrsg. v. С.
 Gebhardt, Bd 2, 1925.
 Рус. пер.: В. И. Модестова (1886; 19044), Н. А. Иванцова (1892). См. также Избр.
 произв., т. 1, 1957.
 * см. к ст. Спиноза.
 «ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ», система представлений, развиваемая в рамках реформистской
 концепции т. н. «демократического социализма» и обосновывающая со-циалистич.
 идеал не
 объективно обусловленными интересами пролетариата, а якобы извечно присущими
 людям нравств.
 принципами. Теоретич. корни «Э. с.» уходят в учение Канта о «практич. разуме» с
 его прин-
 ципиальным противопоставлением естеств. необходимости автономной человеч. воле.
 Осн. представители «Э. с.» — Г. Коген, П. Наторп, Э. Бернштейн, Л. Нельсон
 (Германия) и др. Начав
 с требования «дополнить» марксизм этич. принципами в неокантианском духе,
 последователи «Э. с.»
 пришли к телеологич. (см. Телеология) пониманию социализма, к замене социального
 анализа
 капитализма нравств. осуждением его негативных «сторон». Искажая марксизм,
 «этич.» социалисты
 отвергают его идеи о естест-венноисторич. характере социального прогресса, о
 переходе к
 социализму как закономерному результату развёртывания и разрешения антагонистич.
 противо-
 ЭТИЧЕСКИЙ 811
 речий капиталистич. общества. Представители «Э. с.» утверждают, что марксизм
 ведёт к фатализму,
 умаляет человеч. инициативу, снимает проблему личной ответственности каждого за
 свою судьбу и
 судьбу общества. «Э. с.» отрицает марксистское учение об историч. необходимости
 и воздвигает
 стену между тем, что есть, и тем, что будет, между сущим и должным. Социальный

<< Пред.           стр. 427 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу