<< Пред.           стр. 43 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 считал, однако,
 провиденциальными. Историзм В. позволил ему выработать более адекватный, чем у
 совр. ему
 франц. просветителей, взгляд на архаич. периоды в развитии культуры, подойти к
 целостному
 истолкованию иск-ва, религии, права, форм социальной и хоз. жизни в их единстве
 и
 взаимодействии.
 Идеи В. во многом предварили философию истории Гердера и Гегеля; распространение
 их связано с
 деятельностью В. Кузена и франц. историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле).
 • Ореге, Mil., [1959]; в рус. пер.— Основания новой науки об общей природе
 наций, вступ. ст. М. А. Лифшица, М.,
 • История философии, т. 1, М., 1957, с. 461—63; К и с-сельМ. А., Джамбаттиста
 В., М., 1980; Сгосе В., Biblio-grafia
 vichiana, v. 1—2, Napoli, 1947—48; e г о ж e, La filoso-fia di G. Vico, Bari,
 1947«; Badaloni N., Introduzione a G. B. Vico,
 Mil., 1961; N i с o l i n i F., Vico storico, [Napoli, 1867]· G. Vico. An
 international Symposium, ed. G. Tagliacozzo, Baltimore,
 1969; Donzelli M., Contributo alia bibliografia vichiana (1948—1970), Napoli,
 1973.
 ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам,— 22.10.1915,
 Гейдельберг), нем.
 философ, глава баденской школы неокантианства. В трудах по истории философии
 («История
 древней философии», 1888, рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1 - 2,
 1878—80, рус. пер.,
 т. 1—2, 1902—05) рассматривал филос. учения прошлого с кантианских позиций.
 Стремясь
 преодолеть дуализм кантовской философии, устранял «вещь в себе». Определял
 философию как все-
 общую науку о «ценностях». Исходя из кантовского различения теоретич. и практич.
 разума, В.
 противопоставлял философию как нормативное учение, основанное на оценочных
 суждениях и
 познании должного, опытным наукам, опирающимся на теоретич. суждения и эмпирич.
 данные о
 «сущем». Ценности у В.— априорны, трансцендентальны, общезначимы; он различал
 логич., этич.,
 зстетич. и религ. ценности, толкуя их как восходящие ступени. Признавая конечной
 целью историч.
 прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этич. идеалом», В.
 сводил социальные
 проблемы к этическим. Выше этич. ценностей он ставил эстетические — как
 свободные от человеч.
 воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того,
 что есть, и того,
 что должно быть) В. объявлял «священной тайной», обнаруживающей ограниченность
 нашего
 познания и устремляющей нас в сферу религ. ценностей.
 В методологии наук В. противопоставлял естеств. (номотетические) и исторические
 (идиографические) науки (науки о природе и науки о культуре). В отличие от
 естеств. наук,
 изучающих общее, повторяемое, закономерное в явлениях, историч. науки, согласно
 В., имеют дело с
 единич. явлениями и событиями в их неповторимости и исключительности. Отвергая
 закономерность
 как руководящий принцип историч. познания, В. заменял его процедурой «отнесения
 к ценностям».
 Учение В. о разделении наук оказало значит. влияние на бурж. философию,
 социологию и
 историографию.
 • Geschichte und Naturwissenschaft, Strassburg, 19043; Lehrbuch der Geschichte
 der Philosophie, Tub., 195715; в рус. цер.—
 Прелюдии, СПБ, 1904; О свободе воли, М., 1905; Платон, СПБ, 19094; Философия в
 нем. духовной жизни 19 столетия,
 М.. 1910.
 * ? л е х а н о в Г. В., О книге В. В., Соч., т. 17, М., [1925); )вр. бурж.
 философия, М., 1972, гл. 1, § 3; R i с k e r t H.,
 W. Windelband, Tub., 19292; JakowenkoB., W. Windelband, Prag.,
 1941.
 ВИНЕР (Wiener) Норберт (20.11.1894, Колумбия, Миссури,— 18.3.1964, Стокгольм),
 амер.
 математик, один из создателей кибернетики. Учился у Дж. Сан-таяньт, Дж. Ройса,
 Б. Рассела, Э.
 Гуссерля, Д. Гильберта. Первые исследования В. посвящены логике, в частности
 сравнит. анализу
 теории отношений Э. Шредера и Б. Рассела. Математич. творчество В. во многом
 определялось
 постановками задач в теоретич. физике (броуновское движение, статистич.
 механика) и биологич.
 науках (моделирование нейродинамич. процессов), а также проблемами электро- и
 вычислит.
 техники. Результаты В. в теории преобразований Фурье, теории потенциала, теории
 тауберовых
 теорем, теории вероятностей, теории связи, обобщенного гар-монич. анализа,
 теории предсказания и
 фильтрации свидетельствуют о стремлении к междисциплинарному синтезу и увязке
 теоретич.
 построений с практикой. Эта установка В. нашла выражение в кн. «Кибернетика, или
 Управление и
 связь в животном и машине» (1948: рус. пер. 19682), в к-рой был обоснован статус
 нового
 комплексного науч. направления и введено его название. Разрабатывая статистич.
 теорию
 информации, В. углубил трактовку принципа отрицат. обратной связи и показал
 аналогии,
 имеющиеся между вычислит, машиной и человеч. мозгом. Идея кибернетики базируется
 у В. на
 положении о единстве процессов управления и переработки информации в сложных
 системах.
 Исходя из того, что «новые концепции связи и управления влекут за собой новое
 понимание
 человека и человеч. знаний о вселенной и обществе» («Я — математик», М., 1964,
 с. 312), развивал
 кибернетич. подход к различным областям науки и культуры. В. отстаивал идеи
 материалистич. и
 диалектич. характера. Он придавал большое значение анализу соотношения
 необходимости и
 случайности (концепция «вероятностной вселенной»), анализировал связь информац.
 и термодина-
 мич. закономерностей, изучал процессы управления и информац. процессы в
 контексте
 целенаправленного поведения, подчёркивал роль моделей в познании. В последних
 работах В.
 обратился к проблематике обучающихся и самовоспроизводящихся машин, вопросам
 взаимодействия человека с Информац.-вычислит. устройствами. В. указывал на
 необходимость
 исследования социальных аспектов науч. знания, ответственности учёных в совр.
 мире.
 ВИНЕР 83
 • Selected papers, Camb. (Mass.), 1964; в рус. пер.— Кибернетика и общество, М.,
 1958; Наука и общество, «ВФ», 1961, №
 7.
 • Поваров Г. H., H. В. и его «Кибернетика», в кн.: В. Н., Кибернетика..., M.,
 19682; «Bulletin of the American Mathematical
 Society». 1966, v. 72, № 1, pt 2 (лит.).
 ВИНЦЕНТ из Б о в e (Vincent de Beauvais; Vincen-tius Bellovacensis), педагог,
 монах-доминиканец.
 Автор «Великого зерцала» («Speculum majus», 1473) — всеобъемлющей энциклопедии
 ср.-век.
 знания, пользовавшейся большой популярностью и содержавшей «зерцала» природы
 (широкий круг
 естеств.-науч. сведений), науки (не только метафизики, математики и теологии, но
 также и
 разнообразных практич. знаний) и истории (от «сотворения мира» до крестовых
 походов); в нач. 14 в.
 в энциклопедию была включена 4-я часть — «зерцало» морали.
 *Lemoine M., L'oeuvre encyclopedique de Vincent de Beauvais, «Cahiers d'histoire
 mondiale», 1966, v. 9,
 №3. ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный, живой, vita — жизнь), учение о
 качеств. отличии
 живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к
 силам и
 законам неорганич. мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих
 в неживых.
 Различают филос. В., близкий к объективному идеализму (Платон, Шеллинг,
 Бергсон), и естеств.-
 науч. В. Последний противостоит механицизму, согласно к-рому жизненные процессы
 без остатка
 разложимы на силы и факторы неживой природы. Осн. принципы, отстаиваемые В.,—
 целесообраз-
 ность, нерасчленимость и «немашинность» развития и поведения живых систем.
 Элементы В.
 присутствуют уже у Аристотеля, учившего, что живой природе присуща цель в самой
 себе. Наиболее
 полно система В. изложена Дришем. Ссылаясь на открытый им феномен эмбриональных
 регуляций,
 Дриш утверждал, что индивидуальное развитие организмов не есть простая
 реализация
 предустановленного экстенсивного (пространственного) разнообразия, к чему
 сводились утверж-
 дения механицистов. Согласно Дришу, в процессе развития происходит переход
 интенсивного
 (непространственного) разнообразия в экстенсивное. Этот переход свойствен только
 живым
 системам и осуществляется иод действием специфически витального фактора —
 энтелехии. Живым
 организмам присуща «целостная причинность», тогда как неживым телам —
 «причинность
 элементов».
 В. оказал влияние на нек-рые отрасли биологии и психологии (теория морфогенетич.
 полей в
 эмбриологии, гештальтпсихология), а также породил ряд течений (органицизм,
 холизм и др.).
 Сильной стороной В. была критика механистич. взглядов на биологич. причинность.
 Нек-рые
 высказывания виталистов предвосхитили совр. взгляды на генерацию и накопление
 информации в
 живых системах, на иерархию уровней организации. С утверждением (как в физич.
 науках, так и в
 биологии) более широких, немеханистич. взглядов на причинность и с развитием
 системного
 подхода В. утратил влияние. Ряд феноменов, к-рые В. считал специфически
 биологическими
 (способность регулировать нарушения целостности, самоусложнение пространств.
 организации,
 достижение одного конечного результата разными путями), рассматриваются в совр.
 естествознании
 как типичные проявления самоорганизации любых достаточно сложных систем (как
 живых, так и
 неживых), а специфика живого не отрицается, но связывается с единством
 происхождения и развития
 жизни.
 * Дриш Г., В. Его история и система, [пер. с нем.1, М., 1915; Кремянский В. И.,
 Структурные уровни живой материи, М.,
 1969; Хакен К., Синергетика, пер. с англ., М., 1980; Russell E. S., The
 directiveness of organic activities, Camb., 1946.
 ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена,—29.4.1951, Кембридж), австр.
 философ,
 логик
 84 ВИНЦЕНТ
 и математик. Представитель аналитической философии. С 1929 жил в Великобритании.
 В «Логико-
 филос. трактате» (1921, рус. пер. 1958) В. под влиянием Рассела выдвинул
 концепцию логич. анализа
 языка, основанную на идее т. н. логически совершенного, или идеального, языка,
 образцом к-рого он
 признавал язык мате-матич. логики. Логико-гносеологич. модель знания,
 сформулированная В.,
 представляла собой неоправданную попытку экстраполяции на структуру знания в
 целом свойств
 частного логич. формализма — клас-сич. двузначной математич. логики. Модель В.
 исходила из
 возможности сведения всего Знания к совокупности элементарных предложений.
 Утверждения ло-
 гики и математики рассматривались при этом как образец выражения схем
 формального
 преобразования содержат. утверждений о мире. Этой модели знания В. предпослал
 онтологич.
 обоснование в виде доктрины логического атомизма, к-рая представляет собой
 проекцию структуры
 знания, предписываемой логико-гно-сеологич. моделью, на структуру мира. Всё, что
 не вписывается
 в эту модель — традиц. философия, этика и т. д.,— объявляется В. лишённым
 познават. смысла.
 Философия признаётся возможной лишь как «критика языка». Идеи «Логико-филос.
 трактата» были
 восприняты логич. позитивизмом, хотя последний и отвергал логич. атомизм В. как
 неправомерную
 «метафизику». Начиная с 30-х гг. В. отказался от односторонней ориентации на
 логику и идеи
 логически совершенного языка, рассматривая его лишь как одну из возможных
 «языковых игр».
 Абсолютизация логич. моделирования языка сменяется у В. культом многообразия
 форм обыденного
 языка и их эмпирич. описания. В. резко выступал против всяких унификаций и
 генерализаций в
 подходе к языку, выдвигая концепцию значения как употребления, противопоставляя
 теории
 обобщения идею «семейных сходств». Эти взгляды В., нашедшие выражение в его
 посмертном труде
 «Филос. исследования» («Philosophische Untersuchungen», 1953), оказали большое
 влияние на
 развитие лингвистической философии. Если для доктрины логич. атомизма был
 характерен
 субъективно-идеалистич. эмпиризм, переведённый в логич. план, то в поздней своей
 концепции В.
 занимал позицию идеалистич. конвенционализма, согласно к-рой язык толкуется как
 продукт
 произвольного соглашения. Вместе с тем В. сохранил свою исходную установку,
 ставшую ведущим
 принципом анали-тич. философии,— о необходимости борьбы с дезориентирующим
 воздействием
 неправильного обращения с языком, к-рое, по его мнению, является источником
 всякого рода филос.
 псевдопроблем (среди к-рых и проблема объективной реальности).
 • Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Корнфорт М.,
 Марксизм и лингвистич. философия, пер. с
 англ., [М., 1968]; Козлова М. С., Философия и язык, М., 1972; Совр. бурж.
 философия, М., 1978, гл. 2; Pitcher G., The
 philosophy of Wittgenstein, Englewood Cliffs (N. Y.) 1964; Griffin J.,
 Wittgenstein's logical atomism, Oxf. 1964.
 ВИШИШТА-АДВАЙТА, др.-инд. религ.-филос. направление, разновидность веданты.
 Связана
 прежде всего с деятельностью Рамануджи (11—12 вв.). Вместе с адвайтой-ведантой
 Шанкары
 принадлежит к недуа-листич. системам, признающим тождество «Я» и бога (брахмана)
 и в этом
 противостоящим дуалистич. веданте (двайта) Мадхвы, полагающей «Я» и бога как две
 совершенно
 различные и самостоят. сущности. В то же время в отличие от адвайты-веданты
 Шанкары монизм В.-
 а. ограничен присутствием различий (вишеша, ви-шишта): при общем тождестве «Я» и
 бога,
 согласно В.-а., существует множественность реальных душ, наделённых сознанием, и
 материи, не
 имеющей сознания; мир создан богом и столь же реален, как и он. Соответственно
 В.-а. настаивает
 на истинности всякого познания и отрицает существование иллюзорных объектов,
 оспаривая учение
 адвайты-веданты об иллюзорности (см, Майя).
 • См. к ст. Рамануджа.
 ВКУС эстетический, способность человека к восприятию и оценке эстетич. свойств
 явлений и
 предметов, к различению прекрасного и безобразного. Проблема В. получила особое
 развитие в
 эстетике 17—18 вв. Одним из первых о В. писал исп. мыслитель Грасиан-и-Моралес.
 Франц.
 философы-просветители и эстетики классицизма (Н. Буало, III. Баттё, Монтескье,
 Вольтер и др.)
 трактовали В. с позиций рационализма и нормативизма. В англ. сенсуалистич.
 эстетике (А.
 Шефтсбери, Г. Хом и др.) В. выводился из человеч. ощущений и связывался с этич.
 нормами. Ф.
 Хатче-сон, а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетич. В., коренящуюся в
 общности психо-
 физиологич. организации всех людей. Субъективность В. акцентировалась Юмом. В
 нем. классич.
 философии проблема В. заняла центр. место в эстетике Канта, указавшего на

<< Пред.           стр. 43 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу