<< Пред. стр. 49 (из 449) След. >>
свойственнаопредел. длительность, представляющая собой последовательность и
рядоположенность сменяющих
друг друга моментов и состояний. Универсальность длительности обусловлена
наличием в каждом
изменении последовательно реализующихся этапов, конечностью скорости
распространения
материальных воздействий. Длительность В. существования всех конкретных тел
выступает как
единство прерывного и непрерывного. Сохраняемость материи и непрерывная
последовательность её
изменений, происходящих в виде близкодействия в причинной связи, обусловливают
общую
непрерывность и связность В., отсутствие в нём разрывов. Вместе с том В, как
форма бытия материи
складывается из множества последовательностей и длительностей существования
конкретных
объектов, каждый из к-рых имеет своё начало и конец. В силу этого В. присуща
определ.
прерывность, выражающая периоды существования конкретных качеств. состояний.
Однако эта
прерывность всегда относительна, поскольку при смене качеств, состояний
составляющая тело
материи не уничтожается, а лишь переходит в др. формы, продолжая непрерывно
существовать.
В. одномерно, асимметрично и необратимо, все изменения в мире происходят от
прошлого к
будущему. Однонаправленность В. обусловлена асимметрией причинно-следственных
отношений,
общей необратимостью процесса развития материальных систем, невозможностью
абсолютно
полного повторения пройденных состояний и циклов изменения систем. Совр. физика
доказала, что
В. различных процессов в телах относительно замедляется по мере приближения
скорости их
движения к скорости света. Замедление временных процессов в системах возможно
также под дейст-
вием мощных гравитац. полей.
Любая материальная система существует и развивается по своему собств. В., к-рое
зависит от
характера цикличных изменений в её структуре и внеш. среде, скорости движения,
мощности
гравитац. поля. Собств. В. системы находится также в определ. соответствии с
внеш. В.
существования больших по размерам материальных систем (Солнечная система,
галактики, мета-
галактики и др.). Напр., в живых организмах существуют биоритмы различных
функциональных
подсистем, органов и клеток, зависящие от смены дня и ночи, времени года, циклов
солнечной
активности и др. внеш. факторов. Биосфера и человеч. общество развиваются во В.
существования
Земли и Солнечной системы. Вместе с тем общество имеет собств. временные
отношения и темпы
развития, к-рые убыстряются по мере развития производит. сил и пауки.
Исследование временных аспектов изменения и развития материальных систем — одна
из
важнейших задач совр. пауки. Диалектико-материалистич. учение о В., будучи
обобщением
достижений науч. познания, раскрывает универс. свойства В., выявляет общие за-
кономерности их познания в процессе развития и смены науч. теорий. См.
Пространство и время,
Вечность, Материя.
* Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; е г о
ж е, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; P е и ? е н б а х Г., Направление
В., пер. с англ., М., 1962; Уитроу Дж.,
Естественная философия В., пер. с англ., М., 1964; А с к и н Я. Ф., Проблема В.
Ее филос. истолкование, М., 1966; Г у p е
в и ч А. Я., В. как проблема истории культуры, «ВФ», 1969, №3; Молчанов Ю. Б.,
Четыре концепции В. в философии и
физике, М., 1977; The nature of time, Ithaca (?. ?.), 1967; Time in science and
philosophy, Prague, 1971.
С. Т. Мелюхин.
ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ, гносеологич. учение идеа-листич. рационализма, признающее
наличие
знания, к-рое имеет доопытное происхождение и характеризует универс. принципы
бытия и
познания. Согласно одному из вариантов этой концепции, В. з. изначально присуще
познающему
субъекту в уже сформированном виде, хотя обычно адекватно не осознаётся
вследствие разного рода
внеш. помех (Платон). Др. вариант этой концепции утверждает, что В. з. выражает
наличие в уме
познающего субъекта определ. потенций к формированию знания, к-рые переходят в
действительность лишь при соответствующих внеш. условиях (Декарт). Поскольку В.
з.
непосредственно относится к сознанию познающего субъекта (а не к внеш.
реальности), возникает в
сущности неразрешимая в рамках этой концепции проблема познания объективной
реальности с
помощью В. я. В истории философии выделяются след. толкования этой проблемы: 1)
ещё до физич.
рождения индивида его «душа» имела возможность непосредственно созерцать
умопостигаемые
сущности, идеи (Платон); 2) в самом В. з. существуют определ. критерии,
позволяющие заключать о
реальности, соответствующей этому знанию (т. н. онтологич. доказательство); 3)
В. з. конструирует
свой собств. объект (т. зр. субъективного идеализма).
От концепции В. з. следует отличать теории, согласно к-рым познающий субъект
может
непосредственно воспринимать сверхчувств. объекты — идеи, универсалии,
умопостигаемые
сущности (нек-рые варианты неореализма, ранний Рассел, ранний Гуссерль). С
концепцией В. з. не
совпадает и теоретико-познават. априоризм (напр., у Канта доопытной, априорной,
является лишь
форма знания, а не его содержание). Попытка возродить в новой форме концепцию В.
з. принадлежит
амер. лингвисту Н. Хомскому, абсолютизирующему факт наличия языковых универсалий
и
несводимость языка к речевому поведению и мышления к языку. • Платон, Теэтет,
Соч., т. 2, М.,
1970; Декарт Р..Рассуждение о методе, Избр. произв., (М.). 1950; Л о к к Д ж..
Опыт о человеч.
разуме. Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в
философии и
математике, М., 19652.
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ, см. Врождённое знание.
ВСЕЕДИНСТВО (греч. ?? ??? ???, лат. Unomnia, нем. Alleinheit), одна из центр,
категорий ряда
филос. систем, означающая принцип совершенного единства множества, к-рому
присуща полная
взаимопроникну-тость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.
Первонач. представления о В. восходят к мысли досократиков, многие из к-рых
выдвигали идеи о
единстве, родстве и связности всего сущего (ср., напр., Гераклит: «И из всего
одно, и из одного —
всё»; Ксенофан: «Всё едино, единое же есть бог»; Анаксагор: «Во всём есть часть
всего», и др.). Эти
идеи заложили историко-филос. основу для систематич. разработки принципа В.,
осуществлённой в
неоплатонизме. Плотин впервые дал отчётливую филос. дефиницию В. как определ.
способа внутр.
устроения бытия («Эннеады.» V 8,4); таким устроением обладает «умопостигаемый
мир» (??????
??????), к-рый не совпадает с высшим онтологич. принципом — единым, но стоит
ниже его,
составляя его «первое исхождение» в процессе эманации.
Концепция В. получила существ, развитие в патристике, где вслед за посланиями
апостола Павла (I
Кор,
15,28) в качестве В. выступает церковь как мистич. тело Христово. Уже для
Климента
Александрийского личность Христа выступает как В. (????? ??); у Григория
Нисского понятие В.
распространяется на антропологию и социальную философию (см. Плерома). С др.
стороны,
иерархич. онтология Псевдо-Дионисия Арео-пагита в значит. мере воспринимает
неоплатонич. трак-
товку В.: если место единого занимает бог, то В. как аналог «умопостигаемого
мира» — это
содержащееся в боге собрание «прообразов» (парадигм) всех вещей, «предвечных
замыслов» бога о
мире. Эта концепция В. заняла своё место в кругу осн. идей христ. платонизма и
оказала значит.
влияние на развитие всей ср.-век. филос. мысли вплоть до эпохи Возрождения.
Дальнейшая разработка принципа В. происходит в философии Николая Кузанского, к-
рый соединил
в своём методе традиц. апофатическую теологию (принципиальная непостижимость
абсолюта) и
новую диа-лектич, философию. Он последовательно выдвигает в своих трактатах ряд
онтологич.
начал («не-иное», «бытие-возможность» и др.), по-разному раскрывающих внутр.
строй
совершенного бытия, абсолюта, и, следовательно,— принцип В. Таковы, напр.,
учение о свёртывании
и развёртывании абсолюта, о «стяжён-ном» пребывании единства в каждом своём
моменте и др. Нем.
классич. идеализм доводит до конца тенденции Николая Кузанского к диалектич.
трактовке В. Прин-
цип В. получает углублённую разработку в логике Гегеля, однако в итоге он
оказывается лишь одним
из моментов диалектич. самодвижения понятия, неразрывно связанным с др.
моментами и не
играющим роли самостоят. онтологич. принципа.
В дальнейшем проблема В. стала одной из основных в рус. религ. философия 19—20
вв. К идеям
вост. патристики восходят представления о В. у славянофилов (учение о
«соборности» Хомякова и
др.). Понятие В. как высшего онтологич. принципа впервые вы-двигается Вл.
Соловьёвым: абсолют
есть «положительное В.», к-рое предстаёт в онтологии как благо, истина и
красота, в гносеологии —
как «свободная теософия», система цельного знания и т. д. Концепция В.
разрабатывалась прежде
всего в системах Карсавина и С. Л. Франка — во многом под влиянием Николая
Кузанского. В
системе Карсавина В. подчиняется принципу трёхступенчатого развития и наряду с
этим признаётся
специфич. характеристикой сферы личного бытия (в частности, на нём основано
учение о
«симфонич. личности», утверждающее, что объединения людей также должны
рассматриваться как
личности особого рода). Учение о В. у Франка строится в русле традиц. христ.
платонизма; в
гносеологии Франк с помощью принципа В. обосновывает интуитивизм, что объединяет
его
философию с интуитивистским «идеал-реализмом» Лосского. «Софиологич.»
направление (Вл. Со-
ловьев, ?. ?. Трубецкой, ранний Флоренский и особенно Булгаков) пытается связать
учение о В. с
теоло-гич. представлениями о Софии как премудрости божьей, поскольку София,
подобно В.,
рассматривается обычно как начало, посредствующее между богом и миром. В.
выступает в качестве
символа в опытах филос. символологии позднего Флоренского.
По принципу В. построены мн. ключевые символы в буддизме, где В. входит в круг
тем буддийской
медитации. Символ В. присутствует в большинстве систем оккультизма и мистики (от
каббалы до
теософии и антропософии); эмблемой В. часто служил лотос, семя к-ро-го содержит
миниатюрное
подобие целого растения.
• см. к статьям Единое, Плотин, Николай Кузанский, Вл. Соловьёв.
С. С. Хоружий.
ВСЕОБЩЕЕ, см. Общее.
ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, см. Первичные и вторичные качества.
ВСЕЕДИНСТВО 95
ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. vulgaris -обыкновенный, простой), течение в
бурж.
философии сер. 19 в. Теоретич. предшественником В. м. был франц. материалист
Кабанис, его гл.
представители — нем. философы Фохт, Молешотт, Бюхнер. Ф. Энгельс называл их
вульгарными
материалистами, т. к. они упрощали положения старого материализма и, отвергая
диалектику,
оставались на позициях метафизики и механицизма в эпоху, когда уже сложились
историч. условия
для преодоления ограниченности предшествующего материализма. Представители В. м.
популяри-
зовали достижения естествознания (закон сохранения материи, закон превращения
энергии,
дарвинизм, данные физиологии), указывали на атеистич. выводы, вытекающие из них,
однако
отрицали специфику сознания, к-рое непосредственно сводилось к веществу (см. Л.
Бюхнер, Сила и
материя, 1855, рус. пер., 1860). Игнорируя социальную природу сознания,
представители В. м.
утверждали, что содержание сознания определяется гл. обр. химич. составом
продуктов питания.
Так, напр., причиной рабства колон. народов они считали растит, пищу, к-рую те
преим.
употребляют. Бюхнер пытался объяснить классовые различия, господство одного
класса над другим
«природой» наследственности, примыкая к «социальному дарвинизму». Энгельс
указывал, что В. м.
свойственна «...претензия на применение естественнонаучных теорий к обществу и
на ре-
формирование социализма...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. т. 20, с. 516). В ряде
положений В.м.
сближался с идеализмом позитивистского толка. Бюхнер, напр., утверждал, что
материя, сила и дух
представляют собой «различные проявления одного и того же первичного или
основного принципа»
(«Сила и материя», СПБ, 1907, с. 41). Для В. м. характерно родственное
позитивизму (возникновение
к-рого относится к тому же историч. периоду) негативистское отношение к
философии, к-рой
противопоставляется естествознание. Энгельс указывает в качестве отличит, черты
В. м. «...брань по
адресу философии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 516). Выступая
против идеалистич.
натурфилософии, противопоставляемой наукам о природе, третируя классич. нем.
философию как
шарлатанство, В.м. не понимал необходимости философии как особого рода науки со
специфич.
предметом исследования. Особенно упрощёнными были гносеологич. представления В.
м.,
ограниченные узким эмпиризмом, принижением роли науч. абстракций и теоретич.
мышления
вообще. «Бюхнер,— писал Энгельс,— знает философию только как догматик, да и сам
он является
догматиком, принадлежащим к самым плоским последышам немецкого
просветительства...» (там же,
с. 516, прим.). Однако в условиях 19 в. В. м. всё же способствовал разоблачению
религии и идеа-
лизма, помогая ознакомлению с выдающимися достижениями естествознания. В России
19 в. В.м.,
сыгравший определ. положит, роль в борьбе с офиц. идеологией, был подвергнут
критике революц.
демократами.
• Маркс К., Господин Фогт, Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 14; Э н г е л ь с Ф.,
Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же,
Диалектика природы, там же, с. 25—26; 161, 163; Ленин В. И., Материализм и
эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 4, § 7,
гл. 6, g 4; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333—37.
ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ, вульгарная социология, догматич. упрощение марксистского
метода гл. обр. в области истории, художеств, критики, теории иск-ва, лит-ры и
др. форм обществ.
сознания; более широко — абстрактное понимание марксизма, ведущее к утрате его
подлинного
богатства и к ложным политич. выводам, «карикатура на марксизм» (см. В. И.
Ленин, ПСС, т. 30, с.
77).
Термин «В. с.» употребляется в сов. печати с 30-х гг., но само
это явление известно гораздо
раньше.
96 ВУЛЬГАРНЫЙ