<< Пред.           стр. 51 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 мысли, а лишь передачу содержания.
 В логике с В. имеют дело гл. обр. при применении логич. исчислений в к.-л.
 конкретной области
 объек-
 98 ВЫГОТСКИЙ
 тов. В формулах же самих т. н. «чистых» логич. исчислений в основном фигурируют
 переменные В.
 и формы высказываний (выскааывательяые формы). Переменное В.— это не В. в
 подлинном смысле,
 а переменная для В., т. е. переменная, на место к-рой могут подставляться
 конкретные
 («постоянные») В. (данного вида) или их имена. Форма В.— это выражение,
 содержащее переменные
 (в частности, быть может, и переменные для В.) и обращающееся в В. после
 подстановки к.-л.
 значений — из соответств. допустимых областей значений — вместо всех входящих в
 неё
 переменных. Напр., формой В. является формула х + у >2 (х, у — переменные,
 принимающие
 значения, напр., из области действит. чисел; при х= 1, у = 2 эта формула
 обращается в истинное В. 1
 + 2 > 2). См. Логика высказываний.
 • Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, перевод о
 англ.,М., 1948; Чёрч А., Введение в
 математическую логику, перевод с англ., т. 1, М., 1960.
 ВЫТЕСНЕНИЕ, одно из осн. понятий психоанализа, защитный механизм психики,
 состоящий в
 активном забывании, удалении из сферы, сознания в бессознательное неприемлемых
 для «Я»
 влечений и импульсов. Вытесненное сохраняет присущую ему энергию влечения;
 стремясь вернуться
 в сознание, оно может ассоциироваться с др. вытесненным материалом, формируя
 психологич.
 комплексы. Полное растворение, исчезновение вытесненного имеет место лишь в
 редких случаях
 полной сублимации.
 ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА, направление эксперимен-тального исследования мышления,
 существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологич. ин-те г. Вюрцбург
 (Германия).
 Главные представители — О. Кюльпе (основатель В. т.), Н. Ах, К. Бюлер. Орган
 школы — журн.
 «Archiv fur die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовершенствовав технику
 самонаблюдения (подбор и
 предварит. тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о
 пережитом в нём),
 представители В. ш. установили отсутствие в сознании испытуемых образов,
 соответствующих
 содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о
 безобразном
 характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений.
 Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не
 образы, а нечто дру-
 гое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.
 д. Характерная
 черта этих образований — интенциональность, направленность на нечто лежащее за
 пределами пе-
 реживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.
 Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в
 добавление к механизму
 репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки,
 детерминирующей тенденции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тенденция
 столь сильна,
 что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое
 время спустя
 после проведения эксперимента.
 Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологич.
 особенностей мышления,
 их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. послужили отправной
 точкой для
 экспериментальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на
 гештальтпсихологию, а
 также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял
 на некоторые
 эстетические теории.
 • Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в
 философии, № 16, СПБ, 1914; Яpошевский М.
 Г., История психологии, ?., 19762, гл. 12.
 
 
 
 
 Г
 ГАДАМЕР (Gadamer) Хане Георг (p. 11.2.1900, Мар-бург), нем, философ (ФРГ), один
 из ведущих
 представителей филос. герменевтики сер. 20 в. В осн. соч. «Истина и метод»
 («Wahrheit und
 Methode», I960), исходя из идей Дильтея (концепция понимающей психологии),
 Гуссерля (теория
 «горизонта» и «жизненного мира») и Хайдеггера (учение о языке), развил концепцию
 герменевтики
 не только как метода гуманитарных наук, но и как своеобразной онтологии. Автор
 ряда соч. по
 истории философии, эстетике и философии истории.
 M Goethe und die Philosophie, Lpz., 1947; Kleine Schriften, Bd 1—3, Tub., 1967—
 72; Hegels Dialektik, Tub., 1971; Die
 Begriffsgeschichte und die Sprache der Philosophie, Opladen, 1971; Vernunft im
 Zeitalter der Wissenschaft, Fr./M., 1976; Philo-
 sophische Lehrjahre, Fr./M., 1977; Dialogue and dialectic, N. Y.— L., 1980.
 ГАЗАЛИ, аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан,
 Иран,— дек.
 1111, там же), мусульм. теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преим.
 по-арабски.
 Получил образование в Нишапуре (Вост. Иран) и Багдаде. Был преподавателем
 мусульм. права.
 Занимаясь философией, Г. пришёл к выводу о принципиальной несочетаемости веры
 как понятия
 иррационального и философии как продукта рационалистич. построений, что вызвало
 у него
 глубокий психологич. кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора),
 Г. И лет вёл
 жизнь странствующего дервиша, а затем затворника.
 Осн. соч. Г.— огромный компендий «Воскрешение наук о вере» («Китаб ихйя улум ад-
 дин», т. 1—4,
 1872, рус. пер. 1980), где развивается идея невозможности рационального познания
 бога (поскольку
 бог есть высшая истина), хотя Г. не отрицает достоверности построенных на
 рациональных
 основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога,
 по Г.,
 возможно лишь путём экстатич. переживания, выступающего в качестве внутр. опыта
 для каждого
 испытавшего его индивида. В «Само-опровержепии философов» («Тахафут аль-
 фаласифа», 1927) Г.
 подверг резкой критике известные ему филос. системы, особенно вост. аристотелизм
 (Фараби, Ибн
 Сина), дав в то же время его классич. изложение в работе «Стремления философов»
 («Макасид аль-
 фаласифа»); в силу этого в ср.-век. Европе долгое время считался одним из
 представителей
 аристотелизма. Против мистич. теизма Г. выступил Ибн Рушд. Система Г. во многом
 явилась филос.-
 теологич. формулированием монотеистич. суфизма, к-рый Г. объединил с умеренным
 ортодоксальным исламом.
 Идеи Г. оказали воздействие на развитие мусульм. философии, ср.-век. евр.
 философии (Маймонид,
 Ба-хья ибн Пакуда и др.) и европ. мястич. учений (Луллий, Экхарт и др.).
 • в рус. пер.: Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. Н., Из
 истории философии Средней Азии и
 Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.
 •Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Smith M. M., Al-
 Ghazall, the mystic..., L., 1945; Wensinсk A. J.,
 La pensee de Ghazzalt, P., 1949); Абу Б е к р Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-
 Газали, т. 1—3, Каир, 1966.
 ГАЛЁН (???????, рим. имя Claudius Gnlenus) (129, Пергам,— 199, Рим), др.-рим.
 врач и философ
 греч. происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и
 Александрии. С
 169 жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Ав-релия и Луция Вера,
 впоследствии
 также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподават. и лит. деятельность
 Г., во многом
 определившего пути развития европ. медицины вплоть до эпохи Возрождения,
 проникнута ведущей
 мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное соч. Г. «О том, что
 лучший врач в то
 же время — философ»); его кумиры — Гиппократ и Платон (многочисл. комм. к соч.
 Гиппократа,
 трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокращение» платоновского «Тимея»),
 но также и
 Аристотель. Филос. взгляды Г. эклектичны. В логике, физике и метафизике Г.
 примыкал к
 Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырём причинам» Аристотеля пятую —
 «инструментальную» (oi'ou). Осн. физиолого-анатомич. трактат Г. «О назначении
 частей человеч.
 тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последоват. проведение принципа телеологии,
 что не мешало Г.
 склоняться к эмпиризму в теории познания и делать важные открытия в
 экспериментальной
 анатомии. Созданная Г. система медицины, сочетание монотеистич. идей
 (отождествление бога с
 высшим мировым разумом — стоич.-пла-тонич. нусом) с телеологией обеспечили Г.
 место высшего
 авторитета в медицине и естествознании ср. веков (сравнимого только с
 авторитетом Аристотеля).
 Соч. Г. были переведены на араб., сирийский, евр. языки. Названная именем Г. 4-я
 фигура
 силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Г. «История
 философии» —
 учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500 (см. Доксографя).
 • Opera omnia, ed. K. G. Kuhn, v. 1—20, Lpz., 1821—33 (изд. сильно устарело);
 отд. трактаты в серии «Corpus medicorum
 graecorum», v. 4, 9,10; Scripta minors, v. l—3, Lipsiae, 1884—92; Einfuhrung in
 die Logik, Komm., ubers, v. J. Mau, B., I960;
 Galen's Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kief-fer, Baltimore,
 1964; Oriental Studies, v. l, Camb., 1962 (араб,
 пер.).
 •Bowersoek Q. W., Greek sophists in the Roman Empire, Oxf., 1969, eh. 6.
 ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза,- 8.1. 1642, Арчетри, близ
 Флоренции), итал. физик,
 астроном, математик и мыслитель, один из основателей совр. экспериментально-
 теоретич.
 естествознания, заложивший основы классич. механики. Сконструировав телескоп, Г.
 сделал важные
 астрономич. открытия (горы на Луно, солнечные пятна, фазы Венеры, спутники
 Юпитера и др.), в
 результате к-рых разрушалось ср.-век. представление о космосе и доказывалась
 восходящая к
 античности (Анаксагор) идея единства земных и небесных явлений. Г. заложил
 основы классич.
 динамики, сформулировав принцип относительности движения, идею инерции, закон
 свободного
 падения тел. Открытия Г. обосновывали гелиоцентрич. систему Коперника в борьбе
 со схоластич.
 аристотелевско-птолемеевской традицией. Г. развивал принципы механистич.
 материализма. В
 понимании материи он был близок к ато-мистам, предложил идею материальной
 субстанции как
 единой неизменной основы природы, обладающей определ. структурой и требующей для
 своего
 описания исключительно механико-математич. средств — «фигур, чисел и движений».
 Так
 называемые вторичные качества (цвет, вкус, запах), яо Г., лишены
 субстанциональности я поэтому
 (вместе с др. свойствами субъекта и его деятельности) должны быть элиминированы
 из науч. знания.
 В гносеологии он развивал идею безграничности «экстенсивного» познания природы,
 отмечая в то
 же время возможность достижения абс. истины, т. е. «интенсивного» познания. Г.
 придерживался
 прогрессивной в то время теории двойственной истины, стремясь отграничить науч.
 исследование от
 теологии.
 ГАЛИЛЕЙ 99
 Исходным пунктом познания, по Г., является чувственный опыт, к-рый, однако, сам
 по себе не даёт
 достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным
 экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математич. описание.
 Г. выделял
 два осн. метода экспериментального исследования природы. Аналитич. методом
 «резолюции» с
 использованием средств математики, абстракций идеализации и предельного перехода
 выделяются
 элементы реальности (явления, к-рые «трудно себе представить»), не доступные
 непосредств.
 восприятию (напр., мгновенная скорость, движение по инерции). Далее на основе
 синтетически-
 дедуктивного метода «композиции» строится теоретич. схема, объясняющая явление и
 подтверждающая ранее выдвинутые предположения. Достоверное знание в итоге
 реализуется в
 объясняющей теоретич. схеме как единство синтетического и аналитического,
 чувственного и
 абстрактного. Науч. деятельность и прогрессивный характер мировоззрения Г.
 вызвали
 преследования инквизиции. Г. был принуждён публично отказаться от своих
 гелиоцентрич. идей.
 • Le ореге, v. 1—20, Firenze, 1929—39; в рус. пер.— Избр. труды, т. 1 — 2, М.,
 1964.
 • Кузнецов Б. Г., Г., fM.J, 1964; Вопросы истории естествознания и техники, в.
 16 (К 400-летию со дня рождения Г.), М., 1964;
 Wohlwill E., Galilei und sein Kampf fur die copernicanische Lehre, Bd 1—2,
 Hamb.—Lpz., 1909—26; M c. M u l l i n] E. (ed.), Galileo;
 man of science, N. ?.— L., 1968; Shapere D., Galileo. A philosophical study,
 Chi., 1974.
 ГАЛЬТОН, Г о л т о н (Galton) Фрэнсис (16.2.1822, Бирмингем,— 17.1.1911,
 Лондон), англ, психолог
 и антрополог. Первым разработал на основе экспериментальных и математич. методов
 учение об
 индивидуаль-но-психологич. различиях между людьми — дифференциальную психологию.
 Эти
 различия Г. под влиянием одного из принципов эволюц. теории своего двоюродного
 брата Дарвина
 объяснял преим. наследств. факторами. Постановка вопроса о роли этих факторов в
 развитии
 личности являлась новаторской, однако преувеличение их привело к односторонним
 выводам,
 игнорирующим социальную сущность человека. Г. считал, что совершенствование
 человеч. природы
 может быть решено путём выведения на основе законов наследственности расы особо
 одарённых,
 умственно и физически сильных людей (евгеника). С целью диагностики психич.
 качеств изобрёл ряд
 приборов, получивших широкое распространение в практике лабораторного
 исследования,
 разработал множество конкретно-науч. методик, в т. ч. изучения ассоциаций идей,
 образной памяти и
 т. н. метод близнецов, позволяющий выяснить соотношение между наследственностью
 и внеш.
 влияниями. Считая, что между различными (физич. и психич.) свойствами индивидов
 имеются
 корреляции, создал статистич. методы их определения, ставшие основой факторного
 анализа, широко
 применяемого в совр. психологии и социологии. К Г. восходит идея использования
 тестов для
 определения индивидуальных различий.
 • Hereditary genius, L., 1869; English men of science, their nature and nurture,
 L., 1874; Inquiries into human faculty and its
 development, L., 1883.
 • ? ? е с с П., Пиаже Ж. (сост.), Экспериментальная психология, пер. с франц.,
 М., 1966, гл. 2; К а н а е в И. И., Ф. Г. 1822—1911,
 Л., 1972; Я ? о ш е в с к и и М. Г., История психологии, ?., 19762, гл. 2.
 ГАЛЬТУНГ (Galtung) Юхан (р. 24.10.1930, Осло), норв. социолог. Директор
 Междунар. ин-та
 мирных исследований (с 1966), гл. ред. журн. «Journal of Peace Research».
 Работает в области
 социологии конфликта, развития стран «третьего мира», междунар. отношений и
 футурологии.
 Сторонник применения методов естеств. наук, системного подхода. Для оценки внеш.
 конфликтов,
 по Г., необходимо иметь пред-
 варит. понятие о солидарности и внутр. порядке конфликтующих единиц. В

<< Пред.           стр. 51 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу