<< Пред.           стр. 52 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 «структурной теории
 агрессии»
 100 ГАЛЬТОН
 Г. опирается на функциональную теорию стратификации и сравнят, этологию. Понятие
 насилия и
 сферу конфликтных социальных процессов Г. распространяет на любые действия или
 уклонения от
 действия, мешающие другим людям жить «полной жизнью». Так, смерть от недоедания
 из-за
 неравного распределения ресурсов, по Г., есть насилие. В своих «моделях мира»
 (мирного развития)
 Г. близок к экологич. движению на Западе, выступающему за оптимизацию отношений
 общества и
 природы, за гуманизацию ноосферы. Но в целом Г. остаётся в рамках техницистской
 идеологии.
 Прогнос-тич. многофакторные модели социальных изменений Г. противопоставляет
 марксистской
 теории обществ, развития.
 • Gandhis politiske etikk, Bergen, 1955; Synthetic Sociology, Oslo, 1968;
 Members of two worlds, Oslo, 1971.
 ГАМАН (Hamann) Иоганн Георг (27.8.1730, Кенигсберг,— 21.6.1788, Мюнстер), нем.
 философ-
 иррациона-лист. После духовного кризиса во время пребывания в Лондоне (1758) вёл
 существование
 непрофессионального философа сократич. типа («северный маг»), зарабатывая на
 жизнь службой в
 акцизном управлении и на таможне. Краткие соч. Г., писавшиеся фрагментарно,
 намеренно темно и
 зашифрованно, поднимали проблемы философии истории, философии языка и т. д. В
 них отразился
 кризис нем. просветит. рационализма, с критикой к-рого выступал Г.,
 акцентировавший интуитивный
 момент в познании (концепция «непосредств. знания») и творчестве (особенно в
 соч. «Aesthetica in
 nuce» в составе «Крестовых походов филолога» — «Kreuzzuge des Philologen»,
 1762). Представления
 Г. о сложном единстве человеч. личности, о творчестве гения, об изначальности
 поэзии оказали
 огромное влияние на нем. филос.-эстетич. мысль (Гердер, течение «Бури и
 натиска», Гёте).
 Содержащиеся в работах Г. мотивы религиозной критики культуры проявились позднее
 у
 Кьеркегора. Г. воплотил в себе тип критика культуры, распространившийся позднее,
 начиная с эпохи
 романтизма. Г. явился также одним из ранних критиков Канта («Метакритика пуризма
 разума» —
 «Metakritik uber den Purismum der Vernunft», опубл. 1800).
 • Samtliche Werke, hrsg. v. J. Nadler, Bd i—6, W., 1949—57; Briefwechsel, hrsg.
 v. W. Ziesemer und A. Henkel, Bd 1—7 Wiesbaden —
 Fr./M., 1955—79; Hauptschriften erklart, Bd l, 2, 4, 5, 7, Gutersloh, 1956—63; в
 рус. пер.— Пять пастырских посланий о школьной
 драме, в кн.: Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973, с. 149—59.
 • Гегель Г. В. Ф., О соч. Г., в кн.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Работы разных лет, т.
 1, М., 1970, с. 575—642;
 Jorgеnsen S--?., J. G. Hamann, Stuttg., 1976 (лит.).
 ГАНДИЗМ, социально-политич. и религ.-филос. доктрина, возникшая в период борьбы
 Индии за
 независимость и получившая название по имени её основоположника — М. К. Ганди
 (1869—1948).
 Г.— идеология нац.-освободит. движения Индии, руководимого нац. буржуазией. Осн.
 политич.
 принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными
 средствами, путём
 вовлечения в освободит. борьбу широких нар. масс при соблюдении ими ненасилия;
 объединение в
 борьбе за независимость индийцев, без различия религии, национальности, касты и
 класса под
 руководством Инд. нац. Конгресса; в области социальных отношений — утверждение
 возможности
 достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём
 арбитража, исходя из
 концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация
 патриархальных отношений, призывы к возрождению сел. общины, кустарного ремесла
 в Индии и
 особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка — чаркха),
 апелляция к религ.
 чувствам нар. масс.
 Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его
 последователями тактика
 ненасильств. борьбы за независимость получила назв. сатьяграхи (букв.—упорство в
 истине). Она
 выражалась в двух формах: несотрудничества и гражд. неповиновения.
 Несотрудничество
 заключалось в отказе от
 титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств, уч. заведений,
 организации мирных
 демонстраций. Гражд. неповиновение выражалось в нарушении отд. законов колон.
 властей, в
 проведении политич. забастовок, харталов (прекращение всякой деловой активности)
 и, в исключит.
 случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление
 разрешить отд.
 конфликты с англ. властями, а также социальные противоречия путём переговоров и
 соглашений на
 основе взаимных уступок.
 В философии Г. исходит из идеи божеств. реальности, отождествляемой с истиной;
 постижение
 истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее
 понимается в
 соответствии с идеей ахинсы, к-рая трактуется расширительно: не только как
 воздержание от
 нанесения физич. вреда живым существам, но предполагает и воздержание от
 нанесения духовного
 вреда. Источником самоусовершенствования служат «закон любви» и «закон
 страдания», согласно к-
 рым последователь ахинсы должен сознательно брать на себя страдания и быть
 готовым к
 самопожертвованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и добровольного
 ограничения
 потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетич. образа
 жизни. Из религ.-
 этич. концепции Г. естественно следует убеждение в том, что условия обществ.
 жизни определяются
 уровнем нравств. развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в
 зависимость от
 нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат «средств» (поскольку они есть
 выражение
 нравств. воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием
 политич.
 действия.
 Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политич. и
 филос. основы
 Г. Так, напр., Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в
 борьбе за
 независимость, выступал за развитие крупной пром-сти и т. п. Да и сам Ганди не
 всегда был
 последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны
 он допускал
 необходимость использования вооруж. сил (в условиях угрозы япон. вторжения в
 Индию).
 После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место
 серьёзные
 разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проблемам социального,
 экономич. и
 политич. развития
 страны.
 * P о л л а н Р., Махатма Ганди, пер. с франц.. Л., 1924; Намбудирипад E. M.,
 Махатма Ганди и Г., пер. с
 англ., М., 1960; Комаров Э., Л и т м а в А., Мировоззрением. Ганди, М., 1969;
 Мартышин О. В., Политич.
 взгляды М.К.Ганди, М., 1970; Ульяновский P.A., Политич. портреты борцов за нац.
 независимость, М.,
 1980.
 ГАНОВСКИЙ, Гановски Сава Цолов (псевд.— Т p у д и н) (р. 1.3.1897, с. Кунино
 Врачанского окр.), болг.
 философ-марксист, педагог, обществ. деятель, акад. Болг. АН (1952). Чл. БКП с
 1918. Иностр. чл. АН
 СССР (1971). Участник антифаш. и партиз. движения в Болгарии (1944). После 9
 сент. 1944 занимал ряд
 гос. и парт. постов, гл. обр. в области науки и культуры. С 1954 чл. ЦК БКП. Г.
 известен своими трудами
 по истории философии, диалектич. и историч. материализму, теории социалистич.
 культуры и
 коммунистич. воспитанию. С 20-х гг. Г. популяризирует и разрабатывает ленинское
 филос. наследие,
 раскрывает роль ленинского этапа в развитии марксистской философии, даёт критику
 различных течений
 бурж. философии (в т. ч. ремкеанства), каутскианства и др. * Основни направления
 във философията,
 София, 1934; Ос-новни закони на научната философия, София, 1940; Проблеми на
 възпитанието, София,
 1940; Кратка история на философията от древноста до най-ново време, София,
 19452; в рус. пер.— Об-
 щественно-экономич. формации и мирное сосуществование, М., 1964.
 ГАРМОНИЯ СФЕР, музыка сфер, антич. учение о муз. звучании планет (в т. ч. Солнца
 и Луны и
 планетных «сфер») в рамках геоцентрических представлений Евдокса, Птолемея и др.
 (астрономия
 до Евдок-са не знала сфер, Платон говорит о «кругах», Аристо-
 тель просто о звучании «светил») и — шире — о музы-кально-математич. устройстве
 космоса,
 характерное для пифагорейской и платонич. традиции. В лат., в т. ч. ср.-век.,
 текстах употребляется
 также термин harmo-nia (musica) caeli (mundi) —«гармония (музыка) неба (или
 мира)».
 В др.-греч. философию учение о Г. с. было введено Пифагором, но впервые
 засвидетельствовано для
 «пифагорейцев» (5 в. до н. э.) Аристотелем в 9-й гл. II кн. трактата «О небе»
 (290 Ь 12 слл.), где оно
 подвергнуто сокрушит. критике, косвенно направленной против Платона (ср. также
 Метафизика 982
 Ь 32: пифаго-рейцы считали всю Вселенную «гармонией и числом»). В изложении
 Аристотеля
 «скорости (светил), измеренные по расстояниям, относятся между собой так же. как
 тоны
 консонирующих интервалов», и поэтому «звучание, издаваемое светилами при
 движении по кругу,
 образует гармонию» (т. е. звукоряд в одну октаву: в пифагорейском употреблении
 сам термин
 ??????? означал октаву). Согласно Александру Афродисийскому, высота тона
 пропорциональна
 скорости светила; по Цицерону (De re publica 6, 18), самый высокий тон
 астральной гаммы
 принадлежит сфере неподвижных звёзд, самый низкий — Луне. Адаптация Г. с. в
 эсхатология, мифе
 об Эре в 10-й кн. «Государства» Платона (617 b , ср. также 530 d и Кратил 405с)
 предопределила
 долгую жизнь идеи Г. с. и её необычайный успех на исходе античности и в ср.
 века.
 Согласно гипотезе Д. Бернета — В. Кранца, в древнейшем варианте (у самого
 Пифагора) речь шла
 только о трёх сферах — звёзд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с
 тремя
 интервалами: квартой (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2), тем самым вся муз.-
 математич. сущность
 космоса сполна выражалась тетрактидой. В древнем пифагореизме Г. с. служила
 «доказательством»
 сокровенной числовой природы мира и имела глубокий этич., эстетич. и
 эсхатологич. смысл,
 поскольку «душа» тоже мыслилась как «гармония», изоморфная гармонии космоса,
 земная лира была
 точным «отображением» небесной, игра на ней — приобщением к гармонии Вселенной и
 приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе
 катарсис и
 являлась медициной духа (согласно пифагорейскому преданию, непосредственно
 слышать Г. с. мог
 только Пифагор, остальные не различают её «за неимением контрастирующей с пей
 тишины»).
 Г.с. входила в более широкий круг концепций «кос-мич. музыки», не обязательно
 связанной с
 астрономией. От Г. с. в собств. смысле следует отличать корреляцию четырёх тонов
 тетрахорда
 (четырёхструнной лиры) и четырёх элементов (Боэций, О музыке 1, 20) или
 «пифагорейскую»
 теорию музыки времён года в изложении Аристида Квинтилиана (III 19 р. 119, 15
 W.—I.): весна
 образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по
 отношению к лету и
 т. д. Сходные концепции засвидетельствованы для др.-вост. традиций, в частности
 «халдейской»
 (Plut., De an. procr. 31), египетской (Diod. I, 16, 1) и особенно китайской
 (ср., напр., соответствие пяти
 нот кит. гаммы «пяти элементам» и временам года).
 Благодаря оживлению идеи Г. с. в неопифагореизме и неоплатонизме и гл. обр.
 через посредство
 Августина, Макробия и Боэция пифагорейско-платоновс-кое космологич. понимание
 музыки
 подчинило себе всю ср.-век. и зап.-европ. муз. эстетику. Параллельно — благодаря
 включению Г. с. в
 систему Птолемея — идея музыки сфер продолжала жить в астрономии и астрологич.
 традиции
 вплоть до нового времени («Гармония мира» Кеплера, 1619, и др.). Представления о
 Г. с. имели успех
 у поэтов всех веков — от Скифина Теосского до Шекспира («Венецианский купец» V,
 1),
 ГАРМОНИЯ 101
 Гёте (Пролог к «Фаусту»), романтиков и «звёздного хора» А. А. Блока.
 • G r a n e t M., La pensee chinoise, P., 1934, p. 209 sq.; T a-tarkiewicz Wl.,
 History of aesthetics, v. 1—2, The Hague — P.—
 Warsz., 1970; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek philosophy, v. l,
 Camb., 1971; BurkertW., Lore and science in ancient
 Pythagoreanism, Camb. (Mass.), 1972, p. 350 sq.
 ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) Дейвид (30. 8. 1705, Армли,— 28. 8. 1757, Ват), англ.
 мыслитель, один из
 основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Сын священника,
 изучал
 богословие в Кембридже; в дальнейшем получил мед. образование и работал врачом.
 Стремясь установить точные законы психич. процессов для управления поведением
 людей, Г.
 пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Г., вибрации внеш.
 эфира
 вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах, а эти
 последние находятся
 в отношении параллельности к.порядку и связи психич. явлений, от элементарных
 чувствований до
 мышления и воли. Следуя учению Локка, Г. впервые превратил механизм ассоциации в
 универсальный принцип объяснения психич. деятельности. По Г., психич. мир
 человека склады-
 вается постепенно в результате усложнения первичных элементов посредством
 ассоциации психич.
 явлений в силу их смежности во времени и частоты повторений; побудительные силы
 развития —
 удовольствие и страдание. Сходным образом Г. объяснял формирование общих
 понятий: они
 возникают из единичных путём постепенного отпадания от ассоциации, остающейся
 неизменной,
 всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков
 удерживается как целое
 благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.
 Несмотря на механистичность, учение Г. было крупным шагом вперёд на пути
 материалистич.
 понимания психики; оно оказало влияние и на этику, эстетику, логику, педагогику,
 биологию.
 Активным приверженцем учения Г. был Дж. Пристли.
 • Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях, в кн.: Англ.
 материалисты XVIII в., Собр. произв., т. 2,
 М., 1967.
 * Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762, гл. 6.
 ГАРТМАН (Hartmann) Николай (20. 2. 1882, Рига,-9. 10. 1950, Гёттинген), нем.
 философ-идеалист,
 основоположник т. н. критич. (или новой) онтологии. Вначале был последователем
 марбургской
 школы неокантианства; не удовлетворённый её субъективизмом («ме-тодологизмом»),
 Г. под
 влиянием Э. Гуссерля и М. Ше-лера разработал онтологич. концепцию, к-рая
 представляет собой
 модернизацию аристотелевски-схолас-тич. учения о бытии («К основам онтологии» —
 «Zur
 Grundlegung der Ontologie», 1935; «Новые пути онтологии» — «Neue Wege der
 Ontologie», 1942).

<< Пред.           стр. 52 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу