<< Пред.           стр. 58 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 и «Общей теории понимания» («Teoria generale della interpretazione», t. 1—2,
 1955) Бетти связывает Г.
 с методологией исто-рич. и гуманитарных наук, обращаясь к традиции нем.
 романтизма и классич.
 идеализма. Вслед за Дильтеем Бетти видит гл. задачу в раскрытии историч.
 текстов, в «перемещении
 в чужую субъективность» (сб. «Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft», 1971).
 Гадамер, ученик Хайдеггера, понимает Г. не просто как метод гуманитарных наук,
 но как учение о
 бытии, как онтологию («Истина и метод. Осн. черты филос. Г.» — «Wahrheit und
 Methode. Gruudziige
 einer philosophischen Hermeneutik», 1960). Однако в отличие от Хайдеггера
 Гадамер не отвергает
 «метафизич.» традиции от Платона до Декарта, он хочет связать хайдег-геровскую
 Г. с гегелевским
 мышлением, объединить в повом синтезе «речь» и «логос», Г. и диалектику. Он
 стремится «больше
 следовать Гегелю, чем Шлейерма-херу» («Wahrheit und Methode», Tub., 1960, S.
 162). Если Бетти
 требует максимальной актуализации субъективного начала, личности исследователя,
 к-рый должен
 заново оживить в себе историч. прошлое, воплотившееся в продуктах культуры, то
 Гадамер,
 напротив, считает такую актуализацию лишь помехой для историч. понимания: только
 отмирание
 всех актуальных связей с историч. явлением позволяет выявить его подлинную
 ценность. Здесь
 Гадамер выступает как критик не только философии Просвещения, но и романтизма и
 историч.
 школы вплоть до Дильтея. Согласно Гадамеру, основу историч. познания всегда
 составляет
 «предварит. понимание», заданное традицией, в рамках к-рой только и можно жить и
 мыслить;
 «пред-понимание» можно исправлять, корректировать, но полностью освободиться от
 него нельзя,
 это необходимая предпосылка всякого понимания. Беспредыосылоч-ное мышление —
 это, по
 Гадамеру, фикция рационализма, не учитывающего конечности человеч. опыта, т. е.
 его
 историчности. Носителем понимания, традиции является, по Гадамеру, язык.
 Критикуя позити-
 вистское отождествление слова естеств. языка со знаком, Гадамер видит заслугу В.
 Гумбольдта в
 том, что он «раскрыл сущность языкового понимания как миро-
 ГЕРМЕНЕВТИКА 111
 понимания» (там же, S. 419), положив тем самым начало герменевтич. направлению в
 лингвистике.
 Развивая хайдеггеровскую концепцию языка, Гадамер определяет его как игру:
 «играет сама игра,
 втягивая в себя игроков...» (там же, S. 464), язык, а не говорящий индивид,
 является субъектом речи.
 Т. к. история, по Гадамеру, подобно произведению иск-ва, есть своего рода игра в
 стихии языка,
 именно Г. оказывается у него самым адекватным средством если не постижения её,
 то участия в ней.
 Это эстетически-игровое отношение к истине, «эстетич. необязательность»
 (Гадамер), находящая
 своё выражение в «двусмысленности оракула»,— один из источников свойственных
 филос. Г.
 скептицизма, субъективизма и релятивизма.
 В 1960—70-х гг. проблемы Г. разрабатывались П. Рикёром во Франции, Г. Куном, А.
 Аппелем в ФРГ, Э.
 Коретом, Э. Хайнтелем в Австрии, а также рядом философов в Дании, Нидерландах,
 США. При всём различии
 вариантов филос. Г. общими её чертами являются недоверие к непосредств.
 свидетельствам сознания, к
 провозглашённому Декартом принципу непосредств. достоверности самосознания и
 обращение к «косвенным»
 свидетельствам о жизни сознания, к-рые воплощаются не столько в логике, сколько
 в языке. • Ильенков Э. В.,
 Гегель и Г., «ВФ», 1974, № 8, Г а й-д е н к о П. П., Г. и кризис бурж.
 культурно-историч. традиции, «Вопросы
 лит-ры», 1977, № 5; И о н и н Л. Г., Понимающая социология, М., 1979; Васильева
 Т. Е., Проблема герменевтич.
 метода в совр. бурж. философии, «ФН», 1980, ?? 4; M e i e r G. F., Versuch einer
 allgemeinen Auslegungskunst,
 Dusseldorf, 1965; Goret h E., Grundfragen der Hermeneutik, Freiburg, 1969;
 Hermeneutik und Dialektik, hrsg. v. R.
 Bubner, Bd 1—2, Tub., 1970; Hermeneutik und Ideologiekritik, Fr./M., 1971; R i с
 o e u r P., Hermeneutik und
 Psychoanalyse, Munch., 1974; Bauman Z., Hermeneutics and social science, N. ?.,
 1978.
 П. П. Гайденко.
 ГЕРМЕТИЗМ, религ.-филос. течение эпохи эллинизма и поздней античности.
 Представлено
 большим числом соч. на греч., лат., коптском и др.-арм. языках, в к-рых
 посвящённому от имени бога
 Гермеса Триждывеличай-шего открываются все тайны мира. Подразделяется на
 «популярный Г.» (3
 в. до н.э.— 3 в. н. э.), включающий в себя трактаты по астрологии, алхимии,
 магии и оккультным
 наукам, и «учёный Г.» (2—а вв.), содержащий трактаты религ.-филос. характера. В
 «учёном Г.»
 наблюдаются две противоречивые тенденции: оптимистически-пантеистическая
 (трактаты. 5, 8, 9) и
 пессимистически-гностическая (трактаты 1, 4, 6, 7, 13).
 Связное изложение учения Г. дано гл. обр. в сочинениях пессимистически-гностич.
 группы
 (особенно в 1-м трактате «Поймандр»), Оно подразделяется на теологию,
 космологию,
 антропогонию, сотериологию (учение о спасении) и эсхатологию. Его суть в
 следующем: изначально
 существует божеств. свет, или верховный ум. Затем появляется мрак (или материя),
 «страшный и
 угрюмый, скрученный спиралью и подобный змее». Благодаря первой эманации
 верховного ума-
 логоса происходит разделение этого естества на четыре первоэлемента. Вторая
 эманация высшего
 божества — ум-демиург творит из огня и воздуха семь небесных сфер. Затем
 совокупными усилиями
 его и логоса созидается весь космос. Третья эманация верховного ума— перво-
 человек («антропос»),
 соединением к-рого с природой объясняется происхождение человека. Человек
 двойствен по своему
 естеству: бессмертен, благодаря душе и уму, наследованным от антропоса, и
 смертен, благодаря телу,
 полученному от дольней природы. Спасение для человека заключается в познании
 («гносисе») своей
 божеств. сущности и уподоблении богу. После смерти человеч. душа возносится к
 своему божеств.
 перво-истоку и, проходя через семь небесных сфер, очищается, оставляя в каждой
 из них
 чужеродные наросты (влечение, кичливость, наглость, сребролюбие и т. д.).
 В целом Г. является типичным продуктом религ. синкретизма эллинистич. эпохи и
 представляет
 собой
 112 ГЕРМЕТИЗМ
 синтез греч. и вост. традиций. Наиболее родствен он гностицизму. Г.
 способствовал подготовке
 неоплатонизма и оказал большое влияние на культуру ср. веков и особенно эпохи
 Возрождения.
 Источники: Манандян X., Определение Гермеса Трисмегиста Асклепию, «Вестник
 Матенадарана», 1956, № 3, с. 287—
 314; Hermes Trismegistus. Corpus Hermeticum, v. 1—2, P., 1946.
 • Reltzenstein R., Poimandres, Lpz., 1904; F e s-t u g i ё r e A. M. J., La
 revelation d'Hermes TrismiSgiste, v. l—4, P., 1944—54;
 его же, Hermetisme et mystique pai'enne, P., 1967; Yates F. ?., Giordano Bruno
 and the Hermetic tradition, CM., 1964; Troger
 K. W., Mysterienglaube und Gnosis in Corpus Hermeticum XIII, B., 1971.
 ГЕРОИЗМ, героическое, совершение выдающихся по своему обществ. значению
 действий, отвечаю-
 щих интересам нар. масс, передовых классов и требующих от человека личного
 мужества, стойкости,
 готовности к самопожертвованию. С древних времён люди отказывали в Г. тем
 необыкновенным и
 ярким действиям, к-рые не отвечали интересам народа, обществ. идеалам.
 Вопрос об историч. природе Г. был впервые поставлен итал. философом Вико (18
 в.), считавшим Г.
 характерной чертой лишь определ. периода в развитии человечества, т. н. века
 героев,
 предшествующего «веку людей». Эта концепция получила развитие у Гегеля, к-рый
 отличит.
 признаком «героич. века» считал совпадение индивидуальной самостоятельности
 личного дела и его
 всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению
 развитого гос.-пра-
 вового строя. Однако история показала, что и установление бурж. гос-ва в борьбе
 с феодализмом
 породило своих героев. «...Как ни мало героично буржуазное общество, для его
 появления на свет
 понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы
 народов» (Маркс К.,
 см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8, с. 120). Идеологи Просвещения и революц.
 романтизма создали
 концепции бунтарства героич. личности, борющейся за нац. и политич. свободу и
 «естественное»
 равенство людей. В реакц. романтизме, наоборот, герой противопоставлялся народу,
 «толпе», и даже
 обожествлялся в «культе героев» (Т. Карлейль); в образе «сверхчеловека» у Ницше
 он получил
 моральное право на насилие. Эти идеи нашли развитие и в реакц. течениях бурж.
 мысли 20 в., к-рые
 подчёркивают индивидуальную исключительность героя и связывают Г. с
 милитаризмом.
 В освободит. движении России 19 в. проблема героич. личности ставилась в связи с
 воспитанием
 революционера-профессионала у народников, у идеологов анархизма. Однако
 абсолютизация
 единичного героич. акта и индивидуального подвига личности критиковалась уже Н.
 Г.
 Чернышевским, а затем марксистами Г. В. Плехановым и В. В. Воровским. Марксизм
 провозглашает
 Г. масс необходимым условием победы социалистич. революции и коммунистич.
 общества. Именно
 в эпоху перехода от капитализма к социализму получила широкую разработку
 марксистско-
 ленинская концепция Г., отличит. чертой к-рой является слияние индивидуального
 подвига с
 массовыми героическими действиями. ?кт. революция 1917 и строительство
 социализма и
 коммунизма, Великая Отечеств. война породили в народе героич. подвиги в вооруж.
 борьбе и героич.
 повседневный труд, нашедший своё выражение в социалистич. соревновании,
 ударничестве, в дви-
 жении за коммунистич. отношение к труду. По словам В. И. Ленина, победа
 социализма «... ни в
 коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого
 длительного,
 самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы» (ПСС, т.
 39, с. 17—18).
 Величие героич, подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его
 всемирно-
 историч. содержание, участие в поступательном движении народов за победу
 коммунизма,
 обеспечивающего мир, труд Е свободу человеку.
 ГЕРЦЕН Александр Иванович (псевд.— Искандер) (25.3(0.4). 1812, Москва,----
 9(21).1 .1870, Париж), рус.
 писатель и публицист, философ-материалист, революционер. Из дворян:
 незаконнорождённый сын бога-
 того помещика И. А. Яковлева. Окончил физико-мате-матич. отделение Моск. ун-та
 (1833).
 В июле 1834 за участие в университетском кружке революц. направления был
 арестован и выслан (Пермь,
 Вятка, Владимир), в нач. 1840 вернулся в Москву, в мае переехал в Петербург. В
 1841 за резкий отзыв в
 частном письме о полиции выслан в Новгород. После возвращения из ссылки (1842)
 жил в Москве,
 активно участвовал в идейно-филос. борьбе, сотрудничал в «Отечеств. записках»,
 выступал с критикой
 идеологии офиц. народности и воззрений славянофилов. В 1847 уехал с семьёй за
 границу, был свидетелем
 Революции 1848 во Франции и её поражения. В 1849 переехал в Женеву. Участвовал в
 газете Прудона
 «Голос народа». В 1850 поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итал.
 освободит. движения. В 1852
 переехал в Лондон, где основал (1853) для борьбы с крепостничеством и царизмом
 Вольную рус.
 типографию. С 1855 издавал альманах «Полярная звезда», в 1857—07 вместе с
 Огарёвым выпускал первую
 рус. революц. газету «Колокол». Программа «Колокола» на первом этане (1857—61)
 содержала
 общедемократич. требования: освобождение крестьян с землёй, общинное
 землевладение, уничтожение
 цензуры и телесных наказаний. После реформы 1861 Г. резко выступил против
 либерализма, опубликовал
 статьи, разоблачающие реформу, революц. прокламации. В период Польского
 восстания 1863—64, хотя и
 понимал его обречённость, выступил в защиту Польши. В последние годы жизни
 разошёлся по ряду
 принципиальных вопросов с молодой революц. эмиграцией.
 Наряду с выдающимися лит. произв.— романом «Кто виноват?» (1841—46), повестью
 «Доктор Крупов»
 (1847), мемуарами «Былое и думы» (1852—68) — перу Г. принадлежат также филос.
 работы, в к-рых Г.
 «...сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими
 мыслителями своего времени» (Л
 е н и н В. И., ПСС, т. 21, с. 256). Осн. тема филос. творчества Г.— единство
 бытия и мышления, жизни и
 идеала. Г. стремился найти и сформулировать метод познания, адекватный
 действительности и
 являющийся единством опыта и умозрения, «эмпирии» и «спекуляции». В области
 философии истории в
 центре его внимания — проблема обществ. закона, к-рый представляется Г. в
 конечном счёте как
 сочетание стихийного хода истории (бессознат. жизни народов) и сознат.
 деятельности индивидов
 (развития науки). В социально-политич. области лозунг единства теории и практики
 вел Г. к борьбе за
 революц. просвещение нар. масс, подготавливающее их к социалистич. перевороту.
 Эта многосложная, но
 внутренне связанная проблематика по-разному выступает на различных этапах
 идейного развития Г.
 В ранних произв. («О месте человека в природе», 1832 и др.), свидетельствующих
 об интересе Г. к воп-
 росам естествознания и к совр. филос. и социальным учениям (Шеллинга, Кузена,
 Сен-Симона и др.),
 обнаруживается тенденция к осмыслению единства природы и человека, материи и
 сознания, эмпирич.
 опыта и рационального мышления. В цикле статей «Дилетантизм в науке» (1842—43),
 трактуя диалектику
 Гегеля как «алгебру революции», Г. пытался обосновать закономерность движения
 человечества к
 обществу, лишённому антагонизмов. По Г., этот грядущий мир, царство разума,
 воплотит и осуществит
 рациональные моменты предшествующей истории: реалистич. преклонение перед
 природой, свойственное
 античности, и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые, как
 полагал Г., в первонач.
 христианстве. Такое будущее отождествлялось Г. с социалистич. идеалом. Формой
 движения к новому
 миру было, по Г., соединение философии с жизнью, науки с массами. Когда
 произойдёт такое слияние
 духа и материи, начнётся пора «сознательного деяния». Понятие «деяние» выступает
 у Г. как
 характеристика сущности человеч. личности, возвышающейся как над неосмысленным
 существованием,
 так и над бесстрастным занятием наукой, свойственным «цеховым учёным».
 В осн. филос. соч. «Письма об изучении природы» (1845—46) Г. развил идею
 единства противоположнос-
 тей преим. в методологич. аспекте. Центр. идея этого произв.— настоят.
 необходимость ликвидации анта-
 гонизма, существующего между естествознанием и философией, или, как писал Г.,
 между «эмпирией» и
 «идеализмом». Ратуя за преодоление созерцательности старого, метафизич.
 материализма и науч.
 переосмысление принципов активности познания, диалектич. мышления, развитых — в
 идеалистич.,
 спекулятивной форме — Гегелем, Г. называл «подвигом» разработку Гегелем «методы»
 науки и призывал
 учёных-эмпириков воспользоваться ею. Вместе с тем вопреки Гегелю Г. стремился

<< Пред.           стр. 58 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу