<< Пред.           стр. 59 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 представить природу
 первичным живым процессом, «бродящим веществом», а диалектику познания, логику —
 её
 продолжением и отражением. Однако даже провозгласив природу «родословной
 мышления», Г. всё же не
 смог до конца решить задачу ма-териалистич. переосмысления диалектики Гегеля,
 задачу создания «новой
 философии». Пойдя «...дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом», Г.,
 по словам Ленина,
 «...вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед —
 историческим
 материализмом» (там же).
 Поражение Революции 1848, к-рую Г. ошибочно оценил как неудавшуюся битву за
 социализм, привело его
 к пересмотру нек-рых осн. положений филос. концепции 40-х гг., в частности к
 отказу от идеи разумности
 истории, неодолимости прогресса человечества, к резкой критике разного рода
 социальных утопий и
 романтич. иллюзий («С того берега», 1847—50). В своей критике зап.-европ.
 цивилизации Г. дошёл до
 скептицизма, ставя под сомнение способность человеч. сознания верно отразить и
 предвидеть направление
 историч. движения. Он впадает в пессимистич. настроение относительно возможных
 перспектив
 социального переворота. Попыткой преодоления этого пессимизма была герценовская
 теория «русского»,
 крест. социализма: в крест. общине Г. усмотрел, как ему казалось, реальный
 зародыш социалистич.
 будущего («Россия», 1849, и др.). По Г., «человек будущего в России — мужик,
 точно так же, как во
 Франции работник» (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 326). Утопич. теория «рус.
 социализма» в своеобразной
 форме выражала революц. устремления рус. крестьянства, его требования полностью
 уничтожить
 помещичье землевладение. Мысля дальнейший ход рус. истории как освобождение
 крестьян от всех феод.-
 самодержавных пут и соединение патриархально-коллективистского быта крестьянства
 с социалистич.
 теорией, Г. в своей связи ставил вопрос о возможности миновать капиталистич.
 фазу развития. Однако
 события сер. 60-х гг. всё больше убеждали Г., что и Россия заражается
 «буржуазной оспой».
 В 50—60-х гг., уделяя особое внимание проблеме взаимоотношения личности и
 общества, Г. выступил
 резким критиком как бурж. индивидуализма, так и уравнит. коммунистич. утопий
 (Бабёф, Кабе и др.).
 Стремление избежать крайностей как фатализма, так и волюнтаризма выражается в
 глубоких раздумьях Г.
 над проблемой обществ. закономерности. Пытаясь понять историю как «...свободное
 и необходимое дело»
 человека (Собр. соч., т. 20, кн. 1, 1960, с. 442), Г. развивал идею единства
 среды и личности, историч.
 обстоя-тельетв и человеч. воли, пересматривал своё прежнее понимание перспектив
 историч. развития
 Европы.
 ГЕРЦЕН 113
 В заключит. главах «Былого и дум», цикле очерков «Скуки ради» (1868—69), в
 повести «Доктор,
 умирающий и мёртвые» (1869) он ставил вопрос о «совр. борьбе капитала с
 работой».
 Вершиной идейных поисков и теоретич. завещанием Г. стала последняя работа —
 письма «К старому
 товарищу» (1869). Они адресованы Бакунину и направлены против крайностей его
 революц. теории:
 призывов к уничтожению гос-ва, немедленному социальному перевороту, требования
 не «учить
 народ», а «бунтовать его». Нельзя звать массы к такому социальному перевороту,
 потому что
 насилием и террором, полагал Г., можно только расчищать место для будущего, но
 не создавать
 новое. Для социального созидания необходимы «идеи построяющие», нужна сила,
 нужно народное
 сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены
 внутри»
 (там же, кн. 2, I960, с. 590). Пример социальной организации Г. увидел в
 «Междунар. работничьих
 съездах», т. е. в 1-м Интернационале.
 Идеи Г. оказали большое воздействие на развитие рус. филос., обществ.-политич. и
 эстетич. мысли.
 Г. выступил одним из родоначальников идеологии народничества.
 Я Поли. собр. соч. и писем, т. 1—22, П., 1919—25; Собр. соч., т. 1—3(1, М.,
 1954—66; Соч., т. 1—9, М., 1955—58.
 S Л е н и н В. И., Памяти Г., ПСС, т. 21; Плеханов Г. В., илос. взгляды А. И.
 Г., Соч., т. 23,М.—Л., 1926; Пипер Л.,
 Мировоззрение Г., М.— Л., 1935; Лит. наследство, т. 39/40, 41/42, 61—64, М.,
 1941—58; Гинзбург Л. Я., «Былое и
 думы» Г., Л., 1957; Володин А. И., В поисках революц. теории (А. И. Г.), М.,
 1962; его же, ?.,?., 1970; ПирумоваН.М., А.
 Г., М., 1962; Проблемы изучения Г., М., 1963; Ч у к о в-с к а я Л. К., «Былое и
 думы» Г., М., 1966; Розанова С. А.,
 Толстой и Г., М., 1972; Смирнова 3. В., Социальная философия А. И. Г., М., 1973;
 Эйдельман Н. Я., Г. против
 самодержавия, М., 1973; Летопись жизни и творчества А. И. Г., т. 1—2, М., 1974—
 76; Прокофьев В. А., Г., М., 1979; M a
 l i a M., Alexander Herzen and the birth of Russian socialism. 1812—1855, Carab.
 (Mass.), 1961. Материалы к библиографии
 А. И. Г. и лит-pa о нем, «Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Г.», 1948,
 т. 78; 1959, т. 196; 1963, т. 238; Библ. лит-
 ры об А. И. Г., 1917—1970, в. 1, Л., 1978. А. И. Володин.
 ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (28.8.1749, Франк-фурт-на-Майне,— 22.3.1832,
 Веймар), нем. поэт
 и мыслитель. С 1775 жил в Веймаре. Уникальность положения Г. в культуре рубежа
 18—19 вв.
 определялась тем, что его поэтич. творчество и науч. занятия (остеология,
 минералогия, ботаника,
 физика — учение о цвете) не просто дополняли, но продолжали и взаимопроникали
 друг друга. Это
 выражало тенденцию Г. к универсализму знания и мировоззрения и скорее
 соответствовало
 ренессансному типу творчества, обогащённому, однако, рядом новых идей. Мир
 рисовался Г. как
 совокупность живых форм, органически развивающихся на всех уровнях бытия, как
 сплошной мета-
 морфоз форм (слово «морфология», предложенное Г. для изучения таких процессов,
 схватывает
 сущность диалектики органического, прослеженную Г. прежде всего на растит. и
 животных формах и
 подтверждённую, в частности, самостоят. открытием в 1784 межчелюстной кости
 человека как
 нового свидетельства родства человека со всем животным миром). Единство в
 движении живых
 форм воплощалось для Г. в «пра-феномене» (напр., корень, стебель, листья, цветок
 растения, как и
 вообще все виды растений,— превращения одной живой формы). Всё творчество Г.
 пронизано
 филос. диалектикой; в центре разработанной им диалектики познания (в предисл. к
 «Учению о
 цвете», в ст. «Анализ и синтез», 1829; «Опыт как посредник между объектом и
 субъектом», 1792, и
 др.) — видение пластич. цельности явления, а не отвлечённое и дискурсивное
 знание: исследователь
 в заключение своего долгого пути должен вернуться к Созерцанию объекта в его
 законченной
 ясности. Гётевекая «идея»,
 114 ГЁТЕ
 наделённая вещностью созерцаемого образа, сближает Г. с древнегреческой
 философской традицией
 и отдаляет его от Канта (с к-рым имелся ряд соприкосновений) .
 Г. обладал необычайно широким кругозором в истории философии, творчески
 перерабатывая
 всевозможные влияния — в 70-х гг. Спинозы, позднее Аристотеля, Плотина, Канта,
 всякий раз
 интересуясь духом философии и близкими себе моментами, к-рые он мог воспринять и
 развить.
 Существенной для судеб диалектики Г. была его связь с Гегелем, с к-рым у Г. были
 дружеские
 отношения: гётевское видение живой диалектики природы и мысли и гегелевская
 диалектика
 благодаря своему всеобъемлющему характеру и глубине оказывались сопоставимыми и
 родственными явлениями (помимо воли Г., к-рый не любил «туманное
 философствование»). Центр.
 понятия эстетики Г. были разработаны им в классицистич. период (на рубеже веков)
 — это понятие
 «символа» как наглядного, пластич. и вещного образа, означающего самого себя и
 благодаря этому
 вбирающего в себя глубокий смысл бытия, и понятие «стиля» как меры в передаче
 жизненного
 материала, избегающей любых крайностей. В «Фаусте», уникальном по построению
 художеств.
 произв., над к-рым Г. работал всю жизнь, нашёл отражение широкий круг филос.
 проблем истории,
 морали и даже науки (происхождение Земли и т. д.).
 • Die Schriften zur Naturwissenschaft, Bd l, Weimar, 1947; в рус. пер. —Избр.
 соч. по естествознанию, М., 1957; Избр. фи-
 лос. произв., М., 1964.
 • Зиммель Г., Г., М., 1928; К а н а е в И. И., И. В. Г., Очерки из жизни поэта-
 натуралиста, М.—Л., 1964; его же, Г. как
 естествоиспытатель, Л., 1970; Вернадский В. И., Мысли и замечания о Г. как
 натуралисте, в его кн.: Избр. труды по
 истории науки, М., 1981; G a d a m e r H. G., Goethe und die Philosophie, Lpz.,
 1947; Schmilz H., Goethes Altersdenken im
 problemgeschichtlichen Zusammenhang, Bonn, 1959; Zimmermann R. Chr., Das
 Weltbild des jungen Goethe, Bd l, Munch.,
 1969; B o l l а с h e r M., Der junge Goethe und Spinoza, Tub., 1969; J a s z i
 A., Entzweiung und Vereinigung, Hdlb., 1973; B
 ub n er R., Goethe und Hegel, Hdlb., 1978.
 ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА, см. Автономная и гетерономная этика.
 ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt — форма, образ, облик, конфигурация), одно
 из
 ведущих направлений в зап.-европ., особенно нем., психологии 1920—30-х гг., к-
 рое в противовес
 атомизму интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Б. Титченер) подчёркивало
 целостный и
 структурный характер психич. образований. Осн. представители Г.: М. Вертхеймер,
 В. Кёлер, К.
 Коффка, а также во многом близкие к ним К. Левин, К. Гольдштейн, X. Груле, К.
 Дункер и др.
 Сложившись первоначально на основе исследования зрит, восприятия, Г.
 распространила затем свои
 идеи на изучение мышления, памяти, действия, личности и социальной группы.
 Тезис о принципиальной несводимости целого к сумме составляющих его частей был
 выдвинут в
 кон. 19 в. австр. искусствоведом X. Эренфельсом в противовес господствовавшим в
 то время
 представлениям ассоцианиз-ма. Специфич. характеристика целого была названа
 Эренфельсом
 «геттальткачеством» переживания; она может сохраняться при изменении всех отд.
 частей (напр.,
 одна и та же мелодия может быть проиграна в разных тональностях или на разной
 «высоте» и т. п.) и,
 наоборот, теряться при их сохранении (напр., мелодия, проигранная «с конца») —
 т. н. критерии
 гешталь-та, по Эренфельсу. Следующий шаг в развитии Г. (Вертхеймер, 1912)
 состоял в
 демонстрации того, что целое вообще нечто другое, нежели сумма «частей», к-рые
 выделяются из
 него посредством «изоляции» (обособления). Далее в работах Кёлера и Вертхеймера
 было показано,
 что части целого в собственном смысле суть «функции» или «роли» в нём, т. е.
 целое имеет функ-
 циональную структуру. Структура эта обладает дина-мич. характером, всякий
 гештальт под
 действием внутр. сил (к-рые порождают, поддерживают и восстанавливают определ.
 тип его
 организации, а также производят
 его реорганизацию) стремится перейти в состояние максимально возможного при
 данных условиях
 равновесия. Это состояние характеризуется предельно достижимой црегнантностью
 (от нем. pragnant
 — чёткий, выразительный) организации гештальта, т. е. её простотой,
 правильностью,
 завершённостью, выразительностью и осмысленностью. В качестве языка для описания
 гештальтов
 был использован заимствованный из физики аппарат теории поля (Кёлер, 1920), а
 затем — теории
 «открытых систем» (Кёлер, 1958).
 Выдвинутый Г. принцип целостности при анализе психич. явлений был воспринят в
 последующем
 развитии психологии; при этом были подвергнуты критике известный физикализм
 общей концепции
 Г., игнорирование ею культурно-историч. характера человеч. психики.
 • Кёлер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М.,
 1930; К о ф ф к а К., Основы психич.
 развития, пер. с нем., М.— Л., 1934; Психология мышления, М., 1965; Ярошевский
 М. Г., История психологии, ?.,
 19762, гл. 12; Хрестоматия по истории психологии, М., 1980, разд. 2; Kohle г W.,
 Gestalt psychology, ?. ?., 1929; ? ? f-f k
 a K., Principles of gestalt psychology, N. Y., 1935.
 ГИЛЕМОРФИЗМ (от греч. ??? — материя и ????? — форма), термин, возникший в кон.
 19 в. для
 обозначения восходящего к Аристотелю учения о форме и материи как осн. принципах
 бытия.
 ГИЛОЗОИЗМ (от греч. ??? — материя и ??? — жизнь), термин, введённый Кедвортом в
 1678 для
 обозначения натурфилос. концепций (преим. ранних греч. философов), отрицающих
 границу между
 «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как
 учение о
 всеобщей одушевлённости универсума Г.— синоним панпсихизма, однако его не
 следует
 отождествлять с витализмом, отделяющим «жизненную силу» от физико-химич.
 материи. Г.—
 противоположность механицизма с его представлением о косной, «мёртвой» материи,
 с одной сторо-
 ны, и внеш. «силе» как источнике её движения — с другой.
 Г. ранней науч.-филос. традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистич.
 представления
 (см. Анимизм). Г. отождествляет «живое» и «сущее», понимает бытие как «жизнь», а
 небытие — как
 «смерть». Существенность этой концепции для ранней греч. «науки о природе»
 (??????????)
 уясняется уже из этимологии слова ????? — «природа», восходящего к пра-
 индоевроп. корню *bheu-
 /bhu- — «быть», «существовать», «растя» (как и рус. «быть», «бы-линка»),
 выражающему идею
 «ставшего бытия» как результата произрастания на свет. Отсюда — название
 простейших онтологич.
 сущностей (элементов) «корнями» (Эмпедокл) или «семенами» (Анаксагор). В более
 или менее
 чистом виде Г. засвидетельствован для Фалеев («всё полно богов» со ссылкой на
 одушевлённость
 магнита и янтаря), Анак-симена (В 2), Гераклита (В 30) и Диогена Аполло-
 нийского. Откровенному
 Г. платоновского «Тимея» (космос как живой организм) противостоят весьма
 умеренные
 гилозоистич. рудименты у Аристотеля (особенно в теории надлунного мира). Чистый
 Г., как правило,
 требует последоват. монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда — частая
 близость Г. к
 пантеизму. Додумывание гилозоистич. предпосылок до конца приводит к построению
 последоват.
 параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса (Анаксимен, Гераклит, платоновский
 «Тимей»,
 стоицизм); целесообразность космич. организма оказывается естеств. мостом к
 телеологич.
 объяснению природы (начиная с Диогена Аполлонийского).
 Предельным случаем Г. можно считать гилоноизм (греч. ????, ???? — «сознание,
 дух, разум»; термин
 предложен голл. учёным В. Вердениусом в 1977) — учение о наделённости праматерии
 сознанием
 или о панестезии («всечувствительности») бога-универсума, засвидетельствованное,
 напр., для
 Ксенофана (В 24), Гераклита (В 64), Диогена Аполлонийского (В 4) и Эмпедокла (В
 110, 10), и
 особенно близкое к новоев-роп. панпсихизму (Фехнер и др.).
 • S p i t /. e r H., Uber Ursprung und Bedeutung dos Hylozois-rnus, Graz, 1881;
 G u L h r i e W. K. G., In the betiinmng Some
 Greek views on the origins of life and the early state of man Ithaca, 1965;
 Verdenius W. J., Hylozoism in early Greek thought,
 «Janus», 1977, v. 64, p. 25 -40

<< Пред.           стр. 59 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу