<< Пред. стр. 6 (из 449) След. >>
частей» (субаддитивность). Наличие неаддитивных свойств обусловлено структурнымисвязями и
взаимозависимостями между частями, организованностью целого. Целое, обладающее
неаддитивными свойствами, не может быть познано
и объяснено на основе одних только знаний о его частях. Абсолютизация отношений
А., связанная со
стремлением показать А. всех эмерджентных свойств, характерна для методологии
механицизма и
редукцио-низма. В совр. науч. познании при изучении неаддитивных свойств широко
применяются
методы системного подхода. ? см. к ст. Часть и целое.
АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus — приравненный, равный), соответствующий,
соразмерный,
верный, точный. В теории познания термин «А.» служит для обозначения верного
воспроизведения в
представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений
действительности. В этом
смысле истина определяется как адекватность мышления бытию.
АДЖЙВИКА (санскр.), школа инд. философии, существовавшая с нач. 1-го тыс. до н.
э. (или,
возможно, ранее) до 14—15 вв. н. э. и достигшая наибольшего расцвета в 6—5 вв.
до н. э. Наиболее
известными приверженцами А. считаются Маккхали Госала, Пурана Кассапа, Пакудха и
др.; соч. не
сохранились.
Обратившись к доведийским представлениям, А. выступила против брахманистско-
ведийского
мировоззрения и явилась наиболее типичным представителем направления ластика.
Принимая
теорию элементов, среди к-рых помимо земли, воды, огня, воздуха имелась и некая
витальная сила,
А. отрицала существование не только духовного, но и единого материального
начала, вообще
существование к.-л. конечных причин. Всё существующее, согласно А., можно
описать только так,
как оно предстаёт обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и
страдания, жизни и
смерти. Единственным общим законом являются беспрерывные переходы существующего
из одной
формы в другую при неизменности его существа. Эти переходы обусловлены
собственной, сугубо
индивидуальной природой меняющегося, объясняющей его судьбу, к-рую нельзя
изменить никакими
внеш. усилиями. А. не признавала закона кармы. Однако одновременно ' с
подчёркиванием
неотвратимости судьбы А. утверждала наличие творч. возможностей, заложенных в
аскетизме.
Особой популярностью у А. пользовался тапас. А. оказала влияние на буддизм,
джайнизм и др.
системы инд. философии (многое из практики йоги и даже тантризма восходит к А.).
* Basham A. L., History and doctrines of the Alivikas L., 1951.
АДЛЕР (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена,—28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр.
врач и психолог,
создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда,
затем основал
собств. школу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с созданием Междунар.
ассоциации
индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США.
Как и Фрейд, А.
исходил из определяющей роли в психике влечений и бессознательного. В работе «О
неполноценности органов» (1907) А. формулировал концепцию болезни как нарушение
баланса в
отношениях органа с его средой, к-рое организм стремится компенсировать. Принцип
компенсации
— один из центральных в концепции А. В основе всей человеч. деятельности А.
усматривает
стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации
первичного чувства
неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом,
становится центром
формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её
реализации создают
специфич. для человека «жизненный стиль». Социально-психологич. идеи А. в
дальнейшем
разрабатывались представителями неофрейдизма.
• Praxis und Theorie der Individualpsyehologie, Munch., 19304; Menschenkenntnis,
Z., 19475; в рус. пер.—
Индивидуально-психологич. лечение неврозов, М., 1913.
АДЛЕР 13
• Orgler H., A. Adler. Man and his work, Ь., І9633 VV а у L. M., Adler's place
iu psychology, N. Y., 1963; R o m P. A. Adler
und die wissenschaftliche Menschenkenntnis, Fr./M. 1966.
АДЛЕР (Adler) Макс (15.1.1873, Вена,— 28.6.1937 там же), австр. философ
и социолог,
теоретик австро марксизма, деятель социал-демократич. партии. В духе
неокантианства отвергал
«вещь в себе» как объективную реальность. Отрицал разделение философии на
два осн. филос.
направления — материализм и идеализм. Толковал производств, отношения как
«явления духовной
жизни», отстаивая тождество обществ, бытия и сознания.
* Kant und der Marxismus, В., 1925; Lehrbuch der materialistischen
Geschichtsauffassung, Bd 1—2, B., 1930—32; в рус.
пер.— Марксизм как пролет, мировоззрение, П., [1923]; Маркс как мыслитель, Л.—
М., 1924; Энгельс как мыслитель,
Л.— М., 1924. фБыховский Б. Э., Враги и фальсификаторы марксизма, М. —Л., 1933;
H ei n t el P., System und Ideologie,
Vf.— Munch., 1967.
АДОРНО (Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (11.9.1903,
Франкфурт-на-
Майне,— 6.8.1969, Фисп, Швейцария), нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед,
представитель
франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949
во
Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с
Хоркхаймером
(«Диалектика просвещения» — «Dialektik der Aufklarung», 1948), сложилась в русле
гегелевской
диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, со-циологич. критики товарного
фетишизма и
овеществления. В центре внимания А.— регрессивные социально-антропологич.
изменения
(отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т.
п.), связанные
с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в
монополи-стич.
«управляемом обществе», в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и
социалистич. об-
щество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено
социологич. и
психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к
принятию
«демократич.» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность» — «The
authoritarian
personality», 1950).
В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и
неопозитивизма. Раавил
идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialektik», 1966), в к-
рой сливаются
теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (к-рое, в отличие от
гегелевского,
перестаёт быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как
релятивирова-ние всякой
замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя
конкретной воз-
можности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.
В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philosophie der neuen Musik», 1949)
как
протокольной фиксации «непросветлённого страдания», в противоположность
гармонич.
преображению страстей, характерному для классич. музыки, А. ориентируется на
творчество
композиторов «новой венской школы» — А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.
Концепция «новой
музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизованной муз. культуры и
формирующегося в её лоне «регрессивного слышания», к-рое диссоциирует
воспринятое на
стереотипные элементы. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию,
эстетику и
музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идеологию леворадикального
студенч. движения 60-
х гг., от к-рого сам А., однако, отмежевался.
* Gesammelte Schriften, Bd 1—ID—, Fr./M., 1970—77—, Манн Т., Собр. соч., т.
9, ?., 1960, с. 228—31; Михайлов
A.B., Муз. социология: А. и после А., в сб.: Критика совр. бурж. социологии
иск-ва, М., 1978, с. 176—238; см. Также
лит. к ст. Франкфуртская школа.
14 АДЛЕР
АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в учении К. Маркса об общественио-пкономич.
формациях одна из осн. ступеней развития общества, охватывающая эпоху всемирной
истории от
разложения первобытного общества до установления рабовладельч. строя. Наиболее
полного
развития А. с. п. достиг в др.-вост. ЦИВНУ лизациях, его традиционные формы
сохранялись в раз-
личных регионах вплоть до 19 в. (в Индии, у нек-рых народов Вост. Европы).
Европ. колонизация и
распространение капитализма привели к его разрушению. А. с. п. представляет
собой своеобразную
систему зем-ледельч. общин, объединённых гос-вом. Стабильность А. с. п. связана
с особой
структурой лежавшей в его основе земледельч. общины. Возникшая в результате
длит, эволюции на
рубеже первобытного и классового общества, эта община унаследовала такие
нервобытно-
коммунистич. черты, как общую собственность на землю, коллективный труд, прочные
внутр. связи
между членами общины. Сочетание земледелия с домашней пром-стью придавало ей
самодовлеющий характер, экономич. связи между отд. общинами были очень слабыми
или вовсе
отсутствовали. Вместе с тем в земледельч. общине уже имелся зародыш частной
собственности в
виде дома и приусадебного участка отд. семьи. Дуализм общины, её переходный
характер
обусловливали её высокую жизнеспособность. В древности спорадически возникавшие
в целях
самообороны или для совместной борьбы с природой объединения земледельч. общин
постепенно
приобретали постоянный характер в долинах больших рек, где борьба с наводнениями
и ирригация
были непременными условиями земледелия. Образовавшиеся на этой основе гос-ва,
сосредоточивая
в своих руках функции, необходимые для всей совокупности общин, и опосредуя
межобщинные свя-
зи, постепенно возвысились над общинами и эксплуатировали их. Взимая натуральную
ренту, гос-во
присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая, т. о., верховную
собственность на землю
и воду. В руках гос-ва сосредоточивались также внеш. сношения страны, в т. ч. и
торговля.
Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществлявшей управление ?
возглавлявшейся
деспотич. правителем. При А. с. п. не существовало разделения труда между
деревней и городом,
последний выступал в качестве резиденции представителей деспотич. власти.
Архаич. гос-во не
вторгалось непосредственно в сферу произ-ва, остававшегося исключительно
функцией общин.
Последние, составляя стереотипные клетки обширного социального организма,
сохраняли полностью
свою внутр. структуру и самодовлеющий характер. Завоевание стран, основанных на
А. с. п.,
приводило в древности к смене династий и господствующей иерархии, не затрагивая
самой основы
— земледельч. общины.
Развёрнутая характеристика обществ, и экономич. строя азиат, стран впервые была
дана К. Марксом
в 1853 в переписке с Ф. Энгельсом и в его статьях о колон, господстве англичан в
Индии.
Дальнейшие исследования привели Маркса к выводу об А. с. п. как об одной из осн.
эпох в развитии
человеческого общества и к введению термина и понятия А. с. п. в теорию
политэкономии и историч.
материализма. Определяя в предисловии к работе «К критике политич. экономии»
(1859) понятие
экономич. обществ, формации. Маркс называет А. с. п. наряду с античным, феод. и
бурж. способами
произ-ва. К понятию А. с. п. Маркс обращается в «Капитале», характеризуя
различные его стороны.
Последние исследования Маркса относились к основе А. с. п.— земледельч. общине,
историч. место
и сущность к-рой он охарактеризовал в «Набросках ответа на письмо В. И. Засулич»
(1881). Энгельс
рассмотрел в «Анти-Дюринге» (1878) проблему возникновения классов и гос-ва на
Востоке. В работе
«Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» (1884), построенной на
амер. и европ.
материале, вопросы А. с. п. отражения не нашли. " -
Теория А. с. п. стала привлекать внимании по мерр развития нац.-освободит, и
революц. движения за
пределами Зап. Европы. В спорах с I'. В. Плехановым, а позднее с Р. Люксембург
В. И. Ленин
возражал против применения этой категории к истории России, вступившей на
капиталистам, путь
развития. Вместе с тем Ленин внес вклад в дальнейшую разработку теории А. с. п.,
охарактеризовав
«азиат, деспотизм» как гос. строй, к-рый «...обладает очень большой прочностью в
тех случаях, когда
в экономике данной страны преобладают совершенно патриархальные,
докапиталистические черты и
ничтожное развитие товарного хозяйства и классовой дифференциации» (ПСС, т. 25,
с. 266—67).
В 20—30-х гг. в СССР проводились дискуссии по А. с. п., связанные с проблемами
революции в
Китае. С нач. 60-х гг. обсуждение А. с. п. возобновилось в междунар. масштабе с
привлечением
материалов по истории мн. стран Азии, Африки, Америки.
Общепризнанным считается факт выдвижения теории А. с. к. Марксом, однако
остаётся открытым
вопрос о месте этого способа произ-ва во всемирной истории. Согласно одной т.
зр. (Е. Варга, Ю. И.
Семёнов, Ф. Тёкеи и др.), теория Маркса подтверждается совр. исследованиями и
A.c. п.
рассматривается как одна из осн. обществ.-экономич. формаций. Сторонники другой
т. зр. (E. M.
Жуков и др.) полагают, что теория А. с. п. ещё должна быть доказана фактами, а
нек-рые учёные (В.
Н. Никифоров) вообще отрицают историч. существование А. с. п. При этом др.-вост.
общества от-
носят к рабовладельч. формации, а ср.-век. Восток трактуют как разновидность
феодализма («вост.
феодализм»), приравнивая вост. деспотизм к европ. абсолютизму. Предлагаются и
др. объяснения
строя азиат, обществ: как сочетание рабовладения и крепостничества, как
стагнация на стадии
раннего феодализма, как один из вариантов единой докапиталистич. формации.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.9, с. 98—100, 130—36, 224—30; т. 10, с. 432—33;
т. 13, с. 7, 20, 110; т. 18, с. 543—46; т.
19, С. 400—21; т. 20, с. 105, 151—52, 164—65, 180 — 87, 293, 636— 647; т. 23, с.
88—89, 97, 159, 229, 239, 346, 352, 369
— 71; т. 24, с. 117, 267; т. 25, ч. I, с. 194, 363; т. 25, ч. II, с. 145, 165,
184, 345, 354,358—60; Т. 26, ч. II, с. 587; т. 26, ч. III,
с. 414-16, 432, 436—39, 450—53; т. 28, с. 214 — 15, 222, 226—30; т. 32, с. 36,
44, 158; т. 36, с. 96 — 97; т. 45, с. 200 — 14;
т. 46, ч. I, с. 461—508; Ленин В. И., ПСС, т. 1, с. 136; т. 13, с. 14; т. 25, с.
266-67; т. 26, с. 57; его же, Конспект
«Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844—1883 гг.», М., 1959, с. 260—63; Варга
Е. С., Очерки по проблемам
политэкономии капитализма, М., 1964, с. 358—82; Никифоров В. Н., Восток и
всемирная история, М., 19772; Попов В.
Г., В. И. Ленин об А. с. п., в сб.: Вопросы историч. материализма и критика нек-
рых концепций бурж. социологии, М.,
1969, с. 69—92; Т е p - А к о п я н Н. Б., Маркс и Энгельс об А. с. п. и
земледельч. общине, в сб.: Из истории марксизма и
междунар. рабочего движения, М., 1973, с. 167— 220; Семенов Ю. И., Теория
общественно-экномич. формаций и
всемирная история, в кн.: Общественно-экономич. формации. Проблемы теории, М.,
1978, с. 55—89; Теоретич.
проблемы всемирноисторич. процесса, М., 1979; К r a d e r L., The Asiatic-mode
of production; sources, development, and