<< Пред.           стр. 6 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 частей» (субаддитивность). Наличие неаддитивных свойств обусловлено структурными
 связями и
 взаимозависимостями между частями, организованностью целого. Целое, обладающее
 неаддитивными свойствами, не может быть познано
 и объяснено на основе одних только знаний о его частях. Абсолютизация отношений
 А., связанная со
 стремлением показать А. всех эмерджентных свойств, характерна для методологии
 механицизма и
 редукцио-низма. В совр. науч. познании при изучении неаддитивных свойств широко
 применяются
 методы системного подхода. ? см. к ст. Часть и целое.
 АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus — приравненный, равный), соответствующий,
 соразмерный,
 верный, точный. В теории познания термин «А.» служит для обозначения верного
 воспроизведения в
 представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений
 действительности. В этом
 смысле истина определяется как адекватность мышления бытию.
 АДЖЙВИКА (санскр.), школа инд. философии, существовавшая с нач. 1-го тыс. до н.
 э. (или,
 возможно, ранее) до 14—15 вв. н. э. и достигшая наибольшего расцвета в 6—5 вв.
 до н. э. Наиболее
 известными приверженцами А. считаются Маккхали Госала, Пурана Кассапа, Пакудха и
 др.; соч. не
 сохранились.
 Обратившись к доведийским представлениям, А. выступила против брахманистско-
 ведийского
 мировоззрения и явилась наиболее типичным представителем направления ластика.
 Принимая
 теорию элементов, среди к-рых помимо земли, воды, огня, воздуха имелась и некая
 витальная сила,
 А. отрицала существование не только духовного, но и единого материального
 начала, вообще
 существование к.-л. конечных причин. Всё существующее, согласно А., можно
 описать только так,
 как оно предстаёт обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и
 страдания, жизни и
 смерти. Единственным общим законом являются беспрерывные переходы существующего
 из одной
 формы в другую при неизменности его существа. Эти переходы обусловлены
 собственной, сугубо
 индивидуальной природой меняющегося, объясняющей его судьбу, к-рую нельзя
 изменить никакими
 внеш. усилиями. А. не признавала закона кармы. Однако одновременно ' с
 подчёркиванием
 неотвратимости судьбы А. утверждала наличие творч. возможностей, заложенных в
 аскетизме.
 Особой популярностью у А. пользовался тапас. А. оказала влияние на буддизм,
 джайнизм и др.
 системы инд. философии (многое из практики йоги и даже тантризма восходит к А.).
 * Basham A. L., History and doctrines of the Alivikas L., 1951.
 АДЛЕР (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена,—28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр.
 врач и психолог,
 создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда,
 затем основал
 собств. школу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с созданием Междунар.
 ассоциации
 индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США.
 Как и Фрейд, А.
 исходил из определяющей роли в психике влечений и бессознательного. В работе «О
 неполноценности органов» (1907) А. формулировал концепцию болезни как нарушение
 баланса в
 отношениях органа с его средой, к-рое организм стремится компенсировать. Принцип
 компенсации
 — один из центральных в концепции А. В основе всей человеч. деятельности А.
 усматривает
 стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации
 первичного чувства
 неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом,
 становится центром
 формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её
 реализации создают
 специфич. для человека «жизненный стиль». Социально-психологич. идеи А. в
 дальнейшем
 разрабатывались представителями неофрейдизма.
 • Praxis und Theorie der Individualpsyehologie, Munch., 19304; Menschenkenntnis,
 Z., 19475; в рус. пер.—
 Индивидуально-психологич. лечение неврозов, М., 1913.
 АДЛЕР 13
 • Orgler H., A. Adler. Man and his work, Ь., І9633 VV а у L. M., Adler's place
 iu psychology, N. Y., 1963; R o m P. A. Adler
 und die wissenschaftliche Menschenkenntnis, Fr./M. 1966.
 АДЛЕР (Adler) Макс (15.1.1873, Вена,— 28.6.1937 там же), австр. философ
 и социолог,
 теоретик австро марксизма, деятель социал-демократич. партии. В духе
 неокантианства отвергал
 «вещь в себе» как объективную реальность. Отрицал разделение философии на
 два осн. филос.
 направления — материализм и идеализм. Толковал производств, отношения как
 «явления духовной
 жизни», отстаивая тождество обществ, бытия и сознания.
 * Kant und der Marxismus, В., 1925; Lehrbuch der materialistischen
 Geschichtsauffassung, Bd 1—2, B., 1930—32; в рус.
 пер.— Марксизм как пролет, мировоззрение, П., [1923]; Маркс как мыслитель, Л.—
 М., 1924; Энгельс как мыслитель,
 Л.— М., 1924. фБыховский Б. Э., Враги и фальсификаторы марксизма, М. —Л., 1933;
 H ei n t el P., System und Ideologie,
 Vf.— Munch., 1967.
 АДОРНО (Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (11.9.1903,
 Франкфурт-на-
 Майне,— 6.8.1969, Фисп, Швейцария), нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед,
 представитель
 франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949
 во
 Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с
 Хоркхаймером
 («Диалектика просвещения» — «Dialektik der Aufklarung», 1948), сложилась в русле
 гегелевской
 диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, со-циологич. критики товарного
 фетишизма и
 овеществления. В центре внимания А.— регрессивные социально-антропологич.
 изменения
 (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т.
 п.), связанные
 с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в
 монополи-стич.
 «управляемом обществе», в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и
 социалистич. об-
 щество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено
 социологич. и
 психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к
 принятию
 «демократич.» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность» — «The
 authoritarian
 personality», 1950).
 В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и
 неопозитивизма. Раавил
 идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialektik», 1966), в к-
 рой сливаются
 теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (к-рое, в отличие от
 гегелевского,
 перестаёт быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как
 релятивирова-ние всякой
 замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя
 конкретной воз-
 можности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.
 В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philosophie der neuen Musik», 1949)
 как
 протокольной фиксации «непросветлённого страдания», в противоположность
 гармонич.
 преображению страстей, характерному для классич. музыки, А. ориентируется на
 творчество
 композиторов «новой венской школы» — А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.
 Концепция «новой
 музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизованной муз. культуры и
 формирующегося в её лоне «регрессивного слышания», к-рое диссоциирует
 воспринятое на
 стереотипные элементы. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию,
 эстетику и
 музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идеологию леворадикального
 студенч. движения 60-
 х гг., от к-рого сам А., однако, отмежевался.
 * Gesammelte Schriften, Bd 1—ID—, Fr./M., 1970—77—, Манн Т., Собр. соч., т.
 9, ?., 1960, с. 228—31; Михайлов
 A.B., Муз. социология: А. и после А., в сб.: Критика совр. бурж. социологии
 иск-ва, М., 1978, с. 176—238; см. Также
 лит. к ст. Франкфуртская школа.
 14 АДЛЕР
 АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в учении К. Маркса об общественио-пкономич.
 формациях одна из осн. ступеней развития общества, охватывающая эпоху всемирной
 истории от
 разложения первобытного общества до установления рабовладельч. строя. Наиболее
 полного
 развития А. с. п. достиг в др.-вост. ЦИВНУ лизациях, его традиционные формы
 сохранялись в раз-
 личных регионах вплоть до 19 в. (в Индии, у нек-рых народов Вост. Европы).
 Европ. колонизация и
 распространение капитализма привели к его разрушению. А. с. п. представляет
 собой своеобразную
 систему зем-ледельч. общин, объединённых гос-вом. Стабильность А. с. п. связана
 с особой
 структурой лежавшей в его основе земледельч. общины. Возникшая в результате
 длит, эволюции на
 рубеже первобытного и классового общества, эта община унаследовала такие
 нервобытно-
 коммунистич. черты, как общую собственность на землю, коллективный труд, прочные
 внутр. связи
 между членами общины. Сочетание земледелия с домашней пром-стью придавало ей
 самодовлеющий характер, экономич. связи между отд. общинами были очень слабыми
 или вовсе
 отсутствовали. Вместе с тем в земледельч. общине уже имелся зародыш частной
 собственности в
 виде дома и приусадебного участка отд. семьи. Дуализм общины, её переходный
 характер
 обусловливали её высокую жизнеспособность. В древности спорадически возникавшие
 в целях
 самообороны или для совместной борьбы с природой объединения земледельч. общин
 постепенно
 приобретали постоянный характер в долинах больших рек, где борьба с наводнениями
 и ирригация
 были непременными условиями земледелия. Образовавшиеся на этой основе гос-ва,
 сосредоточивая
 в своих руках функции, необходимые для всей совокупности общин, и опосредуя
 межобщинные свя-
 зи, постепенно возвысились над общинами и эксплуатировали их. Взимая натуральную
 ренту, гос-во
 присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая, т. о., верховную
 собственность на землю
 и воду. В руках гос-ва сосредоточивались также внеш. сношения страны, в т. ч. и
 торговля.
 Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществлявшей управление ?
 возглавлявшейся
 деспотич. правителем. При А. с. п. не существовало разделения труда между
 деревней и городом,
 последний выступал в качестве резиденции представителей деспотич. власти.
 Архаич. гос-во не
 вторгалось непосредственно в сферу произ-ва, остававшегося исключительно
 функцией общин.
 Последние, составляя стереотипные клетки обширного социального организма,
 сохраняли полностью
 свою внутр. структуру и самодовлеющий характер. Завоевание стран, основанных на
 А. с. п.,
 приводило в древности к смене династий и господствующей иерархии, не затрагивая
 самой основы
 — земледельч. общины.
 Развёрнутая характеристика обществ, и экономич. строя азиат, стран впервые была
 дана К. Марксом
 в 1853 в переписке с Ф. Энгельсом и в его статьях о колон, господстве англичан в
 Индии.
 Дальнейшие исследования привели Маркса к выводу об А. с. п. как об одной из осн.
 эпох в развитии
 человеческого общества и к введению термина и понятия А. с. п. в теорию
 политэкономии и историч.
 материализма. Определяя в предисловии к работе «К критике политич. экономии»
 (1859) понятие
 экономич. обществ, формации. Маркс называет А. с. п. наряду с античным, феод. и
 бурж. способами
 произ-ва. К понятию А. с. п. Маркс обращается в «Капитале», характеризуя
 различные его стороны.
 Последние исследования Маркса относились к основе А. с. п.— земледельч. общине,
 историч. место
 и сущность к-рой он охарактеризовал в «Набросках ответа на письмо В. И. Засулич»
 (1881). Энгельс
 рассмотрел в «Анти-Дюринге» (1878) проблему возникновения классов и гос-ва на
 Востоке. В работе
 «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» (1884), построенной на
 амер. и европ.
 материале, вопросы А. с. п. отражения не нашли. " -
 Теория А. с. п. стала привлекать внимании по мерр развития нац.-освободит, и
 революц. движения за
 пределами Зап. Европы. В спорах с I'. В. Плехановым, а позднее с Р. Люксембург
 В. И. Ленин
 возражал против применения этой категории к истории России, вступившей на
 капиталистам, путь
 развития. Вместе с тем Ленин внес вклад в дальнейшую разработку теории А. с. п.,
 охарактеризовав
 «азиат, деспотизм» как гос. строй, к-рый «...обладает очень большой прочностью в
 тех случаях, когда
 в экономике данной страны преобладают совершенно патриархальные,
 докапиталистические черты и
 ничтожное развитие товарного хозяйства и классовой дифференциации» (ПСС, т. 25,
 с. 266—67).
 В 20—30-х гг. в СССР проводились дискуссии по А. с. п., связанные с проблемами
 революции в
 Китае. С нач. 60-х гг. обсуждение А. с. п. возобновилось в междунар. масштабе с
 привлечением
 материалов по истории мн. стран Азии, Африки, Америки.
 Общепризнанным считается факт выдвижения теории А. с. к. Марксом, однако
 остаётся открытым
 вопрос о месте этого способа произ-ва во всемирной истории. Согласно одной т.
 зр. (Е. Варга, Ю. И.
 Семёнов, Ф. Тёкеи и др.), теория Маркса подтверждается совр. исследованиями и
 A.c. п.
 рассматривается как одна из осн. обществ.-экономич. формаций. Сторонники другой
 т. зр. (E. M.
 Жуков и др.) полагают, что теория А. с. п. ещё должна быть доказана фактами, а
 нек-рые учёные (В.
 Н. Никифоров) вообще отрицают историч. существование А. с. п. При этом др.-вост.
 общества от-
 носят к рабовладельч. формации, а ср.-век. Восток трактуют как разновидность
 феодализма («вост.
 феодализм»), приравнивая вост. деспотизм к европ. абсолютизму. Предлагаются и
 др. объяснения
 строя азиат, обществ: как сочетание рабовладения и крепостничества, как
 стагнация на стадии
 раннего феодализма, как один из вариантов единой докапиталистич. формации.
 * Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.9, с. 98—100, 130—36, 224—30; т. 10, с. 432—33;
 т. 13, с. 7, 20, 110; т. 18, с. 543—46; т.
 19, С. 400—21; т. 20, с. 105, 151—52, 164—65, 180 — 87, 293, 636— 647; т. 23, с.
 88—89, 97, 159, 229, 239, 346, 352, 369
 — 71; т. 24, с. 117, 267; т. 25, ч. I, с. 194, 363; т. 25, ч. II, с. 145, 165,
 184, 345, 354,358—60; Т. 26, ч. II, с. 587; т. 26, ч. III,
 с. 414-16, 432, 436—39, 450—53; т. 28, с. 214 — 15, 222, 226—30; т. 32, с. 36,
 44, 158; т. 36, с. 96 — 97; т. 45, с. 200 — 14;
 т. 46, ч. I, с. 461—508; Ленин В. И., ПСС, т. 1, с. 136; т. 13, с. 14; т. 25, с.
 266-67; т. 26, с. 57; его же, Конспект
 «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844—1883 гг.», М., 1959, с. 260—63; Варга
 Е. С., Очерки по проблемам
 политэкономии капитализма, М., 1964, с. 358—82; Никифоров В. Н., Восток и
 всемирная история, М., 19772; Попов В.
 Г., В. И. Ленин об А. с. п., в сб.: Вопросы историч. материализма и критика нек-
 рых концепций бурж. социологии, М.,
 1969, с. 69—92; Т е p - А к о п я н Н. Б., Маркс и Энгельс об А. с. п. и
 земледельч. общине, в сб.: Из истории марксизма и
 междунар. рабочего движения, М., 1973, с. 167— 220; Семенов Ю. И., Теория
 общественно-экномич. формаций и
 всемирная история, в кн.: Общественно-экономич. формации. Проблемы теории, М.,
 1978, с. 55—89; Теоретич.
 проблемы всемирноисторич. процесса, М., 1979; К r a d e r L., The Asiatic-mode
 of production; sources, development, and

<< Пред.           стр. 6 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу