<< Пред. стр. 65 (из 449) След. >>
е, О гос-ве, там же, т. 39; его ж е, О «де-мократии» и диктатуре, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;
Материалы XXV съезда КПСС, М.,
1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Общая теория Г. и права, т. 1—2, Л.,
1968—74; Бурлацкий Ф. М.,
Ленин, Г., политика, М., 1970. См. также Демократия. Ф. М. Бурлацкий.
«ГОСУДАРСТВО», или «О справедливости», диалог Платона, состоящий из 10 книг.
Большая часть
кн. 1 (за исключением введения-рамки), по-видимому, представляет собой диалог
раннего периода,
называемый иногда «Фрасимах». Кн. 2—10 относятся к зрелому периоду (написаны
после «Федона»,
но до «Теэтета», завершены к 374 до н. э.). Гл. участники диалога — Сократ,
Кефал, Главков,
Адимант и Полемарх. Диалог последовательно развивает единую тему — «о
справедливости»; с этой
т. зр. его можно разделить на шесть частей.
В 1-й ч. (кн. 1) — постановка вопроса о справедливости и невозможность его
разрешить методами
традиц. сократовского определения понятий. Поэтому во 2-й ч. (кн. 2, 357а—367е)
собеседники
приходят к необходимости найти особый метод исследования: мысленный эксперимент.
Провоцируя
Сократа, Главкон предпринимает такое рассуждение: справедливость — условность, с
к-рой мирится
тот, кто, не имея сил и не смея творить несправедливость, хотел бы по
возможности не испытывать
зла от чужой несправедливости; если дать полную волю справедливому и
несправедливому, они
будут вести себя одинаково — несправедливо, при этом за несправедливым — в
качестве
величайшей несправедливости — следует закрепить славу человека величайшей
справедливости,
поскольку он пойдёт на всё, чтобы этой славы добиться; другой, к-рому мысленно
оставлена только
справедливость, должен быть лишён всего, в т. ч. и славы справедливости.
Мысленный опыт
Главкона продолжает его брат Адимант: быть справедливым — тяжело и
обременительно, а
несправедливым — легко и приятно; даже признающие справедливость делают это
ввиду пользы,
приносимой славою справедливости при жизни и после смерти (мифы о загробных
воздаяниях); к
тому же, соблюдая поддельные приличия, мы можем обмануть не только людей, но и
богов; поэтому
нужно определить воздействие справедливости как таковой на душу человека и —
независимо от
того, как это оценят люди и боги,— показать, что она — величайшее благо, а
несправедливость —
величайшее зло.
3-я ч. (кн. 2, 368а — кн. 4, 445е): поскольку справедливость и несправедливость
явственней всего
проявляются не в отд. человеке, а в гос-ве, и поскольку гос-во и человеч. душа
имеют аналогичное
строение, Сократ предлагает очерк идеального гос-ва: побудит. причина создания
гос-ва —
многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворить их в
одиночку;
необходимо защищать гос-во, а для защиты — воспитать особое сословие стражей;
средство их вос-
питания — гимнастика и музыка (поэзия); три сословия граждан — правители,
стражи, земледельцы
и ремесленники — соответствуют трём частям души — ра-зумной, аффективной и
вожделеющей,
причём им соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и
сдержанность; 4-я добродетель — справедливость — есть выполнение каждым
соответствующей ему
в гос-ве функции.
4-я ч. (кн. 5—7) — попытка указать средства, позволяющие воплотить идеальное
гос-во в жизнь;
необходимо установить общность жён и детей у стражей, лишить их собственности, с
детства
воспитывать в них воинскую доблесть; во главе гос-ва должны стоять философы, от
природы
способные познавать бытие и истину, достигнуть идеи блага, к-рая, будучи за
пределами бытия, так
же сияет в мире умопостигаемом, как в мире видимом — солнце; путём сравнения
здешнего мира с
пещерой Сократ показывает, насколько трудно обратиться к созерцанию идей
прекрасного, справед-
ливого и доброго; однако это необходимо правителям гос-ва, и направить их к
этому могут искусство
счёта, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.
5-я ч. (кн. 8—9, 576 Ь) посвящена несправедливому обществ. устройству
(тимократия, олигархия,
демократия, тирания). 6-я ч. (кн. 9, 576 b — кн. 10) показывает, что
справедливые счастливее
несправедливых, т. к. они получают большее и более подлинное удовольствие и в
этой и в загробной
жизни (миф о загробном воздаянии — видение Эра).
В «Г.» развито учение Платона об обществе и гос-ве, бытии и познании, изложены
этич., психологич.
и педа-гогич. взгляды. Через весь трактат проходит параллель души и гос-ва:
глядя на идеальный
образец гос-ва, справедливый человек должен задуматься над тем, как ему устроить
самого себя
(592b). Предлагая каждому в собств. душе построить образцы абс. справедливости и
несправедливости, Платон, однако, нарушает заданное им же требование мысленности
эксперимента:
он не только в самом диалоге рассмотрел возможность осуществления идеального
гос-ва, в силу чего
с «Г.» оказалась связанной позднейшая традиция новоевроп. утопии, но и попытался
осуществить его
в действительности (поездка с этой целью в Сицилию), что отличает также его
учеников и
последователей (ср. Аристотеля — воспитателя Александра Македонского, Цицерона-
политика,
Марка Аврелия — философа на троне, Плотина с его проектом Платонополиса,
императора Юлиана
Отступника, последних афинских неоплатоников, отправившихся во главе с Дамаскием
к перс. царю
Хосрову).
По образцу «Г.» Платона написано «Г.» Цицерона (видению Эра соответствует сон
Сципиона,
комментируемый в 5 в. неоплатоником Макробием). Спец. комментарий к «Г.»
составил Прокл. На
араб. яз. в 9 в. «Г.» перевёл Хунайн ибн Исхак. Под влиянием «Г.» написан
«Трактат о взглядах
жителей добродет. города» Фараби. Комментировал «Г.» Ибн Рушд.
Рус. пер. М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Н. Егунова (1971).
• Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii, ed. G. Kroll, t. 1—2,
Lipsiae, 1899—1901; Murphy N. R., The
interpretation of Plato's Republic, Oxf., 1951; Plato's Republic, the Greek
text,ed. with notes and essays by B. Jowett and L.
Campbell, v. 1—3, Oxf., 1953; Averroes' commentary on Plato's Republic, ed.,
introd., transl. and notes by E. I. J. Rosenthal,
Camb., 1956; The Republic of Plato, transl. with introd. and notes by P. M.
Cornford, N.Y.—Oxf., 1958; Nettleship R. L.,
Lectures on the Republic of Plato, L.—?. ?., 19612; The Republic of Plato, ed.
with critical notes, comm., appendices by J.
Adam, v. 1—2, Camb., 19632; Plato. The Republic, with an English transl. by P.
Shorey, rev. red., L.—Camb. (Mass.), 1969;
Plato. The Republic, transl. by A. D. Lindsay, new ed., L., 1976; Platon. Der
Staat, ubers., erlautert v. O. Apelt, Hamb., [1961F;
A n-d e r s s o n T. J., Polis and Psyche.A motif in Plato's Republic, Stockh.,
1971. ??. А. Шичалик. «ГОСУДАРСТВО И
РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в рев о люд и
и», произв. В.И. Ленина о гос-ве,
о диктатуре пролетариата, о со-циалистич. революции, социализме и коммунизме.
Книга создана в период подготовки
???. революции 1917,
ГОСУДАРСТВО 125
когда вопрос о гос-ве приобрёл особенную важность и в теоретич. и в практически-
политич.
отношениях. Характеризуя цель работы, Ленин писал, что «... при неслыханной
распространенности
искажений марксизма наша задача состоит прежде всего ввосстанов-л е н и и
истинного учения
Маркса о государстве» (ПСС, т. 33, с. 4—5). Соответственно в «Г. и р.» Ленин
изложил и рассмотрел
все осн. положения и выводы К. Маркса и Ф. Энгельса о гос-ве, отстоял
марксистскую теорию гос-ва,
в особенности пролет. гос-ва, против оппортунистов из 2-го Интернационала,
развил дальше эту
теорию, обобщив опыт междунар. рабочего движения, опыт революц. борьбы росс.
пролетариата.
Книга написана в условиях подполья в авг.—сент. 1917 на основе материалов
(выписки из соч.
Маркса и Энгельса, а также работ К. Каутского, А. Паннекука, Э. Бернштейна с
замечаниями и
выводами Ленина), подготовленных в Швейцарии в янв.— февр. 1917 (см. там же, с.
121—307).
Впервые издана в мае 1918, в Петрограде. По первонач. плану книга должна была
состоять из семи
глав, но 7-я гл. «Опыт русских революций 1905 и 1917 годов » не была написана.
Сохранился лишь
её план (см. там же, с. 323—24).
В 1-й гл. показывается, что осн. идея марксизма по вопросу об историч. роли и
значении гос-ва
состоит в том, что «государство есть продукт и проявление н е-примиримости
классовых
противоречий» (там же, с. 7), орган классового господства. Поэтому освобождение
угнетённого
класса невозможно без революции, без уничтожения эксплуататорского гос-ва (см.
там же, с. 8), к-
рое заменяется диктатурой пролетариата. Пролет. гос-во отомрёт постепенно (см.
там же, с. 22).
Ленин показал, что положение марксизма о необходимости диктатуры пролетариата и
об отмирании
социа-листич. гос-ва направлено не только против анархистов, но и против
оппортунистов, сеющих
иллюзии о возможности постепенного преобразования капиталистич. общества в
социалистическое
без революции, без переходного периода диктатуры пролетариата.
Во 2-й гл. обосновывается вывод марксизма о необходимости в ходе социалистич.
революции слома
гос. машины буржуазии. Выступая против оппортунистич. извращений марксизма по
вопросу о
диктатуре пролетариата, Ленин подчёркивает, что «марксист лишь тот, кто
распространяет
признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариа-та» (там же, с. 34),
и что «переход от
капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и
разнообразия
политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура
пролетариата» (там же,
с. 35).
В 3-й и 4-й главах Ленин анализирует значение опыта Парижской Коммуны 1871 для
решения
вопроса о том, чем заменить военно-бюрократич. бурж. гос. машину. Указывая на
то, что «коммуна
— первая попытка пролетарской революции р а з б и т ь буржуазную государственную
машину и
„открытая наконец" политическая форма, которою можно и должно з а-м е н и т ь
разбитое» (там же,
с. 56), Ленин далее рассматривает целый ряд конкретных характеристик пролет.
гос-ва (формы
осуществления пролетариатом своей власти, организацию управления пром-стью,
социальное
положение гос. служащих и т. п.), построенного на 'основе принципа демократич.
централизма.
Вместе с тем, характеризуя пролет. гос-во как необходимое условие построения
социализма, Ленин
рассматривает и вопрос об отмирании социалистич. гос-ва, поскольку в ходе
перерастания
социализма в коммунизм будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми,
«...люди
привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без
подчинения»
(там же, с. 83).
126 ГОТАМА
В 5-й гл., анализируя экономич. основы отмирания гос-ва, Ленин развивает и
конкретизирует учение
Маркса и Энгельса о двух фазах коммунистич. общества. Он подчёркивает, что
различия двух фаз
определяются уровнем развития производит. сил, степенью экономич., политич. и
культурной
зрелости нового общества. Роль пролет. гос-ва в течение всего периода до
наступления «высшей»
фазы коммунизма Ленин видел в длительной организац.-хоз. и культурно-воспитат.
деятельности.
«До тех пор,— писал он,—пока наступит „высшая" фаза коммунизма, социалисты
требуют
строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой
труда и мерой
потребления...» (там же, с. 97).
Процесс отмирания гос-ва Ленин связывал с построением высшей фазы коммунизма,
преодолением
противоположности между умств. и физич. трудом, между городом и деревней, с
процессом слияния
наций.
Хотя на протяжении всей работы Ленин неоднократно критиковал любые отступления
от марксизма,
искажения и опошления его, в 6-й гл. он ещё раз возвращается к этой критике,
анализируя
ошибочные взгляды на гос-во Плеханова и «...историю новейшей измены марксизму со
стороны
Каутского, систематический уклон к оппортунизму именно по вопросу о государстве»
(там же, с.
105). При этом в ходе полемики Ленин на основе обобщения революц. опыта рус.
пролетариата
раскрывает классовую сущность Советов, к-рые в ходе социалистич. революции
превращаются в
органы гос. власти (см. там же, с. 114).
Выводы Ленина, сделанные им в работе «Г. и р.», развивающие марксистское учение
о гос-ве и о
путях строительства коммунизма, имеют огромное значение для всех народов,
стремящихся к
коммунизму, для борьбы со всеми разновидностями оппортунизма и ревизионизма. Они
используются и ныне коммунистич. и рабочими партиями в борьбе за демократию и
социализм.
• История философии, т. 5, М., 1961.
ГОТАМА, Г а у т а м а, др.-инд. мыслитель, основатель системы нъяя. Автор
трактата «Ньяя-сутра».
Время жизни неизвестно, возможно жил в нач. н. э. (Нагард-жуна, живший в сер. 2
в., был уже
знаком с отд. понятиями системы ньяя). Иногда авторство «Ньяя-сутры»
приписывается Акшападе
или Г. и Акшападе вместе, но не исключено, что Акшапада — другое имя Г. «Ньяя-
сутра» состоит из
5 книг, в к-рых рассматриваются средства и объекты правильного познания, спор,
или дискуссия,
части силлогизма, наконец, нек-рые актуальные для того времени филос. учения. В
своём учении,
заложившем основы др.-инд. логики, Г. обобщил архаичную практику ведения споров
и дискуссий,
заострив внимание на таких темах, как доказательство, истина, ложные основания,
софистика и т. п.
Комментарием к «Ньяя-сутре» Г. является «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны.
• The Nyaya-Sutras of Gotaraa, trangl. by S. G. Vidyabhusana, Allahabad, 1913;
Nyaya-Sutras of Gotama, ed. by M. Ganganaiha Jha and
D. Shastri, Benares, 1925; Die Nyaya-SOtras, Lpz., 1928.
• см. к ет. Нъяя.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, организованная вооруж. борьба за гос. власть между классами и
социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы. В
классово
антагонистич. обществе Г. в. представляет «... естественное, при известных
обстоятельствах
неизбежное продолжение, развитие и обострение классовой борьбы» (Л е н и н В.
И., ПСС, т. 30, с.
133).
Г. в. возникают на почве социальных кризисов, когда гос. власть уже не в
состоянии «умерять
столкновения» враждебных классов, подавлять «законными» средствами классовых
противников
существующей политич. и обществ. системы (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т.
21, с. 170 и В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 6—7). Условия, порождающие Г. в.,
определяются
расстановкой классовых сил внутри страны и на междунар. арене, и поэтому Г. в.