<< Пред.           стр. 65 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 е, О гос-ве, там же, т. 39; его ж е, О «де-
 мократии» и диктатуре, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;
 Материалы XXV съезда КПСС, М.,
 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Общая теория Г. и права, т. 1—2, Л.,
 1968—74; Бурлацкий Ф. М.,
 Ленин, Г., политика, М., 1970. См. также Демократия. Ф. М. Бурлацкий.
 «ГОСУДАРСТВО», или «О справедливости», диалог Платона, состоящий из 10 книг.
 Большая часть
 кн. 1 (за исключением введения-рамки), по-видимому, представляет собой диалог
 раннего периода,
 называемый иногда «Фрасимах». Кн. 2—10 относятся к зрелому периоду (написаны
 после «Федона»,
 но до «Теэтета», завершены к 374 до н. э.). Гл. участники диалога — Сократ,
 Кефал, Главков,
 Адимант и Полемарх. Диалог последовательно развивает единую тему — «о
 справедливости»; с этой
 т. зр. его можно разделить на шесть частей.
 В 1-й ч. (кн. 1) — постановка вопроса о справедливости и невозможность его
 разрешить методами
 традиц. сократовского определения понятий. Поэтому во 2-й ч. (кн. 2, 357а—367е)
 собеседники
 приходят к необходимости найти особый метод исследования: мысленный эксперимент.
 Провоцируя
 Сократа, Главкон предпринимает такое рассуждение: справедливость — условность, с
 к-рой мирится
 тот, кто, не имея сил и не смея творить несправедливость, хотел бы по
 возможности не испытывать
 зла от чужой несправедливости; если дать полную волю справедливому и
 несправедливому, они
 будут вести себя одинаково — несправедливо, при этом за несправедливым — в
 качестве
 величайшей несправедливости — следует закрепить славу человека величайшей
 справедливости,
 поскольку он пойдёт на всё, чтобы этой славы добиться; другой, к-рому мысленно
 оставлена только
 справедливость, должен быть лишён всего, в т. ч. и славы справедливости.
 Мысленный опыт
 Главкона продолжает его брат Адимант: быть справедливым — тяжело и
 обременительно, а
 несправедливым — легко и приятно; даже признающие справедливость делают это
 ввиду пользы,
 приносимой славою справедливости при жизни и после смерти (мифы о загробных
 воздаяниях); к
 тому же, соблюдая поддельные приличия, мы можем обмануть не только людей, но и
 богов; поэтому
 нужно определить воздействие справедливости как таковой на душу человека и —
 независимо от
 того, как это оценят люди и боги,— показать, что она — величайшее благо, а
 несправедливость —
 величайшее зло.
 3-я ч. (кн. 2, 368а — кн. 4, 445е): поскольку справедливость и несправедливость
 явственней всего
 проявляются не в отд. человеке, а в гос-ве, и поскольку гос-во и человеч. душа
 имеют аналогичное
 строение, Сократ предлагает очерк идеального гос-ва: побудит. причина создания
 гос-ва —
 многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворить их в
 одиночку;
 необходимо защищать гос-во, а для защиты — воспитать особое сословие стражей;
 средство их вос-
 питания — гимнастика и музыка (поэзия); три сословия граждан — правители,
 стражи, земледельцы
 и ремесленники — соответствуют трём частям души — ра-зумной, аффективной и
 вожделеющей,
 причём им соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и
 сдержанность; 4-я добродетель — справедливость — есть выполнение каждым
 соответствующей ему
 в гос-ве функции.
 4-я ч. (кн. 5—7) — попытка указать средства, позволяющие воплотить идеальное
 гос-во в жизнь;
 необходимо установить общность жён и детей у стражей, лишить их собственности, с
 детства
 воспитывать в них воинскую доблесть; во главе гос-ва должны стоять философы, от
 природы
 способные познавать бытие и истину, достигнуть идеи блага, к-рая, будучи за
 пределами бытия, так
 же сияет в мире умопостигаемом, как в мире видимом — солнце; путём сравнения
 здешнего мира с
 пещерой Сократ показывает, насколько трудно обратиться к созерцанию идей
 прекрасного, справед-
 ливого и доброго; однако это необходимо правителям гос-ва, и направить их к
 этому могут искусство
 счёта, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.
 5-я ч. (кн. 8—9, 576 Ь) посвящена несправедливому обществ. устройству
 (тимократия, олигархия,
 демократия, тирания). 6-я ч. (кн. 9, 576 b — кн. 10) показывает, что
 справедливые счастливее
 несправедливых, т. к. они получают большее и более подлинное удовольствие и в
 этой и в загробной
 жизни (миф о загробном воздаянии — видение Эра).
 В «Г.» развито учение Платона об обществе и гос-ве, бытии и познании, изложены
 этич., психологич.
 и педа-гогич. взгляды. Через весь трактат проходит параллель души и гос-ва:
 глядя на идеальный
 образец гос-ва, справедливый человек должен задуматься над тем, как ему устроить
 самого себя
 (592b). Предлагая каждому в собств. душе построить образцы абс. справедливости и
 несправедливости, Платон, однако, нарушает заданное им же требование мысленности
 эксперимента:
 он не только в самом диалоге рассмотрел возможность осуществления идеального
 гос-ва, в силу чего
 с «Г.» оказалась связанной позднейшая традиция новоевроп. утопии, но и попытался
 осуществить его
 в действительности (поездка с этой целью в Сицилию), что отличает также его
 учеников и
 последователей (ср. Аристотеля — воспитателя Александра Македонского, Цицерона-
 политика,
 Марка Аврелия — философа на троне, Плотина с его проектом Платонополиса,
 императора Юлиана
 Отступника, последних афинских неоплатоников, отправившихся во главе с Дамаскием
 к перс. царю
 Хосрову).
 По образцу «Г.» Платона написано «Г.» Цицерона (видению Эра соответствует сон
 Сципиона,
 комментируемый в 5 в. неоплатоником Макробием). Спец. комментарий к «Г.»
 составил Прокл. На
 араб. яз. в 9 в. «Г.» перевёл Хунайн ибн Исхак. Под влиянием «Г.» написан
 «Трактат о взглядах
 жителей добродет. города» Фараби. Комментировал «Г.» Ибн Рушд.
 Рус. пер. М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Н. Егунова (1971).
 • Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii, ed. G. Kroll, t. 1—2,
 Lipsiae, 1899—1901; Murphy N. R., The
 interpretation of Plato's Republic, Oxf., 1951; Plato's Republic, the Greek
 text,ed. with notes and essays by B. Jowett and L.
 Campbell, v. 1—3, Oxf., 1953; Averroes' commentary on Plato's Republic, ed.,
 introd., transl. and notes by E. I. J. Rosenthal,
 Camb., 1956; The Republic of Plato, transl. with introd. and notes by P. M.
 Cornford, N.Y.—Oxf., 1958; Nettleship R. L.,
 Lectures on the Republic of Plato, L.—?. ?., 19612; The Republic of Plato, ed.
 with critical notes, comm., appendices by J.
 Adam, v. 1—2, Camb., 19632; Plato. The Republic, with an English transl. by P.
 Shorey, rev. red., L.—Camb. (Mass.), 1969;
 Plato. The Republic, transl. by A. D. Lindsay, new ed., L., 1976; Platon. Der
 Staat, ubers., erlautert v. O. Apelt, Hamb., [1961F;
 A n-d e r s s o n T. J., Polis and Psyche.A motif in Plato's Republic, Stockh.,
 1971. ??. А. Шичалик. «ГОСУДАРСТВО И
 РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в рев о люд и
 и», произв. В.И. Ленина о гос-ве,
 о диктатуре пролетариата, о со-циалистич. революции, социализме и коммунизме.
 Книга создана в период подготовки
 ???. революции 1917,
 ГОСУДАРСТВО 125
 когда вопрос о гос-ве приобрёл особенную важность и в теоретич. и в практически-
 политич.
 отношениях. Характеризуя цель работы, Ленин писал, что «... при неслыханной
 распространенности
 искажений марксизма наша задача состоит прежде всего ввосстанов-л е н и и
 истинного учения
 Маркса о государстве» (ПСС, т. 33, с. 4—5). Соответственно в «Г. и р.» Ленин
 изложил и рассмотрел
 все осн. положения и выводы К. Маркса и Ф. Энгельса о гос-ве, отстоял
 марксистскую теорию гос-ва,
 в особенности пролет. гос-ва, против оппортунистов из 2-го Интернационала,
 развил дальше эту
 теорию, обобщив опыт междунар. рабочего движения, опыт революц. борьбы росс.
 пролетариата.
 Книга написана в условиях подполья в авг.—сент. 1917 на основе материалов
 (выписки из соч.
 Маркса и Энгельса, а также работ К. Каутского, А. Паннекука, Э. Бернштейна с
 замечаниями и
 выводами Ленина), подготовленных в Швейцарии в янв.— февр. 1917 (см. там же, с.
 121—307).
 Впервые издана в мае 1918, в Петрограде. По первонач. плану книга должна была
 состоять из семи
 глав, но 7-я гл. «Опыт русских революций 1905 и 1917 годов » не была написана.
 Сохранился лишь
 её план (см. там же, с. 323—24).
 В 1-й гл. показывается, что осн. идея марксизма по вопросу об историч. роли и
 значении гос-ва
 состоит в том, что «государство есть продукт и проявление н е-примиримости
 классовых
 противоречий» (там же, с. 7), орган классового господства. Поэтому освобождение
 угнетённого
 класса невозможно без революции, без уничтожения эксплуататорского гос-ва (см.
 там же, с. 8), к-
 рое заменяется диктатурой пролетариата. Пролет. гос-во отомрёт постепенно (см.
 там же, с. 22).
 Ленин показал, что положение марксизма о необходимости диктатуры пролетариата и
 об отмирании
 социа-листич. гос-ва направлено не только против анархистов, но и против
 оппортунистов, сеющих
 иллюзии о возможности постепенного преобразования капиталистич. общества в
 социалистическое
 без революции, без переходного периода диктатуры пролетариата.
 Во 2-й гл. обосновывается вывод марксизма о необходимости в ходе социалистич.
 революции слома
 гос. машины буржуазии. Выступая против оппортунистич. извращений марксизма по
 вопросу о
 диктатуре пролетариата, Ленин подчёркивает, что «марксист лишь тот, кто
 распространяет
 признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариа-та» (там же, с. 34),
 и что «переход от
 капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и
 разнообразия
 политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура
 пролетариата» (там же,
 с. 35).
 В 3-й и 4-й главах Ленин анализирует значение опыта Парижской Коммуны 1871 для
 решения
 вопроса о том, чем заменить военно-бюрократич. бурж. гос. машину. Указывая на
 то, что «коммуна
 — первая попытка пролетарской революции р а з б и т ь буржуазную государственную
 машину и
 „открытая наконец" политическая форма, которою можно и должно з а-м е н и т ь
 разбитое» (там же,
 с. 56), Ленин далее рассматривает целый ряд конкретных характеристик пролет.
 гос-ва (формы
 осуществления пролетариатом своей власти, организацию управления пром-стью,
 социальное
 положение гос. служащих и т. п.), построенного на 'основе принципа демократич.
 централизма.
 Вместе с тем, характеризуя пролет. гос-во как необходимое условие построения
 социализма, Ленин
 рассматривает и вопрос об отмирании социалистич. гос-ва, поскольку в ходе
 перерастания
 социализма в коммунизм будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми,
 «...люди
 привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без
 подчинения»
 (там же, с. 83).
 126 ГОТАМА
 В 5-й гл., анализируя экономич. основы отмирания гос-ва, Ленин развивает и
 конкретизирует учение
 Маркса и Энгельса о двух фазах коммунистич. общества. Он подчёркивает, что
 различия двух фаз
 определяются уровнем развития производит. сил, степенью экономич., политич. и
 культурной
 зрелости нового общества. Роль пролет. гос-ва в течение всего периода до
 наступления «высшей»
 фазы коммунизма Ленин видел в длительной организац.-хоз. и культурно-воспитат.
 деятельности.
 «До тех пор,— писал он,—пока наступит „высшая" фаза коммунизма, социалисты
 требуют
 строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой
 труда и мерой
 потребления...» (там же, с. 97).
 Процесс отмирания гос-ва Ленин связывал с построением высшей фазы коммунизма,
 преодолением
 противоположности между умств. и физич. трудом, между городом и деревней, с
 процессом слияния
 наций.
 Хотя на протяжении всей работы Ленин неоднократно критиковал любые отступления
 от марксизма,
 искажения и опошления его, в 6-й гл. он ещё раз возвращается к этой критике,
 анализируя
 ошибочные взгляды на гос-во Плеханова и «...историю новейшей измены марксизму со
 стороны
 Каутского, систематический уклон к оппортунизму именно по вопросу о государстве»
 (там же, с.
 105). При этом в ходе полемики Ленин на основе обобщения революц. опыта рус.
 пролетариата
 раскрывает классовую сущность Советов, к-рые в ходе социалистич. революции
 превращаются в
 органы гос. власти (см. там же, с. 114).
 Выводы Ленина, сделанные им в работе «Г. и р.», развивающие марксистское учение
 о гос-ве и о
 путях строительства коммунизма, имеют огромное значение для всех народов,
 стремящихся к
 коммунизму, для борьбы со всеми разновидностями оппортунизма и ревизионизма. Они
 используются и ныне коммунистич. и рабочими партиями в борьбе за демократию и
 социализм.
 • История философии, т. 5, М., 1961.
 ГОТАМА, Г а у т а м а, др.-инд. мыслитель, основатель системы нъяя. Автор
 трактата «Ньяя-сутра».
 Время жизни неизвестно, возможно жил в нач. н. э. (Нагард-жуна, живший в сер. 2
 в., был уже
 знаком с отд. понятиями системы ньяя). Иногда авторство «Ньяя-сутры»
 приписывается Акшападе
 или Г. и Акшападе вместе, но не исключено, что Акшапада — другое имя Г. «Ньяя-
 сутра» состоит из
 5 книг, в к-рых рассматриваются средства и объекты правильного познания, спор,
 или дискуссия,
 части силлогизма, наконец, нек-рые актуальные для того времени филос. учения. В
 своём учении,
 заложившем основы др.-инд. логики, Г. обобщил архаичную практику ведения споров
 и дискуссий,
 заострив внимание на таких темах, как доказательство, истина, ложные основания,
 софистика и т. п.
 Комментарием к «Ньяя-сутре» Г. является «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны.
 • The Nyaya-Sutras of Gotaraa, trangl. by S. G. Vidyabhusana, Allahabad, 1913;
 Nyaya-Sutras of Gotama, ed. by M. Ganganaiha Jha and
 D. Shastri, Benares, 1925; Die Nyaya-SOtras, Lpz., 1928.
 • см. к ет. Нъяя.
 ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, организованная вооруж. борьба за гос. власть между классами и
 социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы. В
 классово
 антагонистич. обществе Г. в. представляет «... естественное, при известных
 обстоятельствах
 неизбежное продолжение, развитие и обострение классовой борьбы» (Л е н и н В.
 И., ПСС, т. 30, с.
 133).
 Г. в. возникают на почве социальных кризисов, когда гос. власть уже не в
 состоянии «умерять
 столкновения» враждебных классов, подавлять «законными» средствами классовых
 противников
 существующей политич. и обществ. системы (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т.
 21, с. 170 и В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 6—7). Условия, порождающие Г. в.,
 определяются
 расстановкой классовых сил внутри страны и на междунар. арене, и поэтому Г. в.

<< Пред.           стр. 65 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу