<< Пред.           стр. 66 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 могут сочетать
 ся с войнами между гос-вами, с борьбой против иностр. интервенции и нац.-
 освободит. борьбой. Для
 эпох социальной революции характерны Г. в., в к-рых воюющими сторонами являются
 прогрессивные и реакц. классы, угнетённые и угнетатели. В антагонистич. обществ.
 формациях
 бывают, однако, и такие Г. в., в к-рых друг другу противостоят различные
 группировки господств.
 классов (напр., Г. в. периода падения Римской республики, война Алой и Белой
 розы в Англии).
 Историч. типы и формы Г. в. многообразны: восстания рабов, крест. войны, партиз.
 войны, вооруж.
 борьба народа против пр-ва и т. п. Для эпохи пролет. революции характерно, как
 указывал В. И.
 Ленин, появление более высоких и сложных форм «...продолжительной, охватывающей
 всю страну
 гражданской войны, т. е. вооруженной борьбы менаду двумя частями народа» (там
 же, т. 14, с. 11). В
 таких войнах происходит, как правило, разделение территории гос-ва между
 воюющими сторонами,
 каждая из к-рых имеет свой аппарат для ведения воен. действий, организации
 армии, политич.
 управления.
 Рабочий класс заинтересован в свержении господства монополистич. капитала и
 подавлении
 сопротивления контрреволюц. сил, не доводя дела до Г. в. Марксизм-ленинизм
 отвергает требование
 Г. в. «при любых условиях», выдвигаемое доктринёрами и догматиками, бланкизмом,
 «левым»
 ревизионизмом. Возникновение Г. в. зависит от силы сопротивления реакц. классов,
 к-рые
 обыкновенно первыми прибегают к ней (см. В. И. Ленин, там же, т. 11, с. 123). В
 таких условиях
 завоевать власть, подавить контрреволюц. мятежи можно лить организованной
 вооруж. борьбой
 рабочего класса и его союзников. С усилением репрессивного военно-полицейского
 аппарата, ростом
 милитаризма в капиталистич. странах, развитием воен. техники успех в Г. в. в
 решающей степени
 зависит от организованности нар. масс и перехода войск на сторону революции.
 В СССР и нек-рых др. странах власть пролетариата утвердилась в результате Г. в.
 Однако в ряде др.
 социалистич. стран рабочий класс установил свою власть без Г. в. В совр.
 условиях в ряде
 капиталистич. стран рабочий класс имеет возможность осуществить революц.
 преобразование
 общества без Г. в., иными средствами классовой борьбы, подавления сопротивления
 монополистич.
 буржуазии. Это не исключает того, что с изменением конкретной ситуации в той или
 иной стране Г.
 в. может стать на определ. этапе гл. формой борьбы за социализм. См. лит. к
 статьям Вооружённое
 восстание, Буржуазная революция, Национально-освободительная революция,
 Социалистическая
 революция. «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ. В о з-звание Генерального Совета Меж-
 дународного Товарищества Pабо-чих», произв. К.Маркса, в к-ром на основе
 обобщения историч.
 опыта Парижской Коммуны 1871 была развита марксистская теория классовой борьбы,
 революции,
 гос-ва и диктатуры пролетариата. Написано в апр.— мае, опубликовано в июне 1871
 в форме воззва-
 ния Ген. совета 1-го Интернационала, в 1871—72 переведено на ряд языков (в т. ч.
 на рус. яз.) и
 издано в разных странах. В теоретич. отношении наиболее важной является 3-я
 глава.
 Анализируя события первой пролет. революции, Маркс раскрыл сущность Парижской
 Коммуны: «Ее
 настоящей тайной было вот что: она была, по сути дела, правительством рабочего
 класса,
 результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она
 была открытой,
 наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое
 освобождение
 труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 346). Переиздавая в 1891 «Г. в.
 во Ф.», Энгельс в своём
 введении, датированном днём двадцатой годовщины Парижской Коммуны, также
 подчёркивал: «Это
 была диктатура пролетариата» (там же, т. 22, с. 201).
 В «Г. в. во Ф.» Маркс существенно развил дальше положение о необходимости слома
 бурж. гос.
 машины, впервые сформулированное им в работе «Восемнадцатое брюмера Луи
 Бонапарта» (1851—
 52): 1) он конкретизирует теперь само понятие слома, дифференцирует этот сложный
 процесс:
 «Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой
 правительственной власти,
 ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы
 стоять над
 обществом, и передать ответственным слугам общества» (там же, т. 17, с. 344);
 различая
 правомерные и чисто угнетательские функции гос-ва, Маркс углубляет понимание его
 классовой
 сущности; 2) в характерных чертах зарождающегося пролет. гос-ва он увидел теперь
 ту политич.
 форму, к-рая должна заменить разбитую гос. машину буржуазии; это должно быть
 гос-во типа
 Парижской Коммуны.
 Маркс развивает здесь высказанную ещё в «Немецкой идеологии» мысль о революции
 как
 двуедином процессе изменения обстоятельств и самих людей (см. там же, с. 347). В
 черновых
 набросках Маркс обращает внимание на тот факт, что возникшее пролет. гос-во не
 устраняет сразу
 классовой борьбы, но оно создаёт условия, при к-рых «...эта классовая борьба
 может проходить через
 свои различные фазы наиболее рациональным и гуманным путем»; высказывает важную
 мысль о
 необходимости «...гармоничной национальной и интернациональной координации
 общественных
 форм производства» (там же, с. 553).
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 317—70; 497—616, т. 22, с. 189—201;
 Ленин В. П., Гос-во и революция, ПСС, т.
 33, гл. 3 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс. Биография, М.,
 1973г, гл. 12; Марксистская философия в
 19 веке, кн. 2, М., 1979, гл. 11.
 ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алее, о. Сардиния,— 27.4.1937, Рим),
 основатель и
 руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марксист. В 1913 вступил в
 Итальянскую
 социалистическую партию.
 Идеи ленинизма и ???. революции 1917 оказали решающее влияние на теоретич. и
 практич.
 деятельность Г. На Ливорнском съезде (1921) Социалистич. партии Г. и П. Тольятти
 и возглавленное
 ими левое крыло пар- · тии порвали с реформистами и максималистами, с оппор-
 тунистич.
 большинством партии и основали Коммунис-тич. партию Италии (КПИ). В 1922—23 Г.
 был делега-
 том от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Союзе. 8 нояб. 1926 фашисты
 арестовали Г. и
 сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного
 заключения (затем
 в результате неск. амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Большую
 часть
 заключения Г. провёл в тюрьме Тури (ок. Бари), написав там 7 томов т. н.
 «Тюремных тетрадей».
 Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через неск. дней после
 формального
 освобождения Г. скончался.
 Науч. интересы Г. были весьма разносторонними. Он занимался вопросами философии,
 истории,
 истории лит-ры, эстетики, социологии, политэкономии. В своих филос. работах Г.
 стремился дать
 изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения, расценивая
 марксизм как
 «философию практики», как новую фазу в развитии мировой мысли, превосходящую все
 предыдущие. Особое внимание он уделял проблемам историч. материализма,
 подчёркивая значение
 диалектич. метода для их разрешения.
 Г. считал нар. массы гл. двигателем историч. процесса, а прогресс в их жизни —
 критерием историч.
 прогресса вообще, критиковал бурж. концепцию «извечной пассивности масс».
 История идеологий,
 по Г., это картина движения нар. масс от стихийности к сознательности, она
 отражает практич.
 деятельность народа, его участие в классовой борьбе.
 ГРАМШИ 127
 Анализируя взаимоотношения базиса и надстройки и роль интеллигенции при
 капитализме, Г. в установ-
 лении единства между рабочим классом и интеллигенцией видел одно из гл. отличий
 марксизма от бурж.
 филос. систем, и, в частности, от философии Б. Кроче, к-рый стремился спасти
 «высокую культуру»,
 отделив её от политики и от масс. В критике гегелевского исто-рич. идеализма и
 филос. учения Кроче Г. в
 первую очередь исходил из идеи гегемонии пролетариата. Идущий к захвату власти,
 к созданию «гос-ва
 нового типа», т. е. к своей диктатуре, пролетариат ещё до утверждения своего
 господства должен
 становиться всё более влиятельным в идеологич., политич. и экономич. жизни
 страны. Разрабатывая
 учение о гегемонии пролетариата Г. обращал особое внимание на проблему духовного
 и нравств.
 руководства пролетариатом массами и обществом. Превращение пролетариата в
 господствующий класс
 создаёт условия для культурной революции. Г. отстаивал идею общественно-активной
 роли иск-ва,
 ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против
 вульгаризации этих принципов,
 навязывания иск-ву его предмета, метода и задач.
 В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи
 Возрождения, франц.
 материализма 18 в., критике неопозитивизма и неокантианства. Труды Г.
 содействовали формированию в
 Италии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для
 деятельности итал.
 рабочего класса и междунар. коммунистич. движения. fB рус. пер.: Избр.
 произв., т. 1—3, М., 1957—
 59; О лит-ре иск-ве, М., 1967.
 • Аликата М., А. Г.— основатель Итал. коммунистич. партии, [пер. с итал.], М.,
 1957; Францев Ю. П., Г. и проблема
 идейного воспитания масс, в сб.: 40 лет Итал. коммунистич. партии, М., 1961;
 Лопухов Б. Р., А. Г., М., 1963; Г о л ем б а
 А. Г., М., 1968; Григорьева И. В., Ист. взгляды А. Г·, М., 1978.
 ГРЕХ, в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или
 мыслью воли бога.
 Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как
 бы физич. заразы или
 нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов-табу); теология
 выделяет «первородный» Г.
 первых людей, последствия к-рого наследуются их потомками. Формализованное
 учение о пределах и
 мере Г. в каждой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см.
 Казуистика).
 ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назиан-зин (????????? о ???????? ??? ???????????)
 (ок.330, близ
 Назианза, Каппадокия в М. Азии,— ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк.
 деятель, поэт, один из
 виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим
 и Григорием Нис-
 ским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы
 платоновской
 идеа-листич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней
 познания бога в
 терминах философии. Активно участвовал в тринитарных спорах, подготавливая
 стабилизацию
 ортодоксальной догмы. Авто-биографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О
 страданиях моей
 души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду,
 что и «Исповедь»
 Августина.
 * в кн.: Migne PG, t. 35—38; Briefe, hrsg. v. P. Gallay, .,
 1969; в рус. пер.—Творения, т. 1—6, M., 1844—68; в
 кн.: Памятники визант. лит-ры 4—9 вв., М., 1968, с. 70—83.
 • Виноградов Н., Догматич. учение св. Г. Б., Казань, 1887; F l e u r у E.,
 Hellenisme et Christianisme. S. Gregoire de
 Nazianze et son temps, P., 1930; P l a g n i e u ? J., S. Gregoire de Nazianze
 theologien, P., 1952.
 ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (????????? ? ??????) (ок. 335, Кесария,— ок. 394, Ниса), церк.
 писатель, один из
 виднейших представителей греч. патристики. Брат
 Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок
 церк. деятелей и
 128 ГРЕХ
 мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь, с
 371 епископ г. Ниса
 (М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н.
 сложилось под
 определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и
 тяготение к филос.
 спекуляции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной позиции (так, он вслед за
 Оригеном и в
 противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и конечном
 просветлении всех
 согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания
 сфер философии и
 богословия; как и Ориген, Г. Н. широко пользовался вольным иносказательным
 толкованием Библии.
 Наибольшей оригинальностью отличается антропология Г. Н.; она исходит не из идеи
 индивида, а из идеи
 человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность к-
 рой усматривается в
 интеллекте (см. Плерома).
 * Opera, v. 1—2, В., 1921; то ж e, v. 1—8, Leiden, 1958—64. Несмелое В.
 И., Догматич. система Г. Н., Казань,
 1887; Daniel он I., Platonisme et theologie mystique, P., 1954; V o l k e
 r W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden,
 1955.
 ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (????????? ???????) (1296, Константинополь,— 14.11.1359,
 Салоники), визант.
 богослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма,
 давший ему филос.
 оформление. В полемике с представителями теологич. рационализма (Варлаам
 Калабрийский, Акиндин)
 отстаивал тезис, согласно к-рому аскет-исихаст в состоянии экстаза
 непосредственно воспринимает
 несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. Фаворский свет, к-рый,
 согласно Евангелию, видели
 апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич.
 диалектики Аристотеля
 учение о различии сущности бога и его «энергий», или самовыявлений: сущность
 пребывает в себе и
 недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом,
 что «простота» и
 неделимость божества при этом не нарушается и единство сущности остаётся
 единством в многообразии
 энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктриной
 визант. церкви.
 Антропология Г. П. включает сложные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.— такое
 «просветление» духа,
 к-рое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух
 богоподобен именно в силу
 своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов.
 Г. П. оказал сильное
 влияние на традицию поздневизант. мистики.
 • в кн.: Migne PG, t. 150; в рус. пер.— Три творения, Новгород, 1895; в кн.:
 Памятники визант. лит-ры 9—14 вв., М.,
 1969, с. 366—74.
 • Кривошеий В., Аскетич. и богословское учение св. Гр. П., в сб.: Seminariurn
 Kondakovianum VIII, Praha, 1936, s. 99—
 154; Meyendorff J., Introduction a Petude de Gregoire Palamas, P., 1959.
 ГРИН (Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йоркшир,— 26.3.1882, Оксфорд), англ.
 философ-идеалист,
 представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в
 особенности философии Гегеля,
 выступил против господствовавшего в Великобритании позитивизма (Дж. Милль,
 Спенсер), призывая от
 традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к философии абс. идеализма. Г.
 утверждал, что действитель-
 ность — это система отношений, продуцируемая «всеобщим сознанием», богом, по

<< Пред.           стр. 66 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу