<< Пред. стр. 66 (из 449) След. >>
могут сочетаться с войнами между гос-вами, с борьбой против иностр. интервенции и нац.-
освободит. борьбой. Для
эпох социальной революции характерны Г. в., в к-рых воюющими сторонами являются
прогрессивные и реакц. классы, угнетённые и угнетатели. В антагонистич. обществ.
формациях
бывают, однако, и такие Г. в., в к-рых друг другу противостоят различные
группировки господств.
классов (напр., Г. в. периода падения Римской республики, война Алой и Белой
розы в Англии).
Историч. типы и формы Г. в. многообразны: восстания рабов, крест. войны, партиз.
войны, вооруж.
борьба народа против пр-ва и т. п. Для эпохи пролет. революции характерно, как
указывал В. И.
Ленин, появление более высоких и сложных форм «...продолжительной, охватывающей
всю страну
гражданской войны, т. е. вооруженной борьбы менаду двумя частями народа» (там
же, т. 14, с. 11). В
таких войнах происходит, как правило, разделение территории гос-ва между
воюющими сторонами,
каждая из к-рых имеет свой аппарат для ведения воен. действий, организации
армии, политич.
управления.
Рабочий класс заинтересован в свержении господства монополистич. капитала и
подавлении
сопротивления контрреволюц. сил, не доводя дела до Г. в. Марксизм-ленинизм
отвергает требование
Г. в. «при любых условиях», выдвигаемое доктринёрами и догматиками, бланкизмом,
«левым»
ревизионизмом. Возникновение Г. в. зависит от силы сопротивления реакц. классов,
к-рые
обыкновенно первыми прибегают к ней (см. В. И. Ленин, там же, т. 11, с. 123). В
таких условиях
завоевать власть, подавить контрреволюц. мятежи можно лить организованной
вооруж. борьбой
рабочего класса и его союзников. С усилением репрессивного военно-полицейского
аппарата, ростом
милитаризма в капиталистич. странах, развитием воен. техники успех в Г. в. в
решающей степени
зависит от организованности нар. масс и перехода войск на сторону революции.
В СССР и нек-рых др. странах власть пролетариата утвердилась в результате Г. в.
Однако в ряде др.
социалистич. стран рабочий класс установил свою власть без Г. в. В совр.
условиях в ряде
капиталистич. стран рабочий класс имеет возможность осуществить революц.
преобразование
общества без Г. в., иными средствами классовой борьбы, подавления сопротивления
монополистич.
буржуазии. Это не исключает того, что с изменением конкретной ситуации в той или
иной стране Г.
в. может стать на определ. этапе гл. формой борьбы за социализм. См. лит. к
статьям Вооружённое
восстание, Буржуазная революция, Национально-освободительная революция,
Социалистическая
революция. «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ. В о з-звание Генерального Совета Меж-
дународного Товарищества Pабо-чих», произв. К.Маркса, в к-ром на основе
обобщения историч.
опыта Парижской Коммуны 1871 была развита марксистская теория классовой борьбы,
революции,
гос-ва и диктатуры пролетариата. Написано в апр.— мае, опубликовано в июне 1871
в форме воззва-
ния Ген. совета 1-го Интернационала, в 1871—72 переведено на ряд языков (в т. ч.
на рус. яз.) и
издано в разных странах. В теоретич. отношении наиболее важной является 3-я
глава.
Анализируя события первой пролет. революции, Маркс раскрыл сущность Парижской
Коммуны: «Ее
настоящей тайной было вот что: она была, по сути дела, правительством рабочего
класса,
результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она
была открытой,
наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое
освобождение
труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 346). Переиздавая в 1891 «Г. в.
во Ф.», Энгельс в своём
введении, датированном днём двадцатой годовщины Парижской Коммуны, также
подчёркивал: «Это
была диктатура пролетариата» (там же, т. 22, с. 201).
В «Г. в. во Ф.» Маркс существенно развил дальше положение о необходимости слома
бурж. гос.
машины, впервые сформулированное им в работе «Восемнадцатое брюмера Луи
Бонапарта» (1851—
52): 1) он конкретизирует теперь само понятие слома, дифференцирует этот сложный
процесс:
«Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой
правительственной власти,
ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы
стоять над
обществом, и передать ответственным слугам общества» (там же, т. 17, с. 344);
различая
правомерные и чисто угнетательские функции гос-ва, Маркс углубляет понимание его
классовой
сущности; 2) в характерных чертах зарождающегося пролет. гос-ва он увидел теперь
ту политич.
форму, к-рая должна заменить разбитую гос. машину буржуазии; это должно быть
гос-во типа
Парижской Коммуны.
Маркс развивает здесь высказанную ещё в «Немецкой идеологии» мысль о революции
как
двуедином процессе изменения обстоятельств и самих людей (см. там же, с. 347). В
черновых
набросках Маркс обращает внимание на тот факт, что возникшее пролет. гос-во не
устраняет сразу
классовой борьбы, но оно создаёт условия, при к-рых «...эта классовая борьба
может проходить через
свои различные фазы наиболее рациональным и гуманным путем»; высказывает важную
мысль о
необходимости «...гармоничной национальной и интернациональной координации
общественных
форм производства» (там же, с. 553).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 317—70; 497—616, т. 22, с. 189—201;
Ленин В. П., Гос-во и революция, ПСС, т.
33, гл. 3 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс. Биография, М.,
1973г, гл. 12; Марксистская философия в
19 веке, кн. 2, М., 1979, гл. 11.
ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алее, о. Сардиния,— 27.4.1937, Рим),
основатель и
руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марксист. В 1913 вступил в
Итальянскую
социалистическую партию.
Идеи ленинизма и ???. революции 1917 оказали решающее влияние на теоретич. и
практич.
деятельность Г. На Ливорнском съезде (1921) Социалистич. партии Г. и П. Тольятти
и возглавленное
ими левое крыло пар- · тии порвали с реформистами и максималистами, с оппор-
тунистич.
большинством партии и основали Коммунис-тич. партию Италии (КПИ). В 1922—23 Г.
был делега-
том от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Союзе. 8 нояб. 1926 фашисты
арестовали Г. и
сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного
заключения (затем
в результате неск. амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Большую
часть
заключения Г. провёл в тюрьме Тури (ок. Бари), написав там 7 томов т. н.
«Тюремных тетрадей».
Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через неск. дней после
формального
освобождения Г. скончался.
Науч. интересы Г. были весьма разносторонними. Он занимался вопросами философии,
истории,
истории лит-ры, эстетики, социологии, политэкономии. В своих филос. работах Г.
стремился дать
изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения, расценивая
марксизм как
«философию практики», как новую фазу в развитии мировой мысли, превосходящую все
предыдущие. Особое внимание он уделял проблемам историч. материализма,
подчёркивая значение
диалектич. метода для их разрешения.
Г. считал нар. массы гл. двигателем историч. процесса, а прогресс в их жизни —
критерием историч.
прогресса вообще, критиковал бурж. концепцию «извечной пассивности масс».
История идеологий,
по Г., это картина движения нар. масс от стихийности к сознательности, она
отражает практич.
деятельность народа, его участие в классовой борьбе.
ГРАМШИ 127
Анализируя взаимоотношения базиса и надстройки и роль интеллигенции при
капитализме, Г. в установ-
лении единства между рабочим классом и интеллигенцией видел одно из гл. отличий
марксизма от бурж.
филос. систем, и, в частности, от философии Б. Кроче, к-рый стремился спасти
«высокую культуру»,
отделив её от политики и от масс. В критике гегелевского исто-рич. идеализма и
филос. учения Кроче Г. в
первую очередь исходил из идеи гегемонии пролетариата. Идущий к захвату власти,
к созданию «гос-ва
нового типа», т. е. к своей диктатуре, пролетариат ещё до утверждения своего
господства должен
становиться всё более влиятельным в идеологич., политич. и экономич. жизни
страны. Разрабатывая
учение о гегемонии пролетариата Г. обращал особое внимание на проблему духовного
и нравств.
руководства пролетариатом массами и обществом. Превращение пролетариата в
господствующий класс
создаёт условия для культурной революции. Г. отстаивал идею общественно-активной
роли иск-ва,
ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против
вульгаризации этих принципов,
навязывания иск-ву его предмета, метода и задач.
В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи
Возрождения, франц.
материализма 18 в., критике неопозитивизма и неокантианства. Труды Г.
содействовали формированию в
Италии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для
деятельности итал.
рабочего класса и междунар. коммунистич. движения. fB рус. пер.: Избр.
произв., т. 1—3, М., 1957—
59; О лит-ре иск-ве, М., 1967.
• Аликата М., А. Г.— основатель Итал. коммунистич. партии, [пер. с итал.], М.,
1957; Францев Ю. П., Г. и проблема
идейного воспитания масс, в сб.: 40 лет Итал. коммунистич. партии, М., 1961;
Лопухов Б. Р., А. Г., М., 1963; Г о л ем б а
А. Г., М., 1968; Григорьева И. В., Ист. взгляды А. Г·, М., 1978.
ГРЕХ, в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или
мыслью воли бога.
Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как
бы физич. заразы или
нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов-табу); теология
выделяет «первородный» Г.
первых людей, последствия к-рого наследуются их потомками. Формализованное
учение о пределах и
мере Г. в каждой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см.
Казуистика).
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назиан-зин (????????? о ???????? ??? ???????????)
(ок.330, близ
Назианза, Каппадокия в М. Азии,— ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк.
деятель, поэт, один из
виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим
и Григорием Нис-
ским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы
платоновской
идеа-листич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней
познания бога в
терминах философии. Активно участвовал в тринитарных спорах, подготавливая
стабилизацию
ортодоксальной догмы. Авто-биографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О
страданиях моей
души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду,
что и «Исповедь»
Августина.
* в кн.: Migne PG, t. 35—38; Briefe, hrsg. v. P. Gallay, .,
1969; в рус. пер.—Творения, т. 1—6, M., 1844—68; в
кн.: Памятники визант. лит-ры 4—9 вв., М., 1968, с. 70—83.
• Виноградов Н., Догматич. учение св. Г. Б., Казань, 1887; F l e u r у E.,
Hellenisme et Christianisme. S. Gregoire de
Nazianze et son temps, P., 1930; P l a g n i e u ? J., S. Gregoire de Nazianze
theologien, P., 1952.
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (????????? ? ??????) (ок. 335, Кесария,— ок. 394, Ниса), церк.
писатель, один из
виднейших представителей греч. патристики. Брат
Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок
церк. деятелей и
128 ГРЕХ
мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь, с
371 епископ г. Ниса
(М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н.
сложилось под
определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и
тяготение к филос.
спекуляции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной позиции (так, он вслед за
Оригеном и в
противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и конечном
просветлении всех
согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания
сфер философии и
богословия; как и Ориген, Г. Н. широко пользовался вольным иносказательным
толкованием Библии.
Наибольшей оригинальностью отличается антропология Г. Н.; она исходит не из идеи
индивида, а из идеи
человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность к-
рой усматривается в
интеллекте (см. Плерома).
* Opera, v. 1—2, В., 1921; то ж e, v. 1—8, Leiden, 1958—64. Несмелое В.
И., Догматич. система Г. Н., Казань,
1887; Daniel он I., Platonisme et theologie mystique, P., 1954; V o l k e
r W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden,
1955.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (????????? ???????) (1296, Константинополь,— 14.11.1359,
Салоники), визант.
богослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма,
давший ему филос.
оформление. В полемике с представителями теологич. рационализма (Варлаам
Калабрийский, Акиндин)
отстаивал тезис, согласно к-рому аскет-исихаст в состоянии экстаза
непосредственно воспринимает
несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. Фаворский свет, к-рый,
согласно Евангелию, видели
апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич.
диалектики Аристотеля
учение о различии сущности бога и его «энергий», или самовыявлений: сущность
пребывает в себе и
недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом,
что «простота» и
неделимость божества при этом не нарушается и единство сущности остаётся
единством в многообразии
энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктриной
визант. церкви.
Антропология Г. П. включает сложные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.— такое
«просветление» духа,
к-рое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух
богоподобен именно в силу
своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов.
Г. П. оказал сильное
влияние на традицию поздневизант. мистики.
• в кн.: Migne PG, t. 150; в рус. пер.— Три творения, Новгород, 1895; в кн.:
Памятники визант. лит-ры 9—14 вв., М.,
1969, с. 366—74.
• Кривошеий В., Аскетич. и богословское учение св. Гр. П., в сб.: Seminariurn
Kondakovianum VIII, Praha, 1936, s. 99—
154; Meyendorff J., Introduction a Petude de Gregoire Palamas, P., 1959.
ГРИН (Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йоркшир,— 26.3.1882, Оксфорд), англ.
философ-идеалист,
представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в
особенности философии Гегеля,
выступил против господствовавшего в Великобритании позитивизма (Дж. Милль,
Спенсер), призывая от
традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к философии абс. идеализма. Г.
утверждал, что действитель-
ность — это система отношений, продуцируемая «всеобщим сознанием», богом, по