<< Пред.           стр. 68 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную
 потребность, а
 высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал
 коммунизм
 реальным, практическим Г. (см. К. Маркс, там же, т. 42, с. 169). Идеи
 марксистского Г. получили
 свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху
 развития
 капитализма, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда
 эти идеи стали
 практически претворяться в жизнь.
 Социалистич. Г. противостоит абстрактному Г., к-рый проповедует «человечность
 вообще» вне связи
 с борьбой за освобождение человека от всех видов эксплуатации. Принципы
 марксистского,
 социалистич., Г. извращают правые и «левые» ревизионисты, отождествляя его с
 абстрактным Г. По
 если первые видят в аб-страктно-гуманистич. принципах существо марксизма вообще,
 то вторые
 отвергают всякий Г. как бурж. концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту
 принципов
 социалистич. Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в др. странах
 социалистич. содру-
 жества идеи марксистского Г. получили реальное воплощение в завоеваниях нового
 социального
 строя, из-
 
 бравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистич. принцип: «Всё во имя
 человека, для
 блага человека».
 * Волгин В. П., Г. л социализм, М., 1955; Федосеев II. П., Социализм и Г., М.,
 1958; Петросян М. И., Г., М., 1964; От
 Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969; Проблемы Г. в
 марксистско-ленинской философии, М.,
 1975; ХолличерВ., Личность и Г., пер. с нем., М., 1981.
 В. Ж. Келле.
 Г. в узком, конкретно-историч. смысле, Г. Возрождения — культурное движение,
 прежде всего в
 Италии (особенно во Флоренции) сер. 14 — сер. 16 вв., восходящее к Ф. Петрарке;
 с кон. 15 в.
 перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и др. страны, создав европ.
 «республику учёных».
 Историч. почвой возникновения Г., как и Возрождения в целом, послужили расцвет
 городов,
 экономия, и социальные сдвиги раннебурж. эпохи, зарождение нового человека и
 потребность в его
 сознат. самоутверждении и воспитании. Называя себя «мудрецами» или «ораторами»,
 итал.
 гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis» («познание вещей, к-
 рые относятся к
 жизни и нравам и к-рые совершенствуют и украшают человека», Л. Бруни); в кон. 15
 в. появилось
 само слово «гуманист». Термин «Г.» был введён нем. педагогом Ф. Нитхаммером
 (1808); после труда
 Г. Фойхта «Возрождение классической древности и первый век Г.» («Die
 Wiederbelebung des
 classischen Alterthums ...», 1859) в науке началось обсуждение историч.
 содержания и пределов этого
 понятия.
 Ранний, т. н. этико-фялологич. или гражданский, Г. в Италии (от Салутати до Л.
 Баллы и Л. Б.
 Альберта, кон. 14 — сер. 15 вв.) возник в связи с изучением и преподаванием
 риторики, грамматики,
 поэзии, истории и моральной философии на основе классич. греко-лат.
 образованности, в противовес
 излюбленным темам и методам ср.-век. схоластики. Гуманистич. «словесность»
 позволила
 выработать новое мировоззрение, проникнутое критицизмом, светскостью и впервые
 возникшим
 пониманием историч. дистанции по отношению к античности. Прекрасное и чистое
 «слово»
 понималось как «знание» и «добродетель» (virtus), как воплощение универсальной и
 божеств.
 человеческой природы, как её гармонич. этос и инструмент практич. деятельности
 человека в кругу
 друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Центр. идея Г. —
 актуализация через
 гуманистич. занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя
 культивация его
 «достоинства». Для мышления гуманистов характерно рядоположе-ние самых разных
 духовных
 позиций в процессе принципиально незавершаемого внутр. диалога. С последней
 трети 15 в.
 гуманистич. интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание,
 что означало
 раскрепощение традиц. сфер культуры, но одновременно вело к утрате нек-рых
 особенностей и
 достижений раннего Г., к более сложному взаимодействию со ср.-век. наследием
 (флорентийский
 неоплатонизм Фичино, нео-аристотелизм Помпонацци и т. п.). За пределами Италии
 Г. переживает
 новый взлёт (Эразм Роттердамский, Т. Мор, И. Рейхлин), вступая в теснейшую связь
 с со-циально-
 религ. конфликтами 16 в. (Реформация) и переплетаясь с проблемой культурного
 самоопределения
 зап.-европ. наций.
 * К о p е л и н М. С., Ранний итал. Г. и его историография, т. 1—4, СПБ, 1914; P
 е в я к и н а Н. В., Проблемы человека
 в.итал. Г. 2-й пол. 14 — 1-й пол. 15 вв., М., 1977; Горфун-кель А. X., Г. и
 натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977;
 О с и н о в с к и и И. П., Томас Мор: утопич. коммунизм, Г., реформация, М.,
 1978; Б а т к и н Л. М., Итал. гуманисты:
 стиль жизни и стиль мышления, М., 1978; S a i t t a G., II pen-siero italiano
 nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. l—3, Bo-
 logna, 1949—51: Kristeller P. O., Renaissance thought: the classic, scholastic
 and humanistic strains, N. Y., 1961; Bush D., The
 Renaissance and English humanism. Toronto, 1962; Newald R., Probleme und
 Gestalten des deutschen Humanismus, В., 1Я63;
 G a r i n E., L'umanesimo italiano. Filosofia a vita civile nel Rinascimento,
 Roma — Bari, 1970.
 Л. М. Боткин.
 ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (22.0.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель), нем.
 эстетик,
 языковед,
 философ, гос. деятель и дипломат, один из основателей Берлинского ун-та (1810).
 Взгляды Г.
 отражали идеалы гуманистич. мировоззрения, сложившегося в Германии к кон. 18 в.
 (Гёте, Шиллер,
 Гердер); в ряде работ Г. разъяснял этич. и эстетич. смысл поэзии нем. классиков
 (статьи о поэме Гёте
 «Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории Г. перерабатывал опыт
 Великой франц.
 революции, раннее его соч. «Идеи к опыту установления границ деятельности гос-
 ва» («Ideen zu
 einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792,
 опубл. 1851) —
 рассуждение о по-литич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие
 индивида и народа.
 Для Г. характерен преимуществ, интерес к культуре как целостному органич.
 единству, к «духу»
 народов, действующему в истории (работы 1790—1800-х гг., посвящённые др.-греч.
 истории и
 культуре). Вершина науч. деятельности Г. — его работы о языке, в к-рых начала
 сравнит. языко-
 знания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнит. изучении
 языков...», «Uber das
 vergleichende Sprachstudium...», 1820; «О различии строя человеч. языков...»,
 «Uber die Verschiedenheit
 des menschlichen Sprachbaues...», — введение к работе «О языке кави на острове
 Ява», «Uber die
 Kawi-Sprache auf der Insel Java», Bd l—-3, 1836—39, и мн. др.). Подчёркивая
 творч. природу языка, Г.
 рассматривал его в тесной связи с мыслит, деятельностью индивида и народа; язык
 — не только
 готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа;
 язык как
 «непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка
 воплощено
 определ. воззрение на мир. Г. явился по существу основоположником философии
 языка как
 самостоят. дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19—20
 вв. (X.
 Штейнталь, А. А. Потебня и др.). • Gesammelte Schriften, hrsg. v- A. Leitzmann,
 Bd l—17, B., 1903—36,
 то же, В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1—5, Darmstadt—B.,
 1960—65; Der
 Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd l—
 2, B., 1962.
 * Гайм Р., Вильгельм фон Г. .... пер. с нем., М., 1898; Ш ? е т Г. Г., Внутр.
 форма слова. (Этюды и вариации на темы Г.),
 М., 1927; S p r a n g e r E., W. v. Humboldt und die Humanitatsidee, В., 1928 2;
 S curl a H., W. v. Humboldt. Werden und
 Wirken, B., 1975 2.
 ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг (9.3.1838, Краков, — 19.8.1909, Грац), польско-
 австр.
 социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предметом социологии
 считал
 социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними — гл. фактором
 социальной
 жизни. Основа социальных процессов в целом, по Г., — в стремлении человека к
 удовлетворению
 материальных потребностей. На заре истории вражда характеризует отношения между
 ордами,
 разделёнными расово-этнич. признаками. В результате порабощения одних орд
 другими возникает
 гос-во, при к-ром борьба между ордами уступает место борьбе между сословиями,
 классами,
 партиями и т. д., а также между гос-вами.
 Г. рассматривал общество как надындивидуальную и сверхиндивидуальную реальность.
 Натурализм
 в понимании общества тесно связан у него с фаталистич. трактовкой социальных
 законов,
 фетишизацией историч. необходимости. Г. отрицал существование обществ.
 прогресса, интерпретируя обществ. развитие как круговорот, в к-ром каждое
 общество проходит
 этапы становления, расцвета и гибели. Концепция Г., к-рой присущи общие пороки
 социального
 дарвинизма,— свидетельство несостоятельности натурализма, вульгарного
 материализма и
 редукционизма в построении со-циологич. теории.
 Н Race und Staat, Wien, 1875; Der Rassenkampf, Innsbruck, 1883; The Letters of
 Ludwig Gumplowicz to Lester F. Ward, Lpz.,
 1933; в рус. пер.— Основы социологии, СПБ, 1899; Социо-логич. очерки, Одесса,
 1899; Социология и политика, М.,
 1895. 0 Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ.,
 М., 1961; Кон И. С., Позитивизм в
 социологии, Л.,
 ГУМПЛОВИЧ 131
 1964; История бурж. социологии XIX ~ начала XX века, М., 1979, гл. 4.
 ГУНЫ (санскр. гуна, букв. — качество, нить), в др.-инд. мысли субстанции-силы,
 входящие в состав
 прак-рити и направляющие её развитие в определ. направлении. Учение о Г.
 получило особое
 развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх Г. (подобно канату, сплетённому из
 трёх отд. верёвок)
 — саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит, эмоций
 (радости,
 светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в т. ч. приводящего в
 движение) и
 порождающего страдание, тамаса — пассивного, от-рицат. начала, порождающего
 апатию,
 безразличие, тьму, косность, аморфность и т. п. Г. невосцринимаемы, об их
 существовании можно
 судить только по их следствиям — объектам тварного мира, отражающим
 преобладающий тип Г. и,
 следовательно, вызывающим или радость, или отрицат. эмоции, или
 индифферентность. Три Г. могут
 находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в
 состоянии равновесия,
 обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием к.-
 л. одной из Г.
 Г. пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, к-рый
 бывает двух типов.
 Первый из них — сварупа-паринама, он предполагает автономные изменения в
 пределах каждой из
 трёх Г., не затрагивающие две другие Г.; на этой стадии нет взаимодействия Г.,
 их сочетаний, они
 существуют как однородная масса, внутри к-рой нет перемещений и, следовательно,
 нет ни объектов,
 ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира
 до творения.
 Второй тип изменения Г. — вирупа-паринама; он предполагает преобладание одной из
 Г. над двумя
 другими и, т. о., превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.
 В др. филос. школах Г. понимались иначе. Для вай-шешики Г. — качество,
 обладающее теми или
 иными свойствами. В упанишадах Г. — психич. состояния, вызывающие отрицат.
 физич. и духовные
 эффекты. В нек-рых системах Г. характеризовали разные типы реальности. Учение о
 Г. сыграло
 значит. роль в концепциях, уделявших особое внимание становлению мира объектов.
 • см. к ст. Санкхъя.
 ГУРВИЧ (Gurvitch) Георгий Давидович (Жорж) (2.11,1894,Новороссийск, —
 10.12.1965, Париж),
 франц. философ и социолог. Называя свои взгляды «диалектич. гиперэмпиризмом», Г.
 отвергал
 формально-дедуктивные теории и эмпиризм в зап. социологии и стремился строить
 социологию на
 основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма. «Диалектич.
 гиперэмпиризм» Г. в методологич. плане означал ориентацию на отказ от к.-л.
 заранее принятой
 филос. позиции в подходе к изучению человека, а в онтологич. плане —
 истолкование человеч. опыта
 как разнообразного и непрерывно обновляющегося в своих основаниях.
 Приписывая универсальное значение типологич. методу, Г. выделяет микросоциальные
 типы; типы
 частных групп; тины социальных классов и глобальных обществ («горизонтальное»
 членение
 социальной реальности). Отсюда деление на микро- и макросоциологию.
 «Вертикальный» срез
 социальной реальности, по Г., состоит в делении на «глубинные уровни» (от
 эколого-морфологич.
 основы до «коллективных умонастроений и психич. актов»), изучаемые «глубинной
 социологией».
 Предмет социологии Г. характеризовал как «целостные социальные феномены»
 (понятие,
 сформулированное Моссом), исследуемые одновременно на всех «глубинных уровнях»,
 во всех
 аспектах в процессе их структурации, деструктурации и разрушения. С позиций
 плюрализма Г.
 выступал как против материализма, так и против идеализма. Указывая на
 противоречивый характер
 обществ.
 развития, он считал отношения между классами
 132 ГУНЫ
 «радикально непримиримыми» и доказывал неизбежность социальных антагонизмов. С
 позиций
 «плюралист-ского и децентрализованного коллективизма» критиковал капиталистич.
 общество,
 указывал на необходимость и неизбежность социальной революции. В целом для
 концепции Г.
 характерны призывы к конкретности, к сближению с историей, диалектикой, и в то
 же время
 абстрактность и схоластичность теоретич. построений, антиисторизм.
 • Dialectique et sociologie, P., 1962; La vocation actuelle de la sociologie, t.
 1—2, P., 1963.
 • Грецкий M. H., Нек-рые концепции диалектики в бурж. философии и социологии
 совр. Франции, «ФН», 1967, № 3;
 Критика современной буржуазной теоретической социологии, М., 1977, гл. 7.
 ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, — 26.4.1938, Фрайбург),
 нем. философ-
 идеалист, основатель феноменологии. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал
 также влияние Б.
 Больцано и неокантианства (преим. марбургской школы). Г. выступил как резкий
 критик
 скептицизма и релятивизма в философии («Логич. исследования», Bd l—2, 1900—
 1901, рус. пер., т.
 1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считал психологизм — убеждение в том, что
 всякий познават.
 акт определяется по своему содержанию структурой эмпирич. сознания, а потому ни

<< Пред.           стр. 68 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу