<< Пред. стр. 68 (из 449) След. >>
При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненнуюпотребность, а
высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал
коммунизм
реальным, практическим Г. (см. К. Маркс, там же, т. 42, с. 169). Идеи
марксистского Г. получили
свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху
развития
капитализма, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда
эти идеи стали
практически претворяться в жизнь.
Социалистич. Г. противостоит абстрактному Г., к-рый проповедует «человечность
вообще» вне связи
с борьбой за освобождение человека от всех видов эксплуатации. Принципы
марксистского,
социалистич., Г. извращают правые и «левые» ревизионисты, отождествляя его с
абстрактным Г. По
если первые видят в аб-страктно-гуманистич. принципах существо марксизма вообще,
то вторые
отвергают всякий Г. как бурж. концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту
принципов
социалистич. Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в др. странах
социалистич. содру-
жества идеи марксистского Г. получили реальное воплощение в завоеваниях нового
социального
строя, из-
бравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистич. принцип: «Всё во имя
человека, для
блага человека».
* Волгин В. П., Г. л социализм, М., 1955; Федосеев II. П., Социализм и Г., М.,
1958; Петросян М. И., Г., М., 1964; От
Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969; Проблемы Г. в
марксистско-ленинской философии, М.,
1975; ХолличерВ., Личность и Г., пер. с нем., М., 1981.
В. Ж. Келле.
Г. в узком, конкретно-историч. смысле, Г. Возрождения — культурное движение,
прежде всего в
Италии (особенно во Флоренции) сер. 14 — сер. 16 вв., восходящее к Ф. Петрарке;
с кон. 15 в.
перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и др. страны, создав европ.
«республику учёных».
Историч. почвой возникновения Г., как и Возрождения в целом, послужили расцвет
городов,
экономия, и социальные сдвиги раннебурж. эпохи, зарождение нового человека и
потребность в его
сознат. самоутверждении и воспитании. Называя себя «мудрецами» или «ораторами»,
итал.
гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis» («познание вещей, к-
рые относятся к
жизни и нравам и к-рые совершенствуют и украшают человека», Л. Бруни); в кон. 15
в. появилось
само слово «гуманист». Термин «Г.» был введён нем. педагогом Ф. Нитхаммером
(1808); после труда
Г. Фойхта «Возрождение классической древности и первый век Г.» («Die
Wiederbelebung des
classischen Alterthums ...», 1859) в науке началось обсуждение историч.
содержания и пределов этого
понятия.
Ранний, т. н. этико-фялологич. или гражданский, Г. в Италии (от Салутати до Л.
Баллы и Л. Б.
Альберта, кон. 14 — сер. 15 вв.) возник в связи с изучением и преподаванием
риторики, грамматики,
поэзии, истории и моральной философии на основе классич. греко-лат.
образованности, в противовес
излюбленным темам и методам ср.-век. схоластики. Гуманистич. «словесность»
позволила
выработать новое мировоззрение, проникнутое критицизмом, светскостью и впервые
возникшим
пониманием историч. дистанции по отношению к античности. Прекрасное и чистое
«слово»
понималось как «знание» и «добродетель» (virtus), как воплощение универсальной и
божеств.
человеческой природы, как её гармонич. этос и инструмент практич. деятельности
человека в кругу
друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Центр. идея Г. —
актуализация через
гуманистич. занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя
культивация его
«достоинства». Для мышления гуманистов характерно рядоположе-ние самых разных
духовных
позиций в процессе принципиально незавершаемого внутр. диалога. С последней
трети 15 в.
гуманистич. интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание,
что означало
раскрепощение традиц. сфер культуры, но одновременно вело к утрате нек-рых
особенностей и
достижений раннего Г., к более сложному взаимодействию со ср.-век. наследием
(флорентийский
неоплатонизм Фичино, нео-аристотелизм Помпонацци и т. п.). За пределами Италии
Г. переживает
новый взлёт (Эразм Роттердамский, Т. Мор, И. Рейхлин), вступая в теснейшую связь
с со-циально-
религ. конфликтами 16 в. (Реформация) и переплетаясь с проблемой культурного
самоопределения
зап.-европ. наций.
* К о p е л и н М. С., Ранний итал. Г. и его историография, т. 1—4, СПБ, 1914; P
е в я к и н а Н. В., Проблемы человека
в.итал. Г. 2-й пол. 14 — 1-й пол. 15 вв., М., 1977; Горфун-кель А. X., Г. и
натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977;
О с и н о в с к и и И. П., Томас Мор: утопич. коммунизм, Г., реформация, М.,
1978; Б а т к и н Л. М., Итал. гуманисты:
стиль жизни и стиль мышления, М., 1978; S a i t t a G., II pen-siero italiano
nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. l—3, Bo-
logna, 1949—51: Kristeller P. O., Renaissance thought: the classic, scholastic
and humanistic strains, N. Y., 1961; Bush D., The
Renaissance and English humanism. Toronto, 1962; Newald R., Probleme und
Gestalten des deutschen Humanismus, В., 1Я63;
G a r i n E., L'umanesimo italiano. Filosofia a vita civile nel Rinascimento,
Roma — Bari, 1970.
Л. М. Боткин.
ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (22.0.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель), нем.
эстетик,
языковед,
философ, гос. деятель и дипломат, один из основателей Берлинского ун-та (1810).
Взгляды Г.
отражали идеалы гуманистич. мировоззрения, сложившегося в Германии к кон. 18 в.
(Гёте, Шиллер,
Гердер); в ряде работ Г. разъяснял этич. и эстетич. смысл поэзии нем. классиков
(статьи о поэме Гёте
«Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории Г. перерабатывал опыт
Великой франц.
революции, раннее его соч. «Идеи к опыту установления границ деятельности гос-
ва» («Ideen zu
einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792,
опубл. 1851) —
рассуждение о по-литич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие
индивида и народа.
Для Г. характерен преимуществ, интерес к культуре как целостному органич.
единству, к «духу»
народов, действующему в истории (работы 1790—1800-х гг., посвящённые др.-греч.
истории и
культуре). Вершина науч. деятельности Г. — его работы о языке, в к-рых начала
сравнит. языко-
знания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнит. изучении
языков...», «Uber das
vergleichende Sprachstudium...», 1820; «О различии строя человеч. языков...»,
«Uber die Verschiedenheit
des menschlichen Sprachbaues...», — введение к работе «О языке кави на острове
Ява», «Uber die
Kawi-Sprache auf der Insel Java», Bd l—-3, 1836—39, и мн. др.). Подчёркивая
творч. природу языка, Г.
рассматривал его в тесной связи с мыслит, деятельностью индивида и народа; язык
— не только
готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа;
язык как
«непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка
воплощено
определ. воззрение на мир. Г. явился по существу основоположником философии
языка как
самостоят. дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19—20
вв. (X.
Штейнталь, А. А. Потебня и др.). • Gesammelte Schriften, hrsg. v- A. Leitzmann,
Bd l—17, B., 1903—36,
то же, В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1—5, Darmstadt—B.,
1960—65; Der
Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd l—
2, B., 1962.
* Гайм Р., Вильгельм фон Г. .... пер. с нем., М., 1898; Ш ? е т Г. Г., Внутр.
форма слова. (Этюды и вариации на темы Г.),
М., 1927; S p r a n g e r E., W. v. Humboldt und die Humanitatsidee, В., 1928 2;
S curl a H., W. v. Humboldt. Werden und
Wirken, B., 1975 2.
ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг (9.3.1838, Краков, — 19.8.1909, Грац), польско-
австр.
социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предметом социологии
считал
социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними — гл. фактором
социальной
жизни. Основа социальных процессов в целом, по Г., — в стремлении человека к
удовлетворению
материальных потребностей. На заре истории вражда характеризует отношения между
ордами,
разделёнными расово-этнич. признаками. В результате порабощения одних орд
другими возникает
гос-во, при к-ром борьба между ордами уступает место борьбе между сословиями,
классами,
партиями и т. д., а также между гос-вами.
Г. рассматривал общество как надындивидуальную и сверхиндивидуальную реальность.
Натурализм
в понимании общества тесно связан у него с фаталистич. трактовкой социальных
законов,
фетишизацией историч. необходимости. Г. отрицал существование обществ.
прогресса, интерпретируя обществ. развитие как круговорот, в к-ром каждое
общество проходит
этапы становления, расцвета и гибели. Концепция Г., к-рой присущи общие пороки
социального
дарвинизма,— свидетельство несостоятельности натурализма, вульгарного
материализма и
редукционизма в построении со-циологич. теории.
Н Race und Staat, Wien, 1875; Der Rassenkampf, Innsbruck, 1883; The Letters of
Ludwig Gumplowicz to Lester F. Ward, Lpz.,
1933; в рус. пер.— Основы социологии, СПБ, 1899; Социо-логич. очерки, Одесса,
1899; Социология и политика, М.,
1895. 0 Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ.,
М., 1961; Кон И. С., Позитивизм в
социологии, Л.,
ГУМПЛОВИЧ 131
1964; История бурж. социологии XIX ~ начала XX века, М., 1979, гл. 4.
ГУНЫ (санскр. гуна, букв. — качество, нить), в др.-инд. мысли субстанции-силы,
входящие в состав
прак-рити и направляющие её развитие в определ. направлении. Учение о Г.
получило особое
развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх Г. (подобно канату, сплетённому из
трёх отд. верёвок)
— саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит, эмоций
(радости,
светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в т. ч. приводящего в
движение) и
порождающего страдание, тамаса — пассивного, от-рицат. начала, порождающего
апатию,
безразличие, тьму, косность, аморфность и т. п. Г. невосцринимаемы, об их
существовании можно
судить только по их следствиям — объектам тварного мира, отражающим
преобладающий тип Г. и,
следовательно, вызывающим или радость, или отрицат. эмоции, или
индифферентность. Три Г. могут
находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в
состоянии равновесия,
обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием к.-
л. одной из Г.
Г. пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, к-рый
бывает двух типов.
Первый из них — сварупа-паринама, он предполагает автономные изменения в
пределах каждой из
трёх Г., не затрагивающие две другие Г.; на этой стадии нет взаимодействия Г.,
их сочетаний, они
существуют как однородная масса, внутри к-рой нет перемещений и, следовательно,
нет ни объектов,
ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира
до творения.
Второй тип изменения Г. — вирупа-паринама; он предполагает преобладание одной из
Г. над двумя
другими и, т. о., превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.
В др. филос. школах Г. понимались иначе. Для вай-шешики Г. — качество,
обладающее теми или
иными свойствами. В упанишадах Г. — психич. состояния, вызывающие отрицат.
физич. и духовные
эффекты. В нек-рых системах Г. характеризовали разные типы реальности. Учение о
Г. сыграло
значит. роль в концепциях, уделявших особое внимание становлению мира объектов.
• см. к ст. Санкхъя.
ГУРВИЧ (Gurvitch) Георгий Давидович (Жорж) (2.11,1894,Новороссийск, —
10.12.1965, Париж),
франц. философ и социолог. Называя свои взгляды «диалектич. гиперэмпиризмом», Г.
отвергал
формально-дедуктивные теории и эмпиризм в зап. социологии и стремился строить
социологию на
основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма. «Диалектич.
гиперэмпиризм» Г. в методологич. плане означал ориентацию на отказ от к.-л.
заранее принятой
филос. позиции в подходе к изучению человека, а в онтологич. плане —
истолкование человеч. опыта
как разнообразного и непрерывно обновляющегося в своих основаниях.
Приписывая универсальное значение типологич. методу, Г. выделяет микросоциальные
типы; типы
частных групп; тины социальных классов и глобальных обществ («горизонтальное»
членение
социальной реальности). Отсюда деление на микро- и макросоциологию.
«Вертикальный» срез
социальной реальности, по Г., состоит в делении на «глубинные уровни» (от
эколого-морфологич.
основы до «коллективных умонастроений и психич. актов»), изучаемые «глубинной
социологией».
Предмет социологии Г. характеризовал как «целостные социальные феномены»
(понятие,
сформулированное Моссом), исследуемые одновременно на всех «глубинных уровнях»,
во всех
аспектах в процессе их структурации, деструктурации и разрушения. С позиций
плюрализма Г.
выступал как против материализма, так и против идеализма. Указывая на
противоречивый характер
обществ.
развития, он считал отношения между классами
132 ГУНЫ
«радикально непримиримыми» и доказывал неизбежность социальных антагонизмов. С
позиций
«плюралист-ского и децентрализованного коллективизма» критиковал капиталистич.
общество,
указывал на необходимость и неизбежность социальной революции. В целом для
концепции Г.
характерны призывы к конкретности, к сближению с историей, диалектикой, и в то
же время
абстрактность и схоластичность теоретич. построений, антиисторизм.
• Dialectique et sociologie, P., 1962; La vocation actuelle de la sociologie, t.
1—2, P., 1963.
• Грецкий M. H., Нек-рые концепции диалектики в бурж. философии и социологии
совр. Франции, «ФН», 1967, № 3;
Критика современной буржуазной теоретической социологии, М., 1977, гл. 7.
ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, — 26.4.1938, Фрайбург),
нем. философ-
идеалист, основатель феноменологии. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал
также влияние Б.
Больцано и неокантианства (преим. марбургской школы). Г. выступил как резкий
критик
скептицизма и релятивизма в философии («Логич. исследования», Bd l—2, 1900—
1901, рус. пер., т.
1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считал психологизм — убеждение в том, что
всякий познават.
акт определяется по своему содержанию структурой эмпирич. сознания, а потому ни