<< Пред.           стр. 69 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 о какой истине,
 не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое
 выражение психоло-
 гизма Г. видит в той линии, к-рая идёт от Локка и Юма через Дж. Милля к Вундту.
 Совр. варианты
 психологизма Г. усматривал в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя,
 превращённой в
 мировоззренч. установку) и историцизме (как осн. филос. принципе). По мнению Г.,
 сами науки о
 природе и истории нуждаются в определ. обосновании, к-рое может дать только
 философия, понятая
 как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология. Следуя по пути
 рационализма
 Декарта, Г. стремился найти последние самоочевидные логич. принципы и т. о.
 очистить сознание от
 эмпирич. содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку
 философия,
 согласно Г., должна прежде всего освободиться от всех догматич. утверждений,
 вырастающих на
 почве обычной, «естеств. установки» сознания по отношению к миру, Г. требовал
 совершить эпохе, т.
 е. акт воздержания от к.-л. утверждения. В результате редукции остаётся
 последнее неразложимое
 единство сознания — интен-ционалъностъ, т. е. направленность на предмет, к-рую
 Г. рассматривал
 как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических,
 социальных,
 расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился
 решить главный
 тео-ретико-познават. вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как
 бы мостом между
 ними — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеч. сознания
 и
 трансцендентного мира бытия, предметности. Феноменология есть, по Г., наука о
 чистом сознании
 как переживании интенциональных актов; Г. называет это переживание «усмотрением
 сущности».
 Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Г. предложил
 исключить из
 феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает филос. позицию
 раннего Г. с
 платоновским идеализмом; в отличие от «идей» Платона, имеющих онтологич.
 (бытийственный)
 статус, «сущности» Г. выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой
 существования (хотя тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала).
 В поисках твёрдых оснований Г. вынужден был непрерывно видоизменять свою
 философию. В
 последний период оп обращается к идее «жизненного мира», сближаясь с философией
 жизни.
 Переход на позиции исто-рич. трактовки абс. опыта осуществляется в одной из
 последних работ Г.
 «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» («Die Krisis der
 Europaischen
 Wissenschaften und die transzendentale Phanome-
 nologie», опубл. 1954), причём совр. ему европ. духовную ситуацию Г.
 рассматривает как кризисную, свя-
 зывая ;??? с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского
 мировоззрения вообще. Вместе
 с понятием «жизненного мира» в центре внимания позднего Г. оказывается проблема
 интерсубъективности.
 Г. оказал влияние на совр. бурж. философию; среди его учеников — М. Шелер, Н.
 Гартман, М. Хайдеггер и др.
 Феноменология Г. послужила одним из источников экзистенциализма и филос.
 герменевтики. • Philosophie der
 Arithmetik, Bd l, Lpz., [1891J; Vorlesungen zur Phanomenologie des inneren
 Zeitbewu?tseins, Halle, 1928; Husserliana.
 Gesammelte Werke, Bd i —10, 12—18, 22, Haag, 1950—79; Erfahrung und Urteil,
 Hamb., 1954; в рус. пер.— Философия,
 как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1. ? Якове и ко Б. В., Философия Э. Г.,
 «Новые идеи в философии», 1913, сб. 3; Ш
 ? е т Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема
 «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная
 феноменология Э. Г., Тб., 1966; Г а й-д е н к о II. П., Проблема
 интенциональности у Г. и экзистенциалистская категория
 трансценденции, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В.,
 Принципы и противоречия
 феноменелогич. философии, М., 1968; Б е г и а ш-в и л и А. Ф., Проблема начала
 познания у Б. Рассела и Э. Г., Тб., 1969;
 Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 3; F a r b е r M., The foundation of
 phenomenology, Camb., 1943; Diemer ?., Ed.
 Husserl, Meisenheim am Glan, 19652; Tugendhat E., Der Wahrheitsbegriff bei
 Husserl und Heidegger, В., 19702; Brauner H.,
 Die Phanomenologie Ed. Husserls und ihre Bedeutung fur soziologische Theorien,
 Meisenheim am Glan, 1978.
  П. П. Гайденко.
 ГХОШ Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, — 5.12.1950, Пондишери), инд. религ.
 философ. Как
 Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и
 особенно Индии в обращении
 к духовно-религ. наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с
 одной стороны, с инд.
 философией 19 в., с другой— с определ. идеями европ. культуры. Пытаясь создать
 некую общечеловеч.
 религ.-филос. систему, примиряющую Запад и Восток, Г. старался «избежать их
 недос-
 татков: материализма Запада и спиритуализма ? отрешенности от реальности
 Востока». Филос. основой
 этой системы явилась реформированная Г. веданта («интегральная веданта»):
 особенностью её является
 отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана,
 благодаря к-рой
 он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абс.
 реальностью (брахманом)
 и эмпирич. миром является «супраментальное сознание», в к-ром первонач. единство
 брахмана
 дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого
 многообразия от своего
 источника возникает мир, цель развития к-ро-го — возвращение к своему источнику,
 возможное только
 посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели
 может лишь
 интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божеств.
 начала путём использования религ., этич., эс-тетич. и др. имиульсов человека в
 их совокупности. Суть
 этого пути — отказ от эгоистич. устремлений и служение обществу. Т. о., Г.
 старался переориентировать
 традиц. религ. практику, обратив её интересы с потустороннего на посюстороннее,
 найти «духовный
 смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание
 уделял оккультной
 психологии, явлениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его учения имеются в
 Индии, а также в
 Европе и Америке.
 • The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s;
 Conversations of the dead, Pondicherry, 1951;
 The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga,
 Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry,
 1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959.
 • Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и
 филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S.
 K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri
 Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951;
 ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of
 Sri Aurobindo, Lacknow, I960.
 
 Д
 ДАВИД AHАXT Непобедимый (ок. 475, с. Нер-гин в Таронской обл. Зап. Армении, — 1-
 я пол. 6 в.,
 Ахпатский монастырь в Сев. Армении), арм. философ л логик. Представитель
 александрийской школы
 неоплатонизма. Учился и преподавал в Александрии; ученик Олимпиодора Младшего. В
 30-х гг. 6 в.
 вернулся в Армению и возглавил т. н. грекофильскую школу в древнеарм. философии.
 В осн. труде
 «Определения философии» содержится критика скептицизма школы Пиррона и др.
 представителей антич.
 релятивизма и агностицизма, выдвигаются шесть определений фило-
 •Сбфии, заимствованных у Пифагора, Платона и Аристотеля. «Определения
 философии», а также «Анализ
 „Введения" Порфирия» и «Толкование „Категорий" Аристотеля» были написаны на
 греч. яз. в 1-й трети В
 в. в Александрии и переведены на арм. яз. после возвращения Д. А. в Армению.
 «Толкование „Аналитики"
 Аристотеля» сохранилось только на арм. яз. Труды Д. А. сыграли выдающуюся роль в
 формировании арм.
 философии и кристаллизации арм. филос. терминологии.
 • Соч., пер. и вступ. ст. С. С. Аревшатпна, М., 1975. 0 Чалояв В. К., Философия
 Давида Непобедимого, Ер., 1946;
 Аревшатян С. С., Формирование филос. науки в древней Армении (V — VI вв.), Ер.,
 1973; его ж е, Д. А.— выдающийся
 философ древней Армении, М., 1980; К h o s t i-k i a n M., David, der Philosoph,
 Bern, 1907.
 ДАЙ ЧЖЭНЬ, Дай Дунъюань (19.1.1724, Сю-нин, пров. Аньхой,— 1.7.1777, Пекин),
 кит. философ-
 материалист периода Цин (1644—1911). Крупный учёный, занимался астрономией,
 математикой,
 историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 соч., 35 из к-рых
 опубликованы u дошли
 до нас.
 Как философ Д. Ч. возглавлял одну из двух группировок в течении, именуемом «Хань
 сюе» — букв, «уче-
 ние периода Хань» (3 в. до н. э.— 3 в. н. э.), или «Цянь— Цзя сюепай» — «филос.
 школа периода
 правлений Цяньлуна и Цзя-цина» (1736—1820). Течение это возникло в 17 в. и
 приобрело популярность в
 18 в. Оно провозгласило возврат к изучению конфуцианских классиков в редакция
 периода Хань (отсюда
 назв.), однако с учётом не только текстологич., но и историч., аст-рономич.,
 математич., географич.
 проблем, н было направлено против сунского неоконфуцианства с его отвлечёнными
 рассуждениями. Д.
 Ч., в частности, отвергал идеалистич. трактовку неоконфуцианцами ли-за-кона как
 высшего начала,
 ниспосланного небом и предшествующего вещам: ли, по Д. Ч.,— это естественный и
 необходимый закон,
 порядок всех вещей и явлений, существующий в них самих, в материальных частицах
 ци, познаваемый
 путём анализа их мельчайших деталей. Ли находится также в чувствах и желаниях,
 поэтому их нельзя
 отбрасывать, подавлять или считать чем-то негативным, как полагали
 неоконфуцианцы; источником зла в
 человеке является лишь извращение чувств — эгоизм, пристрастие, обман.
 Космологич. построения Д. Ч.
 базировались на понятиях ци и дао — движения и изменения ци, приводящих к
 беспрерывному
 возникновению жизни. Сущностью дао являются космич. силы инь и ян и пять
 движущих начал (у-син);
 дао это также ци, к-рое не обрело ещё формы
 ДАЙ ЧЖЭНЬ 133
 и материального содержания. Ци, обладающее данными атрибутами,— это вещь.
 Д. Ч. был одним из составителей библиотеки «Сы Ку цюань шу» («Полное собрание
 книг по всем
 четырем
 разделам»).
 • Юань шань. Мэн-цзы цзы- и шу-чжэн («Об изначальной доброте человеческой
 натуры. Пояснения с доказательствами
 значений знаков в тексте «Мон-цзы»), Пекин, 1956.
 • Б у p о в В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976;
 Fang Chao-ying, Tai Chen, в сб.:
 •Eminent Chinese ot the Ch'ing period (1644—1912), ед. A. W. Hummel, v. 2,
 Wash., 1944, p. 695—700; Wing-tsit Chan, A
 Source Book in Chinese Philosophy, Princeton, 1963, p. 709—22.
 ДАМАСКИЙ (?????????) (p. между 458—462 — ум. после 538), греч. философ-
 неоплатоник,
 последний схоларх платоновской Академии. Учился в Александрии и Афинах. Автор
 многочисл.
 соч., из к-рых до нас дошли «Затруднения относительно первых начал и разрешения
 их»,
 комментарии к «Пармениду», «Филе-бу», «Федону» Платона и часть комментариев к
 трактату «О
 небе» Аристотеля (дополнен и издан его учеником Симпликием). Сохранившиеся
 фрагменты
 «Жизни Исидора» — ценный источник но истории афинской школы неоплатонизма.
 Испытал
 влияние Ямвлиха. Полемизировал с Проклом в «Затруднениях и разрешениях»,
 стремясь ещё резче
 подчеркнуть невыразимость и непознаваемость первоединого; согласно Д., после
 сверхбытийного
 первоединого идут сверхбытийные единое — многое и многое — единое, и только
 после этой
 ступени возможен переход к сфере бытия. И Damascii successoris dubitationes et
 solutiones de primis
 principiis, in Platonis Parmenidem..., ed. C. E. Ruelle, v. l—2, P., 1889;
 Lectures on Philcbus..., «1. L. G.
 Westerink, Amst., 1959; Vitae Isidori Reliquiae, ed. Cl. Zintzen, Hildesheim,
 1967; Greek, The
 Commentaries on Plato's Phaedo, v. 2 — Damascius, ed. L. G. Westorink, Amst.,
 1977.
 ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич [28.11(10.12). 1822, с. Оберце Орловской губ.,—
 7(19).11.1885, Тбилиси], рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог
 панславизма. В
 кон. 40-х гг. участвовал в кружке петрашевцев, но делу к-рых был в 1850 выслан
 из Петербурга.
 Социологич. взгляды Д., примыкающие к теориям историч. круговорота,
 сформировались под
 воздействием виталистских идей и позитивистского культа естеств. наук; наиболее
 полно они
 изложены в кн.: «Россия и Европа» (1869). В основе социологич. доктрины Д.
 лежала идея
 обособленных, локальных «культурно-историч. типов» (цивилизаций),
 взаимоотношения к-рых
 описываются Д. при помощи биологизаторских построений: подобно живому организму,
 культурно-
 историч. типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внеш. средой; так
 же как и
 биологич. виды, они проходят естественно предопределённые стадии возмужания,
 дряхления и
 неизбежной гибели. Д. выделяет 4 разряда их историч. самопроявления:
 религиозный, культурный,
 политический и социально-экономический. Культурно-историч. тип, по Д.,
 эволюционирует от
 этнографич. состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории
 выражается в
 смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10 таких
 типов, целиком или
 частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым,
 перспективным с т. зр.
 истории типом Д. считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус.
 народе.
 Славянофильскую идею противостояния «мессианской» культуры России культурам
 Запада Д. вуль-
 гаризирует, облекая её в проповедь борьбы росс, государственности с др.
 народами. Тем самым Д.
 санкционирует политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный
 шовинизм и
 политику нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч.
 типов всему
 окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловьёв, Н. К.
 Михайловский,
 Н. И. Кареев) как отход от
 134 ДАМАСКИЙ
 гуманистич. традиций рус. культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с
 дарвинизмом
 привносит в свою мировоззренч. схему телеологически-эволюционистскую идею.
 Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере
 предвосхитили
 аналогичные построения Шпенглера.
 • Дарвинизм, т. 1—2, СПБ, 1885—89; Сб. полнтич. и экономич. статей, СПБ, 1890.
 • Ленин В. И., Тетради по империализму, ПСС, т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория
 культурно-историч. типов, Собр. соч.,
 т. 2, СПБ, 1912; Соловьёв В. С., Нац. вопрос в России, Собр. соч., т. 5, СПБ,
 [19122]; Леонтьев К. П., Владимир Соловьёв
 против Д., Собр. соч., т. 7, СПБ, 1913; История философии в СССР, т. 3,М., 1968;
 P а ш к о в с к и и Е. Б., В. И. Ленин о
 психологии реакц. экстремизма..., «ВФ», 1970, № 1; McMaster R. E., Danilevsky. A
 Russian totalitarian philosopher, Camh.
 (Mass.), 1967.
 ДАНЭМ (Dunham) Берроуз (р. 10.10.1905), амер. философ. За пропаганду
 марксистских взглядов
 отстранён от преподавательской работы. С материалистич. позиций Д. активно

<< Пред.           стр. 69 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу