<< Пред.           стр. 70 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 выступает против
 различных идеа-листич. направлений в совр. бурж. философии: экзистенциализма
 (см. «ВФ», 1960,
 № 9), «общей семантики», прагматизма. В кн. «Гигант в цепях» (1953, рус. пер.
 1958) рассматривает
 проблему взаимоотношения философии и практики, высоко оценивает роль гуманистич.
 идеалов в
 жизни людей. Д. занимается также вопросами истории эстетики, гносеологии и
 политич. мысли. И A
 study in Kant's aesthetics, Lancaster, 1934; в рус. пер.— Мыслители и казначеи,
 М., 1960; Человек
 против мифов, М., 1961; Герои и еретики. Политич. история зап. мысли, М., 1967;
 Филос.
 размышления, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и социологич. мысль в США, М.,
 1977.
 * Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мысли в США, М., 1977.
 ДАО (букв.— путь, дорога), одно из важнейших понятий кит. философии, центр.
 понятие даосизма.
 В философии Лао-цзы Д.— невидимый вездесущий естеств. закон природы, человеч.
 общества,
 поведения и мышления отд. индивида, неотделимый от материального мира и
 управляющий им
 (поэтому Д. иногда сравнивают с логосом Гераклита). Д. порождает тьму вещей;
 бездействует, тем
 самым делая всё; Д. вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо; неследование Д.
 ведёт к гибели. У
 Чжуан-цзы Д. неактивно и бесформенно; его можно передать, но нельзя взять, можно
 постичь, но
 нельзя увидеть; оно само для себя начало и основа, не зависит ни от времени, ни
 от пространства, у
 него нет начала, нет конца, оно существует везде и во всём; познать Д.— значит
 постигнуть закон
 природы и умение соответствовать ему.
 Для легиста Хань Фэйцзы Д.— первопричина возникновения не только тьмы вещей, но
 и различий
 между ними, оно упорядочивает тьму принципов, определяющих вещи. Овладение Д.
 приводит к
 разным результатам: одни становятся мудрыми, другие — безумцами, одни
 процветают, другие
 гибнут. Однако правителю необходимо овладеть Д., чтобы не стать жестоким внутри
 и агрессивным
 вне страны, ибо это ведёт к её гибели.
 Иначе трактуется Д. в конфуцианстве. У Конфуция Д. лишено космологич. окраски и
 обретает смысл
 морального закона, этич. принципа, пути поведения, долга, поэтому оно зависит от
 образованности:
 небо наделяет человека натурой, поведение в согласии с нею называется Д. Д.
 совершенствуется
 через обучение, а также через жэиь — гуманность. Дальнейшее развитие эта идея
 получила у Хань
 Юя: всеобщая любовь паз. гуманностью; осуществление гуманности наз.
 справедливостью;
 поведепие, согласующееся с ними, наз. Д. Неоконфуцианцы сопоставляют Д. не
 только с жэнь, но
 также с космосом, природой: субстанция действий неба (природы) наз. изменением,
 их закон
 (принцип) — Д. (Чэн Хао); последоват. движение сил инь и ян является Д.— это то,
 из-за чего инь и
 ян чередуются друг с другом (Чэн И); Д. заполняет Вселенную, в отнесении к небу
 оно наз. инь и ян,
 в отнесении к земле — силой и слабостью, в отнесении к человеку — гуман-
 ностью и справедливостью (Лу Цзююань). Термин «Д.» встречается и у др.
 философов.
 • Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.— Л., 1950;
 Атеисты, материалисты, диалектики древнего
 Китая, вступ. ст., пер. н коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 196—203; The
 four books, transl. by .Г. Legge, Shanghai,
 1033; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963.
 «ДАО ДЭ ЦЗИН» («Каноническая книга о дао и дэ»), иначе «Л а о - ц з ы» («Книга
 учителя Лао»),
 основополагающий трактат филос. даосизма. Согласно традиции, автором его был
 полулегендарный
 мыслитель Лао-цзы (отсюда второе назв. книги), будто бы живший в 6 в. до н.э.,
 ранее Конфуция,
 почитаемый как основатель даосизма. Учёные предполагают, что трактат был
 составлен в 4—3 вв. до
 н. э. последователями Лао-цзы, сохранившими его гл. положения и прежде всего —
 учение о дао и дэ
 — проявлении дао. Это учение было развило затем в «Чжуан-цзы» («Трактате учителя
 Чжуа-на»,
 нек-рые учёные считают «Чжуан-цзы» предшественником «Лао-цзы»). Трактат сыграл
 огромную
 роль в истории- кит. философии; св. 60 раз переводился на еврол. языки, в т. ч.
 на русский.
 • Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.—Л., 1950; Др.-кит.
 философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38;
 Конрад Н. И., Избр. труды. Синология, М., 1977, с. 433—42. См. также лит. к ст.
 Даосизм.
 ДАОСИЗМ (кит. дао цзя — школа дао), наряду с конфуцианством одно из двух осн.
 течений кит.
 философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. После проникновения в Китай
 буддизма вместе с
 ним Д. и конфуцианство составили сань цзяо (букв.— три религии) — филос.-религ.
 триаду
 сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологич. жизнь Китая
 вплоть до 20 в.
 Согласно традиции, основателем Д. считается Лао-цзы. однако важнейшим его
 мыслителем был
 Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего учения в борьбе с конфуцианством,
 сторонники Д.
 объявили первооснователем Д. легендарного героя Хуан-ди (2697—2598 до н. э.),
 благодаря чему Д.
 получил наименование Хуан-Лао чжи сюе — учение Хуан-ди и Лао-цзы.
 Классич. Д. (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) представлял собой филос. учение
 наивно-
 материалис-тич. характера, с начатками примитивной диалектики, однако
 содержащиеся в нём
 элементы мистики постепенно привели к разделению Д. во 2—3 вв. на философский
 (дао цзя),
 высшим выразителем к-рого стал неодао-сизм, и религиозный (дао цзяо),
 образовавший своего рода
 «церковь», первым патриархом к-рой считается Чжан Даолпн (Чжан Фухань, 34—156).
 Религ. Д.
 включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т. п. элементы, не
 имеющие ничего
 общего ни с философией, ни с доктриной классич. Д., в результате чего границы
 понятия «Д.» стали
 весьма расплывчаты.
 Религ. Д., особенно широко распространившийся в эпоху Тан (618—907), стал
 неотъемлемой частью
 «нац. культа» — верований и обрядов широких нар. масс; самостоятельно или в
 составе упомянутой
 выше триады явился идеологич. основой бунтарских тайных сект и об-в («Тайпиндао»
 — «Путь
 великого равенства», «Удоумидао» — «Путь пяти мерок риса», «Байляньцзяо»—
 «Учение белого
 лотоса» и др.) и крест. восстаний (напр., «Хуан цзинь» — «Жёлтые повязки»);
 оказал значит. влияние
 на кит. художников, писателей, поэтов. На протяжении веков Д. то подвергался
 гонениям, то
 пользовался популярностью у правителей, напр. у Цинь Шихуанди (246—210 до н.
 э.), Цзин-ди
 (156— 141 до н. э.), Гао-цзуна (650—683), Сюань-цзуна (712— 756) и др. В КНР в
 1951—53
 проводилась борьба против тайных даосских сект.
 Исходной идеей филос. Д. является учение о дао — пути, извечном, естеств. и
 всеобщем законе
 спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Отсюда
 вытекает принцип
 следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой)
 человека, а в
 макрокосмосе — с дао Все-
 ленной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние,
 одна из осн.
 идей Д.), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию.
 Всякое же
 действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и
 гибели. Вселенную
 нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать
 свободу её
 прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего,
 чтобы управлять
 страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Дао
 затемняется человеч.
 односторонностью, само же не имеет никаких разграничении: стебель и столб, урод
 и красавица,
 великодушие и вероломство — всё объединяется дао в единое целое. Все вещи равны
 между собой, а
 мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и
 раба, соединяется
 с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их
 естественность и
 неизбежность. Идеи Д. оказали большое влияние на развитие кит. культуры и
 философии.
 • Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, пер. с кит М., 1957, с. 226—93; Др.-
 кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—
 138, 212—24, 248—94; Ш к у p к и н П. В., Очерки Д., Харбин, 1926; Атеисты,
 материалисты, диалектики древнего
 Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967; ?о?шнева Е. Б.,
 Учение «Белого Лотоса» — идеология
 нар. восстания 1796—1804 гг., М., 1972, с. 8—29; Малявин В. В., Мир как
 метафора. Даосский опыт в кит. культуре, в
 кн.: Общество н гос-во к Китае, ч. 1, М., 1978, с. 91—99; Welch H., Taoism. The
 parting ol the way, Boston, 1966; PolitellaJ.,
 Taoism and Confucianism, Iowa City, 1967; Weber M., The religion of China.
 Confucianism and Taoism, N. Y.— !_,., 1968';
 McNaughton W., The Taoist vision, Ann Arbor, 1971; S a s o M. В., Taoism and the
 rite of cosmic renewal, Wash., 1972.
  С. Кучера.
 «ДАО ЦЗАН» («Сокровищница даосских писаний»), название полн. собр. произведений
 даосизма.
 Согласно даосской традиции, составление «Д. ц.» началось в 745, однако более
 вероятной является
 дата 1008—17 — период правления сунского императора Чжэнь-цзуна (998—1022),
 сторонника
 даосизма. Канон был опубликован впервые в 1019 объёмом в 4565 томов. Его
 комплектование
 продолжалось вплоть до эпохи Мин (1368— 1644), когда в периоды 1436—49 и 1573—
 1619 появи-
 лись два его издания. В 1626 был составлен комментированный каталог «Д. ц.». В
 «Д. ц.» вошли как
 классич. произведения («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и т. п.), так и более поздние;
 мн. трактаты
 анонимны и не датированы.
 • Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Иабр. труды, М., 1978, с. 34—35; Welch H.,
 Taoism. The parting of the way, Boston, j966; S
 trie km an n M., Longest Taoist scripture, «History Of Religions», 1978, v. 17,
 p. 331—54.
 ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрусбери,— 19.4.1882, Даун, близ
 Лондона), англ.
 естествоиспытатель, основатель эволюц. учения о происхождении видов путем
 естеств. отбора (см.
 Дарвинизм). Внук англ. натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина. На
 формирование взглядов Д.
 большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования,
 проведённые во
 время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способствовали
 выявлению Д.
 движущих факторов эволюции. Уже в этот период Д. приблизился к открытию принципа
 дивергенции, т. е. расхождения признаков у потомков общего предка. Став к 1837
 убеждённым
 эволюционистом, Д. занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он
 вёл
 огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии,
 палеонтологии. В 1842 Д.
 сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный
 труд по
 анатомии, систематике и палеонтологии сидячих ракообразных — усоногих раков.
 Анализ этой
 группы позволил Д. проверить на конкретном материале осн. положения'эволюц.
 теории. К этому
 времени Д. стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его
 ДАРВИН 135
 науч. авторитет во многом способствовал последующему признанию созданной им
 эволюц.
 концепции. В 1854—55 Д. начал подготовку работы о происхождении видов, обобщая
 весь
 известный материал по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов
 животных и
 растений, а также по методам селекции домашних животных и культурных растений. В
 нач. 1856 Д.
 приступил к написанию эволюц. труда (рассчитанного на 3—4 тома), однако работа
 не была
 завершена. В поисках движущих факторов эволюции Д. обратил внимание на идею
 «борьбы за
 существование» в работах Мальтуса. Д. выделил две формы конкуренции—внутри- и
 межвидовую.
 По Д., именно внутривидовая конкуренция наиболее близких по своим потребностям
 особей ведёт к
 вымиранию промежуточных форм и обеспечивает процесс дивергенции. Вымирание
 неприспособ-
 ленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Д. принципа
 естеств.
 отбора.
 В 1858 англ. зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Д. рукопись статьи, в к-рой
 он независимо от Д.
 сформулировал принцип естеств. отбора. Д. хотел представить статью Уоллеса в
 печать, умолчав о
 том, что им уже были написаны разделы задуманного трёхтомника. По настоянию
 геолога Ч. Лайеля
 и ботаника Дж. Гукера доклады Д. и Уоллеса были прочитаны на заседании
 Линнеевского зоологич.
 об-ва в Лондоне и вместе опубликованы в журнале об-ва в 1858.
 Осн. труд Д.— «Происхождение видов путём естеств. отбора, или Сохранение
 благоприятствуемых
 пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Д. сделал в
 1858). В 1868 Д.
 опубликовал большой труд по теории искусств. отбора «Изменения животных и
 растений под
 влиянием одомашнивания», развивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 —
 работу
 «Происхождение человека и половой подбор», в к-ром показано не только
 несомненное сходство, но
 и родство человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека от
 животных
 доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение
 Д. разрушило
 креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о
 божеств.
 происхождении человека, об его исключит. положении в системе органич. мира. Д.
 стоял несколько в
 стороне от той борьбы за становление эволюц. идеи в биологии и за признание
 дарвинизма в
 качестве стержня эволюционизма, к-рую вели сторонники учения Д. в разных
 странах.
 • в рус. пер.: Соч., т. 1—9, М.— Л., 1935—59; Воспоминания о развитии моего ума
 и характера. (Автобиография).
 Дневник работы и жизни, пер. с рукописей Ч. Д., вступ. ст. и коммент. С. Л.
 Соболя, М., 1957.
 • Памяти Дарвина, М., 1910; Некрасов А. Д., Ч. Дарвин, М., 1957.
 ДАРВИНИЗМ, материалистич. теория эволюции органич. мира, обоснованная Ч.
 Дарвином и
 развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э.
 Геккель, Л. Долло,
 В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и
 др.). Д. выделяет
 материальные факторы эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие
 факторы
 эволюции — естеств. отбор для организмов, живущих в природе, и искусств. отбор
 для разводимых
 человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие Д. от
 предшествующих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он
 вскрывает
 движущий фактор и причины эволюции.
 Гл. фактор эволюции в природе — естеств. отбор. В отличие от проводимого
 человеком искусств.
 отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно
 Дарвину, естеств.
 отбор — это «переживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие к-рого
 на основе

<< Пред.           стр. 70 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу