<< Пред.           стр. 74 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 строили
 натуралистич. концепции истории, рассматривая её законы как видоизменения
 фундаментальных
 законов природы (Якушкин, Борисов, И. И. Горбачевский). Сторонники теизма
 отдавали
 предпочтение провиденциалистской трактовке истории, отказывая человеку в
 способности изменить
 божеств. промысел (Рылеев и др.). Христ. телеологизмом пронизаны фило-софско-
 историч.
 построения В. К. Кюхельбекера, Фонвизина и др. Лунин, в отличие от них,
 признавал роль в истории
 узкого круга «лиц политических», обязанных «пробуждать народы и правительства».
 В сибирской ссылке обострился интерес Д. к рус. истории. В совр.
 действительности они старались
 найти истоки нац. возрождения, в 40—50-х гг. среди них стали популярными идеи
 рус. «общинного
 социализма». Зародыши «...всего гражданского устройства нашего государства»
 увидел в общине
 Якушкин. По Н. А. Бестужеву, «наши общины суть не что иное как социальный
 коммунизм на
 практике...». В качестве «...коренной славянской стихии...» трактовал общину
 Фонвизин и др. (см.
 там же, т. 1, с. 123, 367, 443).
 Существ. вклад Д. внесли в развитие отечеств. эстетич. мысли. В работах А. А.
 Бестужева-Марлин-ского,
 Рылеева, Кюхельбекера, О. М. Сомова содержались попытки преодоления
 классицистской и ро-мантич. эстетич.
 программ и создания собств. эстетич. теории. Идеология и философия Д. оказали
 существ. влияние на
 последующую эволюцию рус. культуры в целом, т. к. декабризм заключал в себе
 зародыши всех осн.
 направлений рус. обществ. мысли 19 в. • Ленин В. И., Памяти Герцена, ПСС, т. 21;
 Герцен А. И., О развитии
 революц. идей в России, в кн.: Собр. соч., т. 7, М., 1956; Семевский В. И.,
 Политич. и обществ. идеи Д., СПБ,
 1909; Философия Д., в кн.: История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Фонвизин ?.
 ?., «Обозрение истории
 филос. систем», в кн.: Из истории рус. философии 19 — нач. 20 в., М., 1969;
 Галактионов А. А., Никанд-р о в П.
 Ф., Рус. философия 11—19 вв., Л., 1970; Ланда С. С.,
 142 ДЕКАДЕНТСТВО
 Дух революц. преобразований, М., 1975: Н е ч к и в а М. В., Д., М., 1975; Д. и
 рус. культура, Л., 1975; Ч е н ц о в H. M.,
 Восстание Д. Библиография, М.— Л., 1929 (лит-pa с 1826 по 1928); Движение Д.
 Указатель лит-ры. 1928 — 1959 гг., М., I960.
 
 Л. В. Поляков.
 ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее
 наименование кри-
 зисных явлений бурж. культуры кон. 19 — нач. 20 вв., отмеченных настроениями
 безнадёжности,
 неприятия жизни, индивидуализмом. Первоначально характеризовало умонастроения
 франц. поэтов
 2-й пол. 19 в. (Ш. Бодлер, П. Верден, А. Рембо и др.; журн. «Декадент», 1886—
 89). Понятие
 декаданса — одно из центральных в критике культуры у Ницше, связывавшего
 декаданс с
 возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов,
 «воли к власти».
 Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис бурж. сознания,
 растерянность мн.
 художников перед острыми антагонизмами социальной действительности, перед
 революцией, в к-
 рой они видели лишь разрушит, силу истории. С т. зр. декадентов, любая концепция
 обществ.
 прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные
 цели и должны
 быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества
 представляются им глубоко
 „мещанскими" по своей природе» (Плеханов Г. В., Лит-pa и ястетика, т. 2, 1958,
 с. 475). Отказ иск-ва
 от политич. и гражд. тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы
 творчества.
 Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации
 индивидуализма, а культ
 красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д.
 являются
 мотивы небытия и смерти.
 Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к к.-л. одному
 или неск,
 направлениям в иск-ве. Умонастроения Д. затронули творчество значит. части
 художников кон. 19 —
 нач. 20 вв. (франц. и рус. символизм и др.), в т. ч. многих крупных мастеров
 иск-ва, творчество к-рых
 в целом не сводится к Д.
 В дальнейшем мн. мотивы декадентского умонастроения стали достоянием
 разнообразных
 модернистских художеств. направлений (см. Модернизм). Иск-во со-циалистич.
 реализма развивается
 в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упа-дочнич.
 настроений в
 иск-ве и лит-ре, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из
 представлений о
 поступательном развитии общества, из принципов идейности, народности и
 партийности иск-ва.
 ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизиров. имя — К а р-т е з и й ; Renatus Cartesius)
 (31. 3.1596, Лаэ,
 Турень, — 11. 2. 1650, Стокгольм), франц. философ и математик, представитель
 классич.
 рационализма. В 1629—49 жил в Голландии, где были созданы осн. соч.
 «.Рассуждение о методе»
 (вышло в свет в 1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии»
 (1644).
 Д.— один из родоначальников «новой философии» и новой науки, выступившей с
 требованием
 пересмотра всей прошлой традиции. При этом в отличие от Ф. Бэкона,
 апеллировавшего к опыту и
 наблюдению, он обращался к разуму и самосознанию. Не без внутр. полемики со ср.-
 век.
 философией Д. требовал положить в основу филос. мышления принцип очевидности,
 или
 непосредств. достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с
 помощью
 естеств. света разума. Это предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-
 либо на веру;
 обычай и пример — тра-диц. формы передачи знания — Д. противопоставлял знанию
 достоверному
 и был убеждён, что на истину «...натолкнется скорее отдельный человек, чем целый
 народ» (Избр.
 произв., М., 1950, с. 271). Принцип субъективной достоверности означал установку
 не на усвоение
 чужих мнений, а на создание собственных; сомнение должно снести здание традиц.
 культуры и рас-
 чистить почву для постройки культуры рациональной. «Архитектором» этой культуры
 будет, по
 замыслу Д., его метод — новое средство познания мира, к-рое и конечном счёте
 сделает людей
 «хозяевами и господами природы» (там же, с. 305).
 Науч. знание должно быть построено как единая система, в то время как до сих пор
 оно было
 собранием случайных истин. Незыблемым основанием такой системы должно стать
 наиболее
 очевидное и достоверное утверждение. Вслед за Августином, в полемике со
 скептицизмом
 указавшим на невозможность усомниться в существовании самого сомневающегося, Д.
 считал аб-
 солютно несомненным суждение «мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo
 sum»). Этот
 аргумент предполагает восходящее к платонизму убеждение в он-тологич.
 превосходстве
 умопостигаемого над чувственным и рождённое христианством сознание ценности
 субъективно-
 личного: не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый
 процесс
 мышления, от к-рого невозможно отделить мыслящего, был положен Д. в основание
 философии. Од-
 нако самосознание как принцип философии и культуры ещё не обрело полной
 автономии у Д.:
 истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантирована
 существованием
 бога — существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естеств. свет
 разума.
 Самосознание у Д. не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто богу, выступающему
 источником
 объективной значимости человеч. мышления; все смутные идеи суть продукты только
 человеч.
 субъективности, а потому ложны; напротив, все ясные идеи идут от бога, а потому
 объективны.
 Однако здесь в философии Д. возникает метафизический круг: существование всякой
 реальности, в т.
 ч. бога, удостоверяется через самосознание (присутствие в нашей душе идеи
 всесовершенного
 существа), а объективная значимость данного в сознании — опять-таки через бога.
 Cogito — это первое достоверное суждение новой науки и в то же время первый,
 непосредственно
 данный сознанию её объект — мыслящая субстанция; она открыта нам
 непосредственно, тогда как
 существование другой субстанции — материальной — открывается нам опосредованно.
 Д.
 определяет субстанцию как вещь, к-рая для своего существования не нуждается ни в
 чём, кроме
 самой себя (см. там же, с. 448),— определение, к-рое затем воспроизводили
 Спиноза ? представители
 окказионализма. В строгом смысле слова субстанцией можно назвать только бога, к-
 рый «... вечен,
 всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей...» (там
 же, с. 436).
 Мыслящая и телесная субстанции сотворены богом и поддерживаются его могуществом;
 в ср.-век.
 духе Д. рассматривает разум человека, его «Я» как конечную субстанцию — «...
 вещь
 несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого, беспрестанно домогающуюся
 и
 стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем я сам...» (там же, с. 369). Т. о.,
 среди сотворённых
 вещей Д. условно называет субстанциями только те, к-рые для своего существования
 нуждаются
 «...лишь в обычном содействии бога...» (там же, с. 448) — в отличие от тех, к-
 рые нуждаются в
 содействии др. творений и носят название качеств и атрибутов.
 Мыслящая субстанция в качестве гл. атрибута наделена непротяжённостью и потому
 неделима;
 телесная субстанция имеет величину, т. е. протяжение в длину, ширину и глубину,
 а потому делима
 на части, имеет фигуру, движение и определ. расположение частей. Только
 перечисленные качества
 действительно присущи телесной субстанции, а все остальные — свет, вкус, запах,
 тепло, твёрдость
 и т. д. — Д., вслед за Галилеем, называет вторичными и показывает, что они
 обязаны своим
 существованием воздействию первичных качеств на человеч. тело и составляют
 содержание т. н.
 смутных идеи.
 Неделимая субстанция — ум — предмет изучения метафизики, делимая субстанция —
 материя —
 предмет изучения физики. Принципиально новым является у Д. отождествление
 материи с
 пространством, к-рое «...разнится от телесной субстанции, заключённой в этом
 пространстве, лишь в
 нашем мышлении» (там же, с. 469). Д. выступил против аристотелианского
 различения «места» u
 «тела». Отождествление материи с пространством снимает затруднения Галилея,
 который не мог
 обосновать введения гл. понятия механики — т. н. идеального, или математич.,
 тела: у Д. в сущности
 всякое тело стало математическим, а математика (геометрия) — наукой о телесном
 мире, какой она
 не была ни в античности, ни в средние века. Математика, т. о., отождествилась с
 механикой.
 Материя, она же пространство, делима у Д. до бесконечности, неделимых (атомов) и
 пустоты он не
 признавал, а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Дуалистич.
 противопоставление двух
 субстанций позволило Д. отождествить природу с пространств. протяжённостью, так
 что изучение
 природы оказалось возможным мыслить как её конструирование — по образцу
 конструирования
 геометрич. объектов. Т. о., наука, но Д., конструирует некий гипотетич. мир. Как
 и в номинализме
 13— 14 вв., этот пробабилизм Д. связан с идеей божеств. всемогущества: бог мог
 воспользоваться
 бесконечным множеством средств для осуществления своего замысла, а потому и тот
 вариант
 конструкции мира, который предлагает наука, равносилен всякому другому, если он
 способен
 объяснить явления, данные в опыте.
 Понимание мира как машины, точнее, как гигантской системы тонко
 сконструированных машин,
 снимает у Д. к.-л. различие между естественным и искусственным (созданным
 человеком),
 характерное для ан-тич. и ср.-век. науки. Растение — такой же механизм, как и
 часы, действия
 природных процессов вызываются «трубками и пружинами», подобно действиям
 механизма, с той
 лишь разницей, что тонкость и искусность этих пружин настолько же превосходят
 созданное че-
 ловеком, насколько искусство бесконечного творца совершеннее искусства творца
 конечного. Если
 мир — механизм, а наука о нём — механика, то познание есть конструирование
 определ. варианта
 машины мира из простейших начал, к-рые мы находим в человеч. разуме.
 Инструментом этого
 конструирования является метод, к-рый должен как бы превратить науч. познание из
 кустарного
 промысла в пром-сть, из спорадич. и случайного нахождения истин — в их
 систематич. и
 планомерное производство. Осн. правила метода: 1) начинать с простого и
 очевидного; 2) путём
 дедукции получать более сложные высказывания; 3) действовать при этом так, чтобы
 не упустить ни
 одного звена, т. е. сохранять непрерывность цепи умозаключений. Для этого
 необходимы интуиция, с
 помощью к-рой усматриваются первые начала, и дедукция, позволяющая получать
 следствия из них.
 Основой и образцом метода Д. является математика: в понятии природы Д. оставил
 только те
 определения, к-рые составляют предмет математики — протяжение (величину), фигуру
 и движение.
 Важнейшие элементы метода — измерение и порядок. Характерно, что в качестве
 всеобщей
 математики (mathesis universalis) Д. рассматривал алгебру, стремясь уподобить ей
 арифметику и
 геометрию; тем самым он сближал математику с логистикой как техникой счёта.
 Понятие цели было полностью изгнано Д. из мира природы; важную роль в этом
 сыграло устранение
 понятия души как посредницы между неделимым умом (духом) и делимым телом, как
 она
 рассматривалась в антич. и ср.-век. философии (душе приписывали воображение и
 чувство, к-рыми
 наделяли и животных). Д. отождествил душу и ум, называя воображение и чув-
 ДЕКАРТ 143
 ство модусами ума; разумная душа тождественна способности мышления, животные же
 суть только авто-
 маты; автоматом является и человеч. тело. Именно устранение понятия души в её
 прежнем смысле
 позволило Д. противопоставить друг другу две субстанции — природу и дух — и
 превратить природу в
 мёртвый объект для познания-конструирования и использования человеком. В
 результате возникла очень
 трудная для философии Д. проблема связи души и тела, ставшая одной из центр.
 проблем в метафизике
 17—18 вв. (см. Психофизическая проблема). Д. пытался разрешить её
 механистически: в т. н.
 шишковидной железе — как бы пространств. вместилище человеч. души — механич.
 воздействия,
 передаваемые человеч. органами чувств. достигают сознания.
 Процесс устранения объективной телеологии, начавшийся ещё в 14 в., был доведён
 Д. до логич. конца.
 Всякое движение Д. сводил к пространств. перемещению, а последнее объяснял с
 помощью механич. толч-

<< Пред.           стр. 74 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу