<< Пред. стр. 75 (из 449) След. >>
ка, поскольку понятие силы (внутренне связанное с понятием цели) также былоустранено. Благодаря по-
нятию толчка, предполагающего равенство действия и противодействия, Д. ввёл
понятие мировых вихрей,
строя на его основе свою космогонию. Механич. законами объяснял Д. и все
отправления живого тела,
включая человеческое. Источник силы «вынесен» за пределы природы и приписан
трансцендентному
богу-творцу; в механике Д. на неизменности бога основан закон инерции, к-рый был
впервые им
сформулирован.
В этике Д. был последоват. рационалистом. Он рассматривал аффекты и страсти как
следствие влияния на
разумную душу телесных движений, к-рые, пока они не прояснены светом разума,
порождают в нас
заблуждения ума, результатом к-рых являются злые поступки. Источником
заблуждения, к-рое у Д. в
сущности есть не что иное, как грех, служит не разум, а свободная воля, ибо она
побуждает человека
высказывать суждение и действовать там, где разум ещё не располагает ясным и
отчётливым знанием.
Учение Д. и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи,
получило название
картезианства — от латинизиров. формы его имени. Влияние Д. на развитие
философии и науки 17—18
вв. было глубоким и многосторонним. В русле идей Д. формировалось учение
Спинозы. Дуализм Д.
послужил исходным пунктом концепции окказионализма. Под влиянием метода Д.
франц. янсенистами
была разработана т. н. логика Пор-Рояля. Рационализм Д. явился одним из
источников философии
Просвещения.
* Oeuvres, риЬШе» par Ch. Adam et P. Tannery, t. l—12, suppl., P., 1897—1913;
Correspondence, v. 1—6, P., 1936—56;
и рус. пер.— Соч., т. 1, Казань, 1914.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2, с. 138—48; Любимов ?. ?.,
Философия Д., СПБ, 1886: Фишер К.,
История новой философии, т. 1 — Д., его жизнь, сочинения и учение, пер. [с
нем.], СПБ, 1906; А с м у с В. Ф., Д., М.,
1956; Л я т к e p Я. А., Д., 1975; Cassirer E., Descartes, P., 1944; Descartes.
1596—1650, introd. et choix par J.-P. Sartre, P.—
Gen., 1946; Serrurier C., Descartes 1'homme et le penseur, P., 1951; G u e r o u
l t M., Descartes selon l'ordredesraisons, t. l —2,
P., 1953; WundtM., Wandlungen der Descartesbildes, «Zeitschrift fur
philosophische Forschung», 1953, Bd7, H. 3. Rodis-Lewis
G., La morale de Descartes, P., 1957; Bader F., Die Ursprunge der
Transzendentalphilosophie hej Descartes, Bd l, Bonn, 1979.
П. П. Гайоенко
ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ (????????? ? ????????) (ок. 360 — ок. 280 до н. э.), др.-
греч. афинский гос.
деятель и философ. Представитель перипатетической школы, ученик Теофраста. В
317—307 абс.
правитель (эпимелет) Афин; с 297 при дворе Птолемея I Сотера, один из
основателей Александрийской б-
ки и Мусея. Биография Д. Ф. — у Диогена Лаэртия (V 75—85); там же — каталог
соч.: 45 назв. на этич.,
политич., историч. и историко-лит. темы (не сохранились, фрагменты в собрании
Верди). Д. Ф.,
воплощавший для Цицерона идеал гос. деятеля, оратора и философа в одном
144 ДЕМЕТРИЙ
лице, не был оригинальным мыслителем; его историч. заслуга — перенос
нерипатетич. учёности в
Александрию. Ему принадлежит также древнейшее сохранившееся (у Стобея) собр.
изречений «семи
мудрецов». * Фрагменты: Die Schule des Aristoteles. Texte, komm., hrsg. v. F.
Wehrle, H. 4, Basel, 19682.
*W e h r l i F., Demetrios von Phaleron, в кн.: RE, Suppl. I, 1968,
col. 514 sq.
ДЕМИУРГ (греч. ??????????, букв. — изготавливающий вещи для народа, отсюда —
ремесленник,
мастер, от ????? — народ и ????? — работа), термин др.-греч. философии для
обозначения «творца»
(«мастера»), введённый в филос. лексикон Платоном в «Тимее» (ср. также
«Государство» VII 530 а 7). Д.
— «творец и отец этой Вселенной» (Тимей 28 с), создатель низших богов, мировой
души и бессмертной
части человеч. души, творит космос из со-вечной ему материи («кормилицы»,
«восприемницы», «пластич.
массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз-
парадигму —
эйдос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистич. религий, творящего мир из
ничего: ни материя, ни
первообраз от Д. не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-Д. (см.
H ус) устроить всё «как
можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистич.
«необходимости» (ананке). Д.
«Тимея», очевидно, тождествен с «причиной соединения» предела и беспредельного
(формы и материи)
— прообразом «действующей причины» Аристотеля в платоновском «Филебе» (27 Ь).
Характерное
замечание Платона о «правдоподобном мифе» (Тимей 29d) дало повод уже в Древней
Академии
истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорич. язык, применяемый в
«дидактич. целях» для
выражения вневременных он-тологич. структур (Ксенократ, фр. 54 Heinze).
Аристотель подчёркнуто
игнорировал Д. «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин
«Д.» только в прямом
значении «ремесленник, мастер»; единственное возможное исключение — ранний
диалог «О философии»
(фр. 8, 12 и 13 ROSS). Трансцендентное понимание высшего божеств. принципа в
позднем платонизме
приводит к перекладыванию функций Д. (непосредственно контактирующего с материей
в акте творения)
на вторичного бога-посредника, эманирующего из первопринципа (см. Эманация).
Филон Александрий-
ский отождествляет Д. с логосом (De eher. 35, 136—137, De spec. leg. 1, 81),
Нумений — с умом (нусом),
называя его «вторым богом» (Prod., In Tim., II 93; Euseb. Praep. ??. XIV 5; ср.
также Corpns Hermeticum 1,9:
«Ум породил другой ум — демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий
материю абс.
злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского Д, источником
мирового зла: у Валентина
Д. помещается не только ниже плеромы эонов (см. Эон), но и ниже низшей Софии-
Ахамот, в «мсихич.»
сфере, и творит мир, не зная эйдосов (Iren., Adv. haer. 1, 5, 3). Идея «злого
Д.» была объектом полемики
Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II 9, 6; ср. II 3, 8). • A m b с l a
i n R., La notion gnostique du
Demiurge dans les Ecritures et les traditions judeochretiennes, P., 1959; U o h
e ?? у К. F., The Demiurge and the
Good in Plato, «New Scholasticism», 1961, p. 510—24; Legido Lope/, M., El
problema de Dios en Platon. La
teologia del demiurgo, Salamanca, 1963. См. также лит. к статьям Платон,
Гностицизм.
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ, термин, возникший в 40-х гг. 20 в. в связи с доктриной
Бультмана и его
последователей, отразившей влияние экзистенциализма в теологии; попытка
освобождения религ. веры от
историч. форм мифа, в к-рых вера всегда выражала себя, и сведения её к чистому и
внепредметному
смыслу, ставящему личность верующего перед абс. выбором. Отдалённые аналоги Д. —
борьба с
мифологич. образностью в опре-дел. моменты становления монотеистич. религий, а
также греч. и инд.
философии, попытки рационалистически истолковать миф как аллегорич. покрывало
истины, характерные
для эпохи эллинизма, и т. п. «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ», реформистская теория,
согласно
к-рой социализм в совр. эпоху,
утратив классово-пролетарский характер, превратился в «общедемократич.» течение
на базе
«примирения» классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике
социалистич.,
коммунистич. строительства, революц. борьбе рабочего класса стал «ветвью,
оторвавшейся от
социализма».
Понятие «Д. с.» употреблялось уже в реформистской лит-ре кон. 19 в. Им
обозначалось одно из
направлений «государственного социализма», отдававшее предпочтение бурж.-
демократия., респ.
гос-ву по сравнению с монархическим и рассматривавшее бурж. демократию в
качестве единственно
мыслимого условия осуществления социализма.
Совр. концепция «Д. с.» оформилась к 50-м гг. 20 в. как противостоящая теории и
практике
социалистич. революции и реального социализма и была провозглашена офиц.
доктриной
Социалистич. интернационала (Франкфуртская декларация, 1951).
«Д. с.» исходит из осн. идеи, что социализм реализуем лишь на базе, в пределах и
средствами
демократии, вызревающей в лоне капитализма. Любые иные формы борьбы, по
утверждению
теоретиков Д. с., деформируют социалистич. цель и делают ее недосягаемой. Бурж.
демократия
предстаёт не просто как «путь» к социализму, но и как его «начало», и проблема
заключается в её
усовершенствовании, ибо социализм толкуется как «завершённая демократия». В
конце 70-х гг. ряд
партий Социнтерна изымает из своих программ понятие «социалистич. общество»,
введя взамен него
понятие «социальная демократия». Существо перехода к новому обществ.
состоянию усматривается теперь уже не в мирной трансформации капиталистич.
системы, а в
движении от политич. демократии к социальной, во врастании демократии в
капитализм, к-рый в той
мере, в какой он облачён в демократию, истолковывается как строй равенства,
свободы,
справедливости и солидарности. По мысли теоретиков «Д. с.», такой строй
складывается в процессе
перманентной реформы, призванной обеспечивать «максимально возможное всеобщее
благоденствие», «свободу личности», «наиболее справедливое распределение нац.
дохода» и
содействовать «социализации х-ва». В качестве адекватного базиса «Д. с.»
постулируется гос.
контроль (частичное и косвенное регулирование экономич. развития путём
программирования, на-
логообложения, участия в прибылях и пр.) над «смешанной экономикой»,
предполагающей наряду с
гос.-капиталистич. предприятиями сохранения частнохоз. капитализма. Согласно
доктрине «Д. с.»,
контроль бурж. гос-ва над экономикой представляет собой социалистич. меру при
соответствующей
«демократич. процедуре» этого контроля; выработка её ставится в зависимость даже
не столько от
завоевания большинства в парламенте, сколько от «этич. обновления» общества,
«социального
партнёрства» и достижения «общего согласия» о проведении социальных улучшений.
В теории и политике идеологи «Д. с.» определяют свою позицию как промежуточную —
между «диктатурой», с
к-рой они отождествляют реальный социализм, и капитализмом. Однако их
утверждения о неприятии
капитализма в история, перспективе не согласуются теоретически с осн. идейно-
политич. постулатом «Д. с.»—
приверженностью к бурж. демократии. По своему классовому содержанию «Д. с.»
выступает как прокапита-
листич. теория, противостоящая науч. социализму. • Ленин В. И., Империализм, как
высшая стадия капитализма,
ПСС, т. 27; е г о ж е, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34;
Программные документы борьбы
за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание ком-мунистич. и
рабочих партий. Документы и
материалы, М., 1969; Ш а р к и Л. Л., Социализм в Австралии. Точка зрения
коммунистов на «Д. с.», [пер. с
англ.], М., 1958; Критика совр. бурж., реформистских и ревизионистских экономич.
теорий, М., 1960; Идеология
совр. реформизма, М., 1970; Что такое «Д. с.»?, M., 19792; Thomas N., Democratic
socialism, N. ?., 1953; ' S t г а с h
е у J., Contemporary capitalism, L., 1956; Crosland С. A. R., The future of
socialism, L., 1957; Sozialdemokratie in
Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover, 1966; Eichler W , Zur Einfuhrung in den
demokratischen Sozialismus, Bonn —
Bad Godeaberg. 1972.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, важнейший принцип организац. строения и
деятельности комму-нистич. и рабочих партий, а в социалистич. гос-вах — также
принцип гос.
устройства, строения и деятельности органов гос. власти, обществ. орг-ций
трудящихся, системы
управления нар. х-вом. Суть Д. ц состоит в сочетании демократизма, т. е.
полновластия, само-
деятельности и инициативы трудящихся, выборности руководящих органов снизу
доверху, их
подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра,
подчинением
меньшинства большинству, дисциплиной, обязательностью решений высших органов для
низших,
подчинением частных интересов интересам общим. Принцип Д. ц. вытекает из
демократич. сущности
пролет. движения и социалистич. преобразования общества; является составной
частью марксистско-
ленинского учения о партии рабочего класса и об устройстве социалистич. гос-ва.
Если в классово-
антаго-нистич. обществах демократия и централизм взаимно противоположны и
конкретно-
исторически их борьба разрешается путём большего или меньшего преобладания в
обществ. и гос.
устройстве того или иного начала, превращаясь в бюрократич. централизм или
анархистское
своеволие, то в условиях социализма централизм и демократизм составляют
диалектич. единство.
Д. ц. как основополагающий принцип организации и деятельности революц. партий
впервые был
выдвинут К. Марксом и Ф. Энгельсом и практически воплощён в основанном в 1847
Союзе
коммунистов (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
4, с. 524—29). На
основе Д. ц. протекала деятельность и 1-го Интернационала: входившим в него
партиям была
предоставлена широкая автономия, но в то же время предъявлялись требования
признания одной
программы и устава, подчинения низших орг-ций высшим, соблюдения парт.
дисциплины. Принцип
Д. ц. основоположники науч. коммунизма предполагали использовать также и при
строительстве
пролет. гос-ва.
Дальнейшую разработку принцип Д.ц.получил в ряде работ В. И. Ленина. Уже в
принятом 2-м
съездом РСДРП (1903) Уставе партии были закреплены ленинские нормы парт. жизни,
а в Уставе,
принятом 4-м съездом партии (1906), было непосредственно записано: «Все
организации партии
строятся на началах демократического централизма...» («КПСС в резолюциях...», т.
l, 19708, е. 182).
Против Д. ц. в первые годы Сов. власти выступали различные антипарт.
группировки, пытаясь под
видом развития демократизма узаконить в партии фракционность. Эти попытки
встретили решит,
отпор. 10-й съезд РКП (б) (1921) принял предложенную Лениным резолюцию «О
единстве партии»,
подтвердил незыблемость принципов Д. ц.
Согласно Уставу КПСС, Д. ц. означает: «... а) выборность всех руководящих
органов партии снизу
доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными
организациями
и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение
меньшинства
большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших»
(1976, с. 22).
После ???. революции 1917 по инициативе Ленина Д. ц. стал основой гос.
строительства.
Выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подотчётность
депутатов избирателям и
право последних отозвать депутата; формирование органов гос. управления
представит.
(избираемыми) органами; образование единой системы органов гос. власти и гос.
управления, в к-рой
нижестоящие органы подчинены руководству и контролю вышестоящих органов, и ряд
др. положе-