<< Пред. стр. 80 (из 449) След. >>
Д. активно выступал против партии «федералистов» _ объединения крупных магнатови
финансистов, отличавшихся воинств, антидемократич. устремлениями. Однако собств.
политич.
линия Д. порой отличалась либеральной неустойчивостью и непоследовательностью
(напр., по
вопросу о негритянском рабстве).
На протяжении всей истории США теоретич. наследие Д. находилось и находится ныне
в центре
идейной и политич. борьбы по проблемам демократии, прав человека и гражд.
свобод.
• Papers, ed. J. P. Boyd, v. l—fl9j, Princeton, 1950—[74]· в рус. пер.— Амер.
просветители. Избр. произв., т. 2, М. 1969
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 16, с. 17; ?птекер Г., О природе демократии,
свободы и революции пер с англ., М.,
1970; Каримский А. М., Революция 1776 г и становление амер. философии, М., 1976;
White M. G., The philosophy of the
American Revolution, Oxf., 1978; Two centuries of philosophy in America, ed. by
P. Caws, Oxf., 1980.
ДЖИВА (санскр., букв.— живущий, живой), живое существо, душа; понятие инд.
философии,
прежде всего джайнизма, где Д.— одна из осн. сущностей или субстанций. Д.
присущи сознание,
вечность (несотворён-ность и неразрушимость), способность к деятельности.
Потенциально Д.
обладает нравств. содержанием, знанием, верой, неограниченной энергией (силой) и
бесконечным
блаженством. Д. может находиться в двух состояниях бытия: несовершенном и
совершенном. В со-
стоянии несовершенного бытия Д., занятая неадекватной деятельностью, соединена с
материей,
образующей тело Д. Деятельность Д. выражается в вибрации образующих её частичек,
благодаря к-
рой материя, имеющаяся в теле Д., поглощается и непрерывно принимается новая
материя; под
влиянием ее Д. перерождается, теряет свою силу (и др. потенциальные качества) и
повергается в
состояние страдания. В состоянии совершенного бытия Д., обратившись к адекватной
деятельности,
освобождается от материи, вступает в обладание потенциальными качествами и
освобождается
благодаря этому от страдания.
В зависимости от способности к адекватной деятельности или, что то же самое, от
соотношения
духовного и телесного элементов Д. образуют своего рода лестницу: на низшей её
ступени
располагаются Д., имеющие форму неорганич. веществ и растений, далее идут Д.,
имеющие форму
животных, людей, богов, на верхней ступени — «освобожденные» Д., т. е.
совершенно свободные от
материи, имеющие форму человеч. существа. * см. к ст. Джайнизм,
ДЖНЯНА (санскр.— знание), понятие инд. философии, означающее высшее полное
знание,
достигаемое при медитации. Д.— это знание само по себе безотносительно к
объекту, знание того
высшего уровня, когда объект полностью растворён в субъекте, когда снимается
противопоставление
знания истинного и неистинного, становятся безразличными способы достижения
знания, его
характер и т. п. Д.— это знание сущности, к-рое как бы охватывает и все др. виды
знания, не
совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Д., как и карма, ведёт к
подлинному спасению
(ср. Д.-марга — «путь Д.», напр. в «Бхагавадгите»). В йоге к Д. и карме
прибавляется третий путь к
спасению — бхакти. Трактовка Д. как знания самого себя у последователей
Прабхакары (школа
миманса; знание обнаруживает свой субъект, свой объект и самого себя — Д.)
перекликается с
пониманием софии (мудрости) у Прокла. Во многих школах инд. философии Д.
противостоит
незнанию, неведению (аджняна), понимаемому не столько как простое отсутствие Д.,
сколько как
ложное знание, заблуждение (моха). Д. не следует смешивать с абхиджней —
сверхзнанием, и с
праджней — мудростью. В. ?.
?оп???в.
ДЖНЯНА 153
ДЗЭН, япон. название школы буддизма махаяны, сформировавшейся в ср.-век. Китае
(см. Чанъ).
Практика Д. появилась в Японии ещё в 7 в., но распространение Д. как самостоят.
направления япон.
буддизма начинается в кон. 12 в. Первым проповедником Д. был Эйсай — буддийский
монах, к-рый
после пребывания в Китае основал в Японии школу Риндзай. В 1-й пол. 13 в. Догэн,
также
обучавшийся в Китае, основал школу Сото. Риндзай и Сото были наиболее влият.
школами Д.-
буддизма и сохранились до наших дней. О социальной их ориентации в ср.-век.
Японии можно
судить по бытовавшей в те времена поговорке: «Риндзай для самураев, Сото — для
простолюдинов».
Наивысшего расцвета Д. достиг в период Муромати (14—16 вв.), когда дзэнские
монастыри
превращаются в центры религ., политич. и культурной жизни и происходит процесс
секуляризации и
демократизации Д,-буддизма. В результате этого Д. превращается в своеобразную
«философию
жизни», оказывавшую существенное влияние на стиль мышления, образ жизни и
деятельности ср.-
век. японцев. Складываются традиц. «искусства Д.», пришедшие с дзэнскими
монахами из Китая и
окончательно оформившиеся под влиянием япон. культурных традиций. При сохранении
осн. поло-
жений философии чань в япон. Д.-буддизме несколько смещаются акценты, в
частности усиливаются
секуля-ризаторские тенденции — один из патриархов Д. даже утверждал, что самурай
может достичь
яросветления быстрее монаха, а воинское иск-во — более прямой и быстрый путь к
совершенству,
чем традиц. практика медитации, и что мирянин вообще выше монаха. Происходит
более жёсткая
канонизация и регламентация практики Д.
В 20 в. религ.-филос. учение Д. получило известность в странах Запада, в
частности благодаря
популяризаторской деятельности Д. Т. Судзуки (1870—1966), принадлежащего к школе
Риндзай.
• Николаева Н. С., Япон. сады, М.. 1975; Григорье-в а Т., И «еще» раз о Востоке
и Западе, «Иностр. лит-ра», 1975, Яв 7;
S u z u k i D. T., Essais sur le Bouddhisme Zen, v. 1—3, P., 1940—44; его же,
Manual of Zen Buddhism, ?. ?., 1960.
ДИАДА (греч. ???? — двоица), термин пифагорейско-платонич. философии для
обозначения
принципа неопределённости, неоформленности, множества и материальной текучести в
противоположность монаде («единице») как принципу единства, стабильности и
формы. В поздней
доксографии (Диоген Лаэртий 8, 25; «Мнения философов»—Plac. l, 3, 8; Секст
Эмпирик, Adv. Math.
10, 261, 276 и др.) учение о монаде и Д. как высших принципах бытия
приписывается Пифагору, но,
как показывает источниковедч. анализ, оно сложилось (на пифагорейской основе) и
терминологически оформилось в Древней Академии. В «неписанном учении» Платона,
отражённом в
лекции «О благе» (Аристотель, fr. 27—31 ROSS), «неопределённая двоица»
(называемая также
«болыпое-и-малое», или «большее-и-меньшее», или «неравное») — интеллигибельная
материя идей-
чисел, к-рые порождаются из неё активным и формообразующим принципом — «единым»
(??). Спев-
сипп, заменивший идеи и идеальные числа Платона математич. числами, подставил на
место
«двоицы» — «множество», что отразилось в отредактированной Спевсиппом
«пифагорейской»
таблице десяти противоположностей (Аристотель, Метафизика 986 а 23 слл.).
Ксенократ в целом
восстановил платоновское учение о «неопределённой двоице» (фр. 26—28 Heinze), но
при этом
говорил также о персонифицированной Д.— женском божестве, мировой душе и «матери
богов», т.
е. «светил» и «космоса», противопоставляя ей монаду как мужской принцип,
отождествляемый с
Зевсом, умом (нусом) и «нечетом» (фр. 15 Heinze). Оппозиция монады — Д.
сохраняет своё значение
в среднем платонизме (Плутарх), неопифагореизме (особенно у Нуме-
154 ДЗЭН
ния), подчас с монистич. тенденцией подчинить Д. монаде как низший принцип, а
также в кругу идей
гностицизма и герметизма, но отходит на задний план у Плотина (Д.— первая
эманация единого).
• Gaiser K., Platons ungeschriebene Lehre, Stuttg., 1963; T h e i l e r W.,
Einheit und unbegrenzte Zweiheit von Plato bis Plotin,
в кн.; Isonomia, hrsg. v. J. Mau und E. G. Schmidt B 1964, S. 89—109; Bur k er t
W., Lore and science in ancient
Pytliagoreanism, Camb. [Mass.], 1972; см. также лит. к статьям Пифагореизм,
Платон, Герметизм.
ДИАЛЕКТИКА [греч. ?????????? (?????)— искусство вести беседу, спор, от
?????????? — веду
беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и ста-, новлении,
развитии бытия и
познания и основанный на | этом учении метод творчески познающего мышления. Д.
есть филос.
теория, метод и методология науч. .познания и творчества вообще.
Теоретич. принципы Д.
составляют существ. содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет
теоретич., мировоззренч. и
методо-логич. функции. Осн. принципы Д., составляющие' её стержень,—
всеобщая связь,
становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически
сложившейся
системы категорий и законов.
Диалектич. мышление как реальный познавательно-творч. процесс возникло вместе с
человеком и
обществом. Мера диалектичности человеч. мышления определяется уровнем развития
обществ.
практики и соответственно степенью познания Д. бытия, адекватное отражение к-
рого является
необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в
интересах
людей. Осмысление этого реального познават. процесса восходит к древней культуре
Востока,
достигнув своей более зрелой формы в античности, создавшей непреходящие образцы
пластичности
диалектич. мышления.
История Д. Само слово «Д.» впервые применил Сок-рат, обозначивший им иск-во
вести
эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение
проблемы с целью
достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом
Платон
понимал под Д. именно диалог как логич. операции расчленения и связывания
понятий,
осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению
понятий. В
смысле, близком к современному, понятие Д. впервые употребляется Гегелем,
трактовавшим её как
умение отыскивать противоположности в самой действительности.
Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом
завершённом целом,
пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы
изменения,
движения, становления. Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности
покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как
превращение одного
первоначала в другое — земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир
и обратно.
Наиболее яркое проявление антич. Д. получила у Гераклита, согласно к-рому мир,
находящийся в
постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении,
движении, в
единстве противоположностей. Если у Гераклита речь идёт о Д. действительности в
целом, то Зенон
Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отд. форм
бытия.
Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувств. мир, единство и
мно-
жественность. Стихийно-диалектич. идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп,
Демокрит,
Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектич. «скачок»,
поскольку каждая
вещь несёт в себе новое качество в сравнении с составляющими её атомами.
На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицат. Д. софистов, к-рые,
отойдя от Д. бытия
натурфилософов, привели в бурное движение человеч. мысль с её противоречиями,
неустанным
исканием истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофи-
руя относительность человеч. знания, они дошли до релятивизма, доведя Д. до
крайнего
скептицизма. В ис-торич. смысле учение софистов было лишь моментом в развитии
теории положит.
знания, к-рую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни,
требовал искать
также и положит. стороны чело-веч. мысли, стремился осмыслить диалектич.
противоречия как путь
к абс. истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной
теории Д., внесённый
Сократом, стал пронизывать всю антич. философию и свойственную ей Д.
Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоят.
действительность, Платон понимал под Д. не только расчленение понятий на чётко
обособленные
роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание
относительно сущего и
истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых
частностей в
цельное и общее. Свои многочисл. труды Платон написал именно в форме диалогов,
заключающих в
себе замечат. образцы антич. Д. в её идеалис-тич. интерпретации. У Платона
даётся Д. таких кате-
горий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. А само бытие трактуется
как активно
самопротиворечивая координированная раздельность. Каждая вещь является
тождественной сама с
собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно
всего иного.
Аристотель превратил платоновские идеи (доведённые в их абсолютизированном
обобщении до
автономных сущностей) в единич. формы вещей и присоединил учение о потенции и
энергии идей.
Он развил Д. дальше — в направлений познания реально существующего космоса. В
своём учении о
четырёх причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель
утверждал, что все
они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой
вещью.
Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в
общее
самодвижение всей действительности, к-рое он и назвал перводвигателем, мыслящим
самого же себя,
т. е. являющегося и субъектом, и объектом. С др. стороны, признавая
обязательность единичных
форм вещей, но учитывая их текучесть, Аристотель трактовал Д. не просто как абс.
знание,
выражаемое путём формальной силлогистики, но и как знание только ещё возможного,
или
вероятного. Стоики Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп (см. Стоицизм), углубили
трактовку Д. на
основе тщательного анализа не только мыслит., но и языковых категорий. Своё
учение о слове они
проецировали на действительность, к-рая мыслилась ими досократовским первоогнём,
или словом,
логосом, порождающим из себя всё бесконечное разнообразие космоса и человека как
его часть.
Признавая всё существующее как систему тел, стоики в известном смысле оказались
большими
материалистами, чем все предшествующие мыслители.
В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) диалектически трактуется осн. иерархия
бытия: единое, его
числовая раздельность; качеств. наполненность этих первочисел, или мир идей;
переход этих идей в
становление, т. е. возникновение мировой души и космоса. Были развиты концепции
раздвоения