<< Пред.           стр. 85 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 существ. изменения в трактовке большинства категорий Д. и. — материи,
 пространства и времени,
 сознания, причинности, части и целого и др. Усложнение предмета науч. познания
 резко усложнило
 и саму процедуру, приёмы познават. деятельности. Прогресс науки не только ставит
 перед Д. м.
 новые вопросы, но и обращает внимание филос. мысли на нек-рые стороны старых
 проблем. Одной
 из важнейших тенденций совр. науч. познания является превращение ряда спец.
 понятий в обще-
 науч. и филос. категории. К их числу относятся вероятность, структура, система.
 Принципы, законы
 и категории Д. м. активно участвуют в синтезе новых науч. представления,
 находясь в тесной связи с
 эмпирич. и теоретич. представлениями соответствующей науки. Многообразнее
 проявляется
 эвристич. роль Д. м. в синтезе совр. науч. картины мира.
 Разработка материалистич. диалектики как всестороннего учения о развитии
 невозможна без
 исследования актуальных проблем совр. обществ. развития. Филос. обобщение
 многообразной
 социальной практики, постижение общих законов социальной сферы обогащает и
 углубляет
 разработку проблем методологии науч. познания. Исследования в области Д. м.
 касаются
 фундаментальных основ марксистско-ленинского мировоззрения. Реализация
 диалектико-
 материалистич. философией своей мировоззренч. функции связана с осмыслением
 таких коренных
 проблем, как смысл и цель жизни человека, роль и место человека в природном и
 социальном мире,
 социально-нравств. идеал человека и человечества. Образцом решения этих
 сложнейших проблем
 служат классич. произведения Маркса, Энгельса и Ленина, представляющие собой
 филос., диа-
 лектич. синтез разнообразных явлений развития природы, общества и мышления.
 Д. м. развивается в борьбе против различных направлений совр. бурж. философии.
 Бурж. идеологи,
 усматривая в Д. м. осн. преграду для распространения своих взглядов, всё чаще
 выступают с
 критикой Д. м., искагкая при этом его существо. Нек-рые бурж. идеологи стремятся
 лишить
 материалистич. диалектику ре-волюц. содержания и в таком виде приспособить её к
 своим нуждам.
 Большинство совр. бурж. критиков Д. м. пытается истолковать его как
 разновидность религ. веры,
 отрицать его науч. характер, найти общие черты между Д. м. и католич. философией
 —
 неотомизмом. Эти и др. «аргументы» бурж. критиков используются и различными
 представителями
 совр. ревизионизма в их попытках пересмотреть и «исправить» отд. положения Д. м.
 В своей борьбе как против бурж. философии, так и против совр. ревизионизма и
 догматизма
 марксизм-ленинизм последовательно проводит принцип партийности, рассматривая
 философию
 диалектич. и историч. материализма как науч. оружие в руках рабочего класса и
 трудящихся масс,
 борющихся за своё освобождение от капитализма, за победу коммунизма.
 См. также Марксизм-ленинизм, Исторический материализм. Научный коммунизм,
 Философия, Мате-
 риализм, Мировоззрение, Диалектика, Методология, Теория познания.
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Тезисы о
 Фейербахе, там же; его ж е, Нищета философии,
 там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; е г о же, Диалектика
 природы, там же; Ленин В. И., Материализм и
 эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Три источника и три составных части
 марксизма, там же, т. 23; его же, Филос.
 тетради, там же, т. 29; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же,
 т. 45; К е д ? о в Б. М., Единство
 диалектики, логики и теории познания, М., 1963; Совр. проблемы теории познания
 Д. м., т. 1—2, М.. 1970; К о п-нин П.
 В., Диалектика, логика, наука, М., 1973; О и в е р-ман Т. И., Формирование
 философии марксизма, ?., 19742; его ж е, Д.
 м. и история философии, М., 1979; Д. м., М., 1975; Критика совр. бурж. философии
 в курсе Д. м., ?., 1975; Марк-
 •систско-ленинская философия, ч. 1— Д. м., М., 1976«; Ильичёв Л. Ф., Философия и
 науч. прогресс, М., 1977;
 Федосеев П, Н., Марксизм в 2Q в., М., 19772; его ш е, Диалекти-
 
 ка совр. эпохи, М., 19788; Диалектика науч. познания. Очерк диалектич. логики,
 М., 1978; Марксистская философия в 19
 в., кн. 1—2, М., 1979; Основы марксистско-ленинской философии,
 ?., 19805; Матерналистич. диалектика. Краткий очерк теории' М., 1980;
 Материалистич. диалектика, т. 1, М., 1981; т. 2,
 М., 1982—; Материалистич. диалектика как общая теория развития т. 1-2, М., 1982-
 . А. Г.
 Спиркин. ДИАЛОГ, см. Философский диалог.
 ДИАХРОНИЯ И СИНХРОНИЯ (от греч. ??? — через и ?????? — время; ????????? —
 одновременный), понятия, характеризующие историч. последовательность развития
 явлений в нек-
 рой области действительности (диахрония) и сосуществование, состояние этих
 явлений в определ.
 момент времени (синхрония). Понятия Д. и с. были введены применительно к языку
 Ф. де Сос-
 сюром, резко разграничившим диахронич. и синхронич. лингвистику. Первая из них
 изучает
 отношения, к-рые связывают элементы, следующие друг за другом во времени, не
 воспринимаемые
 одним и тем же коллективным сознанием и не образующие систему. Вторая занимается
 отношениями, которые связывают сосуществующие элементы и образуют систему; эти
 отношения
 воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием.
 С развитием структурализма и распространением его методов на др. области
 гуманитарного и
 естеств.-науч. знания сфера применения понятий Д. и с. существенно расширилась.
 Дихотомию Д. и
 с. (наряду с такими, как развитие и функционирование, эволюция и организация,
 история и
 структура) используют в исследовании сложноорганизованных развивающихся
 объектов, когда сам
 процесс развития выступает как формирование и преобразование структуры объекта.
 Нек-рые
 представители структурализма неправомерно резко противопоставляли Д. и с.,
 считая, что только
 синхрония может изучаться объективными науч. методами, однако впоследствии это
 противопоставление стало проводиться более умеренно.
 Существуют познават. задачи, для решения к-рых достаточны методы диахронич. либо
 синхронич.
 исследования. Вместе с тем при построении теории, претендующей на сколько-нибудь
 полное
 описание и объяснение развивающейся системы, любой из этих подходов сам по себе
 оказывается
 недостаточным. Законы Д. и с. не являются абсолютно независимыми друг от друга,
 т. к. состояние
 системы в нек-рый данный момент времени и свойственная ей структура накладывают
 существ.
 ограничения на диапазон возможных преобразований системы.
 В области познания социальных явлений идею орга-нич. сочетания диахронич.
 (историч.) и синхронич.
 (структурного) методов впервые выдвинул К. Маркс, «Капитал» к-рого — образец как
 историч., так и струк-
 турного анализа капиталистич. формации. • Грецкий М. Н., Франц. структурализм,
 М., 1971; Принцип историзма
 в познании социальных явлений, ?., 1972; Б л а у б е ? г И. В., Юдин Э. Г.,
 Становление и сущность системного
 подхода, М., 1973; Фуко М., Слава и вещи, пер. с франц., М., 1977; Соссюр Ф. д
 е, Труды по языкознанию, пер. с
 франц., М., 1977; Levi-Strauss С., Anthropologie structurale, P., [19731.
 ДИГНАГА (480—540 или неск. позднее), инд. философ-буддист, представитель школы
 йогачара,
 основатель буддийской логики. Обобщил учение «Праджнапара-мита-сутр», автор
 комм. к соч.
 Васубандху. Гл. труд по логике — «Праманасамуччага» («Составление средств
 правильного
 познания»). Д. отделил теорию познания и логику от философии и совершенно
 переработал учение о
 восприятии и силлогизме. Учение Д. подверглось критике со стороны сторонников
 брахманистской
 логики; его защищал Дхармакирти — ученик Д. * см. к ст. Йогачара.
 ДИДРО (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, — 31.7. 1784, Париж), франц. философ-
 материалист,
 представитель Просвещения 18 в., писатель, теоретик иск-ва,
 ДИДРО 163
 организатор и редактор франц. «Энциклопедии» 18 в. Д. был убеждённым врагом
 феод. строя,
 абсолютизма, церкви, феод.-клерикального мировоззрения. В первых соч. «Филос.
 мысли», «Аллеи,
 или Прогулка скеп-тика» (1747) с позиций деизма выступил с разоблачением христ.
 религии и
 церкви, в «Письме о слепых в назидание зрячим» (1749) твёрдо стал на позиции
 материализма и
 атеизма. В 1749 за распространение «опасных мыслей» Д. был арестован и заточён в
 Венсенский за-
 мок; после освобождения продолжал борьбу против реакц. порядков и идей.
 В соч. «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Сон
 Д'Аламбера»,
 «Филос. принципы материи и движения», «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак
 фаталист и его
 хозяин» и др. отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной,
 несотворённой материи как
 объективной реальности, существующей вне и независимо от человеч. сознания,
 рассматривал все
 явления как конкретные формы её существования. Отвергая дуализм, он считал
 материю единств.
 субстанцией, а причину её существования считал заключённой в ней самой. Д.
 утверждал единство
 материи и движения, отвергал существование абс. покоя, старался преодолеть
 механицизм, возражая
 против сведения движения к пространств. перемещению тел и утверждая, что и
 неподвижное тело
 находится в движении, т. е. развивается, изменяется. Вся природа, согласно Д.,
 находится в вечном
 движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Ближе
 других
 домарксовских материалистов Д. подошёл к идее самодвижения материи, считая её
 самым убедит.
 доводом против существования бога. Д. высказал ряд глубоких диалектич. догадок:
 активность
 материи, её самодвижение он пытался объяснить её внутр. противоречивостью, а
 также её
 гетерогенностью (разнородностью). По Д., материя состоит из бесчисл. количества
 элементов,
 причём каждому из них присуще особое качество. Движение и изменение форм материи
 обусловлено
 столкновением разнокачеств. элементов. Пытаясь распространить принцип
 непрерывности развития
 и изменения на природу, Д. предвосхитил нек-рые положения эволюц. учения: он
 писал, что человек
 как биологич. вид подобно всем другим живым существам имеет свою историю
 становления.
 Выступая против утверждения о божеств. происхождении сознания, Д. отстаивал т.
 зр. единства
 материи и сознания. Он высказал мысль, что потенциально ощущение свойственно
 всей материи,
 сознание же как свойство высокоорганизованной материи возникает по мере
 усложнения орга-нич.
 материи.
 В своих теоретико-познават. взглядах Д. следовал за Локком и исходил из
 сенсуализма, критиковал
 агностицизм и утверждал познаваемость мира. Он считал материю причиной ощущений
 и
 решительно отвергал философию Беркли, сделавшего из сенсуализма Локка
 субъективно-
 идеалистич. выводы. Отвергал Д. и объективный идеализм, в частности учение
 Платона, согласно к-
 рому мир вещей есть отражение мира идей. Из ма-териалистич. решения осн. вопроса
 философии Д.
 сделал последоват. атеистич. выводы, отрицая сотворение мира, бессмертие души,
 загробное
 воздаяние, сверхъес-теств. явления и т. п.
 Опираясь на теорию «общественного договора», Д. разоблачал вымыслы о божеств.
 происхождении
 королев, власти и феод. сословного неравенства. Будучи решит, противником
 деспотич. формы
 правления, он высказывался за конституц. монархию и надеялся на появление
 «просвещённого
 государя». Д. склонялся к идее респ. формы правления, сомневаясь, однако, в её
 пригодности для
 больших гос-в. Он не шёл дальше требования смягчения чрезмерного неравенства в
 распределении
 материальных благ.
 164 ДИЗЪЮНКЦИЯ
 Феод.-религ. этике Д. противопоставил утилитаристскую этику. Он считал себялюбие
 важнейшим
 мотивом поведения людей, но не разделял стремления Гельвеция свести все чувства
 к эгоистич.
 началу. Представления людей о прекрасном Д. считал выражением их специфич.
 отношения к
 реальной действительности, отстаивая иск-во, способное правдиво отразить
 существ. проблемы
 жизни.
 Д. развил и обогатил домарксовский материализм, был вождём франц. материализма и
 атеизма 18 в.
 • Oeuvres completes, t. l—20, P.,1875—77; Oeuvres philosophi-ques, P., 1956;
 Oeuvres, ed. par A. Billy, P., 1957; в рус.
 пер.— Избр. соч., т. 1—2, М.— Л., 1926; Собр. соч., т. 1 — 10, М.— Л., 1935—47;
 Избр. филос. произв., М., 1941; Избр.
 произв., М.— Л., 1951; Избр. атеистич. произв., М., 1956.
 • Маркс К., [Письмо) Ф. Энгельсу 15 апр. 1869 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 32, с. 240—43; Маркс К. иЭнгельс Ф.,
 Святое семейство, там же, т. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В.
 И., Материализм и
 эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, с. 28—32, 39—43, 113—27; Плеханов Г. В., Очерки по
 истории материализма, Избр.
 филос. произв., т. 2, М., 1958; М о p л е й Дж., Д. и энциклопедисты, пер. с
 англ., М., 1882; Л у ? ? о л И. К., Де-ни Д., ?.,
 19342; Г а ч е в Д., Эстетич. взгляды Д., ?., 19612; Момджян X. Н., Диалектика в
 мировоззрении Д., в кн.: Век
 Просвещения, М. — Париж, 1970; Длугач Т. Б., Де-ни Д., M., 1975;W i l so n A.
 M., Diderot. The testing yeares. 1713—
 1759, N. Y., 1957 (лит.); Proust J., Diderot et PEncyc-lopedie, P., 1962; Morn
 et D., Diderot, nouv. ed., P., 1966; G o r n у L. ?.,
 Diderot; un grand Europeen, P., 1971.
  X. H. Момджян.
 ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio — разобщение, обособление), в широком смысле —
 сложное
 высказывание, образованное из двух или более предложений с помощью союза «или»,
 выражающего
 альтернативность, или выбор. В символич. логике Д. наз. логич. связку (операцию,
 функцию),
 образующую из предложений А и В сложное высказывание, обозначаемое обычно как А
 V В, к-рое
 является истинным при истинности по крайней мере одного из двух дизъюнктивных
 членов: А или В.
 В классич. логике Д. вместе с отрицанием образует функционально-полную систему
 пропозициональных связок, что позволяет определить через них др.
 пропозициональные связки.
 Традиционно принято отличать рассмотренную (нестрогую) Д. от строгой
 (разделительной) Д., для к-
 рой характерно то, что соответствующее высказывание истинно при условии, когда
 истинен один и
 только один дизъюнктивный член.
 • см. к ст. Логика высказываний.
 ДИКЕ (греч. ????), правосудие, судебный процесс, судебное наказание
 (компенсация), а также
 богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода — одна из Ор (времён года)
 («Теогония»,
 902), доносящая Зевсу о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д.
 занимает существ.
 место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как гос-во). В самой
 ранней
 формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (DK, фр. В 1)
 индивидуальные вещи,
 погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из к-рых они возникли.
 Классич. выражение
 идеи кос-мич. правосудия — фрагмент В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не
 преступит меры, а не то
 Эриннии, союзницы Д., разыщут его». Эпич. пониманию Д. как мира (напр., у
 Гесиода и Солона)
 Гераклит противопоставляет концепцию Д.-распри (фр. В 80 — вероятно, обыгрывая

<< Пред.           стр. 85 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу