<< Пред. стр. 87 (из 449) След. >>
войны родилась новая форма Д. п. — народная демократия. Развитие революц.движения
убедительно показало наличие общих черт власти рабочего класса для всех стран,
осуществляющих
переход к социализму. Опыт стран нар. демократии свидетельствует, что при
благоприятной внутр. и
внеш. обстановке есть возможность перехода от демократич. этапа революции к
социалистическому
и установления власти рабочего класса без гражд. войны. Слом старой гос. машины
в этих условиях
может быть осуществлён постепенно посредством отсечения наиболее реакц. частей
её,
преобразования и использования традиционных демократич. форм. Переход народов
др. стран к
социализму породит новые формы власти рабочего класса. Однако каждый народ,
встающий на путь
социализма, неизбежно должен будет в той или иной форме осуществить социалистич.
революцию и
установить политич. власть рабочего класса и всех трудящихся.
Построение социализма вызывает изменение характера, задач, функций, форм и
методов
деятельности власти рабочего класса. В связи с ликвидацией эксплуататорских
классов в той или
иной стране отмирает функция подавления их сопротивления. На этой основе
начинается процесс
перерастания гос-ва Д. п. во всенародную орг-цию тружеников соццалистич.
общества. В СССР гос-
во Д. п. превратилось в общенар. социалистич. гос-во, пролет. демократия — во
все-
нар. социалистич. демократию. «Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское
государство
стало общенародным», — говорится в Конституции СССР.
* M a p к с К. и ЭнгельсФ., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета
философии, там же, т. 4, гл. 2, § 5; е г о же,
Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.; там же, т. 7; е г о же,
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т.
8; е г о же, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; е г о же, [Письмо] И.
Вейдемейеру 5 марта 1862 г., там же, т. 28;
Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции, ПСС, т. 31; е г о ж е,
Гос-во и революция, там же, т. 33; его ж
е, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его ж е, О «демократии»
и диктатуре, там же; его же, О гос-ве,
там же, т. 39; е г о ж е, О диктатуре пролетариата, там же; его же, Экономика и
политика в эпоху диктатуры
пролетариата, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и
социализм, М., 1961; Междунар.
совещание ком-мунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1989:
Материалы XXV съезда КПСС, М.,
1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; К 100-летию со дня рождения В. И.
Ленина. Тезисы ЦК КПСС, M.,
19В9; Науч. коммунизм. M., 19815.
Ф. М.
Бурлацкий.
ДИЛЕММА (греч. ???????, от ??? — дважды и ????? — лемма, предположение,
посылка), форма
умозаключения (логич. вывода), посылки (исходные допущения) которого имеют
гипотетич.
(условную) и дизъюнктивную (разделительную) структуру. Если прописными лат.
буквами
обозначать высказывания (суждения), а выражения «не», «или» и «если..., то ...»
понимать
соответственно как логич. отрицание, дизъюнкцию и импликацию (см. Логические
операции), то т. н.
конструктивная (утверждающая) Д. имеет вид: «если А, то В; если С, то Д; А или
С; следовательно, В
или Д» (сложная конструктивная Д.) или «если А, то В; если С, то В;
следовательно, В» (простая
конструктивная Д.). Сложная и простая деструктивные (отрицающие) Д. имеют
соответственно вид:
«если А, то ?; если С то Д; не В или не Д; следовательно, не А или не С» и «если
А, то В; если А, то С;
не В или не С; следовательно, не А».
Все эти виды Д. доказуемы (или являются аксиомами) в совр. формальной
(математич.) логике (см.
Исчисление высказываний, Логика высказываний), а содержательные их формулировки
используются
как орудия дискуссий и споров (напр., распространённым инструментом логич.
опровержения
служит простая деструктивная Д.). В расширит. смысле под Д. понимают затруднит.
ситуацию
выбора между двумя равно неприятными возможностями.
ДЙЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне,— 1.10.1911, Зайс),
нем. историк
культуры и философ-идеалист. Представитель философии жизни; основоположник
понимающей
психологии и школы «истории духа» (истории идей) в нем. истории культуры 20 в.
Филос. воззрения
Д. формировались под влиянием, с одной стороны, нем. идеализма и романтизма
(внимание к миру
субъекта и интерес к культуре и истории), с другой — англо-франц. позитивизма
(Дж. С. Милль,
Огюст Конт; антиметафизич. установка и метод психологизма как анализ
непосредственных данных
сознания). Влияние на Д. оказало также неокантианство баденской школы
(противопоставление ес-
теств.-науч. и культурно-историч. познания).
Центральным у Д. является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-
историч.
реальности. Человек, по Д., не имеет истории, но сам ость история, к-рая только
и раскрывает, что он
такое. От человеч. мира истории Д. резко отделяет мир природы. Задача философии
(как «науки о
духе»), по -Д., — понять «жизнь» исходя из неё самой. В связи с этим Д.
выдвигает метод
«понимания» как непосредств. постижения нек-рой духовной целостности (целостного
пережи-
вания). Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Д.
противопоставляет
методу «объяснения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внеш.
опытом и
связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собств. внутр.
мира достигается
с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужою мира — путём «вжива-
ния», «сопереживания», «вчувствования», по отношению к культуре прошлою
понимание выступает
как метод интерпретации, названный Д. герменевтикой: истолкование отд. явлений
как моментов
целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи.
В более поздних работах Д. отказывается от интроспекции как психологич. способа
«понимания»,
сосредоточиваясь на рассмотрении культуры прошлого как продуктов «объективного
духа». Здесь Д.
во многом предвосхищает неогегельянство. -Однако он отрицательно относился к
панлогизму; в
противоположность Гегелю, у Д. всегда сохраняется романтич. склонность к
признанию «последней
тайны» жизни, к к-рой интерпретатор может только приближаться, но не постигать
её до конца.
Вслед за романтиками Д. рассматривает целостность историч. образований через
призму целостности
человеч. личности — его осн. историч. исследования построены по принципу
соединения множества
биографий. При этом определяющей чертой историзма Д. является релятивизм, к-рый
характеризует
также и его учение о трёх осн. типах мировоззрения, понимаемого как выражение
единой
личностной установки: натурализме, идеализме свободы и объективном идеализме. Д.
оказал
большое влияние на развитие бурж. философии 20 в., особенно на экзистенциализм.
• Gesammelte
Schriften, Bd 1—18—, Gott., 1950—77—; в рус. пер.— Описат. психология, М., 1924;
Типы
мировоззрения и обнаружение их в метафизич. системах, в сб.: Новые идеи в
философии, М 1, СПБ,
1912.
? Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 131—42; Spranger E., W. Dilthey, Lpz.,
1912; Hodges H. ?., The
philosophy of W. Dilthey, L., 1952; Bollnow О. Р., Dilthey Stuttg., 19552;
Ermarth M., W. Dilthey: the
critique of historical reason, Chi.—L., 1978 (библ.). ДИНАМИКА И СТАТИКА
СОЦИАЛЬНЫЕ,
введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ.
явлений.
Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных
явлений,
его обусловленности, направленности и последствий. В её рамках изучались
факторы, влияющие на
эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ.
отношений или
общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и т. д. Предмет
социальной статики
— устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как
социального целого. В
социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности
их
взаимодей-' ствия, типология социальных институтов и их функционального
соответствия. Проблемы
Д. и с. с. изучат ли Г. Спенсер, А. Шеффле, Л. Уорд, А. Смолл, Ч. Кули, У.
Самнер, Э. Дюркгейм, Л.
Визе, Б. Малиновский.
Уже Конт подчёркивал условность разделения Д. и с. с. Однако в истории
социологии это
противопоставление привело к осознанию специфики методов исследования процессов
функционирования и процессов развития общества и его институтов. Термины Д. и с.
с. сохранили
свой смысл лишь в исследованиях по истории социологии.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, см. Статистические и динамические закономерности.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, совокупное обозначение различных направлений в совр.
психологии, для к-рых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов
психики как
целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р.
Вудвортсом для
обозначения нового направления в психологии, возникшего под влиянием волюнтари-
стич.
концепции Джемса. Сторонники этого направления (Вудвортс, Т. Мур, Дж. Мак-Карди)
стали
рассматривать реакции организма на внеш. стимул не как изолированный акт типа
механич. толчка, а
как сложный процесс, проистекающий в конечном счёте из внутр. активности
организма и
определяющийся прежде всего
ДИНАМИЧЕСКАЯ 167
его потребностью, которая делает организм чувствительным к одним раздражителям и
безразличным
к другим.
В дальнейшем термин «Д. п.» стал употребляться в широком смысле для обозначения
разнообразных
психо-логич. концепций, к-рые, в противоположность статическому подходу к
психике (напр., в
ассоцианизме и др. теориях, изучавших психику в аспекте ощущений, восприятий,
представлений),
уделяют преимущест. внимание динамич. аспектам психики — побудительным мотивам,
влечениям,
интересам, конфликтам личности и т. д. Поведение человека трактуется при этом
как результат
действия внутрипсихич. сил, стремлений и т. д., к-рые понимаются как бессознат.
влечения
(психоанализ и др. направления глубинной психологии), инстинкты (К. Лоренц),
целевые действия
(У. Мак-Дугалл), силы поля (К.Левин) и др. К Д. п. относят также направления в
психологии
личности, к-рые трактуют личность как динамич. саморазвивающуюся систему (Г.
Олпорт, Г. Мёрфи
и др.), отрицая при этом определяющую роль социально-историч. обстоятельств в её
формировании.
ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (???????? ? ????????-????) (неизвестно, из понтийской или
критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель и
натурфилософ. В 20-х гг.
5 в. до н. э. жил и учил в Афинах — его учение пародировал Аристофан в «Облаках»
в 423. По
свидетельству Деметрия Фалер-ского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее
всего —
судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках
(утраченный для
нас) трактат Д. А. «О природе», выписал из него неск. ценных цитат (почти все
наши фрагменты);
уже Сим-пликию были недоступны соч. «Против софистов» (т. е. против философов —
словоупотребление 5 в.), «Метеорология» и физиологоанатомич. трактат «О природе
человека». Д. А.
возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением
Анаксагора о космич.
«разуме», к-рый он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное
свойство «воздуха»,
и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой
пустоте, наполненной
анак-сименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и
распадаются бесчисл.
миры, целесообразное устройство к-рых обеспечивается присутствием в них космич.
«разума»
Анаксагора — такова Вселенная Д. А., казавшаяся Теофрасту (и нек-рым совр.
исследователям)
«эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, элейской школы
и
заимствования из космогонии Анаксимандра — и тем не менее, правильнее будет
говорить об
органич. синтезе.
Натурфилософия Д. А.— монистич. реакция на плю-ралистич. системы Эмпедокла,
Анаксагора и
Левкиппа (против к-рых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистич.
реакция на
присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4
элемента
Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли
бы переходить
друг в друга и взаимодействовать, Д. А. фактически формулирует платоновско-
аристотелевское по-
нятие бескачеств. материи (Аристотель сам сознавал, что Д. А. предвосхитил его
теорию субстрата
противоположностей). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях»
(ключевой
термин у Д. А.) субстанцию с воздухом (к-рый сам по себе лишён качеств), Д. А.
впервые применяет
телеологич. аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к
натурфилософии
Платона и Аристотеля: регулярность космич. циклов и «наилучшее из всех возможных
устройство»
мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью
порождающего его на-
168 ДИОГЕН
чала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслит.
субстанция — это
душа-дыхание-воздух. Воздух — не только генетич., но и управляющий принцип мира:
как таковой
— он «бог», к-рый «правит». В целом философия природы Д. А. ближе всего к
традиции Гераклита и
стоиков. Его влияние чувствуется в стоич. концепции «пневмы» и «провидения».
* Фрагменты: DK II, S. 51—66; lonici. Testimonialize е frammenti, ed. A.
Maddalena, Firenze, 1963, p. 244.
• T h e i l e r W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf
Aristoteles, Z.— Lpz., 1925; Jaeger W. W., The
theology of the early Greek philosophers, Oxf., 1948; Z a-f i r o p u l o J.,
Diogene d'Apollonie, P., 1956.
ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ (???????? ????????) (1-я пол. З в.), автор единственной
сохранившейся
биографич. истории др.-греч. философии, близкой к жанру «преемств» и содержащей
также
доксографич. материал (см. Доксографы). Полное заглавие в Парижском кодексе:
«Жизни и мнения
прославленных философов вместе с сокращенным сводом воззрений каждой философской
школы».
Структура соч. определяется искусств. разделением всех филос. школ на две
цепочки «преемств»:
«ионийскую» (от Анаксимандра до стоицизма, кн. II — VII) и «италийскую» (от
Пифагора до
Эпикура, кн. VIII—X); выпадающие из этой схемы Гераклит и Ксенофан трактуются
как «спорадич.»
философы (кн. IX, гл. 1—2). «Жизни и мнения» — компиляция, сотканная из цитат
многочисл.
предшественников Д. Л., часто вставленных одна в другую и нарушающих связность
изложения или