<< Пред.           стр. 87 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 войны родилась новая форма Д. п. — народная демократия. Развитие революц.
 движения
 убедительно показало наличие общих черт власти рабочего класса для всех стран,
 осуществляющих
 переход к социализму. Опыт стран нар. демократии свидетельствует, что при
 благоприятной внутр. и
 внеш. обстановке есть возможность перехода от демократич. этапа революции к
 социалистическому
 и установления власти рабочего класса без гражд. войны. Слом старой гос. машины
 в этих условиях
 может быть осуществлён постепенно посредством отсечения наиболее реакц. частей
 её,
 преобразования и использования традиционных демократич. форм. Переход народов
 др. стран к
 социализму породит новые формы власти рабочего класса. Однако каждый народ,
 встающий на путь
 социализма, неизбежно должен будет в той или иной форме осуществить социалистич.
 революцию и
 установить политич. власть рабочего класса и всех трудящихся.
 Построение социализма вызывает изменение характера, задач, функций, форм и
 методов
 деятельности власти рабочего класса. В связи с ликвидацией эксплуататорских
 классов в той или
 иной стране отмирает функция подавления их сопротивления. На этой основе
 начинается процесс
 перерастания гос-ва Д. п. во всенародную орг-цию тружеников соццалистич.
 общества. В СССР гос-
 во Д. п. превратилось в общенар. социалистич. гос-во, пролет. демократия — во
 все-
 нар. социалистич. демократию. «Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское
 государство
 стало общенародным», — говорится в Конституции СССР.
 * M a p к с К. и ЭнгельсФ., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета
 философии, там же, т. 4, гл. 2, § 5; е г о же,
 Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.; там же, т. 7; е г о же,
 Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т.
 8; е г о же, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; е г о же, [Письмо] И.
 Вейдемейеру 5 марта 1862 г., там же, т. 28;
 Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции, ПСС, т. 31; е г о ж е,
 Гос-во и революция, там же, т. 33; его ж
 е, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его ж е, О «демократии»
 и диктатуре, там же; его же, О гос-ве,
 там же, т. 39; е г о ж е, О диктатуре пролетариата, там же; его же, Экономика и
 политика в эпоху диктатуры
 пролетариата, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и
 социализм, М., 1961; Междунар.
 совещание ком-мунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1989:
 Материалы XXV съезда КПСС, М.,
 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; К 100-летию со дня рождения В. И.
 Ленина. Тезисы ЦК КПСС, M.,
 19В9; Науч. коммунизм. M., 19815.
  Ф. М.
 Бурлацкий.
 ДИЛЕММА (греч. ???????, от ??? — дважды и ????? — лемма, предположение,
 посылка), форма
 умозаключения (логич. вывода), посылки (исходные допущения) которого имеют
 гипотетич.
 (условную) и дизъюнктивную (разделительную) структуру. Если прописными лат.
 буквами
 обозначать высказывания (суждения), а выражения «не», «или» и «если..., то ...»
 понимать
 соответственно как логич. отрицание, дизъюнкцию и импликацию (см. Логические
 операции), то т. н.
 конструктивная (утверждающая) Д. имеет вид: «если А, то В; если С, то Д; А или
 С; следовательно, В
 или Д» (сложная конструктивная Д.) или «если А, то В; если С, то В;
 следовательно, В» (простая
 конструктивная Д.). Сложная и простая деструктивные (отрицающие) Д. имеют
 соответственно вид:
 «если А, то ?; если С то Д; не В или не Д; следовательно, не А или не С» и «если
 А, то В; если А, то С;
 не В или не С; следовательно, не А».
 Все эти виды Д. доказуемы (или являются аксиомами) в совр. формальной
 (математич.) логике (см.
 Исчисление высказываний, Логика высказываний), а содержательные их формулировки
 используются
 как орудия дискуссий и споров (напр., распространённым инструментом логич.
 опровержения
 служит простая деструктивная Д.). В расширит. смысле под Д. понимают затруднит.
 ситуацию
 выбора между двумя равно неприятными возможностями.
 ДЙЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне,— 1.10.1911, Зайс),
 нем. историк
 культуры и философ-идеалист. Представитель философии жизни; основоположник
 понимающей
 психологии и школы «истории духа» (истории идей) в нем. истории культуры 20 в.
 Филос. воззрения
 Д. формировались под влиянием, с одной стороны, нем. идеализма и романтизма
 (внимание к миру
 субъекта и интерес к культуре и истории), с другой — англо-франц. позитивизма
 (Дж. С. Милль,
 Огюст Конт; антиметафизич. установка и метод психологизма как анализ
 непосредственных данных
 сознания). Влияние на Д. оказало также неокантианство баденской школы
 (противопоставление ес-
 теств.-науч. и культурно-историч. познания).
 Центральным у Д. является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-
 историч.
 реальности. Человек, по Д., не имеет истории, но сам ость история, к-рая только
 и раскрывает, что он
 такое. От человеч. мира истории Д. резко отделяет мир природы. Задача философии
 (как «науки о
 духе»), по -Д., — понять «жизнь» исходя из неё самой. В связи с этим Д.
 выдвигает метод
 «понимания» как непосредств. постижения нек-рой духовной целостности (целостного
 пережи-
 вания). Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Д.
 противопоставляет
 методу «объяснения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внеш.
 опытом и
 связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собств. внутр.
 мира достигается
 с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужою мира — путём «вжива-
 ния», «сопереживания», «вчувствования», по отношению к культуре прошлою
 понимание выступает
 как метод интерпретации, названный Д. герменевтикой: истолкование отд. явлений
 как моментов
 целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи.
 В более поздних работах Д. отказывается от интроспекции как психологич. способа
 «понимания»,
 сосредоточиваясь на рассмотрении культуры прошлого как продуктов «объективного
 духа». Здесь Д.
 во многом предвосхищает неогегельянство. -Однако он отрицательно относился к
 панлогизму; в
 противоположность Гегелю, у Д. всегда сохраняется романтич. склонность к
 признанию «последней
 тайны» жизни, к к-рой интерпретатор может только приближаться, но не постигать
 её до конца.
 Вслед за романтиками Д. рассматривает целостность историч. образований через
 призму целостности
 человеч. личности — его осн. историч. исследования построены по принципу
 соединения множества
 биографий. При этом определяющей чертой историзма Д. является релятивизм, к-рый
 характеризует
 также и его учение о трёх осн. типах мировоззрения, понимаемого как выражение
 единой
 личностной установки: натурализме, идеализме свободы и объективном идеализме. Д.
 оказал
 большое влияние на развитие бурж. философии 20 в., особенно на экзистенциализм.
 • Gesammelte
 Schriften, Bd 1—18—, Gott., 1950—77—; в рус. пер.— Описат. психология, М., 1924;
 Типы
 мировоззрения и обнаружение их в метафизич. системах, в сб.: Новые идеи в
 философии, М 1, СПБ,
 1912.
 ? Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 131—42; Spranger E., W. Dilthey, Lpz.,
 1912; Hodges H. ?., The
 philosophy of W. Dilthey, L., 1952; Bollnow О. Р., Dilthey Stuttg., 19552;
 Ermarth M., W. Dilthey: the
 critique of historical reason, Chi.—L., 1978 (библ.). ДИНАМИКА И СТАТИКА
 СОЦИАЛЬНЫЕ,
 введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ.
 явлений.
 Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных
 явлений,
 его обусловленности, направленности и последствий. В её рамках изучались
 факторы, влияющие на
 эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ.
 отношений или
 общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и т. д. Предмет
 социальной статики
 — устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как
 социального целого. В
 социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности
 их
 взаимодей-' ствия, типология социальных институтов и их функционального
 соответствия. Проблемы
 Д. и с. с. изучат ли Г. Спенсер, А. Шеффле, Л. Уорд, А. Смолл, Ч. Кули, У.
 Самнер, Э. Дюркгейм, Л.
 Визе, Б. Малиновский.
 Уже Конт подчёркивал условность разделения Д. и с. с. Однако в истории
 социологии это
 противопоставление привело к осознанию специфики методов исследования процессов
 функционирования и процессов развития общества и его институтов. Термины Д. и с.
 с. сохранили
 свой смысл лишь в исследованиях по истории социологии.
 ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, см. Статистические и динамические закономерности.
 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, совокупное обозначение различных направлений в совр.
 психологии, для к-рых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов
 психики как
 целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р.
 Вудвортсом для
 обозначения нового направления в психологии, возникшего под влиянием волюнтари-
 стич.
 концепции Джемса. Сторонники этого направления (Вудвортс, Т. Мур, Дж. Мак-Карди)
 стали
 рассматривать реакции организма на внеш. стимул не как изолированный акт типа
 механич. толчка, а
 как сложный процесс, проистекающий в конечном счёте из внутр. активности
 организма и
 определяющийся прежде всего
 ДИНАМИЧЕСКАЯ 167
 его потребностью, которая делает организм чувствительным к одним раздражителям и
 безразличным
 к другим.
 В дальнейшем термин «Д. п.» стал употребляться в широком смысле для обозначения
 разнообразных
 психо-логич. концепций, к-рые, в противоположность статическому подходу к
 психике (напр., в
 ассоцианизме и др. теориях, изучавших психику в аспекте ощущений, восприятий,
 представлений),
 уделяют преимущест. внимание динамич. аспектам психики — побудительным мотивам,
 влечениям,
 интересам, конфликтам личности и т. д. Поведение человека трактуется при этом
 как результат
 действия внутрипсихич. сил, стремлений и т. д., к-рые понимаются как бессознат.
 влечения
 (психоанализ и др. направления глубинной психологии), инстинкты (К. Лоренц),
 целевые действия
 (У. Мак-Дугалл), силы поля (К.Левин) и др. К Д. п. относят также направления в
 психологии
 личности, к-рые трактуют личность как динамич. саморазвивающуюся систему (Г.
 Олпорт, Г. Мёрфи
 и др.), отрицая при этом определяющую роль социально-историч. обстоятельств в её
 формировании.
 ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (???????? ? ????????-????) (неизвестно, из понтийской или
 критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель и
 натурфилософ. В 20-х гг.
 5 в. до н. э. жил и учил в Афинах — его учение пародировал Аристофан в «Облаках»
 в 423. По
 свидетельству Деметрия Фалер-ского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее
 всего —
 судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках
 (утраченный для
 нас) трактат Д. А. «О природе», выписал из него неск. ценных цитат (почти все
 наши фрагменты);
 уже Сим-пликию были недоступны соч. «Против софистов» (т. е. против философов —
 словоупотребление 5 в.), «Метеорология» и физиологоанатомич. трактат «О природе
 человека». Д. А.
 возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением
 Анаксагора о космич.
 «разуме», к-рый он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное
 свойство «воздуха»,
 и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой
 пустоте, наполненной
 анак-сименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и
 распадаются бесчисл.
 миры, целесообразное устройство к-рых обеспечивается присутствием в них космич.
 «разума»
 Анаксагора — такова Вселенная Д. А., казавшаяся Теофрасту (и нек-рым совр.
 исследователям)
 «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, элейской школы
 и
 заимствования из космогонии Анаксимандра — и тем не менее, правильнее будет
 говорить об
 органич. синтезе.
 Натурфилософия Д. А.— монистич. реакция на плю-ралистич. системы Эмпедокла,
 Анаксагора и
 Левкиппа (против к-рых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистич.
 реакция на
 присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4
 элемента
 Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли
 бы переходить
 друг в друга и взаимодействовать, Д. А. фактически формулирует платоновско-
 аристотелевское по-
 нятие бескачеств. материи (Аристотель сам сознавал, что Д. А. предвосхитил его
 теорию субстрата
 противоположностей). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях»
 (ключевой
 термин у Д. А.) субстанцию с воздухом (к-рый сам по себе лишён качеств), Д. А.
 впервые применяет
 телеологич. аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к
 натурфилософии
 Платона и Аристотеля: регулярность космич. циклов и «наилучшее из всех возможных
 устройство»
 мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью
 порождающего его на-
 168 ДИОГЕН
 чала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслит.
 субстанция — это
 душа-дыхание-воздух. Воздух — не только генетич., но и управляющий принцип мира:
 как таковой
 — он «бог», к-рый «правит». В целом философия природы Д. А. ближе всего к
 традиции Гераклита и
 стоиков. Его влияние чувствуется в стоич. концепции «пневмы» и «провидения».
 * Фрагменты: DK II, S. 51—66; lonici. Testimonialize е frammenti, ed. A.
 Maddalena, Firenze, 1963, p. 244.
 • T h e i l e r W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf
 Aristoteles, Z.— Lpz., 1925; Jaeger W. W., The
 theology of the early Greek philosophers, Oxf., 1948; Z a-f i r o p u l o J.,
 Diogene d'Apollonie, P., 1956.
 ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ (???????? ????????) (1-я пол. З в.), автор единственной
 сохранившейся
 биографич. истории др.-греч. философии, близкой к жанру «преемств» и содержащей
 также
 доксографич. материал (см. Доксографы). Полное заглавие в Парижском кодексе:
 «Жизни и мнения
 прославленных философов вместе с сокращенным сводом воззрений каждой философской
 школы».
 Структура соч. определяется искусств. разделением всех филос. школ на две
 цепочки «преемств»:
 «ионийскую» (от Анаксимандра до стоицизма, кн. II — VII) и «италийскую» (от
 Пифагора до
 Эпикура, кн. VIII—X); выпадающие из этой схемы Гераклит и Ксенофан трактуются
 как «спорадич.»
 философы (кн. IX, гл. 1—2). «Жизни и мнения» — компиляция, сотканная из цитат
 многочисл.
 предшественников Д. Л., часто вставленных одна в другую и нарушающих связность
 изложения или

<< Пред.           стр. 87 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу