<< Пред.           стр. 88 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 даже ошибочно приписывающих взгляды одних философов другим. Д. Л. цитирует
 (часто из вторых
 и третьих рук) св. 200 авторов и 300 произв. Исто-рич. ценность компиляции
 неравномерна;
 содержащие много доброкачеств. материала жизнеописания Пифагора, Эмпедокла,
 Платона,
 Аристотеля и стоиков контрастируют с карикатурной биографией Гераклита,
 уникальная своими
 аутентичными письмами и фрагментами Эпикура X книга несравнима со стоич.
 адаптацией учения
 Аристотеля (кн. V) или подложными письмами досократиков. Возможно, что сам Д. Л.
 был фи-
 лософски индифферентен: судя по его эпиграммам на смерть философов, он мыслил
 свой труд как
 произв. изящной словесности (ср. повышенный интерес к анекдотам, скандальной
 хронике и
 пикантным историям). Соч. Д. Л. — один из важнейших источников информации о
 греч. философах.
 • Diogenis Laertii Vitae philosophorum, v. 1—2, Oxf., 1964; в рус. пер.— О
 жизни, учениях и изречениях знаменитых
 философов, М., 1979.
 • Лосев А. Ф., Диоген Лаэрций — историк античной философии, М., 1981; Hope R.,
 The book of
 Diogenes Laer-tius; itsspiritand its methods, N. Y., 1930; M e i e r J.,
 Diogenes Laertius and his Hellenistic
 Background, Wiesbaden, 1978 (лит.). ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (???????? ????????) (ум.
 ок. 330—320
 до н. э.), др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этич. учением
 Антисфена, стал
 осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Д. С. был прозван собакой, а
 его
 последователи—киниками (от греч. ???? — собака). До нас не дошли соч. Д. С.
 (приписанные ему
 письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще своё учение в
 письм. форме.
 Д. С. отвергал всякое знание, лишённое этич. направленности (Диоген Лаэртий VI
 103; Элиан,
 Пёстрые рассказы X, 11). Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои
 потребности и
 существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внеш. влияний
 была, по
 утверждению Д. С., доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству
 (Дион
 Xpиcocтом VIII 27—35;VI l, 7,31,35). Д. С. жестоко высмеивал всех тех, кто
 дорожил традиц.
 формами жизни, он не признавал отечества, единств. законом для себя считал закон
 природы и
 объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24—29, 32, 38, 63; Лукиан,
 Распродажа
 жизней 8; Арриан, Беседы с Эпик-тетом III 22, 24, 27, 60). Диоген отвергал брак,
 идеализировал
 жизнь животных и первобытных людей. Ра-
 зум и воспитание должны, по мнению Д. С., помочь человеку вернуться к природе.
 * Finley ?. I., Aspects ol antiquity. Discoveries and
 controversies, L., 1968, p. 89—101; см. также лит. к ст.
 Киники.
 ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, см. Псевдо-Дионисий Ареопагит.
 ДИОНИСИЙСКОЕ, см. Аполлоновское и дионисийское.
 ДИСКРЕТНОСТЬ (от лат. discretus — разделённый, прерывистый), прерывность;
 противопоставляется непрерывности. Напр., дискретное изменение к.-л. величины во
 времени — это
 изменение, происходящее через определ. промежутки времени (скачками). Д.
 означает также
 зернистость строения материи, её атомистичность. См. Непрерывность и
 прерывность.
 ДИСКУРСИВНЫЙ (позднелат. discursivus, от dis-cursus — рассуждение, довод,
 аргумент),
 рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от
 чувственного,
 созерцательного, интуитивного, непосредственного).
 ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. distantia — расстояние), степень ощущаемого отличия
 собственной социальной группы от той, к к-рой принадлежат др. участники
 взаимодействия. В
 социальной психологии термин «Д. с.» используется для сравнит. описания
 психологич. близости
 между людьми; при этом различают интимную, личностную и публичную дистанции как
 вариации
 расстояния, к-рое предпочитает удерживать индивид между собой и партнёром по
 общению.
 Минимальная Д. с. выражается в полноте и дозволенности проявления чувств.
 непосредственности,
 открытости индивида в отношениях с партнёром. Но чем больше Д. с., тем сильнее
 замкнутость,
 недоверие к представителям иной группы, желание свести к минимуму необходимое
 общение.
 Д. с. возникает на основе реальных экономич., по-литич., культурных,
 национальных, возрастных
 различий между социальными группами, к к-рым принадлежат взаимодействующие
 индивиды.
 Однако эти различия специфически преломляются в обществ. психологии, причём
 значимость той
 или иной характеристики обусловливается её причастностью к доминирующим в
 группах ценностям.
 Это создаёт предпосылки для оценочного (с т. зр. выше—ниже) отношения к своей и
 чужой группе,
 порождая в антагонистич. обществе множество предрассудков и социальных
 стереотипов мышления,
 приписывающих группе «мы» всяческие добродетели, а группе «они» — лишь пороки и
 недостатки.
 Поэтому любая система дискриминации людей (по имущественному, национальному,
 региональному, религиозному и др. признакам), с одной стороны, апеллирует к
 сложившимся
 предрассудкам, а с другой — способствует их укоренению. Д. с. в этих условиях
 выступает как
 уровень антипатии и неприязни, выражаемых членами одной социальной группы по
 отношению к
 другой. Так, изучая рабочих, Ф. Энгельс отметил, что «для них каждый человек —
 человек, между
 тем, как для буржуа рабочий не вполне человек» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
 2, с. 357).
 В социалистич. обществе отсутствуют основания для к.-л. социальной
 дискриминации. Однако
 существующие различия между людьми, напр. по месту в системе совместной
 деятельности, по роли
 в её организации и т. п., делают функционально необходимой определ. Д. с.
 (напр., для поддержания
 отношений ответственной взаимозависимости, для исключения круговой поруки,
 панибратства и т.
 д.). При этом Д. с. становится подвижной, в значит. степени изменяющейся в
 зависимости от
 особенностей ситуации и личностных качеств участников.
 * Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, Л., 1965; Бодалев A.A.,
 Восприятие человека человеком, Л., 1965;
 Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Кон И. С.,
 Психология предрассудка, «Новый мир», 1966,
 М 9; е г о ж е, К проблеме нац. характера, в кн.: История и психология, М.,
 1971; Л еонтьев A.A., Психология общения,
 Тарту, 1974; Ольшанский В. Б.,
 Социальная дистанция, в кн.: Социальная психология. Краткий очерк, М., 1975;
 Поршне в Б. Ф., Социальная психология
 и история, M., 19792.
 ДИСТИНКЦИЯ (от лат. distinctio — различение), термин, обозначающий
 познавательный акт, в
 процессе к-рого фиксируется различие между предметами и явлениями
 действительности или между
 элементами сознания. В совр. формальной логике под Д. подразумевается один из
 ло.гич. приёмов,
 заменяющих определение.
 ДИСФУНКЦИЯ (от греч. ???-, лат. dis- — приставка, обозначающая затруднение,
 нарушение,
 расстройство, и лат. functio — осуществление, исполнение, деятельность),
 понятие, характеризующее
 такой тип отношений, когда последствия нек-рого явления, события, действия или
 процесса
 оказываются неблагоприятными для данного объекта. Термин «Д.» предложен амер.
 социологом
 Мертоном в работе «Социальная теория и социальная структура» («The social theory
 and social
 structure», 1957), подвергшим критике нек-рые постулаты функционализма в бурж.
 социологии и со-
 циальной антропологии. В частности, он выступил против универсализации точки
 зрения, согласно
 к-рой всякий воспроизводящийся в социальной системе элемент культуры (ритуал,
 обряд и т. п.)
 способствует поддержанию существования этой системы. Согласно Мертону, при
 изучении каждого
 элемента необходимо устанавливать «чистый баланс функциональных последствий»,
 учитывая не
 только благоприятные, но также и нейтральные и неблагоприятные последствия.
 Понятие Д.
 позволяет фиксировать нек-рые противоречия социальных систем, однако оно не
 вскрывает причины
 и механизмы изменения и развития общества.
 • Юдин В. Г., Системные представления в функциональном подходе, в кн.: Системные
 исследования. Ежегодник 1973,
 М., 1973, с. 108—26.
 ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina) общественная, определ. порядок поведения людей,
 отвечающий
 сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям к.-л. орг-ции. Д.
 является необхо-
 димым условием нормального существования общества; благодаря Д. поведение людей
 принимает
 упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и
 функционирование
 социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязат. Д. и спец. Д. —
 обязательная
 только для членов определ. орг-ции (трудовая, партийная, воинская и т. д.). Д.
 всегда определяется
 господствующими обществ., классовыми отношениями и служит для их поддержания.
 Различают
 внутр. Д., или самодисциплину, Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению.
 Внутр. Д.
 предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) членами общества норм,
 регулирующих
 поведение людей. Такая Д. поддерживается без внеш. санкций и принудит.
 мер. «...Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности
 участников
 общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера» (Ленин В. И., ПСС,
 т. 36, с. 200).
 Дисципли-ниров. человек испытывает внутр. потребность следовать принятым нормам
 поведения и в
 случае их несоблюдения испытывает угрызение совести, чувство вины и т. д. В
 отличие от внутр. Д.,
 Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению опираются на внеш. санкции —
 положительные или
 отрицательные. В конечном счёте Д. определяется степенью совпадения личных
 интересов членов
 общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм
 поведения. Если эти
 нормы не становятся внутр. пружинами действий индивидов, возникают разного рода
 отклонения в
 поведении, к-рые либо регулируются с помощью механизмов социального контроля,
 либо могут
 привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно
 вредной
 может оказаться и чрез-
 ДИСЦИПЛИНА 169
 мерно жёсткая Д., т. к. в этих условиях члены общества лишаются творч.
 инициативы, а
 общественная система утрачивает необходимую гибкость.
 В различных обществ. системах ни один из видов Д. не встречается в изолированном
 виде; речь
 может идти лишь об удельном весе того или иного вида Д. В обществах, основанных
 гл. обр. на
 традициях, в периоды их устойчивого существования преобладало морально-религ.
 регулирование
 поведения людей, дополняемое принудительной (личная зависимость) Д. Роль
 материальных
 интересов и Д. из соображений выгоды преобладают в бурж. обществе с его
 отношениями «голого
 чистогана» и господством индивидуалистич. морали. В качестве регулятивного
 механизма выступает
 также нормативная Д. в форме «деловой этики», «профессионального долга» и т. п.
 Вместе с тем
 господствующий класс широко прибегает к принуждению и насилию для подавления
 «отклонений»
 от норм бурж. общества со стороны трудящихся.
 В социалистич. обществе постепенно утверждается сознательная Д. трудящихся. В.
 И. Ленин
 характеризовал социалистич. Д. как «... дисциплину товарищескую, дисциплину
 всяческого
 уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе» (там же, с. 500).
 Социалистич. Д.
 развивается в процессе сознательного строительства новых обществ. отношений, в
 результате
 процесса коммунистич. воспитания. Важным средством её укрепления является
 социальный
 контроль, материальное и моральное стимулирование.
 На совр. этапе социалистич. и коммунистич. строительства усложнившаяся
 организация общества и
 науч.-технич. революция предъявляют повышенные требования к Д.,
 организованности,
 ответственности, сознательности каждого члена общества. Нормы Д. периода
 коммунистич.
 строительства сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма, в
 Конституции СССР.
 • Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18; Л е н и н В.
 И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; его же,
 Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Как организовать
 соревнование?, там же, т. 35; его же, Великий
 почин, там же, т. 39; Программа КПСС (Принята XXII съездом), М., 1976; Материалы
 XXV съезда КПСС, М., 1976;
 Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Макаренко, А. С., Соч., т. 5, M., 19582,
 с. 36—43, 130—44; М а н е ш и н В. С.,
 Д. в свете понятий историч. материализма, М., 1980.
 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая индивидуальные и
 типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19—
 20 вв.
 явилось введение в психологию эксперимента, а также генетич. и математич.
 методов. Пионером
 разработки Д. п. был Ф. Гальтон, к-рый изобрёл ряд приёмов и приборов для
 изучения
 индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин «Д. п.» (1900).
 Первыми
 крупными представителями Д. п. были А. Бине (Франция), А. Ф. Ла-зурский
 (Россия), Дж. Кеттел
 (США) и др.
 В Д.п. широко применяются теста — как индивидуальные, так и групповые: они
 используются для
 определения умств. различий, а с изобретением т. н. проективных тестов — для
 определения
 интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами
 факторного анализа
 выявляются факторы, характеризующие нек-рые общие свойства (параметры,
 измерения) интеллекта
 или личности. На этом основании определяются количеств. вариации в психологич.
 свойствах отд.
 индивидов.
 Вопрос о причинах психологич. различий явился предметом острейших дискуссий на
 протяжении
 всей истории Д. п. и прежде всего — проблема соотношения биологич.и социально-
 культурных
 факторов в формировании индивидуальных особенностей человека. В 50— 70-х гг. 20
 в. для Д. п.
 характерно интенсивное разви-
 170 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
 тие новых подходов и методов — как экспериментальных, так и математических.
 Совершенствуется
 техника статистич. анализа тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кет-тел,
 Великобритания), изучается роль
 ценностных ориентации личности, детально выявляются психологич. аспекты
 возрастных и половых
 различий. Наряду с различиями между индивидами в умств. отношении широко
 исследуются
 различия в творч. и организаторских способностях, общей структуре личности,
 сфере мотивации.
 Изучаются корреляции между психологич. свойствами, с одной стороны, и
 физиологическими — с
 другой (У. Шелдон, Г. Айзенк — Великобритания, Б. М. Теплов — СССР).
 • Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; V i ё г о n П., La

<< Пред.           стр. 88 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу