<< Пред.           стр. 12 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  ЭРЕНФЕЛЬС (Ehrenfeils) Христиан (род. 20 июня 1859, Родаун, Австрия - ум. 8 сент. 1932, Лихтенау, близ Кремса) - австр. психолог; с 1896 - профессор в Праге; ученик Брентано и Мейнонга, открыл гештальткачества ("качества Эренфельса"), положив тем самым основание современной гештальтпсихологии. Осн. произв.: "Ьber- Gestaltqualitдten", в "Vierteljahrsschrift fьr wissenschaftliche Philosophie", 1890; "System der Werttheorie", 2 Bde., 1897-1898; "Grundbegriffe der Ethik", 1907.
  ЭРИКСОН (Erikson) Эрик (род. 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне) - амер. психолог, представитель неопсихоаналиэа. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал биосоциальную природу характера поведения личности, способной приспособляться, т.е. проявлять психосоциальную индентичность (разработал восемь стадий развития личности, каждая из которых имеет целью достижение того или иного социально ценного качества: автономии, доверия, инициативы и т.д.). По Эриксону, в основе адаптивности лежит принятие личностью целостногр образа себя (Я-концепция) в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности; иногда это приводит к глубоким личностным затруднениям и "потере себя". На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотных этапах истории (войны, революции и т. п.). В духе своей концепции в работах "Young man Luther" ("Молодой Лютер") 1958, и "Gandhi's truth" ("Истина Ганди"), 1969, интерпретировал жизнь великих людей, чтобы доказать, что их личностные кризисы на "переломах истории" имеют одинаковую с социальным кризисом структуру. Осн. труды: "Childhood and society", 1950; "Identity: Youth and crisis", 1968; "Life history and the historical moment", 1975.
  ЭРИСТИКА (от греч. eristike (techne) искусство спорить) - искусство вести диспут, искусство умственного фехтования, подчиненное правилам (Шопенгауэр). Э p и с тиками называют мегариков в силу их склонности к диспутам, спорам.
  ЭРИУГЕНА - см. Иоанн Скот Эриугена.
  ЭРОС (Эрот) - у древних греков бог половой любви, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник. У Платона ("Пир") Эрос выступает как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы; в телесном и духовном отношениях он является демоном, который воодушевляет людей в их стремлении к истине, добру и прекрасному. Он - стимул в стремлении мужчины к самозавершению и бессмертию (находящему воплощение в потомках и продуктах его духовной деятельности), к значительному и безусловному.
  ЭРОТЕМАТИКА - искусство вопрошать. Эротематический (от греч. erotematikos - в форме вопросов) - вопросительный; выраженный в форме вопроса, на который отвечает ученик. Противоположность - ахроматический.
  ЭРОТИКА (от греч. erotike (episteme) учение об Эросе) - половая любовь, поскольку она служит прежде всего сексуальной разрядке. Согласно Рибо ("Einblicke in den periodischen Ablauf des Lebens", 1942), у мужчины периодичность эротического напряжения соответствует деятельности духовной творческой силы; см. Сублимация.
  ЭССЕНЦИАЛЬНЫЙ - существенный, относящийся к сущности вещи. Противоположность - акциденциалъный.
  ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) - учение о прекрасном, а в более общем понимании - об эстетически важном и его действительности (которую следует понимать не как нечто грубо вещественное, а как "эстетическую видимость"), его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение, значительное, по крайней мере облагороженное содержание и т. д.), его формах и типах (наряду с прекрасным - возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т. д.), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении. В зависимости от философских взглядов и методологических установок ученых, занимающихся эстетикой, различают эстетику эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную и спекулятивную. В древности ученые делали попытки дать, решение вопросов, относящихся к области эстетики: Платон (идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетическом), Аристотель (учение о драме и ее облагораживающем влиянии на аффекты), ранее - пифагорейцы (выражаемая в числах гармония как осн. закон прекрасного), позднее эти идеи если и были развиты, то только неоплатониками (Плотин в своем трактате о прекрасном писал, что красота есть внутренняя божественнодуховная гармония вещей). В эпоху средневековья эстетика почти не получила никакого развития. Эпоха Возрождения и Гуманизма, а также франц. классики возродили и развили античную эстетику. В Англии в 17 и 18 вв. возникло психологическое направление эстетики; в Германии в 18 в. эстетика впервые нашла себе точное определение в соответствующих понятиях (эстетика Баумгартена как искусство мыслить о прекрасном, эстетика прекрасной формы у Зульцера, эстетика Канта как учение об эстетическом состоянии души), эстетические воззрения великих поэтов (Винкельмана, Клопштока, Лессинга, Гаманна, Гердера, Гёте, Шиллера), их творчество также способствовали развитию эстетики; синтез той и др. эстетики был целью метафизической эстетики нем. идеализма 19 в. (Шеллинг, Гегель, романтики, Шопенгауэр, позднее Ф.Т.Фишер). Фехнер и Р.Циммерман развивали эстетику как науку о форме, Т.Липпс - как одну из областей прикладной психологии; напротив, И.Фолькельт понимал эстетическое наслаждение как коррелят произв. искусства и человека. В настоящее время эстетическое переживание понимается как переживание ценности и рассматривается в рамках философии ценностей. Развитие эстетической мысли в 19 - 20 вв. порождалось ее опорой на различные философские учения: те или иные формы идеализма (Ф.Т.Фишер, В.Соловьев, А.Бретон), позитивизма (Г.Спенсер, И.А. Тэн, Дж. Дьюи), интуитивизма (Б.Кроче, А.Бергсон), антропологического материализма (рус. революционные демократы), феноменологии (Н.Гартман, Р.Ингарден, М.Дюфрен), экзистенциализма (Ж.П. Сартр, М.Хайдеггер). Др. аспект эстетических учений этого времени - стремление связать эстетику с той или иной конкретной наукой: психологией (Г.Фехнер, Т.Липпс), физиг ологией (А.Грант-Аллен, В.Вельямович), психоанализом (З.Фрейд, Ж.Лакан), социологией (М.Гюйо, Ш.Лало), семиотикой (Ч.Моррис, У.Эко), математикой (Дж.Биркгоф) и т. д. Кроме того, эстетически учения этого периода различаются в зависимости от того, какое конкретное направление художественного творчества они теоретически обосновывают - критический реализм (О.Бальзак, рус. революционные демократы), натурализм (Э. Золя), символизм (Вяч. Иванов, А.Белый), абстракционизм (В.Кандинский).
  ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ. - У Канта, если употреблять понятие "эстетика" в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентальной эстетике относится также и учение о пространстве и времени как априорных формах "чистой" чувственности.
  ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (от греч. aisthetos - чувственно воспринимаемый) - доступный чувственному созерцанию; выполненный со вкусом, художественный, относящийся к прекрасному (или его противоположности), имеющий образцом прекрасное.
  ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos последний, конечный и logos - учение) - в христ. догматике учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле (см. Хилиазм). Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная - учение о цели космоса и истории и их конце.
  ЭТИКА (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования - "практической" философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. Ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. В жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. Современный человек отуплен и постоянно спешит. Этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он - мудрец (лат. sapiens - имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. Недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода "пирамиду" ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. Этические ценности - это ценности убеждения и поведения. Деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. Всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. Побуждающая способность). Имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: "узость" оценивающего сознания (см. Ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. Требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. То, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. У каждого человека есть собственная "пирамида" ценностей. "Пирамида" ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеет общую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. Группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности, создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. В ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. Ситуация). Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность). Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. Осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности - злом. В царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. Кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). Все эти ценности можно дифференцировать и далее. История этики свидетельствует о большом многообразии этических систем. В зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается Богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. Императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. Этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). В зависимости от цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. В современной философии преобладают три осн. типа этических систем: этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. Эвдемонизм) и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая божественную заповедь. Этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую этику.
  ЭТИКА ЦЕННОСТЕЙ - восходящая к Аристотелю форма этики, которая специально противопоставляется кантианской формальной этике, за что и названа Шелером материальной этикой ценностей (см. Ценность). По Канту, моральное повеление (см. Императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. Идея о примате формы над содержанием идет еще от античности; у Аристотеля целью становления являлась чистая форма, у Плотина - добро. У Канта "материя" является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т. д.) являются, напротив, "чистыми формами", кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость. М. Шелер ("Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik", 1927), наоборот, считает: не является верным ни то, что все априорное формально, ни то, что все материальное апостериорно. Воля, определенная материально, не нуждается, как полагал Кант, в том, чтобы быть определенной эмпирически, и не низводит человека до уровня "существа природы". Мышление относится у него к чувственности приблизительно так же, как априорное к апостериорному. В противоположность этому феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов. По Канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи. В действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. Бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. Существует чистая априорная ценность. "Эмоциональное в духе: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление - также обладает изначально априорным содержанием, которое оно не заимствует у мышления и которое определяется этикой совершенно независимо от логики. Имеется априорный ordre du coeur, или logique du coeur, как метко заметил Блез Паскаль" (М. Шелер. Там же). Имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. Сама ценность не есть, закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. В силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание повеления. См. также Этика.
  ЭТИНТЕР (Oetinger) Фридрих Кристоф (род. 6 мая 1702, Геппинген - ум. 10 февр. 1782, Муррхардт) - теолог, "нем. Сведенборг", развивавший нем. мистику в эпоху Просвещения. Он пытался соединить мистическое понимание природы, заимствованное у Я. Бёме, с ньютоновской теорией тяготения; выступил против рационалистического дуализма души и тела, идущего из философии Декарта; склонялся к теософии Сведенборга, хилиазму и каббале. Собр. соч.: "Sдmtliche Schriften", 6 Bde., 1858-1866. Избр. произв.: "Die heilige Philosophie", 1923.
  ЭТИОЛОГИЯ (от греч. aitia - причина и logos - учение) - учение о причинах. Этиологический - причинный.
  ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, также м о ральная теология - понятие, употребленное Кантом в труде "Критика практического разума". Согласно Канту, существование нравственного закона, определяющего моральность поступков человека, является доказательством существования Бога как первосоздателя этого закона и его гаранта.
  ЭТИЧЕСКИЙ - нравственный, соответствующий нравственности, или этике.
  ЭФИР (от греч. aither - воздух над облаками) - в древнегреч. философии (у Анаксагора, Эмпедокла, пифагорейцев, Платона, Аристотеля, стоиков) тончайшее первовещество, у Платона и Аристотеля также "пятый элемент" ("квинтэссенция"), который по значению, однако, является первым, заполняя небесное пространство над Луной; у стоиков - тончайшее первовещество (огонь, пневма), из которого все состоит, который (как "мировая душа") во всем действует (см. также Паладъи) и в который все превращается после "мирового пожара". По Гердеру, эфир - это, возможно, "место пребывания Творца Вселенной"; по Канту - первоматерия, модификации (уплотнения) которой составляют отдельные вещества. Прежде в физике эфир - это гипотетическое вещество, наполняющее мировое пространство и проникающее во все тела.
  ЮГОСЛАВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - возникновение первых самостоятельных философских школ в западных районах Югославии, распавшейся в настоящее время на ряд самостоятельных государств, датируется 15 в. Первоначально югослав, философия испытывала сильное влиятие схоластической традиции, выражавшейся в первую очередь в противоборстве томизма и скотизма. У истоков югослав, философии стояли Джурай Драгишич (G. Benignus de Salviatis, 1450-1520), Франжо Петрич (Franciscus Patricius, 1529- 1597), Руджер Бошкович (1711-1787) и Доситеж Обрадович (1741 - 1811). Начиная с 19 в. развитие югослав, философии протекало под влиянием западных философских течений: неотомизма, идеализма, позитивизма, объективизма и феноменологии. Наиболее яркими представителями югослав, философии этого периода были Божидар Кнежевич (1862 - 1905), Бранислав Петронижевич (1873-1954), Владимир Дворникович (1883 - 1957), Ст. Циммерман (1884), П. Вул-Павлович (1894) и Вл. Филипович (1906). После окончания второй мировой войны господствующее положение в югослав, философии занял марксизм, а позже - экономическо-философские концепции "самоуправления".
  ЮМ (Hume) Дэйвид (род. 7 мая 1711, Эдинбург - ум. 25 авг. 1776, там же) - дипломат, историк и наиболее выдающийся философ англ. Просвещения Согласно учению Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом; т. о. возникают все идеи, в т. ч., напр., идея Бога: рассудок получает ее, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всех границ. Связывание идей может совершаться с помощью одной только деятельности мышления, оно независимо от существования объективного аналога результатов такого связывания. Напротив, причины и следствия, относящиеся к фактам, не могут быть открыты одним разумом, но открываются только путем опыта. Основой причинного познания является не разум или априорная способность, а только повторяющийся опыт того же рода, что и ставшая самостоятельной привычка к мышлению, которая в конечном счете существует как закон причинности, причем этому помогает своего рода инстинкт причинности. Следовательно, высшая цель человеческого познания может состоять только в том, чтобы собирать воедино эмпирически найденные причины естественных явлений и подчинять многообразие особенных следствий небольшому числу общих, ни к, чему более не сводимых причин. При этом закон причинности имеет силу только внутри сферы опыта, и заключение от эмпирических данных к трансцендентному (напр., к Богу или бессмертию) совершенно недопустимо. Религиозные "истины" никогда не могут быть познаны, в них можно только верить, но они с психологической необходимостью возникают из потребности чувства. Понятие субстанции Юм исследует так же критически, как и понятие причины. Субстанция - это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения и получивших особое название; причем здесь опять-таки помогает своего рода инстинкт субстанции. Душа, т.е. Я, тоже не субстанция, а пучок постоянно меняющихся представлений и чувств. В этике Юм детерминист; все наши поступки определены, по его мнению, нашим предрасположением и естественны. Одно только мышление, чистый разум не порождает никаких поступков. Разум учит только об истинном и ложном, естественном и испорченном; деятельность вытекает из склонностей и страстей. Юм всегда твердо верил в то, что справедливость и миролюбие в конечном счете победят насилие и произвол. Юм не "скептик" в обычном смысле этого слова, а антирационалистический реалист, строящий свое учение на биологическо-антропологической основе, что является главной чертой его классических исторических произв., в особенности истории Англии со времени захвата ее Цезарем. Произв. Юма: "The philosophical works", v. 1-2. L., 1898; "Political discources", 1752; на рус. яз. "Исследование о человеческом разуме", 1904; "Естественная история религии", 1909; "Диалоги о естественной религии", 1909; "Сочинения", т. 1-2. М., 1965.
  ЮМОР (лат. - влажность) - согласно античному учению, правильная мера влажности, т.е. "здоровые соки" в человеке, достаточно обоснованное хорошее настроение. Юмор видит в серьезном и великом незначительное и мелкое, не порицая, однако, первого разрушительной критикой. И наоборот, в противоречащем разуму юмор усматривает разумное. В противоположность сатире он лишен остроты и опирается на серьезность, любовь и большую свободу духа. Юмор по своей сути имеет глубокую связь с философской позицией. Юморист всегда занимается метафизикой (Фр. Т. Фишер). Жан Поль в этом смысле говорит о "юмористической тотальности" мировоззрения. Геффинг отличает "большой юмор" как мировоззрение от "мелкого юмора" повседневности, который, однако, не является ни мелким, ни неважным, напротив, в повседневности он весьма способствует благоприятной совместной жизни людей. Юмор - это основанная на большой силе характера высшая форма самоутверждения по отношению к бессмысленности бытия и злого случая, по отношению к человеческой злонамеренности. Юмор является также средством правильно познать самого себя, не недооценивать и не переоценивать себя. Кто не может сам себя сделать лучшим, тот, конечно, не из лучших (Гёте).
  ЮНГ (Jung) Карл Густав (род. 26 июля 1875, Базель - ум. 6 июня 1961, Цюрих) швейц. психолог и психиатр; в течение 1910-1913, а затем с 1933 - доцент Цюрихского ун-та, основатель цюрихской ветви психоаналитической школы ("аналитическая психология"). Подобно Фрейду, Юнг защищал понимание индивида как активного и реактивного центра той сферы, с которой он реально связан, центра того круга, в котором он живет и который покидает с приходом смерти. Юнг признает (наряду с существованием бессознательного в личности) существование бессознательного в коллективе, единое и однообразное, присущее всему человечеству свойство, структурные элементы которого являются "архетипами" и из которого развилась каждая индивидуальная духовность: "Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается" ("Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewuЯten", 1938). Юнг отличает "маску" (лат. persona), которая есть не нечто действительное, а компромисс между индивидом и обществом по вопросу о том, чем является личность, от внутренней установки на неясные побуждения, чувства и мысли бессознательного. Направление интереса у Юнга называется "движением либидо". По Юнгу, существуют четыре осн. формы установки души: мысль, чувство, ощущение и интуиция. От предсексуалъной стадии через стадию пробуждающейся сексуальности (половая зрелость) развитие идет к зрелому возрасту (зрелость); ср. Глубинная психология. Осн. работы: "Wandlungen und Symbole der Libido", 1912; "Die Psychologie der unbewuЯten Prozesse", 1926; "Psychologische Typen", 1921; "Seelenprobleme der Gegenwart", 1931; "Wirklichkeit der Seele", 1934; "Analytische Psychologie und Erziehung", 1936; "Psychologie und Religion", 1940; "Ьber die Psychologie des UnbewuЯten", 1943; "Die Psychologie der Ьbertrдgung", 1946; "Symbolik des Geistes", 1948; "Aion. Untersuchungen zur Symbolgeschichte", 1951; "Antwort auf Hiob", 1952; "Psychologie und Alchemie", 1952; "Versuch einer Darstellung der psychoanalytischen Theorie", 1954; "Welt der Psyche. Eine Auswahe zur Einfьhrung", 1954; "Misterium Coniunctionis" (в соавторстве с M. Л. Францем), 3 Bde., 1955-1957.
  ЮНГЕР (Jьnger) Фридрих Георг (род. 1 сект. 1898, Ганновер - ум. ?) - автор ряда философских соч.; брат Эрнста Юнгера; приобрел известность благодаря своей книге "Perfektion der Technik" (1946), в которой он описывает хищническое отношение к земле, рассматривая его со своей точки зрения на технику в ее связи с богатствами земли и с душевными силами человека. Эта книга получила значение некоего "апокалипсиса" для дискуссий о техническом развитии; см. Техника. Кроме того, им были написаны: "Illusion der Technik", 1940; "Nietzsche", 1949; "Maschine und Eigentum", 1949.
  ЮНГЕР (Jьnger) Эрнст (род. 29 марта 1895, Гейдельберг - ум. ?) - нем. писатель и философ; автор ряда философских соч. Работал над философским толкованием военных событий. Для философии существования является важной его книга "Der Arbeiter, Herrschaft und Gestalt" (1932), в которой он изображает рабочего как экспонента техники и как прототип будущего человека, находящегося во власти техники; см. Рабочий. Как лингвист Юнгер в 1934 выступил с работой "Lob der Vokale" (1941, под названием "Geheimnisse der Sprache"). B "Sprache und Kцrperbau" (1947) он исследует связь известных понятий ценности с право- и левосторонностыо тела, с прямостоянием (голова и ноги) и с природой органов чувств. Кроме указанных, к осн. его работам относятся: "Strahlungen", 1949; "Ьber die Linie", 1950; "Der gordische Knoten", 1953.
  ЮНГИУС (Jungles) Иоахим (род. 22 okt. 1587, Любек - ум. 23 сент. 1657, Гамбург) - нем. математик и физик; ученик Даниэля Сеннерта; принадлежал к очень влиятельному даже в настоящее время естественно-научному направлению (выступавшему за математические методы, количественное измерение эмпирических процессов и отбрасывавшему всякую спекуляцию и мистику) и, хотя предан забвению, оказал влияние на таких мыслителей, как Лейбниц, Линней и Гёте. Осн. работы: "Logiса Hamburgensis", 1638; "Doxoscopial physical minores", 1662.
  ЮНЕСКО - сокр. название Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization); создана 16 февр. 1945 в Лондоне. Ставит своей задачей борьбу с невежеством, за свободный обмен мыслями независимо от государственных границ, за создание во всем мире таких предпосылок, которые дали бы возможность в равной мере каждому пользоваться достижениями науки, культуры и просвещения. Секретариат ЮНЕСКО находится в Париже. Официальным органом ЮНЕСКО является журнал "Le courrier" ("Курьер ЮНЕСКО"), выходящий с 1948. Генеральным директором ЮНЕСКО до 1949 был Хаксли, до 1953 - мексик. министр иностранных дел и просвещения Хайме Торрес Боде, позже - директор библиотеки конгресса в Вашингтоне Лютер Эванс, с 1987 - Ф. Майор (Испания).
  ЮНОШЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - учение о психических особенностях подрастающего человека (см. Психология развития). Юношеская психология имеет дело преимущественно с молодыми людьми, находящимися в состоянии физического и душевного созревания; в европейских условиях это возраст от 12 до 21 года. Это прежде всего период развития человека, предшествующий половой зрелости, время наступления половой зрелости и вступления в мир взрослых (см. Генерация). Юношеская психология оказала большое влияние на методы воспитания. Корни ее восходят к 18 в., к Гердеру и Песталоцци; в 19 в. она была возрождена Прейером. В настоящее время находится под влиянием индивидуальной психологии.
  ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (род. 1826 - ум. 1874) - рус. религиозный философ, богослов и педагог. Разрабатывал проблемы христ. антропологии, в которой противопоставил психической жизни человека христианское понимание единства души и тела. Человек, по Юркевичу, познается двояко: тело - внешними чувствами, а душевные явления - внутренним чувством, верой, средоточием которых является сердце. Оно же и предпосылка истинного познания. Наука может заниматься изучением материального начала, но не должна вмешиваться в объяснение духовной жизни (принцип независимости духовного начала от материального). Оказал заметное влияние на развитие философских взглядов В. Соловьева и др. рус. религиозных философов. Осн. труд - "Из науки о человеческом духе", I860.
  ЮЭЛ (Whewell) Уильям (род. 24 мая 1794, Ланкастер - ум. 6 марта 1866, Кембридж) - англ, философ; профессор математики, минералогии, этики; был ревностным сторонником применения в науке индуктивного метода. Индукция, по Юэлу, представляет собой не простое накопление фактов, а выведение общих законов, которые как таковые не существуют ни в одном из обобщаемых фактов. Под влиянием философии Канта им написана значительная и обширная работа по истории индуктивных наук - "Philosophy of inductive sciences" (1840).
 
 
 
  Я (Эго) - согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Я (Эго) является наряду с Око (Ид) и сверх-Я (супер-Эго) одной из трех психологических субстанций, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Я, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Я не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Я, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие сверхЯ. Сверх-Я включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, т. о., возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Я играет роль посредника между сверх-Я и Оно (средоточием примитивных инстинктов) путем создания защитных механизмов. Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, дюди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Я. Это важное качество было названо силой Я (Эго). Человеку с сильным Я свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя (инсайт); его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С др. стороны, индивид со слабым Эго более сходен с ребенком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в подуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов. Со времен Фрейда, определившего концепцию Я (Эго) и его структуру, и Юнга, исследовавшего Я, др. учеными были разработаны несколько иные теории Я. С точки зрения психологии Я рассматривается "как источник поведения и связующий центр личности в ее человеческом окружении. Помимо убожества его свойств, бросается в глаза известный момент свободы самосознания - огромное различие методов, которые применяются для того, чтобы побудить различных людей к определенному поведению; обращаются "к самому человеку", пользуются опосредованней его внутреннего Я или точно с той же целью обращаются неопосредственно к его членам (в случае "принуждения"), непосредственно к его влечениям или страстным желаниям (в случае "соблазна, обольщения"), или непосредственно к его нежелательным привычкам (в случае "лечения внушением"). Только при применении первого, "естественного" способа влияния мы чувствуем, что с нами обращаются, как с людьми, в то время как при применении второго способа мы чувствуем себя низведенными до положения вещи, даже и тогда, когда местное вмешательство (в случае "самовнушения") исходит от нас самих" (Metzger, Psychologie, 1941). Сознание Я (см. Осознание Я) в процессе развития человека выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает "внешний мир" и Я в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием с-самим-собой-идентичного-бытия; если, т. о., человек отчетливо познает свои телеснодушевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он "в своей основе" (т.е. в глубине своего Я) всегда остается одним и тем же. К наглядной сфере Я относятся тело и все, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, а также имущество, в которое Я может "врастать". Часто в Я видят творческое единство; действительность приобретает смысл только будучи соотнесена с ним; наиболее четко это выражено у Фихте: "Я требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности". Ницше, наоборот, в отношении Я говорит: "Я - это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план". Под сверх-Я понимают, согласно Фрейду, социальную совесть, принуждающую нас отказываться от удовлетворения наших побуждений и от какой-то доли возможного счастья; см. также Оно. Согласно экзистенциализму, сверх-Я тождественно с Man. Я как носитель действия и как предмет этики - это личность. См. также Индивидуализм, Индивидуальность, Индивидуум, Психоанализ.
  ЯВЛЕНИЕ - вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. В философии Канта явление - коррелятивное понятие к "вещи-в-себе"; однако поэтому, согласно Канту, нет просто видимости, а есть "вещь-в-себе", которая фактически предстает перед познающим субъектом. Н.Гартман говорит: сущее в себе (см. Познание) есть являющееся в явлении. Иначе явление было бы пустой видимостью. (Кто находится в легком опьянении, тому в явлении ничего не является, напротив, явление получает исключительную силу и полноту существования.) Явление сущих в себе вещей на психофизическом уровне, означающее, что оно становится отражением, есть не что иное, как само познание, рассматриваемое известным образом в плане объекта. "Я познаю нечто" и "нечто является мне" - два выражения, обозначающие одно и то же отношение между субъектом и объектом (см. Видимость). Противоположность между явлением и сущим-в-себе выступает наиболее резко в инд. философии (см. Шанкара); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве в противопоставлении посюстороннего и потустороннего и выражает собой определенный, не только теоретический, скепсис; см. также Иллюзионизм, Феноменализм.
  ЯЗЫК - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Язык развился из естественных звуков. Уже каждый крик - своего рода язык. Человек трудился над совершенствованием этого важного, хотя еще и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. Крик при этом распадался на свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. Звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и превращались, т. о., в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. Такой звуковой комплекс, как, напр., "хо", мог уже столь отчетливо отличаться от др. звуковых комплексов ("ха", "хе" и т. д.), что возникала привычка связывать его с наличием или появлением какого-то определенного предмета. Поэтому, когда появлялся этот предмет, появлялся как бы сам по себе и в одной и той же форме этот звуковой комплекс. Данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечет за собой возникновение представления о предмете. Звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представление и реальность еще весьма и весьма слабо различаются). Язык еще и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой ("заговаривание", заклинания, молитвы и т. д.). Под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. Слово находится между сознанием и мыслимым предметом. Оно участвует в бытии обоих. Оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. Без него представление не могло бы возникнуть ни у меня, ни у другого. Но слово также и связывает предмет и сознание. Без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться другим даже по наследству. Язык, даже объективный дух, воплощает в себе личный дух. Дух скрыт в слове (Гёльдерлин). Но т. к. наше мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса постигается нами согласно способу бытия нашего языка: мир превращается нами в язык др. рода. Каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. Поскольку воспринимаемый органом слуха звук, а также движение рук и мимика чтото для нас значат, постольку и весь мир имеет для нас значение. Язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. Слово - сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир, осмысливая, т. о., последний. Благодаря слову предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию. Слово - произносимая сущность предмета. Благодаря выражающему сущность предмета слову предмет привлекает к себе внимание и говорит нам, чтб он, собственно, есть. По мере того как предметы начинают участвовать в этом процессе общения, придающее смысл сознание, с помощью языка воздействуя на них, фактически приспосабливается к ним. Сознание движется по миру на повозке языка и возвращается обогащенным к себе самому; см. Рефлексия. В языке можно выделить три функции (К. Бюлер): выражения (обнаружения), воздействия (с помощью призыва, сообщения и т. д.), отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). Говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. Эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть "действие". Высказываются не просто предложения, а просьбы, жалобы, вопросы, сообщения, поучения, поощрения, угрозы, приказания. При этом речь большей частью идет о вещном, которое образует содержание (в узком смысле) высказываемого. Центром тяжести речи может быть как демонстрация (напр., какое-либо объяснение), так и воздействие или нечто вещественное; однако вместе с фиксированием какого-либо положения вещей должен также указываться путь для действия, должна открываться часть поля действия, а также твердо быть установлена цель этого действия. Во всех случаях сама демонстрация есть часть жизни. История всякого языка отражает социальную историю его народа. Корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис - как думает (см. Сфера мышления). Язык наиболее точно характеризует народ, ибо является объективным духом. Характерным, напр., является тот факт, что у бедуинов имеется множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафрик. охотники имеют множество слов для выражения различных оттенков коричневого цвета и только одно - для выражения каждого из всех остальных цветов. И если в слав, языках вспомогательный глагол "есть" играет значительно меньшую роль, чем, напр., в роман, и герман. языках, то это говорит лишь о том, что проблема существования, и в первую очередь проблема реальности, здесь совсем не стоит или стоит не с такой остротой, как в роман, и герман. языках. В языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого язык благодаря этой особенности отсылает к определенным ее моментам, к определенной области опыта, переживаний; причем эти переживания не слабеют у того, к кому обращена речь, а, наоборот, усиливаются (слово "море" означает для рыбака нечто иное, чем для курортника). Следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим. Но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна по крайней мере со стороны ее структуры. Понимание чужого языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.
  ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЯ - часть философии языка (см. Языка философия), исследующая взаимосвязь между языком и психической жизнью человека, в частности такие вопросы: язык как психическое действие, язык в рамках остальных психических функций, мышление и язык.
  ЯЗЫКА СОЦИОЛОГИЯ - раздел философии языка, выдвигает в качестве осн. принципа тот факт, что язык мог возникнуть только в обществе, а по содержанию всецело определяется развитием последнего.
  ЯЗЫКА ФИЛОСОФИЯ - исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры. Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию; она охватывает биологию, логику, психологию, социологию языка. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у инд. и древнегреч. философов (в т. ч. у софистов и Платона). Натуралистическая философия языка рассматривает язык - как способность, возникшую естественным путем, идеалистическая философия языка - как творение духа. Современное состояние исследований в области философии языка характеризуется двумя дополняющими друг друга направлениями: возвращением к внешней и внутренней действительности фактического состояния языка, а также стремлением к выяснению категориальных основ человеческого языка, к всеобщей грамматике. В связи с этим возвращаются к старым исследованиям языка, связанным с именами Гердера, Гумбольдта и Гримма. Это происходит потому, что указанные исследования идут по пути, который избрала новая онтология. X, Липпс исследует сущность языка с позиций экзистенциализма, рассматривая реальное протекание речевого процесса.
  ЯКОБИ (Jacobi) Фридрих Генрих (род. 25 янв. 1743, Дюссельдорф - ум. 10 марта 1819, Мюнхен) - нем. философ; будучи сначала купцом, он занимался одновременно и писательской деятельностью. Живя в своем имении в Пемпельфорте, близ Дюссельдорфа, он написал, отчасти под влиянием Гёте, два философских романа: "Allwills Briefsammlung" ("Из писем Эдуарда Альвиля"), 1774, и "Woldemar" ("Вольдемар"), 1779. В молодости Якоби был дружен с Лессингом и Гёте; с 1807 по 1813 был президентом Баварской Академии наук в Мюнхене. Большую сенсацию произвело его произв. "Ьber die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn" (1785); в нем Якоби сообщает о том, что Лессинг признает себя сторонником спинозизма и объявляет атеизм, как и всякую рассудочную философию, следствием спинозизма, в то время как истинная философия, по его мнению, основывается на чувстве и вере и начинается только там, где кончается спинозизм. В этом смысле для Якоби характерен афоризм: "Язычники - с рассудком, христиане-с чувством". С Юмом и Кантом он полемизировал в работе "David Hume ьber den Glauben oder Idealismus und Realismus" (17&7). В этом произв. он развивает свою философию веры: "Высшие принципы, на которые опираются все доказательства, - это незамаскированные, голые притязания на власть, которым мы верим как чувству нашего существования. Их можно было бы назвать изначальными, всеобщими, непреодолимыми предрассудками; как таковые они были бы чистым светом истины или скорее дали бы истине закон". С Фихте он полемизировал в своей работе "Sendschreiben an Fichte" (1799), с Шеллингом - в работе "Von gцttlichen Dingen" (1811). Якоби был философским учителем романтиков и провозвестником современного индивидуализма. Он выводил философию людей из их поступков. Не только все личности, но и все вещи существуют "в жизни", которая есть "Бог". У Якоби можно найти зачатки как философии жизни, так и экзистенциализма.
  ЯМВЛИХ (Jamblichos) из X а л к и д ы, в Сирии (ум. ок. 330) - античный философ; ученик Порфирия. Основал т. н. сирийскую школу неоплатонизма, наиболее выдающимся представителем которой являлся он сам; позаимствовал платоновское учение об эманации, ставил восточную теологию выше греч. философии и, хотя он сам боролся против христ. своим восточным образом мышления оказал решающее влияние на христ., теологию. В его учении имеют место многочисленные анализы понятий: разделение первосущности на две, нуса - на ипостаси интеллигибельного и интеллектуального, троичность души и др. триады; поэтому Гегель рассматривал его как первого представителя "диалектического метода".
  ЯН И ИНЬ - два начала в кит. философии: первое - светлое, активное, мужское, духовное; второе - темное, пассивное, женское, вещественное (см. Анимизм). Представление об изначальных силах, которое имеется почти у всех народов Азии, тесно связано с этими противоположными понятиями кит. философии. Дун Чжуншань (3 в. до Р. X.) распространил эту систему на всю область человеческих отношений.
  ЯНСЕНИЗМ - теологическое движение, названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения (род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама - ум. 6 мая 1638, Иперн; осн. произв. - "Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina", 1640). Представители янсениза придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты были самыми добросовестными проводниками католич. духа. Их осн. положениями были следующие: благодать Божья, греховность человека, покаяние, отрицание мира, враждебное отношение к искусству. "Штаб-квартирой" янсенизма был монастырь Пор-Рояль-де-Шампо, близ Версаля, который известен в особенности благодаря т. н. пор-рояльской логике Антуана Арно и поддержке янсенизма со стороны Паскаля ("Lettres provintiales", 1657; рус. пер. "Письма к провинциалу", 1898). Янсенизм преследовался церковью и государством; запрещен в 1730.
  ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (род. ок. 450 - ум. 380 до Р. X.) - кит. философ; основывался на учении Лао-цзы, но в противоположность даосизму являлся представителем пессимистического мировоззрения с индивидуалистически-материалистическим идеалом наслаждения жизнью. Провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естественных страстей и наслаждений, пренебрежение к славе, внешним вещам. Выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как жизнь. Противник Конфуция.
  ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. - В период "великой перемены" (сер. первого тысячелетия после Р. X.) специфически философский способ мышления перешел из Китая через Корею также в Японию, которая восприняла кит. культуру и философию подобно тому, как Рим воспринял греческую. В религиозном отношении некоторый толчок развитию япон. философии дал буддизм, особенно благодаря тому, что буддистское мироотрицание вызвало в Японии оборонительную реакцию. Однако только в 12 и 13 вв. в трех направлениях буддизма (Дзёдо, Дзэн, стремящемся к утверждению личности, и Нитирэн, сосредоточившем свое влияние на общности и государстве) можно заметить элементы философии. С 14 по 15 в. философское движение в Японии снова приняло характер попятного движения, хотя суровое кит. неоконфуцианство и пустило здесь корни, но большого влияния не приобрело. С нач. 17 в. философское мышление становится более свободным. Школа Тэйсю (т.е. школа кит. философов - братьев Чэнь и Чжу Си), существовавшая до кон. 19 в., пыталась объединить конфуцианскую этику с буддист, учением о карме, но вскоре приняла типично кит. направление. Школа Йомей, получившая свое название от япон. мыслителя Ван Янмина и существовавшая до нач. 19 в., представляла собой соединение интуитивизма божественного просветления с этическим действием. Школа Когаку, влияние которой распространялось только на мысль 18 в., хотя в конечном счете и была формально учреждена как неоконфуцианская, тем не менее была япон. по духу; независимо от того, носила ли она оттенок этического оптимизма или этического пессимизма, она всегда была внутренне связана с воинственной япон. этикой. Решающее влияние на япон. философию оказало движение самураев, направленное против всякого проникновения иностранного религиозно-мировоззренческого влияния. Самураи представляли собой военное сословие, которое развивало не столько философию, сколько своего рода историческое мировоззрение, занималось проблемами воспитания, политикой. Начиная с последней трети 19 в. в Японии распространились многочисленные европейские и североамер. философские учения. Но имеет место также и обратный процесс, и в этом смысле характерны книги о Дзэне (см. Дхъяна), а также япон. "экзистенциализм" Нисиды.
  ЯСНОВИДЕНИЕ (франц. clairvoyance ясное видение) - обладание информацией, возможно никому более не известной, полученной необычным путем восприятия или размышления; является, т. о., формой экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). В спиритизме термин "ясновидение" также используется для обозначения зрительного или слухового контакта с духами умерших, которые, как предполагается, окружают живых.
  ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (род. 23 фев. 1883, Ольденбург - ум. 26 фев. 1969, Базель) - нем. философ; с 1920 по 1937 и с 1945 - профессор в Гейдельберге, с 1948 - в Базеле. Будучи сначала психиатром, он разделял (в "Allgemeine Psychopathologie", 1913) душевные болезни на такие, при которых еще можно вычленить понятные психические связи, и такие, при которых эти связи вычленить уже нельзя. В своей работе "Psychologie der Weltanschauungen" (1919) Ясперс, по примеру Дильтея, пытался разработать учение о типах возможных взглядов на мир. В философском отношении Ясперс, как и Хайдеггер, находился под влиянием Къёркегора. Его философией является экзистенциализм ("Die geistige Situation der Zeit", 1931; "Philosophie", 3 Bde., 1932; "Existenzphilosophie", 1938). Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых раскрывается безусловное, неминуемое, напр. болезнь, вина, смерть; осн. категории этой философии - свобода, историчность и коммуникация с др. людьми. Ясперс различает наличное бытие-в-мире, (подлинное) существующее бытие и трансцендентальное в-себе-бытие; им соответствуют философия ориентации в мире, экзистенциальное озарение (Existenzerhellung), метафизика, которая должна дать разгадку шифра абсолютного мира (см. Шифр). Не в завершении, а в крушении бытия можно наиболее глубоко постигнуть бытие. В произв. "Vernunft und Existenz" (1935) Ясперс рассматривает философию как попытку постигнуть разумом господствующее в действительности неразумное и понять его как источник высшей разумности. В качестве примеров он называет Кьёркегора и Ницше, которые "прыжком в трансценденцию" (у Кьёркегора - "парадокс" бытия Христа, у Ницше - вечное возвращение) хотят постигнуть истину путем углубления в самих себя. Философствование - это "деятельность, которая производит внутреннее содержание человека и не может знать своего конечного смысла". Поэтому философия - это "для данного момента завершенное сознание бытия, знающее, что оно в своем притязании не может удержаться как окончательное". Ясперс написал, кроме указанных, следующие произв.: "Мах Weber", 932; "Nietzsche". 1936; "Des Cartes", 1937 "Die Schuldfrage", 1946; "Nietzsche und das Christentum", 1946; "Die Idee der Universitдt", 1946; "Vom europдischen Geist", 1947; "Der philos. Glaube", 1948; "Vom Ursprung und Ziel der Geschichte", 1949; "Einfьhrung in die Philosophie", 1950; "Vernunft und Widervernunft in unserer Zeit", 1950.
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 12 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу