<< Пред.           стр. 4 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 4. Упростить процедуру согласования инвестиционной документации (экспертизы). Необходимо законодательно ввести процедуру, базирующуюся на принципе "одного окна": инвестор подает документы в территориальное управление единой экспертно-согласующей инстанции, которая подготавливает полный пакет документов, занимается перепиской и получением согласований со всеми специализированными согласующими органами. Срок согласования (включая проведение всех необходимых по закону экспертиз) должен ограничиваться шестью месяцами. Законодательно должно быть подтверждено право инвестора на возмещение по суду ущерба, понесенного вследствие нарушения законного порядка проведения экспертизы (например, невыдачи заключения в установленный срок). Введение принципа "одного окна" необходимо также для регистрация сделок с недвижимостью.
 Для устранения излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности требуется принять следующие меры:
 1. Значительно упростить систему формальных административных требований к участникам хозяйственной деятельности;
 2. Радикально сократить число органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности фирм и применять против них санкции внесудебного характера;
 3. Упорядочить работу контрольных и регулирующих органов. Необходимо исключить практику дублирования проверок (путем нормативного сокращения уполномоченных органов, процессуального упрощения отстаивания прав физических и юридических лиц в суде против органов государственной власти и управления, а также с помощью особых организационных механизмов);
 4. Ограничить ведомственное нормотворчество.
 Для институционального (административного) обеспечения программы дерегулирования предлагается:
 1. Формирование координационного межведомственного института по дерегулированию и дерегламентации хозяйственной деятельности на федеральном уровне (Правительственная комиссия по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства);
 2. Создание механизмов представления интересов граждан и организаций на федеральном и местном уровнях, в т.ч. через механизм саморегулируемых профессиональных ассоциаций, обеспечение открытого доступа граждан и организаций к информации о готовящихся к принятию законодательных и нормативных актах;
 3. Проведение ревизии существующих нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность. В частности, предлагается в ходе ревизии таких нормативных актов специально проверять их на возможность принятия ответственными лицами произвольных решений; также необходима проверка положений нормативных актов, предоставляющих возможность закрытия бизнеса.
 4. Перевод порядка проведения проверок, определение полномочий надзорных и контрольных органов с ведомственного на уровень закона с четким определением прав хозяйствующих субъектов по обжалованию процедуры проведения и результатов проверок;
 5. Максимальное разделение функции регулирующих и надзорных органов. Деятельность, контроль над которой осуществляется соответствующими государственными органами иными средствами, не должна подлежать лицензированию, что позволит избежать двойного регулирования;
 6. Проведение анализа практики лицензионной деятельности министерств и ведомств на предмет наличия при них лицензионных, экспертно-лицензионных и иных центров, являющихся фактически внебюджетными фондами и аккумулирующими дополнительно взимаемые с соискателей лицензии средства. Установление в законодательном порядке для органов, финансируемых за счет соответствующих бюджетов, обязательности осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе, в том числе для целей лицензирования.
 Фундаментом политики дерегулирования, естественным и жестким пределом избыточной активности должностных лиц и органов государственной власти могло бы стать введение в Конституцию нормы, закрепляющей правовой принцип: для государственного органа, организации, должностного лица все, что не предусмотрено законом, запрещено.
 
 
 Приложение № 2. Административные барьеры: понятие, содержание, механизмы преодоления
 
 2.1 Актуальность проблемы
 
 2.2 Понятие административных барьеров
 
 2.3 Общие причины возникновения и существования административных барьеров
 
 2.4 Возможные общие пути преодоления административных барьеров
 
 2.5 Предполагаемые механизмы преодоления
 
 Приложение № 3. Межведомственные комиссии по преодолению административных барьеров
 
 
 3.1 Механизм преодоления административных барьеров
 
 3.2. Анализ уровня и времени принятия нормативных правовых актов в отношении комиссий по устранению административных барьеров
 Округ Субъект РФ Комиссия
  "К" Принявший орган 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Центральный федеральный округ Брянская область К Администрация Владимирская область Воронежская область К Глава администрации Ивановская область при ГФИ Калужская область Костромская область К Глава администрации Курская область Московская область Тамбовская область Тверская область Ярославская область К Губернатор г. Москва К Мэр г. Москва К 1-й зам Премьера г. Москва К Правительство города Северо-Западный федеральный округ Республика Коми К Глава республики Архангельская область Вологодская область К Губернатор Калининградская область К Губернатор Южный федеральный округ Республика Адыгея (Адыгея) К Кабинет министров Кабардино-Балкарская
  Республика Карачаево-Черкесская
  Республика Волгоградская область Ростовская область К Глава администрации Приволжский федеральный округ Республика Башкортостан К Президент республики Республика Марий Эл К ГФИ Республика Мордовия при ГФИ Кировская область К Губернатор Кировская область К ГФИ Нижегородская область К Администрация Нижегородская область К ГФИ Оренбургская область К Глава администрации Оренбургская область К ГФИ Пензенская область при ГФИ Саратовская область К Правительство области Ульяновская область при ГФИ Уральский фед. округ Ямало-Ненецкий
  автономный округ К Губернатор Сибирский федеральный округ Республика Алтай Алтайский край К Администрация Кемеровская область К Администрация Новосибирская область К Глава администрации г. Новосибирск К Мэрия города Томская область К Администрация г. Томск К Администрация города Дальневосточный федеральный округ Приморский край Хабаровский край К Глава администрации Камчатская область К Администрация Сахалинская область
 
 3.3. Перечень нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих правовой статус комиссий по устранению административных барьеров.
 
 Российская Федерация Вид документа
 Дата принятия
 Номер Принявший
 Орган
 Название документа Комиссии
 - "К" Центральный
 Федеральный округ Белгородская область Примечание: функции реализуются через Областной совет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Главе администрации области" (Постановление Главы администрации области от 15.01.1999 г. № 25) Брянская область Постановление
 от 12.04.2000
 № 156 Администрация
 Брянской области "Об устранении административных барьеров при развитии предпринимательства"
  К Владимирская область Примечание: подготовлено Постановление Главы администрации области "О создании Комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства во Владимирской области" Проект Воронежская область Постановление
 от 04.02.2000
 № 89 Глава Администрации Воронежской области "О мерах по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства и упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства Воронежской области" К Ивановская область Примечание: функция реализуется через Координационный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства. (Постановление Главы администрации г. Иванова от 29.05.1998 № 495) План
 при ГФИ Калужская область Костромская область Постановление
 от 24.05.2000
 № 209 Глава Администрации
 Костромской области "О постоянно действующей комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" (вместе с Положением...."). К Курская область Примечание: устранение административных барьеров осуществляется через Общественный совет по малому предпринимательству при Главе администрации области. План Липецкая область Примечание: устранение административных барьеров входит в компетенцию Координационного совета по проблемам малого бизнеса. Московская область План Орловская область Примечание: устранение административных барьеров планируется решать через Общественный совет по малому предпринимательству при Главе администрации области. Рязанская область Примечание: деятельность регламентируется Постановлением Главы администрации Рязанской области от 24 мая 1999 года № 267 "О мерах по повышению эффективности и упорядочению проведения контролирующими органами проверок физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения". Смоленская область материалы отсутствуют Тамбовская область Примечание: устранение барьеров решается через периодически создаваемые комиссии по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. План Тверская область Примечание: вопросы устранения административных барьеров решаются Координационным Советом по развитию малого предпринимательства при администрации Тверской области (Постановление Губернатора Тверской области от 13.08.1997г. № 457). План Тульская область
 
 
  Примечание: вопросы устранения административных барьеров решаются Общественным советом по малому предпринимательству при Губернаторе Тульской области (Постановление Губернатора тульской области от 26.07.2000 г. № 265). Ярославская область Постановление
 от 27.06.2000
 № 456 Губернатор
 Ярославской области "О мерах по созданию дополнительных условий для развития предпринимательства в Ярославской области" (вместе с Положением о межведомственной комиссии..."). К г. Москва Распоряжение
 от 29.11.1996
 № 1166-РП
 
 
 Распоряжение
 от 21.02.1997
 № 192-РПЗ
 
 Постановление
 от 24.11.1998
 № 900 Мэр г. Москвы
 
 
 
 
 Правительство Москвы
 Первый заместитель Премьера
 
 Правительство Москвы "О сертификации систем качества пекарен малой мощности различных форм собственности" (вместе с "Положением о Комиссии по организации подготовки к сертификации систем качества пекарен малой мощности различных форм собственности")
 
  "Об утверждении Положения о Комиссии по проблемам развития ремесленничества"
 
 
  "О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса" (вместе с Положением о межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства) К
 
 
 
 К
 
 
 К
 
  Северо-Западный
  федеральный округ Республика Карелия Республика Коми Указ
 от 28.01.1999
  № 23 (в ред. от 30.06.1999 № 241)
 Распоряжение
 от 05.07.1999
 № 791-р
 Распоряжение
 от 01.09.2000
 № 1271-р Глава
 Республики Коми
 
 
 Глава
 Республики Коми
 
 Глава
  Республики Коми "О создании благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Республики Коми" (вместе с Положением о межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров в развитии малого предпринимательства"
  "Об утверждении нового состава межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров в развитии малого предпринимательства"
  К Архангельская область Примечание: вопросы устранения административных барьеров решаются через Общественный совет по малому предпринимательству при Главе администрации области (Постановление Главы администрации Архангельской области от 29 августа 2000 г. №245) Проект Вологодская область Постановление
 от 30.03.2000
 №263 Губернатор
 Вологодской области "О мерах по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства Вологодской области" (вместе с Положением...) К Калининградская область Постановление
 от 03.02.2000
 №45 Глава администрации (Губернатор)
 Калининградской области "О создании Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства на территории Калининградской области" К Ленинградская область Примечание: вопросы устранения административных барьеров решаются через Комиссию по выработке механизма упрощенной регистрации и ликвидации малых предприятий (МП), контроля за их деятельностью (Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 17.11.1999 № 519-рг). Мурманская область Новгородская область Псковская область г. Санкт-Петербург Ненецкий автономный
  округ Южный
  федеральный округ Республика Адыгея
  (Адыгея) Постановление
 от 16.03.1998
 №81 Кабинет Министров
 Республики Адыгея "О межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея, осуществляющих государственные надзорные и контрольные функции" К Республика Дагестан Республика Ингушетия материалы отсутствуют Кабардино-Балкарская
  Республика Примечание: подготовлен проект Указа Президента Кабардино-Балкарской Республики по вопросу устранения административных барьеров. Проект Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская
  Республика Примечание: создание комиссии планируется в 2001 году План Республика Северная
  Осетия - Алания материалы отсутствуют Чеченская Республика Краснодарский край Примечание: вопросы устранения административных барьеров решаются через Общественный экспертный совет по малому предпринимательству при мэрии г. Краснодара (Постановление Мэрии Краснодара от 15.06.1998 г. №1083) Ставропольский край материалы отсутствуют Астраханская область Примечание: деятельность осуществляется через Консультативный совет по вопросам малого предпринимательства при Главе Администрации Астраханской области. Волгоградская область Примечание: деятельность осуществляется через Консультативный совет по развитию предпринимательства при Администрации Волгоградской области. План Ростовская область Постановление
 от 24.09.1999
 № 349 Глава Администрации
 Ростовской области "О межведомственной комиссии при Правительстве Ростовской области по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства" (вместе с "Положением...") (изменено Постановлением от 14.08.2000 г. №290) К Приволжский
  Федеральный округ Распоряжение
 от 18.10.2000
 № 13 Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе "Об образовании при Главных федеральных инспекторах аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе межведомственных комиссий по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства". К Республика
  Башкортостан Указ
 от 9.09.1999
 № УП-593 "О создании Межведомственного совета по координации деятельности государственных контролирующих органов, действующих на территории Республики Башкортостан". К Республика Марий Эл По сообщениям прессы от 9.12.2000 г. в Республике создана Межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при развитии малого предпринимательства при Главном федеральном инспекторе Республики Марий Эл. К Республика Мордовия отсутствует Примечание: создание комиссии планируется в 2001 году План Республика Татарстан
  (Татарстан) Постановление
 от 31.05.2000
 № 1052 Глава Администрации
 г. Казани Примечание: "О мерах по совершенствованию системы контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории города Казани" (вместе с "Положением ...") Удмуртская Республика Примечание: деятельность осуществляется через Совет по поддержке предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики" (Постановление Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2000 № 256 "Об утверждении Положения о Совете по поддержке малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики и его состава" ) Чувашская Республика
  - Чаваш республики материалы отсутствуют Кировская область Постановление
 от 13.09.2000
 № 355 Губернатор
 Кировской области "О мерах по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства и упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства Кировской области" К Нижегородская область Распоряжение
 от 17.06.1999
 № 1051-Р
 
 
 Положение
 от .11.2000г.
  Администрация
 Нижегородской области
 
 
 
 Главный федеральный инспектор по Нижегородской области "О мерах по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства и упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства Нижегородской области"
 
  "О Межведомственной комиссии при Главном федеральном инспекторе по Нижегородской области "По обеспечению государственных интересов в вопросах регионального развития"" К
 
 
 
 
 К Оренбургская область Распоряжение
 от 31.07.2000
 № 881-Р
 
 Положение
 от 13.11.2000
  Глава администрации
 Оренбургской области
 
 
 Главный федеральный инспектор по Оренбургской области "О создании межведомственного совета инспектирующих и лицензирующих организаций Оренбургской области по содействию предпринимательской деятельности".
 
  "О межведомственной комиссии при Главном федеральном инспекторе по Оренбургской области по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства"
  К
 
 
 
 К Пензенская область Постановление
 от 05.07.1999
 № 122 Губернатор
 Пензенской области "Об общественно-экспертном совете по предпринимательству при Губернаторе Пензенской области" (вместе с Положением об общественно-экспертном совете...") Проект
 при ГФИ Пермская область материалы отсутствуют Самарская область материалы отсутствуют Саратовская область Постановление
 от 15.03.2000
 № 26-п Правительство
 Саратовской области "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства и упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства Саратовской области" (вместе с "Положением ...") К Ульяновская область отсутствует План Коми-Пермяцкий
  автономный округ отсутствует материалы отсутствуют Уральский
  федеральный округ Курганская область Постановление
 от 24.05.1999
 № 291
 
 
 Постановление
 от 17.08.1999
 № 447 Администрация
 Курганской области
 
 
 
 Администрация
 Курганской области "Об областном совете по развитию малого предпринимательства при администрации Курганской области" (вместе с "Составом рабочей группы по обеспечению деятельности областного совета по развитию предпринимательства при администрации Курганской области")
  "Об упорядочении деятельности органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории Курганской области". Свердловская область Тюменская область Примечание: деятельность осуществляется посредством реализации ряда Постановлений Губернатора Тюменской области , Тюменской областной думы. Челябинская область
  Ханты-Мансийский
  автономный округ
 
  материалы отсутствуют
 
  Ямало-Ненецкий
  автономный округ Постановление
 от 18.10.99
 №657 Губернатор
 Ямало-Ненецкого
 Автономного округа Примечание: постановлением образована Межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства. К Сибирский
  федеральный округ Республика Алтай План Республика Бурятия Примечание: деятельность регламентируется Указом Президента Республики Бурятия от 12 июля 1999 года № 157 "Об упорядочении контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории Республики Бурятия".