<< Пред.           стр. 7 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Взносы учредителей. Учредителями некоммерческой организации различных форм могут выступать либо юридические и физические лица, либо только физические лица (в общественных организациях). Размеры и порядок внесения взносов определяются учредительными документами.
  2. Вступительные, членские и паевые взносы. Эти средства формируются только в организациях, имеющих членство, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Вступительные взносы, предназначенные для первоначального накопления основных и оборотных средств, уплачиваются участниками при вступлении в некоммерческую организацию. Членские взносы служат для покрытия административно-хозяйственных и иных расходов, связанных с деятельностью организации. Вступительные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участника из некоммерческой организации.
  Паевые взносы, являющиеся одним из основных источников формирования имущества только потребительских кооперативов, формируют их паевые фонды. Паевые взносы вносятся пайщиками при создании кооператива или вступлении в него. Взнос в паевой фонд может осуществляться деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом, имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевые взносы возвращаются участнику в случае его выбытия из кооператива.
  3. Добровольные взносы и пожертвования. Поступают от юридических лиц (коммерческих организаций, учреждений, общественных объединений, иностранных юридических лиц) и от физических лиц (граждан РФ и иностранных физических лиц) для осуществления уставной деятельности. Данный источник доходов характерен для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. Для благотворительных организаций законом определены следующие условия привлечения благотворительных пожертвований: не менее 80% их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения организацией благотворительного пожертвования.
  4. Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, включая гранты. Под грантом понимаются целевые средства, предоставленные безвозмездно благотворительными организациями в денежной или натуральной форме на проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Средства, поступающие по договору фанта, являются собственностью некоммерческой организации и могут использоваться только на цели, предусмотренные договором. Средства, используемые не по назначению, подлежат взысканию в доход бюджета. Гранты служат источником формирования доходов благотворительных организаций и фондов.
  5. Бюджетные ассигнования. Выделяются для финансирования отдельных программ, проектов, мероприятий. Выделение этих средств из бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами о федеральном, региональном и местном бюджетах на соответствующий финансовый год. Бюджетные средства могут предоставляться либо в виде ассигнований непосредственно некоммерческой организации, либо в виде субсидирования платных услуг, оказываемых конкретным категориям потребителей. Бюджетные ассигнования могут являться источниками доходов благотворительных организаций, фондов, религиозных организаций, молодежных и детских общественных объединений. Ассигнования выделяются на финансирование проектов и программ, в выполнении которых принимают участие некоммерческие организации.
  6. Доходы от предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации всех организационно-правовых форм могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия. Состав разрешенных законодательством видов предпринимательской деятельности уже был рассмотрен в предыдущем параграфе. Он различен в организациях разных организационно-правовых форм, что обуславливает и различный состав доходов от предпринимательской деятельности. Так, общественные организации (объединения) могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные предприятия, заниматься издательской деятельностью. Религиозные организации могут производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и т.д. Они могут также учреждать производственные, реставрационные, художественные и сельскохозяйственные предприятия.
  Вместе с тем законодательством ограничены права на осуществление некоторыми некоммерческими организациями предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Так, профессиональные союзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только через учрежденные ими организации. Ассоциация (союз), на которую по решению участников возлагается ведение предпринимательской деятельности, должна преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Доходы от предпринимательской деятельности общественных и религиозных организаций не могут перераспределяться между членами этих организаций и используются только на реализацию уставных целей и задач организации.
  Некоммерческие организации могут использовать временно свободные денежные средства для получения дополнительного дохода, в частности, осуществлять операции с покупкой валюты, с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), размещать средства на депозитных счетах в банке, в паевых фондах и т.д.
  Дополнительно к рассмотренным выше доходам некоторые некоммерческие организации могут иметь специфические источники формирования финансовых ресурсов, обусловленные уставными целями их деятельности. Так, в общественных организациях к таким источникам доходов относятся поступления от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; в благотворительных организациях - поступления от проведения кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, от проведения кампаний по сбору пожертвований, от реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей в соответствии с их пожеланиями. В то же время законодательство запрещает некоторым организациям привлекать средства на осуществление определенной деятельности. Так, политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.
  Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей. Выделяются следующие группы расходов:
  1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации. К данной группе относятся расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации.
  2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований. В эту группу включаются расходы, непосредственно связанные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе некоммерческой организации. Например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам гранта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные договором гранта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами оргтехники, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т.д.
  Средства, полученные некоммерческой организацией в форме бюджетных ассигнований, должны быть использованы непосредственно на те цели, которые предусмотрены в программе. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подлежат взысканию в бюджет, из которого было произведено финансирование.
  3. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.
  Порядок налогообложения некоммерческих организаций аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.
  Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организациями, зависит от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет. Если организация не занимается предпринимательской деятельностью, то она тем не менее уплачивает налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческая организация, так же как и коммерческая, уплачивает все налоги, предусмотренные налоговым законодательством. В частности, помимо налогов, уплачиваемых при осуществлении основной деятельности, уплачивается налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и другие региональные и местные налоги.
  Налог на прибыль организаций уплачивается некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в порядке, установленном для коммерческих организаций. При обложении налогом на добавленную стоимость некоммерческих организаций применяется общий порядок, однако не подлежат налогообложению конкретные операции по реализации и выполнению работ применительно к отдельным организациям. В частности, освобождены от уплаты налога операции, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ по восстановлению культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций; реализация паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; реализация предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности; реализация товаров, работ, услуг, производимых общественными организациями инвалидов, и др.
  В некоторых некоммерческих организациях (например, потребительских кооперативах) после уплаты налогов в бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, могут быть направлены на создание различных фондов. Потребительские кооперативы вправе формировать неделимый фонд, фонд развития потребительской кооперации и резервный фонд.
 
 9.4. Особенности управления финансами
 некоммерческих организаций
 
  Управление финансами некоммерческих организаций па аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.
  Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов, бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
  Планирование бюджетных ассигнований производится на основе оперативно-сетевых показателей и норм расходов, установленных либо в законодательном порядке (например, минимальный размер оплаты труда, ставки единого социального налога), либо рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сетевые показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение - в учреждениях здравоохранения, учащийся - в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент - в высших учебных заведениях и т.п. Планирование внебюджетных средств производится раздельно в разрезе их видов: целевые средства и безвозмездные поступления; средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от оказания платных услуг; средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; валютные средства. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, определяются на основе прогнозирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.
  Направления использования финансовых ресурсов (и бюджетных, и внебюджетных средств) определяются в разрезе подразделений функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, определенных Федеральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается главным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.
  В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих
 взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации.
  При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.
  Оперативное управление финансами некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сметы доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в пределах предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, исполняющим бюджет (по остальным основаниям), после внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.
  Порядок внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерческой организации, утвердившим финансовый план.
  Организация финансового контроля как элемента управления финансами некоммерческих организаций различается в организациях разных организационно-правовых форм. Государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных средств.
  Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего. Предварительный контроль осуществляется в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов и расходов, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета. Последующий контроль исполнения сметы доходов и расходов проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
  Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм может также стать объектом аудиторского контроля. За счет собственных средств данных организаций возможно заключение договора с аудиторской компанией на проведение проверки с целью подтверждения достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета требованиям законодательства. Законодательство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений.
  Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством, что находит отражение в отсутствии такого вида расходов в экономической классификации расходов. Кроме того, проведение аудита требует дополнительных бюджетных средств, что в современных условиях невозможно ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, выделяемых бюджетным учреждениям. При этом нет необходимости в проведении такого контроля, поскольку собственник бюджетного учреждения периодически получает информацию о достоверности отчетности и результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждения от органов государственного финансового контроля. Возможность осуществления аудиторского контроля по инициативе руководителя учреждения за счет внебюджетных средств также не предусмотрена законодательством, поскольку использование внебюджетных средств строго контролируется казначейскими органами по тем же кодам экономической классификации расходов, что и по бюджетным средствам. Поэтому расход на цели проведения аудита не может быть санкционирован казначейскими органами.
  С развитием рыночных отношений механизм управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений требует серьезных преобразований в части изменения методов планирования расходов учреждений и оперативного управления их финансовыми ресурсами. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", предусматривает повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ. Суть реформирования бюджетного процесса заключается в переходе от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" к "управлению результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных средств.
  Центральное место в системе мер по реформированию бюджетного процесса должна занять широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного планирования. Применяемая в настоящее время методика планирования расходов бюджетополучателей, и главным образом бюджетных учреждений, предполагает индексацию сложившихся расходов за ряд предшествующих лет с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации, при этом не учитываются ожидаемые результаты бюджетных расходов. Новая модель бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает распределение бюджетных ресурсов между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Эта модель предполагает переход к средне- и долгосрочному бюджетному планированию, а также мониторинг результативности бюджетных расходов бюджетополучателями.
  Другое важное направление совершенствования управления финансами бюджетных учреждений связано с реструктуризацией бюджетного сектора экономики. В рамках этого процесса предполагается преобразование части бюджетных учреждений, способных функционировать в рыночной среде и формировать свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в иные организационно-правовые формы (специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации, государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации и др.). Данные организационно-правовые формы не предусмотрены гражданским законодательством, что потребует внесения в него изменений в части определения правового статуса организаций этих форм. При этом бюджетные учреждения, которые не поменяют свой правовой статус, потеряют право на самостоятельное распоряжение средствами, мобилизованными за счет внебюджетных источников, и их финансирование будет осуществляться только за счет бюджетных средств на основе принципов сметного финансирования.
  Преобразованные организации, собственником которых останутся органы государственной власти и органы местного самоуправления, получат право на самостоятельное использование внебюджетных средств, выйдут из сферы казначейского контроля, поскольку им будет предоставлено право открытия взамен лицевых счетов в казначействе внебюджетных счетов в кредитных организациях. Изменение организационно-правовой формы не означает отказ государства от финансирования этих организаций, однако при этом изменятся принципы предоставления бюджетных средств, что предусматривает установление собственником обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг и переход на нормативно-подушевое финансирование. Реализация этих принципов предполагает отказ от использования сметы доходов и расходов и переход к составлению финансового плана, в котором бюджетные средства не будут детализированы по кодам экономической классификации, а будут планироваться единой суммой в форме субсидии. Это обеспечит большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативного управления финансовыми ресурсами.
  Таким образом, преобразование бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности организаций, а с другой - обеспечение надежной основы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.
 
 
 Контрольные вопросы
 
 1. Как влияют организационно-правовые формы некоммерческих организаций на организацию финансов?
 2. Назовите группы финансовых отношений, составляющие содержание финансов некоммерческих организаций.
 3. Каковы особенности источников и видов финансовых ресурсов некоммерческих организаций?
 4. Назовите факторы, влияющие на источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
 5. Какие методы ведения хозяйства применяются различными некоммерческими организациями и как они влияют на организацию финансов?
 6. Каковы источники финансового обеспечения учреждений социально-культурной сферы и направления их использования?
 7. Каковы особенности организации финансов в органах государственной власти и органах местного самоуправления?
 8. С чем связаны особенности формирования финансовых ресурсов в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм?
 
 Задания для самостоятельной работы
 
 1. Проанализируйте по данным статистических сборников соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования учреждений социально-культурной сферы за последние 10 лет. Изобразите это соотношение на графике или диаграмме. Обоснуйте причины изменения этого соотношения.
 2. Составьте схему, иллюстрирующую состав источников финансовых ресурсов некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 10
 ФИНАНСЫ
 ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
 
 10.1. Формирование и использование финансовых ресурсов
  индивидуальных предпринимателей
 
  Наравне с финансами коммерческих и некоммерческих организаций в составе финансовой системы выделяют финансы индивидуальных предпринимателей.
  В соответствии с Гражданским кодексом РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Для некоторых видов деятельности необходимо иметь лицензию.
  На 1 января 1990 г. в СССР было зарегистрировано немногим более 90 тыс. человек, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью. На 1 января 2001 г. их численность только в Российской Федерации составила уже более 3 млн. человек, а на 1 июля 2002 г. в России было зарегистрировано 4,6 млн. частных предпринимателей, что почти в 1,5 раза больше, чем юридических лиц (3,2 млн). Таким образом, популярность предпринимательской деятельности без образования юридического лица постоянно возрастает. В настоящее время доходы граждан от индивидуальной предпринимательской деятельности составляют примерно 13 % всех денежных доходов населения127.
  Финансы индивидуальных предпринимателей - это особое звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.
  Индивидуальный предприниматель вступает в финансовые отношения с государством, страховыми организациями, другими индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями, наемными работниками, инвесторами и совладельцами, а также участвует во внутрихозяйственных отношениях при формировании и использовании финансовых ресурсов самого хозяйства. Особенностью финансовых отношений индивидуального предпринимателя является их тесная связь с формированием и использованием семейного бюджета предпринимателя.
  Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. При этом на граждан, осуществляющих эту деятельность, распространяются нормы гражданского права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из правовых актов. Поэтому финансы индивидуальных предпринимателей во многом схожи с финансами коммерческих организаций.
  Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей - это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств перед государством для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию лучших результатов деятельности.
  Результаты выборочных обследований128 свидетельствуют, что основными финансовыми ресурсами для индивидуального предпринимательства и малого бизнеса являются не внешние поступления, а денежные доходы и накопления, т.е. их собственные средства. По результатам исследования, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, основным видом финансовых ресурсов этих субъектов хозяйствования в настоящее время является собственная прибыль (об этом заявили 84,8% всех опрошенных предпринимателей). Второе место в структуре финансовых ресурсов занимают накопления в виде личных сбережений самих руководителей предприятий (31,7%) и (или) их учредителей (30,9%).
  Внешние поступления в составе финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей имеют значительно меньший удельный вес. Только каждое четвертое-пятое предприятие использует в своей текущей деятельности банковские кредиты. Многолетние опросы различных научно-исследовательских организаций свидетельствуют о том, что год от года доля индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, привлекающих для осуществления текущей деятельности банковский кредит, стабильна и варьируется незначительно. В качестве источника финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают средства, полученные взаймы у других физических лиц (друзей, знакомых и т.д.). Об использовании этого источника заявили около 17% опрошенных субъектов малого предпринимательства. Банки неохотно идут на кредитование индивидуальных предпринимателей. В этом случае необходимы неформальные связи или поручительства авторитетных бизнесменов.
  Наиболее доступны в настоящее время кредиты Сбербанка России. Предприниматель может получить кредит на неотложные нужды на срок до 5 лет в размере до 25 тыс. долл. США без материального обеспечения; кредит на приобретение недвижимости - на срок до 15 лет в размере до 70% ее стоимости; связанный кредит на покупку конкретного товара - на срок до 5 лет в размере до 80% стоимости отечественного и до 70% стоимости импортного приобретаемого товара. Для оформления кредита индивидуальный предприниматель должен представить разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, копию лицензии, налоговую декларацию о полученных доходах и расходах, книгу учета доходов и расходов и кассовую книгу за последние 6 месяцев, справку об остатках на расчетных счетах и о наличии требований к ним, справку банков о суммарных ежемесячных оборотах по счетам за 6 месяцев.
  Средства кредитных кооперативов (обществ взаимного кредита), иных небанковских организаций по кредитованию предпринимателей (включая фонды поддержки малого предпринимательства разных уровней), средства региональных и местных бюджетов в структуре источников кредитования малого бизнеса практически отсутствуют - об их наличии говорит от 0,3 до 1,5% опрошенных по всей выборке.
  Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход, в состав которого включаются все виды доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Совокупный доход предпринимателя уменьшается на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода (в состав расходов входят материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты на оплату труда, прочие затраты). При этом состав производственных затрат может существенно отличаться от затрат коммерческих организаций со статусом юридического лица. Большинство индивидуальных предприятий являются семейными хозяйствами, где не используется наемная рабочая сила и не формируется фонд оплаты труда. Оплата труда членов семьи включается в предпринимательский доход наравне с прибылью. При использовании жилого помещения и другого имущества семьи для производственной деятельности ремонт и износ части основных фондов, коммунальные платежи и некоторые другие производственные расходы могут покрываться за счет семейного бюджета.
  Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, на платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.
  Так же, как и другие субъекты хозяйствования, индивидуальный предприниматель осуществляет управление финансами своего предприятия. Эта работа включает ежегодную разработку финансовых планов, ведение финансового учета и отчетности, анализ финансовых показателей деятельности за текущий и прошедшие периоды, контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов, выполнением финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования. В ходе управления финансами используются элементы финансового менеджмента, разработанного для крупных и средних предприятий, в том числе управление оборотными средствами, финансовыми рисками, производственными затратами, инвестиционными вложениями.
  Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). С момента вынесения решения суда о признании предпринимателя банкротом утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Законодательством установлена следующая очередность удовлетворения финансовых требований:
  1) требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;
  2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  3) требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
  4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
  5) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
  По своим обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает как физическое лицо всем своим имуществом, движимым и недвижимым, за исключением списка вещей, взыскание на которые по исполнительным документам не разрешается. К таким вещам относятся:
  • жилое помещение либо его часть, если для предпринимателя и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;
  • земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий должника, стоимость которого не превышает 100 минимальных размеров оплаты труда;
  • племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; корма, необходимые для их содержания, а также хозяйственные строения и сооружения;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной величины прожиточного минимума гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной величины прожиточного минимума;
  • топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью (если таковая есть) имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки.
 
 10.2. Особенности налогообложения
 индивидуальных предпринимателей
 
  Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их деятельности, налогов и штрафных санкций за нарушение действующего законодательства.
  Налоговым законодательством предусмотрены два подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей:
  • общий порядок налогообложения (налог на доходы физических лиц на общих основаниях);
  • специальные налоговые режимы.
  При общем порядке налогообложения у индивидуальных предпринимателей доходы облагаются налогом на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ. Индивидуальные предприниматели облагаются налогом на доходы, полученные от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по ставке 13%. Налоговая база при этом рассчитывается как разница между суммой полученных доходов и суммой налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных), предоставляемых индивидуальному предпринимателю в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
  При определении налоговой базы учитываются все доходы предпринимателя, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
  Стандартные налоговые вычеты предоставляются в форме:
  • необлагаемого минимума в размере 400,0 руб. за каждый месяц налогового периода. Данная льгота предоставляется до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 тыс. руб. Размер вычета увеличивается, если индивидуальный предприниматель участвовал в работах по ликвидации радиационных аварий; является Героем Советского Союза и Героем Российской Федерации; инвалидом с детства, инвалидом I и (или) II групп и т.д. (пп. 1, 2, 3.1 ст. 218 НК РФ);
  • вычета на содержание детей. Индивидуальные предприниматели, имеющие на иждивении детей, также имеют право на налоговый вычет в размере 300 руб. в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения в возрасте до 24 лет. Порядок предоставления данного вычета аналогичен порядку, действующему по необлагаемому минимуму.
 Для индивидуальных предпринимателей установлено три вида социальных налоговых вычетов (ст. 219 НК РФ), которые предоставляются путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на суммы:
  • перечисленные предпринимателем на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также физкультурно-спортивным организациям. Такой вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы доходов, полученных в налоговом периоде;
  • затрат предпринимателя на обучение в образовательных учреждениях в размере фактически произведенных в течение налогового периода расходов, но не более 38,0 тыс. руб. Этим вычетом предприниматель также может воспользоваться при оплате обучения своих детей в возрасте до 24 лет;
  • фактических расходов по оплате медицинских услуг и стоимости медикаментов за налоговый период, но не более 38,0 тыс. руб. Для возникновения права на данный вычет медицинские услуги должны оказываться непосредственно самому налогоплательщику, а также его супруге (супругу), его родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет.
  В соответствии с действующим налоговым законодательством индивидуальные предприниматели могут воспользоваться имущественными налоговыми вычетами:
  • при продаже имущества - в части сумм, полученных от продажи имущества, в том числе домов, квартир, земельных участков, ценных бумаг и др. Следует обратить внимание на то, что данный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности;
  • при покупке жилья - в части сумм, израсходованных на новое строительство либо на приобретение жилья, уплату процентов, направленных на погашение ипотечного кредита (в размере
 до 1 млн. руб.).
  Наибольшее значение для индивидуального предпринимателя имеют профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ), которые предоставляются путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на суммы фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. Если налогоплательщик не может документально подтвердить свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, то вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем.
  Кроме налога на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ уплачивают единый социальный налог. Они могут также являться плательщиками налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, платы за пользование водными объектами, платежей за загрязнение окружающей среды, земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также государственной пошлины. С 1 января 2003 г. индивидуальные предприниматели - собственники транспортных средств - уплачивают транспортный налог в соответствии с главой 28 Налогового кодекса РФ.
  Помимо общего подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей в России, как и во многих зарубежных странах, существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время российские предприниматели, как правило, уплачивают налоги по упрощенной системе либо единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.
  Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения доходов осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. При этом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Остальные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
  Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом; уплачивающие единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог, а также индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых превышает 100 человек.
  Если по итогам налогового (отчетного) периода доход индивидуального предпринимателя превысит 15,0 млн. руб., то такой налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения доходов в рамках налога на доходы физических лиц.
  Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
  Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, но объект налогообложения не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы
 налогообложения.
  Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и могут уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
  • приобретение основных средств и нематериальных активов;
  • ремонт основных средств;
  • арендные платежи за арендуемое имущество;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на обязательное страхование работников и имущества;
  • суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);
  • расходы, связанные с банковскими услугами;
  • затраты на обеспечение пожарной безопасности; охрану имущества; содержание служебного транспорта, командировки, аудиторские услуги, канцелярские товары, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, оплату услуг связи, рекламу, на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
  Расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения включаются в затраты в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию в
 полном размере.
  Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
  В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
  Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства. При этом налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
  Другой разновидностью упрощенного механизма налогообложения стало налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Такой налог вводится по решению субъектов Российской Федерации и действует в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
  • оказание бытовых и ветеринарных услуг, в том числе: ремонт обуви и изделий из меха, металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий; ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фотоателье; услуги по чистке обуви; парикмахерские услуги;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 м2, и другие места торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
  • оказание услуг общественного питания с залом площадью не более 70 м2;
  • оказание автотранспортных услуг при использовании не более 20 автомобилей.
  Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает освобождение его от взимания тех же налогов, что и при переходе к упрощенной системе налогообложения, при одновременном сохранении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
  Вмененный доход определяется на основе базовой доходности, т. е. условной месячной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях. Базовая доходность корректируется на три коэффициента, показывающих степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности:
  первый коэффициент учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, населенных пунктах, местах расположения внутри населенного пункта. Он определяется как отношение кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной для данного вида деятельности;
  второй коэффициент учитывает совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и т.д. Он ежегодно определяется субъектами Российской Федерации на календарный год и устанавливается в пределах от 0,1 до 1;
  третий коэффициент - коэффициент-дефлятор, учитывающий индекс изменения потребительских цен в Российской Федерации.
  Налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. К физическим показателям, характеризующим определенный вид предпринимательской деятельности, относятся:
  • количество работников - для бытовых услуг, автосервиса, разносной торговли;
  • площадь торгового зала или число торговых мест - для розничной торговли;
  • площадь зала - для услуг общепита;
  • число автомобилей - для частного извоза.
  Ставка единого налога устанавливается в размере 15% суммы вмененного дохода.
  Преимуществами специального налогового режима при обложении индивидуальных предпринимателей единым налогом на вмененный доход являются: сокращение расходов этих субъектов хозяйствования по выполнению налоговых обязательств; уменьшение уклонения от налогов; повышение налоговых поступлений в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удобство для предпринимателей, особенно впервые начинающих предпринимательскую деятельность.
  С 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу главы 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" изменилось налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством. Они переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Перевод на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется независимо от численности работников в хозяйстве.
  При этом крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями продолжают уплачиваться (наряду с единым сельскохозяйственным налогом) налог на добавленную стоимость, акцизы, государственная пошлина, таможенные пошлины, налог на имущество физических лиц (в частности, жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, лицензионные сборы, взимается плата за загрязнение окружающей природной среды. Одновременно крестьянские хозяйства уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и продолжают перечислять в общеустановленном порядке налог на доходы физических лиц с суммы оплаты труда работников.
  Вместе с тем переход крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога освобождает их от уплаты большинства других налогов и сборов. Так, в единый сельскохозяйственный налог вошли единый социальный налог, за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ; налог на добычу полезных ископаемых; плата за пользование водными объектами; налог на имущество предприятий; земельный налог; местные целевые сборы; сбор за право использования местной символики; налог на рекламу и др.
  Налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий129. При определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу исходят из показателей кадастровой оценки земель. При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ определяются в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий оценочная продуктивность, оценочные затраты, цена производства валовой продукции, расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Первые два показателя (оценочная продуктивность и оценочные затраты) служат базовыми нормативами для кадастровой оценки внутри субъекта РФ. Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту РФ определяется путем умножения расчетного рентного дохода на срок его капитализации. Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам. В настоящее время кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий по Российской Федерации составляет 11040 руб. По регионам она колеблется от 43 560 руб./га до 400 руб./га.
  Вместе с тем в каждом регионе имеются территории, отличающиеся от средних показателей по республике, краю, области, автономному образованию. Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, владении и (или) в пользовании налогоплательщика, кадастровая стоимость 1 га его сельскохозяйственных угодий делится на среднюю кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте РФ и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика.
  Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Размер налоговой ставки определяется как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежащих уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год, за исключением сохраняемых налогов и сборов, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Субъекты РФ вправе повышать (понижать) налоговую ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем на 25%.
  Для обеспечения своевременной и полной уплаты налоговых платежей государство осуществляет систематический финансовый контроль за деятельностью индивидуальных предпринимателей. Этот контроль проводят прежде всего налоговые органы и органы Министерства внутренних дел РФ. Основное внимание уделяется выявлению случаев незаконной и незарегистрированной индивидуальной предпринимательской деятельности, а также сокрытию зарегистрированными предпринимателями части доходов (путем искажения налоговой декларации, торговли без использования контрольно-кассовых аппаратов и т.д.). Главными мерами борьбы с финансовыми нарушениями индивидуальных предпринимателей являются штрафные санкции и прекращение их дальнейшей предпринимательской деятельности, а в особых случаях применяются меры уголовной ответственности.
 
 
 
 
 10.3. Государственная финансовая поддержка
 индивидуальных предпринимателей
 
  Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) но таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т. д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.
  Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Так, например, за период с 1994 по 2001 г. были разработаны и реализованы четыре Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.
  Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. В этой связи можно сделать вывод, что вложения Федерального фонда поддержки малого предпринимательства дают синергетический эффект и позволяют индивидуальным предпринимателям привлечь дополнительные финансовые ресурсы. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  ФФПМП является государственной некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения, и имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Для осуществления своей уставной деятельности фонд получает лицензию на осуществление отдельных банковских операций,
  Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.
  Приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей в деятельности фонда является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование и т. д.
  Для реализации задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей ФФПМП:
  • предоставляет предпринимателям финансовую помощь на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в, целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
  • выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;
  • осуществляет долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
  • финансирует мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого бизнеса, по поддержке новых экономических структур, по защите прав потребителей;
  • финансирует проведение научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью предпринимателей;
  • проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки,
 лотереи;
  • осуществляет контроль за использованием субъектами малого предпринимательства финансовых средств, выделяемых или получаемых ими при содействии фонда, и пр.
  Взаимодействие фонда с субъектами РФ осуществляется на основе соглашений о порядке финансирования региональных программ между ФФПМП, администрацией региона и региональным фондом, и принятых совместных проектов. В этих соглашениях регламентируется порядок использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы и региональных программ поддержки малого предпринимательства.
  Для становления индивидуального бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для решения этой задачи государство разработало программы по микрофинансированию (выделению бюджетных средств в малых суммах на целевое использование на безвозвратной основе) и микрокредитованию (предоставлению бюджетных кредитов целевого назначения в малых размерах на возмездной и возвратной основах), причем микрокредитование используется более широко, чем микрофинансирование в силу специфики российской экономики. По оценкам ФФПМП основные параметры программы микрокредитования на 1 января 2001 г. были следующими: среднемесячная ставка по кредитам - 6%, средний размер предоставляемого займа - 12,5 тыс. руб., средний объем займа на одного клиента - 20 тыс. руб., средний процент возврата займов - 95%, при этом 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям, где риск наиболее максимальный.
  Выделение индивидуальным предпринимателям финансовых ресурсов по программе микрокредитования осуществляется на конкурсной основе путем предоставления займов региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства (ФПМП), реализующим программы микрокредитования (и микрофинансирования) в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Важно также отметить, что при получении микрокредита государство не требует от предпринимателя какого-либо залога, но кредитование осуществляется строго на конкурсной и целевой основе.
  Чтобы обеспечить льготное банковское кредитование индивидуальных предпринимателей, применяется механизм компенсации части процентной ставки кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, когда компенсация полностью или частично покрывает недополученные кредитными организациями доходы при предоставлении ссуд предпринимателям. Размер, порядок и условия подобных компенсаций устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом. Необходимо отметить, что государство субсидирует процентные ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого бизнеса, в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату получения кредита, при условии уплаты индивидуальными предпринимателями начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.
  Страхование индивидуальных предпринимателей осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства могут полностью или частично компенсировать страховым организациям недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
  Государственные заказчики при заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции (товаров, услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства, в том числе у индивидуальных предпринимателей, не менее 15% общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки. Однако на практике данное требование не выполняется.
  Кроме того, в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого бизнеса финансируются мероприятия по инфраструктурному обеспечению малого бизнеса: адресной финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей, консультационному обслуживанию и обучению предпринимателей, оказанию им широкого спектра услуг (прогнозно-аналитических, технологических и т.п.).
 
 
 Контрольные вопросы
 
 1. Какие виды финансовых отношений и с какими субъектами возникают у индивидуальных предпринимателей?
 2. В чем состоит специфика финансов индивидуальных
 предпринимателей?
 3. Назовите источники финансовых ресурсов индивидуального предпринимательства.
 4. Дайте определение финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей. Перечислите формы и виды финансовых ресурсов.
 5. Какие виды затрат могут отсутствовать при осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридического лица? Как это влияет на финансы индивидуальных предпринимателей?
 6. Какие существуют подходы к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации?
 7. На какие виды деятельности распространяется применение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?
 8. Назовите основные инструменты финансовой поддержки государством индивидуального предпринимательства в РФ. В чем специфика их действия?
 9. Какие функции выполняют фонды поддержки малого
 предпринимательства?
 10. Какова специфика расчета единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями?
 
 Задания для самостоятельной работы
 
 1. На основе официальных данных проанализируйте динамику численности индивидуальных предпринимателей в РФ за 1992-2003 гг. и сделайте выводы. Назовите факторы, определившие данную динамику.
 2. На основе данных, публикуемых в средствах массовой информации и экономической литературе, оцените современную доходность 10-15 видов предпринимательской деятельности граждан и проведите сравнительный анализ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Раздел III
 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
 И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
 ФИНАНСЫ
 Глава 11 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
 ГОСУДАРСТВЕННЫХ
 И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
 
 11.1. Содержание государственных и муниципальных финансов
 
  Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным)130 финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.
  Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований131.
  С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.
  На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.
  Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.
  Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.
  Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в условиях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.
  Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований - муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.
  В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.
  Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы власти которых имеют более широкие полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих государств. Для реализации таких полномочий автономии наделяются дополнительными финансовыми ресурсами и соответственно обладают большей финансовой независимостью. Международная практика позволяет также привести примеры федеративных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США - федеральный округ, ассоциированная территория, в Индии - союзные территории и др.). Разнопорядковый статус территориальных образований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов.
  Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 . Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой
 помощи.
  В свою очередь, для муниципальных образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено: концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования - далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными условиями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение полномочий органов местного самоуправления по мобилизации финансовых ресурсов. Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов, зачисляемых в бюджеты ЗАТО132, установления права органов местного самоуправления ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов государственной власти.
  Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.
  Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.
  Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых, по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.
  Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления - это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.
  Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.
  Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.
  При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.
  Муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.
  Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.
  Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов. Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд133 и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ - только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.
  С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд134 и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).
  Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства.
  Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.
  Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.
  Государственные расходы - это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.
  Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.
  Муниципальные расходы - это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.
  Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.
  В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

<< Пред.           стр. 7 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу