<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  - использование современных методов рефинансирования дебиторской задолженности, т.е перевода в другие формы активов предприятия (краткосрочные ценные бумаги), проведение операций по факторингу, форфейтингу (перевод коммерческого кредита в банковский);
  - страхование кредита, через оценку суммы покрытия, необходимой для каждой операции.
  Существует два способа оценки целесообразности применения предприятием кредитной политики при продаже продукции. Первый способ основан на расчете объема затрат по поддержанию запланированной дебиторской задолженности. Эти затраты определяются умножением средней величины дебиторской задолженности на долю переменных затрат в объеме реализации продукции и на цену капитала, инвестированного в дебиторскую задолженность. Затем к этой величине могут прибавляться расходы на анализ платежеспособности клиента и на сборы просроченных платежей, если они предусматриваются на планируемый период.
 4. Ценовая политика предприятия на различных рынках сбыта, ее влияние на финансовое состояние предприятия
  Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования.
  Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка.
  Ценообразование имеет первостепенное значение в случаях, когда
  - предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции;
  - организационно-технические условия вынуждают предприятие изменить цены;
  - конкуренты изменяют цены;
  - нужно решить вопрос об изменении структуры цен взаимосвязанных друг с другом изделий с точки зрения спроса на них и их себестоимости.
  Цена представляет собой денежное выражение стоимости и потребительской стоимости товара, поэтому она не только отражает внутренние и внешние факторы производства, но и влияет на них.
  При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет несколько функций:
  учетную, так как служит средством учета выручки от реализации продукции, затрат на производство и реализацию продукции, эффективности производства;
  стимулирующую, так как высокие цены стимулируют выпуск конкретной продукции;
  распределительную, так как отклонение цены на продукцию данного предприятия от средних сложившихся цен отражает направление распределения прибыли или в пользу производителя, или в пользу потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между предприятиями, отраслями, регионами;
  регулирующую, т.е. учитывается спрос и предложение на конкретную продукцию и закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного использования ресурсов. Эти функции полностью реализуются в условиях рыночных отношений. В нашей стране их реализация ограничена из-за неразвитости рынка, наличия монополизма во многих сферах производства и сбыта. Поэтому в период перехода к рыночным отношениям ценовая политика государства реализуется через либерализацию цен и тарифов, регулирование цен на продукцию естественных монополий в виде установления фиксированных, ступенчатых, предельных цен, предельных уровней рентабельности продукции.
  Государственное регулирование распространялось прежде всего на продукцию монопольных отраслей и предприятий: нефть и нефтепродукты, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, детское питание, речные, грузовые и другие перевозки, тарифы на услуги.
 В настоящее время государственное регулирование цен ограничено, поэтому при установлении цен предприятия должны учитывать ценообразующие факторы и модель рынка, на котором предполагается реализовать свою продукцию. Ценообразующие факторы можно разделить на две группы:
 первичные факторы, воздействующие на величину стоимости товара в сфере материального производства. Они определяются величиной издержек производства. Издержки, в свою очередь, зависят от техники, организации производства и труда, структуры производства и т.д. В современных условиях большую роль играют факторы, повышающие цены:
 увеличение фондоемкости продукции, увеличение доли затрат на рабочую силу, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в издержках производства, на охрану окружающей среды и.т.д.;
  вторичные факторы, связанные с внешними условиями и действием закона стоимости: высокие темпы инфляции, неустойчивость валютной сферы мирового хозяйства, монополизация отдельных сфер производства и сбыта, соотношение спроса и предложения на конкретную продукцию.
  В России согласно Конституции основы ценовой политики находятся в ведении государства. Но федерального закона об этом нет, и регулирование осуществляется нормативными актами. С марта 1991 г. действует закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", с дополнениями и изменениями.
  Указом Президента РФ от 28.02.95 № 220 введено регулирование естественных монополий. 17.08.95 введен закон "О естественных монополиях". Он определил основы федеральной политики в отношении естественных монополий. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию закреплено законом от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Указом от 28.02.95 № 221 Президент предоставил правительству РФ право определять и пересматривать перечни продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию, а также устанавливать порядок их регулирования Такие перечни утверждены постановлениями правительства РФ от 7.08.95 и 8.02.96, сформированы предложе-. ния по ценовой политике, порядку регулирования цен на продукцию, методологии ценообразования.
  Во всех странах существуют системы бюджетно-финансового государственного контроля за предпринимательской деятельностью, имеется сеть контрольно-ревизионных органов. Органы ценообразования и контроля в РФ существовали с 1967 г. В середине 1989 г. в субъектах РФ были созданы инспекции цен. После ликвидации в 1994 г. Российского Комитета по ценам система органов ценообразования и контроля распалась. Эти функции перешли в министерство j экономики. Но у него нет территориальных органов, поэтому функции ценообразования и контроля переданы органам исполнительной власти субъектов федерации. Правовой статус их не определен, поэтому информация о выявленных в регулируемых ценах нарушениях передается органам государственной налоговой службы, которые вправе накладывать на руководителей предприятий, нарушивших дисциплину цен, штраф в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
  В рыночной экономике возможны четыре типа рынка. Характерные черты и ценовая политика продавцов и покупателей в каждом из них различны. Существуют такие модели рынков:
 1) чистой конкуренции;
 2) монополистической конкуренции;
 3) олигономии;
 4) чистой монополии.
  Но предприятия при ценообразовании могут стремиться к достижению одной из следующих целей:
  обеспечить выживаемость предприятия при большом количестве к конкурентов-производителей (и тогда прибегают к ценовым уступкам);
  получить максимальную прибыль (иногда додается оценка спроса и предложения товара);
  завоевать лидерство на рынке сбыта тогда идут на снижение цен);
  добиться лидерства по показателям качества продукции (например долговечности шин) и тогда одновременно повышать цены на нее.
  При определении выручки от реализации продукции на предприятиях учитывают договорные, рыночные цены, которые рассчитаны с учетом факторов производства и сбыта. согласованы с покупателммк, занесены в реестры, протоколы согласования или договоры. Действуют правила установления свободных отпускных цен в виде "Временного положения о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию", "Порядка декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, производимые предприятиями-монополистами", постановления Правительства "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (гарифов)"
  В реестр объединений и предприятий-монополистов включено 5 тыс. предприятий, занимающих по объему продаж более 35% соответствующего рынка, в том числе на федеральном уровне - 614 предприятий. Ценовому регулированию подвергается примерно 7% объема выпускаемой продукции.
  Администрация Новосибирской области издала распоряжение № 02-70-1 от 03.04.95 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Постановлением Правительства и распоряжением администрации не разрешается государственное регулирование цен и надбавок для всех хозяйствующих субъектов.
 Финансовые и иные цели политики ценообразования предприятия можно сгруппировать следующим образом (см. табл. 3).
 Необходимо учесть влияние не только внутренних, но и внешних факторов ценообразования на финансовые результаты работы предприятия. Это связано со спросом и предложением на его продукцию. Оценить эту зависимость можно через расчеты коэффициента эластичности, который показывает, как влияет изменение одной величины на изменение другой. Такое влияние может быть сильным или слабым. По некоторым видам продукции повышение цен сказывается отрицательно на финансовом положении, так как платежеспособный спрос (а вместе с ним выручка от реализации) резко падает, по другим, наоборот, финансовое положение улучшается, так как спрос практически не меняется, а цены и выручка растут.
 
 
 Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
  1. Понятия и виды денежных доходов, накоплений, прибыли и их функции на предприятии.
  2. Формирование валовой прибыли на предприятии и факторы, влияющие на ее величину.
  3. Планирование прибыли от реализации продукции на предприятии.
  4. Распределение валовой прибыли.
  5. Показатели прибыльности и рентабельности, методы их определения и факторы повышения.
 1. Понятия и виды денежных доходов, накоплений, прибыли и их функции на предприятии
  Для управления финансовыми ресурсами, планирования их и финансовых результатов деятельности необходимо разграничить такие категории, как доход, денежные накопления и прибыль. Все они характеризуют уровень эффективности предприятия, результаты и источники производственной, инвестиционной, финансовой деятельности и выполняют определенные функции в формировании и распределении дохода от этих видов деятельности.
  Категория "доход" связана в основном с капиталом предприятия и представляет собой все денежные поступления от реализации продукции, работ, услуг, от прочей реализации, от внепроизводственной деятельности. Получение дохода приводит к увеличению активов и обусловливает рост собственного капитала.
  В период перехода к рыночным отношениям в экономической практике формирования финансовых результатов предприятий встречаются различные толкования показателей дохода и прибыли Толковые словари трактуют доход как поток денежных средств, поступающих в распоряжение предприятия или отдельного лица в результате распределения национального дохода. При определении сущности валового дохода как финансовой категории зарубежные авторы исходят из такого понятия, это превышение выручки от реализации над материальными затратами в составе себестоимости реализованной продукции То есть, in мировой трактовке, термин "валовый доход" выражает вновь созданную стоимость или чистую продукцию предприятия. Он является основным источником финансовых ресурсов, поэтому в нем реально отражаются такие важные стороны деятельности, как снижение материал оемкости, трудоемкости продукции В российской практике понятие "валовый доход" охватывает все денежные средства, в различных формах поступающие в распоряжение предприятия от всех видов деятельности
  Выручка от реализации в большинстве случаев называется валовым доходом от реализации продукции, а общая сумма поступлений от всей деятельности - валовым доходом предприятия. Он является финансовым результатом, отражающимся в балансе предприятия. Основой валового дохода являются денежные накопления предприятия.
  Денежные накопления формируются не только в виде поступлений от результатов деятельности предприятия, но и в виде амортизационных отчислений, резервных и других специальных фондов. Хотя амортизационные отчисления учитываются как расходы, но в процессе деятельности предприятия они служат источниками финансирования основных фондов. Резервные и другие специальные фонды поступают в распоряжение предприятия вместе с чистой прибылью В совокупности все эти поступления наиболее полно характеризуют доходность предприятия и его денежные накопления Денежные накопления характеризуются потоком наличности, соответствующим прибыли, налогом на добавленную стоимость, отчислениями на социальное, медицинское и другое страхование, амортизационными и другими отчислениями Основную часть денежных накоплений составляет прибыль.
  Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо ранжировать ее виды и показатели, используемые с разньми целями в управлении финансовыми ресурсами на предприятии. В теории и практике финансов предприятия встречаются следующие виды и показатели прибыли.
  1. Валовая (балансовая) прибыль.
  2. Прибыль от реализации продукции и оказании услуг и работ, т.е. от основной деятельности.
  3. Прибыль от инвестиционной деятельности.
  4. Прибыль от финансовой деятельности.
  5. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.
  6. Внереализационные доходы и расходы.
  7. Прибыль, облагаемая налогом. Определяется на основании действующего законодательства, с выделением соответствующих льгот и необлагаемой прибыли Она может отличаться от валовой прибыли, так как может возникнуть ситуация, когда дебетовый оборот по счету "Прибыли и убытки" может превышать кредитовый оборот. В этом случае в балансе будет показан убыток, однако это не означает, что предприятие будет освобождено от налогообложения прибыли.
  8. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (иногда ее называют "чистая прибыль"). Это прибыль после уплаты налогов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды.
  9. Использованная прибыль - расходы предприятия из прибыли на расширенное воспроизводство производственных фондов и объектов социальной сферы, социальные нужды и материальное поощрение, благотворительные и иные цели.
  10. Изъятая прибыль - сумма денежных средств, стоимость иного имущества, полученная собственниками или участниками АО за отчетный период в счет прибыли хозяйствующего субъекта.
  11. Нераспределенная прибыль - это часть прибыли, не распределенная между акционерами (учредителями, участниками) предприятия и направленная на накопление его имущества
  12. Непокрытый убыток - сумма балансового убытка отчетного года, не покрытая резервным капиталом и резервными фондами, а также превышение суммы балансового убытка над величиной накопленной ранее нераспределенной прибыли.
  В зарубежной экономической литературе встречаются такие понятия, как экономическая и бухгалтерская прибыль, предпринимательский доход, маржинальный доход.
  Экономическая прибыль определяется как альтернативная прибыль в предпринимательской деятельности, куда включается возможная заработная плата предпринимателя-собственника и членов его семьи, участвующих в деятельности предприятия и не получающих заработную плату; возможные доходы от иного использования финансовых ресурсов.
  Бухгалтерская прибыль - это разница между выручкой и издержками производства (оплатой сырья и материалов, транспорта, услуг). В зависимости от формы предпринимательской деятельности выделяют первичные и вторичные предпринимательские доходы.
  Первичный предпринимательский доход - это разность между валовым доходом и затратами на его образование в случае, если предприниматель - физическое лицо. Вторичный предпринимательский доход исчисляется не от суммы валового дохода, а от той доли прибыли, которая предназначена для распределения между предпринимателями - учредителями уставного капитала после определения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
  Маржинальный доход представляет собой сумму постоянных затрат предприятия и его валовой прибыли.
 
  2. Формирование валовой прибыли на предприятии и факторы, влияющие на ее величину
  Валовая прибыль формируется по результатам производственно-хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В формировании ее можно выделить две стадии: создание прибавочного продукта в процессе производства и превращение его в денежную форму в процессе реализации. Поэтому источниками информации для определения величины прибыли являются данные по формированию валового дохода, себестоимости реализуемой продукции (работ и услуг), внереализационных доходов и расходов, а также факторов, влияющих на их величину.
 Основная масса валовой прибыли предприятия формируется в процессе реализации готовой продукции (работ, услуг) в виде разницы межцу выручкой от реализации проекции в действующих отпускных ценах без учета НДС, ак низов и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Формирование прибыли
 пчпсит от способа определения результатов выручки от реализации продукции, т.е.
  - по результатам поступления денежных средств за отгруженную продукцию на расчетный счет предприятия,
  - по предъявлению платежных документов покупателям за отгруженную продукцию.
  Прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера и покупной продукции формируется за счет:
  - выполненных работ и услуг непромышленного характера, включая работы по капитальному строительству и капитальному ремонту,
  - реализации продукции и товаров заготовительных организаций;
  - реализации услуг транспортных хозяйств;
  - реализации продукции подсобных сельскохозяйственных предприятий
  Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы. По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции по ценам не выше фактической себестоимости, принимаются в расчет прибыли для налогообложения рыночные цены на аналогичную продукцию, сложившиеся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости
  При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, установленный официально. Свое имущество предприятие может продать по любой цене: рыночной, первоначальной, остаточной.
  К прибыли от финансовой и инвестиционной деятельности предприятия относят доходы, получаемые от вложений долгосрочного и краткосрочного характера (паев, акций, облигаций) в другие предприятия. Если покупная стоимость приобретенных предприятием облигаций и иных ценных бумаг выше их номинальной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производится доначисление разницы между покупной и номинальной стоимостью.
  Доходы или потери от производимой переоценки товарно-материальных ценностей и готовой продукции регулируются принятыми решениями предприятия о результатах хозяйственной деятельности.
  На балансовой прибыли отражаются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров, а также по возмещению причиненных убытков. На балансовую прибыль текущего года относится прибыль прошлых лет, выявленная в этом году.
  На прибыль относится разница между прейскурантной ценой на новую тару и сдаточной ценой при возврате тары от покупателей Уменьшается балансовая прибыль на сумму сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, подлежащую резервированию в соответствии с законодательством, на сумму убытков от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, на сумму некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий и прочих потерь по внешним причинам
  Из перечисленного видно, что на величину валовой прибыли влияют факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия.
  Важнейшими факторами, зависящими от деятельности предприятия, являются
  - объем и структура реализуемой продукции;
  - себестоимость реализуемой продукции, на которую, в свою очередь, влияют использование материальных, трудовых и производственных ресурсов и фондов.
  - величина и структура оборотных и основных средств, имущества предприятий.
  К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся
  - цены на поставляемые материальные ресурсы и оказываемые услуги;
  - цены на реализуемую продукцию;
  - природные факторы;
  гранспоргные и технические условия перевозки продукции;
  - платежеспособность покупателей продукции и услуг;
  - наличие развитого фондового рынка.
  При расчетах плановой и фактической валовой прибыли, при анализе фактических результатов все факторы необходимо ранжировать с точки зрения выбора путей увеличения прибыли от реализации продукции. Первый путь может быть осуществлен за счет увеличения объема реализуемой продукции, т.е. ее количества и цен на продукцию. Это экстенсивный путь. Второй путь реализуется за счет наращивания темпов роста прибыли через снижение издержек производства и реализации продукции, через улучшение использования производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов. Это интенсивный путь развития.
  Иногда лучший результат можно получить комбинированием этих двух вариантов, что необходимо учитывать при планировании прибыли. В ходе текущей деятельности необходимо осуществлять оперативный контроль и анализ за фактическим формированием прибыли. Это можно делать с помощью журнала оперативного контроля за ходом реализации продукции, аналитического учета по счету "Прибыли и убытки", учета анализа отклонений в себестоимости продукции.
  Финансовые результаты от прочей реализации необходимо рассматривать с точки зрения законности совершения этих операций, правильности оценки имущества, так как каждый вид реализации прочих активов имеет свою специфику. Внереализационные убытки чаще всего являются нарушением договорной дисциплины, свидетельствуют о неэффективной работе, нарушении учета Поэтому по результатам работы необходимо проанализировать штрафные санкции, выявить их причины, определить непроизводительные расходы.
  Отдельно выделяются доходы от долевого участия в совместных предприятиях и от ценных бумаг других предприятий Здесь нужно знать наличие, состав, структуру, номинальную и рыночную (курсовую) стоимость ценных бумаг, норму и сумму дивидендов. Суммы причитающихся дивидендов, процентов к получению по приобретенным акциям увеличивают внереализационные финансовые результаты. Если покупная стоимость приобретенных предприятием ценных бумаг выше их номинальной стоимости, то при начислении дохода по ним производится списание части разницы между покупной и номинальной стоимостью. Если наоборот, то производится доначисление части разницы между покупной и номинальной стоимостью.
 3. Планирование прибыли от реализации продукции на предприятии
  Планирование прибыли от реализации продукции зависит от способа планирования выручки от нее или по моменту оплаты отгруженной продукции, или по моменту отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов.
  Этот выбор определяется условиями хозяйствования и характером взаимоотношений с покупателями. Он влияет на порядок планирования дебиторской задолженности предприятия, связанной с осуществлением основной деятельности В первом случае дебиторская задолженность оценивается по плановой (или фактической) себестоимости изготовления продукции, во втором - по ценам реализации продукции Отсюда может быть различной величина прибыли предприятия на плановый период при определении выручки по моменту оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, чем при исчислении выручки по моменту отгрузки продукции
  Применение первого способа может до некоторой степени исказить финансовый результат деятельности предприятия, так как расходы признаются по методу начисления, и поэтому до моменга оплаты возникает временное несоответствие между реальными доходами и расходами В практике работы предприятий чаще используют первый, традиционный способ, учитывающий поступление валового дохода на расчетный счет предприятия, и прибыль в переходящих остатках отгруженной, но не оплаченной продукции.
  При формировании прибыли нужно также учесть, что существуют варианты расчета прибыли по долгосрочным обязательствам при реализации продукции с длительным производственным циклом
  1) в целом за законченную продукцию;
  2) по стадиям (частям) готовности.
  Второй способ заранее оговаривается в договоре и тогда делаются конкретные расчеты по тем комплексам работ, которые будут иметь самостоятельное значение либо будут авансироваться заказчиком до окончания работ по договорной стоимости
  Расчеты валовой прибыли являются составной частью ее формирования и финансового планирования. Финансовое планирование по видам деятельности предприятия осуществляется раздельно, т.е. от реализации продукции, основных фондов и имущества, от внереализационных операций, инвестиционной и финансовой деятельности. Основным является планирование прибыли от реализации продукции, так как это связано с налоговым планированием, с разработкой платежного календаря.
  Планирование прибыли от реализации продукции осуществляется различными методами. Выбор метода определяется объемом, ассортиментом, структурными изменениями, в реализации продукции, действием внутренних и внешних факторов, сроками планирования, принятыми допущениями при планировании.
  При планировании прибыли от реализации продукции можно учитывать резервы, связанные с улучшением использования основных фондов, оборотных средств и повышением производительности труда работающих.
  При прогнозировании увеличения прибыли необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход - это прирост выручки от реализации на единицу прироста объема продукции. Предельная прибыль на единицу продукции представляет собой разницу между ценой (Ц) и переменными затратами на единицу продукции (а). Прогнозирование ее базируется на прогнозировании взаимосвязи между объемом реализации продукции, себестоимостью и прибылью. В основу положена классификация затрат по отношению к объему
 производства, реализации продукции, получению маржинального дохода. Маржинальный доход - это разница между объемом реализации продукции и переменными затратами. Он предназначен для возмещения постоянных затрат и получения прибыли.
  Исследование зависимости между объемом реализации, затратами и прибылью выявляет действие производственного (операционного) рычага. Действие его проявляется в том, что любое изменение объема реализации приводит к более интенсивному изменению прибыли в ту или иную сторону. При этом понимается, что при увеличении объема реализации продукции сумма постоянных затрат длительное время остается без изменений, что позволяет наращивать объем прибьпи Можно сделать вывод, что чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат, тем выше коэффициент производственного (операционного) рычага.
  Методы расчета эффекта производственного рычага устанавливают соотношение между темпами прироста маржинального дохода, прибыли и темпами прироста реализации продукции Это позволяет прогнозировать и оптимизировать изменение прибыли при изменении объема продаж конкретных видов продукции и при изменении величины постоянных и переменных затрат.
 4. Распределение балансовой прибыли
  Экономически обоснованная система распределения прибыли предприятия должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством, максимально обеспечивать свои материально-технические и социальные нужды. Она должна стимулировать развитие предприятия, повышение эффективности его деятельности. Политика распределения валовой прибыли предприятия строится
  - на методах расчета налогооблагаемой прибыли и налогов;
  - на установлении пропорций и конкретных направлений распределения чистой прибыли исходя из факторов формирования, распределения и использования прибыли.
  Механизм распределения балансовой прибыли на предприятии устанавливается действующим законодательством РФ о платежах в бюджет и внебюджетные фонды, о составе затрат и формировании финансовых результатов, Уставом предприятия, инструкциями Министерства финансов. Прежде всего из нее отчисляются налоги в федеральный и местный бюджеты, и остается чистая прибыль.
  При финансовом планировании на предприятии должны проводиться расчеты по оптимизации налоговой базы. В этой работе участвуют финансист, бухгалтер и юрист. Для оптимизации налогов необходимо иметь информацию по каждому налогу, полные тексты законодательных актов, инструкции ГНИ, плановые и отчетные документы.
  Важнейший вопрос здесь - законность снижения налоговых платежей и влияние на финансовое состояние предприятия предлагаемых изменений суммы налогов. Например, существует проблема включения в себестоимость затрат, которые в зависимости от их трактовки могут финансироваться или из прибыли, или из себестоимости продукции. В итоге финансовый результат не изменится, так как в том и другом случаях будет уменьшена прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Другой исход дает снижение налога на прибыль путем использования значительной части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на цели, по которым предоставляются льготы при налогообложении прибыли. Здесь действительно снижается величина налогооблагаемой прибыли, улучшается финансовый результат, увеличивается прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Но здесь прибыль нужно использовать не для выплаты дивидендов, а на инвестиционные цели. Рассчитываются льготы по налогу на прибыль через полное освобождение предприятия от налогов, понижение ставок налогов, предоставление налоговых каникул, уменьшение налогооблагаемой прибыли. Любой способ снижения налога требует дополнительной оценки его целесообразности с точки зрения сохранения устойчивого финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия.
  В итоге может быть четыре варианта величины налогооблагаемой прибыли. Первый - налогооблагаемая прибыль будет равна валовой прибыли предприятия, второй налогооблагаемая прибыль больше валовой прибыли, третий - налогооблагаемая прибыль меньше валовой прибьиш; четвертый вариант, когда предприятие не платит налог на прибыль. Например, льгота распространяется на малое предпринимательство в первые два года работы, если в объеме реализации число видов деятельности, по которым предоставляются льготы, превышает 70%.
  Чистая прибыль определяется как разница между облагаемой налогом прибылью и величиной налога с учетом льгот. Порядок использования чистой прибыли определяется предприятием самостоятельно. Здесь важно найти оптимальное соотношение между политикой накопления и политикой потребления. Может быть два подхода к распределению прибыли. Первый, когда сразу устанавливается величина специальных фондов, образование которых предусматривается учредительными документами и собранием акционеров на предстоящий год. Второй подход не предполагает предварительного распределения прибыли по фондам. Это так называемая "нераспределенная" прибыль, представляющая в течение определенного периода общий источник финансирования различных мероприятий по капитальному строительству, реконструкции, мероприятий в социальной сфере и по материальному стимулированию. Чистая прибыль может направляться на пополнение собственных оборотных средств.
  По экономическому содержанию специальные фонды представляют собой зарезервированную на специальные цели часть чистой прибыли предприятия. Отчисления в эти фонды делаются ежеквартально по результатам работы с начала года. Использование специальных фондов осуществляется на основании утвержденных смет. Например, фонд накопления должен обеспечить расширенное производственное развитие предприятия на основе самофинансирования. Для этого разрабатываются мероприятия по приобретению основных средств, по новому строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению производственных мощностей, приобретению нематериальных активов.
  За счет фонда накопления финансируются мероприятия по НИОКР, освоению новой продукции, новой техники и технологии. За счет фонда социальной сферы финансируются находящиеся на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, домов отдыха, оздоровительных детских учреждений, списываются потери по безвозмездно переданным основным средствам непроизводственного назначения.
  Предприятие может принять решение о направлении части средств фонда на оказание спонсорской помощи бюджетным организациям: больницам, библиотекам.
  Фонд потребления направляется на цели материального поощрения в виде премий, подарков, материальной помощи, предоставления дополнительно оплачиваемых отпусков, надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию, оплаты жилья и других льгот, носящих индивидуальный характер.
  В процессе распределения часть валовой прибыли отчисляется в резервные и другие аналогичные ему фонды. Резервный капитал создается в целях защиты предприятия от возможных убытков и непредвиденных расходов, его величина устанавливает ту часть имущества, которая пойдет на покрытие обязательств в случае ликвидации предприятия. Размер отчислений в резервные фонды ограничивается 50% налогооблагаемой прибыли предприятия и не может быть выше 25% уставного фонда
  Создаваемые на предприятии резервы подразделяются на следующие виды
  1 Резервы, в виде добавочного капитала Они создаются из чистой прибыли после уплаты налогов Сюда входят
  - установленные законом нормативные и ненормативные резервы,
  - добровольные резервы,
  - нераспределенная прибыль.
  2 Резервы прслна-таченные для покрытия текущих или будущих убытков и расходов. Это оценочные резервы, которые отражаются в отчетности в форме скидок, подлежащих вычету из соответствующих статей актива баланса. Сюда относятся
  - резервы сомнительных долгов,
  - фонды возмещения (амортизационные). 3. Резервы в виде долгов Они создаются из валовой прибыли, т.е. до уплаты налогов в пенсионные фонды, а также из долгосрочных депозитов служащих
 Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в срок и не обеспечена гарантиями. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и от оценки вероятности погашения долга полностью или частично Отдельно показываются непокрытые убытки текущего года и прошлых лет до их погашения за счет резервного фонда. Нераспределенная прибыль отчетною года может быть использована предприятием на выплату (дивидендов), а может переходить на следующий год в виде нераспределенной прибыли прошлых лет, которая может быть направлена на пополнение резервного капитала, на увеличение уставного капитала, на увеличение специальных фондов, на выплату доходов учредителям и др
 В акционерных обществах распределение прибыли, остающейся в распоряжении акционерного общества, во многом определяется дивидендной политикой, принятой в Уставе общества или на собрании акционеров. Дивидендная политика АО решает
  - какую часть прибыли следует направлять на выплату дивидендов,
  - должны ли быть дивиденды стабильными или меняться,
  - чему должны быть равны дивиденды на каждый тип акций,
  - в какие сроки и каким образом следует выплачивать дивиденды.
  В мире существует три теории дивидендной политики акционерных обществ Первая теория доказывает, что дивидендная политика не влияет на стоимость капитала АО, поэтому дивиденды целесообразно выплачивать по остаточному принципу после распределения прибыли, можно выплачивать дивиденды акциями. Согласно другой теории повышение доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов, привлекательно для акционеров, так как способствует росту стоимости акций и капитала АО, поэтому целесообразно большую часть прибыли направлять на дивиденды. В основу третьей теории заложены различия в налогообложении доходов акционерного общества, получаемых в виде капитализированного дохода и дивидендов. Например, выплата дивидендов акциями более выгодна тем, что есть преимущества в налогообложении инвестиций и что курсовая стоимость акций может расти быстрее, чем величина дивидендов.
  Но на практике ни одна из этих теорий не нашла абсолютного подтверждения, поэтому выбор оптимальной дивидендной политики затруднен, и АО должно учитывать внешние и внутренние факторы, действующие в определенный период времени. Пропорции распределения чистой прибыли, размеры и порядок выплаты дивидендов устанавливаются в Уставе АО Факторы, определяющие дивидендные выплаты, носят в основном ограничительный характер, и их можно сгруппировать следующим образом.
  1. Ограничения правового характера, отраженные в Законе об акционерных обществах, т.е. не уплачиваются дивиденды до оплаты уставного капитала АО; при стоимости чистых активов АО, меньшей его уставного капитала и резервного фонда, при признаках несостоятельности АО и т.п.
  2. Ограничения кредитного характера, когда АО заключило долгосрочный кредитный договор н выплачивает долгосрочную ссуду, поэтому вводятся ограничения по выплате дивидендов.
  3. Ограничения инвестиционного характера, когда АО выгоднее вложить средства в инвестиционные проекты с высокой нормой дохода, чем использовать эту прибыль внутри предприятия или на выплату дивидендов.
  4. Ограничения по контролю за управлением АО связаны с тем, что руководство не хочет выпускать новые акции при недостатке денежных средств, так как обеспокоено возможностью утраты контроля по управлению обществом. В этом случае уменьшаются дивиденды, чтобы в дальнейшем не привлекать финансовые ресурсы через дополнительную эмиссию акций.
  5. Ограничения рекламно-финансового характера, когда руководство вынуждено поддерживать стабильно высокие дивиденды, чтобы обеспечивать инвестиционную привлекательность и имидж АО, так как негативная информация о снижении дивидендов и курса акций влияет на перспективы его развития.
  На практике руководители заботятся о структуре капитала, о самофинансировании собственных инвестиций и поэтому чаще всего используют остаточную модель определения дивидендов. Окончательный размер дивидендов объявляется общим собранием акционеров по предложению совета директоров. Дата регистрации акционеров, имеющих право на получение объявленных дивидендов, назначается за 2-4 недели до дня выплаты дивидендов. На дивиденды имеют право акции, приобретенные не позднее чем за 30 дней до официальной даты их выплаты. Размер дивиденда определяется на одну привилегированную и простую акцию в рублях. По итогам года дивиденды выплачиваются с учетом уже выплаченных промежуточных дивидендов.
  В качестве альтернативы дивидендным выплатам АО может выкупать собственные акции, так как может проводиться политика искусственного регулирования курсовой цены акции. Вопрос о распределении прибыли АО рассматривается после утверждения бухгалтерского баланса и отчетов.
 5. Показатели прибыльности и рентабельности, методы их определения и факторы повышения
  Показатели прибыльности и рентабельности - это относительные характеристики эффективности деятельности предприятия, использования его ресурсов и средств, производства и продажи продукции. В практике планирования и учета деятельности предприятия этих показателей великое множество, поэтому необходима их классификация.
  Во-первых, показатели прибыльности определяют общие результаты деятельности и в числителе формулы расчета содержат валовую (балансовую) прибыль, а в знаменателе - все затраты, объемы продаж, капитальных вложений и т.п. Показатели рентабельности в числителе содержат чистую прибыль, прибыль от определенного вида деятельности и отражают конечные результаты этой деятельности.
  Во-вторых, показатели прибыльности и рентабельности рассчитываются как для всей деятельности предприятия, так и отдельно для производственной, инвестиционной, финансовой.
  В-третьих, показатели прибыльности и рентабельности рассчитываются по видам ресурсов предприятия, т.е. определяются показатели эффективности основных фондов, оборотных фондов, денежных средств, капитальных вложений, материальных и трудовых ресурсов.
  В-четвертых, показатели прибыльности и рентабельности применяются в виде нормативных, плановых, фактических, расчетных для определенного варианта.
  Все показатели рассчитываются в виде коэффициентов, которые, в свою очередь, используются при определении прибыли.
  Прибыльность предприятия по производству продукции можно рассматривать через соотношение между ценой единицы продукции и ценой единицы ресурса Его называют дефлятором цены или финансовой производительностью цены. Этот коэффициент характеризует степень возмещения дополнительных затрат в цене продукции за счет удорожания цен на ресурсы.
  На величину прибыльности и рентабельности кроме перечисленных влияют и другие факторы, которые необходимо учитывать в деятельности предприятия.
  К внутренним факторам относят изменения в материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости продукции, в технологии, и организации производства, управлении предприятием и др
  К внешним факторам относят природно-климатические факторы, изменения цен, изменения во взаимоотношениях с поставщиками сырья, материалов, оборудования, с получателями продукции и др.
  Задачами финансовых служб являются объективная оценка влияния этих факторов на финансовые результаты предприятия и учет их при планировании прибыли и рентабельности.
 
 
 ТЕМА 8. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
  1 Сущность, роль и методы финансового планирования на предприятии
  2 Последовательность разработки финансового плана предприятия
 1. Сущность, роль и методы финансового планирования на предприятии
  Принятые в последние годы законы, указы, законодательные акты и положения по экономике предприятий внесли значительные изменения в систему планирования производственно-хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий. Сейчас предприятия любой формы собственности составляют план самостоятельно.
  В современных условиях сделать это трудно, а порой невозможно из-за неопределенности будущей законодательной базы, экономической ситуации в стране, в регионе. Но отказаться от планирования - значит отказаться от разработки путей достижения поставленных целей, а рыночная экономика не терпит анархии. Рыночная экономика более требовательна к качеству планирования, так как все неблагоприятные последствия его отражаются на предприятии. Поэтому целью планирования деятельности предприятия является выработка совместных действий по управлению его производственными и финансовыми ресурсами на определенный период для достижения конкретных целей Само же планирование представляет собой процесс разработки, согласования и доведения до исполнителей обоснованных заданий в виде плановых показателей. Состав показателей, степень их разработанности зависят от планового периода, от уровня разработанности заданий, от структуры плана предприятий.
  Специфика финансового планирования обусловлена товарно-денежными отношениями предприятий, их стоимостными категориями, состоянием денежного обращения в стране, курсом рубля и инфляцией. Предметом финансового планирования являются финансовые ресурсы в виде денежных средств предприятия, объектом - финансовая деятельность предприятия.
  В настоящее время роль финансового планирования усилилась, так как сложнее стало определять выручку от реализации продукции на планируемый год, находить источники финансовых ресурсов, инвестиций. В условиях неопределенности возможно занижение или завышение этих показателей, что плохо отражается на эффективности использования финансовых ресурсов Поэтому целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов, а также выработка совместных действий для обеспечения прибыльности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Оно решает внешние и внутренние задачи.
  Внешние - это определение финансовых взаимоотношений предприятия с бюджетом, банками, с другими предприятиями и организациями, гарантия выполнения обязательств перед ними.
  Ко внутренним задачам относятся
  - обеспечение предприятий финансовыми ресурсами и резервами, необходимьми для его производственно-хозяйственного и социального развития, для материального стимулирования повышения эффективности производства, для нормального кругооборота оборотных средств;
  - определение оптимального соотношения между финансовыми потребностями и источниками покрытия этих потребностей для устойчивой деятельности предприятия,
  - определение финансовых показателей деятельности предприятия,
  - осуществление контроля за финансовым состоянием предприятия.
  В новых условиях финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка, учитывать вероятность наступления определенных событий и одновременно вырабатывать модели поведения предприятия при изменении ситуации с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами Отсюда следует рассматривать назначение финансового плана предприятия, с одной стороны, как прогноза финансовых показателей, с другой - как определение текущих доходов и расходов предприятия
  Сейчас эти планы не являются директивными Они должны быть индикативными, определяющими целевые программы развития предприятий или объединений
  Финансовый план предприятия используются в следующих целях
  с его помощью вырабатываются стратегия бизнеса и направления развития предприятия,
  с помощью плановьк расчетов доказывается финансовая устойчивость предприятия, платежеспособность при привлечении заемных средств и потенциальных партнеров,
  с помощью рассчитанных финансовых коэффициентов определяется финансовое состояние и осуществляется контроль за деятельностью предприятия,
  финансовый план может быть использован при рекламе своего предприятия
  Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы Российской Федерации, поэтому они должны быть согласованы по основным параметрам и должны обеспечивать оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами, между субъектами Федерации и отраслями экономики Это определяет степень важности финансового плана предприятия, так как он напрямую связан с планом производства и реализации продукции отсюда берется объем и стоимость производимой и реализуемой продукции, сроки реализации, переходящие остатки
  Из плана по издержкам производства в финансовом плане учитываются затраты на реализуемую продукцию Из плана по капитальным вложениям и техническому развитию предприятия берутся необходимые данные по инвестиционной деятельности
  Финансовое планирование во многом зависит от качества прогнозов основных показателей производственной и инвестиционной деятельности предприятия, от рыночной конъюнктуры, от состояния денежного обращения и курса рубля В период составления плана возможно занижение потребностей в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятия, в связи с чем необходимо предусмотреть финансовые резервы. Для этого важно определить центры доходов и расходов предприятия. Центр доходов - это его подразделение, которое приносит максимальную прибыль Центр расходов - это подразделение, являющееся малорентабельным. При планировании развития предприятия важно определить пропорции между вложениями и доходами в различных его подразделениях Например, считается, что 20% вложений капитала дают 80% прибыли, и наоборот
  Составляя баланс доходов и расходов, финансовый отдел предприятия должен руководствоваться некоторыми общими принципами Например, определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать рентабельность затрат, сроки окупаемости вложений В ходе финансового планирования должна обеспечиваться сбалансированность рисков, для чего затраты с высокой финансовой отдачей, по повышенным рискам следует разумно сочетать с инвестированием средств в затраты, менее рентабельные, но с гарантированным доходом.
  При составлении баланса доходов и расходов необходимо учитывать инфляционные процессы, предусматривать соответствующую их корректировку с учетом индекса инфляции.
  В настоящее время отсутствуют методические рекомендации по учету инфляции, нет официальных статистических инфляционных коэффициентов, есть только постановления Правительства РФ о пересчете амортизационных отчислений, об индексации основных средств.
  При отсутствии отраслевых органов финансового планирования координация планов возможна через единую методологию планирования в конкретной отрасли, увязку финансовых норм расхода с финансовыми показателями плана работы предприятия, отрасли, через формирование отраслевых промышленно-финансовых групп, объединяющих финансовые резервы предприятий и т.п
  Для предприятий акционерной и частной собственности финансовые планы необходимы для выбора видов и способов предпринимательской и коммерческой деятельности, для составления проспекта эмиссии ценных бумаг, для привлечения инвестиций, для оценки затрат и финансовых показателей деятельности предприятий, для установления финансовой устойчивости предприятия Поэтому структура планов предприятий разных форм собственности различна У государственных унитарных предприятий - это планы экономического и социального развития предприятия, представляющие развернутую программу производства продукции под государственный заказ, задание по научно-техническому развитию, баланс доходов и расходов. У негосударственных предприятий - это бизнес-планы, без жесткой структуры, но с обязательными разделами, в которых даются перспективы развития предприятия, его потенциальной прибыльности, конкурентной способности продукции, рынков сбыта, цен, финансовых ресурсов и т.д
  При разработке плановых финансовых показателей предприятий могут использоваться методы
  - экстраполяции, или расчетно-аналитический,
  - нормативно-расчетный,
  - оптимизации плановых решений.
  - математического моделирования, основанный на нулевом базисе,
  - балансовый (или количественных отношений),
  - целевых программ
  Они могут применяться одновременно при составлении финансового плана, а могут использоваться отдельно в зависимости от наличия информации, целей планирования, сроков плана и прогноза Рассмотрим каждый из этих методов
  Метод экстраполяции основан на анализе статистических данных за предыдущие годы и коэффициентов прироста (или снижения) на будущее Этого метод применяется в случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно на основе анализа их динамики и фактора. Основу этого метода составляют анализ и экспертные оценки отчетных данных за предыдущие годы, расчеты перспектив развития предприятия в будущем.
  Схематично этот метод можно показать так. сначала анализируются данные предыдущих лет, выявляются факторы, влияющие на показатели работы, затем дается экспертная оценка динамики прошлых лет и возможности для сохранения или изменения динамики в будущем, а потом рассчитываются конкретные показатели.
  Нормативно-расчетный метод предполагает использование норм и нормативов, объемов производства и реализации продукции, он дает один вариант плана Такими нормативами могут быть ставки налогов, тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании используется система норм и нормативов федеральных, республиканских, отраслевых, местных, предприятия и т.д.
  Метод оптимизации состоит в разработке нескольких вариантов плановых расчетов для того, чтобы выбрать из них оптимальный по принятому критерию Например, минимум затрат ти максимум прибьпи
  Возможные варианты финансового плана могу составляться следующим образом.
 1 вариант 2 вариант 3 вариант Самый скромный, при минимальной сумме расходов минимальный риск недополучения необходимых ресурсов Средний,рациональный вариант по прогнозу доходов при небольшом риске убытков Оптимальный вариант, при отсут ствии ограничения в средствах при наличии высоких рисков не получить прибыль
  Математическое моделирование - наиболее трудоемкий метод, так как имитирует реальные экономические ситуации, дает характеристику взаимосвязей между финансовыми показателями и определяющими их факторами. Экономико-математическая модель дает математическое описание экономического процесса через корреляционную и регрессионную зависимости. Это позволяет разработать несколько вариантов плановых показателей, с тем чтобы выбрать оптимальный.
  В модель включают только основные показатели и факторы, чтобы установить прогноз.
  Метод на основе нулевого базиса предполагает определение минимального объема производства, затрат и прибыли на этот минимум. Затем рассчитываются возможные приросты выпуска продукции и доходы на них. Это дает информацию для определения приоритетов, оптимизации прибыли
  Балансовый метод предполагает согласование ресурсов с источниками их формирования, увязку разделов плана и показателей между собой. Применяется этот метод при формировании и распределении балансовой прибыли, финансовых ресурсов.
  Метод целевых программ ориентирован на определенный конечный результат. Здесь делается группировка подразделений и видов деятельности по реализации взятой программы и для них составляется общий бюджет
  При формировании методов и сроков планирования определяют
  - объекты, в отношении которых будут составляться планы,
  - разделы плана и их оформление;
  - факторы, которые необходимо анализировать и учитывать в плане, их ранжирование по объектам и разделам плана,
  - исходные положения по учетной политике предприятия, которые приняты в уставе,
  - способы расчета показателей.
 На выбор вариантов планирования обычно влияют
  - организационно-экономический статус предприятия (частное, государственное);
  - организационно-правовая форма (АО, ООО, полное товарищество);
  - отрасль и вид деятельности;
  - текущие и долгосрочные цели предпринимательства;
  - размеры предприятия и объем продукции, услуг;
  - особенности производственной структуры, коммерческой, финансовой, управленческой деятельности;
  - кадровое обеспечение;
  - хозяйственная ситуация.
  При определении политики планирования на предприятии нужно исходить из знания имущественной обособленности, т.е. об имуществе и обязательствах предприятия имуществе и обязательствах собственников этого предприятия. По имущественному состоянию можно судить о собственности предприятия, его финансовом состоянии, об источниках покрытия долгов предприятия.
  Требования, которые необходимо выполнять при планировании, следующие:
  полнота отражения всех факторов производственно-хозяйственной, финансовой, инвестиционной деятельности;
 учет скрытых резервов;
 рациональность использования ресурсов.
 Процесс планирования должен быть учтен с точек зрения
  - методической (через способы оценки имущества, начисления амортизации, планирования показателей);
  - технической (через взаимодействие отделов и исполнителей в процессе составления плана).
 2. Последовательность разработки финансового плана предприятия
  Процесс составления финансового плана предприятия можно разбить на три этапа:
  1) анализ информации для составления плана;
  2) выработка и оценка целей планирования, предпосылок для реализации этих целей, оценка рисков и возможности их избежать;
  3) непосредственная разработка финансового плана в виде расчета и согласования показателей, мероприятий, обеспечивающих их выполнение.
  Планирование всегда базируется на анализе данных за прошедшие годы работы предприятия, на анализе отрасли, рынков сбыта и т.п. Поэтому первый этап - это сбор и обработка необходимой информации за предыдущие годы и прогноз на будущее в сфере деятельности предприятия.
  Аналитические данные обычно обобщаются в таблицы, где можно сгруппировать тенденции, особенности развития отрасли, рынков сбыта, инвестиций, показателей работы предприятия. Анализ соотношений между показателями и факторами, влияющими на их изменение, дает возможность получить реальные оценки развития за прошлые годы и на будущее. В результате анализа выявляются возможные альтернативы, проводится их оценка (например рост за счет собственных или привлеченных источников).
  На втором этапе планирования определяются основные цели, концепции и стратегия финансовой работы предприятия. Это реализуется через прогнозирование и выработку долговременных задач развития предприятия, факторов повышения доходности с учетом возможных изменений внутри предприятия и на рынке с учетом степени рисков. Задача данного этапа планирования подготовить предприятие к возможным изменениям планируемых показателей и противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов, использовать эффективные факторы. Поэтому здесь рассматриваются варианты инвестиционных проектов, варианты источников финансирования, структуры собственных и заемных средств, рассчитывается прогноз возможных доходов, рассматриваются взаимоотношения с банками, налоговыми органами, страховыми компаниями, акционерами.
  Здесь необходимо использовать предоставляемые государством налоговые льготы через налоговый кредит, ускоренную амортизацию, а также социальные льготы. При планировании распределения прибыли акционерных предприятий важное значение имеет определение пропорции ее деления на реинвестирование и выплату дивидендов. Необходимо установить рациональную норму распределения, учесть факторы, влияющие на дивидендную политику. К ним можно отнести размер и норму нераспределенной прибыли, инвестиционные возможности предприятия, издержки по продаже акций, ставки налогов и т.д.
  В рыночной экономике важным моментом второго этапа планирования является оценка рисков, которые рассматриваются как опасность возможных потерь финансовых и других ресурсов или недополучение доходов по сравнению с оптимальным вариантом, выделяют такие основные виды рисков: производственный, коммерческий, финансовый, курсовой, инвестиционный.
  Риск - категория вероятностная, поэтому его измеряют через определенный уровень потерь, устанавливают приемлемую для предприятия степень риска. Различают
  - допустимый риск (угроза потери части прибыли);
  - критический риск (угроза потери не только прибыли, но и предполагаемой выручки);
  - катастрофический риск (банкротство).
  Так как работа в условиях риска является обычной для рыночной экономики, возникает потребность в страховании деятельности предприятия.
  На третьем этапе планирования делаются расчеты показателей: объемов выручки от реализации продукции, прибыли; показателей прибыли и рентабельности; актива и пассива баланса; движения денежных ресурсов предприятия.
  В основе финансового плана лежат доходы и расходы, поэтому на данном этапе решается задача сбалансировать их. Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам, а при необходимости - по месяцам и декадам (оперативные планы). При составлении финансовых планов предприятия должны выполняться следующие правила:
  1) сбалансированность по объему и срокам финансовых потребностей и источников покрытия этих потребностей;
  2) обеспечение платежеспособности предприятия в любое время;
  3) обеспечение рентабельности продукции, производства, инвестиций;
  4) обязательное приспособление к конкретным рынкам (товаров, рабочей силы, финансов);
  5) выявление и предупреждение финансовых рисков, их страхование.
 
 
 
 
 
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 В целом можно сделать следующие выводы
  1. Формирование и использование финансовых ресурсов, фондов и средств предприятия основано на знании методов и приемов анализа, оценки и планирования деятельности предприятия, на изучении фактического состояния дел.
  2. При формировании финансовых ресурсов важно установить оптимальное соотношение собственных и заемных средств, направить эти ресурсы на эффективные виды деятельности или на ликвидацию узких мест в производственном процессе.
  3. При формировании и использовании оборотных средств важное значение имеют методы оценки их стоимости, методы расчета величины запаса собственных оборотных средств, расчета показателей использования оборотных средств для определения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
  4. При формировании и использовании основных средств необходимо исследовать структуру актива баланса предприятия, процесс воспроизводства основных фондов, формирования и оценки эффективности капитальных вложений, направляемых на обновление и расширение основных фондов.
  5. Поскольку целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, специалист финансового отдела должен регулярно делать расчеты финансовых показателей, характеризующих фактические финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. Умение выбрать правильную методику и сделать достоверные расчеты позволяет принять решение, выбрать правильную стратегию и тактику формирования и использования финансовых ресурсов на будущее, спланировать доходы и расходы, предотвратить банкротство предприятия.
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу