<< Пред.           стр. 16 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 дового дохода. Первый шаг анализа этой проблемы
 может заключаться в сборе данных о типичных до-
 ходах лиц с различным уровнем образования, полу-
 ченным до начала работы. Для этой цели вы, веро-
 ятно, могли бы воспользоваться данными о медиан-
 ном, а не о среднем, уровне доходов.
 Мы рассчитываем медиану любого ряда чисел
 (например, доходов выпускников колледжей), рас-
 полагая их сначала в порядке возрастания, а затем
 выбирая число, стоящее в середине ряда. Таким об-
 разом, 4 является медианой следующего ряда чисел
 3, 3, 4, 5, 100. Среднее арифметическое этих чисел,
 т.е. их сумма, деленная на количество суммируемых
 элементов, равно 23 (115/5). Как следует из этого
 примера, медиана используется вместо среднего
 арифметического, когда цель состоит в том, чтобы
 показать типичную ситуацию, и когда крайние, эк-
 стремальные значения могут лишь исказить карти-
 ну. Медиана, как правило, используется для анализа
 данных о доходах, поскольку на значение среднего
 дохода часто оказывает сильное влияние небольшое
 число наблюдений с высокими значениями. Термин
 «средняя» иногда используется для обозначения и
 средней арифметической, и медианы; важно знать,
 какая из них в каждом конкретном случае имеется
 в виду.
 Таблица 2-2 показывает, что те, кто имеет более
 высокий уровень образования, получают обычно бо-
 лее высокие доходы. Наиболее очевидная модель
 влияния высшего образования, приходящая в голову
 на основе имеющихся данных, заключается в том,
 что полученные в колледже навыки являются полез-
 ными и вознаграждаются работодателями в виде
 более высокой оплаты.
 Тем не менее если еще чуть-чуть подумать, то
 приходят в голову и альтернативные модели, в кото-
 рых высшее образование не приносит никакой
 ТАБЛИЦА 2-2. Доход и уровень образования населения
 в Соединенных Штатах в 1984 г.*
 Уровень полученного образования Медианный доход
 Менее 8 лет начальной школы 10,1
 8 лет начальной школы 11,9
 1-3 года средней школы 14,8
 4 года средней школы 22,4
 1-3 года обучения в колледже 25,8
 4 года обучения в колледже 37,1
 * Уровень полученного образования глав семей и медианный семейный
 доход даны в тысячах долларов.
 Источник Statistical Abstract of the United States, 1986, p.446.
 24 Часть 1: Введение
 
 РИС. 2-2. Использование статистических данных для пост-
 роения и совершенствования моделей. Работа над экономи-
 ческой проблемой обычно начинается с тщательного изучения
 данных и построения на их основе и в соответствии с ними од-
 ной или нескольких моделей. Дополнительная информация затем
 используется для проверки прогнозных результатов моделей Эти
 тесты могут подтвердить правильность выбора какой-либо одной
 модели, предложить улучшения или указать на необходимость
 построения совершенно новой модели
 Схема кругооборота является правильной отправ-
 ной точкой, поскольку заостряет внимание на взаи-
 модействиях между решениями фирм о производ-
 стве, что определяет доходы домашних хозяйств, и
 решениями домашних хозяйств о расходах, что ге-
 нерирует объем продаж для фирм. Эта модель при-
 влекает внимание также к рынкам товаров и фак-
 торов производства, на которых происходит взаимо-
 действие фирм и домашних хозяйств.
 Модели и данные
 Для выработки общих принципов и получения отве-
 тов на вопросы «что, если» должны использоваться,
 как мы видели, упрощенные модели. Однако если
 они не согласуются с фактами реальной жизни, то
 не позволят ни вывести обоснованные принципы, ни
 получить ответы, полезные для практики. Экономи-
 сты, как и другие ученые, используют данные и для
 построения, и для оценивания моделей (рис 2-2).
 Человек, интересующийся проблемой, как прави-
 ло, начинает свои размышления со сбора данных об
 экономических переменных, которые, по всей види-
 мости, должны быть привлечены. Эти данные могут
 навести на мысль или о зависимости, которая дол-
 жна быть исследована в дальнейшем, или об основ-
 ных признаках и особенностях экономических пе-
 ременных, помогающих в объяснении сути задачи,
 которые следует включить в модель.
 Предположим, например, что вы хотите узнать,
 окупятся ли расходы, связанные с получением выс-
 шего образования, последующим ростом вашего го-
 дового дохода. Первый шаг анализа этой проблемы
 может заключаться в сборе данных о типичных до-
 ходах лиц с различным уровнем образования, полу-
 ченным до начала работы. Для этой цели вы, веро-
 ятно, могли бы воспользоваться данными о медиан-
 ном, а не о среднем, уровне доходов.
 Мы рассчитываем медиану любого ряда чисел
 (например, доходов выпускников колледжей), рас-
 полагая их сначала в порядке возрастания, а затем
 выбирая число, стоящее в середине ряда. Таким об-
 разом, 4 является медианой следующего ряда чисел
 3, 3, 4, 5, 100. Среднее арифметическое этих чисел,
 т.е. их сумма, деленная на количество суммируемых
 элементов, равно 23 (115/5). Как следует из этого
 примера, медиана используется вместо среднего
 арифметического, когда цель состоит в том, чтобы
 показать типичную ситуацию, и когда крайние, эк-
 стремальные значения могут лишь исказить карти-
 ну. Медиана, как правило, используется для анализа
 данных о доходах, поскольку на значение среднего
 дохода часто оказывает сильное влияние небольшое
 число наблюдений с высокими значениями. Термин
 «средняя» иногда используется для обозначения и
 средней арифметической, и медианы; важно знать,
 какая из них в каждом конкретном случае имеется
 в виду.
 Таблица 2-2 показывает, что те, кто имеет более
 высокий уровень образования, получают обычно бо-
 лее высокие доходы. Наиболее очевидная модель
 влияния высшего образования, приходящая в голову
 на основе имеющихся данных, заключается в том,
 что полученные в колледже навыки являются полез-
 ными и вознаграждаются работодателями в виде
 более высокой оплаты.
 Тем не менее если еще чуть-чуть подумать, то
 приходят в голову и альтернативные модели, в кото-
 рых высшее образование не приносит никакой
 ТАБЛИЦА 2-2. Доход и уровень образования населения
 в Соединенных Штатах в 1984 г.*
 Уровень полученного образования Медианный доход
 10,1
 11,9
 14,8
 22,4
 25,8
 37,1
 Менее 8 лет начальной школы
 8 лет начальной школы
 1-3 года средней школы
 4 года средней школы
 1-3 года обучения в колледже
 4 года обучения в колледже
 * Уровень полученного образования глав семей и медианный семейный
 доход даны в тысячах долларов.
 Источник: Statistical Abstract of the United States, 1986, p.446.
 Глава 2: Основные понятия и методы 25
 пользы, но которые также согласуются с имеющи-
 мися данными. Одна из такого рода моделей заклю-
 чается в следующем: богатые родители чаще, чем
 бедные, посылают своих отпрысков в колледж, и до-
 ходы индивидов в основном определяются доходами
 их родителей. Другая альтернативная модель состо-
 ит в том, что в колледж принимаются наиболее
 способные люди, которые, чем бы они ни занима-
 лись в дальнейшей жизни, устроятся хорошо.
 При первом взгляде на данные, как и в этом
 примере, приходит в голову сразу несколько правдо-
 подобных моделей. Следующий шаг заключается в
 проверке этих альтернатив для того, чтобы понять,
 согласуются ли какие-нибудь из них со всеми отно-
 сящимися к делу реальными фактами. Этот шаг
 обычно заключается в логическом осмыслении того,
 какие сведения о реальном мире дают прогнозы,
 полученные на основе этих альтернативных моде-
 лей, и сборе дополнительной информации для того,
 чтобы убедиться в том, верны ли эти прогнозы. В
 нашем примере согласно первой альтернативной
 модели некая девушка, имеющая более обеспечен-
 ных родителей, будет также сама достаточно обес-
 печена независимо от посещения ею колледжа Со-
 гласно второй альтернативной модели близнецы,
 имеющие одинаковые способности от рождения,
 получат примерно одинаковый доход даже при том,
 что один из них учится в колледже, а другой — нет.
 2. Измерение экономических
 переменных
 В большинстве своем экономические переменные
 представлены скорее количеством тракторов или
 курсами акций, чем потребительскими установками.
 Они легко и исчерпывающим образом могут быть
 охарактеризованы с помощью чисел. Государствен-
 ные агентства собирают и публикуют ежегодно го-
 ры числовой информации, так же как и частные ис-
 точники, например American Newspaper Publishers
 Association и American Association of Manufacturers.
 Статистический обзор США (Statistical Abstract of
 the United States), издаваемый ежегодно министер-
 ством торговли США, содержит огромный диапазон
 сведений об источниках дополнительной информа-
 ции. Экономисты не опираются в своих исследова-
 ниях исключительно на данные, публикуемые други-
 ми. Они получают необходимые им данные из мно-
 гих источников, включая годовые отчеты корпора-
 ций, старинные церковные архивы, интервью с де-
 ловыми людьми, обследования потребителей и —
 время от времени — эксперименты.
 Беспристрастные и полные ответы на вопросы об
 объемах производственных затрат и выпусках това-
 ров и услуг, о ценах на отдельные блага и уровнях
 семейных доходов, как правило, могут быть получе-
 ны с помощью чисел. Наиболее распространенные в
 экономической науке показатели — это цены, коли-
 чества и стоимостные показатели (в долларах).
 Цены, количества и стоимость
 Рынки имеют существенное значение во всех эко-
 номических системах, и большинство решений от-
 носительно распределения ресурсов в Соединенных
 Штатах принимается на рынках. Соответственно в
 большинстве своем экономические данные характе-
 ризуют операции на рынках. Покупая гамбургер, вы
 оказываетесь вовлеченным в типичную рыночную
 операцию: обмен некоторого количества денег на
 некоторое количество определенных товаров или
 услуг. Ваша покупка гамбургеров может быть опи-
 сана с помощью трех взаимосвязанных величин: це-
 ны одного гамбургера, количества купленных гам-
 бургеров и общей стоимости вашей покупки в дол-
 ларах. Аналогично подавляющая часть экономиче-
 ских данных дает информацию о ценах, количествах
 или о стоимости в долларах.
 Цены, конечно же, устанавливают, сколько долла-
 ров надо заплатить за единицу товара или за еди-
 ничную услугу: 1,95 долл. за гамбургер, 6,50 долл. за
 стрижку или 3,37 долл. за бушель пшеницы6. Коли-
 чества — это физические меры товаров или услуг:
 число гамбургеров или стрижек, бушели пшеницы,
 тонны угля, баррели импортной нефти. Величина
 стоимости в долларах получается путем перемноже-
 ния цены и соответствующего количества следую-
 щим образом:
 Цена х количество = стоимость в долларах (1)
 Термины «объем в долларах» и «стоимость в долла-
 рах» используются как эквивалентные и часто могут
 опускаться. Например, вместо того чтобы сказать:
 стоимость, или объем расходов на импортные ма-
 шины в долларах, мы говорим просто: расходы на
 импортные машины.
 Цены, количества и стоимости характеризуют
 рыночные операции для любого отдельно взятого
 товара или вида услуг. Реальные экономики состоят
 из миллионов рынков, и для полной характеристи-
 ки экономики потребовалось бы огромное количе-
 ство деталей, намного превышающее возможности
 любого индивида- Таким образом, для того чтобы
 проанализировать экономику в целом, мы должны
 просуммировать (свести воедино) все операции на
 6 В других странах цены устанавливаются в местной валюте например в
 канадских долларах, английских фунтах, французских франках, японских
 йенах, немецких марках.
 26 Часть 1: Введение
 отдельных рынках и использовать общеэкономиче-
 ские показатели цены, количества и стоимости в
 долларах. Чтобы просуммировать цены, мы пользу-
 емся показателем средней цены на различных рын-
 ках, чтобы просуммировать количества произведен-
 ных товаров и их стоимости (в долларах), — пока-
 зателем общего объема производимых благ в физи-
 ческом и стоимостном выражениях.
 В заключительной части данного параграфа опи-
 сываются основные общеэкономические показатели
 среднего уровня цен, общего объема производства в
 физическом и стоимостном выражениях
 Средний уровень цен
 Некоторые цены из года в год растут, некоторые
 остаются неизменными, некоторые снижаются. По-
 скольку в экономике действуют миллионы цен, мы
 не можем анализировать экономическую ситуацию
 на основе всех этих цен. Вместо этого мы должны
 использовать показатель среднего уровня цен в эко-
 номике.
 О Средний уровень цен, или просто уровень
 цен, — это средневзвешенная цена различных
 товаров и услуг в экономике; при этом более
 значимые цены имеют и большие веса.
 Изменения в уровне цен, таким образом, отражают
 рост или падение цен в среднем7.
 Уровень цен обычно измеряется при помощи
 индекса цен.
 •О Индекс цен — это умноженное на 100 от-
 ношение стоимости определенного набора то-
 варов или услуг (рыночной корзины) в долла-
 рах в данном периоде к стоимости того же са-
 мого набора в определенном базовом периоде.
 Основная идея состоит в том, что если вы покупае-
 те каждую неделю одни и те же товары в бакалей-
 ном магазине, то сумма, которую вы платите за
 этот набор товаров, служит мерой для определения
 индекса среднего уровня цен в этом магазине.
 Таблица 2-3 иллюстрирует расчет индекса цен для
 случая, когда рыночная корзина состоит из одного
 яблока и четырех апельсинов. На первом шаге рас-
 считывается стоимость этой корзины в каждом году.
 Затем мы получаем индекс цен, разделив стоимость
 в каждом году на стоимость в базовом году и умно-
 жив результат на 100. Таким образом, рассчитанный
 7 При изменении уровня цен изменяется и количество товаров, которое
 можно купить на 1 долл. Так, когда уровень йен повышается, на доллар
 можно купить меньше товаров, когда падает — соответственно больше
 Например, если цены удваиваются, то на 1 долл. можно купить вдвое
 меньше товаров. Часто говорят, что покупательная способность денег

<< Пред.           стр. 16 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу