<< Пред. стр. 16 (из 272) След. >>
дового дохода. Первый шаг анализа этой проблемыможет заключаться в сборе данных о типичных до-
ходах лиц с различным уровнем образования, полу-
ченным до начала работы. Для этой цели вы, веро-
ятно, могли бы воспользоваться данными о медиан-
ном, а не о среднем, уровне доходов.
Мы рассчитываем медиану любого ряда чисел
(например, доходов выпускников колледжей), рас-
полагая их сначала в порядке возрастания, а затем
выбирая число, стоящее в середине ряда. Таким об-
разом, 4 является медианой следующего ряда чисел
3, 3, 4, 5, 100. Среднее арифметическое этих чисел,
т.е. их сумма, деленная на количество суммируемых
элементов, равно 23 (115/5). Как следует из этого
примера, медиана используется вместо среднего
арифметического, когда цель состоит в том, чтобы
показать типичную ситуацию, и когда крайние, эк-
стремальные значения могут лишь исказить карти-
ну. Медиана, как правило, используется для анализа
данных о доходах, поскольку на значение среднего
дохода часто оказывает сильное влияние небольшое
число наблюдений с высокими значениями. Термин
«средняя» иногда используется для обозначения и
средней арифметической, и медианы; важно знать,
какая из них в каждом конкретном случае имеется
в виду.
Таблица 2-2 показывает, что те, кто имеет более
высокий уровень образования, получают обычно бо-
лее высокие доходы. Наиболее очевидная модель
влияния высшего образования, приходящая в голову
на основе имеющихся данных, заключается в том,
что полученные в колледже навыки являются полез-
ными и вознаграждаются работодателями в виде
более высокой оплаты.
Тем не менее если еще чуть-чуть подумать, то
приходят в голову и альтернативные модели, в кото-
рых высшее образование не приносит никакой
ТАБЛИЦА 2-2. Доход и уровень образования населения
в Соединенных Штатах в 1984 г.*
Уровень полученного образования Медианный доход
Менее 8 лет начальной школы 10,1
8 лет начальной школы 11,9
1-3 года средней школы 14,8
4 года средней школы 22,4
1-3 года обучения в колледже 25,8
4 года обучения в колледже 37,1
* Уровень полученного образования глав семей и медианный семейный
доход даны в тысячах долларов.
Источник Statistical Abstract of the United States, 1986, p.446.
24 Часть 1: Введение
РИС. 2-2. Использование статистических данных для пост-
роения и совершенствования моделей. Работа над экономи-
ческой проблемой обычно начинается с тщательного изучения
данных и построения на их основе и в соответствии с ними од-
ной или нескольких моделей. Дополнительная информация затем
используется для проверки прогнозных результатов моделей Эти
тесты могут подтвердить правильность выбора какой-либо одной
модели, предложить улучшения или указать на необходимость
построения совершенно новой модели
Схема кругооборота является правильной отправ-
ной точкой, поскольку заостряет внимание на взаи-
модействиях между решениями фирм о производ-
стве, что определяет доходы домашних хозяйств, и
решениями домашних хозяйств о расходах, что ге-
нерирует объем продаж для фирм. Эта модель при-
влекает внимание также к рынкам товаров и фак-
торов производства, на которых происходит взаимо-
действие фирм и домашних хозяйств.
Модели и данные
Для выработки общих принципов и получения отве-
тов на вопросы «что, если» должны использоваться,
как мы видели, упрощенные модели. Однако если
они не согласуются с фактами реальной жизни, то
не позволят ни вывести обоснованные принципы, ни
получить ответы, полезные для практики. Экономи-
сты, как и другие ученые, используют данные и для
построения, и для оценивания моделей (рис 2-2).
Человек, интересующийся проблемой, как прави-
ло, начинает свои размышления со сбора данных об
экономических переменных, которые, по всей види-
мости, должны быть привлечены. Эти данные могут
навести на мысль или о зависимости, которая дол-
жна быть исследована в дальнейшем, или об основ-
ных признаках и особенностях экономических пе-
ременных, помогающих в объяснении сути задачи,
которые следует включить в модель.
Предположим, например, что вы хотите узнать,
окупятся ли расходы, связанные с получением выс-
шего образования, последующим ростом вашего го-
дового дохода. Первый шаг анализа этой проблемы
может заключаться в сборе данных о типичных до-
ходах лиц с различным уровнем образования, полу-
ченным до начала работы. Для этой цели вы, веро-
ятно, могли бы воспользоваться данными о медиан-
ном, а не о среднем, уровне доходов.
Мы рассчитываем медиану любого ряда чисел
(например, доходов выпускников колледжей), рас-
полагая их сначала в порядке возрастания, а затем
выбирая число, стоящее в середине ряда. Таким об-
разом, 4 является медианой следующего ряда чисел
3, 3, 4, 5, 100. Среднее арифметическое этих чисел,
т.е. их сумма, деленная на количество суммируемых
элементов, равно 23 (115/5). Как следует из этого
примера, медиана используется вместо среднего
арифметического, когда цель состоит в том, чтобы
показать типичную ситуацию, и когда крайние, эк-
стремальные значения могут лишь исказить карти-
ну. Медиана, как правило, используется для анализа
данных о доходах, поскольку на значение среднего
дохода часто оказывает сильное влияние небольшое
число наблюдений с высокими значениями. Термин
«средняя» иногда используется для обозначения и
средней арифметической, и медианы; важно знать,
какая из них в каждом конкретном случае имеется
в виду.
Таблица 2-2 показывает, что те, кто имеет более
высокий уровень образования, получают обычно бо-
лее высокие доходы. Наиболее очевидная модель
влияния высшего образования, приходящая в голову
на основе имеющихся данных, заключается в том,
что полученные в колледже навыки являются полез-
ными и вознаграждаются работодателями в виде
более высокой оплаты.
Тем не менее если еще чуть-чуть подумать, то
приходят в голову и альтернативные модели, в кото-
рых высшее образование не приносит никакой
ТАБЛИЦА 2-2. Доход и уровень образования населения
в Соединенных Штатах в 1984 г.*
Уровень полученного образования Медианный доход
10,1
11,9
14,8
22,4
25,8
37,1
Менее 8 лет начальной школы
8 лет начальной школы
1-3 года средней школы
4 года средней школы
1-3 года обучения в колледже
4 года обучения в колледже
* Уровень полученного образования глав семей и медианный семейный
доход даны в тысячах долларов.
Источник: Statistical Abstract of the United States, 1986, p.446.
Глава 2: Основные понятия и методы 25
пользы, но которые также согласуются с имеющи-
мися данными. Одна из такого рода моделей заклю-
чается в следующем: богатые родители чаще, чем
бедные, посылают своих отпрысков в колледж, и до-
ходы индивидов в основном определяются доходами
их родителей. Другая альтернативная модель состо-
ит в том, что в колледж принимаются наиболее
способные люди, которые, чем бы они ни занима-
лись в дальнейшей жизни, устроятся хорошо.
При первом взгляде на данные, как и в этом
примере, приходит в голову сразу несколько правдо-
подобных моделей. Следующий шаг заключается в
проверке этих альтернатив для того, чтобы понять,
согласуются ли какие-нибудь из них со всеми отно-
сящимися к делу реальными фактами. Этот шаг
обычно заключается в логическом осмыслении того,
какие сведения о реальном мире дают прогнозы,
полученные на основе этих альтернативных моде-
лей, и сборе дополнительной информации для того,
чтобы убедиться в том, верны ли эти прогнозы. В
нашем примере согласно первой альтернативной
модели некая девушка, имеющая более обеспечен-
ных родителей, будет также сама достаточно обес-
печена независимо от посещения ею колледжа Со-
гласно второй альтернативной модели близнецы,
имеющие одинаковые способности от рождения,
получат примерно одинаковый доход даже при том,
что один из них учится в колледже, а другой — нет.
2. Измерение экономических
переменных
В большинстве своем экономические переменные
представлены скорее количеством тракторов или
курсами акций, чем потребительскими установками.
Они легко и исчерпывающим образом могут быть
охарактеризованы с помощью чисел. Государствен-
ные агентства собирают и публикуют ежегодно го-
ры числовой информации, так же как и частные ис-
точники, например American Newspaper Publishers
Association и American Association of Manufacturers.
Статистический обзор США (Statistical Abstract of
the United States), издаваемый ежегодно министер-
ством торговли США, содержит огромный диапазон
сведений об источниках дополнительной информа-
ции. Экономисты не опираются в своих исследова-
ниях исключительно на данные, публикуемые други-
ми. Они получают необходимые им данные из мно-
гих источников, включая годовые отчеты корпора-
ций, старинные церковные архивы, интервью с де-
ловыми людьми, обследования потребителей и —
время от времени — эксперименты.
Беспристрастные и полные ответы на вопросы об
объемах производственных затрат и выпусках това-
ров и услуг, о ценах на отдельные блага и уровнях
семейных доходов, как правило, могут быть получе-
ны с помощью чисел. Наиболее распространенные в
экономической науке показатели — это цены, коли-
чества и стоимостные показатели (в долларах).
Цены, количества и стоимость
Рынки имеют существенное значение во всех эко-
номических системах, и большинство решений от-
носительно распределения ресурсов в Соединенных
Штатах принимается на рынках. Соответственно в
большинстве своем экономические данные характе-
ризуют операции на рынках. Покупая гамбургер, вы
оказываетесь вовлеченным в типичную рыночную
операцию: обмен некоторого количества денег на
некоторое количество определенных товаров или
услуг. Ваша покупка гамбургеров может быть опи-
сана с помощью трех взаимосвязанных величин: це-
ны одного гамбургера, количества купленных гам-
бургеров и общей стоимости вашей покупки в дол-
ларах. Аналогично подавляющая часть экономиче-
ских данных дает информацию о ценах, количествах
или о стоимости в долларах.
Цены, конечно же, устанавливают, сколько долла-
ров надо заплатить за единицу товара или за еди-
ничную услугу: 1,95 долл. за гамбургер, 6,50 долл. за
стрижку или 3,37 долл. за бушель пшеницы6. Коли-
чества — это физические меры товаров или услуг:
число гамбургеров или стрижек, бушели пшеницы,
тонны угля, баррели импортной нефти. Величина
стоимости в долларах получается путем перемноже-
ния цены и соответствующего количества следую-
щим образом:
Цена х количество = стоимость в долларах (1)
Термины «объем в долларах» и «стоимость в долла-
рах» используются как эквивалентные и часто могут
опускаться. Например, вместо того чтобы сказать:
стоимость, или объем расходов на импортные ма-
шины в долларах, мы говорим просто: расходы на
импортные машины.
Цены, количества и стоимости характеризуют
рыночные операции для любого отдельно взятого
товара или вида услуг. Реальные экономики состоят
из миллионов рынков, и для полной характеристи-
ки экономики потребовалось бы огромное количе-
ство деталей, намного превышающее возможности
любого индивида- Таким образом, для того чтобы
проанализировать экономику в целом, мы должны
просуммировать (свести воедино) все операции на
6 В других странах цены устанавливаются в местной валюте например в
канадских долларах, английских фунтах, французских франках, японских
йенах, немецких марках.
26 Часть 1: Введение
отдельных рынках и использовать общеэкономиче-
ские показатели цены, количества и стоимости в
долларах. Чтобы просуммировать цены, мы пользу-
емся показателем средней цены на различных рын-
ках, чтобы просуммировать количества произведен-
ных товаров и их стоимости (в долларах), — пока-
зателем общего объема производимых благ в физи-
ческом и стоимостном выражениях.
В заключительной части данного параграфа опи-
сываются основные общеэкономические показатели
среднего уровня цен, общего объема производства в
физическом и стоимостном выражениях
Средний уровень цен
Некоторые цены из года в год растут, некоторые
остаются неизменными, некоторые снижаются. По-
скольку в экономике действуют миллионы цен, мы
не можем анализировать экономическую ситуацию
на основе всех этих цен. Вместо этого мы должны
использовать показатель среднего уровня цен в эко-
номике.
О Средний уровень цен, или просто уровень
цен, — это средневзвешенная цена различных
товаров и услуг в экономике; при этом более
значимые цены имеют и большие веса.
Изменения в уровне цен, таким образом, отражают
рост или падение цен в среднем7.
Уровень цен обычно измеряется при помощи
индекса цен.
•О Индекс цен — это умноженное на 100 от-
ношение стоимости определенного набора то-
варов или услуг (рыночной корзины) в долла-
рах в данном периоде к стоимости того же са-
мого набора в определенном базовом периоде.
Основная идея состоит в том, что если вы покупае-
те каждую неделю одни и те же товары в бакалей-
ном магазине, то сумма, которую вы платите за
этот набор товаров, служит мерой для определения
индекса среднего уровня цен в этом магазине.
Таблица 2-3 иллюстрирует расчет индекса цен для
случая, когда рыночная корзина состоит из одного
яблока и четырех апельсинов. На первом шаге рас-
считывается стоимость этой корзины в каждом году.
Затем мы получаем индекс цен, разделив стоимость
в каждом году на стоимость в базовом году и умно-
жив результат на 100. Таким образом, рассчитанный
7 При изменении уровня цен изменяется и количество товаров, которое
можно купить на 1 долл. Так, когда уровень йен повышается, на доллар
можно купить меньше товаров, когда падает — соответственно больше
Например, если цены удваиваются, то на 1 долл. можно купить вдвое
меньше товаров. Часто говорят, что покупательная способность денег