<< Пред.           стр. 193 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу

 жно отражать изменение инвестиционного спроса,
 которое вызвано изменением процентных ставок.
 Как осуществляется вытеснение, когда государ-
 ство сокращает уровень своих расходов? Проследим
 это при помощи табл. 31-2. Она отражает связь
 между безработицей, уровнем зарплаты, издержка-
 ми и ценами; связь между ценами и реальными
 остатками; связь между реальными остатками и
 процентными ставками; наконец, связь между про-
 центными ставками и инвестиционными расходами.
 В табл. 31-2 показаны отдельные стадии процесса,
 приводящего к вытеснению.
 5. Последствия сокращения налогов
 для предложения
 До сих пор мы рассматривали во времени лишь те
 последствия государственной политики, которые
 влияют на совокупный спрос Но определение объе-
 мов производства и уровня цен затрагивает как
 спрос, так и предложение. Чтобы подчеркнуть этот
 момент, рассмотрим последствия сокращения подо-
 ходных налогов, принимая во внимание влияние
 этого сокращения как на предложение труда, а зна-
 чит, на потенциальный объем производства, так и
 на совокупный спрос
 Этот анализ позволит нам оценить некоторые ар-
 гументы, выдвигаемые экономистами — сторонни-
 ками теории предложения. Эти экономисты, как
 правило, подчеркивают роль налоговой системы в
 определении уровня потенциального объема выпу-
 ска. Они утверждают, что изменения в налоговой
 системе могут в значительной степени увеличить
 потенциальный объем производства и, следователь-
 но, оказать огромное благотворное влияние на эко-
 номику. Один из их главных аргументов состоит в
 том, что высокое налогообложение доходов сокра-
 _ щает стимулы к труду и, следовательно, количество
 труда, ггредлагаемого при каждом уровне зарплаты,
 выплачиваемой фирмами. При снижении занятости
 объем производства также снижается по сравнению
 с уровнем, который мог бы быть достигнут при бо-
 лее низких налогах.
 В одной из недавно опубликованных работ изу-
 чен вопрос о том, какая часть каждого дополнитель-
 ного доллара, полученного средним производствен-
 ным рабочим в виде платы за труд, изымается госу-
 дарством в различных странах. Плата за труд опре-
 деляется здесь как затраты фирм на труд, включая
 налоги на сумму выплачиваемой заработной платы.
 В табл. 31-3 приведень1 результаты этого исследова-
 ТАБАИЦА 31-3. Предельные ставки налога на труд (в %
 от общей суммы оплаты труда, включая налоги с суммы
 начисляемой заработной платы)
 
 
 США Япония Швеция Германия Европа
 48,6 43,7 73,0 60,9 62,5
 Источник: OECD Economic Studies, Autumn 1986, p. 70.
 Глава 31: Приспособление к колебаниям спроса и предложения: экономический цикл 591
 Окно 31-1. Предельные налоговые ставки в
 В период 1982-1987 гг. были внесены изменения в закон
 о федеральном подоходном налоге, в результате которых
 предельные ставки налогов резко сократились.
 * Предельная ставка налога — это доля каждого
 дополнительного доллара доходов, которая идет на
 выплату налогов.
 В табл 310-1 показаны изменения предельной налого-
 ТАБЛИЦА ЗЮ-1. Предельные ставки подоходного
 налога для семьи из четырех человек
 Уровень доходов 1965 г. 1970 г. 1975 г. 1980 г. 1987 г.
 Половина медианного
 уровня доходов 14 15 17 18 15
 Медианный
 уровень доходов 17 20 22 24 15
 Удвоенный медианный
 - уровень доходов 22 26 32 43 28
 Источник: Economic Report of the President, 1987, p. 80.
 США
 вой ставки, имевшие место начиная с 1965 г. В таблице
 приведены предельные налоговые ставки для семьи из
 четырех человек для трех разных уровней доходов: меди-
 анного уровня доходов, половины медианного уровня до-
 ходов и удвоенного медианного уровня. В 1987 г. меди-
 анный уровень доходов в Соединенных Штатах составил
 примерно 25000 долл.
 Наиболее интересный момент в таблице — это сокра-
 щение предельных налоговых ставок в период с 1980 по
 1987 г. Если в 1980 г. домашнее хозяйство с медианным
 доходом платило государству в виде налога примерно 25
 центов с каждого дополнительного доллара доходов, то к
 1987 г. эта доля упала до 15 центов на доллар. Для высо-
 кодоходных семей сокращение предельного налога было
 еще более впечатляющим: от 43 до 28 центов на доллар.
 Но даже при этих сокращениях налоговых ставок нало-
 гообложение несколько превышает уровень 60-х годов.
 В основе этих сокращений налоговых ставок лежали
 рейгановские налоговые реформы начала 80-х годов. В
 оправдание этого сокращения был выдвинут только один
 довод: высокие предельные ставки налогов уменьшают
 желание работать и, следовательно, сокращают потенци-
 альный объем производства
 
 ния. Так, например, цифра 73% для Швеции означа-
 ет, что из одного дополнительного доллара затрат на
 зарплату 0,73 долл. идет государству и только 0,27
 долл. достается работнику. Эта разница между зар-
 платой до выплаты налогов и зарплатой после вы-
 платы налогов оценивается как мощный фактор со-
 кращения занятости.
 Ставки подоходного налога и совокупное
 предложение
 Посредством подоходного налога государство изы-
 мает часть каждого дополнительного доллара дохо-
 дов, зарабатываемого человеком. Сокращение пре-
 дельных налоговых ставок в Соединенных Штатах в
 начале 80-х годов уменьшило долю дополнительного
 дохода, изымаемую правительством через налоги
 (окно 31-1). С точки зрения работника это сокра-
 щение налогов будет выглядеть как увеличение зар-
 платы, потому что для него имеет значение только
 зарплата после вычета налогов, т. е сумма, которую
 он получает на руки. Следовательно, можно ожи-
 дать изменений в области предложения рабочей си-
 лы.
 Исследование показывает, что рост зарплаты за
 вычетом налогов мало сказывается на величине
 предложения труда со стороны женатых мужчин,
 но оказывает более существенное влияние на коли-
 чество предлагаемого труда неженатыми мужчина-
 ми и значительное влияние на предложение труда
 со стороны замужних женщин3. В большой степени
 влияние зарплаты за вычетом налога на предложе-
 ние труда возникает в результате того, что люди, до
 того не работавшие, теперь входят в состав рабочей
 силы и начинают искать работу.
 Теперь давайте посмотрим, как сокращение на-
 логов, в результате которого уменьшаются предель-
 ные ставки, воздействует на совокупное предложе-
 ние, объем производства и цены в краткосрочном и
 долгосрочном периодах.
 КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭФФЕКТ. В краткосрочном пе-
 риоде сокращение налогов влияет как на планируе-
 мый уровень расходов, сдвигая, таким образом, кри-
 вую совокупного спроса, так и на совокупное пред-
 ложение. Совокупный спрос растет, потому что до-
 машним хозяйствам теперь достается большая доля
 национального дохода, а государству остается мень-
 шая. Следовательно, сокращение налогов свидетель-
 ствует об ослаблении фискальной политики. Это
 означает, что потребление и совокупный спрос бу-
 дут выше для любого уровня цен. На рис. 31-8
 ослабление фискальной политики в результате со-
 кращения налогов показано как сдвиг кривой сово-
 купного спроса от AD к AD'.
 Снижение предельной налоговой ставки также
 влияет на предложение в экономике Налог на зар-
 3 См: J. Hausman и H. Aaron и J. Pechman, How Taxes Affect Economic
 Behavior, Brookings Institution, Washington, D.C, 1981.
 HC 40 —Экономика
 592 Часть 7: Совокупное предложение и экономический рост
 плату создает разрыв между начисляемой зарплатой
 и суммой, получаемой на руки, т. е. зарплатой за
 вычетом налогов. Когда предельные ставки налогов
 сокращаются, то сокращается и указанный разрыв.
 При этом ключевой вопрос состоит в следующем:
 как сокращение налогов распределяется между ув&-
 личением получаемой на руки зарплаты и сокраще-
 нием издержек на оплату труда на фирме
 Существуют два крайних случая. В одном работ-
 ники могут получить всю сумму сокращения нало-
 гов в виде прироста получаемой на руки зарплаты.
 Это означает, что затраты фирм на труд не меняют-
 ся, а зарплата за вычетом налогов увеличивается. В
 другом случае работники при сокращении налогов
 не получают ничего, прибавка полностью идет фир-
 мам. Фирмы теперь могут платить более низкую за-
 работную плату, но поскольку налоги сократились,
 получаемая на руки зарплата остается неизменной4.
 В любой реальной ситуации ответ будет лежать где-
 то между этими двумя крайностями. Получаемая на
 руки зарплата будет немного расти, а зарплата, вы-
 плачиваемая фирмами, будет немного падать.
 На рис 31-8 показано, что происходит с объемом
 производства и ценами при условии, что некоторая
 часть сокращения налогов выражается в виде сокра-
 4 Рекомендуем снова посмотреть гл. 4, окно 4-1 «Кто на самом деле пла-
 тит акцизный налог?», где приведен анализ по весьма близкому вопросу.
 
 Выпуск продукции
 РИС. 31-8. Краткосрочные последствия сокращения нало-
 гов для предложения. Сокращение налогов сдвигает кривую
 AD вправо, так как располагаемый доход, а значит, и расходы
 увеличиваются. Кривая AS сдвигается вниз и вправо, если не все
 сокращение налогов идет работникам как прирост получаемой
 на руки зарплаты. Объем производства должен расти, а уровень
 пен может расти или падать в зависимости от того, какая часть
 сокращения налогов приходится на долю фирм в виде сокраще-
 ния трудовых издержек и насколько велико давление на расходы
 щения затрат фирм на труд. Если фирмы практику-
 ют сокращение затрат на труд, кратковременная
 кривая совокупного предложения сдвигается вниз к
 AS'. При уменьшении затрат на рабочую силу в рас-
 чете на единицу продукции фирмы готовы предло-
 жить данный объем продукции по более низким
 ценам. Новое краткосрочное равновесие находится
 в точке E' на пересечении AD' и AS'. В краткосроч-
 ном периоде объем производства должен расти, а
 уровень цен может расти или падать. Влияние со-
 кращения налогов на уровень цен зависит от того,
 какая часть сокращения налогов идет на снижение
 расходов на оплату труда. Чем больше размер со-
 кращения затрат на рабочую силу, тем больше
 сдвиг кривой AS вниз, и это задерживает рост цен,
 хотя наблюдается экономический рост. Влияние со-
 кращения налогов на цены зависит также от его
 влияния на спрос, т. е от того, как далеко кривая
 AD сдвигается вправо.
 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭФФЕКТ. Чтобы определить дол-
 госрочные последствия сокращения налогов, мы дол-
 жны обратиться к рынку труда и сосредоточить
 внимание на предложении труда. Сокращение нало-
 гов означает, что при всяком уровне реальной зар-
 платы, исчисленном до вычета налогов, работники и
 потенциальные работники хотят предложить больше
 часов труда5. В результате равновесный уровень заня-
 тости увеличивается и, следовательно, увеличивается
 потенциальный объем производства при условии
 полной занятости. Это показано на рис. 31-9 как
 сдвиг кривой совокупного предложения от Y* к Y1*.
 Новое долговременное равновесие, отражающее
 влияние сокращения налогов как на предложение,
 так и на спрос в экономике, находится в точке E".
 Мы не можем знать определенно, будут ли цены
 расти или падать, но можно быть полностью уве-
 ренным в том, что потенциальный объем производ-
 ства будет больше Если кривая AD сильно сдвинет-
 ся, как это показано на рис 31-9, то уровень цен
 при новом равновесии будет выше Такая ситуация
 имеет место, когда предельная склонность к потреб-
 лению высока, так что мультипликатор спроса ве-
 лик
 Этот пример сокращения налогов, влияющего
 как на спрос, так и на предложение, показывает,
 что сокращение налогов не обязательно вызывает
 вытеснение инвестиций. Если сокращение налогов
 сильно влияет на потенциальный объем производ-
 ства, то вполне возможно, что имеется большее ко-
 личество продукции и для возросшего потребления
 5 Теоретически вполне возможно, что имеющиеся работники в ответ на
 рост заработной платы захотят работать меньше, но мы предполагаем,
 что любой такой эффект перевешивается увеличением числа людей, же-
 лающих работать.
 Глава 31: Приспособление к колебаниям спроса и предложения: экономический цикл 593
 
 Таким образом, многое из того, что нас интересова-
 ло в макроэкономике, уже выяснено. Но одновре-
 менно осталось немало пробелов. Например, необ-
 ходимо понять, почему со временем потенциальный
 объем производства растет и от чего зависит, будет
 ли этот рост быстрым, как в Японии, или совсем
 медленным, как в Соединенных Штатах. Другой
 факт, который нуждается в объяснении, — почему
 цены в сегодняшней экономике продолжают расти.
 В следующем параграфе предлагается краткий об-
 зор этой проблемы, с которой подробно мы будем
 иметь дело в гл. 33.
 6. Загадка устойчивой инфляции
 Выпуск продукции
 РИС. 31-9. Долгосрочные последствия сокращения налогов.
 Влияние на спрос одинаково как в краткосрочном, так и в дол-
 госрочном периоде, но в долгосрочном периоде будет иметь ме-
 сто также влияние на потенциальный объем производства Со-
 кращение налогов увеличивает остающуюся после вычета налогов
 заработную плату, а значит, стимулы к труду. При возросшей за-
 нятости потенциальный объем производства увеличивается до
 V1*. Таким образом, в долгосрочном периоде объем производства
 должен расти. Уровень цен может расти или падать
 домашними хозяйствами, и для возросших инвести-
 ционных расходов фирм.
 СРАВНЕНИЕ КРАТКОСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧ-
 НЫХ ЭФФЕКТОВ, в табл. 31-4 суммируются влия-
 ние сокращения предельных налоговых ставок на
 совокупный спрос и совокупное предложение и по-
 следствия этого влияния для объема производства и
 цен Эти последствия показаны как для краткосроч-
 ного, так и для долгосрочного периода.
 Мы уже полностью рассмотрели вопрос о том,
 как экономика приспосабливается к нарушениям
 равновесия и изменениям политики. Теперь мы
 знаем, что происходит с объемом производства и
 ценами в краткосрочном и долгосрочном периодах.
 На рис 31-10 показаны темпы инфляции (дефлятор
 ВНП) в экономике США за период 1970-1986 гг.
 Если внимательно посмотреть на рисунок, возника-
 ет один важный вопрос Очевидны колебания уров-
 ня инфляции — временами он был выше 10%, а в
 конце 1986 г. за очень короткое время он упал и
 был даже ниже 1%. Тем не менее в течение всего
 этого времени наблюдалась инфляция. Это типичная
 картина для Соединенных Штатов и других стран с
 1930-х годок цены почти всегда растут, они крайне

<< Пред.           стр. 193 (из 272)           След. >>

Список литературы по разделу