<< Пред.           стр. 1 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 КРАТКИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВВ.
 3 курс 1 семестр (2 пол. 19в)
 
 1. Гюстав Флобер
 * Мадам Бовари
 * Саламбо
 * Воспитание чувств
 2. Братья Гонкуры
 * Жермини Ласерте
 3. Эмиль Золя
 * Чрево Парижа
 * Нана
 * Жерминаль
 * Творчество.
 4. Ги де Мопассан
 * Милый друг
 * Жизнь
 * Пышка (новелла)
 5. Анатоль Франс
 * Остров пингвинов
 6. Морис Метерлинк
 * Синяя птица
 * Слепые
 7. Генрик Ибсен
 * Пер Гюнт
 * Кукольный дом
 8. Кнут Гамсун
 * Голод
 * Пан
 9. Август Стриндберг
 * Отец
 * Фрекен Юлия
 10. Герхарт Гауптман
 * Потонувший колокол
 * Перед восходом солнца
 11. Томас Гарди
 * Тэсс из рода д'Эрбервилей
 12. Оскар Уайльд
 * Портрет Дориана Грея
 * Идеальный муж
 * Как важно быть серьезным
 13. Редъярд Киплинг
 * Свет погас
 * Книга Джунглей
 14. Марк Твен
 * Приключения Тома Сойера
 * Приключения Гекльберри Финна
 * Янки из Коннектикута при дворе короля Артура
 
 
 
 
 
 Гюстав Флобер
 
 Госпожа Бовари. Провинциальные нравы (Madame Bovary. Meurs de province)
 Роман (1857)
 Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его вызвали на ферму
 ее отца, сломавшего ногу. На Эмме было синее шерстяное платье с тремя оборками.
 Волосы у нее были черные, гладко зачесанные спереди на прямой пробор, щеки
 розовые, взгляд больших черных глаз прямой и открытый. Шарль к этому времени уже
 был женат на уродливой и сварливой вдове, которую ему сосватала мать из-за
 приданого. Перелом у папаши Руо оказался легким, но Шарль продолжал ездить на
 ферму. Ревнивая жена выяснила, что мадемуазель Руо училась в монастыре
 урсулинок, что она "танцует, знает географию, рисует, вышивает и. бренчит на
 фортепьяно. Нет, это уж слишком!". Она изводила мужа попреками.
 Однако скоро жена Шарля неожиданно скончалась. И через некоторое время он
 женился на Эмме. Свекровь отнеслась к новой невестке холодно. Эмма стала
 госпожой Бовари и переехала в дом Шарля в местечко Тост. Она оказалась
 прекрасной хозяйкой. Шарль боготворил жену. "Весь мир замыкался для него в
 пределы шелковистого обхвата ее платьев". Когда после работы он сидел у порога
 дома в туфлях, вышитых Эммой, то чувствовал себя на верху блаженства.
 Эмма же, в отличие от него, была полна смятенья. До свадьбы она поверила, что
 "то дивное чувство, которое она до сих пор представляла себе в виде райской
 птицы <...> слетело, наконец, к ней", но счастье не наступило, и она решила, что
 ошиблась. В монастыре она пристрастилась к чтению романов, ей хотелось, подобно
 любимым героиням, жить в старинном замке и ждать верного рыцаря. Она выросла с
 мечтой о сильных и красивых страстях, а действительность в захолустье была так
 прозаична! Шарль был предан ей, добр и трудолюбив, но в нем не было и тени
 героического. Речь его "была плоской, точно панель, по которой вереницей
 тянулись чужие мысли в их будничной одежде <...> Он ничему не учил, ничего не
 знал, ничего не желал".
 Однажды в ее жизнь вторглось нечто необычное. Бовари получили приглашение на бал
 в родовой замок маркиза, которому Шарль удачно удалил нарыв в горле.
 Великолепные залы, знатные гости, изысканные яства, запах цветов, тонкого белья
 и трюфелей - в этой атмосфере Эмма испытала острое блаженство. Особенно
 возбуждало ее, что среди светской толчеи она различала токи запретных связей и
 предосудительных наслаждений. Она вальсировала с настоящим виконтом, который
 потом уезжал в сам Париж! Атласные туфельки ее после танцев пожелтели от
 навощенного паркета. "С ее сердцем случилось то же, что и с туфельками: от
 прикосновения с роскошью на нем осталось нечто неизгладимое..." Как ни надеялась
 Эмма на новое приглашение, его не последовало. Теперь жизнь в Тосте ей совсем
 опостылела. "Будущее представлялось ей темным коридором, упирающимся в наглухо
 запертую дверь". Тоска приняла форму болезни, Эмму мучили приступы удушья,
 сердцебиение, у нее появился сухой кашель, взвинченность сменялась апатией.
 Встревоженный Шарль объяснил ее состояние климатом и стал подыскивать новое
 место.
 Весной супруги Бовари переехали в городок Ионвиль под Руаном. Эмма к тому
 времени уже ждала ребенка.
 Это был край, где "говор лишен характерности, а пейзаж - своеобразия". В один и
 тот же час на центральной площади останавливался убогий дилижанс "Ласточка", и
 его кучер раздавал жителям свертки с покупками. В одно и то же время весь город
 варил варенье, запасаясь на год вперед. Все знали все и судачили обо всем и вся.
 Бовари были введены в здешнее общество. К нему относились аптекарь господин
 Оме, лицо которого "не выражало ничего, кроме самовлюбленности" , торговец
 тканями господин Лере, а также священник, полицейский, трактирщица, нотариус и
 еще несколько особ. На этом фоне выделялся двадцатилетний помощник нотариуса
 Леон Дюпюи - белокурый, с загнутыми ресницами, робкий и застенчивый. Он любил
 почитать, рисовал акварели и бренчал на пианино
  одним пальцем. Эмма Бовари поразила его воображение. С первой беседы они
 почувствовали друг в друге родственную душу. Оба любили поговорить о
 возвышенном и страдали от одиночества и скуки.
 Эмма хотела сына, но родилась девочка. Она назвала ее Бертой - это имя она
 слышала на балу у маркиза. Девочке нашли кормилицу. Жизнь продолжалась. Папаша
 Руо присылал им по весне индейку. Иногда навещала свекровь, корившая невестку за
 расточительность. Только общество Леона, с которым Эмма часто встречалась на
 вечеринках у аптекаря, скрашивало ее одиночество. Молодой человек уже был пылко
 влюблен в нее, но не знал, как объясниться. "Эмма казалась ему столь
 добродетельной, столь неприступной, что у него уже не оставалось и проблеска
 надежды", Он не подозревал, что Эмма в душе тоже страстно мечтает о нем. Наконец
 помощник нотариуса уехал в Париж продолжать образование. После его отъезда Эмма
 впала в черную меланхолию и отчаяние. Ее раздирали горечь и сожаление о
 несостоявшемся счастье. Чтобы как-то развеяться, она накупила в лавке у Лере
 обновок. Она и прежде пользовалась его услугами. Лере был ловким, льстивым и
 по-кошачьи хитрым человеком. Он давно угадал страсть Эммы к красивым вещам и
 охотно предлагал ей покупки в долг, присылая то отрезы, то кружева, то ковры, то
 шарфы. Постепенно Эмма оказалась у лавочника в изрядном долгу, о чем муж не
 подозревал.
 Однажды на прием к Шарлю пришел помещик Родольф Буланже. Сам он был здоров как
 бык, а на осмотр привез своего слугу. Эмма сразу ему понравилась. В отличие от
 робкого Леона тридцатичетырехлетний холостяк Родольф был опытным в отношениях с
 женщинами и уверенным в себе. Он нашел путь к сердцу Эммы с помощью туманных
 жалоб на одиночество и непонимание. Через некоторое время она стала его
 любовницей. Это случилось на верховой прогулке, которую предложил Родольф - как
 средство поправить пошатнувшееся здоровье госпожи Бовари. Эмма отдалась
 Родольфу в лесном шалаше, безвольно, "пряча лицо, вся в слезах". Однако затем
 страсть вспыхнула в ней, и упоительно-смелые свидания стали смыслом ее жизни.
 Она приписывала загорелому, сильному Родольфу героические черты своего
 воображаемого идеала. Она требовала от него клятв в вечной любви и
 самопожертвования. Чувство ее нуждалось в романтическом обрамлении. Она
 заставляла флигель, где они встречались по ночам, вазами с цветами. Делала
 Родольфу дорогие подарки, которые покупала все у того же Лере втайне от мужа.
 Чем больше привязывалась Эмма, тем более остывал к ней Родольф. Она трогала
 его, ветреника, своей чистотой и простодушностью. Но больше всего он дорожил
 собственным покоем. Связь с Эммой могла повредить его репутации. А она вела себя
 чересчур безрассудно. И Родольф все чаще делал ей замечания по этому поводу. Однажды он
 пропустил три свидания подряд. Самолюбие Эммы было больно задето. "Она даже
 призадумалась: за что она так ненавидит Шарля и не лучше ли все-таки попытаться
 полюбить его? Но Шарль не оценил этого возврата былого чувства, ее жертвенный
 порыв разбился, это повергло ее в полное смятение, а тут еще подвернулся
 аптекарь и нечаянно подлил масла в огонь".
 Аптекарь Оме числился в Ионвиле поборником прогресса. Он следил за новыми
 веяниями и даже печатался в газете "Руанский светоч". На этот раз им овладела
 мысль о произведении в Ионвиле одной новомодной операции, о которой он вычитал в
 хвалебной статье. С этой идеей Оме насел на Шарля, уговаривая его и Эмму, что
 они ничем не рискуют. Выбрали и жертву - конюха, у которого было врожденное
 искривление стопы. Вокруг несчастного образовался целый заговор, и в конце
 концов он сдался. После операции взволнованная Эмма встретила Шарля на пороге и
 бросилась ему на шею. Вечером супруги оживленно строили планы. А через пять дней
 конюх стал умирать. У него началась гангрена. Пришлось срочно вызвать "местную
 знаменитость" - врача, который обозвал всех остолопами и отрезал больному ногу
 до колена. Шарль был в отчаянии, а Эмма сгорала от позора. Душераздирающие крики
 бедняги конюха слышал весь город. Она еще раз убедилась, что ее муж -
 заурядность и ничтожество. В этот вечер она встретилась с Родольфом, "и от
 жаркого поцелуя вся их досада растаяла, как снежный ком".
 Она стала мечтать о том, чтобы навсегда уехать с Родольфом, и наконец
 заговорила об этом всерьез - после ссоры со свекровью, приехавшей в гости. Она
 так настаивала, так умоляла, что Родольф отступил и дал слово выполнить ее
 просьбу. Был составлен план. Эмма вовсю готовилась к побегу. Она по секрету
 заказала у Лере плащ, чемоданы и разные мелочи для дороги. Но ее ждал удар:
 накануне отъезда Родольф передумал брать на себя такую обузу. Он твердо решил
 порвать с Эммой и послал ей прощальное письмо в корзинке с абрикосами. В нем он
 также извещал, что уезжает на время.
 ...Сорок три дня Шарль не отходил от Эммы, у которой началось воспаление мозга.
 Только к весне ей стало лучше. Теперь Эмма была равнодушна ко всему на свете.
 Она увлеклась благотворительностью и обратилась к Богу. Казалось, ничто не может
 ее оживить. В Руане в это время гастролировал знаменитый тенор. И Шарль, по
 совету аптекаря, решил повезти жену в театр.
 Эмма слушала оперу "Лючия де Ламермур", забыв обо всем. Переживания героини
 казались ей схожими с ее муками. Она вспомнила собственную свадьбу. "О, если б
 в ту пору, когда ее красота еще не утратила своей первоначальной свежести, когда к ней еще не пристала грязь супружеской жизни, когда она еще не разочаровалась в любви запретной, кто-нибудь
 отдал ей свое большое, верное сердце, то добродетель, нежность, желание и
 чувство долга слились бы в ней воедино и с высоты такого счастья она бы уже не
 пала <...>. А в антракте ее ждала неожиданная встреча с Леоном. Теперь он
 практиковал в Руане. Они не виделись три года и забыли друг друга. Леон был уже
 не прежним робким юношей. "Он решил, что пора сойтись с этой женщиной", убедил
 госпожу Бовари остаться еще на один день, чтобы вновь послушать Лагарди. Шарль
 горячо его поддержал и уехал в Ионвиль один.
 ...Снова Эмма была любима, снова она безжалостно обманывала мужа и сорила
 деньгами. Каждый четверг она уезжала в Руан, где якобы брала уроки музыки, а
 сама встречалась в гостинице с Леоном. Теперь она выступала как искушенная
 женщина, и Леон был всецело в ее власти. Между тем хитрец Лере принялся
 настойчиво напоминать о долгах. По подписанным векселям накопилась огромная
 сумма. Бовари грозила опись имущества. Ужас подобного исхода невозможно было
 представить. Эмма бросилась к Леону, но ее возлюбленный был малодушен и
 труслив. Его уже и так пугало, что Эмма слишком часто приходит к нему прямо в
 контору. И он ничем ей не помог. Ни у нотариуса, ни у податного инспектора она
 также не нашла сочувствия. Тогда ее осенило - Родольф! Ведь он давно вернулся к
 себе в поместье. И он богат. Но бывший ее герой, поначалу приятно удивленный ее
 появлением, холодно заявил: "У меня таких денег нет, сударыня".
 Эмма вышла от него, чувствуя, что сходит с ума. С трудом добрела она до аптеки,
 прокралась наверх, где хранились яды, нашла банку с мышьяком и тут же проглотила
 порошок...
 Она умерла через несколько дней в страшных мучениях. Шарль не мог поверить в ее
 смерть. Он был полностью разорен и убит горем. Окончательным ударом стало для
 него то, что он нашел письма Родольфа и Леона. Опустившийся, обросший,
 неопрятный, он бродил по дорожкам и плакал навзрыд. Вскоре он тоже умер, прямо
 на скамейке в саду, сжимая в руке прядь Эмминых волос. Маленькую Берту взяла на
 воспитание сначала мать Шарля, а после ее смерти - престарелая тетка. Папашу Руо
 разбил паралич. Денег у Берты не осталось, и она вынуждена была пойти на
 прядильную фабрику.
 Леон вскоре после смерти Эммы удачно женился. Лере открыл новый магазин.
 Аптекарь получил орден Почетного легиона, о котором давно мечтал. Все они очень
 преуспели.
 Воспитание чувств (L'education sentimentale)
 Роман (1869)
 Осенью 1840 г. восемнадцатилетний Фредерик Моро возвращался пароходом в родной
 город Ножан-на-Сене. Он уже получил звание бакалавра и вскоре должен был
 отправляться в Париж изучать право. Мечтательный, способный к наукам и
 артистичный, "он находил, что счастье, которого заслуживает совершенство его
 души, медлит". На пароходе он познакомился с семьей Арну. Муж был общительным
 здоровяком лет сорока и владел "Художественной промышленностью" - предприятием,
 соединявшим газету, посвященную живописи, и магазин, где торговали картинами. Жена его, Мария, поразила Фредерика необычной красотой. "Словно видение предстало ему... Никогда не видел он такой
 восхитительной смуглой кожи, такого чарующего стана, таких тонких пальцев". Он
 влюбился в госпожу Арну романтической и в то же время страстной любовью, еще не
 зная, что это на всю жизнь.
 В Ножане он встретился с Шарлем Делорье, своим приятелем по коллежу. Из-за
 бедности Шарль вынужден был прервать образование и служить клерком в провинции.
 Оба друга собирались жить вместе в Париже. Но средства на это пока были только у
 Фредерика, которого ссужала мать. В коллеже друзья мечтали о великих деяниях.
 Фредерик - о том, чтобы стать знаменитым писателем, Шарль - о том, чтобы
 создать новую философскую систему. Сейчас он предрекал скорую революцию и
 сожалел, что бедность мешает ему развернуть пропаганду.
 Поселившись в Париже, Фредерик перебрал набор обычных светских развлечений,
 обзавелся новыми знакомствами и вскоре "впал в совершеннейшую праздность".
 Правда, он сочинял роман в духе Вальтера Скотта, где героем был он сам, а
 героиней - госпожа Арну, но это занятие недолго его вдохновляло. После
 нескольких неудачных попыток случай помог ему войти в дом к Арну.
 Расположенная на Монмартре, "Художественная промышленность" была чем-то вроде
 политического и артистического салона. Но для Фредерика главным оставалась его
 безумная любовь к госпоже Арну, которой он боялся признаться в своем чувстве.
 Делорье, к этому времени уже приехавший в Париж, не понимал увлечения друга и
 советовал ему добиваться своего или выкинуть страсть из головы. Он делил с
 Фредериком кров, жил на его деньги, но не мог побороть зависти к приятелю -
 баловню судьбы. Сам он мечтал о большой политике, о том, чтобы руководить
 массами, тянулся к социалистам, которые были в их молодежной компании.
 Прошло время, и оба приятеля защитили диссертации, причем Шарль с блеском. Мать
 Фредерика уже не могла присылать сыну необходимую сумму, к тому же она старела
 и жаловалась на одиночество. Молодому человеку пришлось покинуть столицу, с
 которой были связаны все его привязанности и надежды, и устроиться работать в
 Ножане. Постепенно он "привыкал к провинции, погружался в нее, и даже сама его
 любовь приобрела дремотное очарование". В это время единственной отрадой
 Фредерика стала Луиза Рокк - соседская девочка-подросток. Ее отец был
 управляющим крупного парижского банкира Дамреза и успешно увеличивал
 собственный капитал. Так прошло еще три года. Наконец умер престарелый дядюшка
 Фредерика, и герой стал наследником немалого состояния. Теперь он снова смог вернуться в Париж, пообещав матери сделать там дипломатическую карьеру. Сам же он в первую очередь думал о госпоже Арну.
 В Париже выяснилось, что у Арну уже второй ребенок, что "Художественная
 промышленность" стала приносить убытки и ее пришлось продать, а взамен начать
 торговлю фаянсом. Госпожа Арну, как и раньше, не давала Фредерику никаких надежд
 на взаимность. Не обрадовала героя и встреча с Делорье. У того не складывалась
 адвокатская карьера, он проиграл несколько дел в суде и теперь слишком явно
 хотел присоединиться к наследству друга и слишком зло говорил о людях,
 занимающих какое-то положение. Фредерик поселился в уютном особняке, отделав
 его по последней моде. Теперь он был достаточно богат, чтобы войти в избранные
 столичные круги. Однако по-прежнему любил старых друзей, среди которых были и
 совсем неимущие - например вечный неудачник, ярый социалист Сенекаль или
 республиканец Дюссардье - честный и добрый, но несколько ограниченный.
 Фредерик по натуре был мягок, романтичен, деликатен, он не отличался
 расчетливостью и порой бывал по-настоящему щедр. Не лишенный честолюбия, он тем
 не менее так и не мог выбрать достойного применения своему уму и способностям.
 То он принимался за литературный труд, то за исторические изыскания, то
 обучался живописи, то обдумывал министерскую карьеру. Ничего он не доводил до
 конца. Он находил объяснение в своей несчастной любви, которая парализовала его
 волю, однако не мог противиться обстоятельствам. Постепенно он все больше
 сближался с семейством Арну, стал самым близким человеком в их доме, постоянно
 общался с мужем и знал все о его тайных похождениях и финансовых делах, но это
 только прибавляло ему страданий. Он видел, что боготворимая им женщина терпит
 обман не лишенного обаяния, но вульгарного и заурядного дельца, каким был Жак
 Арну, и ради детей хранит мужу верность.
 Сердечная тоска, однако, не мешала герою вести светский образ жизни. Он посещал
 балы, маскарады, театры, модные рестораны и салоны. Он был вхож в дом куртизанки
 Розанетты, по прозвищу Капитанша, - любовницы Арну, и при этом стал завсегдатаем
 у Дамрезов и пользовался благосклонностью самой банкирши. У Делорье, который
 по-прежнему вынужден был довольствоваться обедами за тридцать су и поденно
 трудиться, рассеянная жизнь друга вызывала злость. Шарль мечтал о собственной
 газете как о последнем шансе обрести влиятельное положение. И однажды напрямую
 попросил на нее денег у Фредерика. И хотя тому потребовалось снять крупную сумму
 с основного капитала, он сделал это. Но в последний день отнес пятнадцать тысяч франков не Шарлю, а Жаку Арну, которому грозил суд после неудачной сделки. Он спасал от разорения любимую женщину, чувствуя вину перед другом.
 В обществе накануне революции было смятение, в чувствах Фредерика - тоже. Он
 по-прежнему благоговейно любил госпожу Арну, однако при этом желал стать
 любовником Розанетты. "Общение с этими двумя женщинами составляло как бы две
 мелодии; одна была игривая, порывистая, веселящая, другая же - торжественная,
 почти молитвенная". А временами Фредерик мечтал еще о связи с госпожой Дамрез,
 которая придала бы ему веса в обществе. Он был дитя света - и вместе с тем уже
 успел почувствовать холод и фальшь его блеска.
 Получив письмо от матери, он опять уехал в Ножан. Соседка Луиза Рокк к тому
 времени стала богатой невестой. Она с отрочества любила Фредерика. Их брак был
 как бы молчаливо решен, и все-таки герой медлил. Он вновь вернулся в Париж,
 обещав девушке, что уезжает ненадолго. Но новая встреча с госпожой Арну

<< Пред.           стр. 1 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу