<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ротмистр требует, чтобы его накрыли походным мундиром. Он проклинает женщин
 ("Могучая сила пала перед низкой хитростью, и будь ты проклята, ведьма, будьте
 прокляты все вы, женщины!"), но потом призывает на помощь женщину-мать. Он зовет
 Кормилицу. Его последние слова: "Убаюкай меня, я устал, я так устал! Покойной
 ночи, Маргрет, благословенна ты в женах". Ротмистр умирает, как определил
 Доктор, от апоплексического удара.
 
 Герхарт Гауптман
 Перед восходом солнца (Vor Sonnenaufgang)
 Драма (1889)
 Действие происходит в современной писателю Силезии.
 В имении Краузе появляется Альфред Лот, он хотел бы видеть господина инженера.
 Фрау Краузе - крикливая крестьянская баба, оценив скромный вид и простоватую
 одежду незнакомца, принимает его за просителя и гонит прочь. Гофман урезонивает
 тещу, он узнает в прибывшем друга гимназической поры, с которым не виделся
 десять лет. Он рад встрече, с удовольствием предается воспоминаниям о прошлом.
 Какими же наивными идеалистами они были, упивались высокими помыслами о
 переустройстве мира, всеобщем братстве. А эти смешные планы уехать в Америку,
 купить землю и организовать там небольшую колонию, где жизнь бы строилась на
 иных принципах. Гофман и Лот вспоминают друзей юности, по-разному сложились их
 судьбы, иных уже нет на свете. Оглядывая обстановку дома, Лот примечает
 сочетание новомодности и крестьянского вкуса, все здесь говорит о достатке. У
 Гофмана холеный вид, он прекрасно одет и явно доволен собой и жизнью.
 Лот рассказывает о себе: его безвинно осудили, приписав участие в
 противозаконной политической деятельности, он два года отсидел в
 тюрьме, где написал свою первую книгу по экономическим проблемам, потом подался
 в Америку, сейчас работает в газете.
 Неплохое, в сущности, время было, вспоминает Гофман, а сколько ему дало общение
 с друзьями, им обязан он во многом широтой взглядов, свободой от предрассудков.
 Но пусть в мире все идет своим естественным путем, не нужно пытаться прошибить
 лбом стену. Гофман называет себя сторонником практических действий, а не
 отвлеченных теорий, которые не имеют ничего общего с действительностью.
 Разумеется, он сострадает беднякам, но изменение их участи должно произойти
 сверху.
 Гофман полон самодовольства - он теперь человек с положением, успешно занимается
 предпринимательством. В имении у тестя живет потому, что беременной жене нужны
 спокойная обстановка и чистый воздух. Лот уже наслышан о грандиозной афере,
 когда Гофману удалось получить исключительное право на весь добываемый на
 шахтах уголь. В ответ на просьбу Лота о деньгах Гофман вручает ему чек на
 двести марок, он всегда готов оказать услугу старому другу.
 Лот знакомится со свояченицей Гофмана Еленой. Девушка не считает нужным
 скрывать от гостя, сколь ненавистен ей этот поселок и этот дом. Найденный здесь
 уголь в один миг превратил нищих крестьян в богачей. Так обрела состояние и ее
 семья. А эти углекопы - угрюмые, ожесточенные люди, вызывающие страх. Лот
 признается, что приехал именно ради них - надо найти и устранить причины,
 делающие этих людей такими мрачными и озлобленными.
 ужин поражает Лота богатством сервировки стола и изысканностью блюд и напитков.
 Расфуфыренная фрау Краузе в шелку и дорогих украшениях не упускает случая
 похвастаться, что они ради шику не постоят за ценой. На ужин приглашен сын
 соседей, племянник фрау Краузе Вильгельм Кааль, пустой и глуповатый молодой
 человек, от безделья занимающийся охотой на жаворонков и голубей. Он считается
 женихом Елены, однако та его терпеть не может. Всеобщее изумление вызывает то,
 что Лот отказывается от спиртного, он убежденный трезвенник, много и пространно
 рассуждает о вреде алкоголя и пагубности пьянства, не замечая замешательства
 собравшихся за столом.
 Под утро из трактира возвращается пьяный Краузе, недвусмысленно пристает к
 дочери. Елене с трудом удается вырваться. Она стремится к общению с Лотом,
 который кажется ей удивительным, необычным человеком. Жизнь здесь убога, никакой
 пищи для ума, объясняет она гостю. Ее единственная отрада - книги, но Лот ругает
 ее любимого "Вертера", называя его глупой книгой для слабых людей, достается от
 него и Ибсену с Золя, которых он называет "неизбежным злом". А в деревенской
 глуши немало прелести. Лот никогда не стремился к личному благополучию, его цель - борьба на благо прогресса,
 должны исчезнуть нищета и болезни, рабство и подлость, необходимо изменить эти
 нелепые общественные отношения. Елена слушает его, затаив дыхание, такие речи ее
 поражают, но они находят в ее душе отклик.
 фрау Краузе, выступая поборницей морали, намерена прогнать работницу, которая
 провела ночь с кучером. Елена встает на ее защиту, обвиняя мачеху в лицемерии, -
 как правило, Кааль только под утро покидает ее спальню.
 Гофман беседует с доктором Шиммельпфеннингом, нанесшим визит его жене. Он
 опасается за жизнь будущего, ребенка после потери первенца. Доктор советует ему
 сразу же разлучить младенца с матерью, он должен жить отдельно от нее, а
 воспитание можно поручить свояченице. Гофман согласен, он уже купил подходящий
 дом.
 Елена на грани истерики. Отец - пьяница, похотливое животное. Мачеха -
 развратница, сводница, посредничающая между своим любовником и ней. Невозможно
 дальше терпеть эти мерзости, надо бежать из дома или покончить с собой. Не
 может она утешаться водкой, как сестра. Гофман ласково уговаривает девушку,
 похоже, между ними близкие отношения. Они оба мало подходят к этой мужицкой
 среде, твердит Гофман, они созданы друг для друга. Скоро они станут жить
 отдельно, она заменит ребенку мать. В том, что Елена не реагирует на
 обрисованные им перспективы, Гофман усматривает разлагающее влияние Лота и
 призывает остерегаться его, он фантазер, мастер затуманивать мозги. И вообще
 само общение с таким человеком компрометирует.
 Гофман пытается дискредитировать Лота в глазах Елены, расспрашивая о его
 невесте. Лот поясняет: помолвка расстроилась, когда он попал в тюрьму. И вообще
 он, наверное, не годится для семейной жизни, поскольку стремится всего себя
 отдать борьбе. Лот излагает причину приезда - он намерен изучить положение
 здешних углекопов. Он просит у Гофмана разрешения на осмотр рудников, чтобы
 познакомиться с производством. Тот возмущен: зачем подрывать основы в месте,
 где один из твоих друзей обрел счастье и твердо встал на ноги? Он согласен
 оплатить все расходы по поездке и даже оказать материальную поддержку в
 предвыборной кампании партии, к которой принадлежит Лот. Но тот твердо стоит на
 своем, друзья ссорятся, и Лот рвет выписанный прежде Гофманом денежный чек.
 Спустя четверть часа Гофман просит прощения за вспыльчивость и умоляет Лота
 остаться. Елена пугается, что Лот, без которого она уже не мыслит своего
 дальнейшего существования, уйдет, она признается ему в любви. Лоту кажется, что
 наконец он нашел ту, которую искал все эти годы. Его удивляют некоторые странности в поведении Елены, но та просто боится, что когда он узнает правду про их семью, то оттолкнет, прогонит ее.
 У жены Гофмана начинаются роды. Лот беседует с находящимся по этому поводу в
 доме доктором. Шиммельпфеннинг - еще один его прежний друг, который тоже изменил
 себе, отступил от тех принципов, которые они исповедовали в юности. Вернувшись,
 по его словам, в мышеловку, он делает деньги. Он мечтает, достигнув
 материальной независимости, заняться наконец научной работой. А обстановка тут
 ужасная - пьянство, обжорство, кровосмесительство и, как следствие, повсеместное
 вырождение. Он интересуется, как жил Лот эти годы. Не женился ли? Помнится, он
 мечтал об этакой ядреной бабе со здоровой кровью в жилах. Узнав, что Лот
 влюбился в Елену и намерен жениться на ней, доктор считает своим долгом
 прояснить ему ситуацию. Это семья алкоголиков, от алкоголизма погиб и
 трехлетний сын Гофмана. Его жена пьет до потери сознания. Глава семьи вообще не
 вылезает из трактира. Жаль, конечно, Елену, тошно ей в этой атмосфере, но ведь
 Лот всегда считал важным произвести на свет физически и духовно здоровое
 потомство, а тут могут появиться наследственные пороки. Да и Гофман испортил
 девушке репутацию.
 Лот решает немедленно покинуть дом, переехать к доктору. Он оставляет Елене
 прощальное письмо. Гофман может быть спокоен, завтра же Лот будет далеко от
 этих мест.
 В доме суматоха, ребенок родился мертвым. Прочитав письмо, Елена приходит в
 отчаянье, она хватает висящий на стене охотничий нож и лишает себя жизни. В это
 же время слышна песня, которую поет возвращающийся домой пьяный отец.
 Потонувший колокол (Die versunkene Glocke)
 Драматическая сказка в стихах (1896)
 Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей скалой. На краю колодца сидит
 юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчесывает свои густые
 рыжевато-золотистые волосы. Перегнувшись через край сруба, она зовет Водяного.
 Ей скучно, бабушка Виттиха в лес ушла, глядишь, за болтовней быстрее время
 пролетит. Водяной не в духе, он устал от насмешек и колкостей очаровательной
 проказницы. Раутенделейн призывает Лешего развлечь ее, но тот быстро надоедает
 ей своими назойливыми ухаживаниями. Девушка скрывается в хижине.
 Леший хвастается, сколь удачна была его последняя забава. Над
 обрывом люди построили новую церковь. Восемь лошадей везли к ней на телеге
 колокол, а он ухватился за колесо, колокол пошатнулся, понесся вниз по камням со
 звоном и гулом и потонул в озере. Если бы не его, Лешего, прыть, замучил бы их
 всех колокол своим несносным завыванием.
 Появляется изнуренный, ослабевший Генрих, литейщик колоколов, и падает на траву
 неподалеку от хижины. Он сорвался в пропасть, откуда чудом выбрался, а потом
 заблудился. Старая Виттиха, возвращаясь из леса, натыкается на Генриха. Только
 этого не хватало, и так от пастора и бургомистра житья нет, а если обнаружится,
 что здесь мертвец, запросто спалить хижину могут. Она поручает Раутенделейн
 принести охапку сена и поудобнее устроить лежащего, дать ему напиться.
 Очнувшийся Генрих поражен красотой юной девушки. Наверное, она привиделась ему
 во сне или же он умер. А этот нежный, божественный голос, как бы хотел он влить
 его в медь колокола. Генрих впадает в забытье. Слышатся приближающиеся голоса
 людей - это Леший навел их на след мастера. Испуганная старуха поспешно гасит
 огонь в доме и зовет Раутенделейн, приказывая оставить Генриха - он смертный,
 пусть она и отдаст его смертным. Но девушка вовсе не хочет, чтобы люди забрали
 Генриха. Вспомнив бабушкины уроки, она ломает цветущую ветку и чертит вокруг
 лежащего круг.
 Появляются Пастор, Цирюльник и Учитель, они недоумевают - Генрих свалился в
 пропасть, а крики о помощи почему-то доносились сверху, они с трудом
 вскарабкались сюда по кручам. Пастор в унынии: такой прекрасный светлый Божий
 праздник, и так кончился. Цирюльник, оглядевшись, призывает побыстрее покинуть
 поляну - это проклятое место, а вон и хижина старой колдуньи. Учитель заявляет,
 что не верит в колдовство. По доносящимся стонам они находят лежащего Генриха,
 но подойти к нему ближе не могут, натыкаются на заколдованный круг. А тут еще
 Раутенделейн, пугая их, проносится мимо с дьявольским хохотом. Пастор решает
 одолеть коварство сатаны и решительно стучится в дверь хижины. Виттиха не желает
 лишних неприятностей, снимает колдовские чары, пусть забирают своего мастера,
 но не проживет он долго. Да и в мастерстве не больно силен, плохой был звук у
 последнего колокола, и он один знал это и мучился. Генриха кладут на носилки и
 уносят. Раутенделейн не может понять, что с ней происходит. Она плачет, поясняет
 Водяной, это слезы. Ее влечет в мир людей, но это обернется гибелью. Люди -
 жалкие рабы, а она - принцесса, он в очередной раз зовет ее к себе в жены. Но
 Раутенделейн устремляется в долину, к людям.
 Дом литейщика колоколов мастера Генриха. Его жена Магда принаряжает двух
 малолетних сыновей, собираясь в церковь. Соседка уговаривает не торопиться,
 церковка в горах видна из окна, но нет
 белого флага, который собирались поднять, как только будет подвешен колокол.
 Поговаривают, что там не все благополучно. Встревоженная Марта оставляет детей
 на ее попечение и торопится к мужу.
 В дом приносят на носилках Генриха. Пастор утешает Магду: доктор сказал, что
 есть надежда. Он стал жертвой исчадий ада, которые, страшась святого звона,
 пытались погубить мастера. Магда просит всех уйти, подносит мужу воды. Тот,
 чувствуя близкий конец, прощается с женой, просит у нее прощения за все.
 Последний колокол у него не удался, он бы плохо звучал в горах. А это был бы
 позор для мастера, уж лучше смерть. Вот и бросил он свою жизнь вслед негодному
 творению. Пастор советует Магде сходить к знахарке Финдекле. В доме появляется
 одетая служанкой Раутенделейн с корзинкой лесных ягод. Вот девушка и посидит
 пока с больным. Не теряя времени, Раутенделейн принимается колдовать. Очнувшийся
 Генрих недоумевает - где он видел это божественное создание? Кто она? Но
 Раутенделейн сама этого не знает - лесная бабушка нашла ее в траве, вырастила.
 Она обладает волшебным даром - поцелует глаза, и откроются они для всех
 небесных далей.
 Вернувшаяся домой Магда счастлива: муж просыпается здоровым, он полон сил и
 жажды творить.
 Заброшенная плавильня в горах. Водяной и Леший злятся и завидуют: целыми днями
 Генрих варит металлы, а ночи проводит в объятиях прекрасной Раутенделейн. Леший
 не упускает случая поддеть девушку: если бы он не подтолкнул повозку, не попал
 бы благородный сокол в ее сети. Приходит Пастор, хочет вернуть назад заблудшую
 овцу, колдовством заманили благочестивого человека, отца семейства. Увидев
 Генриха, Пастор поражен, как он прекрасно выглядит. Мастер с увлечением
 рассказывает, над чем трудится: хочет он создать игру колоколов, заложит высоко
 в горах фундамент нового храма, и ликующий, победный звон будет возвещать миру
 рождение дня. Пастор возмущен нечестивостью помыслов мастера, это все влияние
 проклятой колдуньи. Но настанет для него день раскаяния, услышит он тогда голос
 потонувшего в озере колокола.
 Генрих трудится в плавильне, подгоняя своих подмастерьев-гномов. От усталости он
 погружается в сон. Водяной бурчит - вздумал тягаться с Богом, а сам слаб и
 жалок! Генриха мучают кошмары, кажется ему, что звучит потонувший в озере
 колокол, дрожит, пытается подняться вновь. Он зовет на помощь Раутенделейн, та
 ласково успокаивает мастера, ему ничто не грозит. Леший тем временем призвал
 людей, подстрекая поджечь плавильню. В Раутенделейн попадает камень, она
 призывает Водяного смыть людей в пропасть потоками воды, но тот отказывается:
 ненавистен ему мастер, вознамерившийся царить над Богом и людьми. Генрих
 сражается с наступающей толпой, швыряя горящие головни и гранитные глыбы. Люди вынуждены отступить.
 Раутенделейн ободряет его, но Генрих не слушает ее, он видит, как по узкой
 горной тропе взбираются двое мальчиков босиком, в одних рубашонках. Что у вас в
 кувшинчике? - спрашивает он сыновей. Слезы мамы, лежащей среди водяных лилий, -
 отвечают призраки. Генрих слышит звон потонувшего колокола и, прокляв, гонит от
 себя Раутенделейн.
 Лужайка с хижиной Виттихи, С гор спускается измученная и скорбная Раутенделейн и
 в отчаянии бросается в колодец. Леший сообщает Водяному, что Генрих бросил
 девушку, а его плавильню в горах он спалил. Водяной доволен, он знает, кто
 двигал мертвым языком потонувшего колокола - утопленница Марта.
 Появляется обессилевший, совершенно больной Генрих, шлет проклятья людям,
 доведшим до смерти его жену, зовет Раутенделейн. Безуспешно пытается он
 взобраться выше в горы. Сам оттолкнул от себя светлую жизнь, ворчит старуха, был
 званым, да не стал избранным, а теперь затравлен людьми, и крылья у него навек
 сломаны. Генрих и сам не поймет, почему слепо и бездумно подчинился колоколу,
 созданному им, и голосу, который сам в него вложил. Надо было разбить тот
 колокол, не дать поработить себя. Он умоляет старуху позволить ему перед
 смертью увидеть Раутенделейн. Виттиха ставит перед ним три кубка с белым,
 красным и желтым вином. Выпьет первый - вернутся к нему силы, выпьет второй -
 снизойдет светлый дух, но потом он обязан осушить и третий кубок. Генрих
 выпивает содержимое двух кубков. Появляется Раутенделейн - она стала русалкой.
 Она не желает признавать Генриха и не хочет вспоминать о былом. Он умоляет
 Раутенделейн помочь ему освободиться от мук, подать последний кубок.
 Раутенделейн обнимает Генриха, целует его в губы, потом медленно отпускает
 умирающего.
 
 Томас Гарди
 Тэсс из рода д'Эрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображенная (Tess of the d'Urbervilles. A Pure Woman Faithfully Presented)
 Роман (1891)
 Глухая английская провинция конца прошлого века. В долине Блекмор (или Блекмур)
 живет семейство возчика Джека Дарбейфилда. Однажды майским вечером глава
 семейства встречает священника, который, отвечая на приветствие, называет его
 "сэром Джоном", Джек удивлен, а священник объясняет: Дарбейфилд является прямым
 потомком рыцарской семьи д'Эрбервиллей, ведущей свой род от сэра Пэгана
 д'Эрбервилля, "что приехал из Нормандии с Вильгельмом Завоевателем" . К
 сожалению, род давно угас, замков и поместьев у него не осталось, зато в
 соседней деревне Кингсбир-суб-Гринхилл имеется множество фамильных склепов.
 Ошарашенный Дарбейфилд верит священнику. Не привычный к тяжелой работе, он с
 легкостью начинает подражать манерам знати и большую часть времени проводит в
 кабаках. Жена его, обремененная многочисленными малолетними детьми, тоже не
 прочь вырваться из дому и пропустить рюмочку-другую. Опорой семьи и младших
 детей, по сути, оказывается старшая дочь Тэсс.
 Подвыпивший отец не в состоянии везти на ярмарку ульи, и Тэсс вместе с младшим
 братом еще до рассвета пускаются в путь. По дороге они нечаянно засыпают, и на
 их повозку налетает почтовая двуколка. Острая оглобля вонзается в грудь лошади,
 и та падает мертвой.
 После потери лошади дела семьи резко ухудшаются. Неожиданно миссис Дарбейфилд
 узнает, что неподалеку живет богатая миссис д'Эрбервилль, и ей тут же приходит в
 голову, что эта леди - их родственница, а значит, к ней можно отослать Тэсс,
 чтобы та рассказала об их родстве и попросила помощи.
 Тэсс претит роль бедной родственницы, однако, сознавая себя виновной в гибели
 лошади, она подчиняется желанию матери. На деле же миссис д'Эрбервилль им вовсе
 не родственница. Просто ее покойный муж, будучи очень богатым человеком, решил
 присоединить к своей плебейской фамилии Сток еще одну, более аристократическую.
 В поместье Тэсс встречает фатоватого молодого человека - Алека, сына миссис
 д'Эрбервилль. Разглядев необычную для деревенской девушки красоту Тэсс, Алек
 решает приударить за ней. Убедив ее, что мать его больна и поэтому не может
 принять ее, он целый день гуляет с ней по своим владениям.
 Дома девушка рассказывает обо всем родителям, и те решают, что их родственник
 влюбился в Тэсс и хочет на ней жениться. Девушка пытается их разубедить, но
 безуспешно. Тем более, что через несколько дней приходит письмо, в котором
 миссис д'Эр6ервилль сообщает о своем желании поручить Тэсс присматривать за
 птичником. Тэсс не хочет покидать родной дом, тем более что мистер Алек внушает
 ей страх. Но, памятуя о своей вине перед семьей, она соглашается принять это
 предложение.
 В первый же день Алек заигрывает с ней, и она с трудом уклоняется от его
 поцелуев. Желая заполучить девушку, он меняет тактику:
 теперь он каждый день приходит к ней на птичий двор и дружески болтает с ней,
 рассказывает о привычках своей матери, и постепенно Тэсс перестает его дичиться.
 Субботними вечерами работницы обычно отправляются в соседний городок
 потанцевать. Тэсс тоже начинает ходить на танцы. Обратно она всегда ищет себе
 попутчиц среди своих товарок. Как-то раз она случайно оказывается в компании
 подвыпивших девиц, бывших любовниц Алека, которые злобно накидываются на нее,
 обвиняя в сожительстве с молодым д'Эрбервиллем. Внезапно появившийся Алек
 предлагает Тэсс увезти ее от разъяренных женщин. Желание Тэсс убежать столь
 велико, что она вскакивает на круп коня молодого повесы, и тот увозит ее.
 Обманом он завлекает ее в лес и там обесчещивает.
 Через несколько месяцев Тэсс тайком покидает поместье - она
 больше не может терпеть любовь молодого д'Эрбервилля. Алек пытается вернуть ее,
 но все уговоры и посулы его напрасны. Дома родители сначала возмущаются ее
 поступком, пеняют ей, что она не сумела заставить родственника жениться на ней,
 но скоро успокаиваются. "Не мы первые, не мы последние", - философски замечает
 мать девушки.
 В конце лета вместе с другими поденщиками Тэсс работает в поле. Во время обеда
 она, отойдя в сторону, кормит своего новорожденного ребенка. Вскоре младенец
 заболевает, и Тэсс хочет окрестить его, однако отец не пускает священника в дом.
 Тогда девушка, боясь, что невинная душа попадет в ад, сама, в присутствии
 младших братьев и сестер, совершает обряд крещения. Вскоре младенец умирает.
 Растроганный бесхитростным рассказом Тэсс, священник тем не менее не разрешает
 ей похоронить малыша в священной земле, и той приходится довольствоваться
 местом в углу кладбища, где лежат самоубийцы, пьяницы и некрещеные младенцы.
 За короткое время наивная девушка превращается в серьезную женщину. Иногда Тэсс
 кажется, что она еще может найти свое счастье, но для этого надо уйти из
 здешних мест, связанных со столь тягостными для нее воспоминаниями. И она
 отправляется доильщицей на мызу Тэлботейс.
 Тэсс прижилась на ферме, хозяева и другие девушки-доильщицы неплохо относятся к
 ней. Также на ферме работает некий мистер Энджел Клэр, младший сын священника,
 решивший на практике изучить все отрасли фермерского хозяйства, чтобы потом

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу