<< Пред.           стр. 18 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 § 3. Прочие виды транспорта
 Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств — участ­ников соглашения. Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная на­кладная. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются со­ответствующими национальными органами и отличаются большим разнообразием (табл. 11.1).
 
 Таблица 11.1
 Средние доходные ставки по грузовым перевозкам на железных дорогах*
 
 Странадол./10 т-км
 Япония0,595
 Германия0,572
 Франция0,496
 Венгрия0,366
 Испания0,352
 Польша0,205
 США0,164
 Канада0,154
 Китай0,043
 Россия0,036
 
 
 *РЖД-Партнер. 1999. № 4. С. 9.
 
 Крупнейшими по объемам перевозок грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту — США, Китая и России, по перевозкам пассажиров — Япо­нии, Индии и России, по эксплуатацион­ной длине железных дорог — США и Рос­сия, по протяженности электрифицирован­ных магистралей — Россия.
 В настоящее время грузооборот желез­ных дорог несколько сокращается в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот — в пользу авиатранспорта.
 Регулированием международных желез­нодорожных перевозок и согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транс­порта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария). Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о между­народных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозке
 грузов и пассажиров, первоначально заключенные в конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоя­щее время действует единая Конвенция о международных железно­дорожных перевозках в редакции 1980 г., содержащая объединенный текст Бернских конвенций.
 Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуатацион­ной эластичностью по сравнению с другими видами транспорта, так как возможна доставка товара «от двери до двери».
 Основным документом, которым оформляется международная автомобильная перевозка, является автомобильная накладная, со­ставляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и покупателю).
 Тарифы на автомобильные перевозки аналогично железнодорожным тарифам регулируются соответствующими национальными органами и отличаются разнообразием в каждой стране. Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку 1 т груза в зависимости от расстояния и предусматривают определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.
 Международные автомобильные сообщения регулируются Кон­венцией о договоре международной перевозки грузов автомобиль­ным транспортом и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов, вступившими в силу соответственно в 1961 и 1968 гг.
 В целях упрощения таможенных процедур в международных авто­мобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с приме­нением книжки международной дорожной перевозки. В 1975 г. была принята ее новая редакция. Участниками данной Конвенции явля­ются практически все европейские страны. На основе этой Конвен­ции международные автомобильные перевозки осуществляются по системе TIR (Transport International Routine), в соответствии с кото­рой транспорт с книжками международной дорожной перевозки TIR пересекает транзитные границы без проверки грузов. Книжки TIR выдают национальные объединения Международного союза дорож­ных перевозчиков.
 Международные речные сообщения развиты в основном в Европе, где существует сеть рек и каналов с развитой транспортной инфра­структурой.
 Международные речные сообщения по р. Дунай регулируются Братиславскими соглашениями, заключенными речными пароходствами придунайских стран. В 1955 г. было заключено Соглаше­ние об общих условиях перевозки грузов по р. Дунай, в 1978 г. —
 Международное соглашение об общих условиях перевозки контей­неров по р. Дунай, в 1979 г. — Соглашение о международных грузовых тарифах.
 В результате бомбардировок НАТО в Югославии в 1999 г. транс­портное сообщение по р. Дунай практически прекратилось.
 Некоторые товары попадают в международный торговый оборот с помощью иных средств доставки, например нефть и газ — посредст­вом трубопроводного транспорта (но не только), электроэнергия — посредством электросетей, информационные товары и услуги — по­средством телекоммуникации и электронных средств связи. Процесс торговли, в том числе и розничной, многими товарами осуществля­ется через Internet. В этом случае доставка товаров, имеющих ма­териально-вещественную форму производится традиционными способами.
 
 Литература
 
 1. Афанасьев В. Г. Международный воздушный транспорт: эконо­мика, политика, внешнеэкономические связи. — М.: Междунар. отно­шения, 1992.
 2. Могилевкин И. М. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях. — М.: Наука, 1992.
 3. Оберг P.P., Фафурин Н.А. Коммерческая практика загранич­ного плавания. — М.: Транспорт, 1973.
 4. Петров А.А. Международное торговое мореплавание. — Вла­дивосток:. Изд-во Дальневосточного ун-та, 1991.
 5. Петров А.А. Торговое мореплавание и международные меха­низмы его регулирования. — М., 1992.
 6. Рылов С.И., Мимха А.А., Березов П.Н. Внешнеторговые операции морского транспорта. — М.: Транспорт, 1994.
 7. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
 8. РЖД-Партнер. 1999. № 4.
 
 Глава 12
 
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ
 
 Туризм занимает значительное место в международных отноше­ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
 Однако информация о развитии международного туризма не яв­ляется абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных меж­ду странами.
 Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый ха­рактер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к ино­странным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональ­ной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
 В настоящее, время туризм классифицируется:
 по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровитель­ный; самодеятельный, в том числе с активными способами передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыж­ный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и др.;
 по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешан­ный;
 по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
 по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;
 по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
 по использованию транспортных средств: автомобильный; желез­нодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;
 по сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон;
 по географии: межконтинентальный; международный (межрегио­нальный); региональный; местный; приграничный;
 по способу передвижения: пешеходный; с использованием тради­ционных транспортных средств; с использованием экзотических ви­дов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздуш­ный шар, дельтаплан).
 Международный туризм оказывает влияние на развитие как от­дельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расши­рения международной торговли и иных форм международных эко­номических отношений, повышения уровня культуры и образова­ния международный туризм также будет развиваться.
 
 § 1. Развитие международного туризма
 
 Международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х гг., всемир­ный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны.
 В среднем около 65% всех международных туристических поез­док приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% — на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти в статистическом сборнике Yearbook of Tourism Statistics, издаваемом Всемирной турист­ской организацией (ВТО).
 Основными факторами, влияющими на развитие выездного ту­ризма в высокоразвитых странах, являются экономические и соци­альные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необхо­димых потребностей.
 К субъективным причинам относится деятельность государствен­ных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.
 Развитие иностранного туризма в странах, преимущественно при­нимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие стра­ны посредством международного туризма пытаются решить пробле­мы платежного баланса.
 По данным Всемирного совета по туризму, за 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест.
 Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специа­лизирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слаборазвитой эко­номикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.
 Под поступлениями от международного туризма понимается пла­та за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением выгоды от дополни­тельной занятости и оплаты международного транспорта.
 Международные туристические расходы включают оплату продук­тов и услуг, произведенных и оказанных жителями данной страны за границей, за исключением выгоды от дополнительной занятости и расходов на билеты.
 Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положитель­ное сальдо имеют Испания, Франция, Австрия и Италия, а наиболь­шее отрицательное сальдо — Япония и Германия.
 Обычно считается, что помимо затрат на проезд в страну и обрат­но иностранные туристы затрачивают на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%.
 В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы фирм, за­нятых в туристическом бизнесе (прямой эффект); во-вторых, повы­шается спрос со стороны туристического сектора экономики на то­вары и услуги поставщиков, что способствует повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах экономики (косвенный эффект); в-третьих, увеличи­ваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект называ­ются вторичным эффектом.
 Хотя первое место по важности иностранного туризма для наци­ональных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с полу­чением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развива­ющиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15—55% поступлений в зависимости от степени развития экономики и ориентированности туристичес­кой индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обус­ловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «жи­вой» рекламой и способствует импорту иностранных потребитель­ских товаров.
 Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутрен­ний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Она относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.
 
 § 2. Организация международного туристического бизнеса
 
 Туристические услуги составляют значительную часть потребляе­мых населением услуг и имеют специфический социально-оздоро­вительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
 Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.
 Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.
 Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохо­да. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в пере­чень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицин­ские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.
 К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информаци­онное, конгрессное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.
 Между дополнительными и сопутствующими услугами не сущест­вует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнитель­ных и сопутствующих услуг достигает 500.
 В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организую­щие туристические поездки и продажу путевок и туров, предостав­ляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвиже­нию по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.
 Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:
 ? в отличие от внешней торговли основан не на обмене товара­ми и услугами, а туристами, т.е. живыми людьми;
 ? туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;
 ? в предложениях отсутствует гибкость.
 Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и, интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате .возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воз­действия на спрос;
 ? обладает сезонным характером;
 ? относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей. Туризм является крупным землепользователем, весьма требова­тельным к качеству природных и иных ресурсов;
 ? предложение услуг, т.е. число стран, преимущественно прини­мающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т.е. число стран — поставщиков туристов. Иными слова­ми, рынок международного туризма является рынком покупателя. Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.
 Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).
 Основными посредниками являются регулярные и чартер­ные авиалинии, операторы туров, турагентства и фирмы.
 В систему индустрии туризма входят специализированные пред­приятия, организации и учреждения*.
 * Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нопидж. 1996. С. 33.
 
 Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:
 гостиницы, мотели, кемпинги, родтели;
 пансионаты, частные квартиры и дома;
 туристские базы, дома отдыха, приюты;
 другие средства размещения.
 Предприятия питания:
 рестораны, столовые;
 кафе, бары;
 фабрики-кухни и др.
 Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:
 автопредприятия;
 .авиационные предприятия;
 железнодорожные ведомства;
 предприятия морского и речного транспорта и др.
 Туристские фирмы по разработке и реализации туристского про­дукта:
 туристские бюро;
 экскурсионные бюро;
 туристские агентства;
 бюро реализации путевок.
 Рекламно-информационные туристские учреждения:
 рекламные агентства;
 рекламные бюро;
 информационные агентства.
 Производственные туристские предприятия:
 фабрики по производству туристской и гостиничной мебели;
 предприятия по производству туристского снаряжения;
 фабрики туристских сувениров и др.
 Предприятия торговли:
 магазины по реализации туристского снаряжения;
 магазины по реализации туристских сувениров;
 пункты проката.
 Предприятия сферы досуга в туризме:
 киноконцертные залы;
 клубы по интересам;
 залы игровых автоматов и др.
 Учреждения самодеятельного туризма:
 туристские клубы;
 альпинистские клубы;
 туристские велосипедные клубы;
 клубы водного самодеятельного туризма и др.
 Органы управления туризмом:
 комитеты и департаменты туризма;
 общественные туристские организации и объединения.
 Учебные туристские заведения:
 высшие и средние специальные учебные туристские заведения;
 институты повышения квалификации и переподготовки;
 учебные курсовые комбинаты.
 Научные и проектные учреждения:
 научно-исследовательские туристские институты и лаборатории;
 институты по проектированию туристских предприятий;
 исследовательские туристские полигоны.
 Обслуживание туристов производят различные туристские пред­приятия:
 государственные (федеральные, республиканские и местные) ор­ганизации и фирмы;
 частные фирмы и компании (в том числе семейные, кооператив­ные, акционерные, индивидуальные и т. д.);
 фирмы со смешанным капиталом;
 предприятия общественных объединений и организаций;
 международные или совместные фирмы и др.
 Все эти предприятия в разной степени вовлечены в процесс ор­ганизации предоставления туристических услуг.
 Туроператор — туристская организация, занимающаяся комплек­тацией туров.
 Турагент — физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.
 Бюро путешествий — фирма, занимающаяся организацией туров и транстуров.
 Бюро экскурсий — фирма, организующая и проводящая экскур­сии.
 Бюро путешествий и экскурсий — организация (фирма), занима­ющаяся организацией туров, транстуров и экскурсий.
 Бюро реализации туристско-экскурсионных путевок — фирма, про­изводящая реализацию туристских и экскурсионных путевок.
 Туристское агентство — посредническая организация, занимаю­щаяся продажей туристских и экскурсионных путевок, а также предо­ставлением других посреднических услуг по организации туристско-экскурсионной деятельности (информационных, рекламных, марке­тинговых и др.).
 Деятельность этих предприятий сегментирована по видам услуг (прием, отправка, экскурсии, информация, реклама, производство туристских товаров).
 Ряд крупных туристских фирм совмещает эти виды деятельности, которые выполняются ее структурными подразделениями.
 Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, пре­доставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг со­ставляют технологию туристского обслуживания.
 Маршрут — это заранее спланированная трасса передвижения ту­риста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.
 Тур — это индивидуальная или групповая поездка по определен­ному туристскому маршруту в конкретно определенный срок.
 Тур является товарной формой туристского продукта, реализуе­мого в виде путевки или ваучера.
 Если в состав тура входит трансферт, то такой тур называют транс­туром.
 Туристская путевка — это документ, подтверждающий оплату пре­дусмотренных программой услуг, являющийся формой строгой от­четности. В путевке указываются трасса маршрута, перечень основ­ных услуг, срок действия, цена, описание маршрута и др.
 Ваучер — документ, на основании которого производятся обслу­живание иностранных туристов и взаиморасчет с фирмой.
 Взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой оформ­ляются также договором на туристическое обслуживание. Он явля­ется основным документом для предъявления претензии к фирме и удовлетворения ее в судебном порядке.
 Туристские маршруты классифицируются по различным признакам:
 типы: тематические, походные и т.д.;
 сезонность действия: круглогодичные, сезонные, горные;
 построение трассы: линейные (с посещением одного или несколь­ких пунктов, находящихся на трассе), радиальные (с посещением одного пункта на маршруте), кольцевые (с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте);
 продолжительность: многодневные (14—30 дней), в течение нескольких дней (1—3 дня), в течение нескольких часов (экскурсии);
 вид транспорта; собственный транспорт туристской фирмы, арен­дованный (зафрахтованный) у других организаций, личный транс­порт туристов;
 способ передвижения: автобусные, теплоходные (морские, речные), авиационные, железнодорожные, комбинированные;
 содержание: отдых на природе, на морском побережье, в горах и др.
 После процедуры разработки и утверждения маршрута приступа­ют к формированию тура.
 Различают два основных вида тура:
 пэкидж-тур, т.е. комплексная туристическая услуга, включающая размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги;
 инклюзив-тур, т.е. отдельные туристические услуги: питание, раз­мещение, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).
 На практике большей популярностью пользуется инклюзивный тур, когда турист заказывает минимально достаточный набор основ­ных услуг, покупая дополнительные услуги по необходимости.
 Для того чтобы сформированный на основании маршрута и кон­кретного спроса тур стал товарным продуктом должен быть выпол­нен ряд этапов: формирование тура; экспериментальное внедрение; реклама и презентация тура; продажа тура.
 Далее сформированный товарный продукт в виде туристской пу­тевки реализуется через турагентов, бюро по реализации или само­стоятельно через бюро путешествий и экскурсий, которое является посредником между туристом и предприятиями, Оказывающими ему услуги (гостиницы, предприятия питания, экскурсионные службы, музеи, спортивно-оздоровительные комплексы и т.д.).
 Одним из важнейших видов услуг в технологии туристской дея­тельности является размещение туристов. Как уже указывалось ра­нее, к таким средствам относятся: гостиница, мотель, кемпинг, туристская база, пансионат, туристское общежитие, родтель, ботель, флотель и др. Средства размещения туристов по международным ре­комендациям подразделяются на четыре группы:
 гостиницы и аналогичные предприятия;
 коммерческие и социальные предприятия размещения;
 специализированные средства размещения;
 частные туристские средства размещения.
 Типовая классификация средств размещения рекомендована ВТО. Она не является единой во всех странах, как и классификация гос­тиниц.
 Туристская гостиница — это особый тип гостиницы, предназна­ченный для предоставления туристам комплекса услуг, связанных с путешествием, которые не предусмотрены в обычной (коммуналь­ной) гостинице.
 Во всех туристских гостиницах предусмотрены четыре основные группы услуг: размещение; питание; досуг; бытовое обслуживание.
 По статистике ВТО, почти половина гостиничного фонда в мире (49,1%) размещена в Европе. Гостиничный фонд России составляет 3% от европейского.
 Планировка номеров зависит от категории гостиницы и обычно включает:
 номера типа «апартаменты»;
 номера типа «люкс»;
 одноместные номера;
 двух- и трехместные номера;
 семейные номера и др.
 Классификация гостиниц — это определение соответствия кон­кретной гостиницы и номеров критериям или стандартам обслужи­вания. Принятая в каждой стране классификация содержит категорию разрядности, которая является качественным параметром стан­дарта. Разрядность гостиницы влияет на ее престиж, формирование клиентуры, стоимость гостиничных услуг и др.
 Классификация гостиниц регламентируется на межнациональном и национальном уровнях, а также в рамках гостиничных цепей, ас­социаций, союзов. В настоящее время существует более 30 различ­ных классификаций. Наиболее распространенными считаются:
 система звезд (от одной до пяти) — на основе французской наци­ональной классификации;
 система букв (A-B-C-D);
 система «корон», или «ключей»;
 система баллов;
 система разрядов и др.
 Введению единой классификации гостиниц в мире препятствуют установившиеся национальные традиции, культурно-исторические различия государств, критерии качества и др. Попытки ВТО, Коми­тета гостиничной и ресторанной индустрии ЕС, Международной гостиничной ассоциации внедрить единую классификацию гостиниц не привели к положительному результату. Была также предпринята попытка унифицировать пиктограммы гостиничного и ресторанного сервиса, однако и этого сделать не удалось, за исключением обще­принятых в Европе.
 В бывшем СССР и в России до 1994 г. классификация гостиниц осуществлялась по разрядам. Все гостиницы подразделялись на семь разрядов: «Люкс», «Высший А», «Высший Б», 1, 2, 3, 4-я категории. Мотели подразделялись на пять разрядов: «Высший А», «Высший Б», 1, 2, 3-й разряды.
 С 1994 г. рекомендовано внедрять французскую систему класси­фикации — по звездам (от одной до пяти для гостиниц, от одной до четырех для мотелей).
 Каждой категории (звезде) должен соответствовать определенный стандартный перечень требований к зданиям, сооружениям, номерам гостиниц, инфраструктуре, системе жизнеобеспечения, уровню комфорта, основным, дополнительным и сопутствующим услугам, квалификации персонала и др.
 Категория гостиницы (мотеля) — это классификационная система, характеризуемая определенным комплексом требований: материаль­но-техническое обеспечение; номенклатура и качество предоставля­емых услуг; уровень обслуживания.
 Выполнение данных требований регламентируется процедурой аттестации с последующим присвоением определенной категории. В нормативных документах по классификации гостиниц (мотелей) содержатся только минимальные требования для отнесения к какой-либо категории.
 Международная корпорация «Лидирующие отели мира» изучает работу всех отелей мира и ежегодно составляет их рейтинг, который публикуется в Ежегодном справочнике, где также содержатся описа­ние лучших отелей, фотографии внешнего вида зданий, реквизиты отеля, расстояние от аэропорта, количество номеров (одноместных, двухместных, люксов, апартаментов) и их примерные цены,
 В каталоге 1995 г. среди 270 отелей лучшими признаны в США—48, в Италии — 27, в Швейцарии — 22, во Франции — 16, в Германии — 15, в Великобритании — 13, в Испании — 10, в Японии — 8, в Индии — 8, в Китае — 7, в Мексике — 6, в Австралии — 6, в Австрии — 5, в Таиланде — 5, в Гонконге — 5, в Канаде — 4, в Португалии и Ке­нии — по 4, в Бразилии — 4, на Кипре, в Израиле, Греции, Нидер­ландах, Ирландии, Марокко, Филиппинах — по 2, в Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Монако, Люксембурге, Саудовской Аравии, Пакистане, Тайване — по I*.
 * Известия. 1996. 31 .янв.
 
 Характерной чертой развития мирового гостиничного хозяйства является формирование международных и национальных гостинич­ных цепей, значительная часть которых создана мощными МНК. В сферу гостиничного бизнеса оказались вовлечены торговые фирмы, строительные компании, крупнейшие международные воздушные перевозчики. При этом отмечается дальнейшее усиление вертикаль­ной интеграции. Из 20 крупнейших гостиничных цепей 12 зарегист­рировано в США.
 Большинство стран, которым туристы отдают предпочтение, име­ют одну-две национальные гостиничные цепи, но в некоторых из них образовались целые гостиничные «империи», включающие сред­ства перевозки туристов, питание, развлечения, торговлю и т.п. Такие «империи» характерны, например, для США и Испании. В группе развивающихся стран крупные национальные гостиничные цепи образованы в Индии, в Бразилии, на Кипре, в Кении и др.
 Одной из основных услуг в технологии обслуживания туристов является питание. Туристическая индустрия питания включает: рес­тораны, кафе, бары (гриль-бары, пивные бары, фитобары, коктейль-бары и др.), столовые, фабрики-кухни, фабрики заготовочные, буфеты, продовольственные магазины и т. п.
 Эти предприятия находятся как в собственности туристских фирм, так и на правах аренды. Большинство из них являются частью туристско-гостиничного блока (гостиницы), реже они работают в автономном (самостоятельном) режиме.
 По форме обслуживания предприятия подразделяются на обслу­живание с помощью официантов и самообслуживание.
 По режиму питания туристов данные предприятия предоставля­ют услуги в виде полного пансиона, полупансиона, специального питания, питания для детей и др. В ряде гостиниц в номерах предусматриваются кухни, мини-бары, а услуги питания могут быть реа­лизованы как в номере, так и на предприятии питания.
 Данные услуги подразделяются на комплексное питание, пита­ние по выбору, питание по предварительному заказу, в том числе обслуживание торжественных приемов, банкетов и др.
 Кроме того, предприятия питания специализируются на нацио­нальных блюдах.
 Предприятия классифицируются также по числу посадочных мест, режиму работы (круглосуточный, с ограничением по времени).
 В зависимости от степени технической оснащенности, качества и объема предоставляемых услуг, места расположения, цены, архитектурно-художественного оформления помещений, ассортимента, степени автоматизации и других показателей предприятия туристичес­кой индустрии питания подразделяются на категории.
 Категория — отличительный признак предприятия питания, характеризующий уровень качества обслуживания. Категории обо­значаются символом Н (звезда): высшая категория — 5 звезд, низ­шая — одна звезда. Предприятия, не прошедшие сертификацию по установленным требованиям, сохраняют старую классификацию: высшая, первая и вторая категории.
 Схема обеспечения питанием туристов зависит от вида тура, категории туристов, соотношения мест размещения к посадочным местам питания и многих других факторов. Питание туристов про­изводится в соответствии с условиями, оговоренными в путевке, ваучере, договоре.
 Как правило, завтрак туристам предоставляется по схеме «швед­ский стол» с самообслуживанием и выбором блюд по своему усмот­рению из предоставленного ассортимента. В гостиницах более высоких категорий завтрак бывает заказным в кафе, буфете, ресторане или с подачей в номер. В номерах, оснащенных кухнями и мини-барами, завтрак готовится самостоятельно.
 При схеме питания «полупансион» туристу предоставляется или совмещенный обед-ужин, или ужин в установленное время. При схеме «полный пансион» обеспечивается трех- или четырехразовое питание.
 Естественно, что схема питания спортивных, охотничьих, альпи­нистских и других самодеятельных туров с активными способами передвижения основана на самостоятельном приготовлении пищи из специальных полуфабрикатов и концентратов.
 Особые требования к питанию предъявляются для так называе­мых гастрономических туров, где должна присутствовать определен­ная национальная кухня с известными изысканными (в ряде случаев экзотическими) блюдами и напитками.
 В перечень дополнительных и сопутствующих услуг входят: варьете, оркестр, музыкальное сопровождение без оркестра, телевизор (по желанию клиентов), танцевальная площадка, возможность вызова такси или автомобиля напрокат, покупки сувениров.
 Транспортное обслуживание туристов — это одна из составных частей индустрии туризма. В то же время транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма.
 Транспортные путешествия — это путешествия организован­ных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработан­ным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по следующим основным признакам:
 способ передвижения на маршруте;
 вид используемого транспорта;
 построение трассы маршрута;
 продолжительность путешествия;
 сезонность и др.
 Туристическое транспортное путешествие, как правило, реализу­ется несколькими видами транспорта: железнодорожный + автобус­ный (легковой автомобиль), авиационный + автобусный и т. д.
 Наиболее мобильными видами транспорта являются автобус и лег­ковой автомобиль, которые используются как на самостоятельном маршруте, так и в виде трансфертного транспорта по доставке тури­стов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.
 
 § 3. Всемирная туристская организация (ВТО)
 
 Всемирная туристская организация (World Tourism Organization, WTO) была основана в 1975 г. в качестве преемника Международно­го союза официальных туристских организаций.
 Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВТО статус межправительственной организации.
 Местонахождение — Мадрид (Испания).
 Основными целями ВТО являются:
 поддержка туризма как средства экономического развития и меж­дународного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостоя­ния, уважения и соблюдения прав человека независимо от расы, пола, языка или религии;
 соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
 Все члены ВТО подразделены на три группы:
 действительные члены (суверенные государства);
 ассоциированные члены;
 присоединившиеся члены.
 Ассоциированными членами ВТО могут быть любые государст­венные территории или группы территорий, не несущие самостоя­тельной ответственности за свою внешнюю политику, а присоединившимися членами ВТО — любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере, представля­ющей интерес для туризма, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и др.).
 ВТО имеет следующую структуру:
 Генеральная ассамблея;
 Исполнительный совет;
 секретариат.
 Генеральная ассамблея, состоящая из представителей действитель­ных членов, является высшим органом ВТО. Очередные сессии со­бираются раз в два года, при особых обстоятельствах могут быть созваны и внеочередные сессии. Ассамблея может обсуждать любой вопрос, находящийся в сфере деятельности ВТО.
 Государства — члены ВТО распределены по шести региональным комиссиям:
 Африка,
 Америка,
 Восточная Азия и Тихий океан,
 Европа,
 Ближний и Средний Восток,
 Южная Азия.
 Исполнительный совет избирается Генеральной ассамблеей с со­блюдением равноправного географического представительства таким образом, что на пять действительных членов приходится один член Совета. Испания входит в Совет как страна местонахождения ВТО. Кроме того, в Совет входят по одному представителю от ассоцииро­ванных и присоединившихся членов без права решающего голоса.
 Исполнительный совет собирается не реже двух раз в год. Совме­стно с генеральным секретарем он принимает все необходимые меры по осуществлению решений и рекомендаций Ассамблеи и доклады­вает ей о ходе их выполнения. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов.
 Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, избираемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года с возможностью повторного избрания. Он является законным представителем ВТО и опирается в своей работе на поддержку заместителя и координатора по общим вопросам. Ге­неральный секретарь ответственен перед Ассамблеей и Советом, вы­полняет указания обоих органов, представляет Совету доклады о де­ятельности ВТО, а также проекты программы и бюджета. Генераль­ный секретарь назначает региональных представителей, которым поручено поддерживать отношения с ассоциированными и присое­динившимися членами.
 ВТО приняла ряд деклараций по вопросам туризма, среди ко­торых:
 Манильская декларация о туризме и мире (1980);
 Документ Акапулько (1982);
 Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
 Гаагская декларация по туризму (1989).
 Генеральная ассамблея каждые два года принимает программу деятельности ВТО.
 ВТО издает следующие сборники: Yearbook of Tourism Statistics, Directory of Tourism Education and Training Institutions, Tourism Carrying Capacity и др., а также предлагает информационные банки данных.
 
 Литература
 
 1. Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996.
 2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж,1996.
 3. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международ­ного туризма. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
 4. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 1993.
 5. Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 1994 г.)//Туринфо. № 16. 1994.
 6. Туристские услуги//Спрос. № 3. 1996.
 7. Уваров В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские орга­низации. - М.: Междунар. отношения, 1990.
 8. Ходорков Л.ф. Мировое гостиничное хозяйство. — М.: ВКШ по иностранному туризму, 1991.

<< Пред.           стр. 18 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу