<< Пред. стр. 18 (из 19) След. >>
§ 3. Прочие виды транспортаМеждународные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств — участников соглашения. Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная накладная. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются соответствующими национальными органами и отличаются большим разнообразием (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Средние доходные ставки по грузовым перевозкам на железных дорогах*
Странадол./10 т-км
Япония0,595
Германия0,572
Франция0,496
Венгрия0,366
Испания0,352
Польша0,205
США0,164
Канада0,154
Китай0,043
Россия0,036
*РЖД-Партнер. 1999. № 4. С. 9.
Крупнейшими по объемам перевозок грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту — США, Китая и России, по перевозкам пассажиров — Японии, Индии и России, по эксплуатационной длине железных дорог — США и Россия, по протяженности электрифицированных магистралей — Россия.
В настоящее время грузооборот железных дорог несколько сокращается в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот — в пользу авиатранспорта.
Регулированием международных железнодорожных перевозок и согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транспорта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария). Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозке
грузов и пассажиров, первоначально заключенные в конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о международных железнодорожных перевозках в редакции 1980 г., содержащая объединенный текст Бернских конвенций.
Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуатационной эластичностью по сравнению с другими видами транспорта, так как возможна доставка товара «от двери до двери».
Основным документом, которым оформляется международная автомобильная перевозка, является автомобильная накладная, составляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и покупателю).
Тарифы на автомобильные перевозки аналогично железнодорожным тарифам регулируются соответствующими национальными органами и отличаются разнообразием в каждой стране. Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку 1 т груза в зависимости от расстояния и предусматривают определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.
Международные автомобильные сообщения регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов, вступившими в силу соответственно в 1961 и 1968 гг.
В целях упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки. В 1975 г. была принята ее новая редакция. Участниками данной Конвенции являются практически все европейские страны. На основе этой Конвенции международные автомобильные перевозки осуществляются по системе TIR (Transport International Routine), в соответствии с которой транспорт с книжками международной дорожной перевозки TIR пересекает транзитные границы без проверки грузов. Книжки TIR выдают национальные объединения Международного союза дорожных перевозчиков.
Международные речные сообщения развиты в основном в Европе, где существует сеть рек и каналов с развитой транспортной инфраструктурой.
Международные речные сообщения по р. Дунай регулируются Братиславскими соглашениями, заключенными речными пароходствами придунайских стран. В 1955 г. было заключено Соглашение об общих условиях перевозки грузов по р. Дунай, в 1978 г. —
Международное соглашение об общих условиях перевозки контейнеров по р. Дунай, в 1979 г. — Соглашение о международных грузовых тарифах.
В результате бомбардировок НАТО в Югославии в 1999 г. транспортное сообщение по р. Дунай практически прекратилось.
Некоторые товары попадают в международный торговый оборот с помощью иных средств доставки, например нефть и газ — посредством трубопроводного транспорта (но не только), электроэнергия — посредством электросетей, информационные товары и услуги — посредством телекоммуникации и электронных средств связи. Процесс торговли, в том числе и розничной, многими товарами осуществляется через Internet. В этом случае доставка товаров, имеющих материально-вещественную форму производится традиционными способами.
Литература
1. Афанасьев В. Г. Международный воздушный транспорт: экономика, политика, внешнеэкономические связи. — М.: Междунар. отношения, 1992.
2. Могилевкин И. М. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях. — М.: Наука, 1992.
3. Оберг P.P., Фафурин Н.А. Коммерческая практика заграничного плавания. — М.: Транспорт, 1973.
4. Петров А.А. Международное торговое мореплавание. — Владивосток:. Изд-во Дальневосточного ун-та, 1991.
5. Петров А.А. Торговое мореплавание и международные механизмы его регулирования. — М., 1992.
6. Рылов С.И., Мимха А.А., Березов П.Н. Внешнеторговые операции морского транспорта. — М.: Транспорт, 1994.
7. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
8. РЖД-Партнер. 1999. № 4.
Глава 12
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
В настоящее, время туризм классифицируется:
по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;
по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
по сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон;
по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
§ 1. Развитие международного туризма
Международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х гг., всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны.
В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% — на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти в статистическом сборнике Yearbook of Tourism Statistics, издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).
Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.
К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.
Развитие иностранного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.
По данным Всемирного совета по туризму, за 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест.
Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слаборазвитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.
Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением выгоды от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.
Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных и оказанных жителями данной страны за границей, за исключением выгоды от дополнительной занятости и расходов на билеты.
Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеют Испания, Франция, Австрия и Италия, а наибольшее отрицательное сальдо — Япония и Германия.
Обычно считается, что помимо затрат на проезд в страну и обратно иностранные туристы затрачивают на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%.
В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы фирм, занятых в туристическом бизнесе (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что способствует повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах экономики (косвенный эффект); в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект называются вторичным эффектом.
Хотя первое место по важности иностранного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15—55% поступлений в зависимости от степени развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.
Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Она относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.
§ 2. Организация международного туристического бизнеса
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.
Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.
К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.
Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.
В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.
Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:
? в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т.е. живыми людьми;
? туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;
? в предложениях отсутствует гибкость.
Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и, интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате .возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;
? обладает сезонным характером;
? относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей. Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов;
? предложение услуг, т.е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т.е. число стран — поставщиков туристов. Иными словами, рынок международного туризма является рынком покупателя. Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.
Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).
Основными посредниками являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагентства и фирмы.
В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения*.
* Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нопидж. 1996. С. 33.
Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:
гостиницы, мотели, кемпинги, родтели;
пансионаты, частные квартиры и дома;
туристские базы, дома отдыха, приюты;
другие средства размещения.
Предприятия питания:
рестораны, столовые;
кафе, бары;
фабрики-кухни и др.
Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:
автопредприятия;
.авиационные предприятия;
железнодорожные ведомства;
предприятия морского и речного транспорта и др.
Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта:
туристские бюро;
экскурсионные бюро;
туристские агентства;
бюро реализации путевок.
Рекламно-информационные туристские учреждения:
рекламные агентства;
рекламные бюро;
информационные агентства.
Производственные туристские предприятия:
фабрики по производству туристской и гостиничной мебели;
предприятия по производству туристского снаряжения;
фабрики туристских сувениров и др.
Предприятия торговли:
магазины по реализации туристского снаряжения;
магазины по реализации туристских сувениров;
пункты проката.
Предприятия сферы досуга в туризме:
киноконцертные залы;
клубы по интересам;
залы игровых автоматов и др.
Учреждения самодеятельного туризма:
туристские клубы;
альпинистские клубы;
туристские велосипедные клубы;
клубы водного самодеятельного туризма и др.
Органы управления туризмом:
комитеты и департаменты туризма;
общественные туристские организации и объединения.
Учебные туристские заведения:
высшие и средние специальные учебные туристские заведения;
институты повышения квалификации и переподготовки;
учебные курсовые комбинаты.
Научные и проектные учреждения:
научно-исследовательские туристские институты и лаборатории;
институты по проектированию туристских предприятий;
исследовательские туристские полигоны.
Обслуживание туристов производят различные туристские предприятия:
государственные (федеральные, республиканские и местные) организации и фирмы;
частные фирмы и компании (в том числе семейные, кооперативные, акционерные, индивидуальные и т. д.);
фирмы со смешанным капиталом;
предприятия общественных объединений и организаций;
международные или совместные фирмы и др.
Все эти предприятия в разной степени вовлечены в процесс организации предоставления туристических услуг.
Туроператор — туристская организация, занимающаяся комплектацией туров.
Турагент — физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.
Бюро путешествий — фирма, занимающаяся организацией туров и транстуров.
Бюро экскурсий — фирма, организующая и проводящая экскурсии.
Бюро путешествий и экскурсий — организация (фирма), занимающаяся организацией туров, транстуров и экскурсий.
Бюро реализации туристско-экскурсионных путевок — фирма, производящая реализацию туристских и экскурсионных путевок.
Туристское агентство — посредническая организация, занимающаяся продажей туристских и экскурсионных путевок, а также предоставлением других посреднических услуг по организации туристско-экскурсионной деятельности (информационных, рекламных, маркетинговых и др.).
Деятельность этих предприятий сегментирована по видам услуг (прием, отправка, экскурсии, информация, реклама, производство туристских товаров).
Ряд крупных туристских фирм совмещает эти виды деятельности, которые выполняются ее структурными подразделениями.
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания.
Маршрут — это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.
Тур — это индивидуальная или групповая поездка по определенному туристскому маршруту в конкретно определенный срок.
Тур является товарной формой туристского продукта, реализуемого в виде путевки или ваучера.
Если в состав тура входит трансферт, то такой тур называют транстуром.
Туристская путевка — это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг, являющийся формой строгой отчетности. В путевке указываются трасса маршрута, перечень основных услуг, срок действия, цена, описание маршрута и др.
Ваучер — документ, на основании которого производятся обслуживание иностранных туристов и взаиморасчет с фирмой.
Взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой оформляются также договором на туристическое обслуживание. Он является основным документом для предъявления претензии к фирме и удовлетворения ее в судебном порядке.
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам:
типы: тематические, походные и т.д.;
сезонность действия: круглогодичные, сезонные, горные;
построение трассы: линейные (с посещением одного или нескольких пунктов, находящихся на трассе), радиальные (с посещением одного пункта на маршруте), кольцевые (с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте);
продолжительность: многодневные (14—30 дней), в течение нескольких дней (1—3 дня), в течение нескольких часов (экскурсии);
вид транспорта; собственный транспорт туристской фирмы, арендованный (зафрахтованный) у других организаций, личный транспорт туристов;
способ передвижения: автобусные, теплоходные (морские, речные), авиационные, железнодорожные, комбинированные;
содержание: отдых на природе, на морском побережье, в горах и др.
После процедуры разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.
Различают два основных вида тура:
пэкидж-тур, т.е. комплексная туристическая услуга, включающая размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги;
инклюзив-тур, т.е. отдельные туристические услуги: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).
На практике большей популярностью пользуется инклюзивный тур, когда турист заказывает минимально достаточный набор основных услуг, покупая дополнительные услуги по необходимости.
Для того чтобы сформированный на основании маршрута и конкретного спроса тур стал товарным продуктом должен быть выполнен ряд этапов: формирование тура; экспериментальное внедрение; реклама и презентация тура; продажа тура.
Далее сформированный товарный продукт в виде туристской путевки реализуется через турагентов, бюро по реализации или самостоятельно через бюро путешествий и экскурсий, которое является посредником между туристом и предприятиями, Оказывающими ему услуги (гостиницы, предприятия питания, экскурсионные службы, музеи, спортивно-оздоровительные комплексы и т.д.).
Одним из важнейших видов услуг в технологии туристской деятельности является размещение туристов. Как уже указывалось ранее, к таким средствам относятся: гостиница, мотель, кемпинг, туристская база, пансионат, туристское общежитие, родтель, ботель, флотель и др. Средства размещения туристов по международным рекомендациям подразделяются на четыре группы:
гостиницы и аналогичные предприятия;
коммерческие и социальные предприятия размещения;
специализированные средства размещения;
частные туристские средства размещения.
Типовая классификация средств размещения рекомендована ВТО. Она не является единой во всех странах, как и классификация гостиниц.
Туристская гостиница — это особый тип гостиницы, предназначенный для предоставления туристам комплекса услуг, связанных с путешествием, которые не предусмотрены в обычной (коммунальной) гостинице.
Во всех туристских гостиницах предусмотрены четыре основные группы услуг: размещение; питание; досуг; бытовое обслуживание.
По статистике ВТО, почти половина гостиничного фонда в мире (49,1%) размещена в Европе. Гостиничный фонд России составляет 3% от европейского.
Планировка номеров зависит от категории гостиницы и обычно включает:
номера типа «апартаменты»;
номера типа «люкс»;
одноместные номера;
двух- и трехместные номера;
семейные номера и др.
Классификация гостиниц — это определение соответствия конкретной гостиницы и номеров критериям или стандартам обслуживания. Принятая в каждой стране классификация содержит категорию разрядности, которая является качественным параметром стандарта. Разрядность гостиницы влияет на ее престиж, формирование клиентуры, стоимость гостиничных услуг и др.
Классификация гостиниц регламентируется на межнациональном и национальном уровнях, а также в рамках гостиничных цепей, ассоциаций, союзов. В настоящее время существует более 30 различных классификаций. Наиболее распространенными считаются:
система звезд (от одной до пяти) — на основе французской национальной классификации;
система букв (A-B-C-D);
система «корон», или «ключей»;
система баллов;
система разрядов и др.
Введению единой классификации гостиниц в мире препятствуют установившиеся национальные традиции, культурно-исторические различия государств, критерии качества и др. Попытки ВТО, Комитета гостиничной и ресторанной индустрии ЕС, Международной гостиничной ассоциации внедрить единую классификацию гостиниц не привели к положительному результату. Была также предпринята попытка унифицировать пиктограммы гостиничного и ресторанного сервиса, однако и этого сделать не удалось, за исключением общепринятых в Европе.
В бывшем СССР и в России до 1994 г. классификация гостиниц осуществлялась по разрядам. Все гостиницы подразделялись на семь разрядов: «Люкс», «Высший А», «Высший Б», 1, 2, 3, 4-я категории. Мотели подразделялись на пять разрядов: «Высший А», «Высший Б», 1, 2, 3-й разряды.
С 1994 г. рекомендовано внедрять французскую систему классификации — по звездам (от одной до пяти для гостиниц, от одной до четырех для мотелей).
Каждой категории (звезде) должен соответствовать определенный стандартный перечень требований к зданиям, сооружениям, номерам гостиниц, инфраструктуре, системе жизнеобеспечения, уровню комфорта, основным, дополнительным и сопутствующим услугам, квалификации персонала и др.
Категория гостиницы (мотеля) — это классификационная система, характеризуемая определенным комплексом требований: материально-техническое обеспечение; номенклатура и качество предоставляемых услуг; уровень обслуживания.
Выполнение данных требований регламентируется процедурой аттестации с последующим присвоением определенной категории. В нормативных документах по классификации гостиниц (мотелей) содержатся только минимальные требования для отнесения к какой-либо категории.
Международная корпорация «Лидирующие отели мира» изучает работу всех отелей мира и ежегодно составляет их рейтинг, который публикуется в Ежегодном справочнике, где также содержатся описание лучших отелей, фотографии внешнего вида зданий, реквизиты отеля, расстояние от аэропорта, количество номеров (одноместных, двухместных, люксов, апартаментов) и их примерные цены,
В каталоге 1995 г. среди 270 отелей лучшими признаны в США—48, в Италии — 27, в Швейцарии — 22, во Франции — 16, в Германии — 15, в Великобритании — 13, в Испании — 10, в Японии — 8, в Индии — 8, в Китае — 7, в Мексике — 6, в Австралии — 6, в Австрии — 5, в Таиланде — 5, в Гонконге — 5, в Канаде — 4, в Португалии и Кении — по 4, в Бразилии — 4, на Кипре, в Израиле, Греции, Нидерландах, Ирландии, Марокко, Филиппинах — по 2, в Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Монако, Люксембурге, Саудовской Аравии, Пакистане, Тайване — по I*.
* Известия. 1996. 31 .янв.
Характерной чертой развития мирового гостиничного хозяйства является формирование международных и национальных гостиничных цепей, значительная часть которых создана мощными МНК. В сферу гостиничного бизнеса оказались вовлечены торговые фирмы, строительные компании, крупнейшие международные воздушные перевозчики. При этом отмечается дальнейшее усиление вертикальной интеграции. Из 20 крупнейших гостиничных цепей 12 зарегистрировано в США.
Большинство стран, которым туристы отдают предпочтение, имеют одну-две национальные гостиничные цепи, но в некоторых из них образовались целые гостиничные «империи», включающие средства перевозки туристов, питание, развлечения, торговлю и т.п. Такие «империи» характерны, например, для США и Испании. В группе развивающихся стран крупные национальные гостиничные цепи образованы в Индии, в Бразилии, на Кипре, в Кении и др.
Одной из основных услуг в технологии обслуживания туристов является питание. Туристическая индустрия питания включает: рестораны, кафе, бары (гриль-бары, пивные бары, фитобары, коктейль-бары и др.), столовые, фабрики-кухни, фабрики заготовочные, буфеты, продовольственные магазины и т. п.
Эти предприятия находятся как в собственности туристских фирм, так и на правах аренды. Большинство из них являются частью туристско-гостиничного блока (гостиницы), реже они работают в автономном (самостоятельном) режиме.
По форме обслуживания предприятия подразделяются на обслуживание с помощью официантов и самообслуживание.
По режиму питания туристов данные предприятия предоставляют услуги в виде полного пансиона, полупансиона, специального питания, питания для детей и др. В ряде гостиниц в номерах предусматриваются кухни, мини-бары, а услуги питания могут быть реализованы как в номере, так и на предприятии питания.
Данные услуги подразделяются на комплексное питание, питание по выбору, питание по предварительному заказу, в том числе обслуживание торжественных приемов, банкетов и др.
Кроме того, предприятия питания специализируются на национальных блюдах.
Предприятия классифицируются также по числу посадочных мест, режиму работы (круглосуточный, с ограничением по времени).
В зависимости от степени технической оснащенности, качества и объема предоставляемых услуг, места расположения, цены, архитектурно-художественного оформления помещений, ассортимента, степени автоматизации и других показателей предприятия туристической индустрии питания подразделяются на категории.
Категория — отличительный признак предприятия питания, характеризующий уровень качества обслуживания. Категории обозначаются символом Н (звезда): высшая категория — 5 звезд, низшая — одна звезда. Предприятия, не прошедшие сертификацию по установленным требованиям, сохраняют старую классификацию: высшая, первая и вторая категории.
Схема обеспечения питанием туристов зависит от вида тура, категории туристов, соотношения мест размещения к посадочным местам питания и многих других факторов. Питание туристов производится в соответствии с условиями, оговоренными в путевке, ваучере, договоре.
Как правило, завтрак туристам предоставляется по схеме «шведский стол» с самообслуживанием и выбором блюд по своему усмотрению из предоставленного ассортимента. В гостиницах более высоких категорий завтрак бывает заказным в кафе, буфете, ресторане или с подачей в номер. В номерах, оснащенных кухнями и мини-барами, завтрак готовится самостоятельно.
При схеме питания «полупансион» туристу предоставляется или совмещенный обед-ужин, или ужин в установленное время. При схеме «полный пансион» обеспечивается трех- или четырехразовое питание.
Естественно, что схема питания спортивных, охотничьих, альпинистских и других самодеятельных туров с активными способами передвижения основана на самостоятельном приготовлении пищи из специальных полуфабрикатов и концентратов.
Особые требования к питанию предъявляются для так называемых гастрономических туров, где должна присутствовать определенная национальная кухня с известными изысканными (в ряде случаев экзотическими) блюдами и напитками.
В перечень дополнительных и сопутствующих услуг входят: варьете, оркестр, музыкальное сопровождение без оркестра, телевизор (по желанию клиентов), танцевальная площадка, возможность вызова такси или автомобиля напрокат, покупки сувениров.
Транспортное обслуживание туристов — это одна из составных частей индустрии туризма. В то же время транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма.
Транспортные путешествия — это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по следующим основным признакам:
способ передвижения на маршруте;
вид используемого транспорта;
построение трассы маршрута;
продолжительность путешествия;
сезонность и др.
Туристическое транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожный + автобусный (легковой автомобиль), авиационный + автобусный и т. д.
Наиболее мобильными видами транспорта являются автобус и легковой автомобиль, которые используются как на самостоятельном маршруте, так и в виде трансфертного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.
§ 3. Всемирная туристская организация (ВТО)
Всемирная туристская организация (World Tourism Organization, WTO) была основана в 1975 г. в качестве преемника Международного союза официальных туристских организаций.
Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВТО статус межправительственной организации.
Местонахождение — Мадрид (Испания).
Основными целями ВТО являются:
поддержка туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека независимо от расы, пола, языка или религии;
соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
Все члены ВТО подразделены на три группы:
действительные члены (суверенные государства);
ассоциированные члены;
присоединившиеся члены.
Ассоциированными членами ВТО могут быть любые государственные территории или группы территорий, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику, а присоединившимися членами ВТО — любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и др.).
ВТО имеет следующую структуру:
Генеральная ассамблея;
Исполнительный совет;
секретариат.
Генеральная ассамблея, состоящая из представителей действительных членов, является высшим органом ВТО. Очередные сессии собираются раз в два года, при особых обстоятельствах могут быть созваны и внеочередные сессии. Ассамблея может обсуждать любой вопрос, находящийся в сфере деятельности ВТО.
Государства — члены ВТО распределены по шести региональным комиссиям:
Африка,
Америка,
Восточная Азия и Тихий океан,
Европа,
Ближний и Средний Восток,
Южная Азия.
Исполнительный совет избирается Генеральной ассамблеей с соблюдением равноправного географического представительства таким образом, что на пять действительных членов приходится один член Совета. Испания входит в Совет как страна местонахождения ВТО. Кроме того, в Совет входят по одному представителю от ассоциированных и присоединившихся членов без права решающего голоса.
Исполнительный совет собирается не реже двух раз в год. Совместно с генеральным секретарем он принимает все необходимые меры по осуществлению решений и рекомендаций Ассамблеи и докладывает ей о ходе их выполнения. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов.
Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, избираемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года с возможностью повторного избрания. Он является законным представителем ВТО и опирается в своей работе на поддержку заместителя и координатора по общим вопросам. Генеральный секретарь ответственен перед Ассамблеей и Советом, выполняет указания обоих органов, представляет Совету доклады о деятельности ВТО, а также проекты программы и бюджета. Генеральный секретарь назначает региональных представителей, которым поручено поддерживать отношения с ассоциированными и присоединившимися членами.
ВТО приняла ряд деклараций по вопросам туризма, среди которых:
Манильская декларация о туризме и мире (1980);
Документ Акапулько (1982);
Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
Гаагская декларация по туризму (1989).
Генеральная ассамблея каждые два года принимает программу деятельности ВТО.
ВТО издает следующие сборники: Yearbook of Tourism Statistics, Directory of Tourism Education and Training Institutions, Tourism Carrying Capacity и др., а также предлагает информационные банки данных.
Литература
1. Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996.
2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж,1996.
3. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
4. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 1993.
5. Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 1994 г.)//Туринфо. № 16. 1994.
6. Туристские услуги//Спрос. № 3. 1996.
7. Уваров В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 1990.
8. Ходорков Л.ф. Мировое гостиничное хозяйство. — М.: ВКШ по иностранному туризму, 1991.