<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
  Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.
  С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей со дня вступления в силу настоящего Порядка. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
  Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
  При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации, Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (исключая подлежащие к взысканию на основании решений судебных органов).
  При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (исключая подлежащее к взысканию на основании решений судебных органов).
  В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (исключая подлежащие к взысканию на основании решений судебных органов), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (исключая подлежащие к взысканию на основании решений судебных органов).
  График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями не реже 1 раза в квартал.
  При одновременном проведении реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты различных уровней суммарные ежеквартальные платежи по задолженности в федеральный бюджет не могут быть меньше суммарных ежеквартальных платежей по задолженности в бюджеты других уровней.
  Организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам не в полном объеме или с нарушением графика.
  Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам должно содержать:
  а) полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;
  б) общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом с указанием сумм задолженности по налогам и сборам, а также начисленным на них пеням и штрафам (в случае реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет одновременно с задолженностью перед бюджетами соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования указываются суммы задолженности по каждому бюджету);
  в) график погашения задолженности организации;
  г) указание на обязанность организации осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме;
  д) ссылку на заключение Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству о возможности реструктуризации задолженности.
  Контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом, принявшим решение о ее реструктуризации.
 
  Все вышеуказанные методики можно разделить на две группы:
 * методики реструктуризации задолженности непосредственно между предприятиями;
 * методики реструктуризации задолженности между предприятиями и бюджетами различных уровней.
  Использование методик первой группы в любом случае окажет положительное воздействие на предприятие, так как способствует уменьшению общей суммы задолженности без особых усилий со стороны предприятия (например взаимозачет задолженностей между двумя или более предприятиями). Однако без решения проблемы текущих платежей этот положительный эффект быстро нейтрализуется вновь накопившейся задолженностью.
  Особое внимание следует обратить на методики второй группы, так как для получения хотя бы временного положительного эффекта предприятию необходимо выполнить ряд требований, которые могут оказаться не под силу даже относительно успешно работающим предприятиям. Все эти методики были детально проработаны и предназначались для обеспечения реальной возможности предприятий пойти по пути финансового оздоровления и достичь определенной стабильности своей финансово-хозяйственной деятельности. Однако, не смотря на все старания государства, руководители многих предприятий занимают пока по отношению к реструктуризации задолженности выжидательную позицию. Это связано с рядом причин, препятствующих эффективному проведению реструктуризации задолженности на российских предприятиях.
 
 1.3 Факторы негативного воздействия на процесс реструктуризации задолженности предприятий, основные способы их устранения
 
  Реструктуризация задолженности уже несколько лет подряд - один из самых распространенных терминов, как среди деловых кругов, так и среди государственных чиновников. Однако приходится признать, что случаи удач единичны, и о практическом эффекте реструктуризации предпочитают не говорить. Значительное число проектов реструктуризации задолженности не принесло ощутимого результата.
  Основные причины, препятствующие эффективному проведению реструктуризации задолженности предприятий можно условно разделить на внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния, и внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала.
  К внешним причинам могут быть отнесены:
 1. Несовершенство налоговой системы РФ.
  Практика функционирования налоговой системы вскрыла некоторые ее недостатки, к которым следует отнести:
 * Большой состав налогов и сложные методики их расчетов. Потенциал бухгалтерского корпуса явно не соответствует уровню разработанной налоговой системы. Отсюда большие нарушения в порядке начисления и уплаты налогов;
 * Система в основном фискального характера. Стимулирующая роль занижена и не вызывает у предприятий заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решения производственных задач на высоком техническом уровне. В результате продолжается спад производства и рост неплатежей;
 * Среди прямых налогов решающее значение имеет налог на прибыль, исчисление которого увязано с конечными стоимостными результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Имущественные и ресурсные платежи не играют существенной роли как в формировании доходов бюджета РФ, так и в стимулировании воспроизводственных процессов;
 * Поспешность ввода в действие налоговой системы, неотработанность целого ряда ее положений привели к тому, что изменения и дополнения происходили недопустимо часто, иногда даже задним числом;
 * Указ Президента РФ от 22.12.93 г. "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с субъектами РФ в 1994 г." расширил права местных органов власти в области введения на местах дополнительных налогов и установления налоговых ставок, что привело к нарушению принципа единства налоговой системы.
  Таким образом, вопрос упирается главным образом в образование дополнительного налогового бремени. Чрезмерное налоговое бремя препятствует внедрению нормальных финансовых схем, на которые должна опираться реструктуризация задолженности, поскольку все преимущества, которые могло бы получить предприятие от реструктуризации, оказались бы "съедены" налогами.
 2. Изменчивость курса правительства.
  Наглядным примером изменчивости курса правительства может послужить то, что до недавнего времени правительство фактически поддерживало импортеров. Многие продукты отечественного производства оказывались в этих условиях убыточными и неконкурентоспособными. Следуя нормальной логике, такие производства надлежало бы закрыть, однако августовский кризис показал, что ситуация далеко не так однозначна. Если сегодня предприятия разрабатывают планы реструктуризации задолженности, опираясь на текущие условия, то завтра, с изменением политики валютного регулирования, они снова могут оказаться в проигрыше.
 3. Действия региональной и местной администрации.
  Администрация также имеет свои интересы. Она желает видеть предприятия в качестве постоянных источников доходов бюджета независимо от цены. Между тем одной из целей реструктуризационных мероприятий является минимизация налогообложения, что противоречит финансовым интересам администрации, чему она активно сопротивляется напрямую или с помощью местной налоговой инспекции.
 4. Некачественная проработка механизма получения первичных данных от предприятий и отсутствие налаженной системы консультирования.
  Основным недостатком механизма реструктуризации задолженности продолжает оставаться этап сбора первичной информации, необходимой для определения путей реструктуризации и дальнейшего контроля ее исполнения. Существенными трудностями для многих предприятий, замедляющими процесс подготовки пакета документов требуемого для принятия решения уполномоченными органами о возможностях проведения реструктуризации задолженности, являются:
 * При заполнении документов, необходимых для предъявления их в налоговые органы возникает ряд вопросов по поводу формы их предоставления, правильного оформления и т.д. Получить исчерпывающие ответы на возникшие вопросы весьма проблематично, так как ответственность за выполнение данной функции не возлагается на конкретное лицо или отдел, а добиться консультаций у сотрудников налоговой инспекции, и без того загруженных текущей работой, порой не представляется возможным;
 * Таблицы, разработанные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам носят неоднозначный характер, и по причине отсутствия комментариев и примечаний по механизму их заполнения, содержание таблиц может быть истолковано не верно;
 * В общей совокупности первичных данных большое внимание уделено финансовым показателям, рассчитать которые достоверно практически не возможно из-за длительности прогнозируемого периода. Встает вопрос: на основании какой информации предприятие в условиях сложившейся ситуации в стране может предоставить сведения о своей производственно-хозяйственной деятельности (прибыли от реализации произведенной продукции, операционных и внереализационных доходах и расходах, чистой прибыли и т.д.) на 5-6 лет вперед, если оно не знает, что его ожидает в самом ближайшем будущем?
 5. Жесткие требования, предъявляемые к предприятиям в процессе реструктуризации задолженности.
  Организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам не в полном объеме или с нарушением графика.
  Налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
  В этом случае налоговые органы и Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориальный орган принимают меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по дела о несостоятельности (банкротстве), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
 Очевидно, что руководство предприятий, ознакомившись с вышеперечисленными требованиями, почувствует реальную опасность для своей организации, связанную с длительностью периода процесса реструктуризации задолженности. В условиях дестабилизации российской экономики становится практически невозможным составление достоверного и в достаточной степени обоснованного прогноза деятельности предприятия, поэтому всегда существует большая угроза отклонения или даже срыва процесса выполнения поставленных задач.
 
  К внутренним причинам, препятствующим эффективному проведению реструктуризации задолженности российских предприятий могут быть отнесены:
 1. Недостатки в системе управления предприятием.
  Как известно к общим функциям управления предприятием относятся:
 * планирование (т.е. координация ожидаемых результатов и способов их получения);
 * организация и регулирование (т.е. координация фактических действий по достижению результатов);
 * учет и контроль (т.е. обратная связь от объекта к субъекту, по которой получают информацию о достижении результатов);
 * стимулирование (т.е. распределение финансовых ресурсов между звеньями и объектами).
  Однако в настоящее время не все вышеперечисленные функции в неразрывном единстве способствуют повышению эффективности системы управления в целом и деятельности руководителей и подразделений всех уровней в отдельности.
  Планирование один из методов экономического управления, который должен выступать как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Следует отметить, что для эффективной реализации процесса реструктуризации задолженности особое внимание необходимо уделить перспективному и целевому планированию. В современных условиях далеко не на всех предприятиях детально проработан процесс долгосрочного планирования, позволяющий гибко реагировать на изменения окружающей среды и включающий систему управления по отклонениям и механизм корректировки планов в зависимости от создавшейся ситуации.
  Организация управления предприятием в процессе реструктуризации задолженности должна способствовать внесению прогрессивных изменений в построение и порядок функционирования ранее образованной действующей системы управления, обеспечивая тем самым требуемые принципы построения различных элементов рабочего процесса, их взаимную увязку и адаптацию к условиям деятельности предприятия, определенным в плане реструктуризации.
  В настоящее время на предприятиях недостаточно развита система контроля, а именно система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект, что является серьезным барьером для проведения реструктуризации задолженности.
  Стимулирование работников имеет немаловажное значение в достижении конечных целей, поставленных перед предприятиями. Основным недостатком в системе стимулирования является то, что моральное стимулирование, игравшее первостепенную роль в период советской экономики, сегодня потеряло свою былую силу, а создание эффективной системы материального стимулирования не представляется возможным из-за острого дефицита денежного ресурса предприятий.
 2. Неудовлетворительный финансовый учет на предприятии.
  Разработанные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам планы реструктуризации задолженности требуют формирования обширной базы различных финансовых показателей, а для подобной работы на предприятии часто не хватает необходимой информации из-за ведения финансового учета не соответствующего требованиям рыночной экономики и неадекватно отражающего все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Другими словами, предприятия, отслеживая текущую информацию, не систематизируют ее путем проведения комплексного анализа финансовых потоков.
 3. Неудовлетворительная кадровая политика.
  Из-за недостатка финансовых ресурсов большинство предприятий испытывает значительные трудности в привлечении новых кадров, а также в организации комплексной системы переобучения работающего персонала. Таким образом, в настоящий момент работники экономических служб многих предприятий, от которых, в первую очередь, и зависит конечный результат процесса реструктуризации задолженности, ориентированы исполнять планы и сметы и не обучены современным навыкам управления финансами.
  Следует отметить, что в процессе подбора кадров важное значение имеет проверенный опытом принцип сочетания "старых и молодых кадров". Первые - носители опыта, традиций, они обеспечивают преемственность и устойчивость руководства. Молодые, как правило, более активны, охотнее идут на эксперименты, в ряде случаев они лучше вооружены современными знаниями. Сочетание обеих групп работников обеспечивает необходимую эффективность управленческого коллектива.
 4. Отсутствие развитой системы информационного обеспечения и компьютеризации.
  Важнейшим инструментом в построении рациональной схемы управления являются современные информационные технологии, и в частности комплексная информационная система управления предприятием. Предприятию, широко распределенному территориально, с разнообразными бизнес процессами, подобная система может помочь в достижении "прозрачности" и управляемости финансовыми потоками день в день.
  Комплексные информационные системы позволяют предприятиям реализовать массу возможностей, и современные информационные технологии можно рассматривать как серьезный инструмент вывода предприятия из кризиса, изыскания его внутренних резервов.
  Ни для кого не секрет, что у многих предприятий едва хватает средств, чтобы поддерживать свою текущую деятельность, не говоря уже о выделении дополнительных источников для создания внутрифирменной информационной системы. Однако создание и использование в организации внутрифирменной информационной системы позволяет достичь следующих важнейших целей:
 * Автоматизация административно-управленческого труда на основе использования информационной технологии;
 * Повышение оперативности и обоснованность принимаемых решений и снижение степени риска в результате повышения качества используемой информации;
 * Создание системы доступа, хранения, обновления и обработки информации как в централизованном, так и в децентрализованном режимах;
 * Непрерывное развитие и совершенствование технологии обработки информации.
  Все вышеперечисленные достижения позволят обеспечить стабильность протекания процесса реструктуризации задолженности предприятий.
 5. Не желание некоторых предприятий "выходить из тени" и попадать под постоянный контроль к налоговым органам.
  Правительство РФ предпринимает очередную попытку наладить отношения с должниками, чтобы они стали регулярно платить хотя бы текущие платежи в Федеральный бюджет, но те слабо реагируют на предложенные условия, хотя, по признанию налоговиков, правительственное постановление № 1002 от 4 сентября 1999 года - самый лучший вариант, который когда-либо предлагался предприятиям.
  Правительство этим постановлением стимулирует выявление платежеспособных предприятий. Им предлагают расплатиться по старым долгам с казной на более мягких, чем прежде, условиях и перейти в прозрачную зону существования. Дело в том, что финансовая деятельность многих промышленных предприятий не прозрачна. По бухгалтерской отчетности сложно отличить которое из них банкрот, а где успешно развивающееся.
  В определенной степени это постановление ставит руководителей перед выбором. До сих пор, чтобы иметь средства на развитие предприятия часто уходили "в тень", директора сами решали, сколько платить бюджету. По некоторым данным в среднем около 30 % собственных средств предприятия компенсировали за счет задолженности бюджету. И вот теперь им необходимо решиться - начать регулярно платить текущие налоговые платежи и сделать свое финансовое положение прозрачным, либо еще потянуть с раскрытием своей бухгалтерии.
 
  Таким образом, все вышеперечисленные причины свидетельствуют о том, что препятствия для реструктуризации задолженности российских предприятий имеют как внутренние, так и внешние источники возникновения. Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы, который, несмотря на сложившуюся ситуацию в стране, позволит существенно повысить результативность процесса реструктуризации.
  На федеральном уровне необходимо, во-первых, более детально проработать начальный этап процесса реструктуризации, а именно:
 * механизм сбора первичных данных;
 * обеспечение возможности работников предприятий получать своевременную и полную информацию, раскрывающую сущность процесса и позволяющую безошибочно сформировать базу исходных данных и определить разумные сроки реструктуризации.
  Во-вторых, по возможности смягчить требования, предъявляемые к предприятиям на этапе реструктуризации задолженности.
  Однако следует отметить, что наиболее значимыми препятствиями реструктуризации остаются причины, имеющие источник возникновения внутри предприятия. Негибкая система управления предприятиями, дефицит квалифицированного персонала, отсутствие технических возможностей получения оперативной информации, недостаток навыков работы с долгосрочными планами - все это существенно уменьшает желание и возможности российских предприятий пойти по пути реструктуризации своей задолженности.
  Основной метод борьбы с причинами, препятствующими эффективному проведению реструктуризации, возникающими внутри организации, состоит в разработке комплексной и наглядной методики предварительной диагностики финансовых потоков предприятия, которая позволила бы:
 * оценить реальные возможности предприятия по погашению своей просроченной задолженности;
 * определить наиболее оптимальный срок для реализации поставленных задач;
 * повысить эффективность управления финансовыми потоками на предприятиях;
 * создать предпосылки для разработки долгосрочного плана по управлению финансами;
 * обеспечить простую и прозрачную систему ведения учета на предприятии для наиболее полного отражения ряда показателей, необходимых для своевременного контроля и корректировки процесса реструктуризации задолженности.
  Проведение подобной диагностики - это первый шаг к восстановлению платежеспособности предприятия, что является основной целью процесса реструктуризации.
  Задача восстановления платежеспособности имеет четкие арифметические ориентиры, а именно:
 * на первом этапе необходимо реанимировать или восстановить выручку как полноценный способ расчета;
  Для этого необходимы действия, направленные на повышение удельного веса денежной составляющей в выручке.
 * необходимо привести объемы текущих обязательств по заемным средствам в нормальное соответствие с выручкой;
  В сегодняшней российской ситуации для этого необходимо сократить масштаб заемных средств или взаимных заимствований.
 * необходимо найти способы покрытия накопленных ранее крупных обязательств.
  Главной целью вышеупомянутой предварительной диагностики состояния предприятия является подробный анализ финансовых потоков для определения их рациональной структуры и объема, поэтому она может быть названа методикой структуризации финансовых потоков предприятия. Данная методика позволит предприятию безошибочно наметить пути решения задач восстановления платежеспособности, так как ее применение способствует определению таких показателей как:
 * Структура валовой выручки предприятия (деньги, взаимозачет, векселя);
 * Структура финансовых платежей предприятия;
 * Соотношение валовой выручки предприятия и его текущих финансовых обязательств;
 * Соотношение валовой выручки предприятия и его просроченной задолженности;
 * Минимально допустимый уровень денежной составляющей в валовой выручке для погашения как текущих обязательств, так и просроченной задолженности с учетом времени, необходимого для ее погашения.
  Результаты диагностики позволят каждому предприятию оценить свои реальные возможности по проведению реструктуризации задолженности, избрать для себя оптимальный срок и путь финансового оздоровления и, в конечном счете, добиться восстановления утраченной платежеспособности.
 
 
 
 
 2 Новый инструментарий финансовой диагностики и планирования в условиях натурализации экономических связей реального сектора
 
  Основной целью методики предварительной диагностики финансовых потоков является подготовка предприятия к реструктуризации задолженности и предоставление эффективного механизма реагирования на изменения как внутренней, так и внешней среды организации в ходе выполнения поставленных задач. Данная методика является существенно важным инструментом восстановления платежеспособности для любого предприятия, так как решение проблемы неплатежеспособности должно носить комплексный характер и идти параллельно с изменениями в налоговом законодательстве и прочими мерами, направленными на преодоление общего кризиса России. Без проведения такого рода анализа дальнейшие действия предприятия, направленные на восстановление своей платежеспособности, выглядят сомнительными. Отличительная черта предлагаемой методики состоит в том, что она применима к предприятиям любого региона, так как легко позволяет определить специфику их деятельности: особенности налогообложения, финансовых расчетов между предприятиями региона и т.д.
 
 2.1 Влияние фактора финансовой нагрузки предприятий на разработку и выбор методики анализа его эффективности
 
  Методологический подход к оценке деятельности предприятий в целях структуризации финансовых потоков должен основываться на анализе финансового оборота хозяйствующего субъекта, характеризующего движение денежных средств, связанное не только с процессом производства и реализации продукции (работ, услуг), но и с операционной и внереализационной деятельностью.
  Данный анализ является первым этапом работы и должен дать ответы на следующие вопросы:
 * Имеет ли предприятие ресурсы для погашения текущих обязательств;
 * Способно ли предприятие удовлетворить всех кредиторов в установленные сроки;
 * Каковы причины ненадежного исполнения обязательств.
  Исходным этапом является ответ на первый вопрос, для получения которого необходим сравнительный анализ финансовых обязательств и выручки предприятия.
  Анализ валовой выручки предприятий. В целях данного анализа валовая выручка предприятия рассматривается как все поступления за реализованную продукцию (работы, услуги) предприятия, а также доходы по прочим операциям (операционные и внереализационные доходы).
  Кроме того, в состав выручки включаются налоговые поступления (НДС и акцизы), которые при официальной бухгалтерской отчетности исключаются.
  Иными словами, под выручкой здесь понимаются все поступления, которые могут быть использованы как источник расчета по обязательствам предприятия.
  Такого показателя в сегодняшней бухгалтерской отчетности нет, и его приходится формировать по первичным бухгалтерским документам.
  Валовая выручка является основным источником финансовых расчетов, и от ее структуры, а именно от уровня денежных средств, во многом зависит возможность предприятия своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства. Поэтому на каждом предприятии необходимо своевременно отслеживать фактические денежные поступления в разрезе структуры валовой выручки и анализировать динамику и причины их изменения.
  Для того, чтобы валовая выручка полностью или частично направлялась на погашение обязательств, необходимо соблюдение определенных принципов управления.
  Эти принципы заключаются в:
 - регулировании денежной составляющей в выручке предприятия. Сегодня бартерные операции стали одной из главных предпосылок неплатежеспособности - невозможности погашения обязательств из-за отсутствия денежной компоненты в валовой выручке предприятия.
 - планировании выручки и ее распределения по различным видам платежей - планировании денежного потока.
  Для соблюдения этих принципов, прежде всего, необходимо периодически анализировать структуру валовой выручки в целях определения фактического денежного ресурса предприятия и динамики его изменения по годам.
  В ходе данного анализа фактически полученную валовую выручку предприятия целесообразно разбивать на выручку, полученную в денежной форме, векселями и взаимозачетом и определять удельный вес каждой формы поступлений в общем объеме валовой выручки.
  По результатам анализа необходимо сделать выводы о факторах, оказавших существенное влияние на формирование структуры валовой выручки, динамику ее изменения и определить способы влияния на удельный вес каждой формы будущих поступлений.
  Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Наиболее важными обязательствами предприятия являются внешние обязательства перед фискальной системой - обязательства по налогам, штрафам, пеням перед бюджетами, платежам в различные фонды. Их значимость по сравнению с другими внешними обязательствами заключается в том, что фискальные обязательства должны выполняться в установленном порядке независимо от воли предприятия. Поэтому анализ платежей предприятия целесообразно начинать с расчетов с фискальной системой.
  Предлагается проведение анализа в табличной форме, в которой указываются следующие компоненты: виды налоговых платежей, начисленные суммы указанных платежей, формы оплаты начисленных сумм. На основе этих данных производится расчет доли налоговых платежей в валовой выручке предприятия, их процентное соотношение к общей сумме, оплаченной фискальной системе за год.
  Этот вид анализа рекомендуется проводить по каждому налогу в отдельности, для возможности определения наиболее значимых налоговых платежей, т. е. тех, на которые предприятию следует обратить особое внимание. Кроме того, такой подробный анализ позволяет выявить: какие из налогов, уплачиваемых предприятием, в большей степени оплачены денежными средствами, а также посмотреть, осуществлялась ли оплата налогов в срок и в полном объеме.
  Анализ за ряд лет позволит рассмотреть изменение платежей в динамике.
  На основе проведенного анализа расчетов предприятия с фискальной системой следует выявить налоги, по которым возможно проведение бартерных операций. Далее необходимо сделать выводы о наиболее рациональном распределении денежных средств, выделяемых предприятием для оплаты налогов между всеми налоговыми платежами.
  Анализ фискальной нагрузки предприятия. При нарушении сроков исполнения обязательств предприятия перед фискальной системой возникает необходимость в выявлении причин, оказавших существенное влияние на расчеты предприятия с государством. Анализ фискальной нагрузки предприятия за ряд лет дает наглядное представление сложившейся ситуации: имеет ли предприятие ресурсы для погашения данного вида обязательств; носят ли они эпизодический, временный характер или даже являются индикатором финансового кризиса на предприятии и т.д.
  Прежде всего, для определения тяжести фискальной нагрузки для предприятия необходимо рассмотреть долю фискальных начислений, рассчитанных в пункте "Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды", в валовой выручке. Полученный коэффициент показывает, какова фискальная нагрузка предприятия на 1 рубль валовой выручки, другими словами, сколько копеек с 1 вырученного рубля предприятию следует отдать, чтобы расплатиться по своим обязательствам перед фискальной системой. Более наглядное представление при проведении данного вида анализа дает расчет показателя, характеризующего фактическую фискальную нагрузку, понесенную предприятием исходя из своих финансовых возможностей. Данный показатель определится отношением фактически оплаченной суммы по фискальным платежам к валовой выручке предприятия. Рассчитанный коэффициент показывает, сколько копеек с 1 вырученного рубля предприятие реально смогло заплатить по начисленным фискальным обязательствам. Сравнение данных показателей позволит более точно оценить возможность предприятия расплачиваться по своим финансовым обязательствам перед фискальной системой.
  Анализ требований перед поставщиками и по оплате труда. Помимо расчетов с фискальной системой, необходимо рассмотреть обязательства предприятия перед кредиторами за поставленные ими товары, выполненные работы или услуги, а также внутренние обязательства - перед работниками предприятия по оплате труда.
  В ходе данного анализа следует указать начисленные и фактически уплаченные суммы с разбивкой по видам платежей (деньги, векселя, взаимозачет) перед поставщиками и по оплате труда.
  По возможности для более детального анализа расчетов предприятия с поставщиками необходимо рассмотреть расчеты с каждым поставщиком или группой поставщиков в отдельности. Это позволит определить, с какими из них предприятие расплачивается в первую очередь, с какими в последнюю, на расчеты с какими из поставщиков приходится оплата в основном денежными средствами, а с какими взаимозачетом и т.д. Другими словами, более детальный анализ позволит увидеть наиболее "проблемных" поставщиков и позволит предприятию определить меры по работе с данной их категорией.
  Что касается расчетов предприятия с персоналом по оплате труда, то здесь также следует проводить анализ с использованием данных о начисленной сумме и фактически оплаченной. Сравнение данных показателей позволит определить, насколько своевременно предприятие расплачивается с персоналом и в полном ли объеме. Если анализ выявил, что на предприятии существует задолженность по оплате труда, оплата производится не периодически и не в полном объеме, рекомендуется проводить этот анализ более детально - по каждому месяцу. Полученные данные эффективно сравнивать с показателями, характеризующими производственную деятельность предприятия в разрезе каждого месяца (с объемом произведенной продукции, фактически отгруженной продукции) и с внешними факторами, не зависящими от деятельности предприятия (уровень инфляции, курс доллара) также в разрезе месяца. Сопоставляя полученные результаты, делаются выводы о причинах, повлиявших на ухудшении расчетов с персоналом и возможности стабилизировать выплату заработной платы на предприятии.
  Анализ вышеперечисленных показателей за ряд лет позволит в динамике проследить изменения расчетов предприятия по данному виду обязательств.
  Анализ обязательств перед финансово-кредитной системой. Данный вид анализа необходим для того, чтобы выявить сроки возникновения этих обязательств, величину процентов за пользование кредитами, их удельный вес в общей сумме задолженности.
  В ходе анализа необходимо рассмотреть общую величину заемных средств предприятия, их структуру в целях выявления наиболее крупных кредиторов, сопоставить проценты за пользование кредитом и определить долю просроченных обязательств в общей сумме кредиторской задолженности перед финансово-кредитной системой.
  На основе полученных данных необходимо выявить наиболее существенные для предприятия обязательства с точки зрения общей суммы уплачиваемых процентов, а также штрафных санкций в случае просроченных кредитов. В результате проведенного анализа рекомендуется обратить особое внимание на возможность погашения наиболее "тяжелых" для предприятия обязательств.
 
 2.2 Определение уровня и распределения финансовой нагрузки предприятия
 
  Анализ структуры требований по финансовым обязательствам предприятия. Рациональное планирование и управление денежными потоками предприятия заключается в сохранении определенного соотношения между валовой выручкой предприятия и объемом текущих обязательств; расходовании выручки, прежде всего с учетом погашения обязательств и поддержания некоторых резервов. Другими словами, денежного ресурса предприятия должно хватать, по крайней мере, для того, чтобы погасить текущие финансовые обязательства по оплате труда, перед поставщиками, фискальной системой и финансово- кредитными учреждениями.
  На данном этапе требуется определить тяжесть общей финансовой нагрузки предприятия и проанализировать возможность погашения всех текущих требований по финансовым обязательствам.
  Общая сумма текущих требований предприятия по финансовым обязательствам формируется на основе анализа требований перед фискальной системой, поставщиками, финансово-кредитной системой и персоналом по оплате труда.
  Сводная таблица содержит такие показатели как: структура текущих финансовых требований предприятия, валовая выручка предприятия и фактически полученный за анализируемый период денежный ресурс. Анализ производится путем определения процентного отношения вышеперечисленных данных в общей сумме текущих требований по финансовым обязательствам. На основе исходных данных рассчитывается доля каждого вида требований в общей их сумме, а также определяется, хватает ли фактически полученных денежных средств предприятию для погашения текущих требований; достаточно ли всей выручки предприятия для расчетов по финансовым обязательствам, предположив, что все полученные средства будут направлены только на эти цели.
  Для большей наглядности проводится анализ фактически оплаченной денежной суммы по финансовым требованиям предприятия в сравнении с фактически полученным денежным ресурсом. Если на предприятии имеет место ограниченный денежный ресурс, то данная таблица позволит определить причину по которой оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам и определить рациональность расходования фактически полученных денежных средств. Другими словами, если данные сводной таблицы свидетельствуют о недостатке денежного ресурса для расчета по текущим обязательствам, а данные о фактическом использовании денежных средств говорят о том, что все или практически все полученные денежные средства ушли на погашение текущих обязательств, это означает, что предприятие старалось в первую очередь обращать внимание на свою задолженность, практически не отвлекая полученные денежные средства на собственные нужды. Если данные сводной таблицы свидетельствуют о недостатке денежного ресурса для расчетов по текущим обязательствам, а данные о фактическом использовании денежных средств говорят о том, что значительная часть полученных денежных средств ушла на другие цели, следовательно, предприятие не оценивает реальные проблемы, возникающие в связи с имеющей задолженностью и не следит за своими фактическими расчетами по финансовым обязательствам. В этом случае следует установить направления фактического использования вырученных денежных средств.
  Проведение данного анализа за ряд лет позволит предприятию сформировать механизм более рационального распределения получаемых денежных средств.
  Разработка графика финансовых платежей. Для поддержания стабильного финансового положения предприятия, которое в частности подразумевает своевременную оплату обязательств в полном объеме, необходимо детально проработать график финансовых платежей как минимум для расчетов с фискальной системой. Он позволит предприятию планировать суммы денежных средств, необходимые на тот или иной период времени.
  Одним из способов составления графика финансовых платежей может служить определение среднемесячного начисления по налогам и платежам во внебюджетные фонды на основании данных пункта "Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды" путем делением фактически начислений за год на двенадцать.
 
 2.3 Механизм планирования структуры финансовых потоков предприятия
 
  Оценка развития "финансового клонирования". Основной показатель, выражающий процесс "финансового клонирования" (уровень денежных средств в выручке) определяется на первом этапе диагностики при анализе валовой выручки предприятия. Для того, чтобы оценить степень развития "финансового клонирования" необходимо использовать дополнительные показатели, характеризующие величину задолженности предприятия с точки зрения возможности ее погашения.
  Одним из таких критериев оценки является соотношение выручки и текущих обязательств, значения которых переносятся из пункта "Анализ структуры требований по финансовым обязательствам предприятия". Если объем текущих обязательств предприятия разделить на его среднемесячную выручку, то в результате получается показатель, характеризующий время, за которое могут быть погашены обязательства, если всю выручку направить на их погашение.
  В первую очередь необходимо произвести расчет этих показателей, взяв за исходные данные текущие требования по финансовым обязательствам. Рациональным можно считать значение общего показателя, не превышающего значение двенадцати среднемесячных выручек, так как превышение этого коэффициента будет свидетельствовать о недостатке всей годовой валовой выручки для покрытия текущих требований по финансовым обязательствам. Для более детального анализа рекомендуется разделить общий объем текущих обязательств по отношению к среднемесячной выручке по группам в зависимости от источников их возникновения и определить, расчеты с какой группой требуют наибольшего отвлечения выручки предприятия.
  Далее следует произвести расчет этих же коэффициентов, взяв за исходные данные кредиторскую задолженность на конец отчетного периода с учетом задолженности на начало анализируемого года. Другими словами, рассчитывается, сколько среднемесячных выручек потребовалось бы предприятию на конец года, чтобы полностью рассчитаться по текущим и просроченным финансовым обязательствам. Изменение данных показателей в динамике позволит судить о финансовых расчетах предприятия с точки зрения накопления или сокращения своей задолженности.
  Расчет минимально допустимого уровня денежной составляющей в валовой выручке предприятия. На основе вышеприведенных данных рассчитывается минимально допустимый уровень денежной составляющей в валовой выручке предприятия с точки зрения своевременного и полного погашения текущих финансовых обязательств. В обязательную денежную составляющую включается сумма, уплаченная деньгами фискальной системе, персоналу, поставщикам и финансово-кредитной системе, а также недоимка отчетного года, т.к. если бы предприятие имело возможность погасить текущую задолженность путем взаимозачетов, оно несомненно воспользовалось бы этим. В неденежную составляющую включается фактически уплаченная взаимозачетом сумма. Расчет денежной составляющей в валовой выручке предприятия производится без учета долгов на начало анализируемого года.
  Далее сравнивается фактическая денежная составляющая предприятия с рассчитанной денежной составляющей. В качестве исходных данных берутся валовая выручка предприятия, фактическая денежная составляющая и минимально допустимая денежная составляющая без учета долгов на начало анализируемого периода. Результатом анализа является сравнение процентного соотношения денежных составляющих в валовой выручке предприятия. Очевидно, что наиболее благоприятным вариантом является минимальное отклонение фактической и рассчитанной денежных составляющих. Кроме того, следует проследить динамику изменения данных показателей по годам для определения положительных или отрицательных тенденций и выявления причин этих изменений.
  Для более детального анализа целесообразно сравнить показатели текущей задолженности предприятия, требований по финансовым обязательствам и средств, направленных на погашение этих обязательств. Очевидно, что благоприятным для предприятия является увеличение средств, направляемых на погашение обязательств и сокращение текущей задолженности. Однако следует обращать особое внимание на величину фактических начислений, так как может иметь место ее снижение, в связи с чем в процентном отношении доля оплаченной суммы по отношению к начисленной окажется больше, а на самом деле абсолютная величина оплаченной суммы при этом может остаться на прежнем уровне или даже снизиться.
  Разработка предложений по механизму управления уровнем денежных средств в финансовых потоках. На основе просчитанного минимально допустимого уровня денежной составляющей в валовой выручке предприятия необходимо разработать варианты увеличения удельного веса денежной компоненты в валовой выручке, например, путем увеличения объема продаж или ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности с учетом времени, необходимого для погашения просроченной задолженности предприятия.
  Одним из элементов разработки механизма управления уровнем денежных средств в финансовых потоках является определение возможности погашения просроченной задолженности исходя из реальных для предприятия сроков.
  На основе минимально допустимого уровня денежной составляющей в валовой выручке целесообразно рассмотреть возможность погашения предприятием долгов прошлого периода в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период. Необходимым условием разрабатываемого плана должен стать строгий контроль за величиной денежных средств в выручке.
  Выбор срока погашения задолженности прошлых лет зависит от реальных возможностей предприятия:
  * способности предприятия обеспечить дополнительный прирост денежных средств к годовой валовой выручке;
  * способности уменьшить срок погашения дебиторской задолженности.
  Способы увеличения валовой выручки. Обеспечение дополнительного прироста денежных средств в валовой выручке возможно посредством:
  1. увеличения валовой выручки посредством увеличения чистого денежного прироста;
  2. увеличения валовой выручки при неизменной доли денежных средств на величину, рассчитанную пропорционально минимально допустимому уровню денежной составляющей по следующей формуле:
 
  Пв = Пдс / Удс, (2.1)
 
  где Пв - прирост выручки;
  Пдс - необходимый прирост денежных средств в выручке, руб.;
  Удс - минимально допустимый уровень денежной составляющей.
  Так как основную часть валовой выручки составляет выручка от реализации основной продукции, предприятию следует в первую очередь обратить внимание на возможность ее повышения и своевременного получения. Данная цель может быть достигнута путем комплексной работы всех подразделений предприятия, а именно:
 1) маркетинговой службе необходимо:
 * на основе реальной потребности прогнозировать оптимальный объем производства продукции;
 * совместно с конструкторской и технологической службой пересматривать и разрабатывать характеристики, обеспечивающие конкурентоспособность и конкурентные преимущества продукции;
 2) производственной службе необходимо:
 * обеспечить ритмичность выпуска продукции;
 * совместно со службой снабжения и экономическими службами определять оптимальную длительность производственно-коммерческого цикла;
 3) службе сбыта необходимо обеспечить:
 * оптимальную форму расчетов за продукцию;
 * ритмичность отгрузки;
 * своевременное оформление транспортных и расчетных документов и т.д.
 4) экономической службе необходимо детально просчитать уровень цен на каждый вид продукции;
  Для обеспечения более стабильного процесса реализации поставленных задач следует также учитывать влияние факторов, независящих от деятельности предприятия и разработать гибкий механизм реагирования на их воздействие. К таким факторам можно отнести: несвоевременную оплату продукции из-за отсутствия у потребителей средств, нарушение договоров поставки материально-технических ресурсов, сужение рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.
  Способы уменьшить срок погашения дебиторской задолженности. Одной из ключевых проблем российских предприятий на сегодняшний день является проблема дефицита оборотных средств. Это обусловлено не только кризисом неплатежей, но и неэффективным управлением оборотными активами, недостатками системы управления предприятием в целом. Снижение оборачиваемости и сокращение части реально работающих оборотных средств в первую очередь связаны с существованием просроченной дебиторской задолженности.
  Поскольку доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в балансе предприятия весьма незначительна, наиболее ликвидным активом, находящимся в распоряжении предприятия, должна быть дебиторская задолженность. Тем не менее большая доля этого, казалось бы наиболее ликвидного (после денег), актива попадает в разряд просроченной безнадежной задолженности.
  Но даже при такой ситуации существуют значительные внутренние резервы и механизмы, позволяющие управлять дебиторской задолженностью более эффективно и получить дополнительные оборотные средства.
  Анализ дебиторской задолженности лучше всего начинать с составления реестра "старения" счетов дебиторов. Исходной информацией для составления такого реестра являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченной задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.
  Затем все дебиторы ранжируются по убыванию величины задолженности.
  По каждому крупнейшему дебитору необходимо провести работу по возврату задолженности. Основываясь на опыте реструктуризации и реформировании предприятий России, можно предложить следующие меры для анализируемого предприятия:
 1) создание целевой группы по работе с дебиторской задолженностью;
 2) составление и анализ реестра "старения" счетов дебиторов;
 3) разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценки затрат и полученного эффекта;
  К мероприятиям по работе с дебиторами относятся:
 * телефонные переговоры;
 * выезды к контрагентам;
 * оформление договоров цессии;
 * разработка схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией;
 * разработка эффективных бартерных схем;
 * проработка возможностей обращения в арбитраж.
  Чтобы эффективно управлять дебиторской задолженностью, предприятию необходимо выполнять следующие рекомендации:
 1) контролировать состояние расчетов с покупателями (по отсроченной задолженности) и своевременно предъявлять исковые заявления;
 2) ориентироваться на возможно большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными потребителями;
 3) следить за соответствием кредиторской и дебиторской задолженности.
  Оптимальный срок погашения дебиторской задолженности в целях реализации поставленных перед предприятием задач по сокращению или полной ликвидации своих просроченных обязательств может быть рассчитан по следующему алгоритму:
  1. Определение реальной оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия
 
  Одз = В / ДЗ, (2.2)
 
  где Одз - реальная оборачиваемость дебиторской задолженности предприятия;
  В - валовая выручка;
  ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности предприятия.
  2. Определение периода погашения дебиторской задолженности предприятия
 
  Пдз = Т / Одз, (2.3)
 
  где Пдз - период погашения дебиторской задолженности предприятия;
  Т - длительность анализируемого периода в днях.
  3. Определение оборачиваемости для требуемого прироста валовой выручки предприятия
 
  Оп = В / Пдс, (2.4)
 
  где Оп - оборачиваемость для требуемого прироста валовой выручки;
  Пдс - необходимый прирост денежных средств в валовой выручке, руб.
  4. Определение срока оборота для требуемого прироста валовой выручки предприятия
 
  Сп = Т / Оп, (2.5)
 
  где Сп - срок оборота прироста валовой выручки.
  5. Определение оптимального срока сокращения оборачиваемости дебиторской задолженности в целях реализации поставленных перед предприятием задач
 
  ОСдз = Пдз - Сп, (2.6)
 
  где ОСдз - оптимальный срок погашения дебиторской задолженности предприятия.
 
 
 
 3 Эффективность практического применения нового инструментария диагностики и планирования на российских предприятиях различных отраслей
 
 3.1 Предприятие машиностроительной отрасли
 
  Краткое описание предприятия
  Для удобства и краткости дальнейшего изложения назовем данную организацию "Предприятие А".
  Предприятие представляет собой Акционерное Общество Открытого Типа, преобразованное в ходе приватизации из государственного предприятия путем выпуска акций.
  Завод относится к машиностроительной отрасли (подшипниковая подотрасль). На уровне правительственных структур курируется Межреспубликанским Концерном "Подшипник".
  В настоящее время на территории России действует 15 подшипниковых заводов. Предприятие А является предприятием с уже сложившейся специализацией и кооперационными связями. На 1999 год ассортимент действующего производства насчитывает выпуск более 350 типоразмеров подшипников. Производство охватывает только роликовый тип (конические, цилиндрические) для автомобильных и тракторных заводов, станкостроения, для ремонтных нужд. Предприятие оснащено высокоточным оборудованием, что позволяет организовать единственный в России выпуск подшипников высокого класса точности, обладающих высокой степенью конкурентоспособности в сравнении с западными аналогами. Кроме того, предприятие А является самым массовым производителем подшипников дюймовой серии.
  Специфической чертой предприятия с точки зрения сбыта является работа с несколькими крупными поставщиками (здесь особое значение приобретает длительный характер наработанных деловых связей), а также с рядом небольших фирм, являющихся посредниками между производителем и конечным потребителем продукции.
  На предприятии действует международная система контроля качества ISO 9000, подлежащая обязательной сертификации.
  Численность персонала предприятия на 01.01.99 составляет 7450 человек.
 
  Анализ структуры выручки и составляющих финансовой нагрузки
 * Анализ структуры валовой выручки предприятия
  Рассмотрим структуру поступающих финансовых ресурсов на предприятие и динамику ее изменения по годам.
 
  Таблица 3.1 - Структура валовой выручки предприятия
  1997 год 1998 год Отклонение Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. % Оплаченная валовая выручка: 439,9 100 433,7 100 -6,2 - * денежная форма 139,4 31,69 133,9 30,89 -5,5 -0,8 * векселя 2,1 0,48 7,0 1,61 4,9 1,13 * взаимозачет 298,4 67,83 292,7 67,49 -5,7 -0,34
  Рисунок 3.1 - Структура валовой выручки предприятия
 
 Таблица 3.1 показывает, что при выручке 439,9 млн. руб. в 1997 году и 433,7 млн. руб. в 1998 году, способ расчета денежными средствами составил 31,69 и 30,89 % соответственно. Следовательно, в 1997 году 68,31 % расчетов производилось взаимозачетом и векселями, а в 1998 году эта цифра увеличилась до 69,11 %. То есть доля расчетов денежными средствами упала на 5,5 млн. руб. Относительно небольшие изменения в структуре выручки свидетельствуют о стабильности финансовых расчетов и постоянном контингентепокупателей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для увеличения доли денежных средств в валовой выручке предприятию необходимо ужесточить сбытовую политику с постоянными клиентами, либо путем проведения маркетинговых исследований попытаться выйти на новых потребителей, способных рассчитываться преимущественно денежными средствами.
 * Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды
  Этот вид анализа проведем по каждому платежу в отдельности, как показано в таблице 3.2. На основе данной таблицы определим удельный вес каждого платежа в общей их сумме для выявления наиболее значимых, т. е. тех, на которые предприятию следует обратить особое внимание (таблица 3.3).
 
 
  Таблица 3.2 - Структура платежей в бюджет и внебюджетные фонды
 (млн. руб.)
 Перечень налогов и внебюджетных фондов 1997 год 1998 год Начис-лено Оплачено Задолжен-ность текущая Задолженность с учетом долгов на начало периода Начис-лено Оплачено Задолжен-ность текущая Задолженность с учетом долгов на начало периода Денеж-ная форма Взаимо-зачет Вексе-ля Денеж-ная форма Взаимо-зачет Вексе-ля Пенсионный фонд РФ 26,75 23,05 1,55 - 2,15 17,58 23,28 13,65 4,85 - 4,78 22,36 Фонд занятости населения 1,36 0,33 0,19 - 0,84 2,95 1,20 0,23 0,36 - 0,61 3,56 Фонд обязательного медицинского страхования 3,26 0,003 0,72 - 2,54 3,57 2,88 0,31 4,50 - -1,93 1,64 Фонд социального страхования РФ 4,89 - 4,64 - 0,25 1,60 4,20 - 3,47 - 0,73 2,33 НДС 29,82 -0,68 8,04 - 22,46 22,46 22,40 1,24 0,31 - 20,85 43,31 Налог на прибыль 3,81 0,45 1,05 - 2,31 10,44 1,24 0,83 0,14 0,3 -0,03 10,41 Налог на благоустройство территории города 0,27 - 0,30 - -0,03 -0,07 0,24 0,09 0,04 - 0,11 0,05 Аренда за землю 0,53 - - - 0,53 0,88 0,29 0,28 0,35 - -0,34 0,54 Налог на имущество 8,44 0,17 8,02 0,42 -0,17 1,91 6,82 3,55 0,21 0,01 3,05 4,96 Земельный налог 2,45 0,05 - - 2,40 2,60 1,93 0,06 - - 1,87 4,47 Налог на образование 0,90 0,36 0,70 - -0,16 0,04 0,79 0,02 0,02 - 0,75 0,79 Налог на пользователей автомобильных дорог 8,08 0,87 8,98 - -1,77 2,36 7,16 - 4,37 - 2,79 5,15 Отчисления за фактическое загрязнение природной среды 0,03 - - - 0,03 0,07 0,04 0,005 - - 0,04 0,10 Налог на содержание милиции 0,01 - 0,005 - 0,01 0,00 0,005 0,0004 0,004 - 0,00 0,003 Спецналог 0,01 - 0,60 - -0,59 -0,60 0,001 0,57 - - -0,57 -1,166 Налог с владельцев транспортных средств 0,04 0,04 - - 0,00 0,00 0,04 0,04 0,0002 - 0,00 0,00 Налог наприобретение транспортных средств 0,07 0,07 - - 0,00 -0,0001 0,0057 0,01 - - 0,00 -0,0001 Выплаты детской компенсации 2,84 2,51 - - 0,33 0,76 -0,09 0,67 - - -0,76 0,0003 Налог на операции с ценными бумагами 0,04 0,047 - - -0,01 0,20 0,01 0,02 - - -0,01 0,18 Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы 0,01 - - - 0,01 0,01 0,01 0,001 - - 0,01 0,02 Платежи за право на добычу полезных ископаемых 0,003 - 0,005 - 0,00 0,00 0,01 0,0002 - - 0,01 0,01 Подоходный налог 9,71 5,29 9,74 0,94 -6,26 1,62 7,33 5,14 1,45 0,89 -0,15 1,47 Транспортный налог 0,79 - 1,90 - -1,11 -0,04 0,00 -0,04 - - 0,04 0,00 Итого 104 32,56 46,44 1,36 23,75 68,35 79,78 26,68 20,06 1,20 31,84 100,19 Примечание: Знак "минус" по некоторым платежам показывает перенос налоговой инспекцией ранее оплаченной предприятием суммы на другой вид платежа.
 Таблица 3.3 - Удельный вес денежных и неденежных форм расчетов по фискальным платежам в общей сумме оплаты
 
  1997 год 1998 год Денежная форма,млн. руб. В % к итогу В % к выруч-ке Неденежная форма, млн. руб. В % к итогу В % к выруч-ке Денежная форма, млн. руб. В % к итогу В % к выручке Неденежная форма, млн. руб. В % к итогу В % к выручке ПФ РФ 23,05 28,68 5,24 1,55 1,93 0,35 13,65 28,47 3,15 4,85 10,13 1,12 ФЗ РФ 0,33 0,41 0,07 0,19 0,24 0,04 0,23 0,47 0,05 0,36 0,76 0,08 ФОМС РФ 0,003 0,00 0 0,72 0,90 0,16 0,31 0,65 0,07 4,50 9,39 1,04 ФСС РФ - - - 4,64 5,78 1,06 - - - 3,47 7,23 0,80 НДС -0,68 -0,85 -0,15 8,04 10,00 1,83 1,24 2,59 0,29 0,31 0,65 0,07 Налог на прибыль 0,45 0,56 0,10 1,05 1,30 0,24 0,83 1,74 0,19 0,17 0,91 0,10 Налог на благоустройство территории города - - - 0,30 0,37 0,07 0,09 0,18 0,02 0,04 0,08 0,01 Аренда за землю - - - - 0,00 0,00 0,28 0,59 0,06 0,35 0,72 0,08 Налог на имущество 0,17 0,21 0,04 8,44 10,50 1,92 3,55 7,40 0,82 0,22 0,46 0,05 Земельный налог 0,05 0,06 0,01 - - - 0,06 0,12 0,01 - - - Налог на образование 0,36 0,45 0,08 0,70 0,87 0,16 0,02 0,04 0 0,02 0,04 0,00 Налог на пользователей автомобильных дорог 0,87 1,08 0,20 8,98 11,17 2,04 - - - 4,37 9,11 1,01 Отчисления за фактическое загрязнение природной среды - - - - - - 0,005 0,01 0 - - - Налог на содержание милиции - - - 0,005 0,01 0,00 0,0004 0 0 0,004 0,01 0,00 Спецналог - - - 0,60 0,75 0,14 0,57 1,19 0,13 - - - Налог с владельцев транспортных средств 0,04 0,05 0,01 - - - 0,04 0,08 0,01 0,0002 0 0 Налог наприобретение транспортных средств 0,07 0,09 0,02 - - - 0,01 0,01 0 - - - Выплаты детской компенсации 2,51 3,12 0,57 - - - 0,67 1,41 0,16 - - - Налог на операции с ценными бумагами 0,047 0,06 0,01 - - - 0,02 0,05 0,01 - - - Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы - - - - - - 0,001 0 0 - - - Платежи за право на добычу полезных ископаемых - - - 0,005 0,01 0 0,0002 0 0 - - - Подоходный налог 5,29 6,58 1,20 10,68 13,28 2,43 5,14 10,71 1,18 2,34 4,87 0,54 Транспортный налог - - - 1,90 2,36 0,43 -0,04 -0,09 -0,01 - - - Уплачено в бюджет и внебюджетные фонды 32,57 40,53 7,40 47,81 59,48 10,87 26,68 55,65 6,15 21,26 44,35 4,90 Итого 80,37 47,94
 
  Рисунок 3.2 - Динамика изменения платежей в бюджет и внебюджетные фонды за 1997, 1998 года
 
  Таблица 3.3 показывает, что в 1998 году всего уплачено в бюджет и внебюджетные фонды на 32,43 млн. руб. меньше, чем в 1997 году. Если в 1997 году денежная форма расчетов в общей сумме составляла 40,53 %, то в 1998 году - 55,65 %. Однако в натуральном выражении денежный способ расчета снизился на 5,89 млн. руб. Это связано с уменьшением суммы, оплаченной в 1998 году.
  Более детальный анализ показывает, что неденежная форма расчетов в 1997 году присуща налогам, имеющим наибольший удельный вес в структуре платежей. Так 10 % от общей суммы расчетов пришлось на расчеты по НДС по схеме взаимозачетов, для налога на имущество этот процент составил 10,5, а для налога на пользователей автомобильных дорог - 11,17. Т.е. практически половина неденежной формы расчетов пришлась на эти налоги.
  В 1997 году расчеты с внебюджетными фондами проводились в основном денежными средствами. Что касается 1998 года, то доля неденежных форм расчетов с фондами возросла. Больше половины суммы уплаченной в денежной форме, а именно 28,47 % из 55,65 % пришлось на расчеты с Пенсионным фондом.
  Таким образом, денежного ресурса предприятия не хватает для удовлетворения всех фискальных требований, что ведет к увеличению задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. Выходом из создавшейся ситуации может послужить эффективное планирование и управление денежными потоками, заключающееся прежде всего в повышении денежного ресурса предприятия и его расходовании с учетом погашения обязательств.
 * Анализ фискальной нагрузки предприятия
  Сведения о фискальных начислениях формируются по данным таблицы 3.2. Оплаченная сумма по фискальным платежам и способы расчета переносятся из таблицы 3.3.
 
 
  Таблица 3.4 - Соотношение выручки и фискальной нагрузки предприятия
  1997 год 1998 год Млн. руб. % Млн. руб. % Валовая выручка предприятия 439,9 100 433,7 100 Всего фискальных начислений во все виды бюджетов и внебюджетные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд РФ
 104

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу