<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые раз-личные формы - от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.
 Вопросы для самоконтроля
 1. В чем причина необходимости социальных перемещений в чело-веческом обществе?
 2. Что понимают под термином "социальная мобильность"? В каких направлениях может протекать процесс социальной мобильности?
 3. Подробно объясните типологию социальной мобильности, предложенную П. Сорокиным. В чем принципиальное отличие групповой мобильности от индивидуальной?
 4. Каков механизм инфильтрации индивида в верхний слой общества? Какую роль играют валентность, конкуренция и социальная дистанция в процессе инфильтрации?
 5. В чем сущность характеристик социальной мобильности?
 6. В чем различие между закрытым и открытым обществами? Как в них осуществляется социальная мобильность?
 7. Какие существуют пути для вертикального перемещения индивидов в обществе? Что мешает им преодолевать границы между социальными слоями в ходе социальной мобильности?
 8. Что необходимо для закрепления индивидов и социальных групп в более высоких социальных слоях?
 9. Какими могут быть последствия быстрой вертикальной восходящей мобильности? Как статусная нестабильность, напряжение при принятии новых ролей и разрыв связей в первичных группах сказываются на поведении индивида?
 10. Что такое процесс миграции?
 11. Каким образом выталкивание, притяжение и пути миграции сказываются на формировании миграционных потоков и отражаются на последствиях миграции для населения?
 Глава 4
 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
 Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген, или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.
 Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
 Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объяс-няется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные моло-дые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.
 Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, делают необходимым тщательно проанализировать весь ход конфликта установить его возможные причины и последствия.
 § 1. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
 Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические по-требности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления инди-видов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.
 Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления зна-чимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вме-шательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады (или возникновения ситуации блокиро-вания) от индивида или социальной группы требуется переоценка си-туации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие нового плана действий. Продолжая пример, представим себе, что человек, пытающийся утолить жажду, видит, что в графине нет воды, Для преодоления этой блокады он может налить воды из крана, вскипятить ее или выпить сырой. Можно заменить воду молоком и холодильника. В любом случае человек должен поставить перед собой новые цели, разработать новый план действий, чтобы преодолеть блокаду. Ситуация блокирования- это всегда некоторое первоначальное замешательсто различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Если блокада, препятствие, стоящее на пути удовлетворения потребности, слишком велика или если в силу ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспо-собление может не привести к успеху. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, пе-реходящим в раздражение и злость.
 Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям -это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов: 1) сдерживание - со-стояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощуще-нием правильности отказа от удовлетворения потребности; 2) подав-ление - это уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.
 Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть на-правлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.
 Таким образом, для возникновения социального конфликта необхо-димо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возник-ла ответная реакция, взаимодействие.
 Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность дейстия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.
 Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.
 1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, проис-ходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
 2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.
 3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздейстию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
 4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
 5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
 Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру (см. рис. 14).
 Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.
 1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забы-вается первопричина столкновения.
 Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или дости-жение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их агрессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие и конфликта, как правило, не бывает.
 Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся ма-териальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
 Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его "вины", силу и возможности проти-водействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрес-сивные социальные действия. Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. Например, правительство в какой-либо стране пытается избежать недовольства своими действиями путем перекладывания вины на национальные группы или на отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столк-новения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий.
 Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. В нашем случае под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, -"плацдарм"), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. Со-перники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.
 Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при пра-вильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.
 2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.
 Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить их на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воз-действие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый "обмен ударами" хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.
 Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конф-ликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперни-чающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его страте-гию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, сформулированному В. Лефевром (60, с. 50-51), рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию. Таким образом, любые "обманные движения", провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например передача правдивой информации, чтобы ее приняли за ложную.
 Для того чтобы понять, каким образом осуществляется рефлексивное управление в конфликте, приведем пример скрытого конфликтного взаимодействия. Предположим, что руководители двух соперничающих фирм стремятся захватить часть рынка сбыта продукции, но для этого им необходимо вступить в борьбу, чтобы устранить сопер-ника с рынка (это могут быть и политические партии, борющиеся за влияние и стремящиеся убрать соперника с политической арены). Руководство одной из соперничающих фирм Х выходит на реальный рынок П (назовем его плацдармом действий). Не имея детализированной картины рыночных отношений, Х представляет себе плацдарм, исходя из своего знания о нем, в виде П. Видение, осознание плацдарма со стороны Х не адекватно реальному П, и Х должен принимать решения, основываясь на Пх. Руководители фирмы Х имеют определенную цель Цх - добиться успеха на рынке с помощью продажи товаров по более низким ценам (исходя из Пx). Для достижения поставленной цели фирма Х предполагает заключить сделки с рядом предприятий для реализации своей более дешевой продукции. Таким образом, фирма Х формирует некоторый предполагаемый способ действий, или доктрину Дх. В результате Х имеет некоторую цель, соотнесенную с его видением плацдарма, и доктрину или способ для достижения этой цели, которые служат для принятия решения Рх, также зависящего от ви-дения плацдарма со стороны X. Вся процедура принятия решения может быть изображена следующим образом:
 (Цх/Пх)Дх?? Рх/Пх
 (1)
 Теперь предположим, что соперника У не устраивает принимаемое Х решение относительно захвата рынка с использованием пониженных цен. Чтобы помешать Х принять задуманное решение, У должен в первую очередь представить себе возможные рассуждения Х (формула 1) и попытаться повлиять на эти рассуждения в определенном пункте. Представив себе возможные действия Х по формуле 1, У начинает строить особую стратегию, которую условно можно обозначить выражением (Цху/Пху)Дху. Это означает, что У готовит выгодное для него видение плацдарма, цель и доктрину, которые он пытается внушить X, Если это ему удается, то мы имеем дело со следующим явлением: (Цху/Пху)Дху ->(Цх/Пх)Дх . Стратегия, разработанная У специально для X, принимается последним и становится его стратегией. Очевидно, что и решение, принимаемое X, будет таким, каким хотел бы его видеть У, т.е. Рху ->Рх .
 Каким же образом У может изменить стратегию X, или, другими словами, осуществить рефлексивное управление? У фирмы У существуют возможности воздействия на принятие решения Х путем формирования нужной картины плацдарма, формирования цели у противника и его доктрины: Пху ->Пх ; Цху ->Цх и Дху -> Дх.
 1) Рефлексивное управление посредством формирования картины плацдарма Пху ->Пх - один из наиболее распространенных типов управления. Сюда следует отнести прежде всего маскировку одной из конфликтующих сторон своих объектов, или камуфляж. Маскировка преследует цель дать противнику вполне определенную информацию, а не ликвидировать поступление вообще любой информации. Можно, например, показать противнику, что на данном месте ничего нет, а можно, наоборот, создать ложные объекты, чтобы ввести противника в заблуждение. В нашем примере руководство фирмы У может показать, что его не интересует конкурентная борьба в данной области деятельности, или может создать видимость незаинтересованности рынка в данном типе продукции. В его распоряжении есть масса способов маскировки реального плацдарма для создания в сознании Х ложной картины.
 2) Рефлексивное управление посредством формирования цели противника Цху ->Цх . Наиболее часто встречающимся видом такого управления является провокация. Она может осуществляться в виде идеологической диверсии, коварного "дружеского совета". Примером такого управления В. Лефевр считает детскую забаву, когда на видное место кладется банкнот на нитке. Банкнот используется как средство формирования у прохожего вполне определенной цели. К радости организаторов этого невинного мероприятия обычно именно так и происходит. В нашем примере соперник У может, например, через подставных лиц дать Х совет, навести его на мысль действовать в направлении, намеченном У.
 3) Рефлексивное управление посредством формирования доктрин противника Дху -> Дх. Под доктриной противника будем понимать некоторый алгоритм, с помощью которого из видения плацдарма и цели вырабатывается решение. Доктрина противника обычно формируется путем его обучения. Особенно характерен в этом отношении пример с нападающим в футболе, который систематически сознательно попадается на определенное действие и, когда защитник закрепляет данное действие как стандартное и необходимое в борьбе с данным нападающим, последний в нужный момент неожиданно меняет тактику. Защитник, автоматически следуя усвоенному стандарту, оказывается не готовым к такой перемене. В борьбе между фирмами возможным видом рефлексивного управления посредством формирования доктрины может быть, в частности, внушение некоторого неправильного плана действий, который в других условиях и в другое время был довольно эффективным.
 4) Рефлексивное управление посредством связки Пху ->Пх -> Цху ->Цх. В условиях реального конфликта противники редко применяют способ рефлексивного управления только по одной составляющей. Чаще всего воздействие идет в связке, где внушение нужной картины плацдарма затем приводит к формированию необходимой цели, а потом уже появляется нужное решение. Например, при вооруженном конфликте сторона намеренно ослабляет один из флангов, чтобы таким чины изменением плацдарма сформировать у противника вполне конкретную ипов цель - атаковать именно в этом месте. На практике невозможно бывает передать видение плацдарма полностью, во всех деталях. В связи с этим обычно противнику передается система опорных точек плацдарма - реперов, пригодных для построения им нужной картины плацдарма. В. Лефевр приводит очень удачный пример таких действий в конфликте (60, с. 95). Во II тысячелетии до н.э. библейский полководец Гедеон использовал светильники как средство рефлексивного управления своим противником - армией мадианитян. По нормам тех времен на каждую сотню бойцов полагался один трубач и один факельщик. Гедеон постарался довести эти нормы до сведения мадианитян, после чего каждому из 300 бойцов выдал по факелу и по трубе и ночью провел демонстрацию. Произведя несложные подсчеты, мадианитяне предположили, что войско Гедеона составляет 30 тыс. человек, и обратились в бегство. Противнику передавался репер - све-тильники. Фактически цель - избежать столкновения была передана посредством картины плацдарма, а последняя - с помощью репера.
 Итак, действия в непосредственном конфликте могут быть весьма разнообразными - открытыми, скрытыми, непосредственными, опосредованными, физическими, психологическими и идеологическими.
 По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на. рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенстования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рациональных конфликтов. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.
 Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.
 С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ "чужой" национальности как некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется обычно на всех без исключения представителей другой национальности.
 Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.
 Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить сте-реотипы неприязни и ненависти.
 Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состояние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, новой критической точке.
 Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Руководителю, общественному деятелю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне (рис. 15).
 Рис. 15. Характер протекания социального конфликта
 На рис. 15 изображено протекание конфликта в двух конфликтных ситуациях. В ситуации (1) участники конфликта не получают допол нительных ресурсов из окружающей среды, и в этом смысле они изолированы от внешнего воздействия (конечно, полной изоляции быть не может, речь идет лишь о воздействии, влияющем на конфликтную ситуацию). Здесь мы имеем дело с обыкновенным видом протекания конфликта, т.е. конфликтное взаимодействие, постепенно усиливаясь, достигает критической точки, и конфликт начинает движение к своему разрешению. Период "спада" чаще всего начинается после истощения эмоциональных, культурных и материальных ресурсов или достижения соглашения между конфликтующими сторонами относительно причины конфликта. В ситуации (2) участники конфликта получают ресурсы изв-не, которые втягиваются в конфликтный процесс и подпитывают его, не дают ему угаснуть. Ресурсы могут быть различными - от простого напоминания о долге покарать соперника (эмоциональный ресурс) до материальной помощи конфликтующим сторонам. Кривая протекания в этом случае изменяется. Достигнув, как и в первом случае, критической точки, конфликт, подпитываемый извне, не угасает, а продолжает некоторое время находиться на критическом уровне, пока не прекра-тится поступление ресурсов извне.Если же ситуация постоянно поддер-живается извне, то острый конфликт может продолжаться достаточно долго. Например, национальные конфликты быстро достигают критической точки и долго удерживаются на ней, если в дело вмешивается третья сторона, которая начинает оказывать материальную или идео-логическую помощь одному из соперников.
 Вместе с тем встречаются и исключения из правил, когда конфликт, даже не достигая критической точки, быстро прекращается, несмотря на активное влияние и приток ресурсов извне. Такое протекание конфликта может наблюдаться в случае появления катарсиса - снижения интенсивности социального процесса при минимуме изменений факторов, определяющих его интенсивность. Явление катарсиса наиболее часто встречается в политических конфликтах. Когда население поддерживает определенную политическую партию, проводится идеологическая работа, используются материальные средства поддержки, неожиданно для руководителей партии наступает состояние пол-ного бездействия и апатии, равнодушия, при которых невозможны активные действия. Причины появления катарсиса в конфликтных ситуациях не известны и совершенно не изучены.
 3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
 Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причи-ны с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важ-ным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.
 Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспектив-ность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.
 § 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА
 Мы уже убиделись в том, что конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Несмотря на столь многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.
 Причины конфликта. Определение характера конфликта и последу-ющий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликт-ных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведе-нием социальных групп на предконфликтной стадии.
 Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин.
 1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. Например, мы часто сталкиваемся с разным отношением к собственности у нескольких групп населения (одни группы считают, что собственность должна быть коллективной, другие предпочитают частную собственность, третьи стремятся к кооперативной). При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Весьма показателен также конфликт по поводу различного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к таким конфликтам относятся любые забастовки).
 Конфликты по причине противоположных ценностных ориентации крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а также из-за противоположных ориентации по отношению к любым социаль-ным институтам. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентации.
 2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.
 3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах эконо-мического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значи-тельная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появле-нием дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.
 4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Например, одна область (административная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, админи-стративный центр), наоборот, пытается не допустить самостоятель-ности. На этой основе, может развиться конфликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Например, подразделение организа-ции стремится стать влиятельнее и занять более высокое место в структуре организации с целью получения большей доли ресурсов. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах.
 Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Действительно, у людей часто существуют противоположные ценности и желание занять более высокое место в статусной иерархии. Однако конфликты, несмотря на наличие причин и даже на недовольство людей сложившимся положением, происходят далеко не всегда. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существова-ния причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.
 Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.
 Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Например, в трамвае два эмоционально настроенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер.
 Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфликта возрастает. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковремен-ным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт безусловно более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.
 Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неиз-бежно сталкивается с конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствую-щих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.
 Итак, вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования социальной группы или организации, Исследование конфликтных ситуаций показывает, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.
 Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой -являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
 Так, многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предпола-гают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.
 Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы, или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем образуется новая качественная определен-ность.
 Итак, существуют две крайние, полярные точки зрения на последствия конфликта. Мы, однако, будем избегать крайних суждений и предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты, определяющие его последствия. Прежде вего следует отметить, что конфликт способен разрушать социальные общности. Многие социальные конфликты являются высокодестабилизирующими событиями в социальных системах. Забастовки могут оставить бездеятельными тысячи людей и нанести серьезный урон предприятиям и организациям; супружеские конфликты мешают объединению супругов и взаимопониманию между ними; национальные конфликты нарушают взаимосвязи между народами. И, наконец, атомный конфликт грозит уничтожить все человечество.
 Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образу-ются новые структуры, цена за это может быть слишком большой. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство. Конфликт внутри группы ставит препятствия для ее членов в деле согласования групповых целей или создания кооперации, необходимой для их достижения. Государство часто не способно противостоять захватчикам из-за того, что его раздирают внутренние противоречия. Организации с сильно выражен-ными внутренними противоречиями крайне неустойчивы и потому не могут приспособиться к условиям внешней среды.
 Говоря об интегративных, позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе проявляется несправедливость, ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе. Так, общество вступает в конфликтные ситуации с преступными группами или индивидами с отклоняющимся поведением, и это всеми признается справедливым.
 Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:
 Дезинтегративные последствия конфликтов Интегративные последствия конфликтов усиливают ожесточение;
 ведут к разрушениям и кровопролитию;
 ведут к внутригрупповому напряжению;
 разрушают нормальные каналы кооперации;
 отвлекают внимание членов группы от насущных проблем. определяют выход из сложных ситуаций;
 приводят к разрешению проблем;
 усиливают групповую сплоченность;
 ведут к заключению союзов с другими группами;
 приводят группу к пониманию интересов ее членов Вопросы для самоконтроля
 1. Чем отличается социальный конфликт от других социальных процессов (конкуренции, приспособления, сотрудничества и др.)?
 2. При каких обстоятельствах может возникнуть социальный конфликт?
 3. Каковы основные отличительные признаки предконфликтного периода? Что такое ложная идентификация и какими могут быть ее последствия?
 4. Как можно использовать механизм рефлексивного управления в социальном конфликте?
 5. Приведите примеры: а) личностного конфликта; б) межличностного конфликта; в) межгруппового конфликта; г) конфликта с внешней средой? Каковы основные различия в протекании этих типов конфликтов?
 6. Что дает знание о наступлении критической точки при управлении конфликтом?
 7. Чем характеризуются основные способы разрешения конфликтов?
 8. Какие условия должны быть выполнены при: а) разрешении конфликта; б) локализации конфликта?
 9. Какие можно выделить типы последствий социального конфликта?
 
 
 
 СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
 Авторитет - установленное и узаконенное право руководить действиями и поведением других людей.
 Агрегация социальная - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
 Агрессия - враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к другому индивиду или группе. Агрессия выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому как физически, так и морально.
 Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.
 Аномия - ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям.
 Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.
 Аудитория - социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).
 Аутгруппа - группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как "не мы", или "чужие".
 Блокада - любое вмешательство (или обстоятельство), создающее перерыв, преграду в уже начавшемся или намечаемом действии человека.
 Бюрократия - организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.
 Валентность - сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень валентности (или желательности), который колеблется от -1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весьма желательно).
 Взаимодействие социальное - система взаимообоусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
 Власть - любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.
 Внешнее окружение организации - совокупность физических, социальных, организационных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организаций.
 Группа вторичная - группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Такие группы направлены, как правило, на достижение общих целей и распадаются при отсутствии таковых.
 Группа малая - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера.
 Группа первичная - группа, в которой происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят интимный, личностный, неформальный характер. Основной целью членов группы является взаимное общение.
 Группа референтная - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
 Группа социальная - совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
 Движение социальное - совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.
 Действие социальное - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.
 Дистанция социальная - величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами.
 Зависимость социальная - социальное отношение, при котором социальная система S1 (это может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d1, если социальная система S2 не совершит действий d2. При этом система S2 будет доминировать над зависимой системой S1.
 Закон социальный - относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами.
 Зеркальное "Я" - человеческое "Я", открывающееся через реакцию других людей.
 Изменение культурное - процесс появления новых культурных элементов и комплексов в субкультурах и доминирующей культуре общества.
 Изменение социальное - процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и в системах социальных взаимоотношений.
 Изоляция социальная - социальное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий.
 Ингруппа - группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы, как "мы".
 Институт социальный - организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
 Институционализация - процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
 Интенсивность мобильности - одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.
 Инфильтрация - проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности.
 Категория социальная - социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками.
 Квазигруппа - появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонний. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью.
 Конкуренция - попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.
 Контакт социальный - тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах. В процессе контактов осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым социальным взаимосвязям.
 Контркультура - совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.
 Контроль социальный - совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.
 Конфликт ролевой - конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтующие обязанности и требования.
 Конфликт социальный - попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием ин-цидентов, жестким ведением борьбы.
 Конформизм - поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.
 Кооперация - процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординированно ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода.
 Критическая точка конфликта - определенный момент в развитии конфликта, характеризующийся наивысшей интенсивностью конфликтных взаимодействий. После прохождения критической точки интенсивность конфликтных взаимодействий обычно резко снижается.
 Круг социальный - социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами.
 Культура - некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.
 Культура доминирующая - совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.
 Культура нормативная - совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определенные социальные действия.
 Лидерство - проявление индивидом его способности, качеств в пове-дении, соответствующем роли группового лидера.
 Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений.
 Личность маргинальная - индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью - ни в одну из них.
 Личность модальная - человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества.
 Миграция - процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или страну.
 Мобильность вертикальная - совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.
 Мобильность горизонтальная - переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне.
 Мобильность социальная - любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой.
 Норма нравственная - система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.
 Норма социальная - система представлений, составляющая определенный шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий.
 "Обобщенный другой" - всеобщие ценности и стандарты поведения неко-торой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ.
 Образец культурный - культурный элемент или культурный комплекс, норма или ценность, принятые и разделяемые определенным количеством людей. Обобщенный термин для обозначения всех компонентов культуры.
 Обычай - набор работоспособных образцов поведения, позволяющих людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом.
 Организация - социальная группа, ориентированная на достижение взаи-мосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур.
 Отношение социальное - осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.
 Поведение девиантное (отклоняющееся) - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
 Поведение ролевое - фактическое поведение индивида, играющего определенную социальную роль, в отличие от простого исполнения роли, являющегося ожидаемым поведением.
 Подготовка ролевая - приобретение знаний и навыков, необходимых для выполнения социальных ролей.
 Порядок социальный - система, включающая в себя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы.
 Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения.
 Процесс социальный - совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.
 Разделение ролей - один из неосознанных способов, используемых личностью для снижения ролевой напряженности путем временного изъятия из жизни одной из ролей, выключения ее из сознания, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.
 Рационализация ролей - один из неосознанных способов защиты против болезненного восприятия личностью ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.
 Регулирование ролей - осознанная и преднамеренная формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответствен-ности за последствия выполнения им той или иной роли.
 Релятивизм культурный - подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.
 Рефлексивное управление - способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому.
 Роль социальная - поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Ограничивается совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу.
 Семья - группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.
 Система кастовая - одна из форм социальной стратификации, которая представляет собой некоторое число иерархически ранжированных, закрытых эндогамных страт с системой предписанных ролей, где запрещены браки и резко ограничены контакты между представителями различных каст.
 Скорость мобильности - одна из характеристик социальной мобильности, представляющая собой вертикальную социальную дистанцию или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.
 Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.
 Социология - наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
 Статус достигаемый - социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.
 Статус предписанный - социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий.
 Статус социальный - ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами.
 Стереотип социальный - разделяемый членами группы образ другой группы или категории людей.
 Структура социальная - внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.
 Субкультура - совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.
 Толпа - временное собрание людей, объединенных в замкнутом физи-ческом пространстве общностью интересов.
 Традиция - культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям.
 Управление - функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.
 Фрустрация - психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели.
 Функции латентные - часть функций социального института, которые трудно распознаются, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если признаны, то считаются побочными.
 Экзогамия - ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы должен выбирать партнера вне этой группы.
 Эндогамия - ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы обязан выбирать партнера только внутри своей группы.
 Этноцентризм - взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
 
 
 
 ЛИТЕРАТУРА
 1. Аверин А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М., 1984.
 2. Агашин Ю.А. Политика. Право. Мораль. М., 1982.
 3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
 4. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
 5. Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.
 6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
 7. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.
 8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1983.
 9. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973.
 10. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
 11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
 12. Библер B.C. Культура. Диалог культур //Вопр. философии. 1989. № 6.
 13. Блауберг И.Г., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М" 1973.
 14. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М" 1978.
 15. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе: Теоретическое направление. М., 1978.
 16. Бородкин Ф.М. Ценностный фундамент организационных конфликтов в социалистическом обществе // Экономическая социология и перестройка. М" 1989.
 17. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
 18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
 19. Буржуазная социология на исходе XX века (Критика новейших тенденций). М" 1986.
 20. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985.
 21. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
 22. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
 23. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.
 24. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 3 т. М., 1983.
 25. Вятр Е. Социология политических отношений, М., 1979.
 26. Гайденко П.П" Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М., 1991.
 27. Гайденко П.П" Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера // Вопр. философии. 1991. № 3.
 28. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М" 1972.
 29. Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Деятельность проектирования и социальная система. Техническая эстетика // Труды ВНИИПЭ. М., 1990. Вып. 61.
 30. Графский В.Г. Государство и технократия: Историко-критическое иссле-дование. М., 1981.
 31. Грушин В.А. Мнение о мире и мир мнений. М" 1967.
 32. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
 33. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
 34. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977.
 35. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980.
 36. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. СПб., 1889.
 37. Диллигентский Г.Г. В поисках смысла и цели. М., 1986.
 38. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.
 39. Дюркгейм Э. Социология и теория познания; Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
 40. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
 41. Заславская Т.Н., Корель Л.В. Миграция населения между городом и селом // Социология в СССР. М" 1966. Т. 2.
 42. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.
 43. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР, М., 1966. Т. 2.
 44. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.
 45. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
 46. Кайтуков В.М. Эволюция диктата (опыты психофизического исследования). М., 1991.
 47. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
 48. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной культуры. М., 1988.
 49. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
 50. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
 51. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики (предварительный эскиз) // Социологос. М., 1991.
 52. Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981.
 53. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М" 1989.
 54. Кривцун О.А. Актуализация художественного наследия и проблема культурной преемственности // Теории, школы, концепции. М., 1990.
 55. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
 56. Лапин Н.И. Проблемы социологического анализа организованных систем // Вопр. философии. 1974. № 7.
 57. Лапин Н.И. Тяжкие годы России (Перелом истории, кризис, ценности, перспективы)// Мир России. 1992. № 1.
 58. Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969.
 59.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
 60.Лефевр В. Конфликтующие структуры. М., 1967.
 61. Макаров С.Ф. Разрешение конфликта // ЭКО. 1989. № 7.
 62. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.
 63. Манаев О.Г. Включенность личности в сферу влияния средств массовой информации // Социол. исслед. 1984. № 4.
 64. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 5, 6, 23.
 65. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.
 66. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. М., 1986.
 67. Мескон М,, Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
 68. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.
 69. Московиси С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
 70. Мур Э.М. Наше преступное общество. М., 1977.
 71. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
 72. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР.М.. 1965. Т. 1.
 73. Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990.
 74. Ocunoe Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М.,1979.
 75. Основы научного управления социально-экономическими процессами. М., 1989.
 76. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник. М., 1989.
 77. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.
 78. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
 79. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М., 1989.
 80. Пригожин А.И. Организации: Системы и люди. 1983.
 81. Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.
 82. Психологическая теория коллектива. М., 1979.
 83. 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
 84. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.
 85. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
 86. Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. М., 1970.
 87. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной страти-фикации // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономи-ческая реформа. М., 1989.
 88. Сиренко В.Ф. Интересы-власть-управление. Киев, 1991.
 89. Смелезер Н. Социология// Социол. исслед. 1990-1991.
 90. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
 91. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
 92. Социология. М., 1990.

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу