<< Пред. стр. 1 (из 18) След. >>
Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
OCR: Ихтик (г. Уфа)
ihtik.lib.ru, Ihtik@ufacom.ru
УДК 1(075.8)
ББК 87.3я73
В24
Авторский коллектив:
И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 8:2-3; гл. 12); В. Г. Борзенков - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 7:2; разд. II, гл. 2:1; гл. 3); П. П. Гайденко - член-корреспондент РАН, профессор (разд. I, часть I, гл. 1-4; гл. 5:1-4; часть IV, гл. 1:3; гл. 2:2); М. Н. Грецкий - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть I, гл. 5:5; часть IV, гл. 6:1-2); Б. Л. Губман - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 5:1); В. И. Добрынина - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 1:1, 2, 4, 6); М. А. Дрыгин - кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть IV, гл. 5:3); В. Ж. Келле - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:3 (4); разд. II, гл. 9); М. С. Козлова - доктор философских наук, профессор (Введение; разд. I, часть IV, гл. 3); В. Г. Кузнецов - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 2:3); В. А. Лекторский - член-корреспондент РАН, профессор (разд. II, гл. 5:4; гл. 6); Н. Н. Лысенко - кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть IV, гл. 1:5; гл. 2:4); В. И. Молчанов - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 2:1); Н. В. Мотрошилова - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 1); А. Н. Мочкин - кандидат философских наук, доцент (разд. I, часть I, гл. 5:7); А. Л. Никифоров - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть I, гл. 5:6; часть IV, гл. 4:1-4, 6); A. П. Огурцов - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:3 (1-3); Е. Л. Петренко - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 6:4); B. Н. Порус - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 4:5); В. В. Сербиненко - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть III; часть IV, гл. 5:2); Д. А. Силичев - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть IV, гл. 7:1); Э. Ю. Соловьев - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 4:1, 4; гл. 11); М. Т. Степанянц - доктор философских наук, профессор (разд. I, часть II); В. С. Степин - академик РАН, профессор (разд. II, гл. 2:2-4; гл. 10:1-5); В. Н. Шевченко - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 8:1); В. С. Швырев - доктор философских наук, профессор (разд. II, гл. 5:1-3; гл. 7); Б. Г. Юдин - член-корреспондент РАН, профессор (разд. II, гл. 10:6).
ISBN 5-250-01868-8
"Введение в философию", подготовленное коллективом известных отечественных специалистов, впервые было опубликовано в 1989 г. в качестве учебника для высших учебных заведений. Его авторитет среди преподавателей и студентов и поныне остается высоким. Новое издание "Введения" существенно переработано и дополнено. Оно вводит читателей в одну из важнейших областей духовной культуры человечества, знакомит его с опытом мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия человека и общества, в осмыслении реальностей современной эпохи, фундаментальных задач науки; в систематическом виде представлены основные понятия философии и наиболее важные ее проблемы, в том числе дискуссионные.
Издание рассчитано не только на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, но и на всех интересующихся философией.
Авторский коллектив посвящает издание этой книги памяти академика Ивана Тимофеевича Фролова
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение: что такое философия
1. Мировоззрение
В преддверии философии
Понятие мировоззрения
Мироощущение и миропонимание
Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
2. Истоки философии
Миф
Любовь к мудрости
Раздумья философов
3. Философское мировоззрение
Мир и человек
Основной вопрос философии
Философское познание
Познание и нравственность
4. Проблема научности философского мировоззрения
Спор о познавательной ценности философии
Философия и наука: родство и различие познавательных функций
5. Предназначение философии
Общественно-исторический характер философской мысли
Философия в системе культуры
Функции философии
Природа философских проблем
Раздел I Возникновение философии и ее культурно-исторические типы
Часть I Западная философия и ее культурно-исторические типы
Глава 1 Генезис западной философии
Глава 2 Античная философия: космоцентризм
1. Космологизм ранней греческой философии
2. Онтологизм античной классики
3. Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона
4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело
5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея
6. Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид
7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля
8. Понятие материи. Учение о космосе
9. Софисты: человек - мера всех вещей
10. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании
11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели
12. Проблема души и тела у Платона
13. Платонова теория государства
14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом
15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум
16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца
17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм
18. Неоплатонизм: иерархия универсума
Глава 3 Средневековая философия: теоцентризм
1. Природа и человек как творение Бога
2. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии
3. Сущность и существование
4. Полемика реализма и номинализма
5. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики
6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом
7. Специфика средневековой схоластики
8. Отношение к природе в средние века
9. Человек - образ и подобие Бога
10. Проблема пуши и тела
11. Проблема разума и воли. Свобода воли
12. Память и история. Сакральность исторического бытия
13. Философия в Византии (IV-XV века)
Глава 4 Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм
1. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности
2. Человек как творец самого себя
3. Апофеоз искусства и культ художника-творца
4. Антропоцентризм и проблема личности
5. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения
6. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей
7. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм
Глава 5 Философия Нового времени: наукоцентризм
1. Научная революция и философия XVII века
Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Знание - сила
Разработка индуктивного метода
Субъективные особенности сознания как источник заблуждений
Р. Декарт: очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую"
Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях
Номинализм Т. Гоббса
Б. Спиноза: учение о субстанции
Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций
2. Философия Просвещения
Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Борьба против метафизики
Общественно-правовой идеал Просвещения. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости"
Случайность и необходимость
Просветительская трактовка человека
3. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности
Обоснование И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания
Пространство и время - априорные формы чувственности
Рассудок и проблема объективности познания
Рассудок и разум
Явление и "вещь в себе", природа и свобода
4. Послекантовский немецкий идеализм. Диалектика и принцип историзма.
И. Г. Фихте; деятельность Я как начало всего сущего
Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга
Диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля. Система Гегеля
Антропологизм Л. Фейербаха
5. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
6. Позитивизм (от классической философии к научному знанию)
7. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше
Часть II "Восточная философия" и ее культурно-исторические типы
ЧАСТЬ III Философская мысль в России в XI-XIX веках
Глава 1 Философская культура средневековой Руси
Глава 2 Философская мысль в России в XVIII веке
Глава 3 Философская мысль в России в XIX веке
1. Шеллиигианство
2. Славянофильство
3. Западничество
4. Позитивизм, антропологизм, материализм
5. Философия консерватизма
6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой
7. Духовно-академическая философия
8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
9. Зарождение русского космизма
Часть IV Современная философия: синтез культурных традиций
Глава I Переход от классической философии к неклассической
1. Неокантианства и неогегельянство
2. Прагматизм
3. Философия жизни
4. Философия психоанализа
5. Рациовитализм (X. Ортега-и-Гасет)
6. Персонализм
Глава 2 От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике
1. Феноменология (Э. Гуссерль)
2. Экзистенциализм
3. Герменевтика
4. Структурализм
Глава 3 Аналитическая философия
1. Возникновение аналитической философии
2. Неореализм и лингвистический анализ (Дж. Э. Мур)
3. Логический анализ (Б. Рассел)
4. Л. Витгенштейн
5. Дальнейшее развитие аналитической философии
Глава 4 Философия науки: от логического позитивизма к эпистемологическому анархизму
1. Предмет философии науки
2. Логический позитивизм
3. Фальсификационизм (К. Поппер)
4. Концепция научных революций (Т. Кун)
5. Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос)
6. Эпистемологический анархизм (П. Фейерабенд)
Глава 5 Религиозная философия
1. Западная религиозная философия
Основные представители, направления и проблемы
Разум и вера
Бог и мир
Человек как творец культуры
"Два града"
2. Русская религиозная философия
"Религиозно-философский ренессанс"
Д. С. Мережковский
В. В. Розанов
В. Ф. Эрн
П. И. Новгородцев
Е. Н. Трубецкой
Н. А. Бердяев
С. Н. Булгаков
П. А. Флоренский
С. Л. Франк
Н. О. Лосский
Л. Шестов
Г. П. Федотов
Л. П. Карсавин
И. А. Ильин, В. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоренский
3. Философский мистицизм
Глава 6 Марксистская философия (XX век)
1. Марксистская философия во II Интернационале
2. Философские взгляды В. И. Ленина
3. Марксистско-ленинская философия
4. Западный марксизм
Основные течения и основоположники (А. Грамши, Д. Лукач, К. Корш)
Франкфуртская школа
"Структуралистский марксизм" (Л. Альтюсер)
Глава 7 Философские течения конца XX - начала XXI века
1. Постмодернистская философия
2. От философии жизни к биофилософии. На пути к новому натурализму
Предисловие
Завершившийся XX век не имеет себе равных во всемирной истории по размаху и основательности преобразований, совершаемых людьми (а временами - и по масштабам бедствий, пережитых человечеством, с потрясающей силой обнаживших трагическую хрупкость и ненадежность человеческого существования в мире). Произошедшие перемены затронули и изменили самые разные сферы - отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимоотношения между государствами, где, пусть не всегда последовательно, пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба; характер противоречий между разнородными социальными силами; сферу нравственных отношений и семейные устои.
И все же нынешнее время, похоже, еще сильнее раскручивает маховик перемен. В XXI век человечество шагнуло, казалось бы, оставляя в прошлом состояние "холодной войны" между великими государствами и социально-политическими системами. Но вместе с тем оно сразу же оказалось перед лицом новых грозных "вызовов": противоречивыми процессами тотальной глобализации, распространением фундаменталистских настроений, увеличением социально-экономического разрыва между странами "юга" и "севера", наличием социально-этнической нетерпимости внутри самих обществ. Угрозы экологического и демографического кризисов продолжают нарастать, бурные темпы научно-технического прогресса выплескивают на нас все новые знания и технологии, далеко не однозначно воздействующие на условия нашей жизни, да и на нас самих...
Все эти, как и многие другие, разительные перемены взаимно усиливают друг друга, так что легко поддаться впечатлению, будто происходящее в мире во всей своей полноте недоступно человеческому разумению и контролю. Однако такое разумение и контроль сегодня особенно необходимы, причем не отдельным избранным лицам, наделенным какими-то особыми знаниями и полномочиями, а каждому из нас.
Дело в том, что, по мере того как социально-исторические изменения становятся все более глубокими, возрастает и число людей, активно вовлекающихся в эти изменения. На арене сегодняшних и завтрашних перемен каждый из нас во все большей мере становится не только зрителем, но и непосредственным участником событий. Это, пожалуй, одна из наиболее характерных отличительных особенностей нынешних изменений.
Но у них есть и другая сторона - сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоянии принять на себя полную меру ответственности за будущее. А это невозможно, если не уразуметь существо процессов, охватывающих сегодня весь мир.
Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но такая способность, как и вообще способность к разумному мышлению, у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться, и лучшая школа для этого - усвоение высших достижений философской культуры.
Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными: как бы он ни обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Такой подход к действительности, конечно, не позволяет выработать самостоятельную жизненную позицию, обосновать свои идеалы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии - непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, он чаще вскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения.
Философию нередко понимают как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей нашей повседневной жизни. Это далеко не так. Напротив, именно в самой жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете не более чем средства для постижения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что в философии, пытающейся осмыслить действительность, такое осмысление предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим - поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях возможностей, средств и направлений ее дальнейшего развития в интересах человека. Преобразование реальности, практика, является той сферой, откуда философия только и может получить толчок, стимул для решения своих проблем, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
Настоящая книга носит название "Введение в философию". Суть ее замысла в том, чтобы помочь изучающему философию составить себе первоначальное представление о ее истории и проблематике, о средствах и методах, понятиях и категориях. Конечно, в пределах одного учебного пособия невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских проблем, направлений и течений - речь может идти лишь о том, чтобы дать некоторые основополагающие знания об истории философии и ее современной проблематике.
Как и во всяком другом учебном пособии, здесь излагается определенная сумма знаний, которую должен усвоить каждый изучающий философию. Однако это только одна сторона дела; не менее, а, может быть, более существенно то, что изучение философии - школа, позволяющая воспитывать культуру разумного мышления, то есть умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит, видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление, формирующееся с помощью философии, - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту, и вместе с тем это мышление острое, свободное и творческое.
Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Для того чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, человек должен совершить собственное усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных способностей. В противном случае он не сможет вырваться из плена навязываемых стереотипов мышления, а вся богатейшая проблематика философии останется для него книгой за семью печатями.
Мысль о связи философии с реальной жизнью иногда выражают в такой форме: говорят, что всякому времени отвечает своя философия. В этих словах есть глубокий смысл. Именно в наши дни с особой остротой дает о себе знать необходимость осмысления глубоких преобразований во всех сферах общества, а также множества новых и острых проблем, с которыми сталкивается ныне вся человеческая цивилизация. И это во многом предопределило содержание и структуру данного учебного пособия, наличие в нем таких тем, которых не было в предыдущем издании, а также новых поворотов в освещении традиционных тем. При этом, разумеется, должно быть сохранено и все то, что выдержало проверку временем.
Кому-то может показаться странным то обстоятельство, что в учебном пособии, авторы которого заявляют о своей приверженности к новым, современным проблемам, столь большое место отводится историко-философской тематике. Дело, однако, в том, что, как это имеет место и во многих других науках, история философских идей становится в определенных пределах органической составной частью философской теории. Тем самым философия в ее историческом развитии предстает как единое целое, хотя и разделенное на качественно отличные культурные типы и исторические этапы.
Дело также в том, что в критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.
Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть "вечными". Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностями индивидуального опыта человека. Вместе с тем в них заключено и общечеловеческое содержание. Проблемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека, они затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждому человеку приходится решать их самостоятельно, вовсе не следует, что сам он должен изобретать и средства для их решения. Эти средства создаются в самых разных сферах духовной культуры человечества - в мифологии и религии, в науке, в литературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что касается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем.
Дело, наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиеся философы прошлого - это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многому можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог и дискуссия - это нормальная форма существования и развития философии. На своем собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные. Что же касается настоящей книги, то в ней рассматривается довольно много тем и проблем, далеких от окончательного решения, представлены различные точки зрения на эти проблемы, с тем чтобы и самого читателя пригласить к участию в их обсуждении. Собственно, только таким путем - путем обсуждения проблем, затрагивающих его самого, - человек и может вырабатывать у себя навык разумного мышления.
Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия - это особая область знания, в некоторых отношениях существенно отличающаяся от всех других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагает свое учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не на один лишь интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству.
Философия не является строгой наукой в обычном понимании этих слов: у нее, однако, есть своя мера строгости, свои способы обоснования и доказательства выдвигаемых ею утверждений. Первоначальное ознакомление с ними - одна из тех задач, которые ставили перед собой авторы настоящего учебного пособия. Но, подчеркнем еще раз, это всего лишь введение в великую сокровищницу мудрости, которую накапливало человечество на протяжении веков и тысячелетий. Чтобы ближе соприкоснуться с ней, надо размышлять над первоисточниками, то есть над произведениями самих философов.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, включая философские факультеты университетов, но им могут пользоваться и аспиранты. Оно имеет два раздела: первый посвящен истории философии, второй - ее теории. Вместе с тем деление это условно, так как историю невозможно изучать вне теории и наоборот. Поэтому когда обучение будет затрагивать проблематику первого раздела книги, целесообразно пользоваться главами и второго ее раздела, чтобы лучше понимать определенные термины и т.п. Конечно, и при изучении теоретических проблем философии полезно обращаться к истории.
За годы, прошедшие со времени появления этой книги, многое изменилось и в мире в целом, и в жизни нашей страны, да и в самой философии. Разумеется, это не могло не сказаться на подготовке ее нового издания.
В первом, историко-философском разделе была изменена его общая структура: западная, "восточная" и отечественная философии выделены в отдельные самостоятельные части, что позволило авторам по возможности отойти от сугубо западоцентристского взгляда на историко-философский процесс в целом. Внутри каждой части более четко обозначены и охарактеризованы существовавшие культурно-исторические типы философии. Текст по истории отечественной философской мысли был написан заново и существенно расширен в объеме. Четвертая, последняя часть первого раздела, посвященная развитию современной философии, была полностью переписана, а сам материал значительно расширен и разбит по основным философским направлениям на отдельные главы.
Во втором, теоретическом разделе авторами были по возможности учтены и отражены результаты философских дискуссий и научных достижений последнего десятилетия. Некоторые темы были убраны, некоторые - впервые введены. Целый ряд глав, таких, как "Общество", "Культура", "Личность", почти полностью переработан.
В целом второе издание книги оказалось, на наш взгляд, более полифоничным, чем предыдущее, в том смысле, что за каждым текстом яснее проглядывает индивидуальная позиция его автора. Однако это не нарушает общей целостности данного труда, без которой он просто не мог бы претендовать на роль учебного пособия.
Разумеется, возможны разные суждения относительно того, что удалось сделать. Мы с благодарностью воспримем все критические замечания и пожелания.
Подготовка второго издания "Введения в философию" осуществлялась в Институте человека РАН под руководством академика И. Т. Фролова. Научно-организационная работа проведена доктором философских наук В. Г. Борзенковым и С. М. Малковым.
Введение: что такое философия
• Мировоззрение
• Истоки философии
• Философское мировоззрение
• Проблема научности философского мировоззрения
• Предназначение философии
Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия.
<< Пред. стр. 1 (из 18) След. >>