<< Пред. стр. 1 (из 17) След. >>
Раздел IIТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Бытие 6
1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия 7
Мир есть, был и будет 7
Бытие мира как выражение его единства 10
Мир как совокупная реальность 12
2. Философская категория бытия 13
В чем суть категории бытия в философии? 13
Специфика размышлений о бытии 18
3. Основные формы и диалектика бытия 21
Бытие и сущее; основные формы бытия 21
Бытие вещей, процессов и состояний природы 23
Бытие произведенных человеком вещей ("второй природы") 26
Бытие человека в мире вещей 29
Специфика человеческого бытия 32
Бытие индивидуализированного духовного 34
Бытие объективированного духовного 39
Глава 2 Материя 42
1. Понятие материи 43
2. Современная наука о строении материи 45
Уровни организации неживой природы 46
Строение материи на биологическом и социальном уровнях 51
3. Движение 54
Понятие движения. Связь движения и материи 54
Основные типы движения 56
Формы движения материи. Их качественная специфика и взаимосвязь 59
4. Пространство и время 62
Понятие пространства и времени 63
Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи 67
Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности 69
Качественное многообразие форм пространства-времени в неживой природе 72
Особенности биологического пространства-времени 74
Социальное пространство и время 75
Глава 3 Природа 80
1. Природа как предмет философского осмысления 80
2. Природа как объект научного анализа 82
3. В чем различие двух культур - естественно-научной и гуманитарной? 86
4. На пути к диалогу двух культур 89
5. Экологическая проблема в современном мире 92
Глава 4 Человек 100
• Человечество как мировое сообщество 100
1. Что такое человек? Загадка антропосоциогенеза 101
Человек как субъект предметно-практической деятельности 101
Проблема антропосоциогенеза 104
Орудийная деятельность. Генезис самого труда 105
Социотворческая функция языка 106
Регулирование брачных отношений и возникновение первобытно-родовой общины 108
Нравственно-социальные запреты как фактор антропосоциогенеза 111
Первобытно-общинная организация и дозревание труда 114
Все мы родом из предыстории 115
2. Единство биологического и социального 116
Природное и общественное в человеке 116
Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку 119
Биология человека в эпоху научно-технической революции 121
3. Проблема жизни и смерти в духовном 122
В чем смысл жизни? Постановка проблемы 122
Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека 124
Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить? 127
"Право на смерть" 128
4. Человечество как мировое сообщество 131
Глобальное единство и глобальная опасность 132
Гуманистическая мера прогресса 134
Глава 5 Сознание 137
1. Постановка проблемы сознания в философии 137
2. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания 139
Возникновение информационного взаимодействия 140
Типы и уровни информационного взаимодействия 143
Сущность психического 146
3. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры 150
Общественная природа сознания 150
Сознание и язык 156
4. Самосознание 160
Структура и формы самосознания 160
Предметность и рефлексивность самосознания 162
Глава 6 Познание 167
1. Познание как предмет философского анализа 167
2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание 168
Знание как система 169
Знание, отражение, информация 170
Чувственное познание и его элементы 171
Специфика и роль чувственного познания общественного человека 176
Единство чувственного и рационального в познании 178
Понятие как основная форма рационального познания 179
Творчество и интуиция 185
Объяснение и понимание 189
3. Теория истины 192
Что есть истина? 193
Истина как процесс 195
Истина, оценки, ценности; факторы, стимулирующие и искажающие истину 196
Глава 7 Деятельность 197
1. Преобразующий характер человеческой деятельности 197
Взаимоотношение человека с окружающей его действительностью 198
Единство внешней активности и самоизменения 200
2. Практика как философская категория 201
Специфическая форма бытия человека в мире 201
Роль практики в становлении человечества и его культуры 203
3. Горизонты деятельности 206
Деятельность как закрытая система 206
Деятельность как открытая система 209
4. Деятельность как ценность и общение 210
Ценностное измерение деятельности 210
Деятельность и общение 213
Глава 8 Общество 215
1. Общество как система 215
Системный подход к анализу общества 216
Всеобщие сферы жизнедеятельности общества 218
Сфера материального производства 220
Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества 222
Ценностная сфера жизнедеятельности общества 225
Социальная сфера общества 228
Сфера управления общественными процессами 231
2. Общественный прогресс: цивилизации и формации 236
Возникновение теории общественного прогресса 236
Теории локальных цивилизаций 238
Теория общественно-экономических формаций 242
3. Философия истории: проблема периодизации 245
Ступени развития цивилизации 245
Понятие постиндустриального общества 247
Историческая эпоха и исторический процесс 252
Глава 9 Культура 258
1. Бытие культуры 259
"Вторая природа" 260
Культура и человеческая деятельность 261
Социальность культуры 264
2. Генезис и динамика культуры 265
Становление культуры 265
Опредмечивание и распредмечивание в сфере культуры 267
Преемственность культуры 269
Проблема новаторства в культуре 271
3. Ценности культуры 272
Ценность и оценка 272
Иерархия ценностей 274
4. Типология культуры 277
Многообразие культур 277
Цивилизация 278
Национально-этнические культуры 280
Культура и социальные факторы 281
Субкультура и контркультура 284
Взаимодействие культур 285
5. Культура - общество - природа 288
Глава 10 Наука 294
1. Наука в современном мире 294
2. Научное познание и его специфические признаки 299
Наука как объективное и предметное 299
Основные отличия науки от обыденного познания 302
3. Строение и динамика научного знания 306
Соотношение категорий "эмпирическое" и "теоретическое" с категориями "чувственное" и "рациональное" 307
Критерии различения теоретического и эмпирического 308
Структура эмпирического и теоретического уровней знания 312
Основания научного знания 317
Идеалы и нормы научного познания 317
Научная картина мира 318
Философские основания науки 319
4. Философия и развитие науки 320
5. Логика, методология и методы научного познания 324
Общелогические методы познания 326
Научные методы эмпирического исследования 330
Научные методы теоретического исследования 332
6. Этика науки 337
Этические нормы и ценности науки 337
Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого 340
Глава 11 Личность 346
1. Индивид, индивидуальность, личность 347
Индивид 347
Индивидуальность и личность 348
Многообразие способностей как признак индивидуального своеобразия 349
Понятие личности 351
Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства 352
2. Личность и право 358
Историческое разъяснение основных понятий 361
Истоки и генезис прав человека. Права гражданские, гражданско-политические и социальные 366
Ключевой смысл новейших (международных) гуманитарно-правовых деклараций 371
Глава 12 Будущее 373
1. Периодизация будущего 374
Непосредственное, обозримое и отдаленное будущее 374
Критерии предвидения 376
Методы прогнозирования 377
2. Научно-техническая революция и альтернативы будущего 379
Современная технологическая эпоха 379
Новый этап научно-технической революции 380
Альтернативы будущего 381
3. Человечество перед лицом глобальных проблем 382
Глобальные проблемы и социальный прогресс 383
Происхождению глобальных проблем 384
Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем 385
4. Будущее человечества и реальный исторический процесс 389
Необратимость прогресса 390
Ускорение ритма истории 391
Пределы роста и стимулы развития 392
Гуманистическая миссия прогнозирования 395
Заключение: философия в поиске и развитии 396
Список рекомендуемой литературы 399
РАЗДЕЛ II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ
• Бытие
• Материя
• Природа
• Человек
• Сознание
• Познание
• Деятельность
• Общество
• Культура
• Наука
• Личность
• Будущее
Знакомство с историей развития мировой философской мысли - существенная составляющая философского образования. Без нее невозможно глубинное понимание философской проблематики. Однако ограничиться одной лишь историей философии нельзя, и теперь мы переходим ко второй, не менее существенной составляющей философского образования - к теоретической его части, основная цель которой - познакомить читателя с современными подходами к решению философских проблем, с современными принципами построения общей картины мира.
Одной из функций философии, как уже отмечалось, является прояснение, осмысление, разбор категорий, которые используются практически всеми философами - и далеко не только ими - независимо от принадлежности к тому или иному направлению. Это такие понятия, как бытие, материя, природа, человек, сознание, познание, общество, наука, культура и т.д. Им и посвящены нижеследующие главы второго раздела. Авторы привлекают в своем изложении последние данные конкретных наук - естественных, общественных и гуманитарных, а также рассматривают религиозные, моральные и социально-политические аспекты обсуждаемых проблем.
Глава 1 Бытие
• Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия
• Философская категория бытия
• Основные формы и диалектика бытия
"Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.
Быть или вовсе не быть - вот здесь
разрешение вопроса.
Эти слова, которые вызывают в памяти знаменитый монолог Гамлета, на самом деле вариант перевода (возможно, вольного) мысли, сформулированной за много столетий до Шекспира древнегреческим философом Парменидом в поэме "О природе".
Вопросы Парменида и Шекспира - о разном. Парменидовское "быть или не быть" - вопрос о том, избрать ли "бытие", и только его, первоначалом философии. Решение Парменида - философское: "Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь есть, а ничто не есть; прошу тебя это обдумать" [1]. Гамлетовское "быть или не быть" - о личностном выборе:
Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Души терпеть удары и щелчки
Обидчицы судьбы иль лучше встретить
С оружьем море бед и положить
Конец волненьям?
У. Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена I
(Пер. Б. Пастернака)
1 Перевод А. Лебедева.
В первом случае размышлением охватывается мир в целом, включающий и человека. Во втором случае внимание человека сосредоточено на его жизни и судьбе. Но как бы ни различались парменидовский и шекспировский (гамлетовский) вопросы, они постоянно переплетаются друг с другом.
В историко-философском разделе данной книги то и дело заходила речь о бытии - о трактовках этого понятия выдающимися мыслителями прошлого. Иногда, правда, о бытии говорят и пишут так, будто сменяющие друг друга интерпретации в истории философской мысли исчерпывают проблему бытия. Однако каждый из философов прошлого трактовал ее в соответствии с исходными принципами своего учения. Отсюда заметная разноголосица истолкований смысла и содержания этой фундаментальной философской категории. Бытие отождествлялось с особенным миром идей ("подлинное", вечное и неизменное бытие - в противовес миру преходящих вещей - у Платона), служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира (Аристотель), использовалось как понятие, позволяющее привести все бытийные творения к бытию как таковому, то есть к Богу (Фома Аквинский), ставилось в связь с существованием вещей самих по себе (Кант), разветвлялось в начальную категориальную сферу диалектической логики (Гегель), соотносилось в первую очередь с "бытием-сознанием" (Хайдеггер) и т.д. Многие из предложенных толкований высвечивают действительно важные аспекты проблемы. Однако ни одно из них, взятое само по себе, и даже вся их совокупность не исчерпывают проблемы бытия - она и сегодня, после многовекового развития философии, остается неисчерпаемой и открытой. Вместе с тем освоение опыта истории философии позволяет очертить общие проблемно-теоретические рамки темы бытия, поразмыслить над особой ролью и специфическим содержанием философской категории бытия.
1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия
• Мир есть, был и будет
• Бытие мира как выражение его единства
• Мир как совокупная реальность
Мир есть, был и будет
В чем смысл проблемы бытия? Почему она постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается в философии? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Понять смысл столь широкой философской проблемы - значит прежде всего выявить, какие корни она имеет в реальной жизни человека и человечества.
Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется "здесь" и "теперь", иными словами, что он наличествует, существует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, пребывает, являет себя во многих измерениях и данностях.
Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что "распалась связь времен..." и сомнение коснулось тех основ человеческого бытия, которые раньше казались прочными и несомненными.
Размышление о бытии не может остановиться на простой констатации существования, то есть наличия, "присутствия" мира "здесь" и "теперь". Установив, что мир есть, существует, наличен "здесь", не естественно ли заключить, что мир существует, наличен не только "здесь", но и "там", за самыми дальними горизонтами? А поскольку трудно представить себе, что за самым последним горизонтом вовсе нет мира, то не значит ли это, что мир существует везде? Философия еще в древности ставила такие вопросы и тем самым шла по пути, открываемому внутренней логикой проблемы. (Мы отвлечемся здесь от того, что еще до возникновения философии мифология и религия вывели человечество к раздумьям о возникновении мира, о его "начале" и "конце", о его границах или бесконечности.)
Достаточно было сказать, что мир существует "теперь", и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ - всегда был, есть и будет; другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени. Иными словами, мысль о существовании беспредельного мира как целого далее соединялась с положением либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о непреходящем (или, по крайней мере, очень длительном) существовании мира как целого в свою очередь подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие, конечные вещи и человеческие существа. Так выстраивалась уже целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (подпроблемы).
Если утверждение о существовании мира "здесь" и "теперь" опирается на очевидные предпосылки, ориентации, факты человеческой жизни, то этого нельзя сказать об идее не имеющего пространственных границ непреходящего мира. Она отнюдь не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Напротив, жизнь в условиях всегда ограниченной части Земли, жизнь, которая для человека (и многих существ) когда-то начинается и, увы, кончается, скорее наводит на мысль о преходящем мире, о существовании его границ в пространстве и времени. Вот почему для отдельного человека, особенно для того, чья личность и чей дух только формируются, мировоззренческое освоение идеи бесконечного и непреходящего существования мира становится непростой задачей. Но, быть может, человек в повседневной жизни не обременяет себя размышлениями о границах или безграничности мира, о преходящем или непреходящем его существовании?
Однако вспомним, сколь часто каждого из нас быстротечная жизнь заставляет задумываться и тревожиться о хрупкости существования отдельного человека. Мы сопоставляем и связываем нашу жизнь - наше преходящее существование - с непреходящим существованием природы, с жизнью и делами тех людей, которые были до нас и будут после нас. А что это, как не обращение мыслью к своему бытию и бытию мира, то есть к преходящему и непреходящему?
К бытию в его различных аспектах - но в особенности в связи с человеческим существованием - обращается и художественная литература. В этом можно убедиться не только на примере "Гамлета". Русская литература тоже богата бытийственными размышлениями:
<< Пред. стр. 1 (из 17) След. >>