<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 o слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь;
 o мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования.
 
  В обязанности работников энергетического хозяйства входят бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, рациональное использование энергетического оборудования и повышение его коэффициента полезного действия, совершенствование техники и организации энергетического хозяйства, получение максимально возможной экономии всех видов энергии при снижении ее себестоимости.
  Потребность в энергии определяют на основании плана производства продукции и переработки сырья, удельных норм расхода энергии и условного топлива на единицу продукции сырья, норм расхода энергии и условного топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования энергии.
 
  Транспортное хозяйство - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.
  По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской.
  По виду транспорт делят на железнодорожный, водный и автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.).
  При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ.
  Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени.
 Различают внешний и внутренний грузообороты.
  Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год).
  График грузопотоков составляется на основании шахматной ведомости.
  Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой количественных показателей. Количественные показатели характеризуют объем погрузочно-разгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ. Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.
  К качественным показателям относятся:
  техническая и эксплуатационная скорость транспортных средств;
  коэффициент грузоподъемности, определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок;
  коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути, проделанного машиной с грузом, к общей длине пути;
  коэффициент использования рабочего времени машины, определяемый отношением времени ездки машины за смену к продолжительности смены.
 
  Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке.
  Складом называется производственное помещение или производственная площадь, предназначенные для временного размещения материальных ценностей, хранения нормативных запасов сырья и материалов и выполнения производственно-хозяйственных операций по подготовке этих категорий к производству.
  Различают специализированные и универсальные склады, снабженческие, производственные и сбытовые, закрытые, полузакрытые и открытые, общезаводские и цеховые.
  При организации складского хозяйства необходимо установить количество и размеры складов, их расположение относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря.
  При расчете площади складских помещений необходимо определить площадь для хранения - грузовую, а также для проходов, проездов, разгрузки сырья и материалов, сортировки и отпуска их в производство - вспомогательную площадь.
  Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность.
  3. Капитальное строительство
  Под капитальным строительством понимается процесс создания новых и реконструкции действующих фондов производственного и непроизводственного назначения, а также монтаж и ввод в действие оборудования и машин.
  В процессе реконструкции осуществляется техническое перевооружение действующих предприятий, а вновь строящиеся оснащаются новейшей техникой, поэтому именно капитальное строительство во многом определяет технический уровень предприятия.
  Капитальное строительство включает следующие этапы работ: технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности строительства; инженерно-технические изыскания; разработка проекта; организация строительной базы; подготовка строительной площадки, строительство временных сооружений; производство основных строительных и монтажных работ; пуск и ввод объекта в действие.
  Затрачиваемые на капитальное строительство средства называются капитальными вложениями.
  В состав капитальных вложений входит:
  а) стоимость приобретаемого для строящихся объектов и промышленных предприятий технологического, энергетического, транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инвентаря и инструментов, относящихся к основным фондам;
  б) стоимость строительных работ по возведению зданий и сооружений;
  в) затраты на модернизацию оборудования, стоимость проектных и изыскательских работ;
  г) стоимость работ по осуществлению монтажа оборудования;
  д) расходы на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на подготовку кадров и др.
  Различают два способа ведения капитального строительства:
 1) подрядный - метод ведения работ специализированными подрядными строительными и монтажными организациями, выполняющими работы для разных заказчиков по договорам подряда;
 2) хозяйственный - метод ведения работ собственными силами и средствами промышленного предприятия.
 
 Тема 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  1. Общая характеристика планирования
 
  Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
  Основные принципы планирования:
  1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия.
  При этом выделяют цели:
  - хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
  - производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
  - научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  - социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
  - экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
  2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
  3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
  4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
  5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
  6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
  Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
  В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
  Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.
  Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.
  Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.
  В планировании используются следующие основные методы:
  а) нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
  б) балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
  в) экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
  г) интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
  д) факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
  е) матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
  ж) экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
 
  2. Содержание средне- и краткосрочных планов
  Планы предприятия включают следующие основные разделы:
 1) маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;
 2) производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;
 3) план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;
 4) план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;
 5) план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;
 6) план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
 7) план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;
 8) финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;
 9) план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;
 10) план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.
 
  Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются:
 * по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;
 * по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);
 * по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность).
 
  Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
  1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;
  2) Диспетчеризацию, обеспечивающую:
  - сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
  - организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества.
  Различают:
 * межцеховое оперативное планирование, обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов;
 * внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.
 
  3. Бизнес-план предприятия
  Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
  Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
  Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.
  Макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта.
  Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей:
 * чистая текущая стоимость;
 * рентабельность;
 * внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности);
 * период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат);
 * норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен издержкам производства).
 
 Тема 10. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  1. Продукция предприятия, ее качество
  Результат труда чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции).
  Готовая продукция - это изделия промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.
  Полуфабрикаты - это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.
  Незавершенное производство - это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции.
  Продукты труда распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары).
  Планирование и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство труб - в т и м, тканей - м и кв.м).
  Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента.
  Номенклатура - это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент - характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.
  Объем продукции в стоимостном выражении определяется показателями:
 1. Товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера).
 2. Валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы.
 3. Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;
 4. Реализованная продукция - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде.
 
  Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц).
  Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности.
  Предприятия промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей.
  Производственная программа состоит из трех разделов:
  1. План производства продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;
  2. План производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;
  3. План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги.
  Исходными данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия.
  Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.
  Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
  Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:
 * доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;
 * коэффициент обновления ассортимента продукции;
 * доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;
 * доля производственного брака;
 * относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.
 
  Основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества.
  Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.
  Стандартизация охватывает установление:
  а) единиц измерений, терминов и обозначений;
  б) требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;
  в) единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;
  г) требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;
  д) единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п.
 
  Основой стандартизацией являются стандарты и технические условия.
  Стандартом называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
  В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения нормативно-технические документы подразделяются на: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты.
  Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).
  Сертификация - это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).
  Сертификация - важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты.
  Государственный надзор за качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы - центры стандартизации, метрологии и сертификации.
  Внутрипроизводственный технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его.
  Основными задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе являются:
 o систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей;
 o обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
 o определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции;
 o определение состава целевых программ качества и др.
  2. Общая характеристика себестоимости
 
  Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
  Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.
  В себестоимость продукции включают следующие затраты:
 * на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы;
 * исследование рынка;
 * непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;
 * на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции;
 * на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение и др.);
 * набор и подготовку кадров;
 * другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции.
 
  Существует следующая классификация издержек:
  1) по степени однородности
 - элементные (однородные по составу и экономическом содержанию - материальные затраты, оплата труда, отчисления от нее, амортизационные отчисления и др.);
 - комплексные (разные по составу, охватывающие несколько элементов затрат - например, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования);
  2) по связи с объемом производства
 - постоянные (их общая величина не зависит от количества изготовленной продукции, например, затраты на содержание и эксплуатацию строений и сооружений);
 - переменные (их общая сумма зависит от объема изготовленной продукции, например, затраты на сырье, основные материалы, комплектующие). Переменные затраты в свою очередь можно подразделить на пропорциональные (изменяются прямо пропорционально объему производства продукции) и непропорциональные;
  3) по способу отнесения затрат на себестоимость отдельных изделий
 - прямые (непосредственно связаны с изготовлением определенных изделий и относятся на себестоимость каждого из них прямым путем);
 - косвенные (связанные с производством нескольких видов изделий, их распределяют между ними по какому-либо признаку).
  Следует также различать общие затраты (на весь объем продукции за определенный период) и затраты на единицу продукции.
  Смета затрат на производство - это затраты предприятия, связанные с основной деятельностью, за определенный период независимо от того, относятся они на себестоимость продукции в этом периоде или нет.
  Поэтому смета затрат на производство и себестоимость всего объема продукции часть не совпадают.
  Смета затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам.
  1. Материальные затраты включают расходы на:
 - сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации);
 - покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;
 - вспомогательные материалы;
 - топливо и энергия, расходуемые на технологические или хозяйственные нужды;
 - производственные услуги сторонних предприятий, а также своих хозяйств, не относящихся к основной деятельности, и некоторые другие расходы.
  2. Затраты на оплату труда включают расходы на оплату труда штатного и внештатного промышленно-производственного персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсационные выплаты.
  3. Отчисления на социальные нужды - отчисления во внебюджетные социальные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС) по установленным нормам от затрат на оплату труда.
  4. Амортизация основных фондов - затраты, равные сумме амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную амортизацию.
  5. Прочие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат (налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за изобретательство и рационализаторство, оплата работ по сертификации продукции, арендная плата и другие).
  Смета затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции.
  3. Калькулирование себестоимости
  При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на разные виды изделий (продукции), расчета их рентабельности, анализа затрат на производство одинаковых изделий с конкурентами и т.д.
  Различают плановые и фактические калькуляции. Главный объект калькулирования - готовые изделия (продукция), предназначенные для отпуска за пределы предприятия.
  Перечень статей калькуляции, их состав и методы распространения затрат по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
  На большинстве предприятий промышленности принята следующая типовая (приблизительная) номенклатура калькуляционных статей затрат:
 1) сырье и материалы, возвратные отходы вычитаются;
 2) энергия технологическая;
 3) основная заработная плата производственных рабочих;
 4) дополнительная заработная плата производственных рабочих;
 5) отчисления на социальные нужды с основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;
 6) содержание и эксплуатация машин и оборудования;
 7) цеховые (общепроизводственные) расходы;
 8) общехозяйственные расходы;
 9) подготовка и освоение производства;
 10) внепроизводственные расходы (на маркетинг и сбыт).
 
  Сумма первых семи статей образует цеховую себестоимость, девяти - производственную, и всех статей - полную себестоимость продукции.
  Структура себестоимости по калькуляционным статьям показывает: соотношение затрат в полной себестоимости продукции, что израсходовано, куда израсходовано, на какие цели направлены средства. Она позволяет выделить расходы каждого цеха или подразделения предприятия.
  К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся:
 * экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных;
 * повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев;
 * улучшение использования основных производственных фондов;
 * применение новейшей технологии;
 * сокращение расходов по сбыту продукции;
 * изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов;
 * сокращение затрат на управление и другие факторы.
 
  4. Определение точки безубыточности
  Эффективному управлению экономическими и финансовыми результатами производственно-хозяйственной деятельности организации способствует использование методологии анализа точки безубыточности производства, в основе которой лежит идея разделения издержек на постоянные и переменные.
  Методология анализа точки безубыточности служит для ответа на вопрос: сколько единиц продукции или услуг должно продать предприятие, чтобы возместить свои постоянные издержки. Предполагается, что цены должны быть достаточно велики, чтобы скомпенсировать все прямые (переменные) затраты и оставить так называемую "контрибуционную маржу" на покрытие постоянных затрат и на прибыль.
  После того как будет продано количество единиц продукции, достаточное для того, чтобы возместить постоянные или периодические затраты, каждая дополнительно проданная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль сверх переменных затрат. При этом величина прироста этой прибыли зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек организации.
  Как только объем проданной продукции достигает минимального количества, достаточного для покрытия переменных затрат, организация получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем рост объема продукции. Такой же эффект имеет место в случае сокращения объемов производства, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж.
  Методология анализа точки безубыточности позволяет разработать и применить в организации концепцию экономического ("операционного") рычага.
  Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах организации имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ. В результате прибыль повышается или снижается быстрее, чем происходят изменения в объемах производства.
 
  Необходимо определить воздействие на прибыль (J) изменений в объемах реализации готовой продукции (V). Элементами, которые определяют соотношение между этими переменными, являются: цена единицы продукции (P), переменные затраты на единицу продукции (C) и постоянные затраты (F).
  Должно быть соблюдено равенство:
 Vкр * P = F + Vкр * C.
 
 
 Vкр = F P - C
 Отсюда прибыль равна:
 J = VP - (VC + F) или J = V(P - C) - F.
  Последняя формула показывает, что величина прибыли зависит от количества реализованных единиц продукции, разности между ценой единицы продукции и величиной приходящихся на нее переменных затрат, т.е. суммы, направляемой на покрытие постоянных затрат, и величины постоянных затрат.
  Другим способом определения воздействия операционного рычага является использование коэффициента S, характеризующего отношение прибыли к общему объему реализованной продукции:
 
 S = J V * P
 или
 
 
 S = V* (P - C) - F V * P
 Модифицируем формулу:
 
 S = (J - C
 ) - F P V * P
  Эта зависимость показывает, что коэффициент прибыль/выручка от реализации продукции зависит от величины разности между выручкой и переменными (прямыми) затратами (то есть контрибуционной маржи) в расчете на единицу проданной продукции, уменьшенной на величину постоянных затрат в процентном отношении к выручке от реализации. Указанная зависимость подтверждает тот факт, что при увеличении доли фиксированных затрат происходит уменьшение коэффициента прибыль/выручка от реализации продукции. Чем больше постоянные затраты, тем значительнее уменьшение коэффициента S. Изменение в объеме, цене или стоимости единицы продукции будет иметь непропорциональное влияние на S, поскольку F является величиной постоянной.
 
  5. Прибыль и доход предприятия
  Прибыль и доход являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
  Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.
  Доход Материальные затраты Оплата труда Прибыль Себестоимость Чистая прибыль Налог на прибыль Выручка от реализации
  Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и др. выплаты.
  К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также прочие затраты (кроме затрат на оплату труда).
  Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.
  На величину прибыли (дохода) существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие.
  Общая величина прибыли предприятия (валовая прибыль) состоит из трех частей:
 * прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;
 * прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой их продажи и затратами на их приобретение и реализацию);
 * прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.).
  6. Рентабельность ресурсов и продукции
  В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия - рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах.
  Различают следующие виды рентабельности:
  1) рентабельность производства (рентабельность производственных фондов) - Рп, рассчитывается по формуле:
 Рп = П / (ОФП + НОС),
  где П - общая (валовая) прибыль за год (или другой период);
  ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
  НОС - среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств.
  2) рентабельность собственного капитала Рк, который характеризуется размером уставного фонда (акционерного капитала), он интересует всех акционеров, т.к. определяет верхнюю границу дивидендов:
 Рк = П / Кс,
  где П - чистая прибыль (с учетом уплаты процентов за кредит);
  Кс - собственный капитал, величина которого принимается по данным баланса и равна сумме активов за минусом долговых обязательств.
  3) рентабельность совокупных активов Ра - характеризует эффективность использования всего наличного имущества предприятия:
 Ра = П / Ка,
  где Ка - средняя сумма активов баланса предприятия;
  4) рентабельность продукции Рпрод. характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:
 Пр / Ср,
  где Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
  Ср - полная себестоимость реализованной продукции;
 5) рентабельность отдельного вида продукции Рв:
 Рв = Цв / Св,
  где Цв и Св - соответственно цена и полная себестоимость единицы определенного вида продукции;
  6) рентабельность продаж Рр - показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции Vр):
 Рр = Пр / Vр.
 
  7. Понятие и виды эффективности

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу