<< Пред.           стр. 12 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу

  "медицина" провозглашает первый проспект общества, "основанного на
 правилах, единственным основанием которых может быть опыт. Чтобы собрать их,
 необходимо содействие наблюдателей. Так, многие области медицины зачахли
 после разрушения научных обществ. Но они окрепнут и вновь расцветут под
 сенью законного правительства, которое может лишь с удовлетворением взирать,
 как образуются общества наблюдателей-практиков"2. В этом духе Общество,
 убежденное, "что полная изоляция кого-либо противоречит интересам
 человечества"3 публикует Периодический сборник, вскоре дублированный
 другим, посвященным зарубежной ме-
  ___________
  1 Мнение de J.-Fr. Baraillon, seance de 1'Assemblee des
 Cinq-Sents (17 germinal an VI), p. 4.
  2 Проспект, сопровождавший первый выпуск Recueil periodique de la
 Societe de Sante de Paris.
  3 Recueil periodique, I, p. 3.
  120
 
  дицинской литературе. Но очень скоро этот источник универсальной
 информации объявил о том, что и было без сомнения его истинной заботой:
 снова объединить тех врачей, чья компетенция была подтверждена обычным
 обучением и бороться за то, чтобы снова были определены границы свободной
 медицинской практики, "чтобы не было позволительным скрыть в истории
 воспоминания о тех губительных моментах, когда нечестивая и варварская рука
 разбила во Франции алтари, посвященные культу медицины. Они исчезли, эти
 сословия, о древней славе которых свидетельствовали долгие успехи"1.
 Движение, имевшее в большей степени значение отбора, нежели информирования,
 охватывает провинцию: Общества создаются в Лионе, Нанси, Брюсселе, Бордо,
 Гренобле. В том же году, 5 мессидора, другое Общество проводит свое
 учредительное собрание в Париже с участием Алибера, Биша, Бретонно,
 Кабаниса, Деженетта, Дюпюитрена, Фуркруа, Ларрея и Пинеля. Лучше, чем
 Общества здоровья, оно представляет проявления новой медицины: нужно закрыть
 двери в храм для тех, кто вошел туда незаслуженно, воспользовавшись тем, что
 "с первым сигналом Революции святилище медицины, как Храм Януса2, открылось
 нараспашку, и толпа ворвалась в него"3. Но столь же важно реформировать
 метод обучения, который применялся в школах в году III: скороспелое и
 разношерстное образование, не позволявшее врачу овладеть никаким методом
 точного наблюдения и диагностики, где нужно "заменить на философское,
 рациональное методическое рассуждение случайный и лег-
  ____________
  1 Recueil periodique. II, р. 234.
  2 Храм Януса открывался во время воины и должен был быть закрытым в
 мирное время (Примеч. перев.).
  3 Memoires de la Societe medicate d'emulation, t.1, (an V), p.
 II.
  121
 
  комысленный путь иррефлексии"1. Перед общественным мнением, независимо
 от Директории и Собрания и не без их молчаливого одобрения, при постоянной
 поддержке представителей просвещенной буржуазии и близких к правительству
 идеологов2, эти общества начинают вести беспрерывную кампанию. И в этом
 движении идея клиники быстро приобретает значение, столь отличное от того,
 что было введено законодательством от III года.
  Статья 356 Конституции Директории гласила, что "закон надзирает за
 профессиями, связанными со здоровьем граждан". Именно благодаря этой статье,
 которая, казалось бы, обещала контроль, границы и гарантии, и была
 развернута вся полемика. Невозможно раскрыть все ее детали; скажем лишь, что
 существо спора было связано с моментом знания: то ли было необходимо сначала
 реорганизовать обучение, установив затем условия медицинской практики, то
 ли, напротив, провести сначала чистку медицинского сословия, определить
 стандарты практики, а затем зафиксировать курс обязательного обучения. Между
 этими двумя положениями было очевидное политическое расхождение: те, кто был
 наименее далек от принятой традиции, как, например. Дону, Приор из Кот д'0р,
 хотели реинтегрировать офицеров здравоохранения и всех вольных стрелков от
 медицины благодаря максимально открытому образованию; другие же,
 группировавшиеся вокруг Кабаниса и Пасторе, желали бы ускорить воссоздание
 закрытого медицинского сословия. В начале Директории первые были в большем
 почете.
  Первый план реформы был сформулирован Дону, одним из авторов
 Конституции III года, снискавшим в Конвенте симпа-
  _____________
  1 Ibid.. p. IV.
  2 Начиная с марта 1798 Кабанис заседает в Собрании пятисот, в качестве
 "Института".
  122
 
  тию Жирондистов. Он не хочет менять по существу декреты Фримера, но
 желает, чтобы были организованы "дополнительные курсы по медицине" в 23
 провинциальных больницах1: там практические врачи смогли бы
 усовершенствовать свои знания и было бы возможным потребовать у местных
 авторитетов доказательств способности к занятиям медициной. "Вы не будете
 назначать глав профессиональных гильдий, но вы потребуете доказательств
 умения; можно будет стать врачом, не посещая какой-либо школы, но вы
 потребуете торжественного поручательства за знания каждого кандидата -- и вы
 примирите таким образом права личности на свободу с безопасностью
 общества"2. Здесь еще яснее, чем раньше, клиника появляется в качестве
 конкретного решения проблемы врачебного образования и определения
 медицинской компетенции.
  Проект Дону в своей реформаторской умеренности и верности принципам III
 года единодушно раскритикован: "Настоящее организованное убийство" --
 говорит Барайон3. Несколькими неделями позже Комиссия народного образования
 представляет другой доклад, на этот раз принадлежащий Кале. Скрытый смысл
 его проекта, содержащего протест против различия, которое сохранялось для
 городских врачей, хирургов, "делавших все, что требуется в деревнях", и
 аптекарей, посвящавшихся в профессию с детства, состоял в том, чтобы
 заставить принять восстановление профессионального медицинского сословия4.
  ____________
  1 P.-C.-F. Dannou, Rapport a I 'Assemblee des Cinq-Cents sur
 l'Organisation des ecoles speciales (25 floreal an V), p. 26. 2
 Ibid.
  3 Baraillon, Rapport au Conceit des Anciens (6 germinal an VI),
 p. 2. 4 Rapport de J. -M. Cales sur les Ecoles speciales de Sante (12
 prairial an V),
  p. 11.
  123
 
  Необходимо, чтобы пять школ, которые будут основаны в Париже, Монпелье,
 Нанси, Брюсселе и Анжере, были общими для врачей, хирургов и аптекарей.
 Обучение будет подтверждаться шестью экзаменами, на которых ученики
 представят свои успехи (чтобы стать хирургом, достаточно будет трех
 экзаменов). Наконец, в каждом департаменте жюри по здравоохранению,
 выбранное среди врачей и фармацевтов, "будет консультировать по всем
 проблемам, связанным с искусством врачевания и общественным
 здравоохранением"1. Под предлогом более рационального обучения, даваемого
 более многочисленными Факультетами и единообразно распределяемого среди тех,
 кто занимается общественным здоровьем, проект Кале в качестве основной цели
 имел восстановление, с помощью системы обучения и нормированных экзаменов,
 сословия врачей.
  В свою очередь, проект Кале, поддерживаемый такими врачами, как
 Барайон, яростно атакуется со стороны школы Монпелье, объявляющей
 достаточными меры, принятые Конвентом на самом Собрании всеми теми, кто
 остался верен духу III года. Дело затягивается. Используя волну арестов
 контрреволюционеров от 18 фруктидора. Приор из Кот д'0ра, бывший член
 Комитета общественного спасения, добивается отзыва проекта Кале из Комиссии
 народного просвещения. Он упрекает его в ничтожности места, которое получает
 в нем клиника, и возвращении к педагогике старых Факультетов: "недостаточно,
 чтобы ученик слушал и читал, нужно, чтобы он еще и видел, чтобы трогал и, в
 особенности, упражнялся в действиях, приобретая к ним привычку"2. Благодаря
 этой аргументации. Приор по-
  ___________
  1 Ibid., articles 43-46.
  2 Motion d'ordre de С. A.Prieur relative au projet sur les Ecoles de
 Sante (seance des Cinque Cents du 12 brumaire an V), p. 4.
  124
 
  лучает двойное тактическое преимущество: он валидизирует таким образом
 на научном уровне опыт, приобретенный теми, кто, начиная с 1792 года, стал в
 большей или меньшей степени врачом-самоучкой; с другой стороны сам,
 подчеркивая, насколько клиническое образование дорогостояще, склоняется к
 тому, чтобы поддержать лишь Школу в Париже, вместо того, чтобы увеличивать
 их количество, принося в жертву качество. Это был просто возврат к тому, что
 составляло проект Фуркруа в его первой редакции. Но тем временем Пасторе,
 накануне переворота, который вскоре произойдет (после чего, объявив одним из
 руководителей роялистского заговора, его отправят в ссылку), заставил Совет
 пятисот принять декрет по поводу медицинской практики. Жюри, состоящее из
 двух врачей, двух хирургов и одного фармацевта при трех Школах здоровья,
 должно было контролировать тех, кто хотел бы практиковать по их ведомству;
 более того, "все те, кто в настоящий момент практикует искусство врачевания,
 не будучи законно посвященным в это в формах, предписанных старыми законами,
 обязан предстать перед жюри в течение трех месяцев"1. Все медицинские
 нововведения последних пяти лет должны быть подвергнуты, таким образом,
 ревизии, причем последняя происходит с помощью жюри, образованного старой
 Школой. Врачи начинают снова контролировать пополнение своих рядов; они
 восстанавливаются в качестве сословия, способного определить критерии своей
 компетенции.
  Принцип согласован, но малое количество Школ здоровья делает трудным
 его применение. Требуя, чтобы их еще уменьшили, Приор предполагает, что это
 сделает применение декрета
  __________
  1 Rapport fait par Pastret sur un mode provisoire d'examen pour les
 officiers de Sante (16 thermidor an V), p. 5.
  125
 
  Пасторе невозможным. В любом случае, этот декрет оставался мертвой
 буквой и прошло едва ли четыре месяца после того, как он был принят, когда
 Директория была вынуждена снова привлечь внимание законодателей к опасности,
 к которой может привести граждан неконтролируемая медицина: "Неоспоримый
 закон требует длительного обучения, экзамена, строгого жюри для того, кто
 претендует на одну из профессий, относящихся к искусству врачевания; наука и
 умение должны приветствоваться, но неумение и неблагоразумие продолжаются;
  публичные наказания устрашают корыстолюбие и обуздывают преступления,
 имеющие известное сходство с убийством"1. 17 вентоза VI года Вите вновь
 ставит на обсуждение Совета пятисот основные направления проекта Кале: пять
 медицинских школ; в каждом департаменте совет по здравоохранению,
 занимающийся эпидемиями и "средствами сохранения здоровья обитателей и
 принимающий участие в выборах профессоров; серия из четырех экзаменов,
 проходящих в фиксированную дату". Единственная реальная новация -- это
 создание клинического испытания: "Кандидат во врачи излагает у постели
 больного характер данного вида болезни и ее лечение". Таким образом, впервые
 в рамках институционального единства оказываются объединенными критерии
 теоретического и практического знания, которые могут быть связаны лишь в
 опыте и навыке. Проект Вите не допускает интеграции или успешной ассимиляции
 официальной медициной опыта самодеятельных врачей, практиковавших с 1793
 года, но он признает ценность практики, полученной в больницах. Это не
 признание медицины "самоучек", но признание ценности опыта, как такового,
 для медицины.
  __________________
  1 Message du Directiore a I'Asemblee des Cinq-Cents (24 nivose an VI).
 126
 
 
  План Кале в году V казался слишком строгим, план Вите, поддержанный, в
 свою очередь. Кале и Барайоном, породил такую же оппозицию. Он с ясностью
 показал, что никакая реформа образования невозможна, пока не будет решена
 проблема, которую она заслоняет: проблема медицинской практики. После
 отклонения проекта Кале, Барайон предлагает Совету пятисот резолюцию,
 которая проясняет то, что составляло его скрытый смысл: никто не сможет
 практиковать в искусстве врачевания, не имея звания, присвоенного либо
 новыми Школами, либо прежними Факультетами1. Порше на Совете старейшин
 поддерживает этот же тезис2. Именно в таком политическом и концептуальном
 тупике находилась эта проблема. По крайней мере все эти дискуссии позволили
 осветить то, что было на самом деле проблематичным: не просто количество
 Школ здоровья или их программа, но сам смысл медицинской профессии и
 привилегированный характер определяемого ею опыта.
  3. Вмешательство Кабаниса и реорганизация от IX года
  В хронологическом порядке Кабанис предложил свой проект по поводу
 медицинской полиции в промежутке между проектом Барайона и дискуссией
 Вандемьера со старейшинами от 4 мессидора VI года. На самом деле, этот текст
 принадлежал уже другой эпохе. Он отмечает момент, когда Идеология начинает
 занимать активное и зачастую определяющее место в политическом и социальном
 переустройстве. В этой мере текст
  ___________
  1 Baraillon, Rapport a I 'Assamblee des Cinq-Cents sur la partie de
 la police qui tient a la medecine (6 germinal an VI).
  2 Porcher, Opinion sur le mode provisoire d'examen pour les officier
 de Sante (Assemblee des Anciens) (16 vendemiaire an VI).
  127
 
  Кабаниса по поводу медицинской полиции по своему духу ближе к реформам
 Консулата и современной ему полемике. Если он хочет определить условия
 практического решения, то пытается, главным образом, дать в основных чертах
 теорию медицинской профессии.
  Непосредственно и на практическом уровне Кабанис определяет судьбу двух
 проблем: проблему офицеров здравоохранения и проблему экзаменов.
  Старшие офицеры здравоохранения могут быть допущены к практике без
 новых формальностей; другие, напротив, должны сдать специально
 предназначенный для них экзамен. Он ограничится "фундаментальными знаниями
 искусства врачевания и, в особенности, тем, что касается его практического
 применения". Что касается обычного медицинского обучения, оно должно быть
 санкционировано экзаменом, состоящим из письменного, устного испытания и
 "упражнений по анатомии, хирургии и клинической медицине как внутренних, так
 и внешних болезней". Однажды установленные критерии компетенции позволят
 выбрать тех, кому можно безопасно доверить жизнь людей. Медицина в таком
 случае станет закрытой профессией: "Все лица, которые будут практиковать в
 медицине, не сдав экзаменов или не представ перед
  специальным жюри, будут оштрафованы, и в случае повторения -- помещены
 в тюрьму"1 .
  Суть текста касается того, что есть по своей природе медицинская
 профессия. Проблема заключается в том, чтобы определить ее как закрытую
 область и сохранить без восстановления корпоративных структур старого режима
 и не в формах государственного контроля, напоминающего период Конвента.
  ____________
  1 Cabanis, Rapport du Conseil des Cinq-Cents sur un mode provisoire
 de police medicale (4 messidor an VI), p. 12--18.
  128
 
  Кабанис различает в предпринимательстве, понимаемом в широком смысле
 слова, две категории объектов. Некоторые имеют такую природу, что
 потребители сами судят об их полезности, то есть общественного сознания
 достаточно для определения их ценности. Последняя же, фиксированная во
 мнении, является внешней по отношению к объекту: она не содержит тайн,
 ошибок, возможных мистификаций, так как коренится в согласии. Мысль
 фиксировать ценность с помощью декрета имеет не больше смысла, чем желание
 навязать ей внешнюю истину, настоящая цена может быть лишь свободной ценой:
 "В социально хорошо урегулированном государстве свобода предпринимательства
 не должна встречать никаких преград, она должна быть полной, неограниченной,
 и, так как развитие предпринимательства может стать полезным для того, кто
 им занимается, лишь в той мере, в какой оно само по себе является полезным
 для публики, из этого следует, что общий интерес здесь в подлинном смысле
 слова смешивается с частным интересом".
  Но существуют такие области предпринимательства, объект которых и его
 ценность не зависят от коллективной оценки. Либо эти объекты относятся к
 тем, что служат фиксации рыночной стоимости других объектов (например,
 драгоценные металлы), либо речь идет о человеческой индивидуальности:
  здесь все ошибки становятся роковыми. Так ценность объекта
 предпринимательства не может быть зафиксирована консенсусом, когда он
 основан на рыночных критериях, или когда его существование касается
 кого-либо из членов консенсуса. В этих двух случаях объект
 предпринимательства имеет непосредственно невидимую истинную ценность: она
 зависит и от ошибки, и от обмана, следовательно, ее нужно измерять. Но как
 дать компетентной публике инструмент измерения, который содержал
  129
 
  бы точную компетенцию? Необходимо, чтобы она делегировала государству
 контроль не за каждым произведенным объектом (что будет противоречить
 принципу свободной экономики), но за самим производителем; нужно проверять
 его способности, его моральные ценности и время от времени "истинную
 ценность и качество объектов, которые он продает". Необходимо таким же
 образом надзирать за врачами, как за золотых дел мастерами, то есть как за
 участниками вторичного производства, которые не производят ценности, но
 лечат тех, кто их производит или измеряет: "Вот почему особенно врачи,
 хирурги, фармацевты должны быть весьма тщательно проверены равно в отношении
 их знаний, способностей, моральных привычек. Это не есть стеснение
 предпринимательства и ни в коем случае не покушение на свободу индивида"1.
  Предложение Кабаниса не было принято. Однако оно намечало в основных
 направлениях решение, которое будет вскоре принято, предписывающее медицине
 статус свободной и пользующейся покровительством профессии, которую она
 сохраняла вплоть до XX века. Закон от 19 вентоза XI года по поводу
 медицинской практики сходен с идеями Кабаниса и, в более общем виде, -- с
 идеями Идеологов. Он предусматривает иерархию двух уровней в медицинском
 сословии: степени доктора медицины и хирургии, присвоенной одной из шести
 Школ, и степени офицера здравоохранения, которой удостаивались те, кого
 Кабанис предлагал объединить в качестве временной категории. После четырех
 экзаменов (анатомия и физиология, патология и нозография, медицинское дело,
 гигиена и судебная медицина) доктора будут проходить испытание по клинике
 внутренних или внешних болезней в зависимости от того,
  _____________
  1 Ibid.,р.6--7. 130
 
  кем они хотели бы быть: врачами или хирургами. Для офицеров
 здравоохранения, которые обеспечивали "самое обычное лечение", требовалось

<< Пред.           стр. 12 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу