<< Пред.           стр. 40 (из 54)           След. >>

Список литературы по разделу

 обрабатывать, прибыль возрастает, что позволяет собственникам
 этих земель отдавать их в аренду, взимая за это значительную
 арендную плату. Земельная рента является следствием не щедрости
 природы, а скудости земли. Эта скудность непрерывно с каждым днем
 становится все ощутимей: в самом деле, население увеличивается;
 распахиваются все более и более бедные земли, издержки
 производства увеличиваются, цены на продукцию сельского хозяйства
 возрастают, а за ними и земельная рента. Под давлением этих
 обстоятельств вполне возможно -- и даже необходимо, -- что
 номинальная заработная плата рабочих также начинает возрастать,
 чтобы покрыть минимальные расходы по поддержанию существования;
 но по этой самой причине реальный заработок практически не может
 подняться выше того минимума, который необходим рабочему для
 того, чтобы одеваться, иметь жилище, питаться. И в конце концов
 доход предпринимателей понизится в той самой мере, в какой
 увеличится земельная рента и в какой заработная плата рабочего
 останется неизменной. Он постоянно понижался бы вплоть до нуля,
 если бы не одно препятствие: в самом деле, в какой-то момент
 доходы в промышленности стали бы слишком низкими для найма новых
 рабочих; из-за отсутствия дополнительного заработка рабочая сила
 не сможет более возрастать; возникает застой населения; не будет
 больше необходимости в распашке новых земель, еще менее
 плодородных, чем прежние; земельная рента достигнет своего
 потолка и перестанет оказывать свое обычное давление на прибыли в
 промышленности, которые смогут тогда стабилизироваться. История,
 в конце концов, станет неподвижной. Конечность человеческого
 бытия окажется определенной раз и навсегда, то есть на
 неопределенное время.
  Как это ни парадоксально, но именно историчность, введенная
 Рикардо в экономию, позволяет мыслить этот застой Истории. Хотя,
 казалось бы, классическое мышление предусматривало для экономии
 всегда открытое и подверженное изменениям будущее, однако
 фактически речь шла здесь лишь об изменениях пространственного
 типа: картина, которую, как предполагалось, образовывали
 богатства в ходе своего развертывания, обмена и упорядочения,
 могла бы вполне увеличиться в размерах; однако она оставалась той
 же самой картиной, даже если каждый элемент утрачивал внешнюю
 относительность, вступая в отношения с новыми элементами.
 Напротив, именно время накопления народонаселения и производства,
 именно непрерывная история редкости благ позволяет с начала XIX
 века мыслить оскудение Истории, ее растущую инертность, ее
 окаменение и вскоре ее каменную неподвижность. Теперь мы видим,
 какую роль история и антропология играют по отношению друг к
 другу. История (труда, производства, накопления, возрастания
 реальных издержек) существует лишь в той мере, в какой человек
 как природное существо конечен; эта конечность человеческого
 бытия простирается далеко за первоначальные границы рода и
 непосредственных телесных потребностей: непрестанным, хотя и еле
 слышным сопровождением она вторит всему развитию цивилизаций. Чем
 прочнее человек утверждается в центре мира, чем дальше
 продвигается он в овладении природой, тем сильнее давит на него
 конечность собственного бытия, тем больше он приближается к
 смерти. История не позволяет человеку выйти за его первоначальные
 пределы -- разве лишь по видимости, да и то если понимать
 "пределы" очень поверхностно. Однако если рассматривать
 основополагающую конечность человеческого бытия, становится
 очевидно, что его антропологическая ситуация делает его Историю
 все драматичнее, все опаснее, как бы приближая ее к собственной
 невозможности. Когда История достигнет этих рубежей, она может
 лишь остановиться, поколебаться немного вокруг собственной оси и
 застыть навсегда. Однако это может произойти двумя способами;
 либо История постепенно, и все заметнее замедляясь, достигает
 устойчивого состояния. которое утверждает в бесконечности времени
 то, к чему она всегда стремилась и чем она, по сути, была
 изначально и неизменно; либо, напротив, История достигает некой
 поворотной точки, где закрепляется лишь постольку, поскольку ей
 удается преодолеть все то, чем она непрерывно доселе была.
  В первом решении вопроса (представленном "пессимизмом"
 Рикардо) История выступает как мощный механизм, восполняющий
 ограниченность антропологических определений; разумеется, она не
 выходит за пределы конечного человеческого бытия, но в этом бытии
 она отчетливо вырисовывается как явление положительное и
 объемное. Эта История помогает человеку преодолеть недостаток
 благ, на который он обречен. Чем ощутимее становится этот
 недостаток с каждым днем, тем напряженнее становится труд;
 производство увеличивается в абсолютных цифрах, но в то же самое
 время и в том же самом процессе увеличиваются издержки
 производства -- то есть количество труда, необходимого для
 производства одного и того же предмета. Так неизбежно наступает
 момент, когда труд уже более не обеспечивается продуктами,
 которые сам он производит: теперь они стоят столько же, сколько
 пища; получаемая рабочим. Производство уже не может заполнить
 недостаток. Тогда недостаток сам положит себе предел (посредством
 демографической стабилизации), и труд будет точно соответствовать
 потребностям (посредством известного перераспределения богатств).
 Отныне конечность человеческого бытия и производство будут точно
 накладываться друг на друга. складываясь в единый образ. Всякий
 дополнительный труд становится как бы бесполезным; все лишнее
 население обречено на гибель. Так жизнь и смерть оказываются
 лицом к лицу, друг против друга, скованные и как бы вдвойне
 подкрепленные взаимным натиском. Так История приведет конечное
 бытие человека к той предельной точке, где эта конечность
 выявится наконец в своей чистоте; ведь теперь у нее не будет
 возможности скрыться от самой себя, у нее не хватит сил, чтобы
 устроить свое будущее, у нее не будет новых земель для будущего
 человечества. Этот мощный оползень Истории мало-помалу снесет все
 заслоны, скрывающие человека от собственного взгляда; человек
 исчерпает все те возможности, которые отчасти затуманивают и
 скрывают под упованиями на будущее его антропологическую наготу;
 тем самым История приведет человека длинными, но неизбежными и
 неотвратимыми путями к той истине, которая сосредоточит его на
 нем самом.
  Во втором решении (представленном Марксом) отношение Истории
 к конечности человеческого бытия расшифровывается противоположным
 образом. Здесь История играет уже отрицательную роль: ведь именно
 она усиливает гнет нужды, увеличивает недостаток благ, принуждает
 людей трудиться и производить все больше и больше, получая при
 этом лишь самое необходимое для жизни, а иногда и еще меньше.
 Хотя с течением времени продукт труда и накапливается, он
 неизменно ускользает от тех, кто трудится; они производят
 безмерно больше той части стоимости, которая возвращается к ним в
 виде заработка, и тем самым дают капиталу возможность снова и
 снова покупать труд. Так непрестанно растет число тех, кого
 История удерживает на последней грани их условий существования;
 тем самым эти условия постепенно становятся все более ненадежными
 и приближаются к тому пределу, за которым само существование
 станет невозможным: накопление капитала, увеличение числа
 предприятий и их мощности, постоянное давление на заработную
 плату, перепроизводство, -- все это суживает рынок труда,
 уменьшает плату за труд и увеличивает безработицу. Отброшенный
 нищетой на грань жизни и смерти, целый класс людей испытывает на
 собственной шкуре, что такое нужда, голод и труд. В том, что
 другие приписывают природе или естественному ходу вещей, эти люди
 умеют видеть следствие Истории -- отчуждение конечного
 человеческого бытия, хоть оно таким и не выглядит. По этой-то
 самой причине они, и только они одни, могут уловить и воссоздать
 эту истину человеческой сущности. А достигнуть этого можно лишь
 ниспровержением Истории или по крайней мере изменением
 направления ее прежнего течения. Лишь тогда начнется время,
 которое потечет иначе -- в иной форме, по иным законам.
  Однако, несомненно, выбор между "пессимизмом" Рикардо и
 революционными чаяниями Маркса не столь уж важен. Эта
 альтернатива свидетельствует лишь о двух возможных подходах к
 рассмотрению отношений антропологии и Истории, устанавливаемых
 экономией через посредство понятий редкости благ и труда. У
 Рикардо История заполняет разрыв, обусловленный конечностью
 человеческого бытия и находящий выражение в постоянном недостатке
 благ, конец которому кладет лишь момент достижения окончательного
 равновесия. В марксистском прочтении История, лишая человека
 возможности владеть своим трудом, ясно порождает позитивную форму
 его конечного бытия -- его материальную истину, наконец-то
 освобожденную Разумеется, легко понять, как на уровне мнений
 произошел выбор между этими вариантами, почему одни отдали
 предпочтение первому типу анализа, другие -- второму. Но и то и
 другое суть лишь производные различия, зависящие в общем и целом
 от доксологического подхода к исследованию. На глубинном уровне
 западного знания марксизм не вызывает никакого реального разрыва:
 он без труда разместился со всей полнотой, спокойствием,
 удобством и, право же, приемлемостью для своего времени внутри
 эпистемологической диспозиции, которая благосклонно его приняла
 (ведь именно она сама и предоставила ему место); а он в свою
 очередь не имел ни повода потревожить ее, ни силы хоть сколько-
 нибудь изменить, потому что только на нее он и опирался. Марксизм
 внутри мышления XIX века -- все равно что рыба в воде: во всяком
 другом месте ему нечем дышать. Если он и противопоставляет себя
 "буржуазным" экономическим теориям и если в этом
 противопоставлении он выдвигает против них радикальный переворот
 Истории, то и этот конфликт, и этот проект имеют условием своей
 возможности не преодоление всякой Истории вообще, но конкретное
 событие, место которого может точно определить археология,
 поскольку оно одновременно и равным образом предопределило и
 буржуазную экономику, и революционную экономику XIX века. Их
 споры вполне могли породить несколько волн и смутить водную
 гладь; однако это лишь бури в стакане воды1<$F1 Как известно,
 возникновение марксизма в XIX в. и его дальнейшее развитие были
 обусловлены всем предшествующим опытом науки и общественной
 практики. В данном контексте, вследствие абсолютизации у Фуко
 аспекта прерывности, это обстоятельство получает ложное
 освещение. В последующих работах, например в "Археологии знания",
 Фуко дает более обоснованную трактовку этой проблемы. -- Прим.
 перев.>.
  Главное в том, что в начале XIX века сложилась такая
 диспозиция знания, в которой одновременно фигурируют историчность
 экономии (в соответствии с формами производства), конечность
 человеческого бытия (в соответствии с редкостью благ и трудом) и
 приближение конца Истории -- будь то бесконечное замедление или
 же решительный перелом. История, антропология и приостановка
 развития располагаются согласно модели, определяющей одну из
 важнейших мыслительных схем XIX века. Известно, например, какую
 роль сыграла эта диспозиция в одушевлении гуманизмов с их усталым
 благожелательством; известно, как она же возродила утопии
 всеобщего свершения. Для классического мышления утопия была,
 скорее, грезой о первоначале: первосозданная свежесть мира
 ложилась в основу идеального развертывания картины, в которой
 каждая вещь представлялась на своем месте, в своем окружении, со
 своими особенностями, со своими непосредственными эквивалентами;
 и эти представления в первоначальной своей ясности пока еще не
 отделялись от живого, острого и ощутимого присутствия того, что
 именно за ними лежит. Напротив, в XIX веке утопия относится
 скорее к концу времен, нежели к первоистокам: знание строится уже
 не в виде картины, но в виде ряда, цепи, становления: когда
 обетованным вечером во мраке предстанет тень развязки, тогда
 История, в бурном ли неистовстве, в медленном ли саморазрушении,
 выявит антропологическую истину человеческого бытия во всей ее
 незыблемости; при этом календарное время, быть может, и не
 остановится, однако оно словно опустеет, поскольку историчность
 полностью совпадет с человеческой сущностью. Направленность
 становления, со всеми его внутренними возможностями -- драмой,
 забвением, отчуждением, окажется в плену у конечного
 человеческого бытия, которое в свою очередь найдет в этом свое
 четкое и ясное выражение. Конечность во всей своей истине дается
 во времени -- и вот времени наступает конец. Исполненное величия
 раздумье о конце Истории -- это утопия причинного мышления, тогда
 как греза о первоначале -- это утопия классифицирующего мышления.
  Эта диспозиция исполняла свою принудительную роль очень
 долго; в конце XIX века Ницше в последний раз заставил ее
 вспыхнуть и воссиять. Он взял тему конца времен, чтобы заставить
 бога умереть, а последнего человека -- блуждать во тьме; он взял
 тему конечности человеческого бытия, чтобы показать чудо
 пришествия сверхчеловека; он взял великую и непрерывную цепь
 Истории, чтобы искривить ее и замкнуть в вечном повторении.
 Смерть бога, неминуемость сверхчеловека, ожидание роковой годины
 и страх перед ней -- все это буквально, шаг за шагом повторяло те
 элементы, которые уже наличествовали в диспозиции мышления XIX
 века и образовывали его археологическую сетку; тем не менее эти
 элементы воспламенили застывшие формы, сложили странные и почти
 невероятные образы из их обуглившихся останков; и в этом свете, о
 котором мы еще доподлинно не знаем, был ли он последним пожаром
 или новой зарей, разверзлось нечто такое, чему суждено было, по-
 видимому, стать пространством современного мышления. Во всяком
 случае, именно Ницше сжег для нас и даже задолго до нашего
 рождения разнородные обещания диалектики и антропологии.
 
 
 
  3. Кювье
 
  Подобно тому как Смит использовал устойчивую стоимость труда
 для установления цены вещей в ряду эквивалентов, так Жюсье в
 своем проекте установления классификации, столь же точной, как
 метод, и столь же строгой, как система, вывел правило
 соподчинения признаков. Подобно тому как Рикардо освободил труд
 от роли измерителя, вывел его за рамки обмена и поместил в общие
 формы производства, точно так же и Кювье1<$F1 См. о Кювье
 замечательную работу Додена: Daudin. Les classes zoologiques,
 Paris, 1930.> освободил соподчиненность признаков от их
 таксономической функции, вывел их за рамки всякой возможной
 классификации и поместил в различные уровни организации живых
 существ. Внутренняя связь, обусловливающая взаимозависимость
 структур, определяется теперь не только на уровне частот, но
 становится самой основой корреляций. Именно этот сдвиг и
 перестановку определил некогда Жоффруа Сент-Илер такими словами:
 "Органическая структура становится абстрактной сущностью...
 способной принимать различные формы"1<$F1 Цит. по: Th. Cahn. La
 Vie et l'euvre d'E. Geofforoy Saint-Hilaire, Paris, 1962, p.
 138.>. Все пространство живых существ организуется вокруг этого
 понятия, а все то, что представало некогда глазам сквозь сетку
 понятий естественной истории (роды, виды, индивиды, структуры,
 органы), приобретает ныне новый способ бытия.
  Прежде всего это относится к тем элементам (или тем группам
 различных элементов), которые можно вычленить, окидывая взглядом
 телесную организацию индивидов, и которые называются органами. В
 классическом анализе орган определялся одновременно и своей
 структурой и своей функцией, он был чем-то вроде системы с двумя
 входами, которую можно было исчерпывающе объяснить либо на основе
 исполняемой ею роли (например, размножения), либо на основе
 морфологических переменных (форма, величина, диспозиция, число
 элементов); эти два способа расшифровки были вполне
 самостоятельными, хотя и покрывали друг друга: первый выявлял
 употребления, второй -- тождества. Именно эту диспозицию и
 опрокидывает Кювье, снимая как тезис о приспособляемости органов,
 так и тезис об их взаимонезависимости, -- он выводит функцию
 далеко за пределы органа и подчиняет расположение органа
 господству функции. Кювье лишает орган если не индивидуальности,
 то по крайней мере независимости, считая ошибочной веру в то, что
 "в важном органе все важно"; он привлекает внимание "скорее к
 самим функциям, нежели к органам"2<$F2 G. Cuvier. Lecons
 d'anatomie comparee, t. I, p. 63-64.>: прежде чем определять
 органы посредством их собственных переменных, он соотносит их с
 теми функциями, которые они обеспечивают. Число этих функций
 относительно невелико: дыхание, пищеварение, кровообращение,
 движение... При этом видимое разнообразие структур выявляется уже
 не на основе таблицы переменных, но на основе крупных
 функциональных единств, способных осуществляться и исполнять свое
 назначение различными способами: "Общие черты органов каждого
 рода у всех животных сводятся к очень небольшому числу признаков
 и проявляются подчас только в производимом ими действии. Особенно
 удивительно дыхание: в различных классах животных оно
 осуществляется органами, столь различными, что структуры их не
 имеют между собою практически ничего общего"1<$F1 G. Cuvier.
 Lecons d'anatomie comparee, t. I, p. 34-35.>. Рассматривая
 отношение органа к функции, можно видеть, как "сходства"
 проявляются там, где начисто отсутствуют "тождественные"
 элементы; сходство утверждается в переходе от органа к невидимой
 очевидности функции. В конце концов, неважно, имеют ли жабры и
 легкие какие-либо общие признаки -- форму, величину, число; они
 оказываются сходными, поскольку и те и другие являются
 разновидностями некоего несуществующего, абстрактного,
 нереального, недостижимого органа, отсутствующего в любом
 доступном описанию виде животных, но присутствующего в царстве
 животных, взятом как целое, -- органа, который служит дыханию
 вообще. Таким образом, в анализе живого организма возобновляются
 аналогии аристотелевского типа: жабры служат для дыхания в воде,
 как легкие -- для дыхания на воздухе. Такие соотношения были,
 конечно, хорошо знакомы и классическому веку, однако они служили
 там лишь для определения функций и не использовались для
 установления порядка вещей в пространстве природы. Начиная с
 Кювье, функция, определяемая недоступной внешнему восприятию
 формой действия, которое она должна осуществить, начинает служить
 постоянным средним термином, позволяющим соотносить друг с другом

<< Пред.           стр. 40 (из 54)           След. >>

Список литературы по разделу