<< Пред. стр. 9 (из 14) След. >>
много новых впечатлений; их приток становится невыносимым, и мозг ищетотдыха в буферном процессе; он как бы создает мост между воспринятым
известным и неприемлемым неизвестным, облекает невыносимое неизвестное в
мантию привычного. Когда субъект не справляется с притоком новых данных
путем концептивного аналогизирования, он становится жертвой перцептивного
аналогизирования. Этот процесс известен также под названием "пансаизм".
Пансаизм - это когда необычайное воспринимается как обыденное явление в
качестве необычайного", (Р.Шекли).
ПАПА РИМСКИЙ - "Вот он, папа Шестьдесят Седьмой, как мы должны его
теперь называть. На балконе появилась небольшая фигурка в золотом одеянии
и протягивает руки к собравшимся. Да! Солнце блестит на щеках папы, на его
высоком лбу - и это блеск полированной стали. Папа подходит к перилам и
включает реактивные левитаторы под мышками", (Р.Сильверберг).
ПАРАЛЕВ - "Лео не простой лев. Это паралев или, как говорят
газетчики, сверхлев. С помощью направленных мутаций удалось создать
существо, равное по уму семилетнему ребенку... Он уже не зверь! Видите,
какой у него мощный выпуклый лоб? Лео понимает простую речь и может
по-своему отвечать", (Ф.Карсак).
ПАРАЛИЗАТОР - "Терн Эльдред выхватил из кармана стеклянную палочку.
Она завершалась стеклянным же полумесяцем с металлическими наконечниками.
Концы полумесяца коснулись подбородка Гордона. В мозгу словно вспыхнула
молния. Он почувствовал, что падает, теряя сознание. И стало темно",
(Э.Гамильтон).
ПАРЗ - травоядное крупное животное с четырьмя бивнями. Обитает в
южных лесах, достигает двенадцати футов в холке. Его предок неизвестен;
"Оно появилось из темноты, огромное, титаническое создание, подобное тем
чудовищам, что, вероятно, бродили на земле за миллионы лет до появления
человека. Слепая игра генетических мутаций и резкое изменение климата
снова вызвали появление на планете этих гигантских тварей, столкнув их с
обескровленной, лишенной былого могущества человеческой расой. Огромная,
коротко обрубленная голова монстра, сидевшая на колоноподобной шее, была
увенчана двумя парами бивней и возвышалась, по крайней мере, на двадцать
футов над землей. Покрытое бурой шерстью чудовище напоминало замшелую
скалу, стремительно мчавшуюся на столбообразных ногах", (С.Ланье).
ПАУЗА ВОДОРОДНАЯ - "В Космосе радио звучит голосами звезд: тишина
царит только на волне двадцать один сантиметр, очищенной неисчислимыми
кубическими световыми годами холодного межзвездного водорода. Каждая
мыслящая раса, желающая связаться с другими существами, воспользовалась бы
именно этой волной", (Л.Найвен).
"ПЕННИ ПАЛАС" - знаменитый игорный дом. "Согласно путеводителю, это
название было символичным - сюда можно было прийти с одним пенни и уйти с
миллионом, но уже кредитов", (А.Ван Вогт).
ПЕНОРЕЗИНА - лекарство. "За ночь пенорезина закончила свое лечебное
действие и отвалилась, обнажив здоровую розовую кожу. Только местами
виднелись серые утолщения свежих шрамов", (Л.Найвен).
ПЕР - сокращенное "патер" (отец). Уважительный титул священника
Кандианской Универсальной Церкви, (С.Ланье).
ПЕРЕДАТЧИК МАТЕРИИ - "Капитан Лутропп: - Когда они лет двадцать назад
изобрели эту штуку, я думал, что останусь без работы. Но, к счастью, все,
что они передают, прибывает на место в виде мельчайшей пыли. Для
минерального сырья это роли не играет, а вот для машин, для товаров -
ха-ха! О людях или животных я уже не говорю: даже сосисочного фарша не
получается. Так что пока без нас и без наших кораблей не обойтись,
дружище!", (Ф.Карсак).
ПЕРИСТАЛЬТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ - используется в транспортных туннелях
городских коммуникаций, (А.Кларк).
ПЕРЦЕПТОРЫ - органы ощущения.
ПЕСКОХОД - "Это длинные, приземистые гусеничные вездеходы; впереди на
решетчатой раме помещалась двухместная кабина из пластика, похожая на
раковину, сзади кузов. Мягко покачиваясь, они передвигались по
расползающемуся песку. Шум их гусениц походил на шелест птичьих крыльев",
(Р.Сильверберг).
ПИЛА АТОМНАЯ ручная с дисковым лезвием - "На их глазах инструмент с
пронзительным скрежетом вырезал в стене большое, неправильной формы
отверстие", (Б.Олдисс).
ПИЛА МОЛЕКУЛЯРНАЯ - инструмент, может использоваться для прорезания
скал, (Ф.Карсак).
ПИСАТЕЛЬ-АВТОМАТ - "Гений Найпа не только приспособил машину для
сочинения романов, но и создал уникальную новую систему управления,
которая давала автору возможность в буквальном смысле слова заранее
выбирать любой тип сюжета и любой стиль письма, какие он только пожелает.
На этой штуковине было столько циферблатов и рычагов, что она напоминала
приборный щиток огромного самолета. Сначала, нажав одну из основных
кнопок, "писатель" принимал первоначальное решение, какой роман писать:
исторический, сатирический, философский, политический, романтический,
эротический, юмористический или обыкновенный. Затем из второго ряда кнопок
он выбирал темы: армейская жизнь, жизнь первых переселенцев, мировая
война, расовая проблема, покорение Дикого Запада, сельская жизнь, мемуары
о детстве, мореплавание, жизнь на дне моря и многие, многие другие. Третий
ряд кнопок давал возможность выбрать стиль: классический, причудливый,
пикантный, хемингуэевский, фолкнеровский, джойсовский, женский и так
далее. Четвертый ряд предназначался для действующих лиц, пятый - для
объема и так далее и тому подобное - десять длинных рядов кнопок для
предварительного выбора. Но это было еще не все. Направлялся и сам процесс
творчества (который занимал около пятнадцати минут на роман), для чего
автор должен был тянуть на себя или нажимать целую батарею отмеченных
регистров, как на органе. Таким образом он был в состоянии непрерывно
модулировать или смешивать пятьдесят разных переменных качеств, таких,
скажем, как волнение, удивление, юмор, пафос и таинственность.
Многочисленные циферблаты и датчики на щитке точно показывали ему, сколь
далеко он ушел в своей работе. Наконец, был еше вопрос страсти, которая
была наиболее важным инградиентом, магическим катализатором, благодаря
которому скучнейший роман каким-то образом имел шумный успех, во всяком
случае финансовый. Для этого был один независимый регулятор, состоявший из
двух чувствительных юстирующих устройств, приводимых в движение ножными
педалями вроде газа и тормоза в автомобиле. Одной педалью регулировалась
концентрация страсти, которую надо было ввести, другой - ее напряженность.
Было совершенно ясно, что писать романы по методу Найпа - все равно, что
одновременно пилотировать самолет, вести автомобиль и играть на органе",
(Р.Дал).
ПИСАЧЕК ПЕРЕСМЕШНИК - "Маленькая птичка - аналог земного попугая,
только она не болтает, а пишет. К сожалению, на Протостенезе (планета -
прим. ред.) она чаще всего покрывает заборы неприличными выражениями,
которым учат ее туристы-земляне. Некоторые люди нарочно доводят эту птичку
до бешенства, уличая ее в грамматических ошибках. И тогда она со злости
начинает глотать все, что ни увидит. Ей подсовывают имбирь, изюминки,
перец или крикогон, род травянистого растения, издающего на восходе Солнца
протяжный крик (кухонная зелень, используемая временами вместо
будильника). Когда птичка погибает от переедания, ее поджаривают на
вертеле", (С.Лем).
ПИСТОЛЕТ АТОМНЫЙ - "Главарь поднял свой длинный, тонкий пистолет.
Оттуда со щелчком вылетела крохотная пулька, вонзилась в спину Вель Квену
и взорвалась. Старик упал как подкошенный. Взрыв атомной пули выжег в теле
Вель Квена зияющую рану", (Э.Гамильтон).
ПИСТОЛЕТ ПАРАЛИЗУЮЩИЙ - выстрел из такого оружия на некоторое время
лишал человека подвижности и доставлял весьма неприятные ощущения,
(А.Нортон); Действие заряда можно менять так, что парализация колеблется
от десяти секунд до часа, (Л.Найвен).
ПИСТОЛЕТ ПЛАЗМЕННЫЙ - стреляет сгустками плазмы (А.Нортон).
ПИФИЯ - "Жрица-прорицательница в Древней Греции. Вещала, надышавшись
ядовитых испарений. У нас в институте (НИИЧАВО) пифии не практикуют. Очень
много курят и занимаются общей теорией предсказаний", (Стругацкие).
ПЛАМЯИЗЛУЧАТЕЛЬ - "Он убивает с помощью тепла. Им трудно управлять и,
если ты не будешь внимателен, то можешь обжечься, но он очень хорош против
крыс. После нажатия кнопки из него выделяется почти невидимый луч тепла,
но радиус действия невелик"; "Он осторожно взял оружие в руку, направляя
ствол в сторону стены. На верхней гладкой поверхности оружия была риска и
маленькая кнопка. Он нажал ее. Узкий, почти невидимый луч тепла коснулся
стены, и тут же на ее металлической матовой поверхности появилась светлая
линия, которая увеличивалась и расширялась. Появились как бы две
вишнево-красные губы, расплывающиеся в улыбке. Он торопливо нажал кнопку
еще раз. Горячий луч исчез, губы потеряли цвет, и осталось только
отверстие, через которое был виден коридор", (Б.Олдисс).
ПЛАНЕТА ПРЕДТЕЧ - "Единственная уцелевшая из пяти сожженных планет в
системе красной звезды 88С821 в созвездии Спирали. Климат холодный, в
тропиках - умеренный. Вся тропическая зона представляет собой широкую
полосу джунглей, протянувшуюся по всему экватору планеты. Разумных существ
не обнаружено. Колонизации не подлежит из-за высокого уровня радиации.
Существуют предположения, что в районе этой системы произошло сражение
легендарных Предтеч", (А.Нортон).
ПЛАНЕТЫ-КОРАБЛИ кукольников - "Сначала мы купили у Внешних
специальный инерционный привод. Можете представить, какую они затребовали
цену - мы выплачиваем им до сих пор. Мы передвинули две
сельскохозяйственные планеты, а потом провели эксперименты с другими
незаселенными планетами. В конце концов нам удалось передвинуть и нашу.
Через некоторое время мы убедились, что солнце - скорее помеха, чем благо,
и отодвинулись от него на расстояние одной десятой светового года,
используя его только в качестве якоря. Нам требовались новые
сельскохозяйственные планеты. Мы перетащили подходящие из ближайших
систем, увеличив число сельскохозяйственных до четырех и собрав их в
розетту Кемплерера. Было очень важно в момент отправления сдвинуть их
одновременно и дать каждой достаточное количество ультрафиолета. Когда
подошло время покинуть Галактику, мы были к этому готовы. Мы уже знали,
как двигать планеты", (Л.Найвен).
ПЛАНШЕТ КОСМИЧЕСКИЙ - "Космический планшет висел прямо над
видеоэкраном. Это был огромный прямоугольник отполированного металла, по
которому мы могли следить за всем, что происходит непосредственно вокруг
флотилии. Сейчас на его краю появились темные точки. Они двигались из
внегалактического пространства перпендикулярно нашему курсу. Это был
огромный метеоритный рой", (Э.Гамильтон).
ПЛАСТИЧНЫЕ - синтетические люди с высокой приспособляемостью, которых
создавали по образу и подобию разных видов инопланетян. "Человек
превратился в любое создание. Не вообще в инопланетное, а в точную копию
именно того создания, которое послужило образцом. У него будут разум и
память этого существа. Оно сможет немедленно продолжить работу, которую
делало инопланетное существо, с того момента, когда оно прервало ее.
Оказавшись за пределами корабля, оно сможет отыскать приятелей
инопланетного существа, присоединиться к ним и провести исследование.
Существу будет задан мысленный приказ вернуться на карабль через
определенное время и сразу же по возвращении принять человеческий облик.
Приняв его, создание сможет вспомнить свое существование в инопланетном
обличье и данные, которые доступны исседованию", (К.Саймак).
ПЛАСТО-КОЖА - особый бинт для закрытия ран, (А.Нортон).
ПОГРЕБЕНИЕ - "Он выломает голубые ветви и соорудит из них кресты. Он
повесит на каждом по космическому шлему ребят, а к подножию прислонит по
кислородному баллону. Пустому баллону - символу их проигрыша в этой
битве", (А.Азимов).
ПОДГОТОВКА КОНТАКТА - "Он нашел широкий плоский ремень на полпути
между двумя плантациями. На камне разложил образцы товаров - украшения,
маленькие игрушки, поделки из металла, сразу бросающиеся в глаза,
музыкальный ящик, устроенный так, что, если взять его в руки, он начинает
играть...", (А.Нортон).
ПОЕДАТЕЛИ - "Это животные, и притом не совсем безвредные; поедая
растения-оксигенераторы, они нарушают экологическое равновесие... У
поедателей крови нет. Вместо крови у них что-то вроде лимфы, которая
питает все ткани тела. Удаление из организмов отработанных веществ
происходит таким же образом, осмотически. Функционально - это аналог
системы кровообращения, только у них нет сосудов, сообщающихся с главным
насосом. Жидкость просто сочится в их телах, как у амеб, губок и прочих
низкофилумных форм жизни. Однако нервная система, пищеварительный тракт,
строение органов и конечностей у них определенно высокофилумные. Это
неуклюжие, медлительные животные сферической формы, покрытые густым,
жестким оранжевым мехом. Похожие на блюдца глаза выкачены над узкими,
будто резиновыми губами. Ноги тонкие, чешуйчатые, как у цыплят, короткие
руки прилегают к телу", (Р.Сильверберг).
ПОЛИГЛОТ - "Лицо, многократно проглоченное курделем", (С.Лем).
ПОЛИМИКСИЯ - "Неудачное определение способа оплодотворения у энциан.
Правильный термин: полисемия. Женская половая клетка не может быть
оплодотворена лишь одним мужским сперматозоидом; для инсеминизации
необходимо по меньшей мере два сперматозоида от двух генетически
нетождественных самцов (то есть они не могут быть однояйцевыми
близнецами)", (С.Лем).
ПОЛЯРИЗАТОР ГРАВИТАЦИИ - привод, более эффективный, чем термоядерный,
с ним корабли гораздо быстрее и маневреннее, (Л.Найвен).
ПОРОШОК НЕВЕСОМОСТИ - средство, переводящее посыпанный им предмет в
невесомое состояние. "В пузырьке был серый порошок, по виду напоминавший
обыкновенную пыль. По окружности бутылочки шла наклейка с надписью:
"Порошок невесомости. Тщательно посыпать до, после или во время еды. Без
надобности не употреблять", (Э.Кросс).
ПОСТЫМЕНТ - "Постыдный монумент. Памятник бесславия, воздвигаемый в
честь величайших национальных антигероев из специальных эластичных
материалов, способных деформироваться под ударами, а затем восстанавливать
прежнюю форму. С плевательницами вместо вечного огня", (С.Лем).
ПРЕДВОДИТЕЛЬ НАЗГУЛОВ - "Огромная тень, подобная туче, опускалась на
землю. Это было крылатое чудовище, похожее на исполинскую птицу без
перьев. Кожистые крылья, растянутые между длинными когтистыми лапами,
издавали ужасный смрад. Это было порождение древнего мира, птенец
последнего, забытого Временем выводка, родившегося где-то в затерянных
горных дебрях. Темный Владыка разыскал этот выводок и кормил падалью, пока
детеныши не стали крупнее любого другого летучего создания. Потом он дал
их вместо коней своим слугам. Страшное существо спускалось кругами все
ниже, потом, растопырив лапы, выгнув длинную шею, разевая усаженный
острыми зубами клюв, чудовище село и, качнувшись, угнездилось на крупе
коня Теодена. На его спине сидел всадник, огромный и грозный, закутанный в
черный плащ. Железная корона венчала его, но между короной и плащом был
только мрак и мертвенный блеск глаз. Это был Предводитель назгулов. В
руках он держал железную палицу", (Д.Р.Р.Толкиен).
ПРЕДТЕЧИ - "Что мы знаем о Предтечах? Почти ничего! Они исчезли за
сотни, а может, и за тысычи лет до того, как мы выбились в космос. Это
была великая раса, они овладели многими планетными системами и погибли в
войне, оставив после себя мертвые планеты и мертвые солнца"; "Всего десять
лет, как кончилась война. Земляне сражались яростно, беспощадно. Если бы в
этой последней схватке было пущено в ход оружие Предтеч - или даже только
сведения о таком оружии попали бы в злые руки, - может быть, и Солнце
превратилось бы тогда в мертвую звезду, вокруг которой кружились бы
выжженные до шлака миры...", (А.Нортон).
ПРЕКОГНИСТИКА - искусство предвидения, использующее Сорок Символов
(см.). "Привычным усилием воли Иеро вышел из транса и взглянул на свою
левую руку. В его кулаке были зажаты две крохотные фигурки, два из сорока
деревянных знаков Заклинателя - набор символов, выбранных в состоянии
транса, позволял делать предсказания", (С.Ланье).
ПРИБОР ОБОГРЕВАТЕЛЬНЫЙ - "Фабриканты обогревательных приборов,
предназначенных для пользования под открытым небом, учитывали не только
удобства выезжающего за город потребителя, но и его настроение. Прибор
Стронга был выполнен в виде небольшого костра, и с помощью регулятора
можно было заставить искусственные дрова гореть ярко-желтым,
темно-оранжевым или вишневым цветом. Стронг выбрал вишневый, и бодрящее
тепло, заструившееся из крохотных атомных батареек, отчасти разогнало его
одиночество", (Р.Янг).
ПРИВЫЧКИ ДУРНЫЕ - "Младенец Карло сорока семи дней от роду: читает в
мозгу доктора Фойетти имена всех его родных вплоть до четвероюродных
братьев, а также впитывает в себя научные, литературные, философские и
футбольные познания, накопленные синьором Фойетти еще со времен детства;
обнаружил марку Гватемалы, погребенную под восемнадцатью килограммами
медицинских томов; силою взгляда передвигает стрелку весов, на которых
медицинская сестра взвешивает больных; принимает и передает радиограммы, в
том числе на ультракоротких волнах, а также стереофонические записи;
воспроизводит на стене телевизионные программы; движением рук проделал
дырку в белоснежном халате доктора; глядя на фотографию одного из
пациентов, ощутил сильную резь в желудке и безошибочно определил у
больного острый приступ аппендицита; на расстоянии поджарил в оливковом
масле семечки; подпрыгнул с кровати на пять метров девятнадцать
сантиметров; волевым напряжением вынул медаль святого Антония из коробки
сигар, запечатанной тремя мотками скотча; оживил муляж черепахи и лежащего
в ванне барсука; намагнитил несколько увядших хризантем, придав им прежний
свежий вид; притронувшись к куску уральского самоцвета, рассказал наизусть
историю русских художников-авангардистов начала двадцатого века; остановил
брожение вина", (Дж.Родари).
"ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЛИМИТИРОВАННЫЕ" - особое развлекательное заведение.
"Пригрезившееся вам приключение будет абсолютно реалистично. Вы испытаете
настоящую боль, подлинные эмоции. Оно ничем не будет отличаться от
реальной действительности. Кроме, конечно, одного: все это произойдет не
наяву и, следовательно, будет вполне безопасно. Во время вашего
ультрареалистического сна вы сможете совершенно сознательно управлять
своими действиями, чего во сне не бывает. Но на долю некоторых клиентов
выпадают вполне реальные приключения. В таких случаях ему дают не
возбудитель, а снотворное. Когда человек уснет, его переносят на
космический корабль и отправляют на Венеру. Если он сумеет выйти
победителем, то останется в живых. Ведь приключение утратит всякий смысл,
если клиент не будет принимать его всерьез. Иное дело, когда остается
вероятность, пусть даже самая малейшая, что над тобой нависла смертельная
угроза", (Р.Шекли).
ПРИТЯГИВАЮЩИЕ КОРАБЛИ - "Какая-то непонятная сила отклоняла нос
нашего крейсера прямо к центру скопления врагов. Нижняя часть корпусов их
дисколетов была залита едва заметным пульсирующим зеленоватым светом. Наши
корабли продолжали подниматься вверх, но движение их замедлялось, а
корпуса все теснее прижимались друг к другу, словно зажатые могучей
неведомой хваткой. "Притягивающие корабли!' - закричал я", (Э.Гамильтон).
ПРОВАЛ гиперпространственный - его "энергетическая волна на мгновение
создает особое состояние, которое называется сингулярным, в естественном
виде оно встречалось лишь в непосредственной близости от звезд в последние
мгновения их жизни. Коллапсирующая звезда, бывшая сверхновая, создает
вокруг себя искривление пространства, тоннель в никуда, черную дыру.
Сжимаясь, звезда своими размерами приближается к сфере Шварцильда, по
достижении которой черная дыра поглощает ее. На подходе к критическому
диаметру время для умирающей звезды течет гораздо медленнее, но ускоряется
до бесконечности, когда звезда поймана и заглатывается черной дырой. А
если там находится человек? Он тоже проскальзывает сквозь черную дыру.
Гравитационные силы невообразимой величины сминают его, он превращается в
точку с нулевым объемом и бесконечной плотностью, а затем выбрасывается