<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 27929
 
 
 (c) 2002 г.
 
 Д. ГАМПЛОВА
 
 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ - 1999
 
  ГАМПЛОВА Дана - научный сотрудник Социологического института Чешской академии наук.
 
  В июле 1999 г. Социологическим институтом Чешской академии наук в рамках сравнительного проекта Международной программы социальных исследований "International Social Survey Programm (ISSP)" проведено репрезентативное социологическое исследование "ISSP 1998 - Религия", посвященное проблеме влияния религиозных представлений и религиозного поведения на социальные, политические и моральные установки населения и на его отношение к сексуальному поведению и абортам. Полевые работы по сбору данных осуществлены в Чешской республике также в июле 1999 г. социологическим центром SC&C. Объем случайной выборки - 1224 респондентов. В статье для сравнения приведены некоторые данные исследований по программе ISSP в зарубежных странах за 1991 и 1998 гг.1
 __________________
  Исследование проведено при финансовой поддержке фонда GA CR Чешской республики, грант № 403-99-1129. Статья впервые опубликована в журнале "Sociologicky casopis". XXXVI. 2000. № 4.
  Отметим, что, во-первых, подтвердилось мнение о том, что Чешская республика с точки зрения вероисповедного самоопределения населения и интенсивности его участия в богослужениях относится к наиболее секуляризированым европейским странам. Так, 45,7% респондентов отнесли себя к Римско-католической церкви; 2,6% - в Евангелической церкви чешских братьев; 2,7% - к Чехословацкой гуситской церкви; 2,5% - к иным христианским церквям и 0,6% респондентов - к нехристианским религиям. Вероисповедание не указали 45,9% респондентов2. Близкий к этому удельный вес респондентов "без вероисповедания" в 1998 г. отмечен в Великобритании и Франции, более высокий - на территории бывшей Восточной Германии (69%).
  Чешская республика относится к секуляризированным обществам также с точки зрения частоты посещения богослужений - почти половина респондентов (48%) в нашем исследовании ответила, что никогда не бывает на богослужениях. Таким образом, можно считать Чехию одной из стран с наиболее низкой посещаемостью богослужений3. Среди тех, кто ходит на богослужения и в то же время относит себя к какому-либо вероисповеданию, преобладают люди старшего возраста; среди молодежи интерес к церковной жизни, несомненно, слабее (табл. 1). Указывают свое вероисповедание и посещают богослужения прежде всего респонденты из небольших населенных пунктов, а также имеющие низкий уровень образования. Однако на фоне подобного секуляризирующего влияния города любопытным исключением явилась Прага - здесь численность людей без вероисповедания, а также тех, кто никогда не ходит на богослужения, несколько ниже, чем в крупных городах (табл. 2).
  Приведенные данные могли бы означать, что религиозная вера характерна для респондентов старших возрастов, менее образованных, или населения из менее урбанизированных районов. Но следует задаться вопросом: до какой степени низкий уровень интереса к христианской жизни
 Таблица 1
 
 Соотношение посещаемости богослужений и возраста (в % от числа опрошенных)
 
 Возраст, лет Участие в богослужениях
 Никогда
 Редко Несколь-ко раз в год Приме-рно 1 раз в месяц Почти каж-дую неделю Не реже 1 раза в неделю
 Всего До 29 56,7 26,3 6,7 1,4 5 3,9 100 30-44 50 24,7 13,9 2,5 4 4,9 100 45-59 46,2 29,5 11,1 3,1 4 6,1 100 60 и более 39,7 17,9 16,5 3,9 7,6 14,4 100 Всего 48,1 24,8 12,1 2,7 5,1 7,2 100
 
 _________________
  Источник для всех таблиц: ISSP - Религия, 1998
 
 
 Таблица 2
 
 Соотношение посещаемости богослужений и размера населенного пункта (в % от числа опрошенных)
 
 Размер населенного пункта, тыс. чел. Участие в богослужениях Ни-ко-гда
 Редко Неско-лько раз в год Пример-но 1 раз в месяц Почти каждую неделю Не реже 1 раза в неделю
 Все-го Менее 5 37,4 25,1 17 3,4 6,5 10,6 100 5-10 50 27,1 5,1 3,4 10,2 4,2 100 10-50 55,4 27,2 7,5 0,5 3,3 6,1 100 50-100 60 18,9 15,8 2,1 1,1 2,1 100 Более 100 67,2 22,4 5,6 1,6 0,8 2,4 100 Прага 55,6 23,6 8,5 3,8 4,7 3,8 100 В целом 48,2 24,8 12,2 2,6 5,1 7,1 100
 
 свидетельствует об общем ослаблении религиозности в обществе? Результаты исследования 1998 г. свидетельствуют, что сдержанное отношение к традиционным церквям и христианству не означает, что чехи отвергают существование сверхъестественного. Примерно лишь один человек из ста однозначно отрицал не только существование Бога, духа или сверхъестественной силы, но и конкретные проявления сверхъестественного в жизни. 66,1% респондентов ответили, что некоторые предсказатели обладают способностью предвидения будущего; 45,3% признались, что верят в силу амулетов, и столько же - в гороскопы4. Данные 1998 г. соответствуют результатам некоторых более ранних исследований религиозности, согласно которым в европейских обществах сохраняется довольно высокий уровень веры в сверхъестественное5.
  Таким образом, чешские респонденты скорее отрицали традиционные религиозные системы и организованные религии, нежели сверхъестественное вообще. Отвержение великих религиозных систем касалось не только христианства, но и всех традиционных религий (ислама, буддизма и иудаизма). При этом христианство снискало наибольшее число симпатий. Респондентам предлагалось оценить отдельные религии по шкале, состоящей из семи ступеней, с полюсами "очень симпатично" и "очень несимпатично". К христианству были положительно настроены 53% респондентов (в т.ч. 21% отметили позицию "очень симпатично"), и, напротив, совершенно несимпатичным его назвали лишь 3% респондентов. Меньше всего симпатий снискал ислам: в целом как несимпатичный его обозначили 50% (для 23% он совершенно несимпатичен), а в той или иной мере симпатичным признали его только 2% респондентов. Отношение к буддизму оказалось гораздо менее поляризованным: треть опрошенных ответила, что затрудняется ответить или не знает о буддизме, 26% выразили свою антипатию, 24% - симпатию, а остальные 18% отнеслись к нему нейтрально.
 
 Ведущие духовные течения: оккультизм и христианство
 
  При использовании факторного анализа были вычленены 4 главные духовные ориентации, из которых две являются собственно религиозными в узком смысле этого слова: это прежде всего христианство и оккультизм6. Кроме того, следует отметить фатализм и ту духовную ориентацию, которую можно назвать верой в человека (табл. 3). Ввиду того, что существование христианства и оккультизма в качестве основных религиозных направлений проявилось и в зарубежных данных ISSP за 1991 и 1998 гг., можно говорить о том, что эти два духовные течения являются общими для европейских обществ7. Данные ISSP - по меньшей мере, до известной степени - отвечают теории Элвуда и Пэртина о существовании двух основных образов дeйcтвительности западной цивилизации: "Христианство и современная наука, с одной стороны, и альтернативные явления, спаянные с традиционными мистическими течениями... гностицизма, магии, герметизма и неоплатонизма и через средневековое сектантство, волшебство, каббалу и алхимию приводящие к розенкрейцерству и оккультизму нового времени" [1].
  Христианство в чешском исследовании проявило себя скорее как духовная ориентация меньшинства. Сумма положительных ответов на вопросы, которые являются признаками христианского фактора, показывает, что к христианству однозначно отнесла себя приблизительно десятая часть респондентов (10,8%) и определенную поддержку ему выразили еще 17,3%. Оккультизм однозначно поддержало примерно столько же респондентов, что и христианство (9,5%). Существование оккультных явлений допускают 42,6% респондентов. Однозначно проявилась зависимость обоих типов религиозности от возраста. Интерес к оккультизму проявляли чаще молодые респонденты, а к христианству склонялись, скорее, люди постарше. Не совсем ясно, означает ли это, что в обществе произошли какие-то
 Таблица 3
 
 Факторные нагрузки типов религиозности*
 
 
 Переменные Факторы "Христиан-ство" "Оккуль-тизм" "Фата-лизм" "Вера в челове-ка" Загробная жизнь 0,80 0,06 - 0,12 0,05 Царство Небесное 0,86 - 0,14 -0,02 0,06 Ад 0,80 - 0,22 -0,02 0,06 Религиозные чудеса 0,82 0,04 -0,09 0,03 Отношение к Библии 0,74 - 0,02 - 0,02 0,25 Существует Бог, который заботится о каждом человеке 0,84 - 0,05 -0,04 0,08 Люди мало могут сделать для того, чтобы изменить свою жизнь 0,20 0,03 0,66 0,04 По-моему, жизнь имеет смысл только потому, что существует Бог 0,72 - 0,18 0,22 0,10 По моему, жизнь не имеет никакого смысла - 0,00 - 0,12 0,74 - 0,06 Жизнь имеет смысл только тогда, когда человек сам придает ей какой-либо смысл - 0,26 0,38 - 0,08 0,68 Своей судьбой мы распоряжаемся сами - 0,31 0,38 - 0,04 0,65 Вера в амулеты 0,23 0,71 0,10 - 0,16 Вера в способность предсказывать 0,41 0,62 - 0,03 - 0,29 Вера в гороскопы 0,20 0,72 0,03 - 0,28 Вера в Бога как личность 0,76 0,07 - 0,18 0,12 В наше время человек должен жить по-современному - 0,06 0,13 0,70 0,18
 _________________
  * Метод главных компонент (без вращения)
 ценностные сдвиги или эти данные лишь отразили следующее: молодые поколения больше занимаются духовными вопросами, но с возрастом утрачивают интерес к данной проблематике и склоняются к традиционной религии. Отметим, что отношение к христианству зависит и от образования (верующими - христианами чаще оказывались люди с низким уровнем образования); в случае с оккультизмом связь с образованием выражена слабее. Об оккультизме - в отличие от христианства - также нельзя сказать, что он находил себе опору преимущественно в небольших населенных пунктах. Итак, христианство находит сторонников среди старших и менее образованных людей из менее урбанизированных районов, тогда как склонность к оккультизму проявила себя в исследовании как гораздо более общий феномен.
  У многих респондентов признаки рассматриваемых духовных течений переплетаются. Шкалы с колебаниями факторных нагрузок ответов были разделены нами на 3 категории (менее - 0,75; от - 0,75 до 0,75; более 0,75). К числу чистых приверженцев соответствующего духовного направления можно было отнести лишь примерно третью часть христиан и пятую часть оккультистов, у прочих респондентов имеет место смешение обоих типов религиозности8. Данную связь между оккультизмом и христианством следует понимать лишь как некое указание на определенные тренды, так как ввиду существенной доли ошибочных ответов в нашем исследовании довольно большая часть данных не могла быть включена в анализ (табл. 4). В факторном анализе ошибочные ответы на отдельные вопросы были компенсированы средними. Отметим, что подобное смешение христианства и оккультизма неудивительно, так как в массовом, так называемом народном христианстве, оба типа религиозности всегда традиционно были достаточно прочно связаны.
 
 
  Таблица 4
 
 Соотношение факторных нагрузок христианства и оккультизма
 Христианство Оккультизм Да И да, и нет Нет Всего Да 19,9 50,3 29,8 100 22,5 22,2 33,5 4,9 12,5 7,4 24,8 И да, и нет 28,2 60,6 11,3 100 59,2 49,8 23,5 13 27,9 5,2 46 Нет 13,8 53,8 32,4 100 18,3 28 42,9 4 15,7 9,5 29,2 Всего 21,9 56,0 22 100
 ___________________
  Для каждого утверждения ("да" "и да, и нет", "нет"): 1-я строка - доля респондентов (в %) по строке; 2-я строка - по столбцу (обозначенное "Всего" принято за 100%); 3-я строка - в % по всей совокупности.
 
 Вероисповедание и вера
 
  Во что верят люди, которые заявляют о своем христианском вероисповедании9? Ввиду бесконкурентного положения Римско-католической церкви в Чешской республике вопрос о том, каковы чистые христиане, в известной мере является вопросом о том, каковы чистые католики10. Наибольшую группу (примерно четверть) католиков составили респонденты, которых можно обозначить как духовно не определившихся и которые склонялись как к христианству, так и к оккультизму11. В истинность положений традиционного христианского вероучения верили, согласно исследованию, лишь две пятых католиков, при этом лишь 13,6% католиков удалось идентифицировать как чистых христиан (табл. 5). С этими результатами согласуется и тот факт, что в существование Бога как личности верили только 27% респондентов католического вероисповедания. В целом четверть людей, которые отнесли себя к католическому вероисповеданию, можно идентифицировать как тех, кто не верит в согласии с христианским вероучением.
  Интересно было бы провести сравнение с католиков с людьми других вероисповеданий, но ввиду малого числа протестантов в выборке и отчетливым разделением между протестантами, принадлежащими к евангелической и либеральной традициям, трудно делать выводы об отдельных деноминациях.
  Очевидно, что вероисповедание само по себе не служит индикатором христианской веры. Однако известную ценность имел негативный ответ на вопрос о вероисповедании. Тот факт, что человек не отнес себя ни к какому вероисповеданию, свидетельствовал об отсутствии христианского взгляда на мир, так как среди людей без вероисповедания имеются лишь единицы тех, которых можно отнести к христианам, и лишь в исключительном случае (5,9% респондентов без вероисповедания). Как правило, если человек
 Таблица 5
 
 Соотношение веры в христианские догмы и оккультизм среди людей, отнесших себя к католическому вероисповеданию
 Христианство Оккультизм Да И да, и нет Нет Всего Да 18,1 49,3 32,6 100 7,5 20,6 13,6 41,7 И да, и нет 29,7 59,5 10,8 100 12,8 25,5 4,6 42,9 Нет 13,2 58,5 28,3 100 2 9 4,3 15,4 Всего 22,3 55,1 22,6 100
 
 ____________________
  Для каждого утверждения ("да" "и да, и нет", "нет"): 1-я строка доля респондентов (в %) по строке; 2-я строка - доля респондентов (в %) во всей совокупности.
 
 
 "по-христиански" верил, он также относил себя к какой-либо церкви, хотя, может быть, и формально.
 
 Религиозные представления, поведение и социальные установки
  Исследование 1998 г. также затрагивало вопрос о влиянии религиозных представлений и поведения на социальные, политические и нравственные установки, на особенности морали, отношение к сексуальному поведению и абортам. Разумеется, в данном случае встает вопрос о том, до какой степени определенные установки являются причиной, а до какой - следствием различных религиозных ориентаций. Однако теоретическая дискуссия на эту тему не является предметом данной статьи. Согласно П. Бергеру, имеет место взаимовлияние: с одной стороны, религия является социальным конструктом и, следовательно, зависит из данных социальных условий, с другой - сама влияет на эти условия [2]. Не говоря о социальной детерминированности религиозных установок, он лишь указывает на то, что в одинаковых социальных ситуациях могут иметь влияние различные религиозные направления с их ответвлениями, но это, разумеется, не означает, что определенная общественная ситуация удобна для любого типа религии12.
  Оккультизм является примером неорганизованной религии, в которой не установлено, "что такое хорошо и что такое плохо", в которой не существует авторитета, определяющего нормативность. Можно предполагать, что он будет иметь малое влияние при формировании эксплицитных моральных правил, и они будут зависеть, скорее, от конкретных психических и когнитивных ориентаций человека. Христианство, напротив, представляет собой организованную религию. Благодаря этому оно влияет на жизнь людей и общества на нескольких уровнях. С одной стороны, речь идет о влиянии собственно религиозной веры, следовательно, - определенной когнитивной структуры, которая связана с определенным восприятием действительности. Речь также идет о влиянии социального окружения на определенное религиозное объединение (церковь, церковный авторитет и конкретное общество). Наконец, роль играют и эксплицитно установленные нормы и правила (авторитет Библии, традиции и т.д.). Церковь, Библия и традиции определяют, что такое добро и зло. Таким образом, можно ожидать, что христианство будет иметь большее значение, чем оккультизм, при становлении эксплицитных моральных норм и предполагать, что религиозность сама по себе будет оказывать влияние на душевный склад человека, а церковь и священные тексты (при желании подчиниться их авторитету), напротив, - регулировать конкретные установки и моральные нормы.
  На основе факторного анализа выделено 4 типа прсихологических характеристик опрошенных: пессимизм, недоверие к людям, фатализм и веру в себя самого (табл. 6)13. Отдельные респонденты получили соответствующие факторные нагрузки указанных характеристик, и эти нагрузки были сопоставлены с нагрузками, которыми были представлены христианство и оккультизм. Однако выводы первоначального факторного анализа, на основании которого были вычленены христианство и оккультизм, не могли быть использованы, так как в данный анализ входили вопросы, идентичные вопросам при факторном анализе психологических характеристик, и поэтому итоговые корреляции могли подвергнуться искажению. Поэтому факторный анализ указанных характеристик респондентов был проведен отдельно. Сходные вопросы опущены. Однако в результате также вычленились упомянутые основные духовные факторы: христианство и оккультизм.
  Коэффициенты корреляции между ценностными ориентациями и религиозностью приведены в табл. 7. Ее показатели, разумеется, следует оценить с учетом того факта, что в анализ не были включены респонденты,
 
 Таблица 6
 Факторные нагрузки ценностных ориентаций респондентов
 Высказывания "Песси-мизм" "Вера в людей" "Вера в себя" "Фата-лизм" Как часто люди пытаются вас огорчить? 0,17 - 0,75 - 0,06 - 0,07 Можно ли доверяться людям, или человек при общении с людьми всегда должен быть достаточно осторожным? - 0,39 0,63 0,09 - 0,02 Люди мало могут сделать для того, чтобы изменить свою жизнь 0,33 - 0,02 - 0,05 0,67 Жизнь не имеет смысла 0,06 - 0,08 - 0,04 0,84 Жизнь имеет смысл только тогда, когда человек сам придает ей какой-либо смысл 0,10 0,15 0,82 - 0,01 Своей судьбой мы распоряжаемся сами - 0,01 - 0,14 0,84 - 0,07 Человек по природе добр и прекрасен. - Человек по природе зол и испорчен 0,15 0,64 - 0,08 - 0,22 Люди становятся все хуже и хуже 0,83 - 0,01 0,11 0,13 Сегодня человек в самом деле не знает, на кого положиться 0,80 - 0,20 0,02 0,05
 __________________
  Метод главных осей (вращение по методу варимакс с Кайзеровой нормализацией).
 
 
 Таблица 7
 
 Корреляции между факторами "христианство", "оккультизм", "пессимизм", "доверие к людям", "фатализм" и "вера в себя" (коэффициенты Пирсона)
  Христианство Оккультизм Христианство 1,00 0,00 Оккультизм 0,00 1,00 Пессимизм 0,04 0,10** Доверие к другим людям 0,14** 0,10* Вера в себя - 0,25** 0,14** Фатализм 0,08* - 0,06
 ___________________
  * Уровень значимости ? = 0,05.
  ** Уровень значимости ? = 0,01.
 
 
 не ответившие на один из вопросов. Условиям соответствовали 689 респондентов (56,3% первоначальной выборки).
  Христианство проявило себя как духовная ориентация, сопряженная с верой в других людей и умеренным фатализмом. Интересно соотношение оккультизма и убеждения в том, что человек сам распоряжается своей судьбой. Результаты с трудом можно интерпретировать так, что оккультизм связан с высокой активностью; скорее в них отразилось отвержение надличностного авторитета (человек определяет смысл своей жизни и сам распоряжается своей судьбой). Христианство, связано с обратной установкой, которая задана самим принципом веры в Бога. Проявилась также зависимость между оккультизмом и пессимистической установкой, но делать заключения о том, что пессимизм является причиной или следствием оккультной веры, было бы поспешным.
  В данной статье мы не будем осуществлять подробный анализ взаимосвязей между эксплицитными моральными нормами и религиозностью. В связи с этим вопросом лишь вкратце коснемся одной из областей, в которой можно констатировать это влияние, - а именно, сексуального поведения и отношения к абортам. Зависимость между христианством и взглядами на данную область хорошо известна, и данные ISSP 1998 г. подтверждают ее (табл. 8). Существенен вопрос о том, насколько важную роль в бытовании этих установок у респондентов играет сама вера, влияние церкви, желание принимать Библию как собственный авторитет и насколько - остальные факторы (например, образование). Регрессионный анализ отношения к отдельным вопросам, который мог бы вскрыть степень этого влияния, однако, не дает ясного представления. Так, нельзя утверждать, что отношение к семье и сексуальному поведению более всего связано с посещением богослужений или верой, однако по отношению к каждому отдельному вопросу мера влияния этих факторов проявилась. При этом влияние церкви, веры и отношения к священным текстам настолько
 Таблица 8
 
 Корреляции между христианством, посещением богослужений, отношением к авторитету Библии и отношением к абортам и сексуальному поведению (коэффициенты Пирсона)
  Христи-анство Богослуже-ния Библия Христианство 1,00 0,60** 0,66** Участие в богослужениях 0,60** 1,00 0,55** Отношение к авторитету Библии 0,66** 0,55** 1,00 Неверие - 0,25** - 0,23** - 0,24** Секс до свадьбы - 0,33** - 0,35** - 0,34** Продолжительная незарегистрированная связь - 0,31** - 0,35** - 0,33** Добрачное незарегистрированное сожительство - 0,23** - 0,35** - 0,30** Гомосексуализм - 0,08* - 0,26** - 0,17** Аборт (неполноценные дети) - 0,29** - 0,26** - 0,27** Аборт (низкий доход) - 0,26** - 0,24** - 0,22**
 __________________
  * Уровень значимости ? = 0,05.
  ** Уровень значимости ? = 0,01.
 
 
 
 комплексно, что определить их самостоятельный вклад весьма затруднительно.
 
 Заключение
  Религия и религиозное поведение - тема очень широкая. Исследование ISSP не может дать исчерпывающей картины религиозной жизни чешского общества, но, тем не менее, его данные вносят лепту в понимание и научное познание религиозной жизни в нашей стране.
  Данные проведенного исследования свидетельствуют, что в чешском обществе значительно распространена вера в сверхъестественное. Тот факт, что Чешская республика принадлежит к странам с низкой численностью людей, исповедующих ту или иную веру, и практикующих христиан, вовсе не значит, что речь идет об обществе, которое отвергает сверхъестественное и духовное измерение. Так, большое распространение имеет вера в сверхъестественные элементы оккультного характера (амулеты, гороскопы), и это не ограничивается малообразованными не-горожанами старших возрастов, что свойственно для традиционных конфессий. Итак, в Чешской республике религиозная вера - хоть и не традиционная христианская - постоянно играет довольно значительную роль.
  Отметим, что ряд авторов сомневается в одномерности теории секуляризации, согласно которой в современных обществах сверхъестественный элемент и религия вытесняются из повседневной жизни. Например, Г. Кэпел [3] указывает на возрожденческие тенденции в Римско-католической церкви, которые (речь не идет исключительно о провинциальных и малообразованных слоях населения) проявляются как характерное стремление решать каждодневные жизненные проблемы с ориентацией на библейские истины. Д. Мартин [4] сообщает подробные сведения о южноамериканских и иных обществах, в которых модернизация сопровождалась массовым религиозным подъемом. П. Бергер [5] в 1990 г. указывал на религиозный подъем в некоторых сферах советского общества.
 
  Авторизованный перевод с чешского З. ПЕЙКОВОЙ
 
 Примечания
 
 1 Исследованием ISSP-1998 охвачены следующие страны: Австралия, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландская республика, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Россия, Северная Ирландия, Словакия, Словения, США, Филиппины, Франция, Чешская республика, Чили, Швейцария, Швеция, Япония. Исследование ISSP-1991 проводилось в Австралии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Ирландской республике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Польше, России, Северной Ирландии, Словении, США и на Филиппинах.
 2 Согласно последней переписи населения 1991 г., то или иное вероисповедание продекларировано 44% населения (остальные 56% не дали ответа или отметили позицию "без вероисповедания").
  3 Столь значительная доля респондентов, которые никогда не ходят в церковь (костел), ставит Чехию в один ряд с Великобританией, Францией, Нидерландами и Россией. О том, что никогда не ходят на богослужения, сообщили 50,3% респондентов во Франции; 54,2% в Великобритании; 56,3% в России и даже 60,1% в Нидерландах. Для сравнения: в Соединенных Штатах, Германии и Австрии такие ответы дала лишь 1/5 часть респондентов. Треть американцев и даже половина швейцарцев, напротив, ответили, что участвуют в богослужениях каждую неделю (ISSP 1998).
 4 Сумма ответов "определенно, да" и "скорее, да".
 5 Так, согласно исследованию 1992 г., 53% французов читали гороскопы на каждый день, а 63% немцев считали гороскопы в той или иной мере важными. Существуют и определенные признаки того, что в некоторых европейских странах расширяется увлечение спиритизмом. Например, в 1972 г. в Великобритании было 50 тыс. спиритистов, а в 1999 г. их число возросло до 80 тыс. [6].
 6 Оккультизм "исходит из представления, что он владеет знанием и способами того, как использовать в нынешнее время древнюю практику суеверий, ритуалов и заклинательных формул на пользу или нанесения вреда другим людям. Равным образом ему свойственно представление о том, что человек может устанавливать контакты с духами, душами умерших людей или некоторыми космическими силами". В качестве примеров оккультизма можно привести предсказания судьбы, гадания по руке, и толкования гороскопов [7].
 7 Не все вопросы в исследованиях 1991 и 1998 гг. были тождественными. В 1991 г., например, задавался вопрос, который в чешской модели 1998 г. отсутствовал, но был присоединен к фактору христианской веры: определяет ли закон Божий добро и зло. Различия также состояли в том, что в 1991 г. закладывались вопросы о том, верят ли люди в ад и дьявола, а исследование 1998 г. ограничилось вопросом о том, верят ли люди в ад. Несмотря на перечисленные различия, существование указанных двух основных духовных течений проявилось в обоих исследованиях.
 8 В группу чистых приверженцев нами были зачислены те, кто недвусмысленно отнес себя к оккультизму или христианству, а другой тип религиозности отверг (полностью или частично).
 9 Для целей нашего анализа уместно провести различение между католическим и протестантским направлениями христианства. В католической традиции мистические элементы обретают больший простор, нежели в протестантской, которая в большей мере подверглась влиянию рационализма.
 10 По данным переписи населения 1991 г., к Римско-католической церкви отнесли себя 39% населения, что составляет 88,9% тех, кто продекларировал то или иное христианское вероисповедание. К протестантским деноминациям отнесли себя 2,5% населения Чешской республики.
 11 В этом случае также использована классификация на основе факторных нагрузок.
 12 Эти факты можно подтвердить примерами из исторической эволюции Южной Америки. Здесь в широкие слои населения проникают и евангелические версии протестантизма, и спиритизм, но оба этих направления сходятся в том, какие проблемы общества считать главными: это алкоголь, насилие и распад родственных отношений. Протестантизм в немалой степени сходится со спиритизмом и во внешних формах своего выражения (например, большой акцент на регламентированность), однако экономические последствия влияния этих направлений совершенно различны: в то время как протестантизм приводит к повышению жизненного уровня населения, спиритизм скорее препятствует экономическому росту [4, с. 169-171].
 13 Эти факторы представлены отношением к следующим вопросам. Недоверие к людям: "Как часто люди пытаются вас огорчить?"; "Можно ли доверяться людям, или человек при общении с людьми всегда должен быть достаточно осторожным?"; "Человек по природе добр и прекрасен. - Человек по природе зол и испорчен". Фатализм: "Люди мало могут сделать для того, чтобы изменить свою жизнь"; "Жизнь не имеет никакого смысла". Пессимизм: "Люди становятся все хуже и хуже"; "Человеку не на кого положиться". Вера в себя: "Жизнь имеет смысл лишь настолько, насколько человек сам придает ей какой-либо смысл"; "Своей судьбой мы распоряжаемся сами".
 
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 1. Luzny D. Nova nbozenska hnuti. Brno: Masarykova univerzita. 1997. С. 26.
 2. Berger P.L. Zur Dialektik von Religion und Gesellschaft. Framkfurt am Main: Fisher Taschenbuch. 1988.
 3. Kepel G. Bozi pomsta. Krest'ane, zide a muslimove znovu dobyvaji svet. Praha: Atlantis. 1996.
 4. Martin D. Tongues of Fire. The Еxplosion of Protestantism in Latin America / Oxford and Boston. MA: Basil Blackwell, 1990.
 5. Berger P.L. A Rumor of Angels. New York: Anchor Books, 1990.
 6. Chryssides G. Exploring New Religions. London: Cassels. 1999.
 7. Maly slownik sekt 1998. Kostelni Vydri: Karmelitanske nakladatelstvi.
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 
 
 
  5
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу